Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХДЕЛ ПРИ КОНТАКТЕ С АГРЕССИВНО НАСТРОЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХДЕЛ ПРИ КОНТАКТЕ С АГРЕССИВНО НАСТРОЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОНФЛИКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АГРЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Труфанов Николай Ильич

В статье автором рассматриваются вопросы, касающиеся правил поведения в конфликтной ситуации сотрудника органов внутренних дел, оценки возможных последствий данных ситуаций, типов агрессивно настроенной личности, особенностей оценки психофизиологического состояния лиц, проявляющих агрессию в ходе коммуникативных контактов. Даются рекомендации по вопросам обеспечения личной защиты сотрудников органов внутренних дел, а также предложения, направленные на эффективную нейтрализацию противоправных действий лиц, проявляющих агрессию. Автором сделаны выводы о необходимости внедрения в систему служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел специальных ситуативных тренингов, тренировок с имитированием различных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе их профессиональной деятельности, а также занятий под руководством штатных психологов, которые будут направлены на повышение уровня социального интеллекта и будут способствовать совершенствованию стратегии их поведения в различных экстремальных (кризисных) ситуациях служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Труфанов Николай Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENSURING THE PERSONAL SAFETY OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN CONTACT WITH AN AGGRESSIVELY MINDED PERSON

In the article, the author discusses issues related to the rules of behavior in a conflict situation of an employee of the internal affairs bodies, assessment of the possible consequences of these situations, types of aggressive personality, features of assessing the psychophysiological state of persons who show aggression during communicative contacts. Recommendations are given on the issues of ensuring the personal protection of employees of internal affairs bodies, as well as proposals aimed at effectively neutralizing the illegal actions of persons showing aggression. The author draws conclusions about the need to introduce special situational trainings into the system of service training of employees of internal affairs bodies, trainings with imitation of various conflict situations arising during their professional activities, as well as classes under the guidance of staff psychologists, which will be aimed at increasing the level of social intelligence and will contribute to improving the strategy of their behavior in various extreme (crisis) situations of official activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХДЕЛ ПРИ КОНТАКТЕ С АГРЕССИВНО НАСТРОЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 351.74:159.9

doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).063-070

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ КОНТАКТЕ С АГРЕССИВНО НАСТРОЕННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ

Николай Ильич Труфанов1

1 Восточно-Сибирский институт МВД России, г Иркутск, Россия, tsplb@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7053-5487

Аннотация. В статье автором рассматриваются вопросы, касающиеся правил поведения в конфликтной ситуации сотрудника органов внутренних дел, оценки возможных последствий данных ситуаций, типов агрессивно настроенной личности, особенностей оценки психофизиологического состояния лиц, проявляющих агрессию в ходе коммуникативных контактов. Даются рекомендации по вопросам обеспечения личной защиты сотрудников органов внутренних дел, а также предложения, направленные на эффективную нейтрализацию противоправных действий лиц, проявляющих агрессию. Автором сделаны выводы о необходимости внедрения в систему служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел специальных ситуативных тренингов, тренировок с имитированием различных конфликтных ситуаций, возникающих в ходе их профессиональной деятельности, а также занятий под руководством штатных психологов, которые будут направлены на повышение уровня социального интеллекта и будут способствовать совершенствованию стратегии их поведения в различных экстремальных (кризисных) ситуациях служебной деятельности.

Ключевые слова: безопасность, профессиональная деятельность, сотрудник органов внутренних дел, конфликт, эмоциональное состояние, агрессия, профессионально-психологическая устойчивость

Для цитирования

Труфанов Н. И. Особенности обеспечения личной безопасности сотрудника органов внутренних дел при контакте с агрессивно настроенной личностью // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 63-70. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).063-070.

© Труфанов Н. И., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Original article

FEATURES OF ENSURING THE PERSONAL SAFETY OF AN EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES IN CONTACT WITH AN AGGRESSIVELY MINDED PERSON

Nikolaj Il'ich Trufanov1

1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, tsplb@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7053-5487

Abstract. In the article, the author discusses issues related to the rules of behavior in a conflict situation of an employee of the internal affairs bodies, assessment of the possible consequences of these situations, types of aggressive personality, features of assessing the psychophysiological state of persons who show aggression during communicative contacts. Recommendations are given on the issues of ensuring the personal protection of employees of internal affairs bodies, as well as proposals aimed at effectively neutralizing the illegal actions of persons showing aggression. The author draws conclusions about the need to introduce special situational trainings into the system of service training of employees of internal affairs bodies, trainings with imitation of various conflict situations arising during their professional activities, as well as classes under the guidance of staff psychologists, which will be aimed at increasing the level of social intelligence and will contribute to improving the strategy of their behavior in various extreme (crisis) situations of official activity.

Keywords: safety, professional activity, law enforcement officer, conflict, emotional state, aggression, professional and psychological stability

For citation

Trufanov, N. I. 2023, 'Features of ensuring the personal safety of an employee of the internal affairs bodies in contact with an aggressively minded person', Applied legal psychology, iss. 1(62), pp. 63-70, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62). 063-070.

В процессе выполнения правоохранительных функций сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД) часто сталкиваются с агрессивно настроенными лицами, которые склонны к созданию конфликтных ситуаций, особенно в тех случаях, когда необходимо пресечь совершающиеся ими противоправные деяния, принять меры к их задержанию и последующему доставлению в территориальный орган внутренних дел.

Общение сотрудника полиции с лицом, проявляющим агрессию, заключается в

создании обстановки, при которой у второго выражаются намерения психологически или физически воспрепятствовать представителю власти вопреки его требованиям. Такая ситуация характеризуется тем, что сотрудник ОВД должен принимать наиболее рациональные меры для предотвращения обострения данной ситуации, ввиду того что часто конфликтное поведение правонарушителя создает реальную угрозу личной безопасности сотрудников ОВД и третьих лиц.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ конфликтных ситуаций, возникающих между сотрудниками ОВД и лицами с агрессивным поведением, позволяет говорить о том, что сотруднику ОВД необходимо уметь:

- правильно оценивать психофизиологическое состояние ведущего себя агрессивно гражданина;

- контролировать собственное поведение и эмоциональное состояние в критической ситуации;

- применять эффективные способы нейтрализации неадекватно настроенной личности.

По мнению В. Ф. Родина и Ф. Д. Горелова, сотрудник ОВД должен также уметь быстро оценивать обстановку в общественном месте, выполняя все необходимые действия и выстраивая взаимоотношения с гражданами с соблюдением принятых в обществе норм поведения, исключающих возникновение конфликтных ситуаций [5, с. 314].

Соблюдение данных правил может способствовать установлению контакта с собеседником, что положительно отразится на выполнении оперативно-служебных задач и повысит личную безопасность сотрудника ОВД.

Правильной оценке психофизиологического состояния личности и окружающей обстановки способствует развитость бокового (периферического) зрения сотрудника. Боковое зрение представляет собой едва ли не самостоятельную воспринимающую систему особого свойства. Боковое зрение выполняет очень важную функцию в пространственном ориентировании и играет важную роль в координации движений человека. Тренированное боковое зрение у человека количественно и качественно расширяет диапазон воспринимаемой информации.

Кроме того, в процессе общения с гражданами, которые совершают противо-

правные действия или создают конфликтные ситуации, находясь в общественном месте, сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на соблюдение дистанции личной безопасности (зоны межличностного взаимодействия, общения с гражданами). В данном случае вспомним науку о невербальной коммуникации (кинесику), в соответствии с которой нарушение границы собеседника вызывает отрицательные чувства, в том числе возможно и отвращение. Нарушение пространственных границ в ходе диалога нередко воспринимается как проявление неуважения к личности собеседника. Впоследствии такая ситуация может привести к проявлению агрессивного поведения у лиц, ведущих диалог, поэтому в контексте поддержания нормального эмоционального контроля человек должен выдерживать в процессе общения пространственную дистанцию с собеседником, которая позволяет ему чувствовать себя спокойно и безопасно.

Отметим, что варьирование дистанции и месторасположения собеседника поможет не только создать благоприятный психологический климат в процессе общения, но и достичь нужных результатов, например, получить необходимую информацию. Соблюдение определенной дистанции при общении с агрессивно настроенным гражданином позволяет повысить уровень личной безопасности сотрудника ОВД.

По мнению В. Ю. Егорова и Д. В. Ковалева, оптимальный вариант соблюдения пространственной зоны между сотрудником полиции и собеседником (например, правонарушителем), варьируется от 1,2 до 3,6 метра [3, с. 254]. Такая дистанция позволяет эффективно контролировать пространство вокруг себя сотруднику ОВД, а также создает определенную зону комфорта при общении с гражданами.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Кроме соблюдения безопасной дистанции при общении с гражданами, сотрудник ОВД как представитель власти, деятельность которого носит открытый и публичный характер, должен вести себя в соответствии с моральными нормами общества: быть вежливым, проявлять тактичность и уважение по отношению к собеседнику, соблюдать правила этикета, помнить о культуре речи и соблюдении норм действующего законодательства.

Наиболее часто конфликтные ситуации в деятельности сотрудников ОВД возникают при коммуникативных контактах с лицами, совершившими правонарушения (преступления).

По мнению Н. В. Бичан и Е. Д. Бари-новой, причинами большинства конфликтов, возникающих в ходе служебной деятельности сотрудников ОВД, являются негативное отношение граждан к их деятельности, состояние опьянения, при котором повышается возбудимость, вследствие чего снижается уровень самоконтроля и могут возникнуть неконтролируемые вспышки агрессии [1, с. 29-30].

Лицо, проявляющее агрессию, может находиться в различных психоэмоциональных состояниях: гнева, страха, презрения (отвращения), измененного сознания (состояние опьянения) или психического расстройства [6, с. 180-182].

По мнению И. С. Ганишиной и Р. М. Воронина, существуют типы личности наркозависимых лиц, которым присуща повышенная психическая активность с доминированием негативных психических состояний (раздражительность, отрицание) и преобладанием конфликтных эмоциональных состояний (стресс, аффект, фрустрация) [2, с. 37-38]. Сотрудники ОВД должны также знать, что неадекватных или асоциальных людей характеризует отсутствие чувства вины, нестабильное

импульсивное поведение, асоциальные поступки, сопровождающиеся нецензурной лексикой.

Немаловажным в ситуациях контакта с лицами, проявляющими агрессию, является установление их возможной причастности к криминальной субкультуре. Так, у лиц, неоднократно судимых, в процессе поведения может быть выражена стойкая антисоциальная ориентация личности на разрешение трудностей и конфликтов насильственными способами. Таких лиц, как правило, не пугают негативные последствия, возникающие в ходе конфликтной ситуации. Установление данного факта позволяет сотрудникам ОВД выбрать определенную линию поведения в процессе общения с ними.

Причастность человека к криминальной субкультуре можно определить посредством оценки его речи (он употребляет жаргонные слова (выражения), клички (прозвища), хорошо знает нормы уголовного законодательства и т. д.), внешнего вида, элементов одежды (например, одежда «братков», «гопников», наличие на видимых частях тела криминальных татуировок, поэтому сотрудник ОВД должен знать такие татуировки), специфики криминальной жестикуляции (использование при общении жестов, имеющих особый смысл), поведения (привычки, выработанные в период нахождения лица в пенитенциарном учреждении: непроизвольное закладывание рук за спину при движении, отдых сидя на корточках, неадекватные реакции на проявление внимания к нему других людей, на критику в его адрес и т. п.).

Определяя указанные состояния и делая оценку поведения агрессивно настроенного лица, сотруднику ОВД необходимо помнить, что не всегда демонстрируемая враждебность перерастает в возможное физическое нападение, но своевременная диагностика этих состояний лица-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

агрессора позволяет сотруднику эффективно обеспечить не только собственную безопасность, но и безопасность третьих лиц.

Оценка возможных последствий конфликта с участием агрессивно настроенной личности во многом зависит от особенностей поведения участников конфликта, их способности к рациональному планированию своих действий с учетом позиции оппонента.

Конфликтная ситуация может быть усугублена пассивным или активным сопротивлением, оказываемым сотруднику ОВД лицом, проявляющим агрессию. В таких ситуациях сотруднику ОВД необходимо постараться убедить оппонента в целесообразности выполнения законных требований представителя исполнительной власти, но при этом не стоит исключать возможность силового воздействия на агрессора. Так, если конфликтная ситуация начинает обостряться, сотрудник сообщает в дежурную часть территориального ОВД, а при необходимости запрашивает дополнительные силы для пресечения противоправных действий. При любых попытках правонарушителя оказать активное сопротивление сотрудник ОВД действует в соответствии с положениями гл. 5 Федерального закона «О полиции».

Таким образом, при непосредственном коммуникативном контакте сотрудника ОВД с гражданином, проявляющим агрессию, надлежит:

- следить за его поведением, мимикой, жестами и быть готовым к возможному применению силы;

- знать, что в процессе общения с гражданами следует выдерживать безопасную дистанцию и нельзя поворачиваться к неизвестным людям спиной;

- уметь оценивать общее психоэмоциональное состояние лица, с которым нужно вступить в коммуникативный контакт, а

также уметь вовремя нейтрализовать его агрессивное поведение.

Сотруднику ОВД необходимо также помнить, что объективная опасность может не совпадать с субъективным ощущением ситуации как опасной.

В ситуациях обострения конфликта с участием агрессивно настроенного лица технология действий сотрудника ОВД характеризуется принятием следующих решений:

1) понять характер и цель предстоящих действий, а также их правомерность;

2) оценить возникшую ситуацию, а также обстановку вокруг;

3) оценить агрессора и его возможные действия;

4) реализовать и выполнить поставленную цель.

Принятие решения занимает минимальное время, иногда доходящее до нескольких секунд, что достигается постоянными тренировками и практикой. В связи с этим важно обратить внимание на необходимость формирования у сотрудников ОВД профессионально-психологической устойчивости к различным конфликтным ситуациям, которые могут возникать в их профессиональной деятельности.

Качественная психологическая подготовка сотрудников ОВД позволяет формировать у них такие важные качества, как бдительность, самообладание, настойчивость, скорость реакции и эмоционально-волевая устойчивость. В ходе психологической подготовки сотрудников ОВД также следует развивать уровень их социального интеллекта, который позволяет более логично выстраивать стратегию собственного поведения в экстремальных ситуациях, лучше разбираться в чувствах и намерениях окружающих их людей.

По мнению С. В. Ратникова, Д. В. Саратовского и А. В. Гайдамакина, психологическую устойчивость к различным экстре-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мальным ситуациям, возникающим в служебной деятельности сотрудников ОВД, необходимо формировать в процессе проведения специальных занятий по профессиональной служебной подготовке, в ходе которых будет осуществляться моделирование ситуаций на основе реальных случаев из практики с последующим психологическим воздействием на личность сотрудника [4, с. 56].

Эффективность деятельности сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях с участием агрессивно настроенного лица во многом зависит от степени сформи-рованности у них эмоционально-волевой устойчивости и их способности к преодолению стресса.

В качестве техник, способствующих быстрому снятию эмоционального напряжения у сотрудника ОВД в ситуации взаимодействия с неадекватно настроенной личностью, можно предложить следующие: «Заземление» и «Отсроченное переживание».

Основная цель данных психологических техник - быстрая стабилизация эмоционального состояния, что очень важно в момент общения с социально опасной, агрессивной личностью.

Техника «Заземление» имеет множество вариаций, которые применяются в зависимости от окружающей обстановки, средств и возможностей личности. В ситуации агрессивного взаимодействия можно рекомендовать обратиться к органам чувств, первоначально ощутить твердую надежную поверхность под ногами; вдохнуть свежий воздух или вспомнить приятный запах; прислушаться к знакомым звукам (пение птиц, шелест листвы и др.); мысленно безоценочно описать объекты, находящиеся в

поле зрения, не вызывающие тревоги и эмоционального возбуждения (например: «Я вижу перед собой мужчину среднего роста, худощавого телосложения, лет 45, старое дерево с пышной кроной, мокрую ворону на ветке и т. п.»); можно вспомнить стих, песню или цитату, которые вдохновляют в кризисных жизненных ситуациях.

Техника «Отсроченное переживание» заключается в предоставлении себе возможности проявить эмоциональную реакцию на происходящие события, но не в данный момент, а через какое-то время, например через два часа; либо человек мысленно разрешает себе проявить тревогу, страх, гнев и т. п., но не в присутствии окружающих, а когда никто этого не будет видеть. Возникшая и отложенная эмоциональная реакция при этом обязательно должна быть проявлена в тот момент, в который позволил себе человек, иначе накопление негативных эмоций отразится на дальнейшем психоэмоциональном состоянии личности.

Таким образом, в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в конфликтных ситуациях служебной деятельности считаем необходимым проведение в рамках профессиональной служебной и физической подготовки специальных служебных ситуативных тренингов, практических занятий, тренировок с имитированием различных конфликтных ситуаций, в том числе с нестандартным, агрессивным поведением условных правонарушителей. Сотрудники ОВД должны понимать, что если ситуаций, связанных с риском для их жизни и здоровья невозможно избежать, то следует уметь эффективно противостоять им.

Список источников

1. Бичан Н. В., Баринова Е. Д. Социальные конфликты в правоохранительной деятельности // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

организациях высшего образования. Здоровый образ жизни как фактор профилактики наркомании : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти мастера спорта СССР по самбо и дзюдо, заслуженного тренера РСФСР полковника милиции Э. В. Агафонова (Красноярск, 21 мая 2022 г.). Красноярск : Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2022. С. 28-31.

2. Ганишина И. С., Воронин Р. М. О типологии личности наркозависимых несовершеннолетних // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 34-38.

3. Егоров В. Ю., Ковалев Д. В. Служебный этикет сотрудника полиции // Modern Science. 2020. № 4-4. С. 251-257.

4. Ратников С. В., Саратовский Д. В., Гайдамакин А. В. Некоторые вопросы формирования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2, № 9(26). С. 55-57.

5. Родин В. Ф., Горелов Ф. Д. Особенности проявления агрессии в профессиональной деятельности сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 7. С. 311-314.

6. Труфанов Н. И. Особенности поведения в конфликтной ситуации с участием агрессивно настроенного лица // Педагогика безопасности: наука и образование : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 30 ноября 2018 г.) / под ред. В. В. Гафне-ра. Екатеринбург, 2018. С. 179-182.

References

1. Bichan, N. V. & Barinova, E. D. 2022, 'Social conflicts in law enforcement', in Optimization of the educational and training process in educational institutions of higher education. Healthy lifestyle as a factor of drug addiction prevention: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference dedicated to the memory of the USSR Master of Sports in Sambo and judo, Honored Coach of the RSFSR, Police Colonel E. V. Agafonov (Krasnoyarsk, May21,2022), pp. 28-31, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnoyarsk.

2. Ganishina, I. S. & Voronin, R. M. 2019, 'On the personality typology of drug-addicted minors', Applied legal psychology, iss. 4(49), pp. 34-38.

3. Egorov, V. Yu. & Kovalev, D. V. 2020, 'Official etiquette of a police officer', Modern Science, iss. 4-4, pp. 251-257.

4. Ratnikov, S. V., Saratovsky, D. V. & Gaidamakin, A. V. 2017, 'Some issues of formation of psychological stability of employees of internal affairs bodies', Central Scientific Bulletin, vol. 2, iss. 9(26), pp. 55-57.

5. Rodin, V. F. & Gorelov, F. D. 2020, 'Features of aggression in the professional activity of police officers', Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 7, pp. 311-314.

6. Trufanov, N. I. 2018, 'Features of behavior in a conflict situation involving an aggressively minded person', in V. V. Gafner (ed.), Pedagogy of safety: science and education: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. (Yekaterinburg, November 30,2018), pp. 179-182, Yekaterinburg.

Информация об авторе

Н. И. Труфанов - старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Information about the author

N. I. Trufanov - Senior Lecturer of the Department of Tactical and Special Training. Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 11.01.2023; одобрена после рецензирования 23.01.2023; принята к публикации 01.02.2023.

The article was submitted 11.01.2023; approved after reviewing 23.01.2023; accepted for publication 01.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.