Развитие уголовно-исполнительной системы
УДК 343.847 R.I. IVANYAKOV*, E.A. PROTOPOPOVA**
ББК 67.409.11 И23
EXECUTION OF PUNISHMENTS WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY FOR JUVENILES IN RUSSIA
Аннотация: в статье рассматривается вопрос исполнениянаказаний в отношении несовершеннолетних; особое внимание уделяетсявзаимодействию Русской православной церкви и иных институтов гражданского общества в реализации воздействия на несовершеннолетних
Ключевые слова: исполнение наказаний, несовершеннолетние осужденньщ наказания, не связанные с изоляцией от общества
РОМАН
ИГОРЕВИЧ
ИВАНЯКОВ*,
ЕЛЕНА
АЛЕКСАНДРОВНА
ПРОТОПОПОВА**
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В РОССИИ
Annotation: the article discusses execution of punishments for juveniles with special emphasis on the interaction with Russian Orthodox Church and other institutions of civil society influencing juvenile offenders.
Key words: execution of punishments, juvenile offenders, penalties without isolation of offenders from society.
В настоящее время особый научный и практический интерес приобретает изучение исторического опыта организации борьбы с детской безнадзорностью и преступностью на различных этапах становления и развития российской государственности, исследование социальнопедагогических принципов, которые закладывались в эту работу выдающимися правоведами и педагогами прошлого. Особенно пристальное внимание исследователей уделяется вопросу профилактики преступности несовершеннолетних и участию в этом процессе церковных и общественных организаций, а также частных лиц.
Анализ литературы, посвященной этой проблеме, показывает, что в советский период внимание исследователей практически полностью концентрировалось на изучении опыта борьбы с детской преступностью и безнадзорностью в первые послереволюционные годы и в период конца 1940-х - начала 1950-х годов. Наибольшее количество исследований было посвящено педагогической деятельности А.С. Макаренко и его последователей, роли партии и комсомола, советской школы и внешкольных учреждений в профилактике детской и подростковой преступности, проблемам воспитания юношества в духе уважения к советским законам и правилам социалистического общежития1.
В условиях демократизации общественной жизни и остро стоящих социальных проблем отношение исследователей к изучению дореволюционного опыта социальной педагогики и благотворительности начало коренным образом меняться. 1990-е годы ознаменованы рядом
* Кандидат исторических наук, доцент кафедры государственноправовых дисциплин.
** Аспирант
(Псковскийюридический институт ФСИН России)
Б-таЦ:ш274@гатЫегш.
интересных исследований, близко затрагивающих обозначенную проблему.
Однако исследователи не ставили перед собой задачу в полном объеме раскрыть государственную уголовную политику в отношении несовершеннолетних в России, сосредоточив свое внимание на других важных аспектах социально-педагогического опыта прошлого.
С учетом специфики указанного вида преступности эта проблема не может решиться только с помощью применения уголовных наказаний, ведь помимо подростков, которые уже встали на преступный путь, имеется огромное количество несовершеннолетних, находящихся в социально неблагополучных жизненных обстоятельствах. Число таких подростков невозможно подсчитать в силу отсутствия точной статистики бездомных, брошенных и социально запущенных детей. Именно поэтому очень остро стоит вопрос о работе по предупреждению преступности несовершеннолетних. Большое значение в профилактике преступности несовершеннолетних имеют различные общественные организации, в том числе Русская православная церковь.
Учитывая то, что одним из наиболее важных направлений пенитенциарной политики го-сударствастановится применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, особый интерес представляет изучение опыта такой работы в истории нашего государства.
С момента крещения Руси Русская православная церковь на протяжении всех веков активно занималась социальным служением. В настоящее время широкое распространение получил термин «капелланство», характеризующий социальное служение церкви, в том числе в перевоспитании и духовном возрождении осужденных. В истории отечественногосоциального служения Русской православной церкви был более распространенным термин «диакония».
Следует отметить, что подобная работа абсолютно не нова для института церкви - Русская православная церковь достаточно эффективно работала в указанном направлении до начала XIX в., в том числе в решении вопроса исправления малолетних преступников. До возникновения широкой сети воспитательно-исправительных приютов для несовершеннолетних в России единственным местом, где несовершеннолетние правонарушители могли избежать негативного влияния взрослых преступников, были монастыри, которые также могли приобщить малолетних преступников и правонарушителей к духовным ценностям. Необходимо подчерк-
нуть, что на протяжении долгого времени, точнее, до середины XIX века, в силу отсутствия специализированных исправительно-воспита -тельных заведений для несовершеннолетних монастыри являлись единственным местом, куда помещали несовершеннолетних преступников и правонарушителей в целях перевоспитания, так как тюрьмы не способны были осуществлять такую деятельность, вследствие того что в них отсутствовали определенные условия: содержание со взрослыми преступниками, каторга, ссылка не способствовали осуществлению воспитательных задач.
В соответствии с действовавшим законодательством несовершеннолетние преступники по решению суда могли быть отправлены на перевоспитание в монастыри, где их жизнь должна быть подчинена всем правилам монастырской жизни, подростки должны были вставать на праведный путь под руководством опытных в духовной жизни старцев. Такая практика имела место на протяжении долгого периода, вплоть до создания достаточно широкой сети воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних.
Несмотря на создание воспитательно-исправительных заведений, даже в 1909 г. государственная власть официально обращалась в Синод о «привлечении подведомственных Святейшему Синоду духовных установлений (монастырей) к делу учреждения воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников и вообще к оказанию помощи Правительству в борьбе с детской преступностью»2 . Министр юстиции объяснял это целым рядом причин, главная из которых состояла в недостатке помещений в существующих воспитательно-исправительных заведениях, тюрьмах и арестных домах, где постоянно содержалось до 8000 и более несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет. Ежегодный приток таких несовершеннолетних в места заключения превышал 7000 человек, причем, по данным, относящимся к 1907 г., из числа несовершеннолетних осужденных содержалось совместно со взрослыми арестантами в общих камерах около 45 % и почти 92 % оставалось без всяких занятий. Все возможные способы активизации общественной деятельности по учреждению воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних были исчерпаны. Несмотря на это, в эти учреждения могли быть помещены не более 1500 несовершеннолетних3.
Таким образом, возможность размещения трудновоспитуемых подростков в монастырях
Развитие уголовно-исполнительной системы
Развитие уголовно-исполнительной системы
увязывалась в первую очередь со свободой выбора для каждого монастыря. Источники не дают ответа на вопрос, насколько широко привлекались монастыри к учреждению заведений для несовершеннолетних и каковы в целом результаты этой деятельности. Можно лишь предположить, что работа в этом направлении, несомненно, велась, но была приостановлена Первой мировой войной и последовавшими за ней революционными катаклизмами. В результате помещения многих монастырей были превращены в тюрьмы представителями уже советской власти4.
Еще одним из распространенных наказаний, применявшихся в отношении несовершеннолетних, было направление их в воспитательно-исправительные заведения. В отношении этого вида наказаний нет достаточной ясности, можно ли их считать лишением свободы, либо их, скорее, следует отнести к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, с учетом специфики их организации и функционирования заведений. На наш взгляд, в целом, исходя из особенностей воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних, их следует отнести к некоему третьему виду учреждений, исполняющих наказания, отличавшемуся в основном рядом ограничений для содержавшихся несовершеннолетних воспитанников.
К моменту принятия первых документов, регламентировавших деятельность воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних (Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г. и Закона от 5 декабря 1866 г.), в России существовало несколько заведений для несовершеннолетних5. С появлением этих документов постепенно стали возникать разнообразные заведения, большая часть из которых носила смешанный характер и предназначалась для содержания детей самых различных категорий - бродяг, нищих, сирот, правонарушителей. Часть заведений была создана исключительно для содержания несовершеннолетних преступников. Существовали заведения для содержания детей, смешанных по полу6. Таким образом, помимо исправления малолетних преступников, приюты занимались призрением и воспитанием тех, кто мог стать преступниками, - детей нищих, бродяг и вообще малолетних, лишенных крова и попечения. Тем самым приюты выполняли и функцию предупреждения преступлений, «изменяя те причины, при наличии которых из малолетнего нередко вырабатываются профессиональные и неисправимые преступники»7.
Благодаря усилиям общественных деятелей того времени к 1889 г. была сформирована система исправительных приютов, которая состояла из 12 заведений8. В дальнейшем численность приютов возрастала и достигла, по подсчетам М.И. Красовского, к 1895 г. 23 заведений9 (по данным А.Г. Бать, к 1897 г. - 27 заведений10). По состоянию на 1900 г. в России насчитывалось 45 исправительных приютов и земледельческих колоний (они были созданы в большинстве губернских городов). Как и раньше, эти приюты организовывались по частной инициативе, и государство практически не принимало участия в их создании11. По мнению И.И. Сапрыкина и Д.В. Коломенцева серьезное влияние на развитие системы исправительных заведений для несовершеннолетних оказало проведение тюремной реформы 80-х годов XIX века. Именно после ее окончания начинается бурный рост числа заведений для несовершеннолетних правонарушителей. Исследователи полагают, что увеличение числа указанных заведений произошло в результате совершенствования тюремного законодательства, более четкого определения взаимоотношений центральных и местных органов власти и в вопросах финансирования12.
Характеризуя альтернативные тюремному заключению виды наказаний для несовершеннолетних, существовавшие в России, необходимо особое внимание обратить на систему патроната, или попечительства. Достаточно подробное описание привлечения попечителей к работе с несовершеннолетними дал известный русский юрист и психолог С.В. Познышев.
В представленной профессором системе предполагалось задействовать попечителей, которые именовались патронами. В их функции входило в первую очередь получение и обработка информации об условиях жизни подростка, уровне полученного воспитания и образования, о причинах совершения им преступления. Затем патрон наблюдал за порученным ему подростком и оказывал ему необходимую поддержку как в воспитательном, так и в моральном плане. В связи с этим при приеме на должность попечителя особое внимание уделялось моральным и нравственным качествам кандидата13.
Одной из основных мер борьбы с детской преступностью и беспризорностью, по мнению С.В. Познышева, является возможность государственного попечителя при установлении недобросовестного воспитания и содержания не-совершеннолетнегородителями или опекунами ходатайствовать о передаче этого подростка на
воспитание в благополучную семью или в воспитательно-исправительное заведение. Государственный попечитель может также ходатайствовать о привлечении родителей или опекунов к уголовной ответственности за злостное уклонение от выполнения своих обязанностей или о лишении родительских прав14.
С учетом изложенного результатом разбора на суде уголовного дела в отношении несовершеннолетнего далеко не всегда является помещение несовершеннолетнего в исправительное заведение. «Малолетний, признанный на основании закона преступным или рискующим стать таковым, по возможности, оставляется у родителей или у лиц, облеченных родительской властью, но при этом поручается попечителю, который должен приложить все старания, чтобы
оказать родителям поддержку в деле воспитания малолетнего. Он постоянно наблюдает за малолетним, навещая последнего на дому и в мастерской, или же вызывая его к себе»15. Меры по охранению малолетнего прекращаются, когда он достигнет возраста 21 года.
Что касается самой распространенной на сегодняшний день в отношении несовершеннолетних меры уголовно-правового характера - условного осуждения, то в соответствии с проектом закона «Об условном осуждении», подготовленным в начале XX века отделом Особой комиссии, условное осуждение не распространялось на лиц, совершивших преступления, не достигших 17 лет, имевших судимость и профессиональных преступников16.
1 См.: Балабанович Е.З. Антон Семенович Макаренко: Человек и писатель. М., 1963; ЖураковскийГ.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. М., 1963; ПавловаМ.П. Педагогическаясистема А.С. Макаренко. 3-е. изд. М., 1972; Куфаев В.И. Школа-коммунаим. Ф.Э. Дзержинского: Из опыта работы. М., 1938; Лебединский В.В. Основные этапы пионерскогодвижения. М., 1974; Костяшкин Э.Г. Индивидуальнаяработа в школе с трудными подростками М., 1971; Орлов B.C. Подростоки преступления. М., 1969.
2 Борисов Б.Ю. Проблемы учреждения при монастырях воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников в начале XX века // История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. ст. / под общ. ред. С.Р Ширшова. Псков, 2006. С. 112-113.
3 См.: Там же.
4 См.: Там же. С. 117.
5 См.: Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетнихправона-рушителей в России. М., 1995. С. 19-20.
6 См.: Там же. С. 21.
7 Толберг Д.Г. Исправительные приюты и колониив России. СПб., 1882. С. 3.
8 См.: МиклашевскийА.Н. Об исправительных приютах для малолетних преступников Чернигов, 1889. С. 6.
9 См.: Красовский М.И. Вопросы устройстварусских исправительных заведений для несовершеннолетних с приложением узаконенийи распоряжений правительства, относящихся к малолетним и несовершеннолетним преступникам Саратов, 1900. С. 7.
10 См.: БатьА.Г. К вопросу о мерах борьбы с преступностьюнесовершеннолетних Казань, 1900. С. 10-11.
11 См.: ДуховскийМ.В. Распределение исправительных заведений по территорииРоссии. М., 1900.
12 См.: Сапрыкин И.И., Коломенцев Д.В. Исправительные учреждения для несовершеннолетнихв России на рубежеХГХ - начала XX века // Вестн Воронеж колледжаФСИН России. 2005. Вып. 3. С. 285.
13 См.: ПознышевС.В. Детская преступность и меры борьбы с ней. М., 1910. С. 28-30.
14 См.: Там же. С. 32.
15 Там же. С. 28.
16 См.: МананниковД.Ю. О становлении института условного осуждения в уголовном праве // www.ex-jure.ru.
Развитие уголовно-исполнительной системы