Лишь 21% руководителей предприятий, имеющих на балансе учреждения культуры, настаивает на безусловной передаче объектов в муниципальную собственность. Большинство предпочитает различные варианты совместного с муниципалитетом и другими предприятиями управления и финансирования.
Если бы закон позволял, 70% предприятий, располагающих объектами культуры, предпочли бы сохранить их в распоряжении предприятия, однако вводить в строй новые объекты не собирается ни одно из них.
Несмотря на трудности финансирования объектов городского хозяйства, многие предприятия не настаивают на безусловной передаче этих объектов в распоряжение города и готовы делить с муниципалитетами бремя их содержания. При соответствующих правовых условиях подавляющее большинство предприятий (89%), имеющих ТЭЦ и котельные, предпочли бы сохранить эти объекты за собой, такую же позицию занимают 20% респондентов в отношении транспорта и связи. По мнению 67% руководителей предприятий, располагающих этими объектами, это было бы прежде всего оправдано технологически, 13% респондентов этой группы считают, что предприятия могут лучше содержать объекты, чем город; 33% ожидают в перспективе получения прибыли от данного вида деятельности.
Отсутствие у большинства опрошенных руководителей предприятий жестких установок на безусловную муниципализацию практически всех видов социальных объектов (за исключением жилья) указывает на наличие широких возможностей поиска гибких решений проблемы их финансирования и управления ими. Одновременно выявленная опросом слабая поддержка варианта, предполагающего муниципализацию объектов при выполнении предприятиями тех или иных условий, свидетельствует о том, что чаще всего наиболее приемлемые решения могут быть найдены на основе заключения договоров, предполагающих совместное использование и долевое финансирование силами предприятий (возможно, нескольких) и муниципалитетов.
Оксана БОЧАРОВА,
Антон ЛЕРНЕР
Особенности образа жизни подростков
Об образе жизни, намерениях и ценностях российских подростков много пишут и в массовых изданиях, и в специализированных молодежных журналах. Эти публикации чаще касаются малочисленной группы — столичной молодежи, имеющей куда больше возможностей для развлечений и для образования, чем их общероссийские сверстники, более информированной о мировых тенденциях в музыке, моде, кино. В прошлом году была опубликована статья, в которой описывались планы и устремления выпускников московских школ*. Данная публикация продолжает тему — здесь анализируются поколенческие установки и ценности. В статье использованы данные всеросийского опроса ВЦИОМ, проведенного в июне 1998 г. среди подростков от 16 до 19 лет, опрошены 419 человек.
Досуг. Молодежная субкультура проявляет себя в двух основных формах. Одна из них (уличная, дворовая) сохранилась еще с советских времен, и сегодня, видимо, характерна для подростков из низкостатусных групп и небольших городов. В рамках "уличной" культуры формируются уличные (районные) молодежные группировки, которые
* Бочарова О. Контуры взрослости: планы и опыты московских выпускников // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 5. С. 34—37.
являются очень влиятельным агентом социализации для подростков. Другой способ существования молодежной культуры — клубы. Это знак нового времени, они появились несколько лет назад, и сейчас в столицах уже сформировалось восприятие клуба как "знакового" места, определяющего принадлежность к той или иной группе внутри молодежной культуры (для "бычья" — представителей околокриминальной субкультуры, "для богемы" — творческой молодежи, для "мажоров" — детей состоятельных родителей). В большинстве городов есть всего несколько просто "молодежных" клубов, еще не дифференцирующихся по внутригрупповому признаку.
Тем не менее даже такие клубы являются признаком "вестернизации" молодежной культуры. Они доступны более благополучной молодежи и предполагают другой тип внутригрупповых взаимоотношений. Если улица — это борьба за влияние и навязывание жестких поведенческих стандартов, то клуб, напротив, предполагает анонимность, индивидуальность и частичное отсутствие контроля. Такие формы "культурного" досуга как походы в кино, в театр и на выставки мало привлекают подростков — примерно 1/3 из них бывает там один или несколько раз в год, другая 1/3 — реже. Впрочем, эти показатели мало отличаются от среднероссийских: театр и музеи посещает только "интеллигенция", а массовый зритель по-прежнему предпочитает кинотеатру видео и телевизор. Наметившуюся в Москве молодежную моду ходить в кино пока не назовешь массовой: кинотеатров, подобных московскому "Кодаку", в провинции почти нет, да и билеты в эти заведения вряд ли доступны обычным подросткам.
В отличие от ценностей "высокой культуры", природа и спорт, очевидно, важны и привлекательны для молодых. 37% опрошенных ответили, что бывают на природе каждую неделю, 20% регулярно занимаются спортом. Частые поездки за город, возможно, во многом, связаны с дачным сезоном. Мотивации для занятий спортом связаны не с заботой о здоровье (это характерно для старших возрастов), а со стереотипами сексуальной привлекательности и представлениями о красоте.
Гендерные особенности в проведении свободного времени указывают на то, что массовые поведенческие стереотипы значимы и для подростков: девушки в 1,5 раза чаще ходят в театр и в 1,3 раза чаще посещают выставки и музеи (как и женщины в целом, которые являются основными "потребителями" и воспроизводителями интеллигентских образцов "высокой культуры"), тогда как юноши больше внимания уделяют спорту — традиционному способу утверждения и демонстрации "мужских" качеств.
Данные о навыках и умениях, которыми обладают нынешние 16—19-летние, помогают понять, какие "сценарии" своего личного, профессионального и социального будущего существуют у подростков. Приведем ответы на вопрос: "Что из перечисленного Вы умеете?", данные этой категорией респондентов (в % к числу опрошенных; июнь 1998 г.):
Приготовить обед 73
Обращаться с компьютером 46
Снимать на видеокамеру 41
Играть на пианино, гитаре,
других музыкальных инструментах 34
Починить протекающий кран 32
Водить автомобиль 35
Шить 41
Петь 34
Вязать 27
Среди перечисленных участниками опроса навыков и умений можно выделить несколько "инструментальных наборов", соответствующих определенным социальным и
половым ролям. Во-первых, связанные с наиболее массовыми, традиционными представлениями о половых ролях — что должен уметь "настоящий мужчина" ("починить протекающий кран", "водить автомобиль" и др.) и "настоящая хозяйка" ("приготовить обед", "шить", "вязать" и др.). Заметим, что половые роли здесь воспринимаются, в основном, в семейном значении. Обладание этими навыками четко разделено по половому признаку, только в приготовлении обеда разрыв между девушками и юношами не так велик — 32%, в остальных случаях соотношение составляет 1:3 (шитье), 1:6 (вождение) и 1:17 (вязание). Почти нет различий между городскими и сельскими жителями, поскольку эти навыки являются самыми базовыми и традиционными.
Другой комплекс навыков можно определить как знание современной техники (компьютера, видеокамеры и др.). В отличие от описанных выше "традиционно-семейных", эти умения связаны со значениями актуальности, модерности, успешности. Здесь юноши опережают девушек — 55% из них умеют обращаться с компьютером и 56% снимать на видеокамеру, тогда как среди девушек — 37 и 26%. Важно, что в знакомстве с компьютером половые различия не так велики. Умение обращаться с электроникой особенно распространено среди подростков в больших городах (61% знают компьютер, 53% — видеокамеру, их ровесники в малых и средних городах и на селе "отстают" на 20%). И наконец, своего рода коммуникативно-рекреационные навыки, т.е. не имеющие прямого инструментального значения, но важные для общения и развлечений — умение петь и играть на музыкальных инструментах. Интересно, что возрастных различий в этом вопросе почти нет — 16-летние мало отличаются от 19летних. Процесс научения выравнивается, "активная" социализация начинается раньше, понижается возрастная граница "взросления". Исключение составляет умение водить автомобиль, во многом связанное с возрастным ограничением на получение прав.
Взаимоотношения с окружающими. Ответы на вопросы об отношениях подростков с различными группами сверстников, родителями и учителями дают возможность сделать предположения об особенностях процесса социализации. В этом возрасте для подростков особое значение приобретают группы сверстников как наиболее влиятельный (наряду с масс-медиа) источник культурных и поведенческих образцов и норм. Большинство подростков охарактеризовали как "хорошие" и "очень хорошие" свои отношения с одноклассниками и однокурсниками (80%), с друзьями (96%) и со сверстниками во дворе, в доме (72%). Отношения со "сверстниками другого пола" также оцениваются большинством подростков положительно. По данным этого исследования, у 16—19-летних мало напряжений в отношениях с родителями — 68% подростков оценивают их положительно, по-видимому, это результат определенной автономности тинэйджеров вследствие "помолодевшей" социализации. Тем не менее за пределами семьи межпоколенческие трения возрастают. Так, 65% опрошенных подростков обозначают отношение к поколению своих родителей как "хорошее" и "очень хорошее", тогда как лишь 43% полагают, что встречают такое же понимание со стороны старших.
Учителя и преподаватели, система образования в целом уже не играют значительной роли в социализации этой возрастной группы, поэтому у большинства респондентов нейтральные, средние отношения с учителями.
Здесь отчетливо проявляются гендерные различия — девушки чаще, чем юноши, склонны давать самую высокую оценку своим отношениям со сверстниками, родителями, учителями. Девушки также проявляют большую открытость в общении с родителями —
38% отметили, что делятся с родителями любовными переживаниями (среди юношей таких всего 13%); родители, семья — скорее всего, мать и сестра — являются для девушек важным источником информации о сексе. Можно сказать, что их коммуникация с разными "значимыми другими", с группами и людьми, которые служат для них источником ценностей и поведенческих образцов, более уравновешена и сбалансирована, тогда как у юношей в социализационном процессе группы сверстников, друзья доминируют, подавляя или вступая в противоречия с' другими агентами социализации.
Политико-социальное поле. Говорить о политических ориентациях и установках российской молодежи, особенно о подростках, только что или еще не вошедших в состав российского электората, но фактически ни разу в жизни не голосовавших, достаточно сложно. Данная аудитория чаще всего оказывается вне фокуса различных исследований как узкоэлекторальных, так и социально-политических. Однако именно в этом возрасте у подростков формируется представление обо всем комплексе "правильного" мироустройства, в рамках которого начинают оформляться собственные политические установки.
В целом интерес к политике у молодежи традиционно невысок. Так, интересуются политикой в большой и в очень большой степени только 8% респондентов против 66%, интересующихся мало или вообще не интересующихся. Как среднюю степень своей заинтересованности политикой оценили 27% подростков. Большинство из них придерживаются демократических установок — образцовыми для них являются западное устройство общества и рыночные экономические отношения. В этом вопросе взгляды молодежи выглядят куда более "прозападными" и либеральными по сравнению с массовым общероссийским мнением (табл. 1 и 2).
Пристального внимания заслуживает сравнительно большое число подростков, затруднившихся ответить на поставленные вопросы, — 37 и 34%. 21% респондентов затруднились ответить на оба вопроса. Другая группа (37% опрошенных) одновременно предпочла демократию по об-
Таблица1
Какая экономическая система, на Ваш взгляд, лучше? _____________(В % к числу опрошенных.) ______________
Варианты ответов Подростки Опрос населения*
Основанная преимущественно на государственном планировании 7 39
Основанная преимущественно на рыночных отношениях 55 36
Затруднились с ответом 37 25
* Всероссийский опрос ВЦИОМ, репрезентирующий взрослое население страны; выборка N=1600 человек; декабрь 1997 г.
Таблица 2
Какая политическая система кажется Вам лучшей? ________________(В % к числу опрошенных.) _____________________
Варианты ответов Подростки Опрос населения*
Советская, которая была у нас до 90-х годов 7 38
Нынешняя система 4 11
Демократия по образцу западных стран 51 28
Другое , 4 7
Затруднились с ответом 34 16
* Всероссийский опрос ВЦИОМ, репрезентирующий взрослое население страны; выборка N=1600 человек; декабрь 1997 г.
Таблица 3
Какая экономическая система, на Ваш взгляд, лучше? Какая политическая система кажется Вам лучшей? ________________________(В абсолютных числах; пересечение ответов на оба вопроса.)________________________________
Варианты ответов Советская, которая была у нас до 90-х годов Нынешняя система Демократия по образцу западных стран Другое Затруднились с ответом
Основанная преимущественно на государственном планировании 10 3 11 6
Основанная преимущественно на рыночных отношениях 5 10 157 12 48
Затруднились с ответом 15 3 46 4 89
разцу западных стран и рыночную экономику. Ниже приводится табл. 3 в абсолютных цифрах.
Таким образом, стоит внимательнее рассмотреть две основные группы — "демократов" и "затруднившихся с ответом". Разумеется, такой высокий процент не определившихся с ответом во многом объясняется спецификой данной возрастной группы, у которой еще не сформировались жизненные взгляды, позиции. Однако, как нам кажется, представляет интерес и сравнение других особенностей этих двух установок.
Следует отметить, что данные группы не имеют ярких возрастных и урбанистических особенностей. Группа "затрудняющихся" практически не отличается по половому составу от всей выборки, тогда как в группе "рыночных демократов" больше юношей — 61 против 40%. Вполне закономерно здесь выглядит различие степени интереса к политике (точнее, его отсутствия). Так, доля не интересующихся политикой среди "затруднившихся" почти в 2 раза больше, чем среди "рыночных демократов".
Различия между этими двумя группами проявляются также в умениях и навыках, которыми они обладают (табл. 4).
Открытость проходящим в России реформам и адаптация к новым сложным конкурентным условиям во многом зависит от способности применить, реализовать накопленный ранее определенный капитал, некий набор умений, навыков, знаний и.т.д.
Как видно из данных, приведенных в табл. 4, подростки, демонстрирующие приверженность либеральным ценностям, обладают более разнообразным, широким набором навыков. Они ориентируются на выполнение разных социальных ролей, как семейных, так и профессиональных. У демократов, возможно, в большей степени выражена достижительская мотивация, стремление к профессиональному успеху, а также желание быть современными, о чем свидетельствует высокий процент знающих компьютер и видеокамеру. Затрудняющиеся ответить почти не выходят за пределы "традиционного" гендерного набора навыков и умений. Вероятно, в какой-то мере это связано с тем, что у них меньше реальных возможностей овладеть "современными" умениями. Но можно также предположить, что эта группа более инертна в гражданском плане и представительна для той части молодого электората, который игнорирует выборы.
Однако сдвиг в идеологических ориентациях у политической элиты и в СМК от либеральных и западнических к государственническим, усиление национально-патриотических настроений во взрослом обществе повлияли и на взгляды подростков. Немалая часть опрошенных подростков согласилась с мнением, что "большинство бед России происходят от людей нерусских национальностей, захвативших ключевые позиции в экономике и руководстве" (34%). Проявляющаяся здесь национальная нетерпимость, возможно, вопреки формулировке вопроса ("Согласны ли в с мнением, что большинство бед России происходит
Таблица 4
Что из перечисленного Вы умеете?
(В % к числу опрошенных.)________________
Варианты ответов Затруднившиеся с ответом Демократы
Приготовить обед 67 69
Обращаться с компьютером 38 53
Снимать на видеокамеру 30 52
Играть на пианино, гитаре, других музыкальных инструментах 29 40
Починить протекающий кран 21 40
Водить автомобиль 33 38
Шить 47 30
Петь 34 27
Вязать 28 20
от людей нерусских национальностей, занимающих ключевые позиции в политике и экономике?") свидетельствует не столько о политико-идеологических установках, расизме или антисемитизме, а о социальных напряжениях, связанных в большой степени с "антикавказскими" настроениями. Об этом косвенно свидетельствует то, что положительное отношение к западной демократии и рынку никак не влияет на эту точку зрения. Видимо, апелляция к этим ценностям носит декларативный характер, понятия "демократия" и "рынок" являются знаковыми.
Сексуальные отношения. Общеизвестны и банальны суждения о раннем сексуальном опыте современных тинэйджеров, об огромном потоке соответствующей информации и терпимости сегодняшних сексуальных взглядов и вместе с тем о недостаточной осведомленности подростков о контрацепции и росте ранних нежелательных беременностей и заболеваний. Тем не менее данных, описывающих реальное сексуальное поведение подростков, немного, и любая информация представляет интерес. Кроме того, важно узнать, насколько значимо для российских подростков появившееся после СПИДа и широко распространившееся среди западной молодежи понятие "безопасного секса", включающее, с одной стороны, практические знания и навыки в использовании контрацептивов и с другой — определенные ценностные установки.
Большая часть опрошенных подростков уже имеет сексуальный опыт. Только 28% подростков ответили, что никогда не имели половых контактов. Здесь лидируют юноши — лишь 1/5 часть из них признались, что еще не занимались сексом, тогда как среди девушек таких — больше 1/3. Понятно, что юноши раньше начинают сексуальную жизнь, и их первые партнерши, видимо, старше их. Наиболее продвинуты в этом плане, как ни странно, не подростки из больших городов, где так много соблазнов
и искушений, а молодежь, живущая в средних и малых городах. Очевидно, молодые жители столиц и крупных областных центров имеют и более сложную структуру досуга. Сельских подростков ограничивает и традиционно более сильная в селе система "социального контроля". В небольших городах отсутствует разнообразие форм досуга и общения, складывающееся в столицах и крупных городах, и нет эффективного социального контроля. Подобное "промежуточное" положение малых городов в социальной и урбанистической структуре, возможно, вызывает и раннее начало сексуальной жизни, которое в этом случае является не знаком "модернизации" и либерализации нравов, а свидетельством бедности способов внутригрупповой коммуникации подростков.
"Сексуальный дебют" по-разному оценивается и мотивируется девушками и парнями. У юношей очевиден мотив любопытства и интереса, а также самоутверждения, приобретения авторитета в среде сверстников. Разумеется, для обоих полов первый сексуальный опыт важен как один из ключевых знаков перехода во взрослую жизнь. Между тем для девушек начало сексуальной жизни нередко травматично, что подтверждается данными опроса. 8% участниц исследования признались, что подвергались изнасилованию со стороны знакомых людей и 14% — со стороны незнакомцев. Здесь важны не только факты сексуальных нападений со стороны незнакомых людей, но и насилие и сексуальные домогательства как способ подросткового общения в своей среде. Также по данным этого исследования около 10% девушек вступают в первый сексуальный контакт под психологическим или физическим давлением партнера.
Проблема контрацепции (осведомленность, использование и установки по отношению к различным контрацептивам) воспринимается российскими подростками двойственно и противоречиво. 73% опрошенных заявили, что очень хорошо или довольно хорошо осведомлены о средствах предохранения от беременности. Уровень знаний об этих средствах мало зависит от пола и увеличивается с возрастом. Однако отношение к контрацепции у молодежи в России несравнимо с восприятием этой проблемы их западными ровесниками. Культура контрацепции, существующая там несколько десятилетий, в 80—90-х годах объединилась с угрозой СПИДа, результатом чего стало понятие "безопасного секса", одним из ключевых атрибутов которого является постоянное использование контрацепции. Различные средства предохранения, и прежде всего презервативы, воспринимаются подростками как нормальная и неотъемлемая часть сексуальной жизни. В России долгие годы основным средством избавления от беременности был (и во многом остается) аборт, и широкой, рассчитанной на разные возрастные и социальные группы просветительской кампании о контрацепции не проводилось. Лишь в последние два-три года ситуация стала изменяться — появились рекламные ролики, в аптеках есть выбор самых разных предохранительных средств, в ночных клубах и дискотеках установлены автоматы по продаже презервативов. Но это пока, видимо, мало влияет на подростковое отношение к контрацепции и ее использование. Как показывают данные качественных исследований, использование презерватива становится модным, актуальным у молодежи, приобретает статусный характер, но пока еще не стало нормой. Постоянно предохраняться во время занятий сексом не считается обязательным и само собой разумеющимся. Пока еще заметны отголоски советского ханжеского подхода, и это проявляется в поведении и установках девушек — 33% из них постеснялись бы купить контрацептивы (среди юношей это стеснило бы всего 11%). Здесь проявляется еще одна особенность "советского" отношения к предохранению — ответственность за него должен брать на себя мужчина.
Екатерина ШПАК
Российское общественное мнение об участии женщин в современном российском политическом процессе
Участие женщин в политике — один из критериев демократии общества и государства. В СССР обязательное представительство женщин в советах различных уровней, в исполкомах имело декоративный характер. Третью часть членов КПСС составляли женщины. Сегодня женщины представляют заметную долю в составе политической элиты развитых стран, занимают высокие должности в государственном аппарате, в общественных движениях и неправительственных организациях, в сферах культуры и образования, даже в армии. Так, в США в 1990 г. посты губернаторов штатов занимали 13 женщин. В том же году кандидатами в депутаты законодательных собраний американских штатов были выдвинуты 2064 женщины. Как показывает официальная статистика, на каждых выборах победу одерживают до 60% кандидаток*.
В России в постперестроечный период действовала прямо противоположная тенденция, которая состояла в том, что происходило не расширение, а сокращение представленности женщин в политике. Для российского общественного сознания профессиональное участие женщин в политике все еще остается под вопросом.
В 1990 и 1994 гг. в "Мониторинге социально-экономических перемен" задавался вопрос: "Согласны ли Вы с тем, что в политике лучше обойтись без женщин?" 27% опрошенных в 1990 г. и 25% в 1994 г. согласились с тем, что в политике лучше обойтись без женщин. В 1990 г. не согласились с этим суждением 56%, а в 1994 г. — 62% (табл. 1).
Таблица 1
Согласны ли Вы с тем, что в политике лучше обойтись без женщин? (В % к числу опрошенных; сентябрь 1994 г.)
Варианты ответов Мужчины Женщины Все опрошенные
Согласны 32 18 25
Не согласны 54 69 62
Затруднились с ответом 13 13 13
В 1994 г. по сравнению с 1990 г. число респондентов, не согласных с тем, что в политике лучше обойтись без женщин, несколько увеличилось. Однако число противников женщин в политике осталось практически стабильным. В 1994 г. их было столько же, сколько и в 1990 г.: около 1/4 всех опрошенных.
Вопросы о политическом участии женщин задавались также и в мартовском 1998 г. "Экспресс" опросе (N=1602 человека старше 16 лет).
"Как Вы думаете, женщин-политиков в России должно быть больше, примерно столько же, меньше, чем сейчас, или женщины в принципе не должны участвовать в политике?" 45% опрошенного населения ответили, что женщин-полити-ков должно быть больше, 28% — что число женщин в политике должно остаться неизменным. Почти / населения (18%) выразили отрицательное отношение к политическому участию женщин. В их числе небольшая часть респондентов (8%) считали, что политикой должно заниматься меньшее, чем сейчас, число женщин и 10% респондентов отрицали саму возможность участия женщин в политике.
* Рут М. Американские женщины в политике // Вы и мы. 1991. Осень—зима. С. 22.