Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ: ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ: ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ / ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ЯКУТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Наталья Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы развития школьного образования в Республике Саха (Якутия) в контексте его доступности или недоступности. Реформы, происходящие в данной сфере, в том числе касающиеся инфраструктуры образования в свете демографических процессов, носят неоднозначный характер. На основе анализа статистической информации, официальных источников охарактеризована специфика развития образовательной среды региона в динамике за несколько лет. Большая часть школ региона находится в сельской местности. В период между 2000 и 2019 гг. наблюдалось сокращение количества общеобразовательных организаций, при этом данный процесс носил неравномерный характер относительно городских и сельских поселений. К факторам, оказывающим влияние на доступность/недоступность образования, отнесены внутриреспубликанские миграционные процессы, уменьшение количества школ, высокая нагрузка на общеобразовательные организации в городах. Делается вывод, что доступность/недоступность школьного образования обусловлена местом проживания граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF GENERAL EDUCATION IN YAKUTIA: THE DYNAMICS OF SOME INDICATORS

The study deals with the development of school education in the republic of Sakha (Yakutia) in the context of its accessibility or inaccessibility. The reforms taking place in this area, including those related to the education infrastructure in the context of demographic processes, are ambiguous. Based on the analysis of statistical information, official sources, the specifics of the development of the educational environment of the region in dynamics over several years are characterized. Most of the general education organizations are located in rural areas. In the period between 2000 and 2019, there was a decrease in the number of secondary educational institutions, while this process was uneven in relation to urban and rural settlements. Factors influencing the availability of education include intra-republican migration processes, a decrease in the number of general education organizations, the small number of schools in rural areas, and a high load on secondary educational institutions in cities. It is concluded that the availability or unavailability of school education is due to the place of residence of citizens.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ: ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

УДК 371.8(571.56)

Федотова Наталья Дмитриевна

младший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН https://orcid.org/0000-0001-8882-6832

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ: ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Fedotova Natalia Dmitrievna

Junior Research Fellow, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences https://orcid.org/0000-0001-8882-6832

FEATURES OF GENERAL EDUCATION IN YAKUTIA: THE DYNAMICS OF SOME INDICATORS

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы развития школьного образования в Республике Саха (Якутия) в контексте его доступности или недоступности. Реформы, происходящие в данной сфере, в том числе касающиеся инфраструктуры образования в свете демографических процессов, носят неоднозначный характер. На основе анализа статистической информации, официальных источников охарактеризована специфика развития образовательной среды региона в динамике за несколько лет. Большая часть школ региона находится в сельской местности. В период между 2000 и 2019 гг. наблюдалось сокращение количества общеобразовательных организаций, при этом данный процесс носил неравномерный характер относительно городских и сельских поселений. К факторам, оказывающим влияние на доступность/недоступность образования, отнесены внутриреспубликанские миграционные процессы, уменьшение количества школ, высокая нагрузка на общеобразовательные организации в городах. Делается вывод, что доступность/недоступность школьного образования обусловлена местом проживания граждан.

Ключевые слова:

дети, сфера образования, общеобразовательные организации, доступность, городское и сельское поселение, особенности, Якутия

Summary:

The study deals with the development of school education in the republic of Sakha (Yakutia) in the context of its accessibility or inaccessibility. The reforms taking place in this area, including those related to the education infrastructure in the context of demographic processes, are ambiguous. Based on the analysis of statistical information, official sources, the specifics of the development of the educational environment of the region in dynamics over several years are characterized. Most of the general education organizations are located in rural areas. In the period between 2000 and 2019, there was a decrease in the number of secondary educational institutions, while this process was uneven in relation to urban and rural settlements. Factors influencing the availability of education include intra-repub-lican migration processes, a decrease in the number of general education organizations, the small number of schools in rural areas, and a high load on secondary educational institutions in cities. It is concluded that the availability or unavailability of school education is due to the place of residence of citizens.

Keywords:

children, education, educational organizations, accessibility, urban and rural settlement, features, Yakutia

Образование является одним из важнейших условий социального развития детей, становления их личности. Реформы в этой сфере, по мнению исследователей, не всегда благоприятно сказываются на социальном положении детей. Сокращение инфраструктуры образования, его коммерциализация становятся препятствием в реализации права школьников на равные возможности [1, с. 46].

Исследование группы ученых ЦИРКОН, посвященное выявлению отношения педагогов к внедрению в сферу школьного образования элементов рыночной экономики, установило, что учительское сообщество негативно относится к большинству проводимых реформ, отмечая, что они оказывают негативное влияние на образование, превращая его в услугу, что ведет к утрате базовых основ этого социального института, в том числе общедоступности [2, с. 20].

В Якутии в рамках реализации государственной программы «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020-2024 годы и на плановый период до 2026 года», утвержденной Указом Главы РС (Я) от 16 декабря 2019 г. № 900, действуют подпрограммы «Содействие созданию новых мест в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)», «Укрепление материально-технической базы организаций образования» [3]. Главной целью данных документов является формирование открытого образовательного пространства, обеспечивающего гражданам рав-

ные шансы на жизненный успех и способствующего приобретению ими конкурентоспособных качеств для профессионально-личностного становления в мировом пространстве. Среди индикаторов эффективности их реализации указаны также показатели, касающиеся школьной инфраструктуры, как то: число новых мест в общеобразовательных организациях: в 2020 г. - 1770, в 2021 г. -2 150, в 2022 г. - 0, в 2023 г. - 3 901, в 2024 г. - 1 265, в 2025 г. - 13 438, в 2026 г. - 18 793; количество новых зданий, создаваемых путем строительства, приобретения и реконструкции образовательных организаций: в 2020 г. - 1, в 2021 г. - 1, в 2022 г. - 0, в 2023 г. - 16, в 2024 г. - 40, в 2025 г. - 16, в 2026 г. - 4; а также доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену: в 2020 г. - 82 %, в 2021 г. - 85 %, в 2022 г. - 86 %, в 2023 г. - 90 %, в 2024 г. - 92 %, в 2025 г. - 95 %, в 2026 г. - 100 % [4].

Согласно статистическим данным количество общеобразовательных организаций, здания которых требовали капитального ремонта, от общего числа школ в 2011/2012 учебном году составляло 44,4 %, в 2015/2016 уч. г. - 39,8 %, 2016/2017 уч. г. - 37,2 %, 2017/2018 уч. г. - 49,7 %, 2018/2019 уч. г. - 39,0 %; в аварийном состоянии от общего числа школ находились: в 2011/2012 уч. г. 4,6 % школ, в 2015/2016 уч. г. - 10,5 %, 2016/2017 уч. г. - 6,1 %, 2017/2018 уч. г. - 9,1 %, 2018/2019 уч. г. -6,1 %. Как видно, данная проблема на протяжении целого ряда лет характеризуется устойчивостью, так как ее решение осложняется ежегодным изменением списка зданий общеобразовательных организаций, требующих капитального ремонта или замены новыми объектами ввиду износа. Соответственно и удельный вес обучающихся в школах, не соответствующих современным требованиям, остается высоким. В общеобразовательных организациях, где есть необходимость капитального ремонта корпусов, в 2011/2012 уч. г. учились 44,3 % детей от общего числа школьников региона, в 2015/2016 уч. г. - 38,9 %, 2016/2017 уч. г. - 47,6 %, 2017/2018 - 50,3 %, 2018/2019 -47,4 %, в аварийных зданиях занимались в 2011/2012 уч. г. 3,5 % школьников, в 2015/2016 уч. г. -7,6 %, 2016/2017 уч. г. - 3,5 %, 2017/2018 - 5,7 %, 2018/2019 - 3,3 % [5, с. 189]. Как видим, неблагоприятная тенденция не только не нивелируется со временем, а лишь усиливается.

Рассмотрение изменения числа городских и сельских дневных общеобразовательных организаций в период между 2000 и 2019 гг. показывает, что в 2000/2001 учебном году сельские школы составляли 69,2 % от общего их числа, городские - 30,8 %, в 2018/2019 уч. г. данное соотношение приобрело вид 72,4 % к 27,3 % (см. табл. 1). На фоне общей тенденции сокращения количества общеобразовательных организаций на территории Якутии число школ в сельских поселениях уменьшилось на 7,4 %, в городских - на 22,1 %. Таким образом, наблюдается значительное сокращение школ в республике, особенно в городах. Эта тенденция сопровождается ростом числа филиалов общеобразовательных организаций.

Таблица 1 - Изменение числа дневных общеобразовательных организаций в городских

и сельских поселениях, ед. на начало учебного года [6, с. 179]

2000/2001 2010/2011* 2015/2016 2017/2018 2018/2019

Город 217 179 172/1 169/1 169/3

Село 487 465/6 456/6 451/9 451/8

Всего 704 644/6 628/10 620/10 620/11

* С 2010/2011 уч. г. первым указано число самостоятельных общеобразовательных организаций, через дробь - количество филиалов

Динамика численности учащихся дневных общеобразовательных организаций дифференцирована по поселенческому фактору. В целом по республике в период между 2000 и 2019 гг. наблюдалась убыль обучающихся детей на 22,6 %. Однако в данный промежуток времени происходили и положительные демографические процессы: так, если с 2000 по 2016 гг. отмечалось сокращение числа школьников, то последующие годы вплоть до настоящего времени характеризуются обратной тенденцией - увеличением их численности. Следует отметить, что в сельской местности уменьшение количества обучающихся в первое десятилетие XXI в. происходило в рамках региональных значений, однако в период 2015-2019 гг. здесь не наблюдается выраженная тенденция роста количества детей, занимающихся в школах (отмечено лишь незначительное повышение показателей - с 53,6 тыс. до 53,8 тыс. учеников). В городских же поселениях этот период характеризуется постоянным увеличением числа школьников (+14,9% к значениям 2016 г.) (табл. 2). Однако положительные тенденции все равно не смогли перекрыть потерь прошлых лет. В целом численность учащихся в городских поселениях в период между 2000-2019 учебными годами сократилась на 13%, в сельских - на 34,6%.

Сопоставление результатов изменения количества обучающихся и школ в разрезе городских и сельских поселений показывает несоразмерность этих процессов, что ведет к уменьшению доступности услуг образовательных организаций, прежде всего, для городских детей ввиду повышения их численности при сокращении количества школ.

Таблица 2 - Изменение численности обучающихся в городских и сельских дневных общеобразовательных учреждениях, тыс. чел. [7, с. 180]_

2000/2001 2010/2011 2015/2016 2017/2018 2018/2019

Город 103,6 78,4 82,7 87,4 90,1

Село 82,3 59,6 53,6 53,8 53,8

Всего 185,9 138,0 136,3 141,1 143,9

Рассмотрение показателей количества школ и численности обучающихся в разрезе районов позволяет представить данную ситуацию более наглядно (табл. 3).

Таблица 3 - Число школ и численность обучающихся по районам Якутии, ед. и чел. [8, с. 183-184]_

2000/2001 2010/2011* 2015/2016 2017/2018 2018/2019

шк. обуч. шк. обуч. шк. обуч. шк. обуч. шк. обуч.

Всего по РС (Я) 704 185 913 644/6 138 010 628/10 136256 620/10 141134 620/11 143 858

Абыйский 8 1 016 7 727 7 660 7 644 7 629

Алданский 30 8 312 26 5 074 25 5 134 25 5 123 25 5 200

Аллаиховский 6 782 6 519 6 463 6 447 6 422

Амгинский 18 4 266 18 3 068 18 2 883 18 2 988 18 3 011

Анабарский 4 871 4 638 3/1 638 3/1 628 3/1 597

Булунский 9 1 931 9 1 302 9 1 073 9 1 094 9 1 095

Верхневилюйский 30 5 610 24 3 941 24 3 437 24 3 298 24 3 369

Верхнеколымский 8 1 113 8 589 6/1 520 5/1 506 5 501

Верхоянский 22 3 206 21 2 391 21 2 000 21 1 945 21 1 837

Вилюйский 32 6 254 27 4 668 26 4 058 26 4 089 26 4 105

Горный 12 2 868 11 2 095 11 1 996 11 2 089 11 2 173

Жиганский 5 1 000 4 706 4 707 4 731 4 750

Кобяйский 20 3 547 18 2 417 18 2 074 18 2 046 18 2 048

Ленский 28 7 802 19/2 5 188 18/2 4 942 17/2 4 940 17/2 4 985

Мегино-Кангал асски й 37 7 361 36 5 914 35 5 609 35 5 787 35 5 810

Мирнинский 22 14 866 19 9 757 17 9 835 17 10 254 17 10 424

Момский 8 1 141 8 883 7 783 7 806 7 803

Намский 25 4 786 25 3 710 25 3 733 25 3 928 25 3 987

Нерюнгринский 26 16 691 22 9 880 21 9 176 21 9 230 21 9 351

Нижнеколымский 8 1 260 7 713 6/1 698 5/1 716 5/1 705

Нюрбинский 27 6 642 25/1 4 787 25/1 4 306 25/1 4 386 25/1 4 384

Оймяконский 11 2 237 9 1 215 8 1 105 8 1 131 8 1 141

Олекминский 35 5 866 30/3 3 922 30/2 3 503 30/2 3 483 30/2 3 384

Оленекский 4 986 4 848 4 710 4 716 4 723

Среднеколымский 12 1 940 11 1 518 11 1 339 11 1 301 11 1 241

Сунтарский 33 6 588 33 4 826 33 4 268 33 4 189 33 4 189

Таттинский 17 4 599 18 3 149 18 2 754 18 2 832 17 2 683

Томпонский 16 3 169 13 2 037 13 1 826 12 1 739 12 1 734

Усть-Алданский 36 5 407 36 3 962 36 3 781 35 3 810 35 3 781

Усть-Майский 12 2 166 10 1 090 10 1 056 10 1 069 10 1 060

Усть-Янский 11 2 368 10 1 336 10 1 051 10 970 10 976

Хангаласский 32 7 482 28 4 866 27/2 4 599 27/2 4 754 27/2 4 878

Чурапчинский 26 4 873 28 4 189 27 3 728 27 3 776 27 3 843

Эвено-Бытантайский 4 616 3 492 3 448 3 459 3 453

Якутск 70 36 291 67 35 593 66 41 363 63 45 238 64/2 47 586

* С 2010/2011 уч. г. первым указано число самостоятельных общеобразовательных организаций, через дробь - количество филиалов

Изменение количества дневных школ в районах в период между 2000-2001 уч. г. и 20182019 уч. г. происходило неравномерно. Наиболее значительное уменьшение числа школ произошло в период между 2000-2001 и 2010-2011 учебными годами. Преимущественно это происходило в наиболее крупных районах региона с преобладанием городского населения, в промышленных улусах и городе республиканского значения Якутске. Сопоставление изменения числа школ и уровня их наполняемости школьниками в период между 2000/2001 и 2018/2019 учебными годами показывает, что сокращение количества образовательных учреждений сопровождалось уменьшением обучающихся, за исключением Чурапчинского улуса (района), где при тех же условиях количество школ увеличилось на одну. Сложная ситуация сложилась также в г. Якутске, на территории которого при значительном увеличении численности учащихся происходило сокращение школ.

На этом фоне решение проблемы перехода на одну смену обучения остается одной из актуальных. Доля школ от общего числа учебных заведений, организующих занятия в две смены, в 2000/2001 уч. г. составляла 37,6 %, в 2010/2011 уч. г. - 31,9 %, 2015/2016 уч. г. - 23,9 %, в 2018/2019 уч. г. - 13,6 %. Количество учащихся от общего числа школьников, которые занимаются в две смены, в 2000/2001 уч. г. достигало 25,3 %, в 2010/2011 уч. г. - 19,4 %, в 2015/2016 уч. г. - 20,4 %, в 2018/2019 уч. г. - 17,2 % [9, с. 187]. Согласно статистическим данным [10] основную долю обучающихся во вторую смену составили школьники Якутска (73,3 %). Рассмотрение данного показателя в разрезе районов показывает, что в 2018/2019 уч. г. в 21 из 36 муниципальных образований дети учились во вторую смену, и их доля варьировалась от 1,3 % (Сунтарский район) до 39,7 % (Якутск) [11, с. 188] в зависимости от места проживания и обучения.

Таким образом, к региональным особенностям школьного образования можно отнести то, что из общего числа общеобразовательных организаций большая часть школ находится в сельской местности, при этом процент малокомплектных среди них растет. Следует отметить, что среди родителей, дети которых учатся в сельских школах, отмечен запрос на более высокий уровень качества образования [12].

Изменение численности школьников в городских и сельских поселениях происходит в силу внутриреспубликанских миграционных процессов, а также под влиянием демографического фактора. Нагрузка на школы в городских поселениях увеличивается за счет уменьшения количества образовательных учреждений при росте числа обучающихся в них, а в сельской, напротив, уменьшается, так как число школ сокращается одновременно с уменьшением количества школьников. Естественно, что образовательный процесс в таких условиях оказывается более доступным и эффективным в последнем случае. Соответственно, можно сделать вывод о том, что на данном этапе развития системы образования Якутии доступность/недоступность школьного обучения для детей обусловлена местом их проживания.

Ссылки:

1. Щеглова С.Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М., 2001. 84 с.

2. Отношение российских педагогов к коммерциализации школьного образования. Результаты 1-го этапа социологического исследования / ЦИРКОН. М., 2015. 79 с.

3. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 20202024 годы и на плановый период до 2026 года» : Указ Главы РС (Я) от 16 декабря 2019 г. [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/561697775 (дата обращения: 24.11.2020).

4. Там же.

5. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия). Якутск, 2019. 654 с.

6. Там же. С. 179.

7. Там же. С. 180.

8. Там же. С. 183-184.

9. Там же. С. 187.

10. О государственной программе ...

11. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия) ... С. 188.

12. Федотова Н.Д. Качество жизни детей в Республике Саха (Якутия): образовательный аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 45-47.

Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.