Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ'

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ЖИВОПИСНОГО И ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / HIDDEN MEANING OF PICTORIAL AND LITERARY WORKS / CAUSE-AND-EFFECT RELATIONS / OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Данилова Юлия Николаевна

В данной статье рассматриваются умения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при восприятии художественного произведения абстрагироваться, понимать скрытый смысл содержания, устанавливать последовательность событий, строить умозаключения, причинно-следственные связи. Показаны критерии, диагностика и особенности выраженности понимания связи и последовательности событий, устанавливать причинно-следственные связи в содержании живописного и литературного произведений старшими дошкольниками с задержкой психического развития и их сверстниками с нормальным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Медведева Елена Алексеевна, Данилова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE PECULIARITIES OF THINKING OPERATIONS OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT WHEN PERCEPTION OF ART WORKS

This article discusses the ability of older preschoolers with mental retardation (PSD) to abstract, understand the hidden meaning of the content, establish a sequence of events, draw conclusions, and cause-and-effect relationships when perceiving a work of art. The criteria, diagnostics, and features of the severity of understanding the relationship and sequence of events are shown, as well as establishing cause-and-effect relationships in the content of pictorial and literary works by older preschoolers with mental retardation and their peers with normal development

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Педагогика

УДК 376

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Институт специального образования и комплексной реабилитации Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); педагог-психолог, магистрант Данилова Юлия Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1151» (г. Москва)

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются умения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при восприятии художественного произведения абстрагироваться, понимать скрытый смысл содержания, устанавливать последовательность событий, строить умозаключения, причинно-следственные связи. Показаны критерии, диагностика и особенности выраженности понимания связи и последовательности событий, устанавливать причинно-следственные связи в содержании живописного и литературного произведений старшими дошкольниками с задержкой психического развития и их сверстниками с нормальным развитием.

Ключевые слова: скрытый смысл живописного и литературного произведений, причинно-следственные связи, старшие дошкольники с задержкой психического развития.

Annоtation. This article discusses the ability of older preschoolers with mental retardation (PSD) to abstract, understand the hidden meaning of the content, establish a sequence of events, draw conclusions, and cause-and-effect relationships when perceiving a work of art. The criteria, diagnostics, and features of the severity of understanding the relationship and sequence of events are shown, as well as establishing cause-and-effect relationships in the content of pictorial and literary works by older preschoolers with mental retardation and their peers with normal development

Keywords: hidden meaning of pictorial and literary works, cause-and-effect relations, older preschoolers with mental development delay.

Введение. Дошкольный период является сензитивным периодом развития многих познавательных процессов, в том числе и мышления. Мыслительные операции являются инструментом познания окружающей действительности, и их развитие является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Наличие нарушений в мышлении является одной из причин трудностей развития, обучаемости детей и реализации целевых ориентиров ФГОС на уровне дошкольного, а потом и школьного образования. Изучение мышления детей с нарушениями развития нашло свое отражение в опытно-экспериментальных работах целого ряда ученых в области общей психологии (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, С.С. Степанов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.), специальной психологии (Т.Г. Богданова, И.Т. Власенко, Л.В. Занков, Е.М. Мастюкова, В.А. Лонина, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, В.Г. Петров, Л.С. Цветкова, Ж.И. Шиф и др.), в том числе, при изучении детей с задержкой психического развития (Т.В. Егорова, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, Л.И Фатихова и др.). Анализ исследований показывает замедленность формирования мыслительных операций у детей с нарушениями развития по сравнению с нормально развивающимися детьми, а также различия в сроках формирования и созревания каждой из мыслительных операций у детей с разными вариантами дизонтогенеза.

Изложение основного материала статьи. Содержание данной статьи направлено на раскрытие особенностей мыслительных операций, умения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) при восприятии художественного произведения абстрагироваться и понимать скрытый смысл содержания, последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, отраженные в литературном и живописном произведениях. Эксперимент проводился на базе ГБОУ СОШ № 1151, корп. 1452 в Зел. АО г. Москвы. В исследовании участвовали 15 старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте 5-7 лет и 15 их сверстников с нормальным развитием в возрасте 5-7 лет. Диагноз детям с ЗПР был подтвержден заключениями ЦПМПК г. Москвы. Констатирующий эксперимент включал в себя задания, построенные с учетом методик, ранее апробированных в психологии (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [51:

1. направленное на выявление степени выраженности понимания скрытого смысла содержания, умения устанавливать причинно-следственные связи, отраженные в литературном произведении (сказка «Ежик» Г. Цыферова);

2. направленное на изучение умения понимать последовательность событий, строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи в изображенной ситуации в живописном произведении («Сюжеты в картинках» Р. Радлова). Исследование проводилось в знакомом детям помещении, где были созданы условия для осуществления эксперимента в индивидуальной форме организации.

Задание 1. Изучение понимания литературного произведения.

Сказка «Ежик» Г. Цыферова.

Цель: понимание идеи литературного произведения, умение абстрагироваться от внешнего сюжета, видеть его скрытый смысл, устанавливать причинно-следственные связи, отраженные в сказке.

Инструкция: Ребенку читается сказка «Ежик» Г. Цыферова и задают следующие вопросы: «Про что эта сказка? О чем в ней говорится? Почему смеялся ежик? Почему в луже утром вместо звезды он нашел солнышко?».

Задание 2. Изучение умения понимать связь событий, строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи в изображенной ситуации в живописном произведении «Сюжеты в картинках» Н. Радлова.

Цель: понимание связи, последовательности событий, умение анализировать, строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи в изображении.

Инструкция: Взрослый показывает беспорядочно перемешанные карточки и говорит: «Здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - третью, сюда - последнюю». После того, как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем его просят рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки.

Оценка выполнения заданий проводилась на основе количественного (3-х бальной системе, где 1 балл -низкая степень выраженности, 2 балла - относительная степень выраженности, 3 балла - высокая степень выраженности) и качественного анализа.

Качественная оценка осуществлялась по критериям, в оценке литературного произведения:

понимание идеи, умение абстрагироваться от внешнего сюжета, видеть его скрытый смысл, устанавливать причинно-следственные связи, отраженные в литературном произведении.

В оценке живописного произведения:

умение понимать связь событий нескольких изображений, строить умозаключения при установлении последовательности, причинно-следственные связи, отраженные в изображенной ситуации в живописном произведении.

Для статистической обработки результатов констатирующего эксперимента использовалась непараметрическая методика Манна-Уитни. Результаты исследования по выявлению особенностей мыслительных операций у старших дошкольников с ОНР и нормально развивающихся сверстников проявились в статистических показателях, обозначивших достоверные различия в высокой степени значимости (р < 0,01) по всем рассматриваемым критериям.

Количественные данные по методике Манна-Уитни показали неоднородность выраженности мыслительных операций у старших дошкольников с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, что позволило дифференцировать их по трем степеням выраженности внимания: выраженно, относительно, слабо и определить особенности, устанавливать причинно-следственные связи при восприятии художественных произведений.

Сравнивая показатели понимания и анализа содержания литературного произведения (сказка «Ежик» Г. Цыферова) у детей с ЗПР и нормально развивающихся детей, были выявлены следующие особенности:

Высокая степень выраженности понимания и анализа содержания литературного произведения отмечена только у 27% нормально развивающихся детей, что характеризовалось полным пониманием идеи произведения, умением анализировать содержание литературного произведения, в том числе выделением главного героя, установлением и объяснением как внешних причинно-следственных связей (например, дети норма: в луже утром вместо звезды он нашел солнышко, потому что «звезды бывают ночью, а солнышко встает утром», «наступил день, звезды сменило солнышко»), так и скрытых связей (например, дети норма: еж смеялся, потому что ... «там было просто отражение», в луже утром вместо звезды еж нашел солнышко, потому что ... «утром бывает солнышко, а ночью звезды, звезды отражаются от неба и солнышко тоже»). Высокая степень выраженности проявилась в активном общении испытуемых с экспериментатором с использованием разнообразных речевых конструкций и положительном отношении к заданию (например, дети норма: «солнышко в луже отражалось вместо звезды, а ночью - звезда в луже была, но не настоящая, она тоже отражалась», «солнце отражалось, и ему стало непонятно и смешно, он подумал, что солнце и звезды бывают только на небе»).

Относительная степень выраженности понимания и анализа содержания сказки была обнаружена у 53% нормально развивающихся сверстников и 13% детей с ЗПР, которая характеризовалась в неточном понимании идеи произведения, анализе содержания литературного произведения только с помощью взрослого. В рассуждениях испытуемых в основном отмечена опора на внешние признаки сюжета (например, дети норма: «ночью солнышка не бывает», «звезда превращается в солнышко»; дети с ЗПР: «просто утро наступило», «солнышко тоже желтое, как звезды, но только светит утром и днем»), выделены трудности в установлении и объяснении скрытых связей (например, дети норма: еж смеялся, потому что . «увидел у солнышка глаза»; дети с ЗПР: еж смеялся, потому что ... «солнышко», в луже утром вместо звезды нашел солнышко, потому что . «ежик ночью пошел спать»); диалогическое общение характеризовалась односложными ответами со стороны детей, в формальном отношении к заданию.

Слабая степень выраженности понимания и анализа содержания литературного произведения у 20% нормально развивающихся детей и 87% детей с ЗПР характеризовалась отсутствием понимания идеи произведения, неспособностью проанализировать содержание литературного произведения даже с помощью взрослого, в том числе не умением устанавливать как внешние, так и скрытые связи. В диалоге наблюдались трудности при ответах на вопросы, неадекватных рассуждениях или их отсутствии, в формальном отношении к заданию (дети норма: ежик смеялся, потому что . «больше места не было и было красное солнышко», дети с ЗПР: ежик смеялся, потому что ... «от солнца, оно грело», «любит смеяться», «солнышко стало грустным, когда ежик смеялся . и солнышко сказало: «это не смешно»», в луже утром вместо звезды еж нашел солнышко, потому что ... «я уже забыл, мне мама и папа рассказывали, а я забыл»).

Сравнивая данные диагностического исследования, направленные на понимание и анализ изображенной ситуации живописного произведения, установление последовательности событий, причинно-следственных связей («Сюжеты в картинках» Н. Радлова), у детей с ЗПР и нормально развивающихся детей были выявлены следующие особенности:

Высокая степень выраженности понимания и анализа живописного произведения через установление последовательности событий у 47% нормально развивающихся детей и 7% детей с ЗПР характеризовалась четким пониманием динамики событий, умением объяснять данную последовательность и анализировать (например, дети норма: «заяц не умеет плавать, а утки и плавают, и летают»), в том числе это проявилось в самостоятельном выделении главных героев на картинках, установлении взаимоотношения между ними (что зайцу требуется помощь), понимании окружающей героев обстановки (что появились лягушки, которые отвлекли уток от цели). У детей отмечено умение составить связный рассказ, использование разнообразных речевых конструкций, в том числе построение диалогов между героями (например, дети норма: «... заяц заметил уток и решил попросить выполнить одну просьбу: «Дорогие утки! Вы такие красивые, и, наверное, плавать умеете. А я такой несчастный - не умею. Если вы меня перевезете до другого берега, я вас угощу

чем-нибудь вкусненьким». Утки посоветовались и сказали: «конечно, отвезем, а то мы давно не кушали»»). Отношение к заданию положительное, у некоторых детей проявилась эмпатия по отношению к героям (например, дети норма: «а как же заяц? Он же утонет !!! (изображая сильное переживание на лице)»).

Относительная степень выраженности понимания и анализа живописного произведения, установление последовательности событий обнаружена у 40% нормально развивающихся сверстников и 33% детей с ЗПР, что характеризовалось частичным пониманием последовательности событий, анализом картинок только c помощью взрослого, в том числе выделением несущественных деталей последовательности (например, дети норма: «зайцы ... не должны плавать на утках, а утки ... боятся зайцев», дети с ЗПР: «сначала утки подрались, потом помирились, потом увидели зайца.»), составлением рассказа со своей логикой изложения (например, дети норма: «заяц упал в водичку ... зайчика вытащили утки ... заяц сказал: «Спасибо». Утки ответили: «пожалуйста»», дети с ЗПР: «однажды заяц решил найти себе еду, он увидел лягушек и поплыл за ними, но утки оказались быстрее»). У данных детей выявлены сложности в рассуждениях: отмечено адекватное выделение главных героев, но существуют трудности в установлении взаимоотношений между ними, непонимание окружающей героев обстановки (например, дети норма: «заяц попросил уток, чтобы они перенесли его на другой берег. Утки испугались, что зайчик оказался тяжелее них»; «утки ..., наверное, поссорились, ... а заяц ... промок и заболел», дети с ЗПР: «заяц плюхнулся в воду, он хотел помыться»). Для данных детей характерно построение рассказа в большинстве случаев с наводящими вопросами, выстраивание примитивных диалогов (например, дети норма: «заяц сказал: «Привет», утки тоже сказали: «Привет»», дети с ЗПР: «утки зайцу: «Ты чего плаваешь на нас?». Заяц: «Простите»»). У них наблюдалось положительное отношение к заданию, не сопровождающееся эмоциональными реакциями.

Слабая степень выраженности понимания и анализа живописного произведения, установления последовательности событий была выявлена у 13% нормально развивающихся сверстников и 60% детей с ЗПР, которая характеризовалась не умением выстроить последовательность событий, описанием отдельно каждой картинки или его отсутствием, неадекватностью рассуждений или их отсутствием (например, дети норма: «заяц ныряет, как я; заяц здоровается на утках; заяц стоит на утках; утки едят лягушек», «двух уток хотели укусить лягушки, дети с ЗПР: «здесь нарисованы заяц и утки, а здесь еще лягушки, а здесь опять заяц и утки»). У детей данной группы наблюдалось не умения построить диалоги между героями, замена их односложными ответами, либо развернутые ответы, но не по заданной теме (дети с ЗПР: «заяц шел, шел ... встретил вот этих.даже не знаю, что сказал ...»). В большинстве случаев у детей зафиксировано формальное отношение к заданию или отказ (например, «не смогу!»).

Выводы. Диагностическая программа для выявления особенностей развития мыслительных операций (анализ, умозаключение, установление причинно-следственных связей, последовательности событий) старших дошкольников с ЗПР оказалась информативной. Данные эмпирического исследования свидетельствуют о незрелости изучаемых мыслительных операций старших дошкольников с ЗПР. Эксперимент показал неоднородность выраженности мыслительных операций у детей с ЗПР и преобладания у них относительной и слабой выраженности их развития. У старших дошкольников с ЗПР наблюдаются трудности в понимании идеи произведения, анализа содержания произведения, установлении последовательности событий, причинно-следственных связей, как при восприятии литературного произведения, так и изображенной ситуации сюжета в живописном произведении. Изучение особенностей мыслительных операций старших дошкольников с ЗПР показало необходимость коррекционной работы по формированию мыслительных операций, как необходимого условия их дальнейшего развития.

Литература:

1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция развития познавательной сферы младших дошкольников. - М., 2016.

2. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 152 с.

3. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития) // Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2006.

4. Медведева Е.А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья через искусство. Познавательно семиотическое и ценностно ориентационное развитие: теория, диагностика, практика. - М., 2015.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Владос, 1995. - 291 с.

6. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М: Изд. Академия, 1996.

7. Шепилова Е.Д. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста c ЗПР // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 6-1(90). С. 104-106.

8. Фатихова Л.Ф. Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - № 4. - С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.