способствует приход западных банков на рынок потребительского кредитования и привлечение иностранных специалистов. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на сектор потребительского кредитования оказывает активное внедрение информационных технологий и виртуальных сервисов, а также промышленного подхода в организации кредитного процесса.
Использованные источники:
1. Козлова Д.Д. Потребительский кредит: правовая природа и сущность // Юридический вестник молодых ученых. — 2015. — №23. — С. 41-49.
2. Литвинова С. А. Розничное кредитование: учебное пособие /Директ-Медиа- 2015 г. - 182 с.
3. Трушникова А.Д. Состояние, проблемы и перспективы кредитования банками физических лиц в Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. — 2017. — №36. — С. 24-36.
4. Шаламов Г.А. Кредитные карты и перспективы их использования населением // Новые технологии. — 2015. — №12. — С. 45-61.
УДК 347.763
Абакумов Н.В. студент магистратуры 1 курса направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» ВШЭУиП С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова
Россия, г. Архангельск ПРАВОВОЙ СТАТУС МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП ГРАЖДАН В ДОГОВОРЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация: В настоящей статье автором проводится комплексный анализ отдельных элементов правового статуса маломобильных категорий населения по договору пассажирских перевозок в воздушном транспортном сообщении. В качестве нормативной базы заявленного научного исследования автор использует акты российского гражданского и транспортного законодательства, регулирующие сферу воздушных пассажирских перевозок. В целях создания положительной динамики выхода из сложившейся негативной ситуации автор поднимает наиболее острые проблемы и предлагает эффективные пути их решения. Для подтверждения высказанных в статье тезисов автор обращает внимание на актуальную судебную практику, которая доказывает необходимость существенных изменений в воздушной сфере пассажирских перевозок маломобильных групп граждан.
Ключевые слова: гражданское право, транспортное право, договор пассажирской перевозки, воздушный транспорт, перевозчик, пассажир.
Abakumov N. V.
Student of magistracy Northern (Arctic) Federal University (NArFU)
Russia, Arkhangelsk
LEGAL STATUS OF THE PEOPLE WITH LIMITED MOBILITY IN THE PASSENGERS CARRIAGE CONTRACT BY AIR TRANSPORT:
PROBLEMS AND SOLUTIONS
Annotation: In this article, author provides a comprehensive analysis of the individual elements of legal status of the people with limited mobility under the contract of passenger transportation in air transport. The author uses some important laws of the Russian civil and transport legislation regulating the sphere of air passenger transportation as a normative base of this scientific research. In order to create a positive dynamic out of the current negative situation, the author raises the most pressing problems and offers some effective ways to solve them. To confirm the statements expressed in this article, the author draws attention to the current judicial practice, which proves the necessity for significant changes in the air passenger transport of limited mobility groups of citizens.
Keywords: civil law, transport law, contract of passenger transportation, air transport, carrier, passenger.
Обеспечение маломобильных категорий граждан условиями транспортной доступности при оказании им услуг по пассажирским перевозкам, несомненно, одна из ключевых и наиболее серьёзных проблем социальной сферы в современной России. Несмотря на принятие Российской Федерацией комплекса международных обязательств и внесение соответствующих изменений в нормативные акты транспортного законодательства, перевозки маломобильных групп населения до сих пор остаются для них труднодоступными, вызывают огромное количество судебных споров с перевозчиками, и самое главное - доставляют инвалидам значительное количество реальных неудобств в обычной жизни. В связи с чем, на наш взгляд, определённый теоретический и практический интерес представляют перевозки пассажиров из числа инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями в воздушном сообщении. Высказанный тезис предопределяют несколько весомых причин. Во-первых, воздушные суда позволяют маломобильным категориям пассажиров добраться до пункта назначения кратчайшим путём с экономией времени. Во-вторых, стоит согласиться с мнением К.А. Антипьева, который пишет, что любой случай нарушения авиакомпанией прав инвалида быстро становится достоянием гласности, бьёт по имиджу компании. А случаи, когда инвалидов не пускают на борт самолёта российских авиакомпаний, вовсе не единичны25.
Прежде всего, укажем перечень нормативных актов, регулирующих
25 Антипьев К.А., Малкова М.А. Проблема защиты прав авиапассажиров с ограниченными возможностями // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - №2. - С. 17.
правовой статус пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в сфере пассажирских перевозок воздушным транспортом. Базовым законом здесь выступает Воздушный Кодекс Российской Федерации (далее - ВЗК РФ)26, положениями которого определяются отдельные условия воздушной перевозки таких пассажиров, а также вопросы оказания им комплекса дополнительных услуг. В Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 8227 (далее - ФАП РФ) легально урегулированы все правовые моменты, связанные с воздушной перевозкой маломобильных категорий граждан. Кроме того, сравнительно недавно был принят Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утверждённый Приказом Министерства транспорта РФ от 15.02.2016 № 24 28 (далее -Порядок). Особенность воздушного транспортного законодательства заключается в том, что согласно п. 2 ст. 102 ВЗК РФ, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Как отмечает О.И. Аксаментов, данный источник права не является нормативным правовым актом, однако, принимая во внимание положение п. 2 ст. 102 ВЗК РФ, которое носит бланкетный характер, стороны этих отношений должны им руководствоваться 29 . Далее автор подчёркивает, что важно чётко представлять, как все вышеперечисленные источники соотносятся между собой. Каждый последующий источник не должен противоречить предыдущему 30 . Тем не менее, несмотря на обилие существующей законодательной базы, нам следует согласиться с мнением К.А. Антипьева, который считает, что российские нормативные акты, регулирующие авиаперевозки пассажиров с ограниченными возможностями, не изобилуют императивностью формулировок. Во многом это связано как с новизной проблемы перевозок таких граждан, так и с нежеланием предъявлять жёсткие требования к участникам рынка авиаперевозок 31 . Справедливость тезиса подтверждает наличие большого количества судебных споров в сфере воздушных пассажирских перевозок, связанных с нарушением прав маломобильных категорий граждан.
26 Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №12. - Ст. 1383.
27 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 // Российская газета. - 2007. - №225. - 10 октября.
28 Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах. Приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 24 // Российская газета. - 2016. - №70. - 04 апреля.
29 Аксаментов О.И. О правовом режиме перевозки пассажира, лишенного зрения // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - №144. - С. 118-119.
30 Там же. - С. 119.
31 Антипьев К.А., Малкова М.А. Проблема защиты прав авиапассажиров с ограниченными возможностями // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - №2. - С. 18.
Далее обратимся непосредственно к нормам воздушного законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 106.1 ВЗК РФ, при заключении договора воздушной перевозки пассажира, пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику об имеющихся ограничениях жизнедеятельности для обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки. Согласно п. 3 ст. 106.1 ВЗК РФ, перевозчик не вправе требовать документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров.
Заметим, что по правилам п. 5 ст. 106.1 ВЗК РФ, не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования. Нередко возникает ситуация, когда авиаперевозчики отказывают маломобильным пассажирам в перевозке, руководствуясь при этом п.п. 3 п. 1 ст. 107 ВЗК РФ, мотивируя свой отказ отсутствием «особых условий перевозки» или «угрозой несоблюдения иных требований, связанных с авиационной безопасностью и безопасностью полётов». Раньше довольно часто встречались случаи, когда авиакомпании отказывали пропустить на борт пассажира. В 2009 году в аэропорту «Домодедово» незрячего пассажира не пропустили на борт самолёта авиакомпании «Сибирь». При этом авиакомпания ссылалась на внутренние правила, запрещающие находиться на борту самолета инвалиду по зрению без сопровождения или собаки-поводыря. По словам самого инвалида, на его билете представители авиакомпании «Сибирь» написали: «в перевозке отказано в соответствии с внутренней инструкцией»32. В другом примере, суд удовлетворил требования истицы, которая обратилась в суд с намерением взыскать с авиаперевозчика денежную сумму в размере одного миллиона рублей за то, что её не пустили на борт самолета без сопровождающего лица. Она отмечала, что при покупке билета, ей никто не говорил, что должен лететь кто-то сопровождающий. Состояние её здоровья такой заботы не требовало. Сторона ответчика заверяла, что сотрудники авиаперевозчика действовали в рамках установленных правил. С их точки зрения, авиакомпания по своему усмотрению может не пустить пассажира-инвалида в самолёт без сопровождающего лица. Итоговая сумма компенсации составила пятьдесят тысяч рублей, на авиакомпанию был наложен штраф в размере двадцать пять тысяч рублей. Вынесенным решением истица осталась довольна, а её представители отметили главным итогом заседания признанный факт нарушения прав пассажира из числа инвалидов33. Таким образом, подобные действия перевозчиков, очевидно, нарушают требования федерального воздушного законодательства. Несмотря на дальнейшие изменения транспортных актов в части улучшения правового положения пассажиров с ограниченными возможностями, подобные случаи
32 Третьякова Л. В перевозке отказано // АвиаПорт: [Электронный ресурс]. - 2009. - 20 февр. URL: http://www.aviaport.ru/ (дата обращения: 03.04.2018).
33 Официальный сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/1043948 (дата обращения 03.04.2018).
всё равно происходят в практике и вызывают массовый общественный резонанс. Н.В. Сирик, комментируя изложенные выше обстоятельства, правильно указывает, что гражданин с ограниченными возможностями тоже является пассажиром, а, следовательно, перевозчик обязан исполнить свои обязательства по договору воздушной перевозки34. По нашему мнению, перевозчик не только обязан исполнить заключённый договор, но и не имеет права отказывать такому пассажиру в заключении с ним договора. В контексте изложенных выше факторов возникает спорный момент, который следует связать с невозможностью исполнения некоторыми перевозчиками требований транспортного законодательства. С одной стороны, ряд авиаперевозчиков не имеет в своём авиапарке воздушных судов, приспособленных для перевозок граждан с ограниченными возможностями, с другой стороны законодатель не позволяет авиаперевозчику отказать такому пассажиру в заключении договора на основании п. 5 ст. 106.1 ВЗК РФ. Решением данной проблемы может послужить внесение соответствующих изменений в ВЗК РФ и, как следствие, устранение выявленной коллизии права.
В п. 7 и п. 8 ст. 106.1 ВЗК РФ указано, что пассажирам из числа инвалидов при осуществлении авиаперевозок часть услуг предоставляется без взимания с них дополнительной платы, как непосредственно на территории аэропорта, так и на борту воздушного судна. Стоит отметить, что в ВЗК РФ содержится ряд отсылочных норм, которые призывают обратиться к ФАП РФ. Данный нормативный акт регулирует особенности перевозки как пассажиров из числа инвалидов, так и иных лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, в правилах воздушных перевозок законодатель проводит некоторое условное разделение на тех граждан, кто относится к инвалидам и тех лиц, кто к инвалидам не относится, но к которым, тем не менее, применяются особые правила воздушной перевозки. Правовой статус таких категорий пассажиров несколько отличается. В первую очередь это касается дополнительной оплаты проезда, комплекса услуг, особенностей правового регулирования. Правила воздушных пассажирских перевозок регулируют особенности перевозки некоторых категорий инвалидов, в числе которых пассажиры из числа инвалидов по слуху и зрению (п. 111 ФАП РФ) и пассажиры из числа инвалидов, лишённые слуха или зрения (п. 112 ФАП РФ).
Особенности оказания пассажирам из числа инвалидов транспортных услуг в договоре воздушной перевозки регулирует специальный Порядок, который раскрывает и конкретизирует отдельные положения ВЗК РФ и ФАП РФ. В п. 5 Порядка указано, какую информацию перевозчик должен предоставлять пассажирам при заключении договора. В соответствии с п. 7 Порядка, все услуги, которые обязан обеспечить перевозчик в аэропортах и на борту воздушных судов, оказываются пассажирам по запросу о потребности
34 Сирик Н.В. Гражданско-правовое регулирование перевозки как составной части туристского продукта // Современное право. - 2007. - №4. - С. 57.
в услугах.
В п.п. 11 -16 Порядка определены обязанности обслуживающей организации по обеспечению уровня доступности и оказанию услуг маломобильным категориям пассажиров в рамках осуществления воздушных перевозок. Согласно п. 9 Порядка, между перевозчиками и организациями предусмотрено заключение внутренних договоров по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса пассажиров с ограниченными возможностями. Либо же перевозчики сами должны обслуживать аэровокзальные комплексы. В этом случае вся ответственность за организацию обслуживания таких пассажиров возлагается на перевозчика. Тем не менее, многие аэропорты, особенно в малонаселённых пунктах, не приспособлены для обслуживания граждан с ограничениями жизнедеятельности, что является прямым нарушением требований закона. Приведём пример из судебной практики. Так, в Нарьян-Марском городском суде Ненецкого автономного округа рассмотривалось гражданское дело №2389/2017 35 по иску прокурора к АО «Нарьян-Марский объединённый авиаотряд» об обязании обеспечить аэропорт г. Нарьян-Мара специальным подъёмным устройством для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно. Проверкой в деятельности ответчика были выявлены нарушения требований транспортного законодательства и законодательства о социальной защите инвалидов. Ответчик пояснил суду, что совершает все действия, направленные на выполнение ранее выданного предписания надзорного органа об устранении выявленных нарушений. В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела подъёмного устройства у ответчика в аэропорту г. Нарьян-Мара не имеется. Суд, изучив материалы дела, пришёл к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В обоснование вынесенного решения суд обратился к п.п. 4 п. 8 ст. 106.1 ВЗК РФ, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ-№181)36, указав, что ответчиком нарушаются права пассажиров с ограниченными возможностями. Позиция ответчика о том, что он не бездействует, заключив договор поставки амбулаторного лифта на автомобильном шасси, признана судом не обоснованной. Таким образом, суд посчитал, что ответчик подобными действиями нарушает требования воздушного транспортного законодательства относительно соблюдения обязательных требований, предъявляемых к порядку обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями.
Далее обратим внимание, что в действующем воздушном транспортном законодательстве фактически отсутствуют реальные нормы об
35 Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа по делу №2-389/2017. [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения 04.04.2018).
36 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48. - Ст. 4563.
ответственности перевозчиков и обслуживающих организаций за нарушение правил перевозок пассажиров с ограниченными возможностями и оказания им услуг в зданиях аэровокзалов и на борту воздушных судов. Тем не менее, авиаперевозчики могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ37. Однако, на наш взгляд, она является малоэффективным средством принуждения перевозчиков к надлежащему исполнению своих обязанностей. Приведём пример из судебной практики. Так, судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края рассмотрел материалы дела №12-142/201738 по жалобе должностного лица авиатранспортного предприятия на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ. Должностное лицо обратилось с жалобой, ссылаясь на то, что суд неверно определил значимые для разрешения дела обстоятельства, указав, что авиатранспортным предприятием ведутся мероприятия по оптимизации работы с пассажирами-инвалидами. Изучив материалы дела, суд пришёл к выводу, постановление мирового судьи оставить без изменения. В своём решении суд сослался на ст. 15 ФЗ-№181, отметив, что ответчиком нарушаются права маломобильных пассажиров. В связи с чем, уклонение от исполнения требований к созданию условий доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ. Доводы должностного лица о том, что в постановлении не указано в чём конкретно выражаются его действия или бездействие, а также то, что должностным лицом проводились мероприятия по обеспечению доступа пассажиров из числа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры и воздушному судну, являются необоснованными.
Таким образом, в целях решения выявленной проблемы, автором предлагается внести в транспортные акты воздушного законодательства изменения, а именно установить специальные нормы об ответственности перевозчиков и обслуживающих организаций за нарушение прав маломобильных категорий пассажиров либо увеличить количество административных составов. В этом же направлении рассуждает К.А. Антипьев, который пишет о дискуссионном характере данного вопроса, указывая, что с одной стороны - инвалид, который, как и любой гражданин, имеет одинаковые права с другими авиапассажирами, является добросовестным потребителем услуг перевозки. С другой стороны -авиакомпания, для которой работа с пассажирами, имеющими ограниченные возможности, относится к числу издержек, дополнительных организационных, финансовых затрат. Надо ли заставлять авиакомпании, ориентированные на массовый поток пассажиров, заниматься дополнительно
37 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст. 1.
38 Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу №12-142/2017. [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения 04.04.2018).
и за свой счёт особыми категориями пассажиров или возложить ответственность на самого пассажира со специфическими проблемами? Ответ на этот вопрос неоднозначен39. Далее автор рассуждает о возможном решении проблемы, отмечая, что здесь возникает вопрос либо об унификации правового регулирования таких моментов и усилении императивности норм, либо о «мягкой» работе с авиаперевозчиками, которая бы подталкивала их к корректному взаимодействию с пассажирами, имеющими ограничения40.
В воздушном транспортом сообщении перевозчики вправе устанавливать собственные правила перевозок, которые являются локальными актами авиакомпаний. Однако существует некоторая правовая проблема, которая заключается в том, что авиаперевозчики в разрешении споров с пассажирами в большинстве случаев ссылаются исключительно на свои правила воздушных перевозок.
Для примера проанализируем Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа «ПАО Аэрофлот», утверждённые приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 12.10.2016 №35241 (далее -Правила). Так, в п. 4.5.4 указанных Правил прописано, что ПАО «Аэрофлот» вправе отказать в перевозке пассажиру, если физическое и психическое состояние пассажира таковы, что перелёт без предоставления особых условий перевозки невозможен. Далее, в этом же пункте Правил указано, что пассажир до посадки на борт воздушного судна подписывает соответствующее обязательство о том, что самостоятельно несёт ответственность за любые негативные последствия, которые могут возникнуть для его жизни или здоровья в результате совершения перелёта. Некоторые авиакомпании устанавливают необходимость обязательного прохождения медицинского осмотра перед полётом. Так, в 2015 году известного экономиста и инвалида-колясочницу отказались пускать на борт самолёта без осмотра медиков42. Подобные действия авиаперевозчиков неправомерны, так как правила авиакомпаний, согласно п. 2 ст. 102 ВЗК РФ, не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Следовательно, необходимо усилить государственный контроль за авиаперевозчиками и обязать уполномоченные государственные органы проводить проверку локальных актов авиаперевозчиков на предмет их соответствия федеральному транспортному законодательству.
Кроме того, правила авиакомпаний могут уточнять и дополнять федеральные транспортные акты. К примеру, в п. 110 ФАП РФ определено, что перевозка больного на носилках производится с предоставлением ему
39 Антипьев К.А., Малкова М.А. Проблема защиты прав авиапассажиров с ограниченными возможностями // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - №2. - С. 19.
40 Там же. - С. 20.
41 Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа «ПАО Аэрофлот» // Утверждены приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот». - 2016. - № 352. - 12 октября. [Электронный ресурс] URL: https://www.aeroflot.ru (дата обращения 04.04.2018).
42 Третьякова Л. В перевозке отказано // АвиаПорт: [Электронный ресурс]. - 2009. - 20 февр. URL: http://www.aviaport.ru/ (дата обращения: 04.04.2018).
дополнительных мест на воздушном судне с оплатой, установленной перевозчиком. В п. 4.5.4 Правил ПАО «Аэрофлот» сказано, что воздушная перевозка пассажира на носилках осуществляется при условии предварительного уведомления ПАО «Аэрофлот» о такой перевозке не менее чем за 72 часа до вылета рейса. В правилах ПАО «Аэрофлот» содержатся важные уточнения: во-первых, авиакомпания должна быть заранее уведомлена о перевозке; во-вторых, конкретный срок, в который производится уведомление. Подчеркнём, что соблюдение правил авиакомпаний обязательно для маломобильных пассажиров, к перевозке которых перевозчики могут предъявлять отдельные требования.
Таким образом, подводя итог проведённому в настоящей статье анализу правового статуса маломобильных групп граждан в договоре пассажирской перевозки воздушным транспортом, следует отметить, что в данной сфере существует достаточное количество нерешённых проблем, как нормативного, так и практического характера, которые не позволяют пассажирам с ограниченными возможностями чувствовать себя социально защищёнными в полной мере. Судебная практика показывает, что основными причинами обращения маломобильных категорий пассажиров в суд являются: 1) отказ авиаперевозчика от исполнения договора перевозки; 2) отсутствие на объектах авиационной транспортной инфраструктуры специального оборудования для обслуживания маломобильных категорий пассажиров. Как правило, большинство судебных решений выносится в защиту прав граждан с ограничениями жизнедеятельности, включая обязательное требование к перевозчикам устранить нарушения действующего законодательства. Тем не менее, большое количество судебных споров между авиаперевозчиками и маломобильными пассажирами, даже при условии защиты судом прав последних, нельзя назвать положительным фактором. Выявленные в настоящей статье проблемы авиаперевозок маломобильных пассажиров в ближайшее время должны стать предметом широкого общественного обсуждения с участием законодателя и с учётом мнения всех заинтересованных лиц. Предложенные способы разрешения поднятых в статье вопросов и противоречий относительно пассажирских авиаперевозок граждан с ограниченными возможностями, на наш взгляд, могут послужить правильным ориентиром при дальнейшей выработке наиболее эффективных вариантов развития социальной поддержки данных категорий пассажиров. С нашей точки зрения, одной из главных задач для России в сложившейся ситуации, является принятие срочных мер по созданию необходимых условий обязательного исполнения всеми авиаперевозчиками требований федерального законодательства при заключении и исполнении договора воздушной пассажирской перевозки с маломобильными гражданами.
Использованные источники: 1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 №2 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №48. - Ст. 4563.
2. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №12. - Ст. 1383.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1. - Ст. 1.
4. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 // Российская газета. - 2007. - №225. -10 октября.
5. Об утверждении Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах. Приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 24 // Российская газета. - 2016. - №70. - 04 апреля.
6. Аксаментов О.И. О правовом режиме перевозки пассажира, лишенного зрения // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - №144. - С. 118-121.
7. Антипьев К.А., Малкова М.А. Проблема защиты прав авиапассажиров с ограниченными возможностями // Вестник Прикамского социального института. - 2016. - №2. - С. 15-22.
8. Официальный сайт газеты «Коммерсантъ» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/1043948 (дата обращения 03.04.2018).
9. Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа «ПАО Аэрофлот» // Утверждены приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот». - 2016. - №2 352. - 12 октября. [Электронный ресурс] URL: https://www.aeroflot.ru (дата обращения 04.04.2018).
10.Сирик Н.В. Гражданско-правовое регулирование перевозки как составной части туристского продукта // Современное право. - 2007. - №4.
11. Третьякова Л. В перевозке отказано // АвиаПорт: [Электронный ресурс]. -2009. - 20 февр. URL: http://www.aviaport.ru/ (дата обращения: 04.04.2018).
12. Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу №12-142/2017. [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения 04.04.2018).
13. Решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа по делу №2-389/2017. [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения 04.04.2018).