Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / ТРАНСПОРТ / ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕРЕВОЗЧИК / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абакумов Н. В.

В статье автором рассматриваются особенности правового статуса перевозчика в рамках заключения и исполнения договора пассажирских перевозок на различных видах транспорта. Автор раскрывает и анализирует комплекс нормативных актов, регулирующих пассажирские перевозки в России, обращая основное внимание на права и обязанности перевозчика, которыми определяется его правовое положение в данном гражданско-правовом договоре. Автором не выделяется какая-либо конкретная сфера пассажирских перевозок в зависимости от вида транспорта. В ходе написания статьи автором была предпринята попытка провести комплексный анализ правовых норм, в которых закреплены отдельные права и обязанности перевозчика применительно к той сфере перевозок, в которой предполагается действие и исполнение заключённого между сторонами договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE LEGAL STATUS OF THE CARRIER UNDER THE CONTRACT OF PASSENGER TRANSPORT

In the article author considers the peculiarities of the legal status of the carrier in the framework of the conclusion and execution of the contract of passenger transportation by different modes of transport. The author reveals and analyzes the complex regulations governing passenger transportation in Russia, focusing on the rights and obligations of the carrier, which is defined by its legal status in the civil contract. The author is not allocated to any specific field of passenger transport depending on the mode of transport. In the course of writing the article, author attempted to conduct a comprehensive analysis of legal norms, which enshrined individual rights and responsibilities of the carrier for the transportation in which it is assumed the operation and performance of the concluded between parties to the contract.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК»

Абакумов Н.В. студент, 4 курс направление подготовки "Юриспруденция " ВШЭУиП С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова

Россия, г. Архангельск

Abakumov N. V.

Student 4th year, Law Faculty Northern (Arctic) Federal University (NArFU)

Russia, Arkhangelsk ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК SPECIFICS OF THE LEGAL STATUS OF THE CARRIER UNDER THE CONTRACT OF PASSENGER TRANSPORT

Аннотация: В статье автором рассматриваются особенности правового статуса перевозчика в рамках заключения и исполнения договора пассажирских перевозок на различных видах транспорта. Автор раскрывает и анализирует комплекс нормативных актов, регулирующих пассажирские перевозки в России, обращая основное внимание на права и обязанности перевозчика, которыми определяется его правовое положение в данном гражданско-правовом договоре. Автором не выделяется какая-либо конкретная сфера пассажирских перевозок в зависимости от вида транспорта. В ходе написания статьи автором была предпринята попытка провести комплексный анализ правовых норм, в которых закреплены отдельные права и обязанности перевозчика применительно к той сфере перевозок, в которой предполагается действие и исполнение заключённого между сторонами договора.

Ключевые слова: гражданское право, гражданско-правовой договор, транспорт, перевозочные процессы, стороны, перевозчик, права, обязанности.

Annotation: In the article author considers the peculiarities of the legal status of the carrier in the framework of the conclusion and execution of the contract of passenger transportation by different modes of transport. The author reveals and analyzes the complex regulations governing passenger transportation in Russia, focusing on the rights and obligations of the carrier, which is defined by its legal status in the civil contract. The author is not allocated to any specific field of passenger transport depending on the mode of transport. In the course of writing the article, author attempted to conduct a comprehensive analysis of legal norms, which enshrined individual rights and responsibilities of the carrier for the transportation in which it is assumed the operation and performance of the concluded between parties to the contract.

Key words: civil law, civil contract, transport, transportation processes, parties of the contract, carrier, rights, duties.

В современном мире транспорт является связующим звеном в экономике не только государства в отдельности, но и всего международного сообщества в целом, следовательно, он представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, чёткой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности и торговли. По мнению Шуравиной Е.Н.,66 при осуществлении пассажирских перевозок в качестве, транспортных средств выступают, как правило, самолёты, поезда, автобусы, автомобили, суда. Транспортными устройствами также выступают стоянки, депо, остановки и другие необходимые объекты. Таким образом, современная транспортная система имеет очень сложную и разветвлённую структуру, каждая часть которой связана с эффективным функционированием всей системы в целом. В результате широкого развития внутренней и внешней транспортной сети появилась необходимость создания различных нормативно-правовых актов, регулирующих комплекс указанных правоотношений. Центральное место занимает непосредственно гражданско-правовой договор перевозки пассажира, который прямо определяется Гражданским Кодексом РФ (далее - ГК РФ). Нормы, связанные с конкретным видом перевозок, предусмотрены соответствующими транспортными уставами и кодексами. Такой комплекс нормативных актов свидетельствует о том, что законодатель учитывает особую правовую значимость рассматриваемого нами вида услуг в целях повышения качества их исполнения.

Следует подчеркнуть, что договор перевозки пассажира и багажа является одним из наиболее распространённых гражданско-правовых договоров, так как транспорт играет основную роль в жизнедеятельности государства. Ежедневно каждый из нас пользуется услугами общественного транспорта в своём населённом пункте, а в случае возникновения необходимости, услугами междугородних и международных перевозок. Мы не можем представить современную жизнь без транспорта, транспорт - это важнейшая система, обеспечивающая развитие как государства в целом, так и отдельных населённых пунктов в частности. Анализируя правовую норму ст. 786 ГК РФ,67 закрепляющую понятие договора перевозки пассажира, в первую очередь, необходимо остановиться на представленном субъектном составе. Законодатель чётко указал, что сторонами по договору является пассажир и перевозчик. Перевозчик в представленном гражданско-правовом обязательстве - сторона, которая непосредственно осуществляет доставку пассажира и его вещей в пункт назначения за установленную договором на основе специальных тарифов в области транспортного

66 Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - №90. - С. 58.

67 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

регулирования плату. К особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести также и то обстоятельство, что в качестве перевозчика часто выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признаётся субъектом публичного договора и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина. Перевозчик, как и его контрагент - пассажир, наделяется комплексом прав и обязанностей, несёт ответственность за ненадлежащее исполнение им своих обязательств.

Регулирование перевозок по сухопутным, водным и воздушным путям сообщения производится на основе специальных норм, учитывающих специфику техники операций каждого вида транспорта. Найдёнова Н.Ю. считает, что немногие из пассажиров знают о том, что простой проезд на любом виде транспорта от одного места к другому регламентируется целым комплексом правовых актов. Транспортная деятельность развивается под воздействием гражданского права, а транспортные перевозки регулируются не только гражданским правом, но и специальным законодательством.68

По договору перевозки пассажира одной из сторон представленного субъектного состава является перевозчик. Для надлежащего исполнения договора на перевозчика со стороны законодателя возлагается широкий круг обязанностей, сопряжённых, как правило, с реализацией пассажирами своих прав. Стоит отметить, что к перевозчику, как к стороне, от которой главным образом зависит качество исполнения договора перевозки, могут быть применены меры гражданско-правовой ответственности.

Прежде чем говорить о правах перевозчика, следует остановиться на анализе его основных обязанностей по договору перевозки. Круг основных обязанностей перевозчика предопределён самим понятием договора перевозки пассажира. В ст. 786 ГК РФ установлено, что перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Таким образом, ГК РФ установил главную обязанность перевозчика, которая заключается в доставке пассажира и багажа в пункт назначения. Вместе с тем, следует заметить, что одной такой нормой Гражданского кодекса РФ обязанности перевозчика не ограничиваются. Обязанность перевозчика по перевозке пассажира и его багажа следует толковать расширительно. По мнению Залесского В.В., из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом обязанности перевозчика: доставить пассажира в пункт назначения, в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира,

68 Найдёнова Н.Ю. Отграничение договора перевозки пассажира от договора перевозки багажа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - №1. - С. 105-106.

преимущественно за дополнительную плату.69 Согласно транспортному законодательству, пассажиры имеют право приобретать билеты в зависимости от степени комфортности предоставляемых мест.

Гражданский кодекс РФ определяет ещё одну общую обязанность перевозчика, связанную с обеспечением своевременного исполнения договора перевозки. Согласно ст. 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определённые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Следовательно, исполнение договора перевозки не может быть необоснованно растянуто во времени. Это обуславливается тем, что договор перевозки имеет срочный характер. Пассажиру необходимо прибыть в пункт назначения к определённому времени, а перевозчику - закончить перевозку пассажира в срок и приступить к осуществлению новых перевозок. В случае если сроки по договору перевозки нарушаются, каждая из сторон может понести серьёзные убытки, которые могут быть выражены во множестве факторов. Транспортное законодательство в отношении указанной обязанности перевозчика по соблюдению сроков договора перевозки основывается, по общему правилу, на норме, установленной ГК РФ. При этом сроки могут дополнительно регулироваться соответствующими актами. Так, например, Кодекс торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) определяет периоды перевозки пассажира. По правилам ст. 182 КТМ РФ, в отношении пассажира и его каютного багажа установлены: период, в течение которого пассажир и (или) его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот.70

Отметим, что применительно к отдельным видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счёт того, что пассажир может воспользоваться теми правами, которые непосредственно возлагают на перевозчика соответствующие обязанности. Так, к примеру, в п. 123 Федеральных авиационных правил РФ (далее - ФАП РФ) отмечено, что перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.71 Указанные нормы устанавливаются самим перевозчиком в соответствии со специальными правилами.

В случае реализации пассажиром права на бесплатный провоз детей по правилам транспортного законодательства, перевозчик обязуется вместе с пассажиром перевезти в место назначения и указанных лиц. При этом

69 Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. - 2000. - № 9. - С. 17.

70 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №18. - Ст. 2207.

71 Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 Об утверждении Федеральных авиационных правил // Российская газета. - 2007. - №225.

перевозчик, в соответствии с п. 86 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом РФ, имеет право потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребенка, например, свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка.72 Далее можно указать обязанность перевозчика по предоставлению пассажиру места, соответствующего приобретённому проездному документу. Согласно ст. 84 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ), в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если же пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им по проездном документу, то пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.

Некоторые обязанности перевозчика сопряжены непосредственно с обеспечением качества, комфорта и безопасности перевозки пассажира. Так, в соответствии со ст. 80 УЖТ РФ железные дороги должны обеспечивать своевременность перевозок пассажиров и доставки багажа, безопасное и качественное обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах, создание необходимых для пассажиров удобств, сохранность перевозимых багажа и грузобагажа. Железные дороги обязаны обеспечивать движение пассажирских поездов по расписанию.73 Исполнение указанной выше обязанности перевозчика по обеспечению безопасности пассажиров обеспечивается страхованием жизни и здоровья пассажиров. Так, например, договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров заключается при осуществлении перевозок метрополитеном. В данном случае можно говорить о том, что законодатель предусмотрел заключение такого договора для обеспечения безопасной перевозки граждан транспортными средствами повышенной опасности, где не исключены возможные случаи угрозы жизни и здоровью пассажиров, получения ими травм и увечий.

В обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира и багажа входит оказание пассажиру определённых услуг, связанных с сервисным обслуживанием. Например, при проезде в поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного белья включена в

72 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №9. - С. 1102.

73 Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 170.

стоимость проезда.74 В пассажирских поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное сервисное обслуживание.

Практически при осуществлении любых видов перевозок предусмотрена важная обязанность перевозчика по информированию пассажиров о правилах пользования транспортным средством, об организаторе перевозок, об экипаже, обслуживающим пассажиров в пути их следования, о дополнительных сервисных услугах и установленных на них ценах. Так, согласно ч. 2 ст. 99 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ), в местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров по правилам российского законодательства о защите прав потребителей и оказания услуг.75 В соответствии с п. 10 Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте РФ установлен перечень информации, которую перевозчик достоверно и надлежащим образом должен доносить до пассажира с помощью размещения схем, карт, объявлений в салоне транспортного средства.76

Нельзя забывать и о том, что пассажирами по договору перевозки могут выступать, например, граждане с ограниченными возможностями. В этом случае на перевозчика также могут быть возложены дополнительные обязанности по обеспечению перевозки указанных пассажиров. Следует заметить, что в случае, когда на стороне пассажира выступают граждане с ограниченными возможностями, такой договор будет иметь свои особенности, вытекающие из правового положения пассажиров-инвалидов. Так, Воздушный Кодекс РФ (далее - ВЗК РФ) в ч. 10 ст. 37 устанавливает требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающим доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения. Это означает, что воздушные суда должны быть оборудованы для перевозки пассажиров из числа инвалидов. При этом ВЗК РФ в ч. 5 ст. 106.1 закрепляет императивное правило о том, что не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия подобных технических средств и оборудования. Однако практика свидетельствует о том, что зачастую граждане-инвалиды сталкиваются с ситуацией, когда перевозчики отказываются принимать их

74 Абова Т.Е., Ляндрес В.Б. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог РФ. - М. - 2008. - С. 159.

75 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №11. - С. 1001.

76 Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №7. - Ст. 646.

на борт воздушного судна. Такой неправомерный и необоснованный отказ перевозчика служит основанием для защиты прав граждан с ограниченными возможностями. При пользовании пассажирами из числа инвалидов объектами транспортной инфраструктуры на перевозчика в установленном законом порядке возлагается целый комплекс дополнительных обязанностей. Так, в ч. 2 ст. 21.1 Устава автомобильного транспорта РФ (далее - УАТ РФ) закреплено, что владельцем объекта транспортной инфраструктуры обеспечивается оборудование объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для обслуживания пассажиров, низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи, дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме.

Таким образом, по способу правового регулирования все обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира могут быть условно дифференцированы на две группы. К первой относятся обязанности, которые положительным образом не регулируются, но вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению указанных прав. Ко второй - обязанности перевозчика, установленные и регламентированные непосредственно транспортным законодательством. Первую группу составляют так называемые факультативные обязанности перевозчика, то есть те обязанности, которые возникают только в случае реализации пассажиром своих прав. При этом возникновение факультативных обязанностей перевозчика означает и то, что у перевозчика могут появиться дополнительные права, связанные с обеспечением исполнения таких обязанностей. К примеру, в УАТ РФ в ст. 22 сказано, что перевозчик обязан информировать пассажира о нормах и об условиях оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади. Соответственно, перевозчик устанавливает правила провоза багажа и ручной клади в целях обеспечения безопасной и комфортной перевозки всех пассажиров. При осуществлении перевозок транспортом общего пользования, такая возможность предоставляется законодателем перевозчику по причине публичного характера договора, который должен заключаться со всеми пассажирами на равных условиях.

Проанализировав обязанности, следует обратить внимание, что по договору пассажирских перевозок перевозчик наделяется и комплексом прав, которые позволяют ему защищать свои законные интересы. В Гражданском кодексе РФ вопрос о правах перевозчика законодателем никак не поднят. Но это не означает, что перевозчик не защищён с точки зрения закона и лишён возможности отстаивать свои права, в случаях нарушений со стороны его контрагента. Транспортное законодательство определяет права перевозчика в зависимости от сферы осуществления перевозок и других

обстоятельств в ходе исполнения договора перевозки.

Так, в связи со спецификой работы транспортных организаций, деятельность которых связана с повышенным риском для жизни и здоровья пассажиров, в ряде случаев законодатель предоставляет перевозчику право в случаях угрозы безопасности пассажиров пожертвовать условием договора перевозки о сроке доставки пассажира в пункт назначения. В ст. 185 КТМ РФ сказано, что перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место посадки и (или) высадки пассажира, если такие действия необходимы вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки пассажира, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Таким образом, в данном случае приоритет отдаётся обеспечению безопасности перевозок, сохранению жизни и здоровья пассажира, нежели срочности самого договора. Это логика законодателя объяснима тем, что перевозка различными транспортными средствами связана с повышенной опасностью для пассажиров и с определённой степенью риска.

Ещё более серьёзным образом ситуация обстоит при осуществлении пассажирских перевозок воздушными судами. В п. 76 ФАП РФ указано, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полётов и (или) авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. Воздушный кодекс РФ в своих положениях также предусматривает право перевозчика на односторонний отказ от действия договора воздушной перевозки. Так, в ч. 1 ст. 107 ВЗК РФ определены случаи, когда перевозчик имеет право на расторжение договора. При этом по правилам ч. 1.1 ст. 107 ВЗК РФ, бремя доказывания наличия законных оснований для расторжения договора воздушной перевозки

77

пассажира лежит на перевозчике.

В случае если пассажир сдаёт багаж, перевозчик также наделяется определёнными правами, связанными с осуществлением качественной доставки багажа в пункт назначения. Провоз пассажиром личных вещей может обременять перевозчика дополнительными расходами на доставку багажа. Пассажир сдаёт багаж к перевозке за определённую плату, которая устанавливается специальными тарифами. Следовательно, перевозчик имеет право при перевозке багажа требовать от пассажира уплаты за это провозной платы, тем самым компенсируя свои затраты. Иногда при исполнении договора перевозки возникают ситуации, когда сданные в багаж вещи остаются не востребованными. К такому багажу применяются специальные

77 Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1997. - №12. - Ст. 1383.

правила транспортного законодательства, которые закрепляют некоторые права перевозчика при возникновении данной ситуации. В ч. 10 ст. 22 УАТ РФ закреплено, что перевозчик вправе реализовать багаж, не востребованный в течение тридцати суток со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения багажа. 78 При этом следует обратить внимание, что перевозчик в данном случае ограничен в свободе своих действий.

Таким образом, подводя итог анализу правового положения перевозчика по договору перевозки пассажиров и багажа, отметим, что перевозчик обладает достаточно широким перечнем обязанностей, которые зачастую возникают в случаях реализации пассажиром своих прав. Перевозчик не лишён права на отстаивание и защиту своих законных интересов. В ряде случаев перевозчик может устанавливать некоторые ограничения для пассажиров в целях безопасной и комфортной перевозки, защиты от ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны пассажира, а также возмещения своих затрат по причине того, что перевозчик по данному договору является стороной наиболее подверженной материальным и имущественным рискам.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №12. - Ст. 1383.

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №18. - Ст. 2207.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №11. - Ст. 1001.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №2. - Ст. 170.

6. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №46. - Ст. 5555.

7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №7. - Ст. 646.

8. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №9. - С. 1102.

78 Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №46. - Ст. 5555.

9. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 Об утверждении Федеральных авиационных правил // Российская газета. - 2007. - №225.

10. Абова Т.Е., Ляндрес В.Б. Комментарий к Транспортному уставу железных дорог РФ. - М. - 2008. - 304 с.

11. Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. - 2000. - № 9. - С. 15-21.

12. Найдёнова Н.Ю. Отграничение договора перевозки пассажира от договора перевозки багажа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - №1. - С. 105-109.

13. Шуравина Е.Н. Проблемы современной транспортной системы России // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - №90. - С. 5862.

УДК 374.4

Борисов Д.А. студент магистратуры ФГБОУВО Самарский государственный экономический университет Россия, г. Самара

ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Аннотация: Статья посвящена понятию договора аренды недвижимого имущества. Указаны, представленные в литературе, теоретические взгляды относительно правовой природы договора аренды. Изложены предложения по изменению действующего законодательства. Представлено авторское определение договора аренды недвижимого имущества.

Ключевые слова: договор аренды, недвижимое имущество, правовая конструкция, Гражданский кодекс РФ, обязательственные права.

Borisov D.А., the graduate student Samara state University of Economics

Russia, Samara

CONCEPT OF THE CONTRACT OF RENT OF REAL ESTATE

Annotation: The article is devoted to the concept of a real estate lease contract. The theoretical views on the legal nature of the lease agreement are indicated in the literature. Suggestions are made to change the current legislation. The author's definition of the real estate lease contract is presented.

Keywords: lease agreement, real estate, legal construction, Civil Code of the Russian Federation, obligations rights.

Общее понятие договора аренды дано в ст. 606 ГК РФ, согласно которой: «По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.