Научная статья на тему 'Особенности объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 247 уголовного кодекса Российской Федерации'

Особенности объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 247 уголовного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4029
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / HAZARDOUS WASTE / BREACH OF RULES OF HANDLING PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTES / OBJECT OF CRIME / THE SUBJECT OF THE CRIME / THE OBJECTIVE SIDE OF THE CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумских Юлия Львовна

Проанализированы положения статьи 247 УК РФ, законодательства об отходах производства и потребления. Исследованы особенности объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 247 УК РФ. На основе анализа теоретических положений выявлены некоторые проблемы установления объективных признаков рассматриваемого состава преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE OBJECTIVE ELEMENTS OF CRIME UNDER ARTICLE 247 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the provisions of article 247 of the criminal code of the Russian Federation, the law on wastes of production and consumption. Peculiarities of objective elements of crime under article 247 of the criminal code of the Russian Federation. On the basis of the analysis of theoretical provisions identified some of the problems of objective evidence of the crime.

Текст научной работы на тему «Особенности объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 247 уголовного кодекса Российской Федерации»

Шумских Ю.Л.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 247 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проанализированы положения статьи 247 УК РФ, законодательства об отходах производства и потребления. Исследованы особенности объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 247 УК РФ. На основе анализа теоретических положений выявлены некоторые проблемы установления объективных признаков рассматриваемого состава преступления.

Ключевые слова: опасные отходы, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, объект преступления, предмет преступления, объективная сторона преступления.

«Несмотря на то, что на протяжении последнего десятилетия политика нашей страны была направлена на защиту природы от преступных посягательств, современное ее состояние, по данным правоохранительных, контролирующих органов и общественных объединений, свидетельствует о необходимости ее дальнейшего совершенствования и оптимизации». [3; с. 2-7] На основе анализа статистических показателей экологической преступности ученые прогнозируют ее рост к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раз [7; с. 3].

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем в сфере охраны окружающей среды является проблема накопления отходов производства и потребления на территории России. Незаконное обращение с отходами занимает второе место в списке самых широко распространенных экологических преступлений в мире [5]. В связи с этим в соответствии с «Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] одними из приоритетных задач государства в экологической сфере являются:

- формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;

- обеспечение экологически безопасного обращения с отходами.

Вопросам правового регулирования обращения с опасными веществами и отходами, в том числе радиоактивными, в науке в последние

годы уделяется все больше внимания. Особенно возросло количество научных исследований в сфере уголовно-правовой охраны окружающей среды от загрязнения экологически опасными веществами и отходами. Однако данная сфера является самой малоизученной областью уголовного права и криминологии.

Современный Уголовный кодекс Российской Федерации не раскрывает понятия «экологическое преступление». Оно вырабатывается наукой уголовного права, в связи с чем данному вопросу посвящено значительное количество научных исследований. Сущность преступлений в сфере охраны окружающей среды состоит в том, что посягая на экологический правопорядок, экологическую безопасность и рациональное природопользование, причиняется значительный вред человеку, его жизни и здоровью, нарушается конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Особым признаком данных преступлений, который позволяет выделить их в отдельную главу УК РФ и отграничить от смежный преступлений, в том числе преступлений против собственности, является то, что преступные деяния совершаются в окружающей среде, воздействуют на отношения, непосредственно связанные с окружающей средой или отдельными ее компонентами.

В теории уголовного права существует разнообразная систематизация экологических преступлений. Как правило, в основу ее положен объект экологического преступления и выделяют две основные группы экологических преступлений: преступления общего характе-

ра, к которым отнесены нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическим агентами и токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ); и специальные экологически преступления, к которым отнесены все остальные преступления главы 26 УК РФ.

Статья 247 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, призвана обеспечить охрану окружающей среды от загрязнения такими веществами и отходами, соблюдение установленных правил их оборота, недопущение производства запрещенных видов отходов. Повышенная общественная опасность данных преступлений подчеркивается законодательной конструкцией их состава, непосредственно объективной стороны [6; с. 118].

Конструкция рассматриваемой статьи с момента ее появления в УК РФ вызывает постоянные дискуссии в научном мире. Ученые и практики отмечают сложность и казуистич-ность данной нормы, что не способствует ее эффективному применению в судебной и следственной практике.

Данная норма закрепляет два самостоятельных состава преступления с одинаковыми последствиями: 1) производство запрещенных видов опасных отходов; 2) обращение, т. е. транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов. Указанные составы имеют одинаковые квалифицирующие признаки.

Определение объекта преступления имеет важное теоретическое и практическое значение. «Объект преступления, выступая в качестве обязательного элемента преступления, определяет социально-политическую и юридическую природу преступления» [12; с. 121].

В науке уголовного права не сложилось пока единого мнения относительно того, что считать объектом экологических преступлений. Ориентируясь на существующие теории, остановимся на том, что объектом данных преступ-

лений являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности человека, общества, государства и окружающей среды.

В теории уголовного права нет также однозначного подхода к определению непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ. Так, в качестве такого определяют обеспечение установленного нормативно-правового порядка обращения веществ и отходов, которые могут причинить неконтролируемый существенный вред окружающей среде [8; с. 713]. В других источниках непосредственным объектом такого преступления являются общественные отношения по обеспечению экологической безопасности при производстве запрещенных видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов [4].

Обращаясь к общепринятым положениям теории уголовного права, под объектом преступления понимается охраняемые уголовным законом общественные отношения, интересы и блага, на которые совершено посягательство [8; с. 713].

На наш взгляд, в качестве непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, выступают общественные отношения, направленные на обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды посредством соблюдения установленного правового порядка обращения экологически опасных веществ и отходов и недопущения производства опасных отходов.

Понятие предмета преступления имеет существенное теоретическое и практическое значение, так как именно предмет более четко, чем объект, позволяет классифицировать преступление, определить его место в системе экологических преступлений; оказывает влияние на квалификацию преступного деяния; позволяет определить границы и содержание контроля за соблюдением законодательства в данной сфере [13; с. 109].

Предметом преступления являются: 1) запрещенные виды опасных отходов; 2) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, производство которых не запрещено, но обращение с которыми должно осуще-

ствляться в соответствии с установленными правилами. В некоторых источниках предмет рассматриваемого преступления делится на три группы: 1) запрещенные виды опасных отходов; 2) радиоактивные, химические, бактериологические вещества, 3) отходы.

Для четкого уяснения содержания объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, необходимо установить, какой смысл законодатель вкладывает в такие категории, как отходы и вещества, опасные отходы, экологически опасные вещества и отходы, запрещенные виды опасных отходов, радиоактивные вещества и отходы, химические вещества и отходы, бактериологические вещества и отходы, производство опасных отходов, обращение с отходами и веществами и т. д. Диспозиция рассматриваемой уголовно-правовой нормы является бланкетной и понятия терминов, которыми в данном случае оперирует закон, даются в нормативных правовых актах, регулирующих порядок производства и обращения с отходами и веществами.

Обращаясь к нормам таких правовых актов, становится очевидным, что в российском законодательстве об отходах производства и потребления не дается классификация отходов на «опасные» и «неопасные». Терминологическая составляющая данных понятий имеет большое теоретическое и практическое значение. Обязанности природопользователя соблюдать установленные законом правила обращения с отходами связаны с признанием их опасными. Существующие разночтения в природоресурсном законодательстве затрудняют процесс его соблюдения и, как следствие, порождают дополнительные причины совершения экологических преступлений.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Таким образом, опасными следует признавать все производимые отходы.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на устранение

пробелов, касающихся критериев отнесения отходов к опасным, видов деятельности, подлежащих лицензированию. Однако объективно данные изменения не внесли достаточной ясности в решение существующей проблемы. Во всем тексте закона понятие «опасные отходы» заменено на «отходы I—IV классов опасности», выделяя V класс опасности - «практически неопасные отходы». Но в то же время термин «опасные отходы» сохраняется в текстах других нормативных правовых актов, в том числе и в ст. 247 УК РФ, что для правоприменительной практики может иметь отрицательные последствия.

Объективная сторона преступления представлена производством запрещенных видов опасных отходов, а также транспортировкой, хранением, захоронением, использованием или иным обращением радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Внесенные в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» изменения иначе определяют понятие «обращение с отходами». В настоящее время под этим термином понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Таким образом, такие виды деятельности, как хранение и захоронение, используемые в ст. 247 УК РФ в качестве способов обращения с отходами и веществами, изъяты из понятия обращения в федеральном законе, что вновь создает потенциальную сложность применения уголовного законодательства и правильной квалификации преступного деяния.

Действующее экологическое законодательство закрепляет достаточно широкий круг правил обращения с экологически опасными веществами и отходами. Общие правила закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 24 «Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение», ст. 47 «Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов», ст. 48 «Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов», ст. 51 «Требования в области охраны окружающей

среды при обращении с отходами производства и потребления», Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе «Об использовании атомной энергии», других законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Нарушение данных правил может осуществляться в процессе обезвреживания, утилизации отходов, при превышении предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, необеспечении надежной изоляции радиоактивных отходов от природной среды и т. д., при этом деяние может быть выражено как в форме действия, так и бездействия на любой стадии обращения.

Часть 1 ст. 247 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за «производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде».

В теории уголовного права возникают дискуссии по поводу вида рассматриваемого состава (материальный, формальный). Так, например, в одних источниках данный состав определяется как формальный, который считается оконченным с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда окружающей среде или здоровью человека. При этом объективной стороной состава преступления являются деяния, связанные с нарушением правил обращения экологически опасных веществ и отходов [14; с. 494-498]. В других источниках указывается на то, что состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения деяний, перечисленных в диспозиции [15; с. 304].

Существует также точка зрения, что глава 26 УК РФ наряду с материальными и формальными составами предусматривает составы с угрозой причинения вреда, к которым как раз и относится ст. 247 УК РФ. Объективная сторона в таком случае характеризуется производством запрещенных видов опасных отходов, а также обращением с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и от-

ходами с нарушением установленных правил [16; с. 283]. Некоторые ученые называют этот состав деликтом создания опасности. Когда совершенные виновным лицом деяния создают реальную возможность наступления последствий, которая только в силу случайности или иных обстоятельств, повлекших разрыв причинной связи, не стала действительностью [17; с. 143].

Сторонники иной точки зрения по поводу вида состава ст. 247 УК РФ отмечают, что законодатель формулирует его как материальный, предусматривая обязательное наличие последствий при их совершении, состоящих в возникновении угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде [11; с. 135].

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УК РФ обязательным признаком деяния (действия, бездействия) является общественная опасность. Согласно теории уголовного права и практики применения уголовного законодательства деяние признается общественно опасным, если оно причиняет существенный вред охраняемым общественным отношениям или создает угрозу причинения такого вреда. Как справедливо отмечает Б.С. Никифоров, преступное деяние признается общественно опасным, так как оно «способно причинить ущерб охраняемому уголовным законом объекту или создать опасность причинения ему того или иного вреда» [10; с. 142].

Нам представляется наиболее верной точка зрения, что состав ст. 247 УК РФ является формальным и ответственность за преступления, предусмотренные частью 1 ст. 247 УК РФ, наступает в случае, если производство опасных отходов и нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов создает угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. То есть обязательным признаком объективной стороны данных преступлений является наличие угрозы причинения вреда. Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

Рассматриваемый состав преступления кроме причинения ущерба окружающей среде может повлечь нанесение вреда здоровью человека. При этом вред здоровью может быть непосредственно причинен производством опасных отходов или нарушением правил обращения с экологически опасными веществами и от-

ходами. Таким образом, в данном составе вред, причиненный окружающей среде, может не выступать в качестве причины вреда здоровью человека [8; с. 713].

Понятия «угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью человека», «существенный вред здоровью человека», «существенный вред окружающей среде» разъясняются в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18 октября 2012 года.

В соответствии с данным документом «создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (часть 1 статьи 247 УК РФ) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами». При этом Пленум дает данное разъяснение лишь в отношении создания угрозы причинения вреда при нарушении правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, ничего не говоря в отношении преступления, совершенного путем производства опасных отходов.

Под существенным вредом здоровью человека названное Постановление Пленума Верховного суда РФ рекомендует рассматривать как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одному лицу, а существенный вред окружающей среде - загрязнение, отравление или заражение, изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т. п.

В ранее действовавшем Постановлении от 16 ноября 1998 года данное понятие трактовалось как существенный экологический вред, и давалась более широкая его характеристика: возникновение заболеваний и гибель водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожение рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовая гибель птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологичес-

кая ценность поврежденной территории или утраченный природный объект, уничтоженные животные и древесно-кустарниковая растительность; изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровень деградации земель и т. п.

На наш взгляд, в новом Постановлении необоснованно узко трактуется понятие существенного вреда окружающей среде, что на практике не позволит избежать трудностей в установлении обстоятельств дела и привлечении к ответственности виновных лиц.

Установление угрозы и причинной связи является достаточно сложной практической задачей. Оценку наличия угрозы осуществляет в конечном итоге суд, который должен учитывать все обстоятельства дела. При этом обязательным является установление причинно-следственной связи между производством запрещенных видов опасных отходов, нарушением правил обращения экологически опасных веществ и отходов и возникновением угрозы наступления существенного вреда здоровью людей, окружающей среде. То есть четко установить, что угроза возникает именно в результате производства запрещенных видов опасных отходов, а не их использования, нарушения правил обращения с ними, или в результате каких-то иных причин.

Частью 2 ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Загрязнение, отравление или заражение означает существенное ухудшение окружающей природной среды в связи с внесением в нее радиоактивных или химических веществ, значительно превышающих установленные предельно допустимые концентрации, или бактериологических веществ (паразитарных, инфекционных возбудителей заболеваний и пр.), устранение или нейтрализация воздействия которых требует затраты значительных материальных средств или невозможна в обозримый период.

Таким образом, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 247 УК РФ, будет считаться окон-

ченным, в случае превышения нормативов качества природной среды, установленных в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда, а также нормативов предельно допустимого уровня воздействия на окружающую среду.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется теми же деяниями, что и в ч. 1 ст. 247 УК РФ, а именно, производство опасных отходов или обращение с экологически опасными веществами и отходами с нарушением установленных правил. Однако общественно опасные последствия данных составов объективно не совпадают. Мы согласны с мнением Д.А. Крашенинникова об изменении конструкции состава, установленного ч. 2 ст. 247 УК РФ, и предусмотреть последствия в виде фактического причинения вреда, об угрозе наступления которого говорится в ч. 1 ст. 247 УК РФ [9; с. 12]. По аналогии целесообразно сформулировать и состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247 УК РФ.

Принятое 18 октября 2012 года Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 247 УК РФ, рекомендует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

Действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не закрепляет понятия «зоны экологического бедствия» и «зоны чрезвычайных ситуаций», указывая на то, что объявление и установление режима зон экологического бедствия регулируется специальным законодательством о таких территориях. Охрана окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Экологическое законодательство оперирует таким понятием, как «зоны экологического неблагополучия». Ранее действовавшее экологическое законодательство предусматривало два вида зон экологического неблагополучия: зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации. В соответствии со ст. 57 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система территорий экологического неблагополучия включает в себя только зоны экологического бедствия.

Зоны экологического бедствия устанавливаются в целях скорейшего восстановления деградированных в результате хозяйственной и иной деятельности экологических систем [2; с. 421]. Зоны экологического бедствия - участки и территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны.

Существуют объективные причины, которые обуславливают невозможность объявления отдельных территорий зонами экологического бедствия. К ним прежде всего относят отсутствие федерального закона о зонах экологического бедствия, который бы обеспечил создание правового механизма объявления таких зон, установивший особенности правового статуса таких территорий. В связи с этим ни одна территория, характеризующаяся как экологически неблагополучная, официально статуса зоны экологического бедствия не получила. Однако, в соответствии со специальной федеральной целевой программой восстановления определенной территории с экологически неблагополучной обстановкой (например, г. Братск, г. Череповец), на данных территориях выделяются зоны с особым правовым режимом, что влечет ряд юридических последствий, связанных с ограничением или запретом деятельности, негативно влияющей на окружающую природную среду. Часть территории России, пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС, является зоной экологического неблагополучия, однако статус зоны экологического бедствия

официально на нее также не распространяется [2; с. 421].

Зоны чрезвычайной ситуации - это объявленные участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Отсутствие соответствующего законодательства, четко определяющего правовой статус зон экологического бедствия, порядок объявления экологически неблагополучных территорий таковыми, четкий механизм их правового

регулирования, заведомо ставит часть 2 ст. 247 УК РФ в разряд «мертвых», недействующих.

Ответственность за преступления, предусмотренные частью 3 ст. 247 УК РФ, наступает за деяния, предусмотренные частями 1 и 2, если они повлекли по неосторожности смерть человека или массовое заболевание людей. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 года рекомендует для установления признака массового заболевания людей привлекать соответствующих специалистов либо экспертов, например представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

18.12.2012

Список литературы:

1. Основы государствеппой нолптпкп в области экологического развития Российской Федерации па нерпод до 2030 года : указ Президента РФ от 30.04.2012 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режпм доступа : http:// base.consultant.ru.

2. Анисимов, А. П. Экологическое право: учебппк / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. - 504 с. - ISBN 978-5-9692-0420-1

3. Гаевская, Е. Ю. Уголовная ответственность п правовая охрана окружающей среды в промышленности в рыночных условиях / Е. Ю. Гаевская, В. В. Круглов // Экологическое право. - 2011. - № 5. - С. 2-7.

4. Давыдова, Т. А. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил обращения экологически опасных веществ : автореф. ... канд. юрид. паук / Т. А. Давыдова. - Ставрополь, 2005. - 22 с.

5. Проблематика борьбы с экологической преступностью в научных исследованиях п судебной практике [Электронный ресурс] / О. Л. Дубовпк [п др.] // Экологическое право. - 2008. - № 1. - Режпм доступа : http://base.consultant.ru

6. Зумакулов, Д. М. Общеэкологпческпе преступления в сфере производственной деятельности: проблемы квалификации : дпсс. ... канд. юрид. паук / Д. М. Зумакулов. - Кисловодск, 2000. - 174 c.

7. Клетнева, Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации : понятие, причины, условия п предупреждение : автореф. ... канд. юрпд. паук / Е. Г. Клетнева. - Казань, 2007. - 22 с.

8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебпо-следствеппой практики / нод общ. ред. Н. А. Овчинникова. - М. : Издательство «Экзамен», 2007. - 975 с. -ISBN 978-5-377-00282-6.

9. Крашенинников, Д. А. Последствия экологических преступлений (понятие, виды, общая характеристика) : автореф. ... канд. юрид. наук / Д. А. Крашенинников. - Казань, 2007. - 18 с.

10. Никифоров, Б. С. Объект преступления но советскому уголовному нраву / Б. С. Никифоров. - М., 1960. - 232 с.

11. Радчик, О. Л. Юридическая ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами : дпсс. ... канд. юрид. паук / О. Л. Радчик. - М., 2001. - 216 c.

12. Российское уголовное право: учебппк в 2 т. Т. 1. Общая часть / нод ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 623 с. - ISBN 5-16-001530-2.

13. Прпмепеппе ответственности за экологические правонарушения : Учебпо-методпческое нособпе для практических работников / отв. ред. О. Л. Дубовпк. - М. : Издательский Дом «Городец», 2007. - 544 с. - ISBN 978-5-9584-0177-2.

14. Уголовное право. Особенная часть : учебппк / нод ред. И. Я. Казачепко, З. А. Незпамовой, Г. П. Новоселова. - М. : Издательство НОРМА, 2001. - 960 с. - ISBN 5-89123-511-0.

15. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебппк / нод ред. Б. В. Здравомыслова. - М. : Юрпст, 2000. - 552 с. - ISBN 5-7975-0137-6.

16. Уголовное право Росспп. Особенная часть : учебппк / нод ред. А. И. Рарога. - М. : ЭКСМО, 2009. - 496 с. - ISBN 9785-699-30169-0.

17. Уголовное право Росспп. Том 2. Особенная часть / нод ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. - М. : Издательство НОРМА, 2000. - 816 с. - ISBN 5-89123-284-7.

Сведения об авторе:

Шумских Юлия Львовна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета 461040, г. Бузулук, ул. Комсомольская, 112, тел. 8 (35342) 51785, е-шаИ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.