Научная статья на тему 'К вопросу об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений'

К вопросу об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1125
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗДАНИЯ С БОЛЬШИМИ ОБЪЕМАМИ / СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ / ПУТИ ЭВАКУАЦИИ / ДЫМОУДАЛЕНИЕ / РАСЧЕТ ПОЖАРНОГО РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ловкис Е. С., Плаксицкий А. Б., Мещеряков А. В.

В работе представлен анализ противопожарной защиты образовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений»

Для решения этих задач ОКСИОН имеет в своем арсенале инновационные и современные средства оповещения и информирования населения. По данным ФАУ «ИЦ ОКСИОН» в 2018 году ОКСИОН насчитывает 668 терминальных комплексов. Из них: 552 - пункта информирования и оповещения населения в общественных зданиях (ПИОН), 116 — пунктов уличного информирования и оповещения населения (ПУОН), 44 -информационных центра (ИЦ), 41 - мобильный комплекс информирования и оповещения населения (МКИОН).

На терминальном комплексе ОКСИОН транслируется видеоинформация, которая сопровождается титрами. Большая часть видеороликов направлена на подготовку и предупреждение населения в области безопасности жизнедеятельности. Кроме того, в базе данных ОКСИОН содержаться материалы, освящающие социальные темы. Видеоконтент представлен доходчиво и наглядно, что способствует его легкому восприятию различными социальными группами населения [3].

Система ОКСИОН, как передовое средство повышения культуры безопасности населения способна помочь каждому человеку иметь чёткое представление о рисках, угрозах и других особенностях своего региона, иметь достаточно знаний, чтобы не стать причиной опасного происшествия, а оказавшись в чрезвычайной ситуации, обладать практическими навыками оказания самопомощи и первой помощи пострадавшим. А внедрение мобильного сегмента в структуру ОКСИОН позволит существенно расширить возможности и эффективность системы по информированию и оповещению населения во всех режимах функционирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

2. 2018 год объявлен в МЧС России Годом культуры безопасности // Официальный сайт МЧС России. URL: http://www.mchs.gov.ru (дата обращения: 13.09.2018).

3. Терминальные комплексы // Официальный сайт ФАУ «ИЦ ОКСИОН» URL: http://www.ic-oksion.rn/Teminalnye-kompleksy (дата обращения: 11.09.2018).

УДК 614.84

Е.С. Ловкие1, А. Б. Плаксицкий2, А. В. Мещеряков2 !ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области

2Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В работе представлен анализ противопожарной защиты образовательных учреждений

Ключевые слова: пожарная безопасность, здания с большими объемами, системы противопожарной защиты, пути эвакуации, дымоудаление, расчет пожарного риска.

E.S. Lovkis, А. В. Plaksitsky, А. V. Meshcheryakov

ТО THE QUESTION OF ENSURING THE FIRE SAFETY OF THE INSTITUTIONAL INSTITUTIONS

The paper presents an analysis of the fire protection of educational institutions.

Keywords: fire safety, buildings with large volumes, fire protection systems, escape routes, smoke removal, calculation of fire risk.

Пожарной безопасности образовательных учреждений в последнее время повсеместно уделяется большое внимание. Это связано с тем, что проблема пожаров, прежде всего, обусловлена высоким травматизмом и гибелью несовершеннолетних детей в огне, их неготовностью к адекватным действиям в опасных ситуациях, при пожаре. Это подчеркивает недостаточную эффективность проводимой взрослыми разъяснительной работы с детьми.

По статистике в России ежегодно около 2% пожаров возникают в образовательных учреждениях, в которых погибает более 700 детей. Каждые 5 секунд в мире регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожара погибает около 85 тыс. человек. В России каждый год регистрируется около 300 тыс. пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тыс. россиян.

Неблагоприятными факторами пожарной опасности является несоблюдение (незнание) элементарных правил пожарной безопасности и бесконтрольность со стороны должностных лиц, пассивность и безответственность окружающих, недостатки инструктирования. Неправильные и неуверенные действия лиц, обнаруживших признаки загорания, становятся условием его перерастания в настоящее бедствие. И наоборот, решительные и грамотные действия, при соблюдении мер личной безопасности, часто приводят к победе над огнем.

Применение средств аварийной эвакуации при пожарах на объектах зачастую могут создаваться скопление людей в процессе штатной эвакуации, приводящие к задержке времени и возникновению опасных факторов пожара. Именно на пожары в местах массового пребывания людей приходится наибольший социальный ущерб.

Вопросы обеспечения пожарной безопасности общества, всех его подсистем является сегодня из наиболее важных а актуальных, а в последние десятилетия все активнее приобретает статус глобальной проблемы. Несмотря на предпринимаемые меры в рамках мирового сообщества два условия по совершенствованию мер и средств пожарной защиты, наращиванию эффективности пожарной техники и автоматики, ежегодно на земном шаре возникают свыше пяти миллионов зарегистрированных пожаров , то есть почти каждые пять секунд происходит в среднем один - два пожара, гибнет около 60 тыс. чел. Прямой ущерб от пожаров составляет 0,25 - 0,3% валового продукта мировой экономики [2].

Анализ причин происшедших пожаров и других обстоятельств, обуславливающих их возникновение и наступление тяжелых последствий, наглядно указывают на достаточно широкий круг проблем, стоящих перед различными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления по обеспечению ПБ образовательных учреждений.

В Российской Федерации функционирует широкая сеть образовательных учреждений различного уровня, в которых сегодня обучается и воспитывается около 30 млн. человек и очень важно соблюдение пожарной безопасности на высоком уровне именно здесь. Как правило, в школах одновременно находится большое количество детей, которые не всегда способны правильно среагировать в критической ситуации. Потому пожарная безопасность в школе должна соблюдаться на должном уровне. Ведь пострадать одновременно может большое количество детей. Проводимые мероприятия по обучению учащихся элементарным требованиям пожарной безопасности привели к снижению в целом по стране количества пожаров, происходящих по причине детской шалости с огнем.

В целях повышения пожарной безопасности в учреждении следует планировать организацию работ по обследованию технического состояния зданий и инженерных систем,

определять на конкурсной основе организации по поставке спецоборудования, создание Центра обучения пожарной безопасности, корректировка, доработка эвакуационных схем и многое другое.

Особое внимание уделено вопросам организации профилактических мероприятий. К основным из них относятся: - обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, лиц, ответственных за пожарную безопасность, один раз в три года; - обучение сотрудников и обслуживающего персонала путем проведения противопожарных инструктажей; - проведение занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися старших классов не реже одного раза в учебную четверть; - проведение предупредительных бесед с учащимися младших классов и детьми старшего дошкольного возраста; - установление распорядительными документами порядка действий при возникновении пожара; - назначение дежурного администратора, ответственного за оповещение в случае возникновения пожара; - проведение практических занятий по эвакуации учащихся и персонала не реже одного раза в квартал; - разработка предварительных документов, касающихся действий пожарных подразделений (план тушения пожара и карточка тушения пожара); - использование технических средств оповещения о пожаре; - обеспечение образовательного учреждения первичными средствами пожаротушения.

Характерными недостатками в обеспечении пожарной безопасности учреждения являются перебои в работе системы автоматической сигнализации, оповещения людей при пожаре, неукомплектованность и неисправное состояние пожарных кранов нарушения требований эксплуатации электроустановок, использование устаревших электросетей.

Вместе с тем, в вопросе оснащения образовательных учреждений противопожарным оборудованием есть вопросы, которые требуют безотлагательных мер. Так, несмотря на то, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре имеют огромное значение при обнаружении пожара и при эвакуации людей в случае возникновения пожара. Для общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений высшего образования и дополнительного профессионального образования, учреждений дополнительного образования детей предлагается трансляция во все помещения специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других усложняющих эвакуацию поведенческих реакций.

Следует также обратить внимание на требование, определяющее создание зон безопасности здания (этажа) в образовательных учреждениях детей с ограниченными возможностями.

В случае обнаружения пожара каждый работник гимназии обязан немедленно сообщить об этом по телефону 01 или по соответствующему номеру местной связи в пожарную охрану, при необходимости сообщить о пожаре в другие аварийные службы, в случае угрозы жизни людей, немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства, отключить, в случае необходимости, электроэнергию и осуществить другие меры, способствующие предупреждению развития пожара и задымления помещения, организовать встречу прибывших пожарных подразделений, оказать им помощь в выборе наикратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и в установке на водоисточник, одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию людей и защиту материальных ценностей;

По прибытии на пожар пожарных подразделений должен быть обеспечен беспрепятственный доступ их на территорию гимназии, за исключением случаев, когда соответствующими государственными нормативными актами установлен особый порядок допуска.

Таким образом, выполнение таких простейших процедур, позволит обеспечить

пожарную безопасность образовательных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонов B.C., Моторин A.B., Уткин H.H. и др. Элементы превентивного управления рисками при эксплуатации системных объектов: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России; Санкт- Петербургский государственный политехнический университет, 2003. - 132с.

2. Брушлинский H.H., Кафидов В.В., Козлачков В.И. и др. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства. -М.: Стройиздат, 1998. -413 с.

УДК. 614.841.48

И.В. Ломов, А.Н.Крюков, С.Ю. Анисимов

Воронежский институт - ФГБОУ ВО филиал Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

АНАЛИЗ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ

В статье рассматривается вопрос по оценке риска автозаправочных станций, с применением дерева причин возникающих аварий

Ключевые слова: автозаправочная станция, возникновение пожаров и взрывов, оценка риска, дерево причин

I. V. Lomov, A.N. Krukov ,S. Yu. Anisimov

ANALYSIS AND QUANTITATIVE RISK ASSESSMENT OF A PETROL STATION

The article deals with the issue of risk assessment of petrol stations, with the use of the tree of causes of accidents

Key words: gas station, occurrence of fires and explosions, risk assessment, tree of causes

Автозаправочная станция (АЗС) - комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

Возможные аварии на АЗС представляют серьезную опасность для населения и окружающих объектов. Кроме того, возможно воздействие на АЗС и со стороны окружающих объектов, способное привести к возникновению аварии с пожарами и взрывами. Поэтому степень пожарной опасности на АЗС обусловлена как конструктивными и объемно-планировочными решениями, так и особенностями их размещения по отношению к окружающим объектам.

Особую актуальность на данный момент приобретает применение методики количественной оценки пожарного риска, которая позволяет устанавливать соответствие реально существующего уровня риска законодательно установленному предельному значению. Результаты оценки пожарной опасности характеризуются величинами пожарного риска (индивидуального и социального). Риск определяется как вероятность наступления тех или иных опасных последствий пожара (гибель людей, материальный ущерб, экономические потери) в единицу времени - как правило, за год. При определении риска наряду с термином «вероятность» зачастую употребляется понятие «частота

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.