Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БЛАГОПОЛУЧИЕ ГРАЖДАН / РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Высоких С.А.

В настоящей статье автором раскрываются особенности государственного регулирования в процессе оборота отдельных видов алкогольной продукции на примере крепкого алкоголя. Автором отмечаются проблемные аспекты государственного регулирования алкогольного рынка и делаются выводы об отсутствии необходимости расширения круга субъектов, осуществляющих реализацию крепкого алкоголя в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Высоких С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TURNOVER OF SEPARATE TYPES OF ALCOHOLIC PRODUCTS

In this article the author reveals the features of state regulation in the process of circulation of certain types of alcoholic beverages using the example of strong alcohol. The author notes the problematic aspects of the state regulation of the alcohol market and draws conclusions about the absence of the need to expand the circle of entities that sell strong alcohol in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

С.А. Высоких, магистрант

Тюменский государственный университет

(Россия, г. Тюмень)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-100-103

Аннотация. В настоящей статье автором раскрываются особенности государственного регулирования в процессе оборота отдельных видов алкогольной продукции на примере крепкого алкоголя. Автором отмечаются проблемные аспекты государственного регулирования алкогольного рынка и делаются выводы об отсутствии необходимости расширения круга субъектов, осуществляющих реализацию крепкого алкоголя в Российской Федерации.

Ключевые слова: алкоголь, государственное лицензирование, здоровый образ жизни, благополучие граждан, Росалкогольрегулирование.

Современный мир по праву считается эпохой нового времени, в котором ключевая роль принадлежит человеку, ведущему здоровый образ жизни. Повсеместное внедрение рыночных методов управления хозяйством приводит к необходимости разработки максимально эффективных мер регулирования рыночных отношений. Каждое государство в той или иной степени стремится к созданию конкуренции посредством развития предпринимательской среды.

Происходящие в последние годы сложные социальные, политические и экономические процессы непосредственным образом отражаются на целых отраслях промышленности как на мировом уровне, так и в масштабах отдельно взятого государства.

Не является исключением и такая сфера, как производство алкогольной продукции, требующая от государства выработки механизмов, обеспечивающих удовлетворение интересов всего общества.

Согласно официальной статистике Всемирной организации здравоохранения: «Во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно происходит 3 миллиона смертей, что составляет 5,3% всех случаев смерти» [1].

По своему масштабу численность смертей от алкоголя сопоставима с количеством смертей от новой коронавирусной инфекции за первый год пандемии.

Злоупотребление алкоголя приводит не только к нарушению функций организма, но и к серьезным социальным и экономическим проблемам таким, как рост преступности, снижение экономической активности трудоспособного населения и т.д.

Проблематика здорового образа жизни нашла свое отражение в документах Организации объединенных наций.

Согласно цели №3 устойчивого развития: «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте - важные составляющие устойчивого развития» [2].

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности изучения проблематики государственного регулирования алкогольного рынка.

В рамках данной статьи рассмотрим государственное регулирование производства и оборота крепкого алкоголя, поскольку, как свидетельствует официальная статистика, уровень его производства остается высоким.

Как сообщает агентство «Интерфакс», в 2020 году наблюдалось незначительное снижение производства крепкого алкоголя на 2,6% и составило 102,2 млн дал при том, что уровень потребления алкоголя в России остается крайне высоким [3].

Цель статьи заключается в анализе механизмов государственного регулирования производства и оборота отдельных видов алкогольной продукции на примере креп-

кого алкоголя, крепость которого превышает 9%.

Базовым документом, регламентирующим рынок алкогольной продукции в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - ФЗ №171).

Данным документом установлены требования в части производства, оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности, связанной с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий на алкогольном рынке.

Ст. 18 данного документа обязывает производителей спиртосодержащей продукции проходить процедуру лицензирования [4].

В качестве исключения из данного правила законодатель определил, что для медицинских целей наличие такой лицензии не является обязательным. Кроме того, лицензированию не подлежит производство таких напитков, как пиво и пивные напитки, пуаре, сидор и медовуха.

Также, на производителей крепкого алкоголя возложена обязанность по маркировке технологического оборудования, ведению учета и контроля за производимой продукцией, наличие сопроводительных документов в процессе поставки, а также обязанность по уплате государственных акцизов.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным методом государственного регулирования производства крепкого алкоголя является лицензирование процесса производства и оборота такой продукции.

Мировой опыт свидетельствует, что свыше 40 стран используют метод лицензирования производства и продажи алкогольной продукции. Государственная монополия (частичная или полная) может распространяться на производство алкогольных напитков, их оптовую и (или) розничную реализацию [5].

Такой подход, на наш взгляд, обеспечивает наличие контроля со стороны госу-

дарства за производством и оборотом крепкого алкоголя, что, в свою очередь, должно приводить к снижению количества контрафактной продукции.

Вместе с тем, как отмечает А.В. Лошкарев, в последнее время все больше возникает законодательных инициатив, направленных на снижение размера лицензионной пошлины, которая по состоянию на 2019 год составляла 65000 рублей, что привело бы к повышению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, активно пополняющих бюджет [6].

Думается, что стремление пополнить бюджет за счет увеличения количества производителей крепкого алкоголя является ошибочным, поскольку ущерб от потребления алкоголя очевидно несопоставим с объемом предполагаемых доходов.

Ключевыми рычагами регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России являются обязательная маркировка и регистрация продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГА-ИС) [7].

Использование указанной системы позволяет снизить риск появления на рынке контрафактной продукции путем проведения контрольно-надзорных мероприятий за объемом производства и продажи крепкого алкоголя.

Проблемным аспектом, на наш взгляд, остается вопрос касательно маркировки алкогольной продукции. Так, рядовой покупатель вряд ли сможет отличить государственную маркировку от фальшивой. Решение указанной проблематики нам представляется посредством нанесения на бутылки QR-кодов, в которых будет содержаться информация о изготовителе, месте производства и фасовки, типе и крепости алкоголя, номер лицензии на осуществление такой деятельности.

Выдачу QR-кодов необходимо возложить на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

Для потребителей алкогольной продукции предлагается создание специального мобильного приложения, с помощью ко-

торого можно проверить подлинность уменьшение требований к площади торго-приобретенного алкоголя. вых объектов, в которых допускается про-

Считаем, что предлагаемые меры мож- дажа алкогольной продукции (с 50 кв. м до но представить в виде эксперимента, спо- 25 кв. м в городах и исключение соответ-собствующего повышению качества алко- ствующего требования для магазинов в гольной продукции в нескольких субъек- сельских населенных пунктах) [8]. тах Российской Федерации, перечень ко- Считаем, что подобные инициативы не

торых должно определить Правительство согласуются с Целями устойчивого разви-Российской Федерации. тия и не могут способствовать формирова-

На наш взгляд, следует критически от- нию здорового образа жизни в обществе. носится к тем законодательным новше- Таким образом, мы можем констатиро-

ствам, которые способствуют широкому вать, что ключевой особенностью государ-распространению алкогольной продукции ственного регулирования оборота отдель-под эгидой развития предпринимательства ных видов алкогольной продукции на в России. примере крепкого алкоголя является ли-

Так, Министерством промышленности цензирование и маркировка процесса про-и торговли Российской Федерации предла- изводства и оборота такой продукции. гался законопроект, предусматривающий

Библиографический список

1. Алкоголь // Всемирная организация здравоохранения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/alcohol. - Дата обращения: 07.07.2021.

2. Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте // ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/health/. - Дата обращения: 07.07.2021.

3. РФ в 2020 году снизила производство алкогольной продукции [электронный ресурс] // Интерфакс. Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/745652. - Дата обращения: 07.07.2021.

4. Федеральный закон от 22.11.1995 Ш71-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4553.

5. Калинина Л.Л. Регулирование рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции как элемент комплексной системы реализации национальных проектов // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2019. - №2. - С. 8-17.

6. Лошкарев А.В., Агеева А.К. Изменения и перспективы развития лицензирования алкогольной продукции // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - №4-8 (61). - С. 16-17.

7. Глушко Т.Ю. Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - №43. - С. 68-80.

8. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования порядка предоставления или продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции" (подготовлен Мин-промторгом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.08.2018) // СПС КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=175291#0605279750885654 2. - Дата обращения: 07.07.2021.

FEATURES OF TURNOVER OF SEPARATE TYPES OF ALCOHOLIC PRODUCTS

S.A. Vysokikh, Graduate Student Tyumen State University (Russia, Tyumen)

Abstract. In this article the author reveals the features of state regulation in the process of circulation of certain types of alcoholic beverages using the example of strong alcohol. The author notes the problematic aspects of the state regulation of the alcohol market and draws conclusions about the absence of the need to expand the circle of entities that sell strong alcohol in the Russian Federation.

Keywords: alcohol, state licensing, healthy lifestyle, welfare of citizens, Rosalkogolreguliro-vanie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.