Анализ и оценка пожарной опасности в общеобразовательных учреждениях
Кривохижина Оксана Ивановна
магистрант, Уфимский университет agadullina.oksana@mail.ru
науки и технологий,
Аксенов Сергей Геннадьевич
доктор экономических наук, профессор, Уфимский университет науки и технологий
Синагатуллин Фанус Канзелханович
преподаватель, Уфимский университет науки и технологий
В настоящее время происходит ежегодное увеличение пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, таких как торговые комплексы, школы, детские сады и прочие объекты, в связи с чем появилась необходимость в особом внимании данных объектов. В статье представлен теоретический анализ пожарной опасности в общеобразовательных учреждениях. Обобщены основные показатели обстановки с пожарами в Российской Федерации за период 2017-2021 гг. в зданиях общеобразовательных учреждений. Статистика данных показывает, что количество возникающих пожаров остается на высоком уровне (на 2021 год произошло 345 пожаров, что в 1,6 раз больше по сравнению с 2017 годом). Основными причинами пожаров являлись поджоги, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, а также неосторожное обращение с огнем. На основании открытых данных и статистики пожаров, происходящими в общеобразовательных организациях, выявлено, что основной задачей обеспечения пожарной безопасности является минимизация риска возникновения пожара. В статье рассмотрены проблемы, которые являются причиной пожаров в данных учреждениях, вопросы пожарной безопасности, а также профилактические мероприятия по снижению пожарного риска. Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, пожар, пожарная безопасность, статистика, общеобразовательное учреждение, учебная деятельность.
(О
сч о сч
ю
Пожаром принято называть возникшее непроизвольно неконтролируемое горение, которое влечет за собой материальный ущерб, причиняет вред здоровью или жизни граждан. В настоящее время общеобразовательные учреждения модернизируются, создаются современные компьютерные классы, лаборатории химии, физики и биологии, а также появляются для учебного процесса дорогостоящее оборудование, вместе с этим происходит увеличение материального ущерба в случае пожара в общеобразовательном учреждении. Под пожарной безопасностью подразумевают состояние объекта, при котором исключена возможность возникновения пожара, но если пожар возникнет, то принимаются необходимые меры по устранению негативного воздействия пожароопасных факторов на людей, сооружения и имущество.
На сегодняшний день особое внимание уделяется вопросу пожарной безопасности в местах массового скопления людей, таких как торговые комплексы, школы, детские сады и т. д. В связи с тем, что в России на данных объектах происходит ежегодное увеличение пожаров, при которых происходит колоссальные материальные и социальные ущербы.
Ежегодно происходят тысячи пожаров, которые не обошли стороной и учебные учреждения, по статистике в них возникает около 2 % пожаров от общего количества пожаров. В настоящее время функционирует значительное количество общеобразовательных учреждений, в которых присутствует большое количество людей, в связи с чем особое внимание уделяется обеспечению пожарной безопасности на данных объектах. Согласно статистическим данным в 300 тыс. пожаров, которые происходят ежегодно, гибнет около 20 тыс. человек, и вследствие действия пожара примерно 20 тыс. человек оказываются травмированными [1]
Возникнуть пожары в общеобразовательных учреждениях могут по разным причинам. Например, аварийный режим работы электрических сетей и оборудования. Данный режим выходит за пределы требований технических регламентов, который ведет к недопустимой угрозе жизни людей. Решить такую проблему можно только путем замены аварийных электроустановок и неисправного оборудования. На ранних стадиях пожара пламя потушить очень легко. В данном случае необходимо, чтобы были в исправном состоянии огнетушители. Но, как правило, пожар замечается уже по появившемуся дыму или пламени. После этого с ним становится трудно справиться [2].
Цель данной статьи заключается в том, чтобы более детально изучить причины пожаров, рассмотреть проблемы пожарной безопасности и особенности организации противопожарной работы в общеобразовательных учреждениях.
В данной работе предлагается несколько решений, которые позволяют избежать в общеобразовательных учреждениях пожары или свести их к минимуму.
Актуальность исследуемой темы заключается в особом удалении внимания безопасности и защиты образовательных учреждений. Так как в таких учреждениях одновременно находится большое количество детей, которые не всегда способны правильно отреагировать в критической ситуации.
Обучающимся и работникам учебных учреждений при их трудовой и образовательной деятельности, государство должно обеспечивать безопасность, путем повышения пожарной и технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы [3].
Динамика распределения пожаров и прямого материального ущерба при пожаре на объектах учебно-воспитательного назначения представлена на рисунке 1 [1, 4, 5].
Рисунок 1 - Динамика пожаров на объектах учебно-воспитательного назначения за период 2017-2021 гг.
События последних лет показывают (рисунок 1), что в учебных заведениях пожар представляет собой максимально возможную угрозу. Согласно статистическим данным, количество пожаров остается на высоком уровне.
В список основных причин пожаров входят поджоги, нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, а также неосторожное обращение с огнем (в том числе игры с огнем) [4].
Анализ причин возникновения пожаров наглядно показывает достаточно широкий спектр проблем в обеспечении безопасности общеобразовательных учреждений, с которыми сталкиваются различные ведомства и министерства, а также государственные органы и органы местного самоуправления.
Нарушения правил пожарной безопасности в помещениях возникают по вине человека. Наиболее характерными нарушениями являются:
- труднодоступность, а также загроможденность путей эвакуации и выходов;
- плохая подготовка персонала и учащихся в случае эвакуации;
- отсутствие основных средств пожаротушения и их неисправность;
- затрудненность быстрого открытия эвакуационных выходов;
- отсутствие огнезащиты деревянных конструкций;
- несоблюдение правил по эксплуатации электрооборудований [6].
Также типичными недостатками в обеспечении пожарной безопасности объекта являются перебои в работе автоматической системы пожарной сигнализации, оповещения людей в случае возникновения пожара, нехватка персонала и неработающие гидранты [1].
На сегодняшний день, важным инструментом повышения уровня безопасности образовательных учреждений является объективная и ответственная работа приемных комиссий органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Во избежание нарушений правил пожарной безопасности проводятся проверки на соответствие требованиям пожарной безопасности. Данные проверки проводят сотрудники Федерального государственного пожарного надзора МЧС России. Еще до начала учебного года на территории образовательного учреждения проводятся профилактические противопожарные мероприятия, и принимается решение признать его опасным или безопасным местом. Такие проверки проводятся для того, чтобы выявить и в дальнейшем устранить нарушения требований пожарной безопасности [7].
Наибольшую ответственность за соблюдение, а также выполнение правил пожарной безопасности несет администрация общеобразовательных учреждений. При этом следует отметить, что нарушение или незнание правил пожарной безопасности со стороны должностных лиц, безынициативность и их халатность, может повлечь вплоть до уголовной ответственности. Очень важно, чтобы должностные лица знали и применяли действия, которые необходимы для своевременной эвакуации людей из горящего здания [5].
В первую очередь пожарная безопасность зависит от самих учащихся, они ни в коем случае не должны приносить в учебное учреждение зажигательные и курительные принадлежности, взрывоопасные предметы, такие как петарды. Так как в помещении содержится большое количество легко воспламеняющихся материалов, таких как документы, методические материалы, а также наглядные и учебные пособия, мебель, предметы из пластика, древесно-стружечная плита и дерева, все эти предметы имеют способность поддерживать горение. Горение этих материалов сопровождается
О *
о
X
о
г *
0)
с т
■и
о
т
о а
Г
о т
и а
обильным выделением ядовитых веществ и способствует быстрому распространению пожара в пределах помещений здания.
Возгорание происходит в основном в учебных классах и лабораториях. В целях снижения пожаро-опасности во время занятий в кабинете или лаборатории, где используются легковоспламеняющиеся или взрывоопасные вещества, преподаватель должен разъяснить учащимся технику безопасности [8]. Во время изложения техники безопасности учащимся необходимо объяснить, что горючие и взрывоопасные вещества и материалы опасны для здоровья и жизни человека.
Кроме того, с учащимися должны проводиться беседы о пожарной безопасности, проводится инструктажи по технике безопасности, которые содержат правила пожарной безопасности и правила поведения при пожаре.
С целью повышения качества подготовки людей ответственных за пожарную безопасность, в области пожарной безопасности необходимо оставить очную форму обучения пожарно-техническому минимуму, а дистанционную форму отменить, тогда реально будут оцениваться знания во время итогового теста.
А так же, чтобы повысить ответственность за выполнение обязательных мероприятий пожарной безопасности предлагается увеличить размер штрафов за административные правонарушения в этой сфере и создать систему поощрения за выполнение в полном объеме своих непосредственных задач в сфере области пожарной безопасности охраняемого объекта и отличное знание требований пожарной безопасности.
Таким образом, анализ статистических данных показал, что количество пожаров на объектах общеобразовательных учреждений по-прежнему остается на высоком уровне, основными причинами, которых являлось нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов, а также неосторожное обращение с огнем (в том числе игры с огнем). Для сокращения количества пожаров, а также их недопущения необходимо уделять особое внимание пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. Одним из возможных способов повышения качества подготовки людей, ответственных за пожарную безопасность в общеобразовательных учреждениях является пересмотр формы их обучения, переход на очную поможет закрепить и оценить знание при их обучение, а также более детальное обучение учащихся действиям при пожаре. Ведь, полноценная пожарная безопасность общеобразовательных учреждений не просто набор каких-то правил, которые нужно просто запомнить, но и в то же время суметь их применить.
Литература
1. Пожары и пожарная безопасность в 2021 году: п статист. сб. Балашиха: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, § 2022. 114 с.
N 2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как ту-
ю шить пожар // Проблемы обеспечения безопасности 2 (Безопасность 2020): Материалы II Международной
научно-практической конференции. - Уфа: РНК УГАТУ, 2020. С. 124 - 127.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Пожары и пожарная безопасность в 2017 году: Статистический сборник. М.: ВНИИПО, 2018. 125 с.
5. Пожары и пожарная безопасность в 2020 году: Статистический сборник. М.: ВНИИПО, 2021. 112 с.
6. Зекиев, Э.В. Теоретические аспекты пожарной безопасности в образовательных учреждениях / Э.В. Зекиев, Т.Р. Кабиров. - Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. Конф. - Казань: Бук, 2016 - С. 53 -55 - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10441/ (дата обращения: 12.10.2022).
7. Письмо Минобрнауки России, МЧС и Роспо-требнадзора «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от12 марта 2008 года № АФ-102/09, № 43-828-19, № 01/2050-8-23 [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
8. Мазур А.С., Савонин С.В., Леонтьев Д.А., Лукин В.С. Пожары и их последствия // Матер. Всерос. конф. «Техносферная безопасность как комплексная научная и образовательная программа». Санкт-Петербург, 4-6 октября 2018. СПб: СПбПУ Петра Великого, 2018. С. 210-215.
Analysis and assessment of fire danger in educational institutions
Krivokhizhina O.I., Aksenov S.G., Sinagatullin F.K. Ufa University of Science and Technology
Currently, there is an annual increase in fires at facilities with a massive presence of people, such as shopping malls, schools, kindergartens and other facilities, in connection with which there is a need for special attention to these facilities. The article presents a theoretical analysis of fire hazard in educational institutions. The main indicators of the sttuation are summarized with fires in the Russian Federation for the period 2017-2021. in buildings of educational institutions. Data statistics show that the number of fires arising remains at a high level (for 2021 there were 345 fires, which is 1.6 times more than in 2017). The main causes of fires were arson, violation of the rules for the design and operation of electrical equipment and household electrical appliances, as well as careless handling of fire. Based on open data and fire statistics occurring in educational organizations, it was revealed that the main task of ensuring fire safety is to minimize the risk of fire. The article discusses the problems that cause fires in these institutions, fire safety issues, as well as preventive measures to reduce fire risk.
Keywords: emergencies, fire, fire safety, statistics, general educational
institution, educational activity. References
1. Fires and fire safety in 2021: an extra. Sat. Balashikha: FGBU VNIIPO
EMERCOM of Russia, 2022. 114 p.
2. Aksenov S.G., Sinagatullin F.K. What and how to put out a fire // Problems of
ensuring security (Safety 2020): Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. - Ufa: RNC UGATU, 2020. S. 124 - 127.
3. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as
amended on December 27, 2018) [Electronic resource]. - Reference and legal system "ConsultantPlus".
4. Fires and fire safety in 2017: Statistical compendium. M.: VNIIPO, 2018. 125 p.
5. Fires and fire safety in 2020: Statistical compendium. M.: VNIIPO, 2021. 112 p.
6. Zekiev, E.V. Theoretical aspects of fire safety in educational institutions / E.V.
Zekiev, T.R. Kabirov. - Text: direct // Innovative pedagogical technologies: materials of the IV Intern. scientific Conf. - Kazan: Buk, 2016 - P. 53-55 -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10441/ (date of access: 10/12/2022).
7. Letter from the Ministry of Education and Science of Russia, the Ministry of
Emergency Situations and Rospotrebnadzor "On the preparation of educational institutions for the new academic year" dated March 12, 2008, No. AF-102/09, No. 43-828-19, No. 01/2050-8-23 [Electronic resource]. -Reference and legal system "ConsultantPlus".
8. Mazur A.S., Savonin S.V., Leontiev D.A., Lukin V.S. Fires and their consequences
// Mater. Vseros. conf. "Technospheric safety as a comprehensive scientific and educational program". St. Petersburg, October 4-6, 2018. St. Petersburg: SPbPU of Peter the Great, 2018. P. 210-215.