Таблица 6
С чем связаны самые острые проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается Ваше предприятие?
(В % к числу опрошенных.)
Варианты ответов 1 вьбор II вьбор
Со сбытом проекции 55 12
С социальной сферой 1 3
С занятостыо 1 3
С заработной платой 6 16
С налогообложением 28 43
С взаимоотношениям с банками 4 6
С оборудованием 5 6
В ряду проблем, оцениваемых директорами как наиболее острые для их предприятия, не оказалось социальнотрудовых вопросов. Проблемы, связанные с социальной сферой, отметили лишь 1% респондентов при первом выборе и 3% - при втором; связанные с занятостью на предприятии — соответственно 1 и 3%; проблемы, связанные с заработной платой — 6 и 16% (табл. 6).
В действительности с проблемами выплат заработной платы сталкивалась значительная часть обследованных предприятий. Согласно полученным данным, в 1994 г. задержки имели место на 49%, в 1996 — на 64%, и в подавляющем большинстве случаев (92%) они коснулись всех работников предприятия. Более чем на 70% обследованных предприятиях низкий уровень заработной платы и задержки ее выплат явились причиной массовых увольнений работников. Что же касается оплаты вынужденных административных отпусков, то на 21% предприятий они вообще не оплачивались, на 38% — работникам выплачивается только часть заработной платы, на 39% -минимальная заработная плата. Около 2% респондентов сообщили, что, не имея возможности производить денежные выплаты, их предприятия выплачивают работникам, находящимся в административных отпусках, пособия в натуральной форме. Примерно на половине обследованных предприятий имели место конфликты между администрацией и работниками, которые в ряде случаев (7% обследованных предприятий) принимали форму острых конфликтов (забастовки, демонстрации). Во всех этих случаях их причины были связаны с характером оплаты труда.
Известно, что в мировой практике сложились различные модели менеджмента, в рамках которых социальным программам и мероприятиям отводится неодинаковое место. Многие специалисты считают, что, развивая отечественную традицию, в которой социальная роль предприятий была исключительно важной, а также используя опыт зарубежных компаний (например, японских), российские предприятия сформируют свою модель, предполагающую активное проведение разнообразных социальных мероприятий и программ, сохранение социальной инфраструктуры, оказание различных социальных услуг работникам и членам их семей. Вполне возможно, что в России со временем распространение получит именно такая практика. Однако на сегодняшний день ее перспективы не следует переоценивать.
Оксана БОЧАРОВА
Контуры взрослости: планы и опыт московских выпускников (опрос московских школ)
В июне 1997 г. ВЦИОМ провел опрос 15—17-летних выпускников московских школ, в котором участвовало 1014 человек. Вряд ли на основе этих данных можно нарисовать портрет поколения, но мы попытаемся описать и проанализировать некоторые его существенные характеристики — такие, как планируемый выбор профессии, употребление наркотиков и сексуальный опыт. Московская молодежь — наиболее "продвинутая" часть российской молодежи, и некоторые особенности ее поведения, вкусов, пристрастий, можно предполагать, вскоре станут значимыми и для молодых людей, живущих в других городах и регионах. Но полностью переносить выводы о ее ценностях, интересах и привычках на все молодое поколение России было бы неверным, так как эта группа резко отличается по уровню жизни, возможностям доступа к социальным, культурным и информационным благам, знаниям и так далее от остальных молодых россиян.
Профессии: между расчетом и мечтой. Представления о престижных профессиях у молодых москвичей достаточно определенные: юрист и экономист - на первом месте, банкир и бизнесмен идут следом. Надо заметить, что первые две позиции — конкретные профессии, связанные с образованием и специализацией. "Банкир, финансист" и "предприниматель, бизнесмен" — это скорее ярлыки, обозначающие верхнюю социальную позицию, наиболее престижную в сегодняшнем российском обществе (табл. 1).
Юноши чаще, чем девушки, называют занятия "предпринимателя" и "банкира". При всей привлекательности и заманчивости их трудно "примерить" на себя. Эти роли символизируют не только "деньги", но и (в не меньшей степени) "власть", возможность принятия решений, ответственность и риск, т.е. те качества, которые сегодня приписываются стереотипу современного удачливого мужчины.
Девушки, как кажется, оценивают "престиж" более практически: в первую очередь они называют профессии "бухгалтер, экономист" и "юрист". Это то, что действительно не только популярно, но и пользуется реальным спросом на рынке труда. Достигнуть такого профессионального положения вполне возможно, но оно не связано с такими большими деньгами и властью, как в "мужских" представлениях. Им в меньшей степени свойственно принятие роли хозяина, владельца (основное символическое значение, читаемое в "предпринимателе"), к тому же в россйских условиях часто связанное с риском не только денежным, но порой и криминальным.
Тем не менее, пусть с разными акцентами, выпускники этого года разделяют ориентированную на бизнессферу модель представлений о престиже. Подчеркнем: на первое место выходит профессия "законника", что намекает на западные, рациональные понятия о деловых отношениях, когда юристы и то, что они олицетворяют — рационально-правовые отношения, — становятся социально значимым. С заметным отрывом от группы профессий, представляющих образ верхних позиций карьеры в экономической сфере, следуют другие занятия. Это "публичные" профессии — журналист, политик, оба связанные с СМК.
Таблица 1
Престиж профессий (в % к числу опрошенных)
Список профессий Престиж- ность Личный вьбор
Бухгалтер, экономист 21 10
Юрист, адвокат, судья 20 12
Банкир, финансист 18 5
Предпринимателе бизнесмен 14 3
фирме 6 4
Журналист, телеведущий 5 4
Политик 5 1
Дипломат 4 2
Фото модель 4 2
Специалист по рекламе, маркетингу 4 2
Программист, компьютерщик 4 6
Работник автосервиса 4 3
Модельер 3 2
Музькант, певец, артист 3 5
Парикмахер, массажист, косметолог 3 4
Врач 3 4
руководитель, ответственный работник 3 1
Килгер, рэкетир, мафиози 2 0
Переводчик 2 4
Секретарьреферент 2 3
Социолог, политолог 2 3
Спортсмен 2 1
Работник торговли, сферы обслуживания 2 2
Ученьй, исследователь 1 1
Учитель, преподаватель 1 3
Разумеется, есть разделение на престижные "женские" и "мужские" занятия. У девушек быть моделью также престижно, как и предпринимателем, высоко ценятся модельеры и парикмахеры-косметологи. Социальная ценность женских профессий связана и с влиятельной женской линией в массовой культуре (особенно в дамских романах, женских журналах), где культивируется образ привлекательной женщины, самостоятельной и активной. У девушек меньше карьерных амбиций, и поэтому для них достаточно привлекательной является должность служащего в банке, в фирме.
Уровень обеспеченности семьи оказывает очевидное влияние на представления выпускников об успехе и престиже. Дети из обеспеченных семей в наибольшей степени разделяют новые взгляды о социально значимых профессиях. Им свойствен практический взгляд на "лестницу успеха", поэтому они выше ценят реальные занятия юриста и экономиста (соответственно 23 и 28%), а роль предпринимателя считают престижной только 13% из них. Подростки из семей с низким достатком, напротив, ставят "бизнесмена" на самую высокую социальную позицию (19%). Вероятно, их представления о профессиональной иерархии в большой степени диктуются материальными условиями. Они выше других оценивают профессии "журналиста, телеведущего" (8%) и "модельера" (9%) — видимо, для этой группы молодежи значения "публичности", "яркости", "красивой жизни" особенно важны.
От советской модели социального успеха и престижа 17-летние отказались - молодых москвичей не устраивает скромный заработок и скромные возможности госслужащих, которыми чаще всего являются их
собственные родители. Врач, учитель, инженер -массовые интелли-гентские профессии не "котируются" среди молодежи, так же как и чисто "рабочие" специальности. Впрочем, отказ в престижности профессиям, почетным для советского времени, произошел еще раньше, в 80-х ,годах накануне перестройки, когда подскочил конкурс в торговые и экономические вузы. Однако, в те годы интерес к экономическим профессиям объяснялся близостью к торговой сфере и, следовательно, к "дефициту", обладание которым открывало дорогу к обеспеченности, что тогда было главным знаком престижности. К дефициту было два пути — карьера руководителя или работа в торговле. Сейчас социальный престиж связан, в первую очередь с деньгами и для многих с публичностью, поэтому вырисовывается два наиболее ценимых карьерных пути — в экономике и публичной сфере. Между ними есть общее — и в бизнесе, и в СМК, и в политике есть риск и игровое начало, столь ценимое молодежной культурой.
Однако существуют и определенные различия между представлениями о престижных профессиях и индивидуальными пристрастиями (см. табл. 1).
Диапазон представлений об успехе, социальном престиже не так широк, а собственный выбор гораздо более "размыт", нет такого же четкого фокуса в экономической сфере, в бизнесе. Невзирая на предложенную прожективную ситуацию свободного, не обремененного денежными проблемами выбора профессии, выпускники школ хотят быть юристами и экономистами (соответственно 12 и 10%). Но престижные роли банкира и предпринимателя не привлекают молодых — это скорее социальные символы, чем реально желаемые профессии. Да, бизнес, новая экономика — это интересно для молодых, они хотят работать там, крутость "новых русских" признается ими значимой, но она не является привлекательной для столичной молодежной среды, нацеленной на образование. Возможно, образы бизнесмена и банкира связаны с уже уходящей (с точки зрения молодых) эпохой шального бизнеса — быстрого обогащения, часто полукриминальной карьерой. Они склонны скорее выбирать менее денежные, но более "цивилизованные" и "профессиональные" роли экономиста и юриста.
Заметную долю предпочтений молодежи, особенно ее мужской части, составляет все, что связано с компьютерами. Профессия программиста, компьютерщика привлекает 11% юношей. Столица стремительно компьютеризируется. В молодежной среде в обиходе слова из компьютерного слэнга; в разговорах молодых людей тема новых игр и программных продуктов успешно конкурирует с новостями из мира музыки и кино. Компьютерная сфера привлекает в первую очередь тех молодых людей, которые ориентированы на высшее образование. 5% юношей хотели бы работать в автосервисе, где не нужно еще несколько лет учиться, но есть рабочие места, неплохие заработки и достаточно престижная для рабочей среды профессия.
У молодых москвичек также есть некоторые расхождения между представлениями о социальном успехе и личной мечтой. Например, престижная профессия модели кажется им не очень привлекательной (3%), они предпочитают быть не объектом красоты, а ее "делателем" — парикмахером, косметологом (7%). Девушки из более образованных групп в определенном смысле более консервативны: для них по-прежнему значимыми и интересными остаются занятия, связанные с работой с людьми — врач, преподаватель, переводчик (6%). Хотя эти профессии и не считаются престижными, проявляемый к ним интерес, возможно, связан с большим
влиянием родителей, их взглядов на то, кем должна быть девушка, позже юношей вступающая во взрослую жизнь. Сохраняет и всю силу инерции стереотип “жен-ской роли" в профессиональном плане — необязательно много зарабатывать (это скорее мужское дело), женщинам лучше работать с людьми, учить или лечить, поскольку в этих занятиях необходимы и наиболее полно раскрываются "женские" свойства — душевность, мягкость, теплота и т.д.
Различия в планах на будущее, влияние родительских, старых советских представлений заметно и в возрастных и социальных категориях участвовавших в опросе выпускников. Выпускников из обеспеченных семей в основном привлекают престижные профессии, для них социальный успех в его современном понимании является очень сильным стимулом. У детей из семей с низким уровнем благосостояния желания скромнее — 6% из них хотели бы работать в автосервисе, столько же — стать парикмахерами, косметологами и т.д..
В целом московские выпускники школ ориентированы на профессионализм и получение образования: 64% собираются только учиться, 25% хотят совмещать работу с учебой. Граф. 1 показывает, как распределяются образовательные планы выпускников:
График 1
Образовательные планы молодых москвичей (в % к числу опрошенных)
Еще одна особенность нынешних школьников — готовность совмещать работу и учебу. Такое поведение — меньше всего, декларация, оно очень распространено среди московских студентов в последние годы. Стремление к экономической самостоятельности или хотя бы к относительной независимости от родительских доходов выражается в желании работать в рыночном секторе: 10% хотят работать в частной фирме или в банке, 9% — в торговле, сфере услуг.
Сегодняшние 17-летние москвичи не только стремятся включиться -в новые экономические отношения, но и высоко оценивают свои возможности на рынке труда. 24% респондентов сразу после окончания школы готовы довольствоваться скромной по нынешним меркам зарплатой до 200 долл., 56% претендуют на зарплату от 200 до 500 долл., а 15% полагают, что могут получать от 500 до 1000 долл. в месяц. Столь неадекватная оценка собственных возможностей и завышенные аспирации проявляются не только у детей богатых родителей, может быть, рассчитывающих на связи и знакомства в бизнесе, но и у подростков из низкостатусных семей.
"До свидания, мальчики-”. Молодые москвичи боятся армии, не считают ее авторитетным институтом, а профессию военного считают престижной менее 1% из них. Десятки лет работавшая в "военный карман" экономика, военизированная идеология и система социализации, значимость военных символов в советской официальной и массовой культуре — все это ставило армию и военных в центр советской системы отношений и ценностей.
Выпускникам был задан вопрос об отношении к службе в армии, были представлены три различные установки: служба в армии — необходимый элемент образа настоящего мужчины и мужской социализации; "государственное мышление" и, наконец, неприятие и отчуждение от армии. Ответы распределились следующим образом:
Таблица 3
Отношение к службе в армии. (В % к числу опрошенных, без затруднившихся ответить.)
Распределение ответов на вопрос: "Как Вы лично относитесь к службе в армии?"
Варианты ответов Мужчины Женщины 15 пет 16 лет 17 пет
Каждый настаящй мужчина должен пройти службу в армии 17 34 29 25 26
Служба в армии - это долг государству, пусть даже это не отвечает ЕЗаиим интересам 23 27 33 28 23
Это бессмысленное и опасное инятие, нужно побьми средствами постараться избежать службу в армии 54 34 33 44 45
Очевидно, что практически половина выпускников столичных школ не разделяют ни старых взглядов об армии как "школе жизни", ни "патриотических" идей о долге государству. Наиболее интересным здесь являются возрастные и половые различия в отношении к армейской службе. 15-летние смотрят на армию еще в большой степени отвлеченно, не примеряя проблемы и страхи армейской службы на себя, поэтому среди них достаточно распространена "государственная" точка зрения. К тому же им еще свойствен мальчишеское (во многом оставшееся от советского времени) стремление к военной романтике. Однако, чем ближе к призывному возрасту, тем реальней становится повестка, казармы и "дедовщина" - 17-летние уже не разделяют военноромантических иллюзий и ищут способы "закосить" от армии.
Заслуживающий внимания факт — положительное отношение девушек к службе в армии. Юноши на пороге школы стоят перед личным выбором — идти в армию или нет, служба в армии для них реальная и весьма опасная перпектива, поэтому большинству из них нет дела до "образа героя" или патриотических настроений. Девушки же, несмотря на то, что в армию идут их ровесники, друзья оказываются более жесткими и консервативными. Для многих из них военная символика и армейский вариант мужественности все еще сохраняют свою привлекательность.
Секс, наркотики и рейв. Стремительное взросление сегодняшних молодых людей выражается не только в прагматичных и четких взглядах на профессиональную
График2
Потребление спиртного, сигарет и наркотиков.
(В % к числу опрошенных.)
Распределение ответов на вопросы: "Курите ли Вы?”, "Пьете ли Вы пиво?”, "Пробовали ли Вы водку?”, "Пробовали ли Вы наркотики?''
Таблица 4
Сексуальная опыт выпускников московских школ
Распределение ответов на вопрос : "Имели ли Вы хотя бы раз сексуальный контакт?" (в % к числу опрошенных, без затруднившихся с ответом и неответивших.)
карьеру, но и в апроприации знаков" взрослости -курения, выпивки, секса. Наркотики как часть собственно молодежной субкультуры получают в Москве все большее распространение (граф. 2).
33% молодых людей — регулярные курильщики, юношей среди них в 2 раза больше, чем девушек (соответственно 45% и 23%). Между тем среди тех, кто курит нерегулярно (сумма ответов "курю иногда" и "курю время от времени" составляет 27%), различий между полами почти нет. Курение как привычка остается признаком "мужского" поведения, но курение как знак свободы и взрослости привлекательно для обоих полов. Сходная ситуация с пивом. Его регулярно пьют 20% юношей и только 8% девушек, но в ситуациях более редкого потребления, например на вечеринках или в клубах, на дискотеках, девушки пьют пиво почти также охотно. Пиво было преимущественно мужским напитком в советское время, сейчас его "имидж" и функция сильно изменились. Питье пива стало признаком демократичного, модного, молодежного, поведения. Поэтому пиво не связывается столь однозначно с мужской манерой поведения ("мужская" и "молодежная" составляющие имиджа пива в целом совпадают с разделением пивных брэндов на "отечественные" и "импортные"). Водка же остается "мужским" напитком — треть опрошенных девушек вообще ни разу ее не пробовали, да и в объеме и частоте потребления они значительно отстают от юношей.
Тревоги по поводу наркотического "бума" в Москве покажутся в большой степени оправданными, если взглянуть на ответы респондентов на вопрос об экспериментах с пробованием наркотиков. 23% опрошенных хотя бы раз пробовали наркотики или употребляли их время от времени. Наркотики сейчас и доступны, и модны. Они — значимая часть "рэйв-культуры" и стиля unisex, поэтому в их потреблении почти не наблюдается половых различий. Большинство ответивших утвер-дительно ответили на вопрос об употреблении наркотиков, пробовали "травку" - самый дешевый и доступный, и, к счастью, самый легкий из наркотиков (17%). На втором месте - таблетки, в частности, "экстази" (их когдалибо пробовало 5% опрошенных). "Экстази" — дитя рэйвкультуры, клубный наркотик, именно там его обычно и употребляет молодежь. Впрочем, надо
Варианты ответов %
Нет 36
Бы единичный случай 16
Время от времени 27
Довольно регулярно 8
уточнить, что эти таблетки доступны подросткам из семей с хорошим достатком - 7% этой категории респондентов ответили, что пробовали их. 10% выпускников из малообеспеченных семей также пробовали "таблетки", но, скорее всего, более дешевые. Среди других упоминавшихся наркотиков следует отметить героин — его пробовали 4% респондентов. Остается только удивляться, где они нашли средства, ведь героин сильнее и значительно дороже и "травки", и "экстази".
Для многих молодых людей секс — еще один, причем самый главный и самый желанный, шаг во "взрослую жизнь", переход к новой роли. Для молодых тема секса уже не является постыдной и запретной - только 13 % отказались отвечать на вопрос о собственном сексуальном опыте.
Юноши раньше начинают заниматься сексом, и у них больше случайных и единичных связей, поскольку именно для них наличие хоть какого-нибудь сексуального опыта особенно важно. 18% молодых людей имели единичный сексуальный контакт, у 32% были случайные партнеры (доля девушек, имеющих такой сексуальный опыт, соответствует 14 и 21%). А вот доли юношей и девушек, имеющих регулярные связи и, следовательно, постоянного сексуального партнера, примерно равны. Можно предположить, что случайные отношения у юношей чаще возникают с женщинами постарше их, или же девушки-ровесницы, участвовавшие в опросе, предпочитают не признаваться в наличие случайного сексуального опыта. "Переломный" возраст для сексуальной жизни московских выпускников -16 лет. Если среди 15-летних более половины опрошенных вообще ни разу не имели сексуального контакта, то к 16 годам их доля падает до 36%. Сексуальное поведение связано и с социальноматериальным статусом респондентов. Дети из обеспеченных семей наиболее раскованы и не стесняются рассказывать о своей сексуальной практике (только 7% отказались отвечать). Они раньше своих менее обеспеченных сверстников начинают сексуальную жизнь, 33% имеют случайные контакты — у этой категории молодежи больше возможностей найти временного партнера, возможно, потому что они включены в модную клубную и “тусовочную” субкультуру. Подростки из семей с низким достатком более скованы — четверть из них отказались от ответа.
Следует заметить, что ко всем признаниям респондентов о потреблении спиртного, наркотиков, о сексе нужно относиться осторожно. Какая-то, (может быть, небольшая доля) ответов имеет демонстративно-провокативный характер: с целью похвалиться, показать себя "взрослым" и т.д. Особенно это касается ответов на вопросы о сексе и наркотиках — самых чувствительных и значимых фокусах и символических зонах молодежной культуры. Вероятно, здесь есть небольшое завышение, преувеличение собственного опыта.