Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пожарная безопасность / образовательные учреждения / факторы риска / противопожарные системы / планировка зданий / строительные материалы / организационные меры / человеческий фактор / статистика пожаров / эвакуация / fire safety / educational institutions / risk factors / fire protection / building layout / building materials / organizational measures / human factor / fire statistics / evacuation

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Марденский П.Н.

Пожарная безопасность образовательных учреждений критически важна для обеспечения безопасности обучающихся и персонала. В условиях растущей плотности застройки, сложных архитектурных решений и новых строительных материалов, эта проблема становится все более актуальной. Анализ статистики пожаров выявил, что основными причинами возгораний являются нарушение правил эксплуатации электрооборудования, неосторожное обращение с огнем и поджоги. Основные факторы, влияющие на пожарную безопасность, включают конструктивные и архитектурные особенности зданий, технические системы и оборудование, организационные меры и человеческий фактор. В статье анализируются факторы, влияющие на пожарную безопасность образовательных учреждений, и предлагаются рекомендации по её улучшению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING FIRE SAFETY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Fire safety of educational institutions is critically important to ensure the safety of students and staff. In conditions of increasing building density, complex architectural solutions and new building materials, this problem is becoming more and more urgent. The analysis of fire statistics revealed that the main causes of fires are violations of the rules of operation of electrical equipment, careless handling of fire and arson. The main factors affecting fire safety include structural and architectural features of buildings, technical systems and equipment, organizational measures and the human factor. The article analyzes the factors affecting the fire safety of educational institutions and offers recommendations for its improvement.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 614.84

Марденский П.Н.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России им. героя РФ генерала армии Е.Н. Зиничева (г. Санкт-Петербург, Россия)

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОЖАРНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: пожарная безопасность образовательных учреждений критически важна для обеспечения безопасности обучающихся и персонала. В условиях растущей плотности застройки, сложных архитектурных решений и новых строительных материалов, эта проблема становится все более актуальной. Анализ статистики пожаров выявил, что основными причинами возгораний являются нарушение правил эксплуатации электрооборудования, неосторожное обращение с огнем и поджоги. Основные факторы, влияющие на пожарную безопасность, включают конструктивные и архитектурные особенности зданий, технические системы и оборудование, организационные меры и человеческий фактор.

В статье анализируются факторы, влияющие на пожарную безопасность образовательных учреждений, и предлагаются рекомендации по её улучшению.

Ключевые слова: пожарная безопасность, образовательные учреждения, факторы риска, противопожарные системы, планировка зданий, строительные материалы, организационные меры, человеческий фактор, статистика пожаров, эвакуация.

Пожарная безопасность образовательных учреждений является одной из ключевых задач для обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и персонала. В современных условиях эта проблема приобретает особую значимость ввиду увеличивающейся плотности застройки, сложности архитектурных решений и использования новых строительных материалов. Настоящая статья направлена на анализ факторов, влияющих на пожарную

безопасность образовательных учреждений, и разработку рекомендаций по её повышению.

Анализ статистики пожаров в образовательных учреждениях позволяет выделить наиболее частые причины возгораний и определить слабые места в системе пожарной безопасности.

Несмотря на эпоху развития технологий и внедрение их в систему противопожарной защиты зданий, количество пожаров не снижается, а временами даже увеличивается. Так статистика пожаров в зданиях образовательных учреждений назначения представлена в таблице 1.

Таблица 1. Распределение основных показателей обстановки с пожарами в зданиях образовательных учреждений, 2018-2022 гг. [2].

Показатели/года 2018 2019 2020 2021 2022

Количество пожаров, ед. 276 340 294 345 325

Прямой материальный ущерб, тыс. руб. 64391 39233 29076 108181 93002

Погибло, чел. 0 1 1 0 12

Анализ данных свидетельствует о том, что в 2021 году зафиксировано наибольшее количество пожаров (345) за исследуемый период времени.

В результате анализа данных информационных служб МЧС России, основные причины возникновения пожаров в данных организациях представлены на рисунке 1.

и Аварийный режим

работы электрических

сетей и оборудования

и Неосторожное обращение с огнем

и Поджог

и Иные причины

Рисунок 1. Распределение пожаров по основным причинам их возникновения в зданиях образовательных учреждений [3].

Согласно данным МЧС России, основные причины пожаров в школах и университетах включают:

• Нарушение правил эксплуатации электрооборудования.

• Неосторожное обращение с огнем.

• Поджоги.

Пожарная безопасность образовательных учреждений зависит от множества факторов, которые можно разделить на несколько основных категорий:

1) Конструктивные и архитектурные особенности зданий.

2) Технические системы и оборудование.

3) Организационные меры.

4) Человеческий фактор.

Рассмотрим каждый из них подробно.

1) Планировка зданий играет ключевую роль в обеспечении пожарной безопасности. Комплексная планировка, включающая коридоры, лестничные клетки и эвакуационные выходы, должна учитывать все требования пожарной безопасности. Наличие тупиковых коридоров и недостаточное количество

эвакуационных выходов могут существенно усложнить эвакуацию в случае пожара, создавая дополнительные угрозы для жизни и здоровья людей.

Не менее важным фактором является использование строительных материалов. Применение негорючих и трудногорючих материалов для отделки и конструкций зданий значительно снижает риск распространения огня. Особое внимание следует уделять материалам, используемым для облицовки стен и потолков, а также мебели и декораций. Эти материалы должны соответствовать современным требованиям пожарной безопасности, чтобы минимизировать риск возгорания и замедлить распространение огня.

2) Системы противопожарной защиты представляют собой неотъемлемую часть обеспечения безопасности. Наличие автоматических систем пожаротушения, дымоудаления и оповещения о пожаре значительно повышает уровень безопасности в образовательных учреждениях. Эти системы должны регулярно проверяться и обслуживаться для обеспечения их надежной работы. Регулярные проверки гарантируют, что все системы находятся в исправном состоянии и готовы к использованию в любой момент.

Электропроводка и электрооборудование также играют важную роль в предотвращении пожаров. Неправильная эксплуатация электроприборов, перегрузка электросетей и использование несертифицированного оборудования могут стать причиной возникновения пожара. Регулярные проверки и своевременное обновление электросетей снижают этот риск, обеспечивая безопасную эксплуатацию электрооборудования.

3) Организационные меры включают обучение и инструктаж персонала и учащихся. Регулярные тренировки по эвакуации, обучающие семинары и инструктажи способствуют повышению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Обучение должно быть направлено на то, чтобы все участники образовательного процесса знали, как действовать при пожаре, куда эвакуироваться и как помогать другим.

Разработка и внедрение планов эвакуации являются важной частью организационных мер. Наличие четко разработанных планов эвакуации,

размещенных на видных местах, обеспечивает быстрое и безопасное покидание здания в случае пожара. Эти планы должны быть доступны для всех и регулярно обновляться с учетом изменений в планировке зданий и других факторов.

4) Поведение людей в чрезвычайных ситуациях может существенно влиять на исход событий. Паника и неорганизованность могут значительно увеличить число пострадавших. Обучение навыкам самообладания и четких действий при эвакуации является важной частью подготовки персонала и учащихся.

Курение и использование открытого огня внутри помещений образовательных учреждений должны строго контролироваться и запрещаться. Нарушение этих запретов может привести к возгоранию и созданию угрозы для жизни и здоровья людей. Строгое соблюдение правил и регулярные проверки помогают минимизировать этот риск.

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности в образовательных учреждениях требует комплексного подхода, учитывающего конструктивные и архитектурные особенности зданий, технические системы и оборудование, организационные меры и человеческий фактор. Только при соблюдении всех этих условий можно гарантировать высокую степень защиты от пожаров и безопасность для всех участников образовательного процесса.

Рекомендации по повышению уровня пожарной безопасности:

1. Улучшение планировочных решений. При проектировании новых зданий и реконструкции существующих необходимо учитывать требования пожарной безопасности, обеспечивая достаточное количество эвакуационных выходов и удобные пути эвакуации.

2. Использование современных материалов и технологий. Применение негорючих материалов, а также установка современных систем противопожарной защиты существенно снижают риск возникновения и распространения пожара.

3. Регулярное обучение и тренировки. Проведение регулярных тренировок по эвакуации и обучающих мероприятий повышает уровень готовности персонала и учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях.

4. Жесткий контроль за соблюдением правил пожарной безопасности. Регулярные проверки состояния электросетей и противопожарных систем, а также соблюдение запретов на курение и использование открытого огня внутри помещений, являются необходимыми мерами для предотвращения пожаров.

Пожарная безопасность образовательных учреждений зависит от множества факторов, включая конструктивные особенности зданий, технические системы, организационные меры и поведение людей. Комплексный подход к обеспечению пожарной безопасности, включающий улучшение планировочных решений, использование современных технологий, регулярное обучение и строгий контроль, позволит значительно снизить риск возникновения пожаров и повысить безопасность учащихся и персонала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ;

2. Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России/ Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории российской федерации за 12 месяцев 2022 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: analiz-dnpr-2022.pdf (дата обращения 02.07.2024);

3. Пожары и пожарная безопасность в 2022 году: информ.- аналитич. сб. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2023 80 с. /[Электронный ресурс]. Режим доступа: sbornik-2022-pogary.pdf (дата обращения 02.07.2024).

Mardensky P.N.

St. Petersburg University of EMERCOM of Russia named after E.N. Zinichev (St. Petersburg, Russia)

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING FIRE SAFETY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract: fire safety of educational institutions is critically important to ensure the safety of students and staff. In conditions of increasing building density, complex architectural solutions and new building materials, this problem is becoming more and more urgent. The analysis of fire statistics revealed that the main causes of fires are violations of the rules of operation of electrical equipment, careless handling of fire and arson. The main factors affecting fire safety include structural and architectural features of buildings, technical systems and equipment, organizational measures and the human factor. The article analyzes the factors affecting the fire safety of educational institutions and offers recommendations for its improvement.

Keywords: fire safety, educational institutions, risk factors, fire protection, building layout, building materials, organizational measures, human factor, fire statistics, evacuation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.