Научная статья на тему 'О закономерностях в развитии общительности у младших школьников'

О закономерностях в развитии общительности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О закономерностях в развитии общительности у младших школьников»

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

УДК 371.12

Е.М. Габуева

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ В РАЗВИТИИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

В данной работе общительность представляется как обобщенный показатель коммуникативных и интерактивных типов общения. Поэтому общительность можно рассматривать не только как свойство личности, но и как процесс реализации возможностей и развития способностей устанавливать и поддерживать контакты, формировать доверительные отношения осуществлять взаимодействие, преодолевать трудности общения.

Приводимые в литературе данные, описывающие процесс межличностного , , , как состояние и как свойство личности, развивающиеся в процессе апробации ребенком различных стилей общения.

Для данного исследования была выбрана наиболее распространенная в отечественной психологической литературе классификация стилей общения: автократический, авторитарный, либеральный, демократический и интегративный.

Анализ приемлемости такой классификации стилей общения для младших школьников проводился методом наблюдения за характером общения детей со , , -телей, а также социометрическим методом с использованием деловых (ролевых) .

Результаты исследований показали, что, во-первых, для младших школьников в той или иной степени подходит характеристика некоторых стилей общения в том виде, в котором она дана ведущими психологами; во-вторых, у многих младших школьников происходит видоизменение стиля общения по мере перехода из класса в класс; в-третьих, большинство детей «используют» различные стили общения с разными людьми и группами сверстников; в-четвертых, отличаются эти стили общения один от другого степенью сокрытия целей общения, воздействующей позиции общающегося и конечными результатами общения.

При преобладании непосредственности и во многом наивности в межличностном общении младших школьников все же интересен психологический аспект, который формирует стиль общения ребенка. Безусловно, на общительность, как , - , и мотивация общения детей.

Перед началом исследования особенностей формирования того или иного стиля общения было сделано предположение, что каждый стиль детерминируется , , -, , . Для выявления этих мотивов были составлены специальные опросники для детей-представителей каждого из рассмотренных стилей общения, а также проведены

( ) , -са, на котором строится «архитектура» того или иного стиля общения младшего .

Результаты проведенного эксперимента позволяют сказать о следующем.

1.

сверстников вынуждены активно подыскивать себе партнеров по общению, чтобы удовлетворить свои притязания «иметь под рукой» послушных исполнителей. Г ру-бое, несдержанное общение является средством достижения послушания. Невозможность понять интересы партнера обусловлена высоким самомнением, по сравнению с которым все окружение кажется мелким и несущественным. Послушание как одноклассников, так и родителей доставляет удовольствие автократу, выступает в виде своеобразного интереса, который его притягивает и не отпускает. Все характерологические качества (тщеславие, упрямство, честолюбие, грубость и др.) «состоят на службе» у этого интереса, «обеспечивают» его проявление. Однако без , , -го интереса не представляется возможным.

2.

школьников 2-3 классов, особенно девочкам. Им не обязательно самим заботиться о партнерах по общению. Дети-интроверты сами окружают их. Слушают, испра-, . -ники имеют ограниченный круг общения, но это им только на руку демонстрировать учителям и родителям преданность своего окружения, они неосознанно, но настойчиво требуют уважения к себе и со стороны взрослых. Дефицит уважения других компенсируется потребностью уважения к себе. Эта потребность в детском возрасте проявляется в виде игровой борьбы за признание, внимание и заботу. Младший школьник проявляет заинтересованность в том, чтобы окружающие их сверстники и взрослые прислушивались к их мнению, давали преимущественно положительные оценки их действиям и всегда проявляли благосклонность. Внешняя приветливость, дружелюбие, но внутренняя неадекватность реакции на поведение партнера по общению являются средством и основой достижения своего интереса. В случае невозможности его достижения дети проявляют нервозность, , , .

3. 1 2 .

Их интерес базируется на слабой активности, осторожности и сдержанности в общении. Проявляется он в поиске нейтральной (центристской) позиции, обеспечивающей спокойное, без каких-либо притязании взаимодействие с партнером по общению. Внешняя неуверенность, безразличие, нетребовательность, безынициативность помогают либералу обеспечить свой интерес. Для контактов он выбирает

, , . обеспечивают свой интерес послушанием, мягким добродушным отношением к родителям. Преодоление проблемных факторов общения школьник-либерал осуществляет за счет покладистости своего характера, слабой чувственной активности и своеобразной нейтральности, которая является защитой от предпосылок появления трудностей общения. В случае невозможности обеспечить свой интерес либе-, -

.

4.

3 4 . ,

: , ; ,

оптимисты и общительные дети; хитрых и лукавых, если они сами любят обманывать и т.д.

Средствами достижения этой цели является: наличие партнерской ориентации, внимание к взрослым и одноклассникам, доброжелательное к ним отношение, вежливое и тактичное обращение. Серьезным препятствием к достижению своего интереса является отсутствие у демократа пунктуальности и обязательности, точности и конкретности, сочувствия и снисходительности к партнеру по общению. Внешняя доверчивость, открытость, умение слушать собеседника являются хорошим подспорьем в поиске необходимого им партнера. Для некоторых школьников желание занять нейтральную позицию (в отличие от либералов - активную), с помощью которой они могут лавировать, комбинировать и искать адекватное обстановке решение, является базой, на которой стоит вся «демократичность» детей. Основная же масса демократов в поисках необходимых контактов показывают относительно высокую культуру общения, наличие такта и коммуникативную организованность. Установив необходимый контакт, обеспечив свой интерес, они до-« »: , , почти не конфликтуют. В семье проявляют заинтересованность к общению с роди, « ». - , дети отчуждаются от родителей. Не имея авторитетов, демократы часто меняют партнеров по общению и среди своих сверстников и среди других взрослых. В случае затруднения при поиске партнера постоянного они без особых волнений и переживаний устанавливают временные контакты с детьми как старшего, так и .

5. Количество представителей интегративного стиля общения пропорцио-, . этого стиля является понимание ребенком интересов собеседника, а его собственным интересом - взаимодействие с всесторонне развитыми, общительными детьми. Средства достижения такого интереса служат внешняя доступность, доброжела-, , , . Интегративный стиль общения позволяет ребенку адекватно воспринимать недостатки своих сверстников и взрослых. Он хорошо преодолевает многие трудности общения. Однако подобный стиль общения может редко встречаться в многодет-, . осуществляют в более старших классах или в компании среди взрослых.

, -являет две закономерности. Во-первых, представитель любого стиля общения, решая задачу установления и поддержания контакта, опирается на поиск необходимого или удобного партнера по общению; а во-вторых, поиск такого партнера является для младшего школьника самым главным интересом, т.е. мотивом вступления в общение. Осуществление такого интереса обеспечивает личностное удовле-, , между потребностью и возможностью общения. Из этого вывода логически вытекает и другой: если каждому из рассмотренных видов общения свойственны две

, ,

отсутствуют, как показали исследования, ярко выраженные признаки, позволяющие признать его стиль общения одним из рассмотренных выше, то можно утверждать, что у ребенка в возрасте 7-10 лет четко определился только один стиль или тип общения - партнерско-заинтересованный, который предполагает наличие партнера по общению и интерес к общению с ним.

Вышеизложенные выводы имеют определенную условность, поскольку на практике у ребенка, как и у взрослого, случаются контакты, в которых он и не за.

Опрос и наблюдения показывают, что такие контакты могут быть как кратковременными, так и долговременными, со знакомыми и незнакомыми людьми. И если кратковременный контакт со случайно и ненадолго встретившимся партнером естественным образом объясняет незаинтересованное общение, то постоянные контакты младшего школьника с родителями, учителями и одноклассниками представляют особый интерес с точки зрения выявления фактов незаинтересованного общения в контексте различных проблем общения и взаимодействия.

Результаты исследований показывают, что в различных плоскостях общения незаинтересованный тип формирует свои специфические причины. В семье, на, :

) - , ней, подавление его как личность, обидная снисходительность, неудовлетворительный тон общения, обман, жестокость и другие проявления негативных отно-, ;

) - , поступков и плохих отметок, непослушание и эгоизм, навязчивость, занудство, капризность и другие проявления нежелательных свойств личности;

) - ,

, , -

,

;

г) со стороны одноклассников и других детей - вовлечение ребенка в компа-, ; ( ), ; -учение школьника к отрицательным привычкам; влияние на нарушение распорядка , , школьника со своими родителями.

Перечисленные выше и другие причины ведут к тому, что ребенок специально задерживается в школе или во дворе, его постоянно тянет из дома на улицу, к общению с другими детьми. У него не проявляется интерес к общению с родителями или другими членами семьи. Незаинтересованный стиль общения с родственниками внешне проявляется в виде молчаливости, замкнутости, недоброжелательности, равнодушия. Это, в свою очередь, приводят к бессодержательному и

. -сутствие стимулов, ребенок не видит перспективы нормализации отношений. От, -ванный тип общения.

Главным же следствием, вытекающим из всех рассмотренных выше комбинаций отношения и взаимодействий младшего школьника с детьми и взрослыми, является отсутствие интереса к общению. Установление и поддержание вынужденного контакта при неблагоприятных сопутствующих обстоятельствах формирует у младшего школьника отрицательную реакцию на «партнера» по общению, которая через выбор партнерско-нейтральной или незаинтересованной позиции, в , .

,

младшего школьного возраста, показала, что на этапе развития от 6 до 10 лет маленький человек только начинает формировать свой стиль общения, и он у него

« », -

.

Партнерско-заинтересованный и незаинтересованный типы общения используются младшим школьником в зависимости от обстоятельств контакта, наличия заинтересованности ребенка в нем.

Можно сделать предположение, что и тот, и другой тип - это две стороны «детского» стиля общения вообще. И этот «детский» стиль с годами трансформи-« », . -ность процесса этой трансформации, на наш взгляд, зависит во многом от практи-. -- .

УДК 37.015

Т.А. Басанова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВУЗА

Проблема обеспечения информационной безопасности личности является на современном этапе развития общества особенно актуальной. Основная причина роста значимости этой проблемы заключается в прогрессирующей информатиза-, . , как отмечают АЛ. Поздняков, В.К. Потехин и др., общественный прогресс и развитие каждого человека определяются развитием их информационной сферы.

Необходимость обеспечения информационной безопасности относится ко всему населению нашей страны. Однако с точки зрения потенциала развития наше, -зованной и прогрессивной его части - студенчества. В связи с этим целью проведенной нами работы было исследование представлений об информационной безопасности у студентов технических специальностей вуза.

Исследование проводилось в феврале-марте 2004 года на выборке, состоящей , -дарственного радиотехнического университета, в возрасте от 18 до 25 лет. Общий

100 .

Нами было обнаружено, что у обследованной группы испытуемых среди различных видов опасных факторов преобладает физический (38,01%) и информационно-психологический (29,47%) факторы по сравнению с химическим (18,9%) и биологическим (13,62%). Это может быть, с одной стороны, обусловлено тем, что в данном возрасте имеют место различные формы рискованного поведения, приводящие к появлению физических травм. С другой стороны, поскольку данный этап развития характеризуется тем, что происходит завершение главной фазы био-, , это сопровождается повышением значимости для студентов информационно.

Несмотря на то, что третья часть испытуемых знают о наличии некоторых способах защиты от негативного информационного воздействия, эти знания, как правило, редко используются ими, поскольку «требуют определенных усилий и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.