Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИРЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Додзина О.Б.

Статья посвящена актуальной проблеме образа мира, являющемуся ориентировочной основой познания и социального взаимодействия. Уточнение данных об особенностях образа мира лиц с ОВЗ имеет первостепенное значение для понимания своеобразия их познавательного, личностного развития и социализации. Цель статьи определить особенности образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития. В исследовании была использована методика «Детский образ мира» (ДОМ) С.А. Домишкевича. Было установлено, что представления о мире старших дошкольников с задержкой психического развития несмотря на их относительную полноту, не функциональны, слабо обобщены и не имеют тенденции к интеграции. Исследование эмоционально-ценностного аспекта образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития выявило сочетание эмоционально положительного отношения к компонентам образа мира, связанным с игрой, отдыхом и, одновременно с этим, отсутствие позитивного интереса к школе и обучению. В исследовании установлено, что образ мира старших дошкольников с задержкой психического развития не обладает целостностью, то есть представляет собой отдельные не связанные между собой образы, каждый из которых ограничен чувственными, непосредственно воспринимаемыми компонентами. Эмоционально-ценностный компонент усиливает дефицитарность функционирования образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития, так как препятствует развитию познавательной потребности, решению социальных задач взросления, фиксирует личностную незрелость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Додзина О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE WORLD IMAGE OF OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the actual problem of the world image, which is the indicative basis of cognition and social interaction. Clarification of data on the features of the world image of persons with disabilities is of paramount importance for understanding the originality of their cognitive, personal development and socialization. The purpose of the article is to determine the features of the world image of older preschoolers with mental retardation. The study used the technique "Children's world image" (DOM) S.A. Domishkevich. It was found that the representations about world of older preschoolers with mental retardation, despite their relative completeness, are not functional, poorly generalized, and do not tend to integrate. The study of the emotionally significant aspect of the world image of older preschoolers with mental retardation revealed a combination of an emotionally positive attitude to the components of the world image associated with play, recreation and, at the same time, a lack of positive interest in school and learning. The study found that the world image of older preschoolers with mental retardation does not have integrity, that is, it represents separate unrelated representations, each of which is limited by sensory, directly perceived components. The emotionally significant component enhances the deficiency in the functioning of the world image of older preschoolers with mental retardation, as it prevents the development of a cognitive need, the solution of social problems of growing up, and fixes personal immaturity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.922.76

Особенности образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития

Features of the world image of older preschoolers with mental retardation

Додзина О.Б., Оренбургский государственный педагогический университет,

dodzina@yandex. ru

Dodzina O., Orenburg State Pedagogical University, dodzina@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.025

Ключевые слова: образ мира, представления о мире, эмоционально-ценностное отношение к миру, дошкольники, задержка психического развития.

Keywords: world image, representations about world, emotionally significant attitude to the world, preschoolers, mental retardation.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме образа мира, являющемуся ориентировочной основой познания и социального взаимодействия. Уточнение данных об особенностях образа мира лиц с ОВЗ имеет первостепенное значение для понимания своеобразия их познавательного, личностного развития и социализации. Цель статьи определить особенности образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития. В исследовании была использована методика «Детский образ мира» (ДОМ) С.А. Домишкевича. Было установлено, что представления о мире старших дошкольников с задержкой психического развития несмотря на их относительную полноту, не функциональны, слабо обобщены и не имеют тенденции к интеграции. Исследование эмоционально-ценностного аспекта образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития выявило сочетание эмоционально положительного отношения к компонентам образа мира, связанным с игрой, отдыхом и, одновременно с этим, отсутствие позитивного интереса к школе и обучению. В исследовании установлено, что образ мира старших дошкольников с задержкой психического развития не обладает целостностью, то есть представляет собой отдельные не связанные между собой образы, каждый из которых ограничен чувственными, непосредственно воспринимаемыми компонентами. Эмоционально-ценностный компонент усиливает дефицитарность функционирования образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития, так как препятствует развитию познавательной потребности, решению социальных задач взросления, фиксирует личностную незрелость.

Abstract. The article is devoted to the actual problem of the world image, which is the indicative basis of cognition and social interaction. Clarification of data on the features of the world image of persons with disabilities is of paramount importance for understanding the originality of their cognitive, personal development and socialization. The purpose of the article is to determine the features of the world image of older preschoolers with mental retardation. The study used the technique "Children's world image" (DOM) S.A. Domishkevich. It was found that the representations about world of older preschoolers with mental retardation, despite their relative completeness, are not functional, poorly generalized, and do not tend to integrate. The study of the emotionally significant aspect of the world image of older preschoolers with mental retardation revealed a combination of an emotionally positive attitude to the components of the world image associated with play, recreation and, at the same time, a lack of positive interest in school and learning. The study found that the world image of older preschoolers with mental retardation does not have integrity, that is, it represents separate unrelated representations, each of which is limited by sensory, directly perceived components. The emotionally significant component enhances the deficiency in the functioning of the world image of older preschoolers with mental retardation, as it prevents the development of a cognitive need, the solution of social problems of growing up, and fixes personal immaturity.

Введение. Образ мира - это целостная, многоуровневая система представлений личности об окружающей действительности, которая

опосредует любое внешнее воздействие. Согласно современным научным

представлениям, в формирование образа мира

вносят вклад как объективные характеристики предметного и социального окружения человека, так и субъективное отражение, репрезентация субъектом окружающего.

Анализ работ, посвященных образу мира, не позволяет дать ему однозначное определение. Образ мира определяют как субъективное представление, созданное на основе объективной реальности, ориентирующее человека в его деятельности и поведении [7; 17]; как субъективный образ, являющийся интегратором опыта взаимодействия человека с объективной действительностью [3]; как план внутренней деятельности человека [15]; как субъективную, целостную систему представлений личности о мире, других людях, о себе и своей деятельности [9,10]; как отражение интеграции реальных связей и отношений объектов окружающего мира и субъективного переживания окружающего [2].

Анализ компонентов образа мира представлен в работах С.Д. Смирнова, им обосновано деление образа мира на поверхностные и ядерные структуры. Характеризуя ядерные структуры С.Д. Смирнов отмечает их принадлежность к знаковым системам, имеющим общественно-исторический генез и усваиваемых субъектами в готовом виде. Поверхностные структуры представляют собой продукт восприятия и имеют модальную организацию [17].

С позиции экспериментального исследования продуктивной является двухкомпонентная структура образа мира [2;6;9;10]. По мнению исследователей, образ мира состоит из объективных и субъективных представлений. Объективные представления определяются как представления об окружающих объектах, явлениях предметного и социального мира, а также представления о себе, своём «Я». Субъективные представления — это эмоционально-ценностное отношение к объектам предметного и социального мира, субъективные оценки элементов окружающего мира и своего «Я» в этом мире.

Образ мира формируется в процессе взаимодействия человека с миром и одновременно является «ориентировочной основой» поведения человека [7]. Выполняя ориентировочную функцию, образ мира участвует в активном построении социального поведения, позволяет гибко и адаптивно выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми [1;8; 11]. Значителен вклад образа мира в познавательную деятельность субъекта. Образ мира одновременно опосредует собой познавательную деятельность, и является обобщённым продуктом активности всей

системы познавательных процессов. Так образ мира генерирует познавательные гипотезы, интерпретирует чувственные впечатления, а в процессе этой интерпретации, подтверждения или опровержения гипотез сам образ мира субъекта дополняется, уточняется или изменяется [7;14;15;17]. Участвуя в процессах активного построения социального поведения и познавательной деятельности образ мира влияет на успешность социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ, что особенно важно в период начала обучения в школе.

В связи с вышесказанным, цель статьи заключается в определении особенностей образа мира старших дошкольников с задержкой психического развития.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе МДОАУ «Детский сад № 13» и МДОАУ «Детский сад № 200» г. Оренбурга. Эти дошкольные образовательные учреждения включают в свой состав как группы общеразвивающей, так и компенсирующей направленности. Участниками исследования образа мира стали 56 старших дошкольников. Из них 28 детей с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического происхождения, которые составили экспериментальную группу, и 28 детей с нормативными показателями развития вошли в контрольную группу. Возраст испытуемых незначительно варьировал в промежутке 6-7 лет.

Для исследования образа мира дошкольников применялась методика «Детский образ мира» (ДОМ) С.А. Домишкевича [4]. Эта методика даёт возможность качественно и количественно оценить сформированность двух компонентов образа мира: представлений о мире и характер эмоционально-ценностного отношения к объектам окружающего мира. Соответственно методика включает в себя два этапа, первый этап направлен на актуализацию детских представлений о мире, определение их полноты, функциональности, обобщённости и

интегрированности. Второй этап позволяет выявить характер эмоционально-ценностного отношения детей к лежащим в основе представлений элементам окружающего мира.

Данные первого этапа исследования представлены в виде доли названных детьми объектов, их действий, обобщений объектов по группам и адекватного обобщения всей картины. Результаты второго этапа показаны в виде доли испытуемых, выразивших позитивное и негативное отношение к объектам окружающего мира. Достоверность различий признаков между

группами оценивалась с использованием точного критерия Фишера, порог статистической значимости был установлен как двустороннее значение р = 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. При изучении полноты представлений о мире не было обнаружено статистически значимых различий между результатами старших дошкольников с ЗПР и результатами их

нормативно развивающихся сверстников. Составляя рассказ по картине «Мир», старшие дошкольники с ЗПР без особых затруднений выделяют и называют изображенных на картине людей и объекты окружающего. Полученные результаты характеризуют представления об окружающем мире детей с ЗПР как достаточно адекватные и полные, см. рисунок 1.

90

§ 80

£ 2 из « " и

Л 50 I 40

ю о

х

и

70 60

« «

3 ®

и «

н

« о

Ц 5«

о <и

30 20 10

Полнота Функциональность Обобщенность Интегрированность

В дошкольники с ЗПР В нормативно развивающиеся дошкольники

0

Рисунок 1. - Качество сформированности представлений о мире старших дошкольников с ЗПР и их нормативно развивающихся сверстников (в %)

В то же время при изучении функциональности представлений о мире было выявлено, что дошкольники с ЗПР в три раза меньше (20% и 65%, соответственно, р<0,05) своих нормативно развивающихся сверстников используют указания на различные действия объектов и персонажей картины «Мир», см. рисунок 1. Эти данные свидетельствуют о значительной не сформированности у дошкольников с ЗПР представлений о деятельности людей и функциях многих знакомых детям объектов окружающего мира.

При исследовании обобщенности представлений об окружающем мире обнаружены статистически значимые различия между дошкольниками с ЗПР и их нормативно развивающимися сверстниками (16% и 70% соответственно, р<0,05). Старшие дошкольники с ЗПР испытывали выраженные трудности при обобщении отдельных тем картины «Мир» и использовании соответствующих темам слов-обобщений, см. рисунок 1.

Полученные в исследовании данные о слабой функциональности и обобщённости

представлений о мире дошкольников с ЗПР можно объяснить следующим образом. Функциональные свойства и обобщения объектов

окружающего не могут быть восприняты непосредственно, они содержатся в системе лексических значений языка и усваиваются детьми в процессе развития речи, в связи с этим функциональность и обобщённость образа мира закономерно страдает при нарушении речевого онтогенеза, типичного для детей с ЗПР.

Исследование интегрированности

представлений об окружающем мире показало отсутствие статистически значимых различий между результатами старших дошкольников с ЗПР и результатами их нормативно развивающихся сверстников. Адекватное название картине «Мир» не смог дать не один из испытуемых с ЗПР, и лишь 14 % нормативно развивающихся дошкольников справились с этим заданием, см. рисунок 1. Общая для дошкольников с ЗПР и их нормативно развивающихся сверстников низкая

интегрированность представлений о мире может быть связана с особенностями дошкольного возраста: ситуативностью обобщений и конкретностью мышления. В то же время результаты исследования проявляют у нормативно развивающихся детей тенденцию к интеграции образов в целостную картину и

отсутствие подобного направления развития у старших дошкольников с ЗПР.

В целом рассказы дошкольников с ЗПР чаще всего выглядели как монотонное перечисление замеченных и распознанных элементов окружающего с минимальным обозначением их действий, отсутствием качественных

определений, крайне редким обобщающим названием отдельных тем картины «Мир» и отсутствием верной номинации всей картины.

Приведём типичный пример рассказа дошкольника с ЗПР по картине «Мир»: «Лось. Заяц. Яблоня. Девочка с яблоками. Мальчик и девочка садят дерево. Это сад. Мальчики идут в школу. Бабушка с ребёнком. Девочка на скакалке. Папа и мама с мальчиком. Людей, которые играют в мяч». В данном рассказе отмечены 16 объектов с картины «Мир». Обозначены лишь 3 действия персонажей картины. Названа обобщающим словом только одна из тем картины. Вся картина названа неадекватно её содержанию «Люди».

Рассказ отражает дефицит представлений испытуемого с ЗПР о деятельности людей и функциях объектов окружающего мира, не умение обобщать имеющиеся представления. Низкая связность рассказа и устойчиво неадекватное называние картины

свидетельствуют о характерной для детей с ЗПР

бессистемности представлений об окружающем, не умении устанавливать смысловые связи и отношения между ними [13;16].

Таким образом, у старших дошкольников с ЗПР выявлены специфические затруднения в формировании функциональности и

обобщённости представлений об окружающем мире. Достаточная полнота и низкая интегрированность являются общими характеристиками представлений об

окружающем мире дошкольников с ЗПР и их нормативно развивающихся сверстников.

Методика детский образ мира (ДОМ) так же даёт возможность оценить характер эмоционально-ценностного компонента образа мира, выявить эмоционально-ценные и эмоционально отвергаемые элементы

окружающего мира.

При изучении характера эмоционально-ценностного компонента образа мира дошкольников с ЗПР и их нормативно развивающихся сверстников было выявлено относительное разнообразие выборов эмоционально-ценных и эмоционально отвергаемых мест образа мира, что свидетельствует о большой роли индивидуального опыта детей в становлении эмоционального отношения к окружающей действительности, см. рисунок 2 и 3.

40 35 30

«

Я 25

а

Е? 20

Л

а

ё 15

§ 10

игра

общение со взрослыми

отдых

улица, прогулка

магазин путешествие

□ дошкольники с ЗПР Ш нормативно развивающиеся дошкольники

Рисунок 2. - Эмоционально-ценные компоненты образа мира старших дошкольников с ЗПР и их нормативно развивающихся сверстников (в %)

По графику видно, что среди субъективно привлекательных компонентов окружающего мира, как в экспериментальной, так и в контрольной группе преобладают связанные с игрой элементы окружающего мира, см. рисунок

2. Предпочтение категории «игры» можно объяснить характерным для дошкольного возраста интересом к игровой деятельности, которая является не только ведущей и типичной,

но и самомотивированной деятельностью дошкольников.

При изучении эмоционально-ценных компонентов окружающего мира обнаружены статистически значимые различия между старшими дошкольниками с ЗПР и их нормативно развивающимися сверстниками по отношению к школе (7,1% и 35,7% соответственно, р<0,05). Результаты показывают, что дети с ЗПР значимо реже относят школу к субъективно привлекательным компонентам окружающего мира, см. рисунок 2. Полученные данные можно рассматривать как неготовность детей с ЗПР принять задачи взросления, неготовность к новой социальной роли школьника, проявление личностной незрелости и не выраженности познавательных интересов.

Так же дошкольники с ЗПР выражали эмоционально положительное отношение к элементам окружающего мира, совсем не

привлекавшими их нормативно развивающихся сверстников: «отдых» и «магазин», см. рисунок 2. При этом испытуемые с ЗПР выбирали в качестве желаемого для себя места пребывания совершенно доступные места окружающего мира: «Хочу оказаться в доме. Когда дома сидишь, телевизор можно смотреть»; «Хочу оказаться в магазине. Там что-нибудь покупают» или «Хочу оказаться на улице и тоже прыгать на скакалке». Эти данные дополняет отсутствие у дошкольников с ЗПР положительного отношения к элементам относительно редкой и неповседневной категории «путешествие». Совместно эти данные могут указывать на ограниченный жизненный опыт дошкольников с ЗПР, на характерное для этих детей отставании в развитии воображения, отсутствие

любознательности, низкий интерес к окружающему миру [5; 12].

60

в

3

50

40

е

Е? 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

а

с и20

£

10

Ш

общение со взрослыми

страхи

я

школа интенсивные детский сад общение с стимулы малышами

О дошкольники с ЗПР Ш нормативно развивающиеся дошкольники

0

Рисунок 3. - Эмоционально-отвергаемые старшими дошкольниками с ЗПР и их нормативно развивающимися сверстниками компоненты образа мира (в %)

При изучении эмоционально-отвергаемых компонентов окружающего мира обнаружены статистически значимые различия между старшими дошкольниками с ЗПР и их нормативно развивающимися сверстниками по отношению к школе (35,7% и 14,2% соответственно, р<0,05). Чуть больше трети испытуемых с ЗПР определили своё отношение к школе как отрицательное, см. рисунок 3. Можно полагать, что нежелание принять новую социальную роль школьника это отражение отрицательного отношения к взрослению и личностной незрелости детей с задержкой психического развития. В то же время нежелание становится школьником сопряжено с

недостатком познавательной активности, снижением интереса к окружающему [5;12].

Половина испытуемых с ЗПР объясняет отвержение части образа мира страхами, что так же статистически значимо различает экспериментальную и контрольную группы (50% и 28,5% соответственно, р<0,05). Дошкольники с ЗПР боятся нападения животных, боятся потеряться, боятся темноты, аварии. В качестве примера приведём некоторые высказывания испытуемых: «Не хочу оказаться в лесу. Там медведи ходят. Там дождь. Там темно. Нет дома»; «На рельсах. Меня поезд задавит»; «В горах. Страшно там. Можно упасть»; «В городе. Там много людей. Боюсь потеряться».

Таким образом, исследование выявило специфическое для дошкольников с ЗПР эмоциональное отвержение компонентов образа мира, связанных со школой и обучением и фиксацию в образе мира повышенного количества страхов. Эмоциональная ценность связанных с игрой элементов окружающего является общей характеристикой образа мира дошкольников с ЗПР и их нормативно развивающихся сверстников.

Заключение. Полученные в исследовании результаты дают основание выделить следующие особенности образа мира старших дошкольников с ЗПР.

Представления о мире старших дошкольников с ЗПР несмотря на их относительную полноту, не функциональны, слабо обобщены и не имеют тенденции к интеграции. Эти данные характеризуют образ мира дошкольников с ЗПР как совокупность отдельных не связанных образов, каждый из которых ограничен чувственными,

непосредственно воспринимаемыми

компонентами. Такая дефицитарность образа мира не позволяет спонтанно сформироваться важнейшему качеству образа мира - целостности.

Эмоционально-ценностный аспект образа мира старших дошкольников с ЗПР характеризуется сочетанием эмоционально положительного отношения к компонентам образа мира, связанным с игрой, отдыхом и

отсутствием позитивного интереса к школе и обучению. Эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне познавательной потребности дошкольников с ЗПР, которая остается включённой в игровую деятельность и не преобразуется в интерес к собственно познавательным задачам. Полученные данные указывают на отрицательное отношение дошкольников с ЗПР к взрослению, их неготовность принять новую социальную позицию школьника, что закономерно приводит к личностной незрелости детей с ЗПР. Так же существенной особенностью эмоционально-ценностного отношения к миру дошкольников с ЗПР является фиксация в образе мира повышенного количества страхов. Образ мира предстаёт в сознании дошкольников с ЗПР опасным, и дети в меньшей степени стремятся к его познанию, а в большей к играм и отдыху.

Настоящее исследование определяет перспективное направление изучения образа мира посредством сопоставления образа мира лиц с ограниченными возможностями здоровья и их сверстников с условно нормативным развитием. Эти данные позволят не только оптимизировать условия социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ, но и определить характер взаимосвязи уровня развития отдельных психических функций и становления образа мира, как ориентировочной основы познавательного и личностного развития.

Литература:

1. Абраменкова В.В. Картина мира современных российских детей на рубеже тысячелетий: наше будущее глазами ребенка / В.В. Абраменкова // Мир психологии. - 2013. - № 2(74). - С. 108-120.

2. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю.А. Аксенова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 272 с.

3. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.

4. Домишкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии / С.А. Домишкнвич // Дефектология. - 2005. - № 4 - С. 47-54.

5. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. - 152 с.

6. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта / А.Н. Косымова // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 3035.

7. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14: Психология. - 1979. - № 2. - С. 9.

8. Леонтьев Д.А., Моспан А.Н. Картина мира, мировоззрение и определение неопределённого / Д.А. Леонтьев, А.Н. Моспан // Мир психологии. - 2017. - № 2(90). - С. 12-19.

9. Марцинковская Т.Д. Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания / Т.Д. Марцинковская, Н.А. Голубева, Н.И. Юрченко // Мир психологии. - 2017. - № 2(90). - С. 20-33.

10. Марцинковская Т.Д. Образ Я и образ мира: варианты сочетания в современной субкультуре / Т.Д. Марцинковская, В.В. Солодников, В.А. Карпук // Вестн. РГГУ, Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2019. - № 2. - С. 24-36.

11. Николаева И.А. Социальная ситуация развития личности в образе социального мира подростка / И.А. Николаева. - Курган: КГУ, 2009. - 148 с.

12. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР/ Т.Н. Павлий. -Комсомольск-на-Амуре: I ПИ, 1997. - 20 с.

13. Переслени Л.И Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 2-6.

14. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В.В. Петухов // Вестн. Моск. унта. Серия 14: Психология. - 1984. - № 21. - С. 13-21.

15. Серкин В.П. Психологические механизмы формирования образа мира / В.П. Серкин // Вестн.

Северо-восточного гос. ун-та. - 2011. - № 15. - С. 5862.

16. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - Минск: Народная асвета, 1989. - 63 с.

17. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира / С.Д. Смирнов // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. - 1981. - № 2. - С. 15-29.

References:

1. Abramenkova V.V. The picture of the world of modern Russian children at the turn of the millennium: our future through the eyes of a child / V.V. Abramenkova // World of Psychology. - 2013. - № 2 (74). - S. 108-120.

2. Aksenova Yu.A. Symbols of the world order in the minds of children / Yu.A. Aksenova. - Yekaterinburg: Business book, 2000. - 272 p.

3. Artemyeva E.Yu. Fundamentals of psychology of subjective semantics / E.Yu. Artemiev. - M.: Nauka; Meaning, 1999. - 350 p.

4. Domishkevich S.A. Functional-level approach to psychodiagnostics and correction of cognitive activity in the norm and with developmental deviations / S.A. Domishknvich // Defectology. - 2005. - № 4 - S. 47-54.

5. Egorova T.V. Features of memory and thinking of younger schoolchildren who are lagging behind in development / T.V. Egorova. - M.: Pedagogy, 1973. - 152 p.

6. Kosymova A.N. Correction of ideas about the world around children with intellectual disabilities / A.N. Kosymova // Defectology. - 2006. - № 5. - S. 30-35.

7. Leontiev A.N. Psychology of the image / A.N. Leontiev // Vestn. Moscow University. Series 14: Psychology. - 1979. - № 2. - P. 9.

8. Leontiev D.A., Mospan A.N. Picture of the world, outlook and definition of the indeterminate / D.A. Leontiev, A.N. Mospan // World of Psychology. - 2017. - № 2 (90). -S. 12-19.

9. Martsinkovskaya T.D. Picture of the world, image of the world, ideas about the world: constants and transformations of the concept and content / T.D.

Martsinkovskaya, N.A. Golubeva, N.I. Yurchenko // World of Psychology. - 2017. - № 2 (90). - S. 20-33.

10. Martsinkovskaya T.D. The image of I and the image of the world: combination options in modern subculture / T.D. Martsinkovskaya, V.V. Solodnikov, V.A. Karpuk // Vestn. RGGU, Series: Psychology. Pedagogy. Education. - 2019. - № 2. - S. 24-36.

11. Nikolaeva I.A. The social situation of personality development in the image of the social world of a teenager / I.A. Nikolaev. - Kurgan: KGU, 2009. - 148 p.

12. Pavliy T.N. Diagnosis and correction of the emotional sphere in children with mental retardation / T.N. Pavliy. - Komsomolsk-on-Amur: GPI, 1997. - 20 p.

13. Peresleni L.I. Features of cognitive activity of younger schoolchildren with speech underdevelopment and mental retardation / L.I. Peresleni, T.A. Fotekova // Defectology. - 1993. - № 5. - S. 2-6.

14. Petukhov V.V. Image of the world and psychological study of thinking / V.V. Petukhov // Vestn. Moscow university Series 14: Psychology. - 1984. - № 21. -P. 13-21.

15. Serkin V.P. Psychological mechanisms of formation of the image of the world / V.P. Serkin // Vestn. Northeast State university - 2011. - № 15. - P. 58-62.

16. Slepovich E.S. Formation of speech in preschool children with mental retardation / E.S. Slepovich. - Minsk: Narodnaya Asveta, 1989. - 63 p.

17. Smirnov S.D. The world of images and the image of the world / S.D. Smirnov // Bulletin of Moscow State University. Ser. 14: Psychology. - 1981. - № 2. - P. 15-29.

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

(19.00.07 - Педагогическая психология)

Сведения об авторе:

Додзина Оксана Борисовна (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», e-mail: dodzina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.