УДК 614.84 DOI 10.25257/FE.2021.3.98-105
ГОЙКАЛОВ Геннадий Георгиевич УСОЛКИН Степан Владимирович
ВНИИПО МЧС России, Балашиха, Россия ВНИИПО МЧС России, Балашиха, Россия E-mail: goikalov.g@yandex.ru
АБАШКИН Александр Анатольевич ВНИИПО МЧС России, Балашиха, Россия
СВОЕВРЕМЕННАЯ ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ ИЗ ЗДАНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ
В статье проведён анализ требований нормативных правовых документов в области пожарной безопасности, представлены статистические данные о пожарах на социально значимых объектах в 2019-2020 гг. Авторы предлагают решения для обеспечения условий безопасной эвакуации людей из общеобразовательных и дошкольных организаций при пожаре, в числе которых - внесение изменений и дополнений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля».
Ключевые слова: пожар, школа, опасные факторы пожара, необходимое время эвакуации, безопасность, нормативные правовые акты.
Вмае 2021 г. президент Российской Федерации поручил Правительству РФ внедрить единый подход к обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости образовательных организаций. Указом президента РФ утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» [1], в соответствии с которыми целью государства в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Действующий Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности» [2] определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 [3] утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (ППР), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяют порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1995 г. № 444 МЧС России ежегодно готовится государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [4]. В докладе также представлены о пожарах и их последствиях, произошедших на социально значимых объектах, и их последствиях.
В 2019 г. на объектах данной категории произошло 764 пожара, при которых погибло 17 чел., 58 чел. получили травмы, прямой материальный ущерб составил 78645 тыс. руб.
Наибольшее количество пожаров произошло:
- в общеобразовательных организациях (школа, гимназия, лицей, колледж, школа-интернат) -166 пожаров (21,7 % от общего количества пожаров на социально значимых объектах);
- общежитиях (учебного заведения, организации, предприятия), спальных корпусах интернатов -148 пожаров (19,4 %);
- лечебных учреждениях со стационаром (медицинский центр, больница, госпиталь, клиника, роддом) - 116 пожаров (15,2 %);
- дошкольных образовательных организациях (детский сад, ясли, дом ребенка) - 64 пожара (8,4 %);
- амбулаторно-поликлинических и медико-оздоровительных учреждениях (амбулатория, поликлиника) - 57 пожаров (7,5 %).
Больше всего людей погибло при пожарах: в общежитиях и спальных корпусах интернатов - 9 чел. (52,9 % от общего количества погибших на социально значимых объектах); учреждениях социального обслуживания населения со стационаром - 3 чел. (17,6 %); лечебных учреждениях со стационаром - 2 чел. (11,8 %).
Максимальным числом травмированных людей отмечены пожары в общежитиях и спальных корпусах интернатов - 30 чел. (51,7 % от общего числа травмированных на социально значимых объектах), а также в лечебных учреждениях со стационаром -17 чел. (29,3 %).
В 2019 г. на учёте МЧС России находилось более 9,6 тыс. объектов указанной категории, из них:
98
© Гойкалов Г. Г., Абашкин А. А., Усолкин С. В., 2021
- 4 228 объектов социальной защиты населения;
- 2 460 объектов здравоохранения;
- 2 952 объекта образования.
В 2019 г. было проведено 6,2 тыс. проверок противопожарного состояния рассматриваемых объектов, в ходе которых выявлено более 1,2 тыс. учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности. Основными результатами реализованного комплекса надзорно-профилактических мероприятий стало устранение более 7 тыс. нарушений требований безопасности, в том числе:
- 589 нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожара;
- 3,4 тыс. - с обеспечением безопасности людей;
- 1 тыс. - с ограничением распространения пожара;
- 676 - с созданием условий для успешного тушения пожара.
Было зафиксировано, что на территории России 581 учреждение, используемое для размещения пациентов, не соответствуют современным требованиям с точки зрения их огнестойкости. При этом 52 объекта размещены на значительном расстоянии от дислокации пожарно-спасательных подразделений.
Как следует из данных государственного доклада за 2020 г. [5], по сравнению с 2019 г. число пожаров на социально значимых объектах снизилось на 10,7 %, количество погибших при них людей увеличилось в 2,2 раза, количество травмированных уменьшилось на 34,5 %, прямой материальный ущерб снизился на 8,4 % (см. табл.).
По итогам 4 952 проверок противопожарного состояния рассматриваемых объектов, проведённых в 2020 г., были выявлены 2 035 учреждений с нарушениями требований пожарной безопасности.
В ходе комплекса надзорно-профилактиче-ских мероприятий было выявлено и пресечено 9 692 нарушения противопожарных требований. Основными результатами проведённой работы стало устранение более 9 тыс. нарушений требований безопасности, в том числе:
- 824 нарушения, связанных с возможной причиной возникновения пожара;
- 5,4 тыс. - с обеспечением безопасности людей;
- 1,5 тыс. - с ограничением распространения пожара;
- 984 - с созданием условий для успешного тушения пожара.
Наименование учреждения Количество пожаров, ед. Погибло, чел. Травмировано, чел. Прямой ущерб, тыс. руб.
2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г.
Общеобразовательное учреждение 166 133 0 1 3 7 19 180,3 20 431,5
Общежитие, спальный корпус интерната 148 115 9 1 30 10 6 569,1 6 239
Лечебное учреждение со стационаром 116 130 2 18 17 4 3 785,3 13 339,2
Дошкольное образовательное и воспитательное учреждение 64 76 1 0 0 1 12 331,4 2 080,6
Амбулаторно-поликлиническое и медико-оздоровительное учреждение 57 54 1 5 0 2 12 511,3 11097
Прочие объекты здравоохранения и социального обслуживания населения 50 47 1 0 1 0 10 44,8 1 844,7
Учреждение высшего, послевузовского и др. образования 36 19 0 0 0 0 2 01,5 191,7
Аптека, молочная кухня, станция переливания крови, скорой помощи и т. п. 35 38 0 0 0 0 16 591,6 8 892,3
Прочие объекты учебно-воспитательного назначения 23 17 0 0 0 1 14 04,4 2 873
Учреждение социального обслуживания населения со стационаром 22 16 3 12 6 13 1951,1 1 766,7
Учреждение начального, среднего профессионального образования 17 17 0 0 0 0 887,7 819,2
Учреждение социального обслуживания населения без стационара 14 8 0 1 0 0 817,3 1 774,1
Внешкольное учреждение 11 4 0 0 1 0 487 660,4
Медико-реабилитационное и коррекционноеучреждение 3 6 0 0 0 0 883 1,4
Санитарно-эпидемиологическое учреждение 2 2 0 0 0 0 0 19,5
Всего 764 682 17 38 58 38 78 646,2 72 030,3
Сравнение данных о пожарах, произошедших на социально значимых объектах в России в 2019 и 2020 гг. Comparison ofdata on fires which occurred atsociallysignificantfacilities in Russia in 2019 and 2022
Было зафиксировано, что 838 зданий, используемых для размещения пациентов, не соответствуют современным требованиям с точки зрения их огнестойкости. При этом 100 объектов размещено на значительном расстоянии от мест дислокации пожарно-спасательных подразделений.
Анализ статистических данных о пожарах на общеобразовательных объектах и дошкольных организациях, погибших и травмированных при них людях приводит к выводу, что органам надзорной деятельности МЧС России необходимо сконцентрировать внимание на подготовке преподавательского состава и учащихся в вопросах пожарной безопасности, а также проведении практических тренировок по своевременной эвакуации детей.
Не менее важным аспектом обеспечения пожарной безопасности является внесение органами МЧС России в нормативные правовые акты изменений и дополнений, направленных на минимизацию возможных пожаров на объектах защиты данной категории.
Обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре из зданий общеобразовательных учреждений является весьма актуальной задачей. Анализу данной проблемы и возможным путям ее решения посвящены работы [6-14].
По нашему мнению, будет своевременным внесение соответствующих изменений в ППР, а также
в ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», о чем говорилось ранее в работе [15].
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» органы надзорной деятельности МЧС России осуществили внеплановую проверку готовности образовательных учреждений к началу 2021 учебного года.
В соответствии с п. 9 ППР на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает проведение не реже одного раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на данном объекте, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении [3].
Аналогичные требования пожарной безопасности были прописаны и в ранее действовавших Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (1993, 2003, 2012).
Рисунок 1. Типовой план эвакуации из помещений общеобразовательной школы с указанием необходимого времени эвакуации с этажа и из здания
Figure 1. Standard evacuation plan from school premises with specifying the time required for evacuation from floors and from the building
Таким образом, данное требование действует уже более двадцати семи лет, и руководители объектов защиты относятся к тренировкам по эвакуации людей как к необходимому для исполнения мероприятию.
В п. 5 ППР определено, что здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых одновременно может находиться 50 и более человек, относятся к объектам с массовым пребыванием людей, а на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах [3].
Следует отметить, что в адрес ФГБУ ВНИИПО МЧС России неоднократно поступали обращения от руководителей образовательных организаций с вопросом об установлении временного показателя для проведения практических тренировок по эвакуации учащихся.
Авторы считают актуальным и целесообразным предложение указывать на плане эвакуации значение времени, необходимого для эвакуации людей, в течение которого необходимо покинуть этаж (здание) после сигнала о начале эвакуации.
Указание времени эвакуации людей из зданий и помещений положительно отразится на эффективности практических тренировок, поможет определить, успевают ли люди эвакуироваться в чётко определённое время.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности считается, что безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений» при пожаре обеспечена, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре [16].
В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. № 1084, которым утверждены «Правила проведения расчётов по оценке пожарного риска» [17].
Приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 утверждена «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в редакции приказов МЧС России от 12.12.2011 г. № 749 и от 02.12.2015 г. № 632) [18].
Данной Методикой установлен порядок определения необходимого времени эвакуации людей из объектов защиты. Под необходимым временем эвакуации людей следует понимать время от начала пожара до блокирования эвакуационных путей в результате распространения на них опасных факторов пожара.
Специалисты ВНИИПО МЧС России активно занимаются нормативно-творческой деятельностью в части обеспечения пожарной безопасности. В частности, внесены изменения в СП 1.13130.2020 «Эвакуационные пути и выходы.
Требования пожарной безопасности» о возможности строительства зданий общеобразовательных школ с количеством этажей не более пяти, что является естественной потребностью крупнейших городов и их густонаселенных районов для возможности организации эффективного образовательного процесса. Указанная потребность вызвана не только экономической составляющей вопроса строительства, но и физической невозможностью размещения нескольких образовательных учреждений в условиях плотной городской застройки.
Таким образом, вопрос обеспечения безопасности обучающихся, в том числе пожарной безопасности, является одним из главных, и снижение уровня этой безопасности является недопустимым.
Вместе с тем для повышения качества контрольно-надзорных функций на объектах защиты данной категории при проведении практических тренировок по эвакуации учащихся предлагается внести следующие изменения в «Правила противопожарного режима в Российской Федерации»:
1) в п. 5 после слов, «которые размещаются на видных местах» добавить «с указанием временного показателя необходимого времени эвакуации людей, полученного расчётным путем»;
2) в п. 9 добавить предложение: «Результаты проведённых практических тренировок следует оформлять актами установленной формы»;
3) п. 393, разд. XVIII «Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности» дополнить подпунктом «м» следующего содержания: «время эвакуации на объектах защиты».
В ГОСТ Р 12.2.143-2009 предлагается внести следующее изменение: во втором абзаце п. 6.2.3 после слов «порядок и последовательность эвакуации людей» добавить «необходимое время эвакуации».
Предложенные изменения и дополнения в ППР и ГОСТ Р 12.2.143-2009 позволят руководителям объектов значительно повысить эффективность проведения практических тренировок, а следовательно, и безопасность людей.
Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственном объекте и несёт персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В свою очередь, органам государственного пожарного надзора МЧС России, предлагаемые изменения позволят повысить индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций.
При проведении эксперимента по проверке необходимого времени эвакуации людей из объектов с массовым пребыванием людей (школа, детский сад), также при проведении практических
тренировок целесообразно руководствоваться сложившейся практикой.
Каждый новый учебный год начинается с проведения торжественных линеек, классных часов, уроков безопасности. Сотрудники государственного пожарного надзора МЧС России проводят в образовательных организациях уроки по основам безопасности жизнедеятельности, инструктажи о мерах пожарной безопасности, организуют практические тренировки по эвакуации детей, устраивают мероприятия, на которых демонстрируется пожарно-спасательная техника, средства индивидуальной защиты пожарных и т. д.
Регулярно проводятся и практические тренировки по эвакуации людей, но для достижения
положительных результатов каждый руководитель общеобразовательной организации должен знать, какое время отводится для организации и проведения необходимой эвакуации людей в случае пожара на вверенном ему объекте. При этом нельзя не учитывать, что здания общеобразовательных организаций проектировались в разное время, соответственно объекты имеют разную планировку, этажность, степень огнестойкости. Следовательно, для определения необходимого и расчётного времени эвакуации нужен индивидуальный подход к каждому объекту защиты.
Полагаем, что аналогичную работу по определению необходимого времени эвакуации людей целесообразно провести и на других объектах
Приложение к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации
(наименование органа, проводившего проверку)
(указывается адрес (местонахождение))
Акт
проверки времени эвакуации людей при проведении практической тренировки
(должность, фамилия, инициалы)
(представитель объекта защиты, фамилия, инициалы)
(полное наименование объекта защиты, рассположенного(ых) по адресу)
Вывод по результатам практической тренировки
(соотвествует (не соответствует) времени эвакуации,
указываются временные показатели, а также выявленные недостатки в период тренировки.
Предложения по устранению выявленных недостатков:
Данный акт выдан:
(полное наименование объекта защиты)
(должность, фамилия, инициалы лица, проводившего проверку) (подпись)
М.П.
Акт проверки, получил:
(руководитель объекта защиты, фамилия, инициалы) (подпись)
20 г.
Мною
20 г.
20 г
Рисунок2. Проектакта проверки времениэвакуациилюдей при проведении практическихтренировок
Figure 2. The draft of inspection report on evacuation time of people duringfire drills
с массовым пребыванием людей - учреждениях здравоохранения, социальной защиты, культуры.
Для организации и проведения такой работы на объектах органам МЧС России необходимо взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти (постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре») [19].
По результатам практических тренировок следует составлять акт проверки времени эвакуации людей при проведении практических тренировок (проект акта представлен на рисунке 2). Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр вручается руководителю образовательной организации, в ко-
торой проводилась практическая тренировка по эвакуации детей. Второй экземпляр акта хранится в органах надзорной деятельности МЧС России, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления надзора, контроля на данных объектах защиты.
В связи с вышеизложенным авторы считают целесообразным рекомендовать специалистам по пожарной безопасности провести практическую тренировку по эвакуации людей из объектов с массовым пребыванием людей на примере нескольких объектов защиты (школа, детский сад). По результатам проведённой работы может быть разработана «Методика по организации и проведению практических тренировок по эвакуации людей».
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01 января 2018 г. № 2. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/42744 (дата обращения 12.08.2021).
2. О пожарной безопасности [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 нояб. 1994 г. (в ред. Федер. закона от 22 декабря 2020 г. № 454-ФЗ). Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/7351 (дата обращения 12.08.2021).
3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. постановлением Правительства РФ «О противопожарном режиме» от 16 сентября 2020 г. № 1479. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74580206/ (дата обращения 12.08.2021).
4. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2019 году: Государственный доклад. М.: МЧС России, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2020, 239 с.
5. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году: Государственный доклад. М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021, 264 с.
6. Белозёрова Ю. С., Подколзина Е. А. Современные средства спасения детей при пожарах с высотных уровней школьных зданий // Актуальные проблемы экологии и охраны труда: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Курск: ЮЗГУ, 2020. С. 171-175.
7. Загарских С. А, МоисейченкоВ.А, КалининЕ. С., КирикЕ. С. Влияние доступности эвакуационных выходов на время эвакуации при пожаре из здания школы // Молодые учёные в решении актуальных проблем безопасности: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Железногорск: Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. С. 16-19.
8. Тычинина С. А. Моделирование управления эвакуацией при пожаре из здания средней образовательной школы // Моделирование неравновесных систем - 2020: материалы XXIII Всероссийского семинара. Красноярск, 2020. С. 100-102.
9. Загарских С. А., Моисейченко В. А., Калинин Е. С. Анализ эвакуации из здания школы блочной планировки // Открытая конференция молодых учёных ИВМ СО РАН по математическому моделированию и информационным технологиям. 2019. С. 16-17.
10. Еремина Т. Ю, Юг А. Некоторые аспекты основ подготовки методических рекомендаций по организации учебной эвакуации детей различного возраста // Пожаровзрывобезопасность. 2018. Т. 27. № 4. С. 6-12. D0I:10.18322/PVB.2018.27.04.6-12
11. Кобец С. П. Затруднения при эвакуации детей из зданий ДОУ // Сборник студенческих научных работ. М.: Российский
государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2018. С. 440-441.
12. Нижник В. В., Тесленко А. Н., Цимбалистый С. З., Кравченко Н. В. Расчёт времени эвакуации детей при пожаре из школьных и дошкольных учреждений // Чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции, посвящённой 60-летию создания первого в Республике Беларусь научного подразделения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров. В 2-х ч. 2016. С. 431-442.
13. Холщевников В. В., Парфёненко А. П. Об определении времени эвакуации детей при пожарах в зданиях дошкольных образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2014. Вып. 5 (57). С. 11. Режим доступа: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2014-5/2014-5.htmI (дата обращения 12.08.2021).
14. Парфёненко А. П. Проблемы эвакуации детей и подростков при пожарах [Электронный ресурс] // Технологии технос-ферной безопасности. 2010. Вып. 5 (33). С. 48-52. Режим доступа: https://www.eIibrary.ru/item.asp?id=16322624 (дата обращения 12.08.2021).
15. Гойкалов Г. Г., Дронченко В. А. Правовые аспекты обеспечения своевременной эвакуации людей при пожарах // Пожарная безопасность. 2018. № 1. С. 90-99.
16. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ
11 июля 2008 г. (в ред. Федер. закона от 27 декабря 2018 г. № 539-ФЗ). Режим доступа: http://www.kremIin.ru/acts/ bank/27899 (дата обращения 12.08.2021).
17. Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 22 июля 2020 г. № 1084. Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/ dokumenty/683 (дата обращения 12.08.2021).
18. Методика определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности [Электронный ресурс]: приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 (в ред. приказов МЧС России от 12.12.2011 г. № 749 и от 02.12.2015 г. № 632). Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/668 (дата обращения 12.08.2021).
19. О федеральном государственном пожарном надзоре [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от
12 апреля 2012 г. № 290 (в ред. постановления Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1662). Режим доступа: https://www.mchs. gov.ru/dokumenty/605 (дата обращения 12.08.2021).
Материал поступил в редакцию 10 июня 2021 года.
Gennady GOIKALOV
All-Russian Research Institute of Fire Defense,
Balashikha, Russia
E-mail\ goikalov.g@yandex.ru
Aleksander ABASHKIN
All-Russian Research Institute of Fire Defense, Balashikha, Russia
Stepan USOLKIN
All-Russian Research Institute of Fire Defense, Balashikha, Russia
TIMELY EVACUATION OF PEOPLE FROM GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CASEOF FIRE
ABSTRACT
Purpose. The authors of the article deal with a very topical issue - providing safe evacuation of people from general educational institutions in case of fire. The authors propose their solutions how to provide the conditions for safe evacuation of people from schools and preschools when a fire breaks out, including changes and amendments to codes and regulations in the field of fire safety.
Methods. The requirements laid down in fire codes and regulations have been analyzed in the article, the statistical data on fires in socially significant facilities for the period 2019-2020 are presented.
Findings. The analysis of the statistical data about fires in schools and preschools, about fatalities and injured people in these fires leads to the conclusion that supervision bodies of EMERCOM of Russia must focus their attention on training teaching staff and schoolchildren in matters regarding fire safety, as well as conducting fire drills on the timely evacuation of children.
The authors emphasize the necessity to determine time factor for conducting hands-on training on evacuation of schoolchildren and suggest indicating in the evacuation plan time value needed to evacuate people, during which it is required to leave the floor (building) after the fire alarm signal to start evacuation.
Besides these proposals, the authors suggest some changes and amendments to fire safety codes and regulations aimed at minimizing possible fires at facilities of this category to be protected.
Research application field. The authors consider it appropriate to recommend to fire safety specialists to conduct fire drills on evacuating people from premises accommodating large numbers of people on the example of several facilities to be protected (a school, a preschool) taking into account the required time for evacuation. In accordance with the findings of the research it is possible to work out "Methodology on organizing and conducting fire evacuation drills".
Conclusions. Specifying the time required for evacuation of people from buildings and premises will have a positive impact on the effectiveness of fire drills, will help determine whether people are able to evacuate at a well-defined time. It is reasonable to conduct similar research for other types of premises accommodating large numbers of people - healthcare institutions, social protection institutions and cultural institutions.
Key words: fire, school, dangerous fire factors, the required time for evacuation, safety, fire codes.
REFERENCES
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 2 of January 01, 2018 "On the approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the field of fire safety for the period up to 2030". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42744 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
2. Federal law of the Russian Federation No. 69-FZ of December 21, 1994 "On fire safety". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/7351 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
3. Rules of the fire-fighting regime in the Russian Federation. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation "On the fire-fighting regime" No. 1479 of September 16, 2020. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74580206/ (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
4. O sostoianiizashchitynaseleniiai territoriiRossiiskoiFederatsii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2019 godu: Gosudarstvennyi doklad [On the state of protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2019: State report]. Moscow: EMERCOM of Russia, All-Russian research institute for civil defense and emergency situations of EMERCOM of Russia Publ., 2020, 239 p.
5. O sostoianii zashchity naseleniia i territorii Rossiiskoi Federatsii ot chrezvychainykh situatsii prirodnogo i tekhnogennogo kharaktera v 2020 godu: Gosudarstvennyi doklad [On the state of
protection of the population and territories of the Russian Federation from natural and man-made emergencies in 2020: State report]. Moscow: EMERCOM of Russia, All-Russian research institute for civil defense and emergency situations of EMERCOM of Russia Publ., 2021, 264 p.
6. Belozerova Yu.S., Podkolzina E.A. Sovremennye sredstva spaseniia detei pri pozharakh s vysotnykh urovnei shkolnykh zdanii. Aktualnye problemy ekologii i okhrany truda: sbornik statei XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern means of saving children in case of fires from high-rise levels of school buildings. Actual problems of ecology and labor protection: collection of articles of the XII International Scientific and Practical Conference]. Kursk: South State University Publ., 2020. Pp. 171-175 (in Russ.).
7. Zagarskikh S.A., Moiseichenko V.A., Kalinin E.S., Kirik E.S. Vliianie dostupnosti evakuatsionnykh vykhodov na vremia evakuatsii pri pozhare iz zdaniia shkoly. Molodye uchenye v reshenii aktualnykh problem bezopasnosti: materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The influence of the availability of evacuation exits on the evacuation time during a fire from a school building. Young scientists in solving urgent safety problems: materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference]. Zheleznogorsk: Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2018. Pp. 16-19 (in Russ.).
8. Tychinina S.A. Modelirovanie upravleniia evakuatsiei pri pozhare iz zdaniia srednei obrazovatelnoi shkoly. Modelirovanie
104
© Goikalov G., Abashkin A., Usolkin S., 2021
neravnovesnykh sistem - 2020: materialy XXIII Vserossiiskogo seminara [Modeling of evacuation management in case of a fire from a secondary school building. Modeling of non-equilibrium systems-2020: materials of the XXIII All-Russian Seminar]. Krasnoyarsk, 2020. Pp. 100-102 (in Russ.).
9. Zagarskikh S.A., Moiseichenko V.A., Kalinin E.S. Analiz evakuatsii iz zdaniia shkoly blochnoi planirovki. Otkrytaia konferentsiia molodykh uchenykh IVM SO RANpo matematicheskomu modelirovaniiu i informatsionnym tekhnologiiam [Analysis of evacuation from the school building of block planning. Open conference of young scientists of the IVM SB RAS on mathematical modeling and information technologies]. Krasnoyarsk, 2019. Pp. 16-17 (in Russ.).
10. Eremina T.Yu., Yug A. Some aspects of evaluation guidelines on evacuation training for variously-aged children. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety). 2018, vol. 27, no. 4, pp. 6-12 (in Russ.). D0I:10.18322/PVB. 2018. 27. 04. 6-12
11. Kobets S.P. Zatrudneniia pri evakuatsii detei iz zdanii DOU. Sbornik studencheskikh nauchnykh rabot [Difficulties in the evacuation of children from the buildings of the preschool educational institution. Collection of student scientific papers]. Moscow, Russian State Agrarian University, Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev Publ., 2018. Pp. 440-441 (in Russ.).
12. Nizhnik V.V., Teslenko A.N., Tsimbalisty S.Z., Kravchenko N.V. Raschet vremeni evakuatsii detei pri pozhare iz shkolnykh i doshkolnykh uchrezhdenii. Chrezvychainye situatsii: preduprezhdenie i likvidatsiia: sbornik nauchnykh trudov VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Calculation of the time of evacuation of children in case of fire from school and preschool institutions. Emergency situations: prevention and liquidation: collection of scientific papers of the VII International scientific and practical conference]. Minsk, 2016. In 2 parts, part 1, pp. 431-442 (in Russ.).
13. Holchevnikov V.V., Parfenenko A.P. About determining of evacuation time of childrens during fire in buildings pre-school educational institutions. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2014, iss. 5 (57), pp. 126-132. Available at: http://academygps.ucoz.ru/ttb/2014-5/2014-5.html (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
14. Parfenenko A.P. Problems of evacuation of children and teenagers under fire. Tehnologii tehnosfernoj bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2010, iss. 5 (33), pp. 48-52. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16322624 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
15. Goykalov G.G., Dronchenko V.A. Legal aspects of timely evacuation of people at fires. Pozharnaia bezopasnost (Fire safety). 2018, no. 1, pp. 90-99 (in Russ.).
16. Federal law of the Russian Federation No. 123-FZ of July 22, 2008. "Technical Regulations on fire safety requirements". Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/27899 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
17. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1084 of July 22, 2020 "Rules for conducting calculations for assessing fire risk". Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/683 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
18. Order of the EMERCOM of Russia No. 382 of June 30, 2009 "Methodology for determining the calculated values of fire risk in buildings, structures and structures of various classes of functional fire hazard". Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/668 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).
19. Decree of the Government of the Russian Federation No. 290 of April 12, 2012 "On the Federal State Fire supervision". Available at: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/605 (accessed August 12, 2021) (in Russ.).