ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ АФРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ
Л.И. Бадалова
Кафедра французского языка № 2 Московский государственный институт международных отношений (Университет) просп. Вернадского, 78, Москва, Россия, 119454
В статье анализируются результаты эмпирического исследования адаптивности как базового свойства личности, выполненного на выборке представителей африканских студентов из разных стран. Диагностика проводилась с помощью сокращенного варианта бланковой методики, разработанной А.И. Крупновым, далее был проведен качественный анализ выраженности компонентов адаптивности и связей между ними с применением корреляционного анализа. Качественный анализ степеней выраженности структурных компонентов адаптивности показывает, что наиболее высокие значения имеет шкала «адаптация». Это свидетельствует о высоком уровне приспособленности африканских студентов к новой социокультурной среде, в которой они обучаются. Проблемной зоной адаптивности испытуемых является высокая выраженность шкал «ностальгия» и «отчужденность». Переживание этих чувств сопровождается негативным эмоциональным фоном и затрудняет вхождение студентов в новый социум. Развитие уверенности в себе и работу с аффективностью можно рассматривать в качестве серьезных ресурсов, которые через положительную связь со слабыми сторонами адаптивности способны компенсировать и корректировать их негативное воздействие. Одновременно отмечается связь переменной «ностальгия» с переменной «адаптация». Этот феномен свидетельствует о позитивной роли переживания чувства тоски по родине и близким для повышения степени адаптированности африканских студентов. Речь идет о двунаправленной функциональной способности ностальгии и ее ценности для успешной интеграции личности в новую социальную среду.
Ключевые слова: адаптивность, социокультурная адаптация, ностальгия, отчужденность, уверенность, африканские студенты
Современный мир меняется с невиданной прежде скоростью, стремительно увеличивается мобильность людей, особенно студентов, выбирающих вузы других государств для получения высшего образования. Такое свойство личности, как адаптивность, становится решающим для успешной интеграции индивидуума в новый социум и культуру [1—6]. В Российском университете дружбы народов обучается большое количество студентов из различных стран африканского континента. Образуемая ими этническая группа мало исследована с точки зрения психологических особенностей личности, чем и диктовался научный интерес изучения того, как африканцы приспосабливаются к жизни и учебе в России, так непохожей по своей ментальности, обычаям и климату на их родные страны.
Эмпирическое исследование проводилось на базе инженерного и филологического факультетов РУДН. Выборка составила 103 студента из Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Кот д'Ивуара, Нигерии, Эфиопии, Танзании, Сенегала, Камеруна, Конго, Намибии, Уганды, Кении, Бенина.
Исследование адаптивности африканских студентов проводилось с помощью сокращенного варианта бланковой методики «Адаптивность», разработанной А.И. Крупновым. Методика включает шесть бланков, каждый из которых измеряет шесть компонентов адаптивности: коммуникацию (К), уверенность (У), эмоциональность (Э), ностальгию (Н), отчуждение (О) и адаптацию (А). Чем выше итоговый балл по шкале, тем более проблемным является данный компонент для личности и тем больше он нуждается в коррекции. Исключение составляет шкала «адаптация», более высокие баллы по которой соответствуют более высокому уровню адаптивности субъекта.
Качественный анализ выраженности каждой шкалы методики «Адаптивность» показывает, что наиболее высокие значения среди всех структурных компонентов адаптивности имеет шкала «адаптация» (50,10). Это свидетельствует о высоком уровне приспособленности африканских студентов к новой социокультурной среде, в которой они обучаются. Содержательно компонент выражается в понимании того, что для успешного прохождения адаптации нужна собственная активность, во мнении, что необходимо проявлять терпимость к новому и находить в нем что-то полезное для себя, а также и в том, что личная уверенность — это залог успеха во всем. Лидирующая позиция параметра адаптации в структуре адаптивности свидетельствует о наличии хорошей базы адаптационных ресурсов, которые помогают африканским студентам успешно осваивать социальное пространство вокруг себя.
Высокие баллы по компоненту «ностальгия» (48,94) свидетельствуют о переживании достаточно интенсивных, сложных, по большей мере негативно окрашенных чувств в связи с воспоминаниями о жизни в родной стране. Содержательно ностальгия проявляется в том, что африканские студенты часто вспоминают о прошлом, скучают о родных и близких, думают о своем возвращении на родину и при определенных обстоятельствах готовы туда вернуться. Можно отметить, что переживание ностальгических чувств является одним из самых проблемных с точки зрения общего уровня адаптивности параметров для респондентов. Однако проведенные ранее в РУДН исследования показывают, что уровень ностальгии высок у всех иностранных студентов и зачастую это не является препятствием их межкультурной адаптации [3; 4].
Шкала «отчуждение» (40,70) находится на третьем месте по выраженности среди всех остальных признаков. Африканцы переживают отчуждение в виде стремления отстраниться и уйти в себя, отдалиться и удержать безопасную дистанцию с представителями иной культуры. Это выражается в том, что они чаще общаются со своими земляками, имея мало близких людей среди русского населения, что у них иногда появляется желание скорее вернуться домой.
Отметим, что низкие показатели по переменным «эмоциональность» (29,63), «уверенность» (26,00), «коммуникация» (27,03) указывают на то, что студенты относительно редко встречаются с трудностями, которые обуславливают эти шкалы. В тех случаях, когда проблемы все же возникают, эмоциональность проявляется в тревожащих навязчивых мыслях и переживаниях, в чувствах гнева, обиды, тревоги. Проблемная область коммуникации содержательно представлена на-
личием языковых барьеров, мешающих общению, а также тем, что респонденты часто чувствуют себя некомфортно и одиноко и им бывает трудно говорить или выступать перед аудиторией.
Следовательно, при работе с эмоционально-коммуникативной стороной личности особое внимание стоит обратить на разработку программ по психологической коррекции тревожности, развитию навыков управления гневом, а также по выработке умения посредством успешного приложения своей общительности налаживать конструктивные контакты с русскоязычным населением.
Для изучения внутренней структуры адаптивности африканских студентов был проведен корреляционный анализ, который показал наличие статистически значимых связей между шкалами методики (табл.).
Таблица
Связь переменных адаптивности африканских студентов (п = 103)
Шкалы У Э Н О А
Коммуникация (К) 0,48** 0,43** -0,04 0,08 0,05
Уверенность (У) 1,0 0,74** 0,15 0,23* -0,01
Эмоциональность (Э) 0,74** 1,0 0,34** 0,26** 0,02
Ностальгия (Н) 0,15 0,34** 1,0 0,36** 0,36**
Отчуждение (О) 0,23* 0,26** 0,36** 1,0 0,13
Примечание. Уровень значимости корреляций: * р < 0,05; ** р < 0,01.
Согласно полученным данным, переменная «коммуникация» связана с переменными «уверенность» (0,48) и «эмоциональность» (0,43). Чем больше сложностей коммуникативного характера испытывает личность, тем сильнее ее неуверенность в себе и тем чаще и интенсивнее она испытывает негативные эмоции. Следовательно, повышение коммуникативной компетентности испытуемых может способствовать снижению неуверенности в себе, а также поможет справиться с адаптационной тревожностью и другими негативными эмоциями.
Переменная «уверенность» связана с «коммуникацией» (0,48), «эмоциональностью» (0,74) и «отчуждением» (0,23). Чем больше субъект не уверен в себе, тем больше сложностей он испытывает при общении с другими людьми и тем сильнее он чувствует отчуждение от русской культуры. Следовательно, посредством развития у африканских студентов навыков уверенного поведения можно прогнозировать снижение степени их отстраненности от русскоязычного окружения, как одной из слабых сторон их адаптивности.
Было установлено, что переменная «эмоциональность» коррелирует с «ностальгией» (0,34) и «отчуждением» (0,26). Чем больше отрицательных эмоций переживают испытуемые во время адаптации, тем сильнее они скучают по родине и тем сильнее чувствуют отчуждение в чужой для себя стране.
Переменная «ностальгия» связана с «отчуждением» (0,36) и адаптацией (0,36). Чем сильнее африканские студенты испытывают тоску по родине, тем больше они отчуждены от русской культуры и русского общества и наряду с этим лучше адаптированы к новым условиям жизни.
Анализ корреляций позволяет сделать несколько важных выводов.
1. Развитие эмоциональной устойчивости личности и навыков управления негативными эмоциональными состояниями может снизить отстраненность респондентов от русского населения, сократить психологическую дистанцию, а также уменьшить интенсивность печали и тоски по родине. Следовательно, развитие уверенности в себе и работу с аффективностью можно рассматривать в качестве серьезных ресурсов, которые через положительную связь со слабыми сторонами адаптивности африканских студентов способны компенсировать и корректировать их негативное воздействие.
2. Ностальгия, с одной стороны, способна усиливать поведенческую отстраненность испытуемых от русских через желание проводить больше свободного времени с окружением близким по менталитету, а с другой стороны, стимулирует активно искать способы и средства приспособления к изменившейся культурной обстановке, находить зону комфорта в новых условиях. В этом плане можно говорить о двунаправленной функциональной способности ностальгии, и ее ценности для успешной интеграции личности в новую социальную среду, что подтверждает результаты ранее проведенных исследований [7]. Особым образом структурированное прошлое, превращенное в историю жизненного пути личности, способствует достижению субъектом внутреннего единства и целостности, а механизм ностальгического «просветления» через воспоминания способствует принятию человеком себя и своей жизни, примирению со своей судьбой.
3. Уменьшение количества коммуникативных барьеров повлечет за собой снижение степени неуверенности в себе и снижение уровня переживания отрицательных эмоций. Уменьшение негативного эмоционального фона способно снизить интенсивность ностальгических чувств и отчуждения от русской культуры.
ЛИТЕРАТУРА
[1] АбрамовК.В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в условиях трансформирующегося общества // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 8. С. 92—101.
[2] Волк М.И., Акимова А.Р. Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2010. № 1. С. 52—56.
[3] Маслова О.В. Особенности межкультурной адаптации латиноамериканских студентов в России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2012. № 2. С. 50—59.
[4] Новикова И.А. Толерантность как условие эффективного взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 29. С. 52—62.
[5] Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / научн. ред. А.И. Крупнов, С.И. Кудинов, И.А. Новикова. М.: РУДН, 2014.
[6] Фомина Н.А., Бакова И.В. Связь общительности и особенностей личностной адаптированности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2010. № 1. С. 48—51.
[7] Чеботарева Е.Ю. Стили межкультурной адаптации иностранных студентов в России // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции / отв. Ред. В.В. Константинов. М.: Перо, 2014. С. 181—187.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF ADAPTIVITY IN AFRICAN
STUDENTS
L.I. Badalova
Department of French Language № 2 Moscow State Institute of International Relations (University) 78, Vernadskogo Av., Moscow, Russia, 119454
The article analyzes the results of the empirical research of adaptability as a basic characteristic of a personality; it was conducted on a sample of the representatives of different nationalities of African students. The research was made with the use of the capsule version of the blank methods, elaborated by A.I Krupnov, as well as the qualitative analysis of the adaptability components manifestation and the connections between them with the use of the correlation analysis. The qualitative analysis of the manifestation degree of each adaptability component shows that the adaptation index has the highest ranking. This proves that African students can adjust well to the new social and cultural environment while taking classes. However the respondents showed high levels of nostalgia and detachment. These feelings are accompanied by negative emotions (emotional stress) and prevent a normal integration into the new society. The development of the self-confidence and addressing the affective disposition can be regarded as the major resources for compensation and correction of the negative influence of adaptability weaknesses. At the same time there is a connection between nostalgia and adaptation parameters. This phenomenon is the indicative of a positive role of experiencing a painful homesickness in the process of adaptation of the African students. This refers to the two-directional functional ability of nostalgia and its value for the successful integration into a new society.
Key words: adaptability, variable, scale, structure, correlation link, African students
REFERENCES
[1] Abramov K.V. Osobennosti sotsialno-psikhologicheskoi adaptatsii molodezhi v usloviyakh transformiruyushchegosya obshchestva [Specifics of Socio-Psychological Adaptation of Youth in Conditions of Society in Transition]. Vestnik Tverskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya Pedagogika i psikhologiya. [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2010, no 8, pp. 92—101.
[2] Volk M.I., Akimova A.R. Sootnoshenie peremennykh uverennosti i obshchitelnosti s pokazatelyami adaptirovannosti u razlichnykh grupp studentov [Correlation of the variables of confidence and sociability with indicators of adaptation in students from different groups of styles of coping behavior]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2010, no 1, pp. 52—56.
[3] Maslova O.V. Osobennosti mezhkulturnoj adaptacii latinoamerikanskih studentov v Rossii [Peculiarities of intercultural adaptation of Latin American students in Russia]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2012, no 2, pp. 50—59.
[4] Novikova I.A. Tolerantnost kak usloviye effektivnogo vzaimodeistviya v polikulturnom образовательном prostranstve [Tolerance as a factor of effective interaction in muticultural educational space]. Psikhologiya obrazovaniya v polikulturnom prostranstve [Psychology of education in muticultural space], 2015, no 29, pp. 52—62.
[5] Sistemnye issledovanija svojstv lichnosti: k30-letiyu nauchnoishkoly A.I. Krupnova v RUDN[System Research On Personality Traits: On the 30 years of A.I. Krupnov' Scientific School of Personality System Research at the PFUR]: Multi-author monograph. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, 2014.
BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсихомги.n, 2015, № 4
[6] Fomina N.A., Bakova I.V. Svyaz obshchitelnosti i osobennostei lichnostnoi adaptirovannosti studentov [Connection between sociability and peculiarities of personal adaptation of students]. Vestnik RUDN. Seriya: Psikhologiya ipedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2010, no 1, pp. 48—51.
[7] Chebotareva E.Yu. Stili mezhkulturnoi adaptatsii inostrannykh studentov v Rossii [Styles of intercultural adaptation in international students in Russia]. Sotsialno-psikhologicheskaya adaptatsiya migrantov v sovremennom mire [Social and psychological adaptation of migrants in the modern world]: Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference. Moscow: Pero, 2014, pp. 181—187.