Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВАКУАЦИИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВАКУАЦИИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
пожарная безопасность / система эвакуации / средства оповещения / fire safety / evacuation system / means of notification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов А.С.

В статье рассматриваются отдельные вопросы обеспечения пожарной безопасности в детских дошкольных образовательных учреждениях. Характеризуются действия, которые должны быть приняты в ходе эвакуации из рассматриваемого типа учреждений, а также способы повышения эффективности системы эвакуации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF EVACUATION SYSTEM IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses some issues of fire safety in preschool educational institutions. The actions to be taken during evacuation from the type of institutions under consideration, as well as ways to improve the effectiveness of the evacuation system as a whole, are characterized.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВАКУАЦИИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 62

Крылов А.С.

магистрант, Академия ГПС МЧС России (г. Москва, Россия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭВАКУАЦИИ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы обеспечения пожарной безопасности в детских дошкольных образовательных учреждениях. Характеризуются действия, которые должны быть приняты в ходе эвакуации из рассматриваемого типа учреждений, а также способы повышения эффективности системы эвакуации в целом.

Ключевые слова: пожарная безопасность, система эвакуации, средства оповещения.

В Российской Федерации предпринимаются серьезные меры по обеспечению безопасности детских дошкольных образовательных учреждений, в том числе это касается и вопросов пожарной безопасности зданий.

В целях обеспечения безопасности детей и приведения в надлежащее противопожарное состояние во всех школах и детских учреждениях в обязательном порядке устанавливаются системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре. Однако еще одним важным аспектом является грамотная система эвакуации из здания, так как в связи с возрастными и физиологическими особенностями детей дошкольного возраста, к их эвакуации необходимо подходить с полной уверенностью воспитателя в своих действиях, а также в условиях обеспечения соответствующих эвакуационных выходов.

«Анализ причин текущего противопожарного состояния детских садов, а также анализ пожаров и их последствий показал, что негативные последствия вызваны не только нарушением правил пожарной безопасности при

эксплуатации детских садов (отсутствие установок автоматической противопожарной защиты, неисправность электропроводки и электрощитов, отсутствие первичных средств пожаротушения (огнетушителей) в помещениях и другое), но и недостатками проектных решений» [4, с. 25]. Все это вызывает дополнительные риски и ставит под угрозу сам процесс эвакуации, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь за собой значительные человеческие жертвы.

«Время начала эвакуации — это один из ключевых факторов безопасности в процессе эвакуации людей, который является наименее изученным как в нашей стране, так и за рубежом» [5, с. 20].

На рисунке 1 представлен порядок проведения эвакуации в дошкольных образовательных учреждениях.

Как показал анализ норм к путям эвакуации и эвакуационным выходам, организационная составляющая (подготовительный этап) эвакуации в значительной степени влияет на её исход.

На формирование продолжительности времени начала эвакуации влияют такие факторы как:

- боязнь воспитателей эвакуировать детей без выяснения состоятельности причин, вызвавших поступление звукового сигнала о необходимости эвакуации: вместо того, чтобы как можно быстрее начать подготовку к эвакуации, воспитатель выходит в коридор с целью ознакомления с действительной ситуацией;

- стереотип поведения воспитателей, вырабатывающийся в итоге проведения постоянных анонсированных эвакуаций, который приводит к тому,

Рис. 1 Порядок эвакуации из ДОУ.

что воспитатели стараются одеть детей в верхнюю одежду, соответствующую сезону года (особенно зимой), при этом теряется очень много времени.

Все это влияет на время начала эвакуации, и в условиях возникновения чрезвычайной ситуации может негативно отразится на ее итогах. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что нормативные показатели эвакуации для взрослых людей и детей значительно разнятся. Так, «например, в жилых зданиях рекомендуемая скорость эвакуации составляет 1 м/с, а для зданий с большой проходимостью (например, кинотеатров и стадионов) - 0,5 м/с» [2, с. 2508]. Для детей в зависимости от их возраста и физического развития показатели могут увеличивать в 2, а то и в 3 раза, что также снижает скорость всей эвакуации.

В связи с этим, необходимо уделять особое внимание занятиям по эвакуации с детьми. В условиях возникновения чрезвычайной ситуации крайне важно, чтобы дети не впадали в панику, строго выполняли все указания воспитателей, а также знали в какую сторону и как именно необходимо двигаться в сторону эвакуационного выхода, что значительно облегчит действия воспитателей при организации эвакуации. Кроме того, отметим, что любая система безопасности может становиться неэффективной без должным образом обученного персонала и информирования посетителей. Рекомендации должны включать в себя планы обучения персонала по эвакуации и действиям в случае пожара, а также создание программ обучения для посетителей.

В целях определения знаний в области порядка проведения эвакуации в одном из Дошкольных образовательных учреждений Московской области был проведен опрос среди воспитателей и работников (опрошено 35 человек), который показал следующие результаты (рисунок 2).

Рис. 2 Первоочередные действия в условиях эвакуации при ЧС.

Проанализировав данные опроса можно сделать вывод о том, что большинство из опрошенных работников учреждения в качестве первоочередного действия при эвакуации начнут непосредственную деятельность по выведению детей из здания, однако с точи зрения противопожарной безопасности и правил эвакуации первоочередным действием в случае ЧС должно стать оповещение [3] всех, находящихся в здании людей, в частности с использованием звуковой сигнализации, потому что в условиях происшествия в одной из комнат здания и возможной задержки автоматического пожарного оповещения, люди, которые не будут знать о произошедшей ситуации могут потерять время, предназначенное для эвакуации.

В контексте оповещения следует отметить, что существует объективная необходимость обеспечения дошкольных образовательных учреждений более эффективными системами оповещения. Так, у каждого воспитателя в группе должна быть возможность доступа к системе оповещения, в целях своевременной передачи сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации как внутри здания, так и диспетчеру пожарной охраны. Кроме того, система оповещения в дошкольных учреждениях должна учитывать психофизические особенности детей, она не должна пугать или вызывать панику, но в то же время четко и быстро доводить все необходимые указания по совершению действий в условиях ЧС.

Определение характера ЧС

п11инндини1; эдинии

\ 3%

Родители так же могут сыграть значительную роль в процессе проведения эвакуации, так как несколько раз в день, в зависимости от возрастных групп детей, находящихся в дошкольном образовательном учреждении, находятся на его территории. Также, в случае эвакуации, родители в обязательном порядке должны быть уведомлены об этом и получить информацию о точках сбора и других важных деталях.

Еще «одним из важнейших этапов является разработка планов эвакуации. Четкие и понятные планы эвакуации являются важным элементом противопожарной защиты. Рекомендации должны включать в себя разработку таких планов с учетом специфики здания и расположения выходов, а также предусмотрение мер для людей с ограниченными возможностями» [1, с. 1306].

В рамках детских дошкольных учреждений, в связи с тем, что детям в силу своих психофизических особенностей не под силу запомнить план эвакуации, целесообразно дублировать его с помощью визуальных эффектов, которые в процессе эвакуации будут служить для них ориентирами.

В качестве примера такого визуального исполнения можно привести инновационные фотолюминесцентные эвакуационные системы (рисунок 3), которые гарантируют обеспечения всей необходимой информацией в условиях задымления и нарушения видимости. Как показывают опыты проведения данных мероприятий основным преимуществом является освещение места безопасной эвакуации.

Таким образом, по результатам исследования можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию системы эвакуации в дошкольных образовательных учреждениях:

- с целью уменьшения затрат времени на подготовку к эвакуации, следует предусматривать системы оповещения высокого класса, которые будут передавать четкие организационные указания по эвакуации детей;

- с воспитателями, родителями и детьми должны быть изучены и протестированы эвакуационные маршруты и порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

- в качестве совершенствования организационно-технических мероприятий для обеспечения своевременной эвакуации предложено обязательное использование фотолюминесцентных знаков безопасности и эвакуационных систем.

1. Золотарева Е.Г. Разработка рекомендаций для повышения уровня противопожарной защиты общественного здания // Вестник науки. 2023. №12

Рис. 3 Фотолюминесцентная эвакуационная система.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

(69). С. 1306-1311;

2. Лоскутникова И.Н, Исаева Д.Н., Петренко Е.Н., Романцова О.А. Подходы к нормированию времени начала эвакуации людей при пожаре // Столыпинский вестник. 2023. №5. С. 2507-2514;

3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 24.10.2022) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // СЗ РФ от 28 сентября 2020 г. № 39 ст. 6056;

4. Проценко Т.В. Совершенствование методики оценки величины пожарной опасности и пожарного риска на объектах дошкольного образования (детские сады) путем уточнения параметров эвакуационного процесса для дошкольных образовательных учреждений // Проблемы науки. 2021. №5 (64). С. 25-28;

5. Саттимирова А. Д. Анализ влияния времени начала эвакуации детей и воспитателей ДОУ на их пожарную безопасность при различных сценариях пожара // Молодой ученый. 2022. № 14 (409). С. 20-23

Krylov A.S.

Academy of State Fire Service (Moscow, Russia)

IMPROVEMENT OF EVACUATION SYSTEM IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: the article discusses some issues of fire safety in preschool educational institutions. The actions to be taken during evacuation from the type of institutions under consideration, as well as ways to improve the effectiveness of the evacuation system as a whole, are characterized.

Keywords: fire safety, evacuation system, means of notification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.