Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образовательное учреждение / пожарная безопасность / пожарный риск / пути эвакуации / educational institution / fire safety / fire risk / evacuation routes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Д.В.

Раскрыты особенности обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, представлены основные проблемы в обеспечении уровня пожарной безопасности образовательных учреждений, приведены статистические данные о пожарах и их последствиях на рассматриваемых объектах, представлены пути совершенствования пожарной безопасности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING FIRE SAFETY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The features of fire safety of educational institutions are disclosed, the main problems in ensuring the level of fire safety of educational institutions are presented, statistical data on fires and their consequences at the facilities under consideration are presented, ways to improve fire safety of educational institutions are presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 614.84

Романова Д.В.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: раскрыты особенности обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений, представлены основные проблемы в обеспечении уровня пожарной безопасности образовательных учреждений, приведены статистические данные о пожарах и их последствиях на рассматриваемых объектах, представлены пути совершенствования пожарной безопасности образовательных учреждений.

Ключевые слова: образовательное учреждение, пожарная безопасность, пожарный риск, пути эвакуации.

В нашей стране огромное количество различного уровня образовательных учреждений, в которых должны с особой строгостью соблюдаться правила пожарной безопасности, так как от этого зависят здоровье и жизнь как учащихся и воспитанников, так и сотрудников.

При нарушении правил и требований противопожарной безопасности [1] количество жертв может оказаться не просто большим, а пугающим, так как на территории рассматриваемых объектов обучается и работает большое количество детей и педагогов.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время все больше происходит пожаров на территории нашей страны, при которых пострадавшими являются несовершеннолетние, в особенности на территории образовательных учреждений.

Нашим государством должна обеспечиваться безопасность учеников, сотрудников образовательных учреждений во время их учебной и трудовой деятельности посредством повышения безопасности жизнедеятельности [2]: пожарной, технической, электрической безопасности рассматриваемых объектов. Учитывая тот факт, что пожары наносят катастрофический материальный ущерб, а в некоторых случаях сопровождаются и гибелью людей, то защита от пожаров в настоящее время является приоритетной задачей для каждого гражданина и общества в целом.

Любое образовательное учреждение обязано выполнять все мероприятия по пожарной безопасности, в противном случае должностным лицам и ответственным за пожарную безопасность людям грозит административная и уголовная ответственность [3-4]. Все работники образовательного учреждения могут быть допущены к своей деятельности только после прохождения противопожарных инструктажей.

Общие требования к образовательным организациям определены в законодательстве Российской Федерации.

В каждой образовательной организации перед началом каждого учебного года все помещения здания образовательного учреждения в обязательном порядке должны проверяться соответствующей комиссией, в состав которой входит представитель государственного пожарного надзора.

К примеру, одним из резонансных пожаров среди образовательных учреждений стал губительный пожар 7 апреля 2003 г. в далеком якутском селении Сыдыбыл в местной школе. Данный пожар унес жизни 22 школьников 5—11 классов.

Пожар начался на первом этаже школы, в раздевалке. Огонь быстро распространился по всему этажу, лишив находившихся в здании учащихся возможности быстро и безопасно покинуть его. Учащиеся и работники школы о пожаре узнали поздно, когда огонь уже пробежал весь коридор и отрезал обычные пути эвакуации.

Так же пожар со смертельным исходом произошел в январе текущего года в г.Новосибирске в гимназии № 10, в результате которого погиб мужчина (рис.1).

Рисунок 1. Пожар в гимназии № 10 в г. Новосибирске.

Причиной пожара послужило нарушение техники при проведении сварочных работ. В результате было эвакуировано 802 человека, из которых 723 - дети.

Площадь пожара составила 100кв. метров. Стоит заметить, чтобы добиться сокращения пожаров на рассматриваемых объектах требуется огромная работа не только от сотрудников пожарного надзора, но и от самих сотрудников данных учреждений.

Представим подробнее статистические данные о пожарах и их последствиях в зданиях учебно-воспитательного назначения за последние годы в таблице 1.

Таблица 1. Данные о пожарах и их последствиях в зданиях учебно-воспитательного назначения за 2018-2022 гг.

Последствия пожаров Здания учебно-воспитательного назначения

2018 2019 2020 2021 2022

Кол-во пожаров, ед. 276 340 294 345 325

Прямой материальный ущерб, тыс. руб. 64391 39233 29076 108181 93091

Погибло, чел. 0 1 1 0 0

Так, согласно проанализированным данным наблюдается к 2022 г. небольшое снижение общего количества пожаров в образовательных учреждениях, но цифры по-прежнему остаются высоки [6].

При этом заметим, что основная причина пожаров - электротехническая: неправильная эксплуатация электроустановок и отсутствие компаний, которые правильно бы вели планово-предупредительный ремонт электроустановочных изделий в зданиях, а на втором месте - пожары, связанные со строительно-монтажными работами, на третьем - поджоги.

Отметим, что для успешного спасения воспитанников и сотрудников образовательных учреждений большое значение имеет своевременное оповещение о пожаре [4].

Итак, способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

Руководство образовательного учреждения как правило заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически проводит профилактические мероприятия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое. Сотрудники школ должны быть осведомлены, что эвакуация осуществляется по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе.

При этом, основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания [4-5].

Необходимо помнить, что в учебных классах общеобразовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах - 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. По этой причине возрастает риск смертельного исхода, поэтому в случае пожара в образовательном учреждении нужно действовать быстро, решительно и грамотно, в соответствии с разработанными планами эвакуации и практическими отработками на случай пожара.

Отметим, что с целью определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности проводится так же оценка пожарного риска.

Для обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений могут осуществляться следующие мероприятия:

- своевременная ликвидация факторов, которые могут спровоцировать

пожар,

- проведение инструктажей, целью которых является строгое следование графику и содержащих знания по противопожарной безопасности,

- разработка и утверждение эвакуационного плана и основных мероприятий по оповещению учеников и работников школы при пожаре.

Помимо отмеченных мер, к таковым так же относятся распределение обязанностей сотрудников образовательных учреждений при пожаре, а также проведение профилактических мероприятий по предупреждению пожаров ещё до начала учебного года.

Таким образом, рекомендованные выше мероприятия будут способствовать борьбе с пожарами в образовательных учреждениях, тем самым сокращая материальный ущерб от них и сохраняя жизни учеников и учителей. Только благодаря слаженной работе на всех уровнях можно добиться благоприятного результата в области защиты пожарной безопасности школ, детских садов, гимназий и других объектов защиты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 12Э-ФЗ (последняя редакция);

3. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № Э84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

4. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;

5. СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;

6. Пожары и пожарная безопасность в2022 году: информ.-аналитич. сб. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023. 80 с.

Romanova D.V.

St. Petersburg University of Ministry of Emergency Situations of Russia

named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

FEATURES OF ENSURING FIRE SAFETY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the features of fire safety of educational institutions are disclosed, the main problems in ensuring the level of fire safety of educational institutions are presented, statistical data on fires and their consequences at the facilities under consideration are presented, ways to improve fire safety of educational institutions are presented.

Keywords: educational institution, fire safety, fire risk, evacuation routes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.