Научная статья на тему 'Особенности нормативно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в Российской империи во второй половине XIX века'

Особенности нормативно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в Российской империи во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / МАЛОЛЕТНИЕ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / УЛОЖЕНИЕ О НАКАЗАНИЯХ УГОЛОВНЫХ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ / УСТАВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА / УСТАВ О НАКАЗАНИЯХ / НАЛАГАЕМЫХ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ / PUNISHMENT / YOUNGER AND JUVENILE OFFENDERS / CORRECTIONAL SHELTERS FOR MINORS / IMPRISONMENT / CODE OF CRIMINAL AND CORRECTIVE PENALTIES / STATUTE OF CRIMINAL PROCEDURE / STATUTE ON PUNISHMENTS IMPOSED BY JUSTICES OF THE PEACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельчанинов Андрей Петрович

В статье анализируются отдельные положения уголовного законодательства Российской империи второй половины XIX в., отражающие процесс трансформации подходов законодателя в назначении и исполнении наказаний в отношении малолетних и несовершеннолетних преступников. Тема проведенного исследования в условиях современного реформирования отечественной пенитенциарной системы имеет существенную актуальность, поскольку концепция исполнения наказания несовершеннолетних преступников, разработанная в России в XIX в., доказала свою эффективность и жизнеспособность. Автор, опираясь на положения нормативных актов, показал поступательное развитие законодательства Российской империи, определяющего особенности наказания несовершеннолетних преступников. Начиная со второй половины XIX в. основным видом исправительных учреждений для подростков, совершивших преступления, становятся исправительные приюты, деятельность которых осуществлялась на основании законодательства Российской империи, но на деньги меценатов, частных лиц и общественных организаций. Как показала практика, такое государственно-частное партнерство в сфере исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников стало действенным средством в перевоспитании оступившихся подростков, существенно сократило уровень подростковой рецидивной преступности в России. Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, что во второй половине XIX в. под воздействием общеевропейских тенденций наказания в отношении несовершеннолетних стали менее жестоки; принцип наказания, предполагающий кару за совершенное деяние, уступил место принципу перевоспитания.The article analyzes certain provisions of the criminal legislation of the Russian Empire of the second half of the XIX century, reflecting the process of transformation of the approaches of the legislator in the appointment and execution of punishments for younger and juvenile offenders. The topic of the research in the context of modern reform of the home penitentiary system is of significant relevance, as the concept of execution of punishment of juvenile offenders, developed in Russia in the XIX century, demonstrated its effectiveness and viability. The author, relying on the provisions of normative acts, shows the progressive development of legislation of the Russian Empire, which defines the features of punishing juvenile offenders. Starting the second half of the XIX century the main type of correctional institutions for teenagers committed crimes were correctional shelters, the activities of which were carried out on the basis of the legislation of the Russian Empire as well as on the money of patrons, individuals and public organizations. As practice showed such a public-private partnership in the field of execution of punishments for juvenile offenders became an effective tool in re-educating misguided teenagers, significantly reduced the level of juvenile recidivism in Russia. The research allows the author to conclude that in the second half of the XIX century, under the influence of European trends, punishments for minors became less severe; the principle of punishment, which implies punishment for the committed act, gave way to the principle of re-education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ельчанинов Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности нормативно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в Российской империи во второй половине XIX века»

DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.005 УДК 340

Ельчанинов Андрей Петрович

кандидат юридических наук, ученый секретарь ученого совета, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: petrovich2102@rambler.ru

Andrey P. Elchaninov

Candidate of Law,

Scientific Secretary of the Academic Council,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: petrovich2102@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация. В статье анализируются отдельные положения уголовного законодательства Российской империи второй половины XIX в., отражающие процесс трансформации подходов законодателя в назначении и исполнении наказаний в отношении малолетних и несовершеннолетних преступников. Тема проведенного исследования в условиях современного реформирования отечественной пенитенциарной системы имеет существенную актуальность, поскольку концепция исполнения наказания несовершеннолетних преступников, разработанная в России в XIXв., доказала свою эффективность и жизнеспособность.

Автор, опираясь на положения нормативных актов, показал поступательное развитие законодательства Российской империи, определяющего особенности наказания несовершеннолетних преступников. Начиная со второй половины XIX в. основным видом исправительных учреждений для подростков, совершивших преступления, становятся исправительные приюты, деятельность которых осуществлялась на основании законодательства Российской империи, но на деньги меценатов, частных лиц и общественных организаций. Как показала практика, такое государственно-частное партнерство в сфере исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников стало действенным средством в перевоспитании оступившихся подростков, существенно сократило уровень подростковой рецидивной преступности в России.

Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, что во второй половине XIX в. под воздействием общеевропейских тенденций наказания в отношении несовершеннолетних стали менее жестоки; принцип наказания, предполагающий кару за совершенное деяние, уступил место принципу перевоспитания.

Ключевые слова: наказание, малолетние и несовершеннолетние преступники, исправительные приюты для несовершеннолетних, тюремное заключение, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

REGULATORY CONSIDERATIONS FOR EXECUTION OF PUNISHMENTS IN RELATION TO JUVENILE OFFENDERS IN THE RUSSIAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Summary. The article analyzes certain provisions of the criminal legislation of the Russian Empire of the second half of the XIX century, reflecting the process of transformation of the approaches of the legislator in the appointment and execution ofpunishments for younger and juvenile offenders. The topic of the research in the context of modern reform of the home penitentiary system is of significant relevance, as the concept of execution ofpunishment of juvenile offenders, developed in Russia in the XIX century, demonstrated its effectiveness and viability.

The author, relying on the provisions of normative acts, shows the progressive development of legislation of the Russian Empire, which defines the features of punishing juvenile offenders. Starting the second half of the XIX century the main type of correctional institutions for teenagers committed crimes were correctional shelters, the activities of which were carried out on the basis of the legislation of the Russian Empire as well as on the money of patrons, individuals and public organizations. As practice showed such a public-private partnership in the field of execution ofpunishments for juvenile offenders became an effective tool in re-educating misguided teenagers, significantly reduced the level of juvenile recidivism in Russia.

The research allows the author to conclude that in the second half of the XIX century, under the influence of European trends, punishments for minors became less severe; the principle ofpunishment, which implies punishment for the committed act, gave way to the principle of re-education.

Keywords: punishment, younger and juvenile offenders, correctional shelters for minors, imprisonment, Code of criminal and corrective penalties, Statute of criminal procedure, Statute on Punishments Imposed by Justices of the Peace.

© 2020 Ельчанинов А. П.

Состояние детской и подростковой преступности является одним из показателей благополучия и состоятельности государства. Поэтому исследования, связанные с наказанием несовершеннолетних и организацией их исправления, не теряют актуальности на протяжении длительного времени как за рубежом, так и в России. В связи с особой значимостью для общества научные исследования в этой сфере, как правило, вызывают оживленную дискуссию у населения, а общественный резонанс приводит к корректировке законодательства, определяющего особенности наказания несовершеннолетних преступников.

Приведенный алгоритм формирования законодательства о перевоспитании правонарушителей, не достигших совершеннолетия, ярко проявил себя во второй половине XIX в.

Долгое время на Руси и в период становления Российской империи несовершеннолетние преступники несли ответственность наравне со взрослыми, отбывали наказания в общих камерах, подвергались телесным наказаниям наравне со всеми.

Общемировые тенденции гуманизации уголовных наказаний нашли свое отражение в XIX в. сначала в трудах ученых-юристов, а затем и в законодательстве Российской империи.

Существенные изменения в положении несовершеннолетних осужденных произошли с принятием Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (далее - Уложение о наказаниях). В ст. ст. 149-159 Уложения о наказаниях определялся порядок исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников, который зависел от нескольких обстоятельств. Суд назначал наказание за совершенное подростком преступление, а также определял вид учреждения, исполняющего это наказание, учитывая тяжесть совершенного деяния и возраст осужденного.

Для детей в возрасте 7-10 лет, совершивших преступное деяние, наказание в законодательстве не предусматривалось, поскольку считалось, что в этом возрасте человек не осознает полностью последствия от своих действий. Эта категория правонарушителей, а также подростки в возрасте 10-14 лет, совершившие неумышленные преступления, могли передаваться под контроль родителям или родственникам.

Осужденные за совершение умышленных преступлений, достигшие возраста 10-14 лет, для отбывания наказаний направлялись в Сибирь на поселение, в монастырь или в смирительный дом [1, с. 33].

Так, в Сибирь на поселение направлялись осужденные, не достигшие совершеннолетия, совершившие преступления, за которые совершеннолетним преступникам предусматривались наказания: в виде лишения всех прав; телесных наказаний через палачей и ссылке в каторжные работы.

К заключению в монастырь присуждались несовершеннолетние преступники, осужденные по статьям, предусматривающим наказания в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет, ссылку в Сибирь или другие удаленные районы империи, при условии, что монастырь находился достаточно близко к месту, где располагался суд, и осужденный являлся православным. Если перечисленные условия не выполнялись, то осужденный направлялся не в монастырь, а в смирительный дом, где должен был размещаться отдельно от других категорий осужденных.

Преступники в возрасте от 14 до 21 года, согласно ст. 151 Уложения о наказаниях, за тяжкие умышленные преступления наказывались так же, как и совершеннолетние преступники, за исключением того, что телесные наказания плетьми заменялись ударами розгами.

В ст. 158 Уложения о наказаниях закреплялось положение о том, что «несовершеннолетние, присуждаемые к заключению в смирительном доме, крепости или тюрьме, содержатся в оных отдельно от прочих заключенных» [1, с. 36].

Дальнейшее развитие законодательство об ответственности несовершеннолетних за совершенные преступления получило в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, изданном в 1864 г. Ст. 6 этого документа разрешала заменять тюремное заключение, определенное судом в качестве наказания несовершеннолетнему преступнику в возрасте 10-17 лет, на содержание его в исправительном приюте. Однако такая замена была возможна лишь в тех губерниях, где такие учреждения были созданы. Срок перевоспитания подростка в исправительном приюте определялся судом. В разъяснении к ст. 6 отмечалось, что особенности деятельности исправительных приютов должны быть закреплены в отдельном законе [2].

Такой закон был принят 5 декабря 1866 г. [3]. Он явился практическим воплощением научной теории, в силу которой несовершеннолетний возраст является основанием для смягчения уголовного наказания и для применения к нему не карательных, а исправительно-воспитательных мер [4, с. 3]. При этом законодатель учел результаты научных исследований как отечественных,

так и зарубежных авторов, которые доказывали, что основой исправительного воспитания несовершеннолетних преступников является индивидуальное изучение свойств личности подростка, с целью применения к нему определенного нравственного воздействия. Такое воздействие могло выражаться в применении к нему мер взыскания и поощрения, что, с одной стороны, должно было развивать в воспитаннике полезные привычки и наклонности для усвоения полезных знаний и навыков, а с другой - для подавления у него антиобщественных задатков в поведении.

Организационное построение исправительных приютов предполагало содержание подростков в микрогруппах, поскольку изучение личности и процесс воспитания облегчаются при массовом воспитании, когда воспитанник общается со сверстниками, полностью поглощен интересами коллектива. В этом положении личность проявляет себя полнее и быстрее, а сам подросток незаметным для себя образом подчиняется влиянию порядка, установленного в исправительном учреждении.

Целью создания исправительных приютов для несовершеннолетних закон признавал их нравственное исправление. Эти учреждения состояли в ведении Министерства внутренних дел, которое утверждало устав каждого такого учреждения. Исправительные приюты могли учреждаться земствами, духовными организациями, а также частными лицами, которым правительство предоставляло определенные преимущества, например:

- принадлежащее приюту или приобретаемое для него недвижимое имущество освобождалось от всяких сборов в пользу казны;

- всем приютам разрешалось ежегодно разыгрывать лотереи, без взноса установленного процента;

- в случае обучения воспитанников сельскохозяйственным профессиям приюту выделялись казенные земли;

- попечительными о тюрьмах комитетами приютам ежемесячно компенсировалась стоимость пищи и одежды на каждого воспитанника.

В соответствии с законом от 5 декабря 1866 г. исправительные приюты учреждались отдельно для девушек и для юношей.

Законодатель устанавливал обязательное обучение воспитанников исправительных приютов. Обучение предполагало повышение духовного уровня подростка, а также приобретение им практических навыков какого-либо ремесла. В соответствии с этим перечень изучаемых предметов включал в себя чтение, письмо, основы арифметики, закон Божий. Исходя из возможностей конкретных приютов могли изучаться и другие учебные дисциплины. Также осуществлялось обучение земледельческим или ремесленным профессиям.

За нарушение установленного в приюте порядка воспитанники несли определенные в уставе учреждения наказания. Например, при побеге из исправительного приюта воспитанник возвращался в этот же приют, где содержался под особым строгим присмотром, отдельно от других несовершеннолетних. Такое наказание могло продолжаться не более месяца.

Отсутствие нарушений со стороны воспитанника предполагало его поощрение. При хорошем поведении и должном прилежании воспитанники могли признаваться исправившимися. В этом случае назначенный судебным приговором срок пребывания в приюте мог сокращаться для них на треть. Если же по выходу из приюта досрочно освобожденный несовершеннолетний совершал новое правонарушение, он возвращался в приют, где отбывал полный срок наказания, назначенный судом.

При выпуске из исправительного приюта несовершеннолетний должен был состоять под покровительством приюта, определенное в уставе учреждения время. Приют должен был принимать участие в обустройстве жизни выпускника на свободе.

Перечисленные положения закона от 5 декабря 1866 г. послужили основой ст. ст. 153-167 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в редакции 1866 г.

Этот нормативный акт в редакции 1866 г. воспроизводил норму предыдущей редакции в части определения возрастных границ для несовершеннолетних преступников - от 10 до 17 лет, когда к ним могли быть применены особенности назначения наказания. Этот же возраст правонарушителя позволял суду принять решение о направлении его в исправительные приюты.

Между тем на стадии обсуждения новой редакции Уложения о наказаниях предлагалось создать в России исправительные учреждения для несовершеннолетних двух видов, которые, дополняя друг друга, позволили бы наилучшим способом организовать перевоспитание несовершеннолетних, учитывая возрастные, эмоциональные, психологические особенности подростков,

степень их вовлеченности в криминальную среду. В первый тип исправительных приютов для несовершеннолетних предлагалось направлять подростков в возрасте от 10 до 15 лет с возможностью содержать их в исправительном учреждении до достижения ими 18-летнего возраста. Во второй тип приютов предлагалось направлять для перевоспитания подростков в возрасте от 15 до 17 лет и содержать их там до 20 лет с предоставлением администрации исправительного учреждения права досрочно освобождать воспитанника после двух лет содержания при условии положительной характеристики. Обоснованием такой классификации несовершеннолетних преступников служили исследования отечественных и зарубежных юристов, с достоверностью показывающих, что содержание в одних исправительных приютах разновозрастных подростков препятствует качественному перевоспитанию осужденных. Старшие и социально распущенные воспитанники в силу возрастных и личностных особенностей могли подчинить себе младших и более слабых, поощряя криминальные традиции, препятствовать процессу перевоспитания.

Отказ законодателя от идей разделения исправительных приютов на две группы существенно сократил на практике возможности исправительных учреждений в перевоспитании несовершеннолетних преступников.

Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 20 мая 1892 г. «О предоставлении исправительным приютам права заключать условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» были внесены изменения в некоторые статьи Устава о содержащихся под стажей.

В ст. 162 этого Устава вносилось положение о том, что администрация исправительных приютов имеет право направлять воспитанников, пробывших в приюте более года, до достижения ими 18-летнего возраста, на обучение к благонадежным мастерам на промышленные предприятия или сельскохозяйственные работы.

В ст. 163 отмечалось, что при достижении совершеннолетия, администрация исправительного приюта могла с согласия воспитанника и от его имени заключить договор с каким-либо промышленным предприятием или ремесленником о поступлении его в наем или для обучения на определенный срок [5, с. 121-122].

Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 2 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» закреплялись следующие положения [6, с. 122-123]. Несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет, находящиеся под следствием, могли направляться в исправительные приюты и колонии для несовершеннолетних преступников по согласованию между судебными, следственными органами, а также руководством отдельных приютов и колоний. При этом конвойные команды могли не формироваться, а перевозка осужденных к месту пребывания могла осуществляться сотрудниками исправительных приютов или колоний. Также персоналу приютов разрешалось доставлять воспитанников в суды и к судебным следователям. Финансирование проезда на гужевом транспорте или пароходе сопровождающего и воспитанника к месту назначения осуществлялось из казны.

Существенные изменения в порядок исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников были внесены нормативным актом от 2 июня 1897 г. [7, с. 357-364].

В первую очередь документ закреплял изменения, вносимые в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. В этом документе сохранялось положение о том, что дети в возрасте до 10 лет не подлежат определенному в законах наказанию и судебному преследованию.

Наказание малолетних и несовершеннолетних преступников в возрасте 10-17 лет ставилось в зависимость от того, мог ли ребенок или подросток адекватно оценивать свои поступки, действовал он «без разумения» или «с разумением».

Несовершеннолетним преступникам в возрасте 14-17 лет, осознанно совершившим преступления, закон предписывал назначать наказания меньшей тяжести, по сравнению с наказаниями взрослых преступников. Так, если за совершенное деяние по общим правилам предусматривалось наказание в виде смертной казни или ссылки в каторжные работы, то несовершеннолетнему осужденному назначалось наказание в виде тюремного заключения на срок от 8 до 12 лет. За менее тяжкие преступления срок заключения уменьшался и составлял от 3 до 8 лет.

Лица в возрасте 10-14 лет, совершившие преступные деяния осознанно («с разумением»), в зависимости от тяжести совершенного преступления направлялись или в исправительные приюты и исправительные колонии, или в специальные помещения тюрем, выделенных для содержания лиц, не достигших 18-летнего возраста. При этом срок содержания в тюрьмах, назначаемый

судом, также зависел от тяжести содеянного. За тяжкие преступления срок тюремного заключения составлял от 2 до 5 лет, за менее тяжкие - от 1 месяца до 1 года.

Лица указанного возраста, совершившие преступления «без разумения» небольшой тяжести, отдавались под надзор родителям, лицам, на попечении которых они состояли, или другим «благонадежным людям, изъявившим на то согласие».

Если наказание за совершенное «без разумения» преступление предусматривало наказание не ниже тюремного заключения, то несовершеннолетние преступники направлялись в исправительные приюты или колонии для несовершеннолетних. В случае невозможности поместить их в такие исправительные учреждения, они заключались на срок, определенный судом, до достижения 18-летнего возраста в особые помещения, устроенные для них при тюрьмах или домах для арестованных по приговорам мировых судей.

В тех регионах, где исправительные учреждения для несовершеннолетних или отдельные помещения при тюрьмах созданы не были, или в них отсутствовали свободные места, осужденные несовершеннолетние преступники могли помещаться в монастыри.

Лица в возрасте от 17 до 21 года, совершившие преступления, предусматривающие лишение всех прав состояния, подвергались такому же наказанию, как и совершеннолетние преступники, с той лишь разницей, что время работ, к которым они приговаривались, сокращалось на одну треть, а в случаях, когда их следовало приговорить к каторжным работам без срока, они приговаривались к каторжным работам на 20 лет.

В Уложение о наказаниях уголовных и исправительных была внесена ст. 139.1, которая закрепляла положение о том, что несовершеннолетние от 14 до 17 лет, осужденные к отбыванию наказания в виде тюремного заключения, должны быть лишены: почетных титулов, дворянства, почетного гражданства и всяких знаков отличий; права наследования по закону и по завещанию потерпевшего, составленного до совершения преступления; ряда других привилегий.

Однако по истечении пяти лет после освобождения осужденных из тюремного заключения, им по решению суда, вынесшего им приговор, вышеперечисленные права могли быть возвращены при условии, что суд признает хорошее поведение освободившихся.

В 1897 г. были внесены изменения и в Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В частности, закреплялось общее положение о том, что несовершеннолетние осужденные в возрасте от 10 до 14 лет передаются по усмотрению мирового судьи под ответственный надзор родителям. Если родители по каким-либо причинам отсутствовали, то суд мог передать ребенка «благонадежным людям, изъявившим на то свое согласие». В том случае когда за преступное деяние предусматривалось наказание не ниже тюремного заключения или оказывалось, что у несовершеннолетнего укоренилась привычка к преступной деятельности, такие осужденные направлялись в исправительные приюты или колонии.

Также отмечалось, что несовершеннолетним в возрасте 14-17 лет наказания должны назначаться в половинном размере. Осужденным в возрасте 14-17 лет тюремное заключение заменялось наказанием с отбыванием в исправительных приютах или колониях, где такие учреждения созданы, или особых помещениях, устроенных для них при тюрьмах или домах для арестованных по приговорам мирового судьи.

Ст. 1 44 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, закрепляла ответственность лиц, которым в определенных случаях передавались под ответственный надзор несовершеннолетние преступники. В частности, лица, которые плохо осуществляли надзор за переданным им на воспитание несовершеннолетним осужденным, что привело к совершению подопечным нового преступления, подвергались аресту на срок до одного месяца. Если подопечные совершали не тяжкие преступления, то лица, осуществляющие за ними надзор, подвергались денежному штрафу в размере до 100 р.

Узаконением от 2 июня 1897 г. были внесены изменения и в порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних преступников.

Новая редакция ст. 62 Устава уголовного судопроизводства закрепляла возможность присутствия представителей несовершеннолетнего преступника на слушании уголовного дела. По общему правилу родители или законные представители лиц в возрасте от 10 до 17 лет оповещались о месте и времени рассмотрения уголовного дела в отношении их ребенка. Участие родителей и законных представителей в суде в этом случае не было обязательным, они могли прислать на заседание суда своего поверенного.

В случае обвинения несовершеннолетнего в преступном деянии, за которое законом назначено наказание не ниже тюремного заключения, явка родителей или законных представителей на слушание дела в суде было обязательным.

Ст. 77 Устава уголовного судопроизводства определяла порядок действий судебных органов в отношении несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, уклоняющихся от суда и следствия. В отношении них мировой судья принимал решение о взятии их под стражу и помещении в исправительные приюты либо колонии для несовершеннолетних или в иные «заведения для презрения детей».

На основании предписания ст. 207 Устава уголовного судопроизводства дела по обвинению несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, уличенных в совершении преступления в соучастии с совершеннолетними, выделялись в особое производство и рассматривались отдельно от дел совершеннолетних соучастников.

Подводя итоги исследованию особенностей нормативно-правового регулирования исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников в Российской империи во второй половине XIX в., необходимо отметить, что этот век был насыщен реформами, проводимыми в правовой сфере. Эти реформы были обусловлены европейскими тенденциями смягчения уголовных наказаний, смещением акцентов наказания от кары к перевоспитанию преступника. Эти тенденции в полной мере были реализованы в законодательстве Российской империи второй половины XIX в. по отношению к несовершеннолетним преступникам. В нормативных актах были четко определены отличия от общего порядка в назначении наказания лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, заложены основы организации специальных исправительных учреждений, куда направлялись несовершеннолетние преступники.

Библиографический список

1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Свод законов Российской империи. Том 15: Законы уголовные. СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1857. 964 c.

2. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. // Судебные уставы 20 ноября 1864 г.: с изложением рассуждений, на коих они основаны. Ч. 4: Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1867. 201 c.

3. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета «Об исправительных приютах» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание Второе. Том XLI. Отделение 2. 1866 г. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1868. 1411 c.

4. Александровский Ю. В. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. СПб.: Новое законодательство, 1909. 112 c.

5. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 20 мая 1892 г. «О предоставлении исправительным приютам права заключать условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» // Тюремный вестник. 1893. № 4, апрель. С. 121-122.

6. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 2 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» // Тюремный вестник. 1893. № 4, апрель. С. 122-123.

7. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также положений об их наказуемости» от 2 июня 1897 г. (14233) // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. Том XVII. 1897 г. СПб.: Государственная типография, 1900. 1571 с.

References

1. Ulozhenie o nakazaniyakh ugolovnykh i ispravitel'nykh 1845 g. [The code about punishments of criminal and corrective 1845]. Svod zakonov Rossiiskoi imperii. Tom pyatnadtsatyi: Zakony ugolovnye [Code of laws of the Russian Empire. Volume the fifteenth: Criminal laws]. Saint-Petersburg, 1857, 964 р. [in Russian].

2. Ustav o nakazaniyakh, nalagaemykh mirovymi sud'yami 1864 g. [Statute on punishments imposed by justices of the peace 1864]. Sudebnye ustavy 20 noyabrya 1864 goda : s izlozheniem rassuzhde-nii, na koikh oni osnovany : Ch. 4 Ustav o nakazaniyakh, nalagaemykh mirovymi sud'yami [Judicial

becthhk cm

statutes of November 20, 1864: with an account of the reasoning on which they are based: Part 4 of the Statute on punishments imposed by justices of the peace]. Saint-Petersburg, 1867, 201 p. [in Russian].

3. Vysochaishe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo soveta «Ob ispravitel'nykh priyutakh» [The royally approved opinions of the State Council «About the correctional shelters»]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii. Sobranie Vtoroe. Tom XLI. Otdelenie 2. 1866 g. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second Meeting. Volume XLI. Department 2. 1866], Saint-Petersburg, 1868, 1411 p. [in Russian].

4. Aleksandrovskii Yu. V. Polozhenie o vospitatel'no-ispravitel'nykh zavedeniyakh dlya nesovershennoletnikh [Regulations on educational and correctional institutions for minors]. Saint-Petersburg, 1909, 112 p. [in Russian].

5. Vysochaishe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo soveta ot 20 maya 1892 g. «O pre-dostavlenii ispravitel'nym priyutam prava zaklyuchat' usloviya ob otdache vypuskaemykh vospitannikov v naem ili obuchenie» [The most highly approved opinion of the State Council of may 20, 1892 «On granting correctional shelters the right to conclude conditions for the return of released pupils to employment or training»]. Tyuremnyi vestnik [Prison Bulletin], 1893, no. 4, aprel', pp.121-122 [in Russian].

6. Vysochaishe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo soveta ot 2 fevralya 1893 g. «Ob izmenenii poryadka zaklyucheniya i peresylki nesovershennoletnikh, sostoyashchikh pod sledstviem i sudom» [The most highly approved opinion of the State Council of February 2, 1893 «On changing the procedure for the detention and transfer of minors under investigation and trial»]. Tyuremnyi vestnik [Prison Bulletin], 1893, no. 4, aprel', pp. 122-123 [in Russian].

7. Vysochaishe utverzhdennoe mnenie Gosudarstvennogo soveta «Ob izmenenii form i obryadov sudoproizvodstva po delam o prestupnykh deyaniyakh maloletnikh i nesovershennoletnikh, a takzhe polozhenii ob ikh nakazuemosti» ot 2 iyunya 1897 g. (14233) [The highly approved opinion of the State Council «On changing the forms and rites of legal proceedings in cases of criminal acts of minors and minors, as well as the provisions on their punishability» of June 2, 1897 (14233)]. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii. Sobranie Tret'e. Tom XVII. 1897 g. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Third Meeting. Volume XVII. 1897], Saint-Petersburg, 1900, 1571 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.