2. Иоффе О.С. Избранные труды: в 4 т. Т.2. Советское гражданское право. СПб., 2004.
3. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Отдельные виды обязательств: Курс лекций. Л., 1961.
4. Колиева А.Э. Характерные черты принципа фидуциарности в гражданском праве // Европейский журнал социальных наук. 2014. №3(42). Т.2.
5. Кузьмишин А.А. Основания возникновения представительства и полномочия в гражданском праве // Журнал российского права. 2000. № 8.
6. Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980.
7. Рясенцев В.Л. Представительство в советском гражданском праве. М., 2006.
8. Скловский К.И. Правомочие и полномочие в механизме возникновения гражданских прав // Хозяйство и право. 2004. № 11; № 12.
9. Скловский К.И. Представительство в гражданском праве и процессе. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1981.
10. Колиева А.Э. Некоторые юридические коллизии доверительных отношений в договорном праве // Современная научная мысль. 2013. №6. С.169-175.
КОЛИЕВА АНГЕЛИНА ЭДУАРДОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Северо-Кавказского горнометаллургического института (государственный технологический университет) ([email protected])
KOLIEVA, ANGELINA E. - PhD in Law, Assistant Professor of business and labor law of the North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University).
УДК 341.96:347.763
ЭРТЕЛЬ А.Г.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Ключевые слова: перевозчик, гражданско-правовые отношения, транспортные средства, международные договоры, ответственность, обязательное страхование.
В статье рассмотрена проблема ответственности перевозчика при осуществлении международных перевозок автомобильным транспортом. Автором проанализирована ответственность перевозчика за неисполнение обязательств по договору международной перевозки и действующим российским законам. Показано, что в международных договорах могут предусматриваться иные порядок и размер возмещения, по сравнению с
установленными внутренним законодательством. При этом международный договор имеет приоритет перед внутренними нормативными актами.
ERTEL, A.G.
LIABILITY OF THE CARRIER IN THE IMPLEMENTATION OF THE
INTERNATIONAL TRANSPORT
Keywords: Carrier, civil relations, vehicles, international agreements, liability, compulsory insurance.
The paper considers the problem of the carrier's liability in international road transport. The authors analyzed the carrier's liability for failure to fulfill obligations under the Contract for the International Carriage and applicable Russian law. It is shown that in international treaties may provide for a different procedure and amount of compensation, compared with the internal legislation. In this case, the international treaty takes precedence over domestic regulations.
Под перевозчиком понимается любое лицо, которое, в качестве профессионального перевозчика, действующего в ином качестве, чем лицо, эксплуатирующее такси, или лицо, предоставляющее внаем транспортные средства с водителем, обязуется во исполнение индивидуального или коллективного договора перевозки перевезти одно или несколько лиц (в соответствующих случаях - их багаж). При этом не имеет значения, само ли оно выполняет эту перевозку или нет [1].
В качестве российского перевозчика может выступать российское юридическое лицо, физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство, либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. Соответственно, иностранный перевозчик - иностранное юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозок грузов или пассажиров [2].
Полагаем, что перевозчик - это транспортная организация (кампания), в обязательном порядке являющаяся юридическим лицом (официально зарегистрированным и работающим на основе действующего законодательства), берущая на себя обязательства осуществить качественную транспортировку грузов и пассажиров различного вида. Однако, в п.3 ст.1 Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) (Российская Федерация не участвует в данной Конвенции) сказано, что настоящая Конвенция применяется также в тех случаях, когда перевозчиком является государство или другой субъект публичного права [3]. Отсюда следует то, что государство может выступать в качестве перевозчика.
Перевозки пассажиров и багажа в международном сообщении могут выполняться перевозчиками, которые являются субъектами права частной, коллективной, государственной или смешанной форм собственности, при
наличии соответствующей лицензии, выданной в государстве регистрации автобуса. Стороны поручают компетентным органам подготовить проект документа о взаимном признании лицензий [4].
Исходя из вышеизложенного, нами сделан вывод о том, что перевозчик является субъектом правоотношений.
Основным документом, выражающим гражданско-правовые отношения, усложненные иностранным элементом, которым определяются отношения между экспедитором, заказчиком и получателем является договор [5]. Согласно этому договору, отправитель обязан оплатить транспортировку груза, экспедитор - доставить его в пункт назначения, а получатель - своевременно произвести оплату стоимости товара.
В п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации дано общее определение договора перевозки пассажира, заключаемого на всех видах транспорта. При этом определены участники обязательства по перевозке пассажира, а также их основные обязанности.
Международные договоры также могут быть определены как контракты, сделки, основанные на международном частном праве.
Многие ученые (М.М. Богуславский, Л.А. Лунц) обращали внимание на субъективный состав участников. По их мнению, к международным договорам относятся договоры, в которых, по меньшей мере, одна из сторон является иностранцем. Л.А. Лунц, исследуя природу международных сделок, выделяет два признака для их квалификации:
- по меньшей мере, одна из сторон сделки является иностранцем;
- содержанием сделки являются операции по ввозу товаров из-за границы или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров.
По мнению других ученых, таких как Л.П. Ануфриева, Г.К. Дмитриева, О.Н. Садикова, квалификация международной сделки должна осуществляться по факту местонахождения коммерческой деятельности сторон: она должна находиться на территориях разных государств, а различие в национальной принадлежности контрагентов не является существенным для квалификации.
Помимо этого, по мнению П.М. Шелудякова, различие в правовой природе категорий «международная» и «внешнеэкономическая» более глубокое, которое затрагивается понятий публичного и частного права. Отрасли права, нормативные акты и нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, относятся к публичному праву, поскольку защищают публичные (общественные) интересы, строятся на основе власти и подчинения и носят императивный характер.
Например, В.В. Залесский указывает: «Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт назначения, б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной
степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату» [6].
Итак, в общем смысле под международными договорами понимаются соглашения, заключенные между государствами по перевозке грузов или пассажиров.
Ответственность перевозчика за неисполнение обязательств по договору международной перевозки закреплена в Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева 19 мая 1956 г).
В ст. 1 определено, что данная Конвенция применяется ко всем договорам перевозки грузов автомобилем, согласно которым место погрузки груза и место его доставки находятся на территории разных стран, из которых хотя бы одна страна является участницей КДПГ. Если отправитель груза, и перевозчик -являются гражданами Российской федерации, но перевозка груза должны быть осуществлена за пределы территории РФ, то в таком случае ответственность помимо международной Конвенции будет также определена российским законодательством, выраженным в субсидиарной форме.
Другие виды нарушений, такие как неподача или несвоевременная подача автотранспорта, в Конвенции не указаны. Все случаи, когда перевозчик может освобождаться от ответственности, оговорены в статье 17 Конвенции. Перевозчик должен доказывать, что такие обстоятельства имели место. К ним относятся:
- вина правомочного по договору лица;
- приказ этого лица, не вызванный виной перевозчика;
- дефекты груза;
- форс-мажорные обстоятельства.
Перевозчик освобождается от ответственности за потерю или порчу груза, если это связано с использованием открытых или некрытых транспортных средств, если это не было специально оговорено в накладной.
В тех случаях, когда перевозчик не несет ответственности за некоторые обстоятельства, вызвавшие ущерб, лежащая на нем ответственность ограничивается лишь той мерой, в какой он отвечает за обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба. Бремя доказательства того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, за которые он не отвечает, лежит на перевозчике. Если перевозчик докажет, что при создавшихся обстоятельствах потеря груза или его повреждение могли явиться следствием одного или нескольких особых рисков, допускается презумпция что таковые произошли вследствие этого [7].
Правомочное лицо может, однако, доказывать, что частичный или полный ущерб не явился следствием одного из этих рисков. Указанная презумпция не допускается в случае, если убыль превышает нормально допустимую или при потере грузового места [8].
В случае предъявлении требований о возмещении ущерба, вызванного полной или частичной потерей груза, отправитель по договору международной перевозки должен будет доказать, что размер требуемого возмещения соответствует рыночной стоимости груза, существовавшей в месте и во время его принятия к перевозке. При этом счет продавца, или инвойс, равно как и указание стоимости груза в транспортной накладной, не являются достаточными доказательствами действительной стоимости груза.
В международных договорах могут предусматриваться иные порядок и размер возмещения, по сравнению с установленными внутренним законодательством. Согласно ст. 7 ГК РФ, международный договор имеет приоритет перед внутренними нормативными актами, поэтому в соответствующих случаях будут применяться положения международного договора.
Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30 сентября 2003 г. № 7127/03 по делу о взыскании ущерба по договору международной автомобильной перевозки указал на неправильное применение судами норм права, поскольку ответственность сторон должна была определяться не по нормам ГК, а по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов [9].
Также ответственность перевозчика определена и при выполнении пассажирских автомобильных перевозок. Ответственность перевозчика также определена и внутренним законодательством.
Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира наступает при наличии его вины, выражающейся в доказанности наличия предусмотренных ст. 795 ГК обстоятельств. Вина перевозчика предполагается. Поэтому отсутствие вины доказывается перевозчиком.
В процессе организации, осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов, немаловажным моментом является и страхование жизни, здоровья пассажиров, целостности и сохранности грузов и багажа.
Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за причинение при воздушной перевозке пассажира вреда его жизни или здоровью, а также его багажу и находящимся при этом пассажире вещам в соответствии с федеральным законом.
В Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (ст. 113 УЖТ) также устанавливается обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки.
Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Другие федеральные законы применяются к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Литература и источники
1. Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП/СУ^: заключена в г. Женеве 01.03.1973г. // [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
2. Ершов В. А. Международное частное право. Учебное пособие для студентов вузов. М.: издательский дом «ГроссМедиа», 2010. С. 87.
3. Эртель А.Г. Некоммерческие организации как юридические лица// Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2004. С.58-65.
4. Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (Вместе с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств): заключена в г. Бишкеке 09.10.1997 г.: вступила в силу для России 09.03.2010// Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1997. №3. С.46-62.
5. Абесалашвили М.З., Эртель А.Г. Внутрикорпоративный договор и его отличие от гражданско-правового договора // Современная научная мысль. 2012. №1. С.70-77.
6. Залесский В.В. Транспортные договоры: Учебно-практ. пособие. М.: Тихомиров М.Ю., 2007. С.100.
7. Абесалашвили М.З. Субъекты международной правовой помощи по гражданским делам: теоретико-правовая характеристика // Ученые записки. Сборник статей ученых и аспирантов Адыгейского филиала Московской открытой социальной академии. Вып.7. Краснодар: изд-во: «Кубанькино», 2009. С. 291-296.
8. Ершов В.А. Международные грузоперевозки: справочник для импортеров и экспортеров. М.: Издательский дом "ГроссМедиа", 2009. С.24.
9. Дело по иску о взыскании убытков, связанных с утратой груза при перевозке и возврате провозной платы, направлено на новое рассмотрение в части возмещения убытков, так как при рассмотрении спора о взыскании убытков, связанных с утратой груза при перевозке, суд должен был руководствоваться положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, а не Гражданского кодекса РФ: постановление от 30.09.2003 № 7127/03 по делу № А21-4030/02-С2// Вестник ВАС РФ. 2004. №2.
ЭРТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления
филиала Адыгейского государственного университета в городе Белореченске. Россия, Белореченск ([email protected]).
ERTEL, ANATOLIY G. - PhD in Law, PhD in Economics, Assistant Professor of economics and management of the branch of Adyghe State University in Belorechensk.
УДК 347.763
АБЕСАЛАШВИЛИ М.З. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВО
Ключевые слова: международные автомобильные перевозки, внешнеторговые организации, автомобильные пассажирские перевозки пассажиров и багажа, внутренние перевозки, товарооборот.
В статье автор рассмотрены правовые проблемы, возникающие в связи с осуществлением международных автомобильных перевозок. Отмечены преимущества данного вида перевозок, показано, что на сегодняшний день международные автомобильные перевозки являются одним из самых надежных и оперативных способов доставки грузов.
ABESALASHVILI, M.Z. INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT TODAY: THE VALUE AND BENEFITS
Keywords: international transportation, foreign trade organizations, passenger transport of passengers and baggage, domestic transport, trade.
The article deals with legal issues arising in connection with the implementation of international road transport. The advantages of this mode of transport, it is shown that to date, international road transport is one of the most reliable and operational methods of delivery.
Организация автомобильных перевозок международного значения требует более серьезной и ответственной подготовки, чем организация внутренних перевозок. Однако следует отметить, что с ростом объема товарооборота между предприятиями возрастает и роль перевозок осуществляемых внутри Российской Федерации.
Значение международных автомобильных перевозок грузов на современном этапе очевидно. Если рассматривать перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом, то в первую очередь хотелось бы отметить существенное преимущество перед другими видами транспорта - возможность