ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Тухужева Л.А.
Тухужева Ляна Анзоровна - студент, Институт педагогики, психологии и физкулътурно-спортивного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности общения младших школьников с учителями, сверстниками, родителями.
Ключевые слова: младший школьник, общение, сверстники, учитель.
Общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми дети могут усвоить социально-исторический опыт человечества и реализовать через них врожденную возможность стать представителями рода человеческого.
Под общением понимается взаимодействие людей, участвующих в этом процессе, направленное на координацию и объединение их усилий для достижения общего результата. Основным и исходным пунктом в сложившемся понимании общения следует считать интерпретацию его как деятельности.
Ребенок, поступающий в школу, автоматически занимает совершенно новое место в системе взаимоотношений с людьми: у него есть постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Родители, взрослые, учителя и даже незнакомые люди общаются с ребенком не только как уникальный человек, но и как человек, который стремится (независимо от того, добровольно или под принуждением) учиться, как и все дети его возраста.
Характерные особенности общения между младшими школьниками также являются выраженной дифференциацией
136
ориентации на предпочтительные места общения (дома, в школе, на улице); регулирование пространства в сочетании с тенденцией к активному освоению и использованию пространства вне дома, вне школы; увеличить доступность в своем развитии и уменьшить пределы для взрослых.
Большинство младших школьников общительны. Они легко вступают в контакт, основываясь на опыте общения в детском саду, во дворе, общих интересах в играх, занятиях и общих домашних заданиях. Они характеризуются широким партнерством, появлением дружбы, большим количеством разностороннего общения со взрослыми, которые распределены по 7 зонам: семья, школа, соседи, двор, микрорайон, другие микрорайоны, населенные пункты.
Общение с учителем. Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод -потребность в положительных эмоциях значительного взрослого, а учитель именно такой взрослый - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.
Характер общения учащихся начальной школы и учителя во многом определяется их прошлым опытом общения со взрослыми. Инициативные, общительные дети сами стимулируют взрослых к общению. Например, в школе они поощряют учителя постоянно следить за ними и реагировать на их действия. Частые оценки учителя, его интерес к тому, что делают дети, позволяют им лучше ориентироваться в окружающей среде, тесное взаимодействие детей в процессе обучения, позитивно окрашенные эмоциональные контакты с учителем способствуют еще большей активности и общительности детей.
Общение ребенка школьного возраста со сверстниками. Содержание и характер общения младших школьников со сверстниками и взрослыми определяет эмоциональное и семантическое доминирование - содержание ведущих сфер
жизни: учебы, веселья и активности. Он определяет преимущество некоторых аспектов общения, но не ограничивает его разнообразие.
В младшем школьном возрасте именно через общение, в процессе взаимодействия активно развиваются личностные качества, которые, как правило, формируются в основном бессознательно и благодаря овладению различными формами общения, межличностные взаимодействия, взаимная регуляция поведения не только в семье, но и вне семьи, в процессе взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, роль общения младшего школьника со своими сверстниками и взрослыми очень важна. Общение с различными категориями партнеров (учителей, сверстников) в контексте образовательных и внеклассных мероприятий способствует усложнению характера взаимодействия детей с окружающими их людьми, становится более осознанным и разносторонним. В процессе межличностного взаимодействия с другими при осуществлении различных видов деятельности (учеба, общение, игры) удовлетворяются потребности детей в позитивном эмоциональном контакте с другими людьми, и деятельность, направленная на изменение взаимное в их поведении и отношениях достигается.
Список литературы
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М., 2008. 297 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999. 123 с.