Научная статья на тему 'Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа'

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1201
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УЩЕРБ / ПАССАЖИР / БАГАЖ / КОМПЕНСАЦИЯ / ДОГОВОР / TRANSPORTATION / LIABILITY / DAMAGE / PASSENGER / LUGGAGE / COMPENSATION / CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киченина В.С., Семенов А.В.

В работе проанализировано российское законодательство, регулирующее сферу воздушных и железнодорожных перевозок, рассмотрено международное законодательство, в том числе Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. Авторами подробно исследованы нормы, регулирующие ответственность перевозчика. Раскрыты основные проблемы, связанные с ответственностью перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки, определены основные направления развития законодательства в данной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киченина В.С., Семенов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARRIER’S LIABILITY FOR BREACH OF LAWFUL OBLIGATIONS UNDER THE CONTRACT OF PASSENGER AND BAGGAGE TRANSPORTATION

In the paper the authors analyze the Russian legislation, regulating air and rail transport. Also there are considered international legislation, including the Convention for the Unification of Certain Rules for International Carriage by Air (1999), and studied in detail the rules governing carrier’s liability. The article reveals the main problems that are related to the carrier's liability for breach of lawful obligations under the contract of carriage and provided the guidelines of legislation development in the field

Текст научной работы на тему «Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа»

УДК 347.4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

Киченина Виктория Сергеевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гражданского права и процесса, к.ю.н., e-mail: vskichenina@yandex.ru

Семенов Алексей Викторович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры гражданского права и процесса, к.ю.н, доцент, e-mail: semrta@mail.ru

В работе проанализировано российское законодательство, регулирующее сферу воздушных и железнодорожных перевозок, рассмотрено международное законодательство, в том числе Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. Авторами подробно исследованы нормы, регулирующие ответственность перевозчика. Раскрыты основные проблемы, связанные с ответственностью перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки, определены основные направления развития законодательства в данной сфере

Ключевые слова: перевозка; ответственность; ущерб; пассажир; багаж; компенсация; договор

CARRIER'S LIABILITY FOR BREACH OF LAWFUL OBLIGATIONS UNDER

THE CONTRACT OF PASSENGER AND BAGGAGE TRANSPORTATION

Kichenina Viktoria S.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Civil Law and Civil Procedures, PhD, e-mail: vskichenina@yandex.ru

Semenov Aleksey. V

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Civil Law and Civil Procedures, PhD, Docent, e-mail: semrta@mail.ru

In the paper the authors analyze the Russian legislation, regulating air and rail transport. Also there are considered international legislation, including the Convention for the Unification of Certain Rules for International Carriage by Air (1999), and studied in detail the rules governing carrier's liability. The article reveals the main problems that are related to the carrier's liability for breach of lawful obligations under the contract of carriage and provided the guidelines of legislation development in the field

Keywords: transportation; liability; luggage; compensation; contract

passenger;

5

ъ s n я

Д

hi X С S to

X

>

n о

Cd Ъ

hi

М hi X X О М

013

А

Я

M

Для цитирования: Киченина В.С., Семенов А.В. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 2 (66) С 87-90.

Сосредоточением всей системы транспортных договоров, безусловно, являются договоры перевозки пассажира и перевозки багажа. Стоит отметить, что при исследовании таких правоотношений актуальной проблемой является гражданско-правовое регулирование ответственности за перевозку тем или иным видом транспорта, поскольку при перевозке всегда существуют определенные риски материального характера, а также риски, связанные с нематериальными благами, такими как здоровье и жизнь пассажира.

Ответственность в данной сфере строится на общих принципах ответственности гражданского права. Ст. 793 ГК РФ [1] содержит наиболее общие положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по перевозке пассажиров, грузов и багажа. Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ, в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке или неисполнения вообще, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В целях наиболее полного понимания ответственности в данной сфере авторы провели достаточно подробный анализ ответственности авиаперевозчиков и перевозчиков железнодорожным транспортом.

В соответствии с ч. 1 ст. 116 ВК РФ [2] перевозчик обязан отвечать перед пассажиром авиарейса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а кроме того, соглашением о воздушных авиаперевозках пассажира и багажа. Ст. 116 ВК РФ определяет общие принципы ответственности, а также определяет, что авиапассажир воздушного судна несет ответственность за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации наряду с иными лицами, выступающими, либо лицами, которые могут выступать в качестве стороны договора авиаперевозки. Рассматривая ответственность авиаперевозчика, стоит отметить, что она подпадает под ответственность за вред, причиненный деятельностью

повышенной опасности, в соответствии с которой юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, то есть с использованием транспортных средств, а также механизмов электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ и сильнодействующих ядов, с осуществлением строительной и иной связанной с нею деятельности, должны компенсировать ущерб, который был причинен своей деятельностью, в случае не доказательства того, что ущерб появился из-за непреодолимых обстоятельств [3].

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, а также ответственность за повреждение или порчу его багажа также предусматривается Воздушным кодексом РФ (ВК РФ). Ответственность перевозчика за ущерб, нанесенный при авиаперевозке жизни или здоровью авиапассажира, формируется в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ, в случае, если не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика законом или договором воздушной авиаперевозки пассажира, а также определяется международными договорами Российской Федерации.

Помимо положений, установленных в ВК РФ, существуют положения, установленные международными актами. Международным актом в сфере воздушных перевозок является «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» от 12.10.1929 [4] (далее - Варшавская конвенция). В положениях этой конвенции указывается, что ответственность перевозчика является ограниченной. Несмотря на то, что ст. 796 ГК РФ устанавливается максимальный размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа, этот размер ограничивается стоимостью утраченного или недостающего багажа. Варшавская конвенция приводит конкретные пределы ответственности перевозчика, а именно: в ст. 22 Варшавской конвенции говорится о том, что ответственность перевозчика ограничивается в 250 000 французских золотых франков в отношении каждого пассажира и за один килограмм багажа или груза, а также 5 000 французских золотых франков за вещи, находящиеся при пассажире.

Пределы ответственности перевозчика, установленные данной статьей, не применяются в случае, если будет доказано, что вред был причинен в результате действия или упущений перевозчика, совершенного с намерением причинить вред или безответственно и с сознанием того, что в результате этого может быть нанесен вред, и если будет доказано, что перевозчик при этом действовал в рамках своих служебных обязанностей.

Основная проблема ответственности авиаперевозчика при перевозке пассажира и багажа заключается в размерах и выплате компенсаций.

Согласно ст. 119 ВК РФ авиаперевозчик несет ответственность за утрату багажа в определенных размерах. В случае сдачи багажа без объявления

стоимости этого багажа авиаперевозчик несет ответственность в размере его стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа [5]. Если же сравнивать суммы выплат, которые утверждены мировыми стандартами, и суммы выплат в нашем государстве, то эти суммы компенсационных выплат значительно отличаются друг от друга. Ещё некоторое время назад ситуация оставалась неизменной; российские и иностранные граждане имели разные права на компенсацию, даже если летели при этом за границу на одном самолете.

Россия оставалась единственной крупной страной, которая не ратифицировала «Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» от 28.05.1999 [6] (далее - Монреальская конвенция). Однако 3 апреля 2017 г. в силу вступил Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» [7].

Данная конвенция значительно расширяет размер и пределы ответственности перевозчика за нанесенный ущерб при перевозке пассажира и багажа. Компенсация рассчитывается искусственным платежным средством, а именно, специальными правами заимствования [8].

После ратификации Монреальской конвенции положение пассажиров при авиаперевозке значительно упрочивается. По ВК РФ размер компенсации, в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира, составляет 2 млн руб., а по Монреальской конвенции эта сумма в четыре раза выше верхнего предела компенсаций, то есть составляет до 100 тысяч единиц Специальных прав заимствования (СПЗ). Важным нюансом будет являться пересмотр этого размера раз в пять лет с учетом инфляции, если она превышает 10 %.

Повысится и размер компенсации за повреждение или утрату багажа. Если по ВК РФ этот размер не может превышать 600 руб. за 1 кг багажа и 11 000 руб. для ручной клади в случае, если цена не может быть точно установлена, то по Монреальской конвенции размер компенсации составляет, при утере багажа, до 19 СПЗ, а это около 1 600 руб. за 1 кг и до 1 131 СПЗ, то есть примерно 98 000 руб. (в зависимости от курса). По данной конвенции перевозчик обязан возместить причиненный вред пассажиру и его багажу на основе принципа наиболее полного возмещения. До введения данной конвенции это предписание не было обозначено.

Помимо повышения размеров компенсации за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, а также за порчу и повреждение его багажа повысился и размер компенсации за задержку рейса. Если раньше размер компенсации за задержку рейса составлял 25 % МРОТ за каждый час задержки, но не более 50 % стоимости билета пассажира, то сейчас компенсация за задержку рейса может

достигать 4 694 СПЗ, а это более 400 000 руб. (в зависимости от курса).

В связи с ратификацией Монреальской конвенции будут внесены и определенные изменения в ВК РФ, поэтому стоит отметить, что в полной мере нормы Монреальской конвенции заработают лишь после принятия соответствующих поправок.

Важно отметить, что Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию с определенными условиями [9]. Положения данной конвенции не будут применяться к государственным воздушным перевозкам, которые выполняются в некоммерческих целях, а также действие положений конвенции не будет распространяться на транспортирование людей и грузов для военных нужд.

Учитывая все вышесказанное, следует обозначить, что сделан огромный шаг к более совершенному законодательству по перевозкам пассажира и багажа воздушным транспортом, так как Варшавская конвенция уже значительно устарела и не отвечает современным требованиям.

Также необходимо остановиться на анализе ответственности перевозчика за нарушения правил перевозки железнодорожным транспортом. Как и в воздушной перевозке, основными нарушениями при перевозке железнодорожным транспортом будет являться утрата или порча перевозчиком багажа пассажира, а также причинение вреда его жизни и здоровью.

Очень важным является и срок доставки пассажира в пункт назначения. Перевозчики несут ответственность за несоблюдение сроков перевозки пассажира и багажа и освобождаются от этой ответственности только в исключительных случаях, если будет доказано, что опоздание было связано вследствие непреодолимой силы или перевозчик устранял неисправности транспортного средства, которые могли бы угрожать жизни и здоровью пассажиров, а также вследствие других обстоятельств, которые напрямую не зависят от перевозчика. Во всех остальных случаях перевозчик обязан возместить весь ущерб пассажиру.

Ответственность за вред, который был причинен пассажиру перевозчиком при перевозке железнодорожным транспортом, устанавливается международными договорами, Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в действ. ред.) (далее - ФЗ РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации») [10] или, если этими актами не установлен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с ГК РФ.

Сумма компенсаций за нанесенный вред пассажиру при перевозке определяется из расчета степени повреждения здоровья пассажира и в соответствии с определенными нормативами, которые

конкретно указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» [11] (далее - Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего»).

Помимо ответственности за нанесенный вред пассажиру, перевозчик несет и ответственность за багаж этого пассажира. Ущерб, который был причинен при перевозке багажа, возмещается в особых случаях, которые указаны в ст. 107 ФЗ РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Это случаи утраты багажа в размере его стоимости, повреждения или порчи багажа в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления данного багажа, а также утраты багажа, который был сдан с объявлением его ценности.

Стоимость багажа определяется в зависимости от цены, которая была указана в счете продавца или в конкретном договоре. При отсутствии договора или же счета обычно при определении стоимости исходят из цены на аналогичные товары.

Затрагивая вопрос о перевозке багажа железнодорожным транспортом, стоит отметить случаи просрочки доставки этого багажа. Ст. 108 ФЗ РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает срок, с которого начинается просрочка доставки багажа; исчисляется этот срок с 24.00 ч суток, когда должен был прибыть багаж [12]. Если перевозчик не сможет доказать свою невиновность в просрочке доставки багажа, то ему придется заплатить пассажиру пени в размере 3 % платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более размера платы за перевозку багажа.

Таким образом, важно ещё раз подчеркнуть, что договор перевозки пассажира и багажа является одним из значимых договоров в настоящее время. За последние годы был сделан большой скачок в рамках усовершенствования отношений в этой сфере. Важно продолжать дорабатывать законодательную базу, а также устанавливать более четкую регламентацию понятий и норм. Необходимым представляется максимальное сближение норм международного законодательства с нормами отечественных правовых актов, регулирующих сферу перевозок, которые распространялись бы не только на правоотношения, возникающие при международной перевозке, но и на правоотношения в рамках государственных перевозок. Только посредством совершенствования нормативно-правовой базы возможно вывести транспортную систему Российской Федерации на качественно новый правовой уровень, способный по многим параметрам соотноситься с международным.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Закон Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в действ. ред.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (в действ. ред.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1997. № 12. Ст. 1338.

3. Машин В.В., Договор воздушной перевозки пассажира: Автореф. дис. ... к.ю.н. Москва. 2012. 17 с.

4. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Варшава 12.10.1929 (в действ. ред.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М.: 1935. Вып. VIII. С. 326.

5. Мосашвили В.В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2011. 196 с.

6. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Монреаль 28.05.1999 (в действ. ред.) // Московский журнал международного права. 2001. № 1. С. 314.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.2017 № 52-ФЗ «О присоединении Российской

Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2017. № 15 (часть I). Ст. 2217.

8. Смагина И.В. Ответственность перевозчика в договоре международной воздушной перевозки в положениях Варшавской и Монреальской конвенций и нормах Воздушного кодекса Российской Федерации. Право и современные государства // Выпуск № 5. 2014. С. 27.

9. Махиборода М.Н. Ответственность перевозчика за причинение вреда // Бизнес в законе № 2. 2008. С. 61.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в действ. ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 № 1164 (в действ. ред.) «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 47. Ст. 6512.

12. Касаткина А.С., Договор перевозки пассажира и багажа в международном частном праве: учебное пособие. М.: Юрлитинформ. 2014. 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.