Научная статья на тему 'Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ)'

Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Оксана

The article is written on the basis of a survey of Moscow-based school leavers, conducted in June 1997. It describes and analyses some essential peculiarities of young people's opinion and behaviour, related to transition to the "adult world" the professional future, attitude to military service, smoking, drinking, experimenting with drugs, and sexual experience. Notions of 15-17-year old Muscovites of professional success and prestige are in the main connected with the new economic relations they highly estimate the professions of lawyer, economist, and financier. The previously honoured mass intellectual professions of doctor, teacher, and engineer now do not attract young people. There are also gender-related differences in the opinions on social success girls are more practical and less ambitious in their preferences, a position of employee in a commercial firm of a bank is prestigious enough for them. Boys are attracted by occupations symbolising not only money but power as well, e.g., such as 'businessman', 'entrepreneur'. Military service is considered by almost half of the young people to be a dangerous and senseless occupation that should be escaped; they do not share the romantic and patriotic moods of older generations. However, 15-17-yearold girls are more conservative and rigid than boys of the same age, many of them feel positive about military service. Moscow school-leavers try to join the adult world with such behavioural patterns as smoking and drinking. In consumption of -cigarettes and alcohol, boys are ahead of girls, whereas in experimenting with drugs the sexual differences are almost invisible. Sexual experience of young Muscovites is basically limited to rare or occasional affairs (in it boys are also more "mature"), while the shares of girls and boys having a regular partner are approximately equal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outlines of Mature Age: Surveys of Moscow School Leavers

The article is written on the basis of a survey of Moscow-based school leavers, conducted in June 1997. It describes and analyses some essential peculiarities of young people's opinion and behaviour, related to transition to the "adult world" the professional future, attitude to military service, smoking, drinking, experimenting with drugs, and sexual experience. Notions of 15-17-year old Muscovites of professional success and prestige are in the main connected with the new economic relations they highly estimate the professions of lawyer, economist, and financier. The previously honoured mass intellectual professions of doctor, teacher, and engineer now do not attract young people. There are also gender-related differences in the opinions on social success girls are more practical and less ambitious in their preferences, a position of employee in a commercial firm of a bank is prestigious enough for them. Boys are attracted by occupations symbolising not only money but power as well, e.g., such as 'businessman', 'entrepreneur'. Military service is considered by almost half of the young people to be a dangerous and senseless occupation that should be escaped; they do not share the romantic and patriotic moods of older generations. However, 15-17-yearold girls are more conservative and rigid than boys of the same age, many of them feel positive about military service. Moscow school-leavers try to join the adult world with such behavioural patterns as smoking and drinking. In consumption of -cigarettes and alcohol, boys are ahead of girls, whereas in experimenting with drugs the sexual differences are almost invisible. Sexual experience of young Muscovites is basically limited to rare or occasional affairs (in it boys are also more "mature"), while the shares of girls and boys having a regular partner are approximately equal.

Текст научной работы на тему «Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ)»

Таблица 6

С чем связаны самые острые проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Ваше предприятие?

(В % к числу опрошенных.)

Варианты ответов 1 вьбор II вьбор

Со сбытом проекции 55 12

С социальной сферой 1 3

С занятостыо 1 3

С заработной платой 6 16

С налогообложением 28 43

С взаимоотношениям с банками 4 6

С оборудованием 5 6

В ряду проблем, оцениваемых директорами как наиболее острые для их предприятия, не оказалось социальнотрудовых вопросов. Проблемы, связанные с социальной сферой, отметили лишь 1% респондентов при первом выборе и 3% - при втором; связанные с занятостью на предприятии — соответственно 1 и 3%; проблемы, связанные с заработной платой — 6 и 16% (табл. 6).

В действительности с проблемами выплат заработной платы сталкивалась значительная часть обследованных предприятий. Согласно полученным данным, в 1994 г. задержки имели место на 49%, в 1996 — на 64%, и в подавляющем большинстве случаев (92%) они коснулись всех работников предприятия. Более чем на 70% обследованных предприятиях низкий уровень заработной платы и задержки ее выплат явились причиной массовых увольнений работников. Что же касается оплаты вынужденных административных отпусков, то на 21% предприятий они вообще не оплачивались, на 38% — работникам выплачивается только часть заработной платы, на 39% -минимальная заработная плата. Около 2% респондентов сообщили, что, не имея возможности производить денежные выплаты, их предприятия выплачивают работникам, находящимся в административных отпусках, пособия в натуральной форме. Примерно на половине обследованных предприятий имели место конфликты между администрацией и работниками, которые в ряде случаев (7% обследованных предприятий) принимали форму острых конфликтов (забастовки, демонстрации). Во всех этих случаях их причины были связаны с характером оплаты труда.

Известно, что в мировой практике сложились различные модели менеджмента, в рамках которых социальным программам и мероприятиям отводится неодинаковое место. Многие специалисты считают, что, развивая отечественную традицию, в которой социальная роль предприятий была исключительно важной, а также используя опыт зарубежных компаний (например, японских), российские предприятия сформируют свою модель, предполагающую активное проведение разнообразных социальных мероприятий и программ, сохранение социальной инфраструктуры, оказание различных социальных услуг работникам и членам их семей. Вполне возможно, что в России со временем распространение получит именно такая практика. Однако на сегодняшний день ее перспективы не следует переоценивать.

Оксана БОЧАРОВА

Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ)

В июне 1997 г. ВЦИОМ провел опрос 15—17-летних выпускников московских школ, в котором участвовало 1014 человек. Вряд ли на основе этих данных можно нарисовать портрет поколения, но мы попытаемся описать и проанализировать некоторые его существенные характеристики — такие, как планируемый выбор профессии, употребление наркотиков и сексуальный опыт. Московская молодежь — наиболее "продвинутая" часть российской молодежи, и некоторые особенности ее поведения, вкусов, пристрастий, можно предполагать, вскоре станут значимыми и для молодых людей, живущих в других городах и регионах. Но полностью переносить выводы о ее ценностях, интересах и привычках на все молодое поколение России было бы неверным, так как эта группа резко отличается по уровню жизни, возможностям доступа к социальным, культурным и информационным благам, знаниям и так далее от остальных молодых россиян.

Профессии: между расчетом и мечтой. Представления о престижных профессиях у молодых москвичей достаточно определенные: юрист и экономист - на первом месте, банкир и бизнесмен идут следом. Надо заметить, что первые две позиции — конкретные профессии, связанные с образованием и специализацией. "Банкир, финансист" и "предприниматель, бизнесмен" — это скорее ярлыки, обозначающие верхнюю социальную позицию, наиболее престижную в сегодняшнем российском обществе (табл. 1).

Юноши чаще, чем девушки, называют занятия "предпринимателя" и "банкира". При всей привлекательности и заманчивости их трудно "примерить" на себя. Эти роли символизируют не только "деньги", но и (в не меньшей степени) "власть", возможность принятия решений, ответственность и риск, т.е. те качества, которые сегодня приписываются стереотипу современного удачливого мужчины.

Девушки, как кажется, оценивают "престиж" более практически: в первую очередь они называют профессии "бухгалтер, экономист" и "юрист". Это то, что действительно не только популярно, но и пользуется реальным спросом на рынке труда. Достигнуть такого профессионального положения вполне возможно, но оно не связано с такими большими деньгами и властью, как в "мужских" представлениях. Им в меньшей степени свойственно принятие роли хозяина, владельца (основное символическое значение, читаемое в "предпринимателе"), к тому же в россйских условиях часто связанное с риском не только денежным, но порой и криминальным.

Тем не менее, пусть с разными акцентами, выпускники этого года разделяют ориентированную на бизнессферу модель представлений о престиже. Подчеркнем: на первое место выходит профессия "законника", что намекает на западные, рациональные понятия о деловых отношениях, когда юристы и то, что они олицетворяют — рационально-правовые отношения, — становятся социально значимым. С заметным отрывом от группы профессий, представляющих образ верхних позиций карьеры в экономической сфере, следуют другие занятия. Это "публичные" профессии — журналист, политик, оба связанные с СМК.

Таблица 1

Престиж профессий (в % к числу опрошенных)

Список профессий Престиж- ность Личный вьбор

Бухгалтер, экономист 21 10

Юрист, адвокат, судья 20 12

Банкир, финансист 18 5

Предпринимателе бизнесмен 14 3

фирме 6 4

Журналист, телеведущий 5 4

Политик 5 1

Дипломат 4 2

Фото модель 4 2

Специалист по рекламе, маркетингу 4 2

Программист, компьютерщик 4 6

Работник автосервиса 4 3

Модельер 3 2

Музькант, певец, артист 3 5

Парикмахер, массажист, косметолог 3 4

Врач 3 4

руководитель, ответственный работник 3 1

Килгер, рэкетир, мафиози 2 0

Переводчик 2 4

Секретарьреферент 2 3

Социолог, политолог 2 3

Спортсмен 2 1

Работник торговли, сферы обслуживания 2 2

Ученьй, исследователь 1 1

Учитель, преподаватель 1 3

Разумеется, есть разделение на престижные "женские" и "мужские" занятия. У девушек быть моделью также престижно, как и предпринимателем, высоко ценятся модельеры и парикмахеры-косметологи. Социальная ценность женских профессий связана и с влиятельной женской линией в массовой культуре (особенно в дамских романах, женских журналах), где культивируется образ привлекательной женщины, самостоятельной и активной. У девушек меньше карьерных амбиций, и поэтому для них достаточно привлекательной является должность служащего в банке, в фирме.

Уровень обеспеченности семьи оказывает очевидное влияние на представления выпускников об успехе и престиже. Дети из обеспеченных семей в наибольшей степени разделяют новые взгляды о социально значимых профессиях. Им свойствен практический взгляд на "лестницу успеха", поэтому они выше ценят реальные занятия юриста и экономиста (соответственно 23 и 28%), а роль предпринимателя считают престижной только 13% из них. Подростки из семей с низким достатком, напротив, ставят "бизнесмена" на самую высокую социальную позицию (19%). Вероятно, их представления о профессиональной иерархии в большой степени диктуются материальными условиями. Они выше других оценивают профессии "журналиста, телеведущего" (8%) и "модельера" (9%) — видимо, для этой группы молодежи значения "публичности", "яркости", "красивой жизни" особенно важны.

От советской модели социального успеха и престижа 17-летние отказались - молодых москвичей не устраивает скромный заработок и скромные возможности госслужащих, которыми чаще всего являются их

собственные родители. Врач, учитель, инженер -массовые интелли-гентские профессии не "котируются" среди молодежи, так же как и чисто "рабочие" специальности. Впрочем, отказ в престижности профессиям, почетным для советского времени, произошел еще раньше, в 80-х ,годах накануне перестройки, когда подскочил конкурс в торговые и экономические вузы. Однако, в те годы интерес к экономическим профессиям объяснялся близостью к торговой сфере и, следовательно, к "дефициту", обладание которым открывало дорогу к обеспеченности, что тогда было главным знаком престижности. К дефициту было два пути — карьера руководителя или работа в торговле. Сейчас социальный престиж связан, в первую очередь с деньгами и для многих с публичностью, поэтому вырисовывается два наиболее ценимых карьерных пути — в экономике и публичной сфере. Между ними есть общее — и в бизнесе, и в СМК, и в политике есть риск и игровое начало, столь ценимое молодежной культурой.

Однако существуют и определенные различия между представлениями о престижных профессиях и индивидуальными пристрастиями (см. табл. 1).

Диапазон представлений об успехе, социальном престиже не так широк, а собственный выбор гораздо более "размыт", нет такого же четкого фокуса в экономической сфере, в бизнесе. Невзирая на предложенную прожективную ситуацию свободного, не обремененного денежными проблемами выбора профессии, выпускники школ хотят быть юристами и экономистами (соответственно 12 и 10%). Но престижные роли банкира и предпринимателя не привлекают молодых — это скорее социальные символы, чем реально желаемые профессии. Да, бизнес, новая экономика — это интересно для молодых, они хотят работать там, крутость "новых русских" признается ими значимой, но она не является привлекательной для столичной молодежной среды, нацеленной на образование. Возможно, образы бизнесмена и банкира связаны с уже уходящей (с точки зрения молодых) эпохой шального бизнеса — быстрого обогащения, часто полукриминальной карьерой. Они склонны скорее выбирать менее денежные, но более "цивилизованные" и "профессиональные" роли экономиста и юриста.

Заметную долю предпочтений молодежи, особенно ее мужской части, составляет все, что связано с компьютерами. Профессия программиста, компьютерщика привлекает 11% юношей. Столица стремительно компьютеризируется. В молодежной среде в обиходе слова из компьютерного слэнга; в разговорах молодых людей тема новых игр и программных продуктов успешно конкурирует с новостями из мира музыки и кино. Компьютерная сфера привлекает в первую очередь тех молодых людей, которые ориентированы на высшее образование. 5% юношей хотели бы работать в автосервисе, где не нужно еще несколько лет учиться, но есть рабочие места, неплохие заработки и достаточно престижная для рабочей среды профессия.

У молодых москвичек также есть некоторые расхождения между представлениями о социальном успехе и личной мечтой. Например, престижная профессия модели кажется им не очень привлекательной (3%), они предпочитают быть не объектом красоты, а ее "делателем" — парикмахером, косметологом (7%). Девушки из более образованных групп в определенном смысле более консервативны: для них по-прежнему значимыми и интересными остаются занятия, связанные с работой с людьми — врач, преподаватель, переводчик (6%). Хотя эти профессии и не считаются престижными, проявляемый к ним интерес, возможно, связан с большим

влиянием родителей, их взглядов на то, кем должна быть девушка, позже юношей вступающая во взрослую жизнь. Сохраняет и всю силу инерции стереотип “жен-ской роли" в профессиональном плане — необязательно много зарабатывать (это скорее мужское дело), женщинам лучше работать с людьми, учить или лечить, поскольку в этих занятиях необходимы и наиболее полно раскрываются "женские" свойства — душевность, мягкость, теплота и т.д.

Различия в планах на будущее, влияние родительских, старых советских представлений заметно и в возрастных и социальных категориях участвовавших в опросе выпускников. Выпускников из обеспеченных семей в основном привлекают престижные профессии, для них социальный успех в его современном понимании является очень сильным стимулом. У детей из семей с низким уровнем благосостояния желания скромнее — 6% из них хотели бы работать в автосервисе, столько же — стать парикмахерами, косметологами и т.д..

В целом московские выпускники школ ориентированы на профессионализм и получение образования: 64% собираются только учиться, 25% хотят совмещать работу с учебой. Граф. 1 показывает, как распределяются образовательные планы выпускников:

График 1

Образовательные планы молодых москвичей (в % к числу опрошенных)

Еще одна особенность нынешних школьников — готовность совмещать работу и учебу. Такое поведение — меньше всего, декларация, оно очень распространено среди московских студентов в последние годы. Стремление к экономической самостоятельности или хотя бы к относительной независимости от родительских доходов выражается в желании работать в рыночном секторе: 10% хотят работать в частной фирме или в банке, 9% — в торговле, сфере услуг.

Сегодняшние 17-летние москвичи не только стремятся включиться -в новые экономические отношения, но и высоко оценивают свои возможности на рынке труда. 24% респондентов сразу после окончания школы готовы довольствоваться скромной по нынешним меркам зарплатой до 200 долл., 56% претендуют на зарплату от 200 до 500 долл., а 15% полагают, что могут получать от 500 до 1000 долл. в месяц. Столь неадекватная оценка собственных возможностей и завышенные аспирации проявляются не только у детей богатых родителей, может быть, рассчитывающих на связи и знакомства в бизнесе, но и у подростков из низкостатусных семей.

"До свидания, мальчики-”. Молодые москвичи боятся армии, не считают ее авторитетным институтом, а профессию военного считают престижной менее 1% из них. Десятки лет работавшая в "военный карман" экономика, военизированная идеология и система социализации, значимость военных символов в советской официальной и массовой культуре — все это ставило армию и военных в центр советской системы отношений и ценностей.

Выпускникам был задан вопрос об отношении к службе в армии, были представлены три различные установки: служба в армии — необходимый элемент образа настоящего мужчины и мужской социализации; "государственное мышление" и, наконец, неприятие и отчуждение от армии. Ответы распределились следующим образом:

Таблица 3

Отношение к службе в армии. (В % к числу опрошенных, без затруднившихся ответить.)

Распределение ответов на вопрос: "Как Вы лично относитесь к службе в армии?"

Варианты ответов Мужчины Женщины 15 пет 16 лет 17 пет

Каждый настаящй мужчина должен пройти службу в армии 17 34 29 25 26

Служба в армии - это долг государству, пусть даже это не отвечает ЕЗаиим интересам 23 27 33 28 23

Это бессмысленное и опасное инятие, нужно побьми средствами постараться избежать службу в армии 54 34 33 44 45

Очевидно, что практически половина выпускников столичных школ не разделяют ни старых взглядов об армии как "школе жизни", ни "патриотических" идей о долге государству. Наиболее интересным здесь являются возрастные и половые различия в отношении к армейской службе. 15-летние смотрят на армию еще в большой степени отвлеченно, не примеряя проблемы и страхи армейской службы на себя, поэтому среди них достаточно распространена "государственная" точка зрения. К тому же им еще свойствен мальчишеское (во многом оставшееся от советского времени) стремление к военной романтике. Однако, чем ближе к призывному возрасту, тем реальней становится повестка, казармы и "дедовщина" - 17-летние уже не разделяют военноромантических иллюзий и ищут способы "закосить" от армии.

Заслуживающий внимания факт — положительное отношение девушек к службе в армии. Юноши на пороге школы стоят перед личным выбором — идти в армию или нет, служба в армии для них реальная и весьма опасная перпектива, поэтому большинству из них нет дела до "образа героя" или патриотических настроений. Девушки же, несмотря на то, что в армию идут их ровесники, друзья оказываются более жесткими и консервативными. Для многих из них военная символика и армейский вариант мужественности все еще сохраняют свою привлекательность.

Секс, наркотики и рейв. Стремительное взросление сегодняшних молодых людей выражается не только в прагматичных и четких взглядах на профессиональную

График2

Потребление спиртного, сигарет и наркотиков.

(В % к числу опрошенных.)

Распределение ответов на вопросы: "Курите ли Вы?”, "Пьете ли Вы пиво?”, "Пробовали ли Вы водку?”, "Пробовали ли Вы наркотики?''

Таблица 4

Сексуальная опыт выпускников московских школ

Распределение ответов на вопрос : "Имели ли Вы хотя бы раз сексуальный контакт?" (в % к числу опрошенных, без затруднившихся с ответом и неответивших.)

карьеру, но и в апроприации знаков" взрослости -курения, выпивки, секса. Наркотики как часть собственно молодежной субкультуры получают в Москве все большее распространение (граф. 2).

33% молодых людей — регулярные курильщики, юношей среди них в 2 раза больше, чем девушек (соответственно 45% и 23%). Между тем среди тех, кто курит нерегулярно (сумма ответов "курю иногда" и "курю время от времени" составляет 27%), различий между полами почти нет. Курение как привычка остается признаком "мужского" поведения, но курение как знак свободы и взрослости привлекательно для обоих полов. Сходная ситуация с пивом. Его регулярно пьют 20% юношей и только 8% девушек, но в ситуациях более редкого потребления, например на вечеринках или в клубах, на дискотеках, девушки пьют пиво почти также охотно. Пиво было преимущественно мужским напитком в советское время, сейчас его "имидж" и функция сильно изменились. Питье пива стало признаком демократичного, модного, молодежного, поведения. Поэтому пиво не связывается столь однозначно с мужской манерой поведения ("мужская" и "молодежная" составляющие имиджа пива в целом совпадают с разделением пивных брэндов на "отечественные" и "импортные"). Водка же остается "мужским" напитком — треть опрошенных девушек вообще ни разу ее не пробовали, да и в объеме и частоте потребления они значительно отстают от юношей.

Тревоги по поводу наркотического "бума" в Москве покажутся в большой степени оправданными, если взглянуть на ответы респондентов на вопрос об экспериментах с пробованием наркотиков. 23% опрошенных хотя бы раз пробовали наркотики или употребляли их время от времени. Наркотики сейчас и доступны, и модны. Они — значимая часть "рэйв-культуры" и стиля unisex, поэтому в их потреблении почти не наблюдается половых различий. Большинство ответивших утвер-дительно ответили на вопрос об употреблении наркотиков, пробовали "травку" - самый дешевый и доступный, и, к счастью, самый легкий из наркотиков (17%). На втором месте - таблетки, в частности, "экстази" (их когдалибо пробовало 5% опрошенных). "Экстази" — дитя рэйвкультуры, клубный наркотик, именно там его обычно и употребляет молодежь. Впрочем, надо

Варианты ответов %

Нет 36

Бы единичный случай 16

Время от времени 27

Довольно регулярно 8

уточнить, что эти таблетки доступны подросткам из семей с хорошим достатком - 7% этой категории респондентов ответили, что пробовали их. 10% выпускников из малообеспеченных семей также пробовали "таблетки", но, скорее всего, более дешевые. Среди других упоминавшихся наркотиков следует отметить героин — его пробовали 4% респондентов. Остается только удивляться, где они нашли средства, ведь героин сильнее и значительно дороже и "травки", и "экстази".

Для многих молодых людей секс — еще один, причем самый главный и самый желанный, шаг во "взрослую жизнь", переход к новой роли. Для молодых тема секса уже не является постыдной и запретной - только 13 % отказались отвечать на вопрос о собственном сексуальном опыте.

Юноши раньше начинают заниматься сексом, и у них больше случайных и единичных связей, поскольку именно для них наличие хоть какого-нибудь сексуального опыта особенно важно. 18% молодых людей имели единичный сексуальный контакт, у 32% были случайные партнеры (доля девушек, имеющих такой сексуальный опыт, соответствует 14 и 21%). А вот доли юношей и девушек, имеющих регулярные связи и, следовательно, постоянного сексуального партнера, примерно равны. Можно предположить, что случайные отношения у юношей чаще возникают с женщинами постарше их, или же девушки-ровесницы, участвовавшие в опросе, предпочитают не признаваться в наличие случайного сексуального опыта. "Переломный" возраст для сексуальной жизни московских выпускников -16 лет. Если среди 15-летних более половины опрошенных вообще ни разу не имели сексуального контакта, то к 16 годам их доля падает до 36%. Сексуальное поведение связано и с социальноматериальным статусом респондентов. Дети из обеспеченных семей наиболее раскованы и не стесняются рассказывать о своей сексуальной практике (только 7% отказались отвечать). Они раньше своих менее обеспеченных сверстников начинают сексуальную жизнь, 33% имеют случайные контакты — у этой категории молодежи больше возможностей найти временного партнера, возможно, потому что они включены в модную клубную и “тусовочную” субкультуру. Подростки из семей с низким достатком более скованы — четверть из них отказались от ответа.

Следует заметить, что ко всем признаниям респондентов о потреблении спиртного, наркотиков, о сексе нужно относиться осторожно. Какая-то, (может быть, небольшая доля) ответов имеет демонстративно-провокативный характер: с целью похвалиться, показать себя "взрослым" и т.д. Особенно это касается ответов на вопросы о сексе и наркотиках — самых чувствительных и значимых фокусах и символических зонах молодежной культуры. Вероятно, здесь есть небольшое завышение, преувеличение собственного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.