УДК 347.763
Абакумов Н.В. студент магистратуры 1 курс направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» ВШЭУиП С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова
Россия, г. Архангельск Abakumov N. V.
Student of magistracy, Northern (Arctic) Federal University (NArFU)
Russia, Arkhangelsk ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ДОГОВОРЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ THE LEGAL STATUS OF PREGNANT WOMEN IN THE CONTRACT OF PASSENGER TRANSPORTATION BY AIR TRANSPORT: PROBLEMS
AND SOLUTIONS. Аннотация: В данной статье автором проводится комплексный анализ особенностей правового статуса пассажиров из числа беременных женщин в договоре пассажирских перевозок воздушным транспортом. Позиция автора по заявленной в настоящей статье проблематике основывается на действующих нормативных правовых актах и внутренних правилах некоторых наиболее крупных авиаперевозчиков, подкрепляется актуальной судебной практикой. В целях создания единого комплексного подхода, направленного на изменение сложившейся ситуации, предлагаются наиболее рациональные, с авторской точки зрения, пути решения изложенных в статье проблем. Вместе с тем, автор указывает на необходимость создания эффективного механизма защиты прав пассажиров из числа беременных женщин в действующем воздушном транспортном законодательстве с учетом мнений заинтересованных сторон. Ключевые слова: гражданское право, транспортное право, договор пассажирской перевозки, воздушный транспорт, перевозчик, пассажир. Annotation: In this article, author provides a comprehensive analysis of the features of the legal status of passengers among pregnant women in the contract ofpassenger air transport. The author's position on the issues stated in this article based on the existing regulatory legal acts and internal rules of some largest air carriers, supported by current judicial practice. In order to create a single integrated approach aimed at changing the current situation, the most rational, from the author's point of view, ways of solving the problems outlined in the article proposed. However, the author points to the need to create an effective mechanism to protect the rights of pregnant passengers in the current air transport legislation, taking into account the views of stakeholders. Keywords: civil law, transport law, contract of passenger transportation, air transport, carrier, passenger.
На сегодняшний день, особый теоретический и практический интерес вызывают перевозки пассажиров из числа беременных женщин различными видами транспорта. Это объясняется тем, что такие граждане, в силу временных ограничений по состоянию здоровья, попадают в зону риска при оказании им тех или иных видов транспортных услуг. Тем не менее, к беременным нельзя применять какие-либо правовые ограничения, допускать любые виды дискриминации. Анализ нормативных правовых актов в сфере транспортного обслуживания показывает, что законодатель не устанавливает для беременных женщин исключительных особенностей пассажирских перевозок. Таким образом, следует вывод, что беременные женщины участвуют в данных гражданско-правовых отношениях на общих основаниях. С представленной позицией законодателя, по нашему мнению, следует отчасти не согласиться. Ввиду исключительного состояния беременных женщин, наличия возможных факторов угрозы риска для здоровья матери и ребёнка при осуществлении перевозок, вероятности возникновения непредвиденных чрезвычайных ситуаций в дороге следует легально указать особенности статуса таких граждан в договоре перевозки пассажира.
В первую очередь существенных изменений требует воздушное транспортное законодательство. Поясним заявленную нами позицию. Несмотря на тот факт, что нормативные акты, регулирующие автомобильные, железнодорожные и водные пассажирские перевозки не содержат положений об особенностях перевозок беременных женщин, в данных сферах ситуация не представляется нам столь критичной. К примеру, автомобили или автобусы в большинстве случаев при возникновении с беременной женщиной той или иной чрезвычайной ситуации можно в любой момент остановить или направить в медицинское учреждение для оказания помощи. Железнодорожный состав также есть возможность остановить на ближайшей станции, вызвать туда бригаду медицинских работников. Воздушное судно, ввиду его технических особенностей, при возникновении чрезвычайных ситуаций на борту невозможно посадить на землю немедленно. Для оказания квалифицированной медицинской помощи, потребуется большой промежуток времени. Авиаперевозчики, понимая всю степень ответственности за перевозку беременной женщины-пассажира, особенно на позднем сроке беременности, всеми возможными законными методами пытаются застраховать себя от материальных потерь, финансовых затрат и иных рисков. По причине того, что особенности перевозок пассажиров из числа беременных женщин до настоящего времени не установлены положениями федерального воздушного транспортного законодательства, авиаперевозчики, сегодня, активно идут по пути разрешения указанной проблемы через собственные локальные акты, разработка и принятие которых осуществляется конкретным перевозчиком в первую очередь с учетом своих собственных интересов.
В пункте 108 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 825 (далее - ФАП РФ) указано, что пассажир обязан самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья. Каким образом применить данную норму к беременным женщинам? Означает ли дефиниция указанной нормы, что женщины на позднем сроке беременности не могут воспользоваться услугами воздушных пассажирских перевозок? Должны ли такие граждане представлять документ, подтверждающий состояние здоровья, пригодное к перелёту? Как мы видим, анализируемая норма весьма абстрактна и направлена на неопределённый круг лиц, который законодателем не конкретизируется. В основном авиаперевозчики самостоятельно разрешают подобные вопросы. Главная проблема здесь заключается в том, что внутренние правила перевозчиков, в ряде случаев вступают в противоречие с общими требованиями воздушного законодательства.
На сегодняшний день, ситуация на рынке авиаперевозок складывается так, что практически все перевозчики с помощью своих локальных актов определяют особенности перевозок беременных женщин, в том числе устанавливают обязательные требования, которые должны выполнять такие пассажиры в рамках действия договора пассажирской перевозки. К примеру, в правилах авиакомпании «Нордавиа» указано, что беременные женщины могут осуществлять перелёты до конца 35 недели беременности. Беременным женщинам после 36 недели в перевозке на рейсах АО «Нордавиа-РА» может быть отказано. Далее правила определяют, что беременные женщины, путешествующие между 28 и 35 неделями, должны иметь при себе медицинскую справку, в которой необходимо указать срок беременности по отношению к дате перевозке и информацию об отсутствии медицинских противопоказаний6. В соответствии с пунктом 3.11.1 правил авиакомпании «87АЫтев», беременные женщины допускаются к перевозке при предоставлении ими медицинского заключения от лечебного учреждения, об отсутствии противопоказаний к воздушной перевозке. В пункте 3.11.2 правил определено, что перевозка беременных женщин осуществляется при условии, что перевозчик не несёт ответственности перед пассажиром за неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть для пассажира и плода во время перевозки и вследствие перевозки7. В правилах авиакомпании «ЮТэйр» прописано, что перевозка беременных женщин
5 Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Приказ Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 // Российская газета. - 2007. - №225. - 10 октября.
6 Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «Нордавиа» [Электронный ресурс] URL: https://www.nordavia.ru/ (дата обращения 10.04.2019).
7 Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «S7Airlines» [Электронный ресурс] URL: https://www.s7.ru/ (дата обращения 10.04.2019).
осуществляется при условии подписания ими соответствующих гарантийных обязательств (расписок) о том, что авиакомпания не несет ответственности за неблагоприятные последствия или ухудшения здоровья, которые могут возникнуть для беременной женщины или плода во время и (или) вследствие перелета8. Авиакомпания «Уральские авиалинии» в своих внутренних правилах также устанавливает определенные правила перевозок пассажиров из числа беременных женщин. Так, в соответствии с правилами авиакомпании «Уральские авиалинии» воздушная перевозка беременных женщин допускается при условии, что у них не существует опасности преждевременных родов. Информация о состоянии беременной женщины подтверждается справкой от врача (медицинским заключением) о состоянии здоровья и отсутствии у нее противопоказаний к воздушной перевозке. Справка от врача (медицинское заключение) должна быть оформлена не ранее чем за 24 часа до времени вылета, указанного в билете. Справка от врача (медицинское заключение) и обменная карта должны находиться на руках у беременной женщины. Перевозчик оставляет за собой право проверить наличие действительной справки и обменной карты у беременной женщины до начала полета9.
Таким образом, регулирование пассажирских перевозок беременных женщин воздушным транспортом осуществляется авиаперевозчиками следующим образом: 1) установлен срок беременности, до истечения которого беременная женщина может пользоваться транспортными услугами, после истечения такого срока в перевозке ей может быть отказано; 2) беременные женщины должны иметь медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к перевозке независимо от срока беременности; 3) ряд авиаперевозчиков определяют в правилах, что беременные женщины должны проходить обязательный медицинский осмотр в специальном отделе авиакомпании на предмет отсутствия у них противопоказаний к полётам; 4) большинство авиаперевозчиков указывают, что не несут ответственности перед пассажиром в случае возникновения для него и его плода неблагоприятных последствий во время и вследствие перевозки; 5) некоторые авиаперевозчики определяют, что в случае предоставления пассажиром недостоверных сведений о беременности и возникновения на борту судна экстренной ситуации, он возмещает авиакомпании все понесённые в связи с этими обстоятельствами затраты. Предполагаем, что нормы об отказе авиаперевозчиков от ответственности за перевозки беременных женщин закреплены в правилах, исходя из толкования ими пункта 108 ФАП РФ. Законны ли такие требования перевозчиков - вопрос дискуссионный и неоднозначный. Единая позиция в
8 Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «ЮТэйр» [Электронный ресурс] URL: https://www.utair.ru (дата обращения 10.04.2019).
9 Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «Уральские авиалинии» [Электронный ресурс] URL: https://www.uralairlines.ru (дата обращения 10.04.2019).
этом аспекте отсутствует, и у законодателя, и у специалистов в области транспортного права, и у высших судов, и у судов, рассматривающих дела, возникающие из споров между сторонами.
Тем не менее, имеют место ситуации, когда авиаперевозчики, закрепив в собственных локальных актах правила перевозки беременных женщин, всё равно отказывают такому пассажиру в исполнении договора, не предоставляя ему доступ на борт воздушного судна. Следовательно, возникает ещё одна проблема, которая заключается в том, что авиаперевозчики нарушают не только общие требования федерального воздушного законодательства, но и действуют вопреки своим собственным правилам воздушных перевозок. В целях подтверждения заявленного выше тезиса приведём пример из судебной практики. Так, в Железнодорожном районном суде г. Самары рассматривалось гражданское дело № 2 -5119/201610 по иску пассажира к авиаперевозчику. При регистрации на рейс авиакомпания отказала истице в регистрации на рейс по причине её беременности и её сняли с рейса. Суд установил, что на момент перелёта истица находилась на 32 неделе беременности. Данный факт подтверждается медицинской справкой с указанием в ней, что перелёт авиатранспортом ей разрешён. Суд также обратил внимание на то, что, в соответствии с внутренними правилами данной авиакомпании, она сможет обеспечить перевозку пассажира, срок беременности которого свыше 28 недель, только при предъявлении медицинской справки, заверенной врачом надлежащей квалификации. Ответчиком исковые требования не оспорены, возражения не представлены. Изучив материалы дела, суд пришёл к выводу, что при указанных обстоятельствах имеются основания считать действия авиакомпании по не допуску на борт воздушного судна и полёту истицы неправомерными. По итогам рассмотрения данного дела, суд частично удовлетворил исковые требования, обязав перевозчика возместить нанесённый ущерб. Как мы видим, в разрешении представленного спора суд занял сторону пассажира, признав действия ответчика незаконными. По мнению суда, перевозчиком были нарушены требования федерального воздушного законодательства, собственные правила перевозок. В другом примере из судебной практики, беременной женщине со стороны перевозчика было отказано в перевозке по причине неисполнения требований внутренних правил и положений федерального воздушного законодательства. Так, судебной коллегией по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа рассматривалась кассационная жалоба перевозчика по делу № 33-194211 на решение суда первой инстанции, в который истцы обратились с иском о признании незаконным отказа
10 Решение Железнодорожного районного суда г. Самары по делу №2-5119/2016. [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения 10.04.2019).
11 Кассационное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу №33-1942 [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения 10.04.2019).
авиаперевозчика от договора воздушной перевозки. При посадке перевозчик отказал в перевозке беременной женщине из-за несоблюдения требований внутренних правил, поскольку она находилась на определённой неделе беременности. Истцы указали, что они не знали о необходимости предоставления медицинского заключения и такая информация при приобретении билетов перевозчиком им не предоставлялась. Представитель ответчика в суде требований не признал, пояснил, что обязанность по согласованию перевозки возлагается на пассажира, который должен уведомить перевозчика о своём состоянии здоровья, считает отказ в воздушной перевозке правомерным, в связи с применением подпункта 3 пункта 230 ФАП РФ. Суд, рассматривавший дело по существу, признал незаконным отказ перевозчика. Суд кассационной инстанции, исследовав жалобу, пришёл к выводу, что федеральное воздушное законодательство не содержит ограничений для перевозки беременных женщин, в том числе требований о предоставлении медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к воздушной перевозке. Далее суд указал, что перевозчик вправе отказаться от договора только в случаях, прямо установленных статьей 107 Воздушного Кодекса Российской Федерации12. По мнению суда, перевозчик не имел оснований полагать, что состояние здоровья беременной женщины требует особых условий перевозки, поскольку в день вылета она была на приёме у врача, состояние её здоровья не вызывало сомнений в возможности пользоваться воздушным транспортом, о чём она сообщила перевозчику перед вылетом. Таким образом, суд кассационной инстанции подтвердил позицию суда первой инстанции, указав, что в подобных ситуациях прав пассажир, а не перевозчик. Анализ судебной практики по схожим гражданским делам показывает, что суды в спорах с перевозчиками, как правило, защищают интересы пассажиров. Кроме того, наличие в судах подобных диспутов, свидетельствует о том, что особенности перевозок беременных женщин в договоре воздушной пассажирской перевозки следует урегулировать на законодательном уровне путем внесения соответствующих изменений в действующие нормативные акты. Основная цель - ограничить исключительную компетенцию перевозчиков и выразить единую позицию законодателя в контексте рассматриваемой проблемы. Полагаем, что вносить изменения в транспортное законодательство необходимо следующими способами: либо легально закрепить на федеральном уровне отдельные нормы, которые будут определять особенности пассажирских перевозок беременных женщин, либо указать в законе прямую отсылку на то, что авиаперевозчики самостоятельно полностью или частично регулируют вопросы перевозки беременных женщин. Первый вариант все же представляется нам наиболее эффективным и рациональным. Обратим внимание, что в случае, если законодатель будет придерживаться исходной
12 Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №12. - Ст. 1383.
позиции по заявленному вопросу, то следует в обязательном порядке усилить государственный контроль за соблюдением авиаперевозчиками не только общих требований федерального воздушного законодательства, но и своих собственных внутренних правил перевозок пассажиров.
Таким образом, проведённый анализ особенностей пассажирских перевозок беременных женщин в договоре воздушной перевозки позволяет выявить следующие проблемы: 1) локальные акты авиаперевозчиков вступают в противоречие с федеральным законодательством; 2) некоторые авиаперевозчики достаточно вольно трактуют нормы воздушного законодательства, действуя в собственных коммерческих интересах; 3) перевозчики устанавливают в своих правилах нормы, правомерность которых носит оспоримый характер; 4) в воздушном законодательстве наблюдается недостаток императивных норм, определяющих правовые рамки для всех авиаперевозчиков, отсутствуют реальные механизмы государственного контроля.
В целях совершенствования воздушного транспортного законодательства предлагается учитывать следующие моменты: 1) имеет ли право авиаперевозчик локальными актами регулировать вопросы перевозки беременных женщин; 2) какие требования являются обязательными для перевозки беременного пассажира; 3) имеет ли право перевозчик в случае нарушения предъявляемых требований расторгнуть договор перевозки; 4) какие правовые последствия наступают для беременных женщин в случае, если при заключении договора ими предоставлены недостоверные сведения о беременности; 5) на каком сроке беременности к женщине могут быть предъявлены дополнительные требования; 6) должна ли женщина заранее уведомлять перевозчика (например, при бронировании билетов) о факте беременности и о сроке беременности.
Таким образом, реформирование федерального законодательства по вопросам пассажирских перевозок беременных женщин воздушным транспортом представляется нам наиболее актуальным и перспективным, так как именно в этой сфере существует достаточное количество неоднозначных моментов, противоречий и нерешенных проблем. Факт наличия вышеуказанных спорных вопросов подтверждается судебной практикой. Изменение нормативных правовых актов, регулирующих перевозки пассажиров из числа беременных женщин, на остальных видах транспорта предлагается оставить на усмотрение законодателя.
Использованные источники:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
2. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Приказ
Минтранса России от 28.06.2007 № 82 // Российская газета. - 2007. - № 225. -10 октября.
3. Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «S7Airlines» [Электронный ресурс] URL: https://www.s7.ru/ (дата обращения 10.04.2019).
4. Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «Нордавиа» [Электронный ресурс] URL: https://www.nordavia.ru/ (дата обращения 10.04.2019).
5. Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «Уральские авиалинии» [Электронный ресурс] URL: https://www.uralairlines.ru (дата обращения 10.04.2019).
6. Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиакомпании «ЮТэйр» [Электронный ресурс] URL: URL: https://www.utair.ru (дата обращения 10.04.2019).
7. Решение Железнодорожного районного суда г. Самары по делу № 25119/2016. [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения 10.04.2019).
8. Кассационное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № 33-1942 [Электронный ресурс] URL: https://rospravosudie.com/ (дата обращения 10.04.2019).