Научная статья на тему 'Развитие адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов в процессе социокультурной адаптации'

Развитие адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов в процессе социокультурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / НОСТАЛЬГИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНФОРМНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ADAPTABILITY / ADAPTATION / INTERCULTURAL ADAPTATION / COMMUNICATION / NOSTALGIA / EMOTIONALITY / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / CONFORMITY / TRADITIONS / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко Злата Викторовна, Хасенова Лаула Бахтияровна

Статья посвящена анализу результатов исследования адаптивности и ценностных ориентаций студентов из Казахстана. В статье сравниваются особенности адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов 1-го и 4-го курса, проживающих в России. Представлены результаты лонгитюдного исследования адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов первого и второго курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Adaptability and Value Orientations of Kazakh Students in the course of Sociocultural Adaptation

The article is devoted to the analysis of the results of research of adaptability and value orientations in students from Kazakhstan. The peculiarities of adaptability and value orientations of the first and fourth courses Kazakh students in their first and fourth years at university, living in Russia, are compared in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов в процессе социокультурной адаптации»

РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАЗАХСТАНСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ*

З.В. Бойко, Л.Б. Хасенова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу результатов исследования адаптивности и ценностных ориентаций студентов из Казахстана. В статье сравниваются особенности адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов 1-го и 4-го курса, проживающих в России. Представлены результаты лонгитюдного исследования адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов первого и второго курсов.

Ключевые слова: адаптивность, адаптация, межкультурная адаптация, коммуникация, ностальгия, эмоциональность, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, конформность, традиции, самостоятельность.

Современный процесс глобализации затрагивает различные сферы жизнедеятельности общества. В России и за рубежом растет количество разнообразных учебных фондов, которые дают возможность получить образование за рубежом. Общеизвестно, что процесс адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде не всегда бывает легким [1—5]. Во время адаптации к новой социокультурной среде иностранные студенты сталкиваются с проблемами, связанными с национальными особенностями страны пребывания.

В данной статье представлены результаты исследования динамики адаптивности и ценностных ориентаций казахстанских студентов, обучающихся в России, в процессе социокультурной адаптации. Адаптивность рассматривалась как системное свойство личности, позволяющее человеку познать отдельные аспекты взаимодействия социальных и природных систем с окружающей средой.

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность личности к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Для диагностики адаптивности использовался бланковый тест А.И. Круп-нова. Тест состоит из шести бланков, каждый из которых содержит в себе описание (10 утверждений) одного из компонентов адаптивности. Компоненты

* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические

кадры инновационной России» на 2009—2013 годы; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

ты «Коммуникация», «Уверенность», «Эмоциональность», «Ностальгия» и «Отчуждение» диагностируют трудности, которые возникают в процессе адаптации, бланк адаптации выявляет выраженность адаптивности в целом.

Для изучения ценностных ориентаций использовался опросник ценностей, разработанный Ш. Шварцем и состоящий из двух частей. Первая часть опросника (Обзор ценностей) предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Вторая часть опросника (Профиль личности) изучает ценности на уровне поведения, т.е. индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социальном поведении личности.

Исследование проводилось на базе РУДН, МГУ им. Ломоносова, МГИМО и РГНУГ им. Губкина. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе в 2010 г. в исследовании приняли участие 50 человек — этнических казахов: 25 студентов 1-го курса (13 девушек и 12 юношей), и 25 студентов 4-го курса (14 девушек и 11 юношей) из Казахстана, проживающих в Москве. На втором этапе в 2011 г. с целью изучения динамики развития адаптивности и ценностных ориентаций были повторно опрошены студенты 2-го курса, которые в 2010 г. учились на 1-м курсе.

Сравнение средних показателей переменных адаптивности студентов 1-го и 4-го курса позволяет говорить о том, что студенты 1-го курса чувствуют себя увереннее в новой обстановке, они испытывают меньше проблем в процессе коммуникации по сравнению со студентами 4-го курса. Их эмоциональное состояние лучше, чем у студентов 4-го курса. Они меньше тревожатся и переживают. У студентов 1-го курса ниже показатели по ностальгии и отчуждению. Они меньше скучают по родине. Они реже испытывают желание вернуться домой. Возможно, это объясняется тем, что студенты недавно приехали в Россию и еще не успели соскучиться по родным и близким (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма средних значений переменных адаптивности казахстанских студентов 1-го курса (п = 25) и 4-го курса (п = 25)

Студенты 4-го курса имеют больше затруднений в коммуникативной сфере: им труднее поддерживать разговор с новыми людьми, они боятся выступать перед аудиторией, им не чуждо чувство одиночества и непонимания со стороны окружающих, существующие этнические стереотипы затрудняют общение с представителями других национально-этнических групп. Студенты из этой группы больше подвержены частой смене настроения, раздражительности, тревожности и переживаниям без поводов, бывает, что они часто сердятся, обижаются, робеют и смущаются. Нестабильность в эмоциональной сфере отразилась на таких показателях, как «Ностальгия» и «Отчуждение» — студенты 4-го курса чувствуют себя вдали от дома менее защищенными, относятся более враждебно к представителям других национальностей, часто думают о возвращении домой, испытывают ностальгию, стараются поддерживать связь со своими земляками.

Полученные данные можно объяснить тем, что в процессе адаптации студенты 1-го курса ощущают «эффект новизны», и поэтому особых проблем в коммуникативной, эмоциональной, личностной и других сферах у них возникает меньше. Студенты 4-го курса имеют больше жизненного опыта, их список контактов намного шире и богаче. Перед окончанием университета у них появляются страхи, связанные с боязнью быть не востребованным на рынке труда.

Сравнение средних показателей ценностных ориентаций студентов двух групп показало, что у студентов 4-го курса значения ценностей традиций и достижения ниже (рис. 2). Следовательно, студентам 4-го курса сложнее добиваться личного успеха в соответствии с социальными стандартами, они меньше склонны придерживаться традиций. Значение переменной «Безопасность» выше у студентов 4-го курса, они чаще задумываются о социальном порядке, взаимопомощи, стабильности.

19,44

Норм, идеалы Норм, идеалы Индивид, ценности Индивид, ценности Традиции Достижения Традициии Безопасность

Рис. 2. Диаграмма средних значений переменных ценностных ориентаций казахстанских студентов 1-го курса (п = 25) и 4-го курса (п = 25)

На втором этапе исследования изучалась динамика развития ценностных ори-ентаций и адаптации казахстанских студентов 2-го курса.

У студентов 2-го курса был выявлен статистически значимый рост отличий средних показателей по следующим компонентам адаптивности: «Коммуникация», «Уверенность», «Эмоциональность», «Ностальгия» и «Адаптация» (рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма средних значений переменных адаптивности казахстанских студентов на I (п = 25) и II курсе (п = 25), полученных в результате лонгитюдного исследования

В отличие от прошлого года студенты, переживая состояние неуверенности, испытывают трудности в принятии решения, при знакомстве с новыми людьми. В эмоциональной сфере это выражается в подавленном настроении, раздражительности, беспокойстве и обидчивости. Изменения в переменной «Ностальгия» позволяют нам говорить о том, что студенты на 2-м курсе больше скучают по дому и родным, чем в прошлом году. Они стали менее доверчивыми, реже обращаются за советами к другим людям и хотят быстрее вернуться домой. В сфере коммуникации у студентов также возникает больше проблем по сравнению с прошлым годом: они стали менее терпимыми в общении, хуже понимают людей из других национально-этнических групп.

Судя по всему, ухудшение результатов указанных компонентов, а также увеличение показателей переменной «Адаптация» свидетельствуют о том, что границы казахстанской этнической группы сузились, сильнее проявляется этническая самоидентификация и, возможно, внутригрупповой фаворитизм. Казахстанские студенты выбирают стратегию адаптации, связанную с более тесным сотрудничеством с представителями их землячества и некоторой изоляцией от представителей других этнических групп.

В результате лонгитюдного исследования ценностных ориентаций казахстанских студентов значимые различия были выявлены по показателям «Конформность», «Традиции», «Доброта», «Универсализм» на уровне нормативных убеждений (рис. 4). Следовательно, на уровне нормативных убеждений у студентов наблюдается стремление к сохранению собственных культурных традиций через поддержку у своих земляков в процессе адаптации. Стремление к универсализму необходимо при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы. На 2-м курсе студенты стремятся сохранить хорошие взаимоотношения, сдерживают свои склонности, которые могут иметь негативные социальные последствия.

32,56 27,92

24,96

Рис. 4. Диаграмма средних значений переменных ценностных ориентаций казахстанских студентов на 1-м (п = 25) и 2-м курсе (п = 25)

На уровне личностных убеждений изменения наблюдаются в переменных «Стимуляция», «Власть» и «Безопасность». За год у студентов произошла переоценка ценностей, и, если на первом курсе они нуждались в глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности и возможности самореализации, на 2-м курсе у них на первый план выходят другие ценности. Возможно, вхождение в моноэтническую группу требует отказа от эгоцентризма и принятия групповых норм, что и является объяснением полученных данных. Увеличение значения «Безопасность» связано с тем, что казахстанские студенты больше заботятся о своем здоровье, о своей безопасности и безопасности членов группы, чем в прошлом году. Очевидно, повзрослев, они стали относиться к себе и к своим близким с большей ответственностью.

На основе проведенного анализа полученных результатов можно сделать вывод, что студенты 1-го курса больше стремятся к получению новых впечатлений. Они приехали с ожиданиями и надеждами, которые они стремятся реализовать. Одной из самых значимых ценностей для студентов 1-го курса является независимость, они хотят больше реализоваться как люди самостоятельные и взрослые, стремятся к установлению новых контактов, получению удовольствия. На 2-м курсе уровень конформности казахстанских студентов растет, они больше ориентированы на общение со своими земляками и меньше общаются с представителями других этнических групп, у них появляется чувство ностальгии. На 4-м курсе сту-

денты по-прежнему больше общаются с представителями своей этнической группы, они стремятся сохранить свои культурные традиции, свою этническую самоидентификацию. Также они в меньшей степени подвержены совершению импульсивных, необдуманных поступков. Очевидно, стратегия адаптации студентов из Казахстана основана на высоком уровне конформности в отношении представителей своей этнической группы. Казахстанские студенты замыкаются в рамках своего землячества и неохотно сотрудничают с представителями других этнических групп. Возможно, это является результатом высокого уровня коллективизма казахской культуры.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бойко З.В. Этнопсихологические особенности структуры уверенности китайских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — №1. — С. 37—41.

[2] Бойко З.В., Марин Херес К.Г. Особенности коммуникативной компетентности и адаптации студентов из Латинской Америки на разных этапах обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 1. — С. 37—40.

[3] Лыкова Н.М. Преодоление стресса аккультурации латиноамериканскими и китайскими студентами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 1. — С. 30—36.

[4] Новикова И.А. Соотношение толерантности и параметров межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 4. — С. 24—28.

[5] Чеботарёва Е.Ю. Отношение к проживанию в общежитии студентов из разных регионов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 3. — С. 42—52.

DEVELOPMENT OF ADAPTABILITY AND VALUE ORIENTATIONS OF KAZAKH STUDENTS IN THE COURSE OF SOCIOCULTURAL ADAPTATION

Z.V. Boyko, L.B. Husenova

Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples' Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the analysis of the results of research of adaptability and value orientations in students from Kazakhstan. The peculiarities of adaptability and value orientations of the first and fourth courses Kazakh students in their first and fourth years at university, living in Russia, are compared in the article.

Key words: adaptability, adaptation, intercultural adaptation, communication, nostalgia, emotionality, value orientations, terminal values, instrumental values, conformity, traditions, independence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.