АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_194
ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ FEATURES OF ENSURING THE REGIME IN COLONIES-SETTLEMENTS
КУРДАКОВ Константин Михайлович,
научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15 «а», стр. 1. E-mail: kurdakov.2023@mail.ru;
KURDAKOV Konstantin Mihaylovich,
researcher at SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, Narvskaya str., 15 «a», p.1. E-mail: kurdakov.2023@mail.ru
Краткая аннотация. В статье анализируются проблемные вопросы обеспечения режима в колониях-поселениях (участках колоний-поселений). В заключении автором предлагается рассмотреть вопрос создания единого нормативно-правового акта, который отражал бы перспективные направления развития режимаи надзора в учреждениях данного типа.
Abstract. The article analyzes the problematic issues of ensuring the regime in colonies-settlements (sections of colonies-settlements). In conclusion, the author proposes to consider the issue of creating a single regulatory legal act that would reflect promising directions for the development of the regime and supervision in institutions of this type.
Ключевые слова: колония-поселение, предупреждение преступлений, режим, профилактика, осужденные.
Keywords: colony-settlement, crime prevention, regime, prevention, convicts.
Для цитирования: Курдаков К.М. Особенности обеспечения режима в колониях-поселениях// Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 194-195. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_194.
For citation: Kurdakov K.M. Features of ensuring the regime in colonies-settlements // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 194-195. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_194.
Статья поступила в редакцию: 19.02.2023
Колония поселения - это вид исправительных учреждений (далее - ИУ), в которых отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, впервые совершившие умышленное преступление небольшой или средней тяжести, а также положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК ) . Под режимными требованиями в колонии-поселении (далее - КП), участках колоний-поселений (далее - УКП), понимается реализация охраны объектов ИУ, обеспечение изоляции, осуществление надзора за осужденными, содержащимися в ИУ, исполнение их обязанностей, обеспечение личной безопасности осужденных и персонала ИУ, реализация раздельного содержания разных категорий осужденных, создание различных условий содержания, а также возможность изменения условий отбывания наказания.
По замыслу законодателя категории осужденных, которые содержаться в данных видах ИУ, представляют меньшую криминогенную опасность. Согласно ст.128 УИК, к этим категориям относятся: лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы; лица впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном ст.78 УИК РФ.
По сравнению с другими видами ИУ менее жесткая изоляция лиц, содержащихся в КП (УКП), создает условия для совершениягражда-нами, содержащихся в них, правонарушений[1. С. 36]. Так, при относительно небольшой численности лиц, содержащихся в КП (среднесписочная численность контингента - 28167 осужденных), ими совершенно 142 преступления, из них: 91 случай побеги из учреждений (ст.313 УК РФ); 17 случаев приобретения, сбыта наркотических средств (ст.228 УК РФ); 8 случаев уклонения от отбывания наказания (ст.314 УК РФ); 3 случая причинения умышленного вреда здоровью средней тяжести (ст.112 УК РФ); 1 случай причинения смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ) [2].
Высокий уровень преступлений является следствием отсутствия вооруженной охраны территории КП, а также специфики осуществления надзора, что требует от персонала данных учреждений дополнительных упреждающих мер.
По мнению практических работников, одним из важнейших направлений предупреждения преступлений является использование различных технических средств контроля. Это позволяет отслеживать осужденных в период их движения на производственные объекты и обратно, а также их нахождение на закрепленных объектах во время рабочего процесса.
В целях эффективного перекрытия возможных каналов поступления запрещенных предметов к осужденным отбывающим наказание в КП (УКП), необходимо оборудование указанных учреждений качественными техническими средствами охраны и надзора. Это предполагает перекрытие внутренней и прилегающей территории ИУ видеокамерами высокого разрешения с выводом видеосигнала оператору пульта системы охранного телевидения, помещение контрольно-пропускного пункта обеспечить современным досмотровым оборудованием (портативным и стационарным металообнаружителями).
Помимо технических средств наиболее важным, сточки зрения обеспечения режима, является реализация надзора за осужденными, содержащимися в КП (УКП). Дежурная смена осуществляет контроль, за поведением осужденных на всех возможных объектах учреждения, где могут находиться осужденные.
Уголовно-правовые науки
К основным мероприятиям, входящим в область надзора, реализуемых в КП (УКП) относятся: осуществление контроля и наблюдения за осужденными на объектах их нахождения, патрулирование территории учреждения; проведение в установленных законом случаях обысково-досмотровых мероприятий.
Не менее важное значение, в профилактике правонарушений со стороны осужденных, содержащихся в КП (УКП), должно отводиться подбору осужденных при их переводе из ИУ общего и строгого режимов. Следует отметить, что законодатель предусмотрел предупредительный рубеж в рамках ст.78 УИК РФ, где четко отграничил, какие категории осужденных никогда не переведут в колонии-поселения.
Речь идет об осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных, не прошедших обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа; осужденных не давших согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение [3. С. 18].
Кроме указанных выше категорий осужденных, считаем целесообразным расширить перечень правовых ограничений, не позволяющих некоторых осужденных переводить в КП (УКП) (например, осужденных поставленных на определенные виды профилактического учета).
Особое внимание стоит уделить периоду времени с момента направления в суд материалов об изменении осужденному вида ИУ с КП на ИК и до вступления решения суда в законную силу. Как показывает практика именно в этот период у осужденных, в отношении которых решается вопрос об изменении вида ИУ, наиболее активно проявляются противоправные намерения, которые в силу индивидуальных, психологических, мотивационных и иных личностных особенностей, осужденных не всегда удается предотвратить воспитательными и разъяснительными беседами в рамках индивидуальной профилактики.
Учитывая право осужденных обжаловать решения суда в апелляционном порядке, указанный выше период может длиться значительное время, достигая срока в несколько месяцев. К большому сожалению, в настоящее время правовых оснований для изоляции таких осужденных законом не предусмотрено. По нашему мнению, решить указанную проблему возможно путем закрепления права администрации ИУ, содержания данных осужденных в камерах штрафного изолятора, по аналогии с требованиями п.6. ст. 60.15 УИК РФ. Так, для направления представления о замене неотбытой части наказания к принудительным работам, в отношении осужденных признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, со дня направления представления, и до решения суда администрацией исправительного центра по согласованию с прокурором осужденный к принудительным работам может быть водворен в помещение для нарушителей.
В рассматриваемом случае администрация учреждения будет уполномочена решением начальника, по согласованию с прокурором изолировать осужденного, на период рассмотрения вопроса изменения осужденному вида исправительного учреждения с сохранением основных прав осужденного, что позволит урегулировать существующую проблему.
Как отмечалось ранее, отличительной особенностью установленного порядка отбывания наказания осужденными в КП (УКП), является возможность осужденных передвигаться самостоятельно без надзора в пределах территорий соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо в связи с выполняемой ими работой, либо в связи с обучением, настоящее определение закреплено в Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, что входит в противоречие с ч.4 ст. 129 УИК РФ, согласно которой осужденным может быть разрешено такое передвижение в пределах муниципального образования. В этом случае, если субъект РФ имеет административно-территориальное деление, передвижение без надзора осужденным может быть предоставлено лишь в пределах муниципального образования, например, района на территории которого расположена КП, но никак не в пределах всей территории субъекта РФ. Существующий термин «территория муниципального образования» необходимо обозначить и закрепить в норме права необходимой для правоприменителя.
Помимо обозначенной проблемы, одним из пробелов в правовом регулировании установленного порядка отбывания наказания в КП (УКП), является определение правового статуса осужденных, проживающих за пределами КП с семьей. Не легко отграничить права и обязанности осужденного (например, право пользоваться или владеть запрещенными для осужденных предметами, от прав членов его семьи, а также определить правомочия администрации колонии по обеспечению надзора). Особенности данного статуса закреплены лишь в общем виде.
Рассмотрев некоторые особенности обеспечения режима в КП (УКП), можно сделать вывод, что специфика реализации режима в КП (УКП), непосредственно связана с возможностью передвижения осужденных вне учреждения, возможностью проживания со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади, что предполагает под собой необходимость осуществления качественного надзора за осужденными, своевременного проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики.
Вместе с тем, результаты проведенного исследования показали, что нормативное правовое регулирование данного института требует совершенствования. Решение обозначенной проблемы возможно за счет создания единого нормативного правового акта, который бы в полной мере отражал специфику деятельности учреждений данного типа, а также практического решения проблем, изложенных выше.
Библиография:
1. Антонкин К.Г. Проблемы обеспечения надзора за осужденными в колониях-поселениях и на участках колоний-поселений // Вестник Кузбасского института. 2014. №4 (21).-С. 36-42.
2. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России январь-декабрь 2022г.: Форма статистической отчетности УИС-1.
3. Южанин В.Е. Исправительная колония-поселение-разновидность лишения свободы// Вестник института: преступление, наказание, исправление. -2018. -№1(41).С.18-25.
References:
1. Antonkin K.G. Problems of ensuring supervision of convicts in colonies-settlements and on the sites of colonies-settlements // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2014. No. 4 (21).-pp. 36-42.
2. The main indicators of the activity of the penitentiary system of the Federal Penitentiary Service of Russia January-December 2022: The form of statistical reporting of the UIS-1.
3. Yuzhanin V.E. Correctional colony-settlement-a type of deprivation of liberty// Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. -2018. -No.1(41).pp.18-25.