Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО / ДОГОВОР / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПЕРЕВОЗЧИК / ПАССАЖИР / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абакумов Н. В.

В статье автор проводит сравнительный анализ нормативных актов российского гражданского и транспортного законодательства по вопросам, определяющим основания и условия возникновения гражданско-правовой ответственности перевозчика в рамках исполнения договора пассажирской перевозки. Автор, прежде всего, акцентирует внимание на тех нормах действующего законодательства об ответственности перевозчика, которые наиболее часто применяются в правоотношениях, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам. В связи с тем, что пассажирские перевозки в современных условиях осуществляются различными видами транспорта, автор старается показать сходства и различия в элементах нормативного регулирования гражданско-правовой ответственности перевозчика, основываясь на существующих критериях классификации пассажирских перевозок в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LEGAL REGULATION OF CIVIL RESPONSIBILITY OF THE CARRIER UNDER THE CONTRACT OF PASSENGER TRANSPORTATION

In the article author conducts a comparative analysis of regulatory acts of the Russian civil and transport legislation determining the grounds and the conditions of occurrence of civil liability of the carrier in the execution of the agreement of passenger transportation. The author primarily focuses on the norms of the current legislation on liability of the carrier, which are most often used in legal relations connected with rendering of services on passenger transportation. Due to the fact that passenger transport in modern conditions are carried out by different modes of transport, the author tries to show the similarities and differences in the elements of normative regulation of civil liability of the carrier, based on the existing standards for the classification of passenger transportation in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

филиала РАНХиГС. Калуга, 2015. С. 187-190.

УДК 347.763

Абакумов Н.В. студент, 4 курс

направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» ВШЭУиП С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова

Россия, г. Архангельск ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Аннотация: В статье автор проводит сравнительный анализ нормативных актов российского гражданского и транспортного законодательства по вопросам, определяющим основания и условия возникновения гражданско-правовой ответственности перевозчика в рамках исполнения договора пассажирской перевозки. Автор, прежде всего, акцентирует внимание на тех нормах действующего законодательства об ответственности перевозчика, которые наиболее часто применяются в правоотношениях, связанных с оказанием услуг по пассажирским перевозкам. В связи с тем, что пассажирские перевозки в современных условиях осуществляются различными видами транспорта, автор старается показать сходства и различия в элементах нормативного регулирования гражданско-правовой ответственности перевозчика, основываясь на существующих критериях классификации пассажирских перевозок в России.

Ключевые слова: гражданское право, транспортное право, договор, общественные отношения, пассажирские перевозки, перевозчик, пассажир, юридическая ответственность.

Abakumov N. V.

Student

Northern (Arctic) Federal University (NArFU)

Russia, Arkhangelsk PECULIARITIES OF THE LEGAL REGULATION OF CIVIL RESPONSIBILITY OF THE CARRIER UNDER THE CONTRACT OF PASSENGER TRANSPORTATION. Annotation: In the article author conducts a comparative analysis of regulatory acts of the Russian civil and transport legislation determining the grounds and the conditions of occurrence of civil liability of the carrier in the execution of the agreement of passenger transportation. The author primarily focuses on the norms of the current legislation on liability of the carrier, which are most often used in legal relations connected with rendering of services on passenger transportation. Due to the fact that passenger transport in modern conditions are carried out by different modes of transport, the author tries to show

the similarities and differences in the elements of normative regulation of civil liability of the carrier, based on the existing standards for the classification of passenger transportation in Russia.

Keywords: civil law, transport law, contract, public relations, passenger transportation, carrier, passenger, legal liability.

Общие положения об ответственности перевозчика по договору пассажирских перевозок установлены гражданским законодательством. Согласно ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Гражданский Кодекс РФ определяет только общие наиболее распространённые условия ответственности перевозчика, которые в той или иной мере применяются во всех сферах осуществления пассажирских перевозок. Так, Гражданский кодекс РФ устанавливает некоторый правовой ориентир для нормативных актов транспортного законодательства, которые в свою очередь более подробно определяют основания ответственности перевозчика применительно к конкретной сфере пассажирских перевозок. Нельзя не заметить тот факт, что степень и пределы ответственности перевозчика, напрямую зависят от того, каким видом транспорта и в каком сообщении осуществляется перевозка пассажиров. Соответственно, от вида транспорта (воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного), как правило, зависит опасность возникновения рисков возможного причинения вреда жизни и здоровью пассажира, количество материальных вложений перевозчика на случай покрытия своих расходных обязательств перед пассажиром, а от вида сообщения (международного, междугороднего, внутригородского) обычно зависят размеры распределения расходов между одним или несколькими перевозчиками. Перевозчик, таким образом, ставит своей целью заключить договор перевозки пассажира на наиболее выгодных для себя условиях с минимально возможным количеством рисков и затрат.

Как отмечает Гараев Э.М.,1 применение мер гражданско-правовой ответственности в отношении перевозчика поставлено в зависимость от соблюдения ряда условий и формальностей - прежде всего, от имени лица, права которого были нарушены, в адрес перевозчика необходимо направить претензию, причём в установленный законом срок, и лишь потом возможно обращение за защитой в юрисдикционные органы. Закон прямо определяет, что во всех договорах, имеющих непосредственное отношение к осуществлению перевозок грузов или пассажиров, необходимо соблюдать обязательный претензионный порядок заявления своих требований к противной стороне.

Кумалагатова Т.Т. пишет, что одной из ключевых составляющих

1 Гараев Э.М. Гражданско-правовая ответственность перевозчика в перевозочном процессе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №2. - С. 202.

гражданско-правовой ответственности перевозчика является его вина.2 В соответствии со ст. 401 ГК РФ установлен принцип виновной ответственности за правонарушения. Это означает, что перевозчик должен совершить такое нарушение условий договора перевозки, которое будет признано виновным и противоправным. Согласно ст. 795 ГК РФ, одним из случаев наступления ответственности перевозчика является задержка отправления пассажира. В соответствии с указанной нормой, перевозчик за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Данное основание ответственности перевозчика установлено по причине того, что в таком случае им нарушается главное условие по качеству и своевременности исполнения договора перевозки. Пассажир в этой ситуации может быть поставлен в крайне неудобное положение и понести существенные убытки. Исходя из данного правила, в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату, то есть возместить пассажиру причинённые убытки. При подготовке и принятии ГК РФ предполагалось, что новые транспортные уставы и кодексы будут содержать соответствующие нормы, конкретизирующие положения ГК РФ в части размера и порядка взыскания установленной им законной неустойки за данное нарушение. Все вновь принятые после введения в действие части второй ГК РФ транспортные уставы и кодексы, включают в себя правила, касающиеся ответственности перевозчика за задержку отправления пассажира. Так, ст. 110 УЖТ РФ устанавливает, что за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трёх процентов стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли не по вине перевозчика. Пассажиру также предоставляется право потребовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством РФ.3 В случае задержки отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить претензию об уплате штрафа, предусмотренного

2 Кумалагатова Т.Т. Вина как необходимое условие ответственности морского перевозчика // Бизнес в законе. - 2010. - №5. - С. 141.

3 Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 170.

ст. 110 УЖТ РФ, в адрес железной дороги отправления или назначения по своему усмотрению. К указанной претензии пассажир прилагает проездной документ или билет. Железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах её рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения претензии.

Нормами воздушного транспортного законодательства установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа. Так, ст. 120 ВЗК РФ определяет, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика.4 Указанная норма исключает из числа оснований применения соответствующего штрафа такое нарушение договора перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержку отправления транспортного средства, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от перевозки из-за длительной задержки отправления самолета. При таких обстоятельствах пассажир в соответствии с п. 2 ст. 795 ГК РФ вправе требовать возврата уплаченной провозной платы. Представляется, однако, что и в данном случае перевозчик не может быть освобождён от уплаты законной неустойки, установленной ГК РФ, в размере, предусмотренном ст. 120 ВЗК РФ.

Ещё одним основанием ответственности перевозчика можно обозначить утрату, недостачу и повреждение багажа. Согласно ч. 1 ст. 796 ГК РФ, перевозчик несёт ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Данное основание ответственности напрямую соотносится с обязанностью перевозчика обеспечить полную сохранность багажа в пути следования пассажира. В случае утраты или порчи багажа, пассажир несёт определённые убытки и материальные затраты, которые должен возместить перевозчик, если указанные обстоятельства произошли непосредственно по его вине и отсутствуют условия освобождения перевозчика от ответственности. Данная норма ГК РФ об ответственности перевозчика за несохранность багажа воспроизведена в ст. 107 УЖТ РФ, где используется практически та же формулировка, что и в ГК РФ. Устав автомобильного транспорта РФ полностью дублирует положения ГК РФ и в ч. 6 ст. 34 определяет, что

4 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1997. - №12. - Ст. 1383.

перевозчик несёт ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. При этом Устав закрепляет условия соответствующих выплат со стороны перевозчика за просрочку доставки багажа в пункт назначения. Так, в ч. 12 ст. 34 Устава сказано, что за просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере трёх процентов его провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы.5 Специальные основания ответственности перевозчика по договору морской перевозки пассажира за несохранность багажа установлены в КТМ РФ. В соответствии со ст. 186 КТМ РФ, перевозчик несёт ответственность за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей или полномочий. Утрата багажа пассажира или повреждение его багажа включает в себя ущерб, причинённый тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться. Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинён ущерб, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причинённого ущерба возлагается на истца. Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), в утрате или повреждении багажа предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа. В других случаях обязанность доказывания вины лежит на истце.6 Согласно п. 3 ст. 197 КТМ РФ, указанные правила об ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа и об ограничении такой ответственности не применяются при его перевозке в каботаже, то есть они рассчитаны исключительно на регулирование правоотношений, вытекающих из договора морской перевозки в заграничном сообщении. Что же касается ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа при его перевозке в каботаже, то какие-либо специальные правила на этот счёт в КТМ РФ отсутствуют, и предполагается, что такая ответственность должна наступать в соответствии с нормами российского гражданского законодательства Значит, и в этом случае подлежит применению норма, содержащаяся в п. 1 ст. 796 ГК РФ.

5 Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №46. - Ст. 5555.

6 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №18. - Ст. 2207.

Отметим, что Гражданский Кодекс РФ и акты российского транспортного законодательства устанавливают условия возмещения ущерба и правила расчёта нанесённого ущерба пассажиру. Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажиров, в том числе за несохранность или повреждение перевозимого багажа, носит ограниченный характер. Ущерб, причинённый при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

• В случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа.

• В случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости.

• В случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счёте продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счёта или указания цены в договоре, исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Транспортные уставы и кодексы могут устанавливать свои пределы определения нанесённого ущерба. Так, например, согласно ст. 119 ВЗК РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - перевозчик несёт ответственность в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей. Как считает Л.В. Ладочкина, в связи с тем, что законодатель ограничил в целях защиты интересов перевозчика пределы его ответственности, представляется необходимым увеличить размеры этой ответственности, так как пассажир не имеет возможности участвовать в определении условий договора.7 Во всех указанных случаях перевозчик освобождается от ответственности при наличии обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военных действий, при прекращении или ограничении перевозки грузов в определённых направлениях, установленных в соответствующем порядке и в иных случаях.8 Помимо общих условий освобождения от ответственности, для перевозки каждым видом транспорта существуют и специальные условия. Для железнодорожного транспорта - это особые естественные свойства перевозимого багажа или сдача для перевозки багажа, влажность которого превышает установленные нормы. Для воздушных судов - это случаи, когда были предприняты все действия для предотвращения вреда, либо не было

7 Ладочкина Л.В. Некоторые аспекты договора перевозки пассажиров и багажа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - №5. - С. 80-81.

8 Там же. - С. 81.

возможности предотвратить вред, для судов внутреннего водного транспорта - неправильные действия и указания пассажира или лица, управомоченного на получение багажа.

В соответствии со ст. 800 ГК РФ, перевозчик несёт ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, который определяется по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Положения об ответственности перевозчика прописаны во всех транспортных уставах и кодексах в связи с тем, что нарушение условий договора относительно безопасности осуществления пассажирских перевозок может создать угрозу жизни и здоровью пассажира. Пассажиру в данном случае причиняется уже не материальный или имущественный ущерб, а вред личного характера. Размер возмещения вреда, причинённого повреждением здоровья пассажира, определяется по правилам, предусмотренным ст. 1085 ГК РФ. В случае причинения гражданину увечья или при ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение. Объём и размер возмещения вреда, определяемые в соответствии с указанными правилами ГК РФ, могут быть лишь увеличены законом или договором. Транспортные уставы и кодексы регламентируют правила возмещения ущерба за причинения вреда жизни и здоровью пассажира. Так, согласно ст. 113 УЖТ РФ, перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счёт возмещения вреда, причинённого при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с законодательством РФ. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей. Нормативы по выплате указанной компенсации в зависимости от характера и степени причинённого вреда определены соответствующим Постановлением Правительства РФ.9 Воздушное законодательство РФ устанавливает отсылочную норму о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью пассажира. Согласно ст. 119 ВЗК РФ ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством. В соответствии со ст. 117 ВЗК РФ перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счёт возмещения вреда, причинённого здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ. Как отмечает Махиборода М.Н., законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Однако если вред причинён по просьбе или с согласия

9 Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего // Собрание законодательства РФ. -2012. - №47. - Ст. 6512.

потерпевшего, а действия причинителя не нарушают нравственные принципы общества, то в возмещении может быть отказано. За вред, причинённый жизни или здоровью третьих лиц при воздушной перевозке, владелец воздушного судна также несёт ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством РФ.10 Имущественную ответственность за вред, причинённый жизни или здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причинённый имуществу третьих лиц, несёт владелец воздушного судна. Согласно положениям ВЗК РФ, при этом он имеет право заявлять регрессные требования к виновному лицу. В силу положений КТМ РФ, при осуществлении морских перевозок существуют различия в определении размеров ответственности перевозчика в зависимости от вида перевозки: в заграничном сообщении, и при условии, что перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами РФ, либо же при осуществлении перевозок в каботаже. В последнем случае ответственность перевозчика за вред, причинённый жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гражданского законодательства РФ.

Следует вывод, что ответственность перевозчика за вред, причинённый жизни и здоровью пассажира при осуществлении перевозки определяется главным образом по правилам ГК РФ, а также в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Исходя из проведённого анализа транспортного законодательства, большинство указанных норм содержит отсылочный характер к положениям гл. 59 ГК РФ, а также к правилам об ответственности, которые установлены международными договорами в сфере пассажирских перевозок. Отсутствие дифференциации возмещения ущерба пассажиру в случаях причинения вреда его жизни и здоровья в зависимости от конкретного вида перевозок, создаёт ряд вопросов, связанных в первую очередь со степенью повышенной опасности осуществления перевозок тем или иным видом транспортом, частотой осуществления перевозок и выплатой причитающейся пассажиру компенсации. Транспортному законодательству следует определить свои специальные критерии возмещения вреда пассажирам в зависимости от наличия конкретных оснований наступления гражданско-правовой ответственности перевозчика. Например, в зависимости от того, какое количество пассажиров перевозится на данном транспортном средстве, а также возможные риски, в случаях, если пассажирам будет причинён вред жизни и здоровью.

Таким образом, по итогам проведённого анализа норм российского гражданского и транспортного законодательства об условиях наступления ответственности перевозчика можно сделать следующие выводы:

1. Основания гражданско-правовой ответственности перевозчика нормативно закреплены в Гражданском кодексе РФ и далее в транспортных

10 Махиборода М.Н. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна // Бизнес в законе. - 2008. - №2. - С. 83.

уставах и кодексах.

2. Наиболее распространёнными основаниями привлечения перевозчика к ответственности являются: причинение перевозчиком вреда жизни и здоровью пассажиров, нарушение условий договора пассажирской перевозки (задержка отправления пассажира, неподача транспортного средства), утрата или повреждение ручной клади или багажа пассажира в процессе перевозки.

3. В законе существует ряд общих и специальных оснований, по которым перевозчик может быть освобождён от ответственности.

4. В сфере осуществления пассажирских перевозок необходимо соблюдать обязательный претензионный порядок урегулирования возникающих правовых споров между сторонами.

Подводя итог, отметим, что при осуществлении пассажирских перевозок перевозчик в первую очередь должен обеспечить качество, своевременность и безопасность оказания данного вида услуги каждому пассажиру, с которым перевозчик вступил в договорные отношения. В противном случае перевозчик, независимо от организационно-правовой формы и при наличии установленных законом оснований, несёт гражданско-правовую ответственность, а это означает возникновение у него не только дополнительных материальных затрат, но и соответствующих правовых обязательств перед своими контрагентами по действующему договору.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №12. - Ст. 1383.

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №18. - Ст. 2207.

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 170.

5. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №46. - Ст. 5555.

6. Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164 Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №47. -Ст. 6512.

7. Гараев Э.М. Гражданско-правовая ответственность перевозчика в перевозочном процессе // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. -№2. - С. 202.

8. Кумалагатова Т.Т. Вина как необходимое условие ответственности морского перевозчика // Бизнес в законе. - 2010. - №5. - С. 141.

9. Ладочкина Л.В. Некоторые аспекты договора перевозки пассажиров и

багажа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. -2013. - №5. - С. 80-81.

10. Махиборода М.Н. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна // Бизнес в законе. - 2008. - №2. - С. 83.

УДК 33

Аббасов Э.И. студент магистратуры Расщепихин А.А. студент магистратуры МАДИ(ГТУ) Россия, г. Москва

ИНВЕСТИЦИИ В СПОРТ

Аннотация: в данной статье описываются инвестиции и спорт как факторы, играющие очень важную роль в развитии общества. В статье приводится статистически данные, которые подтверждают, что инвестиции и спорт снижают затраты государства на медицинское обеспечение и увеличивают трудоспособный возраст человека. Однако спорт оказывает стимулирующее влияние на многие секторы экономики и прежде всего на развитие городов-организаторов, а значит, что большую роль в этом влияние играют спортивные инвестиционные проекты.

Ключевые слова: инвестиции; спорт; труд; инвестиционные проекты; физическое воспитание; финансирование.

INVESTMENT IN SPORT

Abstract: this article describes the investment and sport as factors that play a very important role in the development of society. The article provides the statistics, which show that investments and activities to reduce state expenses on medical care and increase the age of the person. However, the sport has a stimulating effect on many sectors of the economy and especially on the development of host cities, which means that a large role in the influence of playing sports investment projects.

Index terms: investing; sports; work; investment projects; physical education; financing.

Спорт в нашей стране за последние время сыграл очень важную роль в развитии общества. «Спорт -деятельность, направленная на развитие физического здоровья, представляет собой часть общей культуры и включает овладение спортивным мастерством, научными знаниями в этой области» [4]. Одновременно с развитием спорта, развивалась и структура инвестиций.

Несмотря на некоторые изменения в спортивной отрасли, эффективность физической культуры не высокая. Основой чего является то, что вложение финансовых ресурсов в спорт должно быть обеспечено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.