Научная статья на тему 'Особенности неспецифических адаптационных реакций и копинг стратегий поведения у девочекс патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения'

Особенности неспецифических адаптационных реакций и копинг стратегий поведения у девочекс патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ / ПАТОЛОГИЯ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ / САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБЩИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / КОПИНГСТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов В. Г.

В статье описываются копинг стратегии поведения у девочек с патологией репродуктивной сферы, поступающих на санаторно-курортное лечение. Отмечается, что девочки используют стратегии поведения, которые могут быть причиной социальной дезадаптации. Представлена таблица наблюдаемых в группе девочек неспецифических адаптационных реакций и уровней реактивности, указано на процентное распределение девочек на группы риска. При изучении индивидуальных особенностей применяемых копинг стратегий поведения наблюдается зависимость стратегии поведения от уровня реактивности организма и крайних проявлений неспецифических адаптационных реакций.Стратегии поведения на низких уровнях реактивности и при крайних неблагоприятных адаптационных реакциях отличаются от стратегий поведения высоких уровней реактивности и имеют характерные черты. Что говорит о возрастании роли биологических факторов в формировании поведения, при понижении уровня реактивности и формировании крайних неблагоприятных неспецифических адаптационных реакций. Особенности преодолевающих стратегий, наблюдаемые на различных уровнях реактивности, влияют на психологическую совместимость девочек в детском коллективе санатория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности неспецифических адаптационных реакций и копинг стратегий поведения у девочекс патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения»

УДК: 615.851:618.1-053.6

особенности неспецифических адаптационных реакций и копинг стратегий поведения у девочек

с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения

В.Г. Кузнецов

ГУ «Украинский Научно-исследовательский Институт Детской Курортологии и

Физиотерапии МЗ Украины»

Аннотация. В статье описываются копинг стратегии поведения у девочек с патологией репродуктивной сферы, поступающих на санаторно-курортное лечение. Отмечается, что девочки используют стратегии поведения, которые могут быть причиной социальной дезадаптации. Представлена таблица наблюдаемых в группе девочек неспецифических адаптационных реакций и уровней реактивности, указано на процентное распределение девочек на группы риска. При изучении индивидуальных особенностей применяемых копинг стратегий поведения наблюдается зависимость стратегии поведения от уровня реактивности организма и крайних проявлений неспецифических адаптационных реакций.

Стратегии поведения на низких уровнях реактивности и при крайних неблагоприятных адаптационных реакциях отличаются от стратегий поведения высоких уровней реактивности и имеют характерные черты. Что говорит о возрастании роли биологических факторов в формировании поведения, при понижении уровня реактивности и формировании крайних неблагоприятных неспецифических адаптационных реакций. Особенности преодолевающих стратегий, наблюдаемые на различных уровнях реактивности, влияют на психологическую совместимость девочек в детском коллективе санатория.

Ключевые слова: девочки, патология репродуктивной сферы, санаторно-курортного лечение, психическая адаптация, общие неспецифические адаптационные реакции, копинг-стратегии поведения, функциональные состояния.

Введение. Взаимосвязь психического состояния с физиологическим функционированием репродуктивной системы и нарушением ее функции общепризнанна. Клинико-психопато-логические исследования дают основание предположить наличие общих патогенетических звеньев функциональных расстройств менструального цикла и возникающих при них соматогенных нервно-психических расстройств [3,4].

В связи с этим важно, в рамках санаторно-курортного лечения девочек с патологией репродуктивной сферы, изучить факторы, негативно влияющие на психическое состояние девочек, определить степень психической дезадаптации у девочек, поступающих на лечение. Изначально у девочек с патологией репродуктивной сферы был определен уровень психической дезадаптации и усредненный профиль личности, исследование проводилось по методике СМОЛ. В исследуемой группе признаки психической дезадаптации отсутствовали у 27%, слабо выраженные нарушения психической адаптации 39%, умеренно выраженные признаки психической адаптации составили 28,5%, высокая степень психической дезадаптации у 5,5% девочек. Усредненный профиль личности девочек в исследуемой группе характеризовался достоверным повышением по шкалам 6 и 8, что может свидетельствовать о сопровождении патологии репродуктивной сферы склонностью к тревожным и депрессивными реакциями. Наибольший интерес представляют девочки с высокой степенью психической дезадаптации 5,5%. Усредненный профиль личности у этих девочек характеризовался достоверным повышением по шкалам невротической триады (1,2,3). Подъем в левой части профиля (невротические шкалы) и на 7-й шкале свидетельствует о наличии у девочек внутренней напряженности, ипохондрии с выраженным компонентом тревожных реакций, тревожно-фобические расстройства с недостаточно эффективным устранением тревоги путем ее вытеснения, о чем свидетельствует повышение профиля личности и на 3-й шкале. Повышение уровня профиля на 2-й шкале и некоторое снижение его на 9-й свидетельствует о наличии у девочек депрессивного синдрома, что проявляется в недостатке побуждений, снижение активности, легко возникающем чувстве вины и недостаточной оценке собственных возможностей. Повышение по 4-й шкале свидетельствуют о нарушении социальной адаптации, это подтверждает и достоверное различие на 8-шкале, характеризующей наличие аутизации и затруднения социальных контактов [7].

Из поступающих на санаторно-курортное лечение девочек с различной степенью пси-

хической дезадаптации детский коллектив формируется без учета изначального уровня психической адаптации, только на основе возраста и нозологии. Считается, что в условиях изменения социальной среды, возникающие адаптационные реакции могут быть в большей мере не приспособительными, а избирательными, разрушительными, приводящим к повышению эмоционального напряжения. При отсутствии навыков продуктивного поведенческого выхода такое состояние часто приводит к невротизации личности, к снижению адаптивных возможностей, провоцирующие функциональные нарушения менструального цикла [10]. Кроме того объединение в одном коллективе подростков с разными функциональными и адаптационными возможностями, само по себе может быть причиной конфликтных ситуаций в группе [5]. В отличие от взрослых способных выбирать общение, девочки с различными адаптивными возможностями вынуждены, находится в рамках такого коллектива весь период санаторно-курортного лечения, проходя несколько этапов социализации в несколько подструктур коллектива (палата, возрастная подгруппа, нозологическая группа).

Очевидно, что наряду с изучением степени и динамики психической адаптации, в связи с интенсивными межличностными отношений в детском коллективе требуется изучение особенностей применения девочками стратегий и моделей совладающего поведения. Совладающее поведение - это, согласно традиционной точке зрения, осознанная стратегия (или комплекс стратегий) направленных на устранение угрозы, помехи, эффективнее адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовывать её в соответствии со своими намерениями, либо выдержать, «вытерпеть» те обстоятельства, изменить которые человек не может. Конечная цель совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их [6].

В связи с тем, что становление полноценного и продуктивного стиля копинг-поведе-ния не может произойти при пассивной позиции человека и включает не только и не столько приспособительную активность, но и активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию), и себя, как субъекта этой активности [6], важно определить как соотносятся определяемые у девочек адаптационные реакции и уровни реактивности с применяемым стилем копинг-поведения.

Целью исследования явилось изучение роли неспецифических адаптационных реакций в формировании копинг-стратегий у девочек с патологией репродуктивной сферы поступающих на санаторно-курортное лечение

методы и организация исследования.

Под наблюдением находились 62 девочки в возрасте от 13 до 17 лет, проходивших курс санаторно-курортного лечения в клиническом специализированном детском санатории «Здравница».

Обследование проводилось по методике оценки моделей поведения в стрессовых ситуациях (шкала SACS, Хобфол). Личностный опросник «SACS» предназначен для изучения стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения), как типов реакций личности человека по преодолению стрессовых ситуаций. Опросник предложен С. Хобфолл (1994) на основе многоосевой модели «поведения преодоления» стресса. Опросник включает 54 утверждения, каждое из них обследуемый должен оценить по 5-ти балльной шкале. Опросник содержит девять моделей поведения (стратегии преодоления): ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия. Определение типа адаптационной реакции и группы уровня реактивности по опроснику 7-бальной самооценки состояния (Л. Х. Гаркави) [1,2,6,9].

Методики применялся для обследования девочек в группе, обследование проводилось до лечения, в первые три дня после даты заезда в послеобеденное время. Тест-карта и текст опросника раздавались для каждого в отдельности. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием Microsoft Office Excel 2003.

Результаты и их обсуждения.

На первом этапе в группе девочек с патологией репродуктивной сферы проводилось изучение копинг-стратегий с использованием личностного опросник «SACS» (таблица 1) и неспецифических адаптационных реакций адаптации с уровнем реактивности (таблица 2). Результаты полученные с использованием личностного опросник «SACS» сравнивались с результатами полученными с использованием личностного опросник «SACS» в среднестати-

стической выборкой детей [8], того же возраста что и девочки в клинической группе.

В изучаемой группе наблюдаются достоверные отличия использования моделей совпадающего поведения в сравнении со среднестатистической выборкой школьников.

Таблица1.

Выраженность преодолевающих моделей у девочек с патологией репродуктивной сферы (M±m) Опросник «SACS»

Стратегии преодоления модель поведения (действия) Степень выраженности преодолевающих моделей

Группа исследования (n=62) Группа сравнения (n=60)

Активная Ассертивные действия 20,59±2,20 18,22±1,10

Просоциальная Вступление в социальный контакт 22,65±1,61 20,93±1,38

Поиск социальной поддержки 24,12±1,02 25,96±1,63

Пассивная Осторожные действия 20,97±1,22 20,22±1,38

Прямая Импульсивные действия 18,39±1,18 19,1±1,25

Пассивная Избегание 18,16±1,22 21,4±0,85

Непрямая Манипулятивные действия 18,7±1,82 24,7±1,21

Асоциальная Асоциальные действия 17,96±1,85 12,1±1,02

Агрессивные действия 22,07±2,16 17,7±1,19

В группе девочек поступивших на санаторно-курортное лечение наблюдаются тождественные значения со среднестатистической выборкой детей по шкалам, «Поиск социальной поддержки», «Осторожные действия», «Импульсивные действия». Превышают значения среднестатистической группы по шкалам «Ассертивные действия», «Вступление в социальный контакт», «Асоциальные действия», «Агрессивные действия». Более низкие значения, чем в среднестатистической группе наблюдаются по шкалам «Избегание», «Манипулятив-ные действия».

Оценивая полученные значения можно говорить, что копинг-стратегии девочек с патологией репродуктивной сферы приближаются к активному «преодолевающему поведению» с положительным использованием социальных ресурсов близкому к используемым копинг-стратегиям детей в среднестатистической группе, но с некоторым напряжением, и большим использованием моделей «Ассертивные действия», «Вступление в социальный контакт» и асоциальных стратегий преодоления «Асоциальные действия», «Агрессивные действия», что может приводить к социальной дезадаптации.

Наблюдаемое распределение девочек с различными неспецифическими адаптационными реакциями (Таблица 2) дает представление о степени неоднородности детского коллектива и процентного соотношения между девочками с удачными и менее удачными неспецифическими адаптационными реакциями.

Таблица 2.

Реакции адаптации и уровни реактивности в исследуемых группах (по опроснику 7-бальной самооценки состояния (Л. Х. Гаркави)

Уровни реактивности Реакции адаптации* (% девочек)

Высокий 7,1% РС - РТ - РСА - РПА

Средний 4,7% РС 7,1% РТ 16,6% РСА 4,7% РПА

Низкий 2.3% РС - РТ 11,9% РСА 14,2% РПА 13,3% РПеА

Очень низкий РС - РТ 4,7% РСА 11,9% РПА - РПеА

* РС - Реакция стресса, РТ - Реакция Тренировки, РСА - реакция спокойной активации РПА - реакция

повышенной активации, РПеА - Реакция переактивации.

Следует отметить, что в исследуемых группах не наблюдаются у девочек реакции повышенной активации с высокими уровнями реактивности, а представленные уровни реактивности и реакции адаптации объединяются в три группы, группа низкого риска 28,4% девочек, группа высокого риска 37,9% девочек, группа очень высокого риска 32,2% девочек.

При интерпретации индивидуальных особенностей «преодолевающего поведения» у девочек прослеживаются особенности, отклоняющиеся от среднестатистических показателей в исследуемой группе, для объяснения возникающих отклонений проведен поиск зависимости развития преодолевающей стратегии от отмечаемых неспецифических адаптационных реакций и уровней реактивности (таблица 3).

Таблица 3.

Зависимость степени выраженности преодолевающих моделей поведения от реакции адаптации и уровня реактивности (М±т)

Реакции адаптации и уровни реактивности* Степень выраженности преодолевающих моделей

Стратегии преодоления

Активная Просоциальная Пассивная Прямая Пассивная Непрямая Асоциальная

Модель поведения (действия)

Ассер-тивные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной поддержки Осторожные действия Импульсивные действия Избегание Манипу-лятивные действия Асоциальные действия Агрессивные действия

Высокий

РС 19,3±0,8 22,6±3,1 23,3±3,5 22±3,3 19±1,3 16,3±2,8 18,3±2,8 14±1,3 21±1,3

Средний

РПА 24,5±2,5 20,5±3,5 24,5±1,5 18±2 20,5±2,5 16,5±0,5 22±1 15,5±0,5 19±1

РСА 20,5±2,3 24,5±1,7 25,7±2,2 21,4±3,2 18,5±2,5 17,7±2,1 19±2,5 16,1±2,7 19,8±3,4

РТ 19±1 27±3,7 25±0,5 21±0,5 18±4,6 20±4,5 15±4,5 16±0,5 21±1

РС 18,3±1,5 21,6±2,2 21,6±0,8 24,3±3,7 15±1,3 18,3±0,8 18,6±2,2 20±0,6 24±4

Низкий

РПеА 21±0,5 22,5±3 24±2 20,2±1,2 17,2±3,7 18±4,5 20±4,5 17,25±2,3 21,5±2,5

РПА 23,2±1,8 25±2 26,2±2,2 20±3,6 17,4±3,6 16±2,4 13,8±4,6 17,6±4,1 19,4±3,1

РСА 19,2±2,1 22,1±3,5 24,2±3,2 20,5±2,7 17,6±2,5 17,1±3 17,5±2,8 17,1±2,3 20,4±2,4

РТ - - - - - - - - -

РС 14,3±2,8 20,6±3,5 23±2,6 19±3,3 17,3±0,4 19,3±4,4 17±1,3 20,6±2,2 25±2,6

Очень низкий

РПА 20±3,6 23,2±2,8 24,8±3 20,1±3,3 18,7±1,9 19,1±3,5 20,4±3,2 18,5±4 20,3±4,1

РСА 19,6±2,2 24±2,6 22±4,6 23±1,3 19,3±2,2 17,3±1,1 21,6±2,2 18,6±3,1 23,3±4,8

* РС - Реакция стресса, РТ - Реакция Тренировки, РСА - реакция спокойной активации РПА - реакция повышенной активации, РПеА - Реакция переактивации.

По результатам исследования (таблица 3) видно что, в рамках многоосевой модели «поведения преодоления» предложеной С. Хобфолл, где поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения, стратегии поведения зависят от уровня реактивности и неспецифических адаптационных реакций организ-

ма. Именно от того какая реакция адаптации и на каком уровне реактивности находится организма в целом и зависит стратегия поведения. Это утверждение в большей степени относится к уровням реактивности и крайним проявлением неспецифических адаптационных реакций, что говорит о возрастании роли крайних неблагоприятных неспецифических адаптационных реакций как биологических факторов в формировании поведения. Стратегии поведения на низких уровнях реактивности и при крайних неблагоприятных адаптационных реакциях приобретают характерные черты, зависящие от этапа адаптационного процесса. Для очень низкого уровня реактивности свойственны низкая степень выраженности ассертивных действий и высокая просоциальная активность. При реакции стресса наблюдается снижение степени выраженности ассертивных действий от высоких к низким уровням реактивности, и высокая степень асоциальных и агрессивных действий, характерно, что у девочек не наблюдается снижение уровня просоциальной активности при реакциях стресса всех уровней реактивности.

Такие особенности преодолевающих стратегий позволяют разделить степень психической дезадаптации на четыре уровня реактивности и крайние неблагоприятные неспецифические реакции адаптации, что в свою очередь требует изучения совместимости возникающих типов адаптации в коллективе. Но уже сегодня формирование детского коллектива с учетом изученных особенностей позволяет создавать благоприятный психологический климат детского коллектива в санаторий, повышать эффективность санаторно-курортного лечения и качество жизни детей.

Выводы.

Стратегии поведения, используемые девочками с патологией репродуктивной сферы, приближаются к активному «преодолевающему поведению» с положительным использованием социальных ресурсов. Копинг-стратегии девочек близки к используемым копинг-стра-тегиям детей в среднестатистической группе, но с некоторым напряжением адаптации, и большим использованием моделей «Ассертивные действия» «Вступление в социальный контакт» с асоциальными стратегиями преодоления «Асоциальные действия» и «Агрессивные действия», что может приводить к социальной дезадаптации.

В целом неспецифические адаптационные реакции, объеденные в группы риска, показывают, что в группе низкого риска 28,4% девочек, в группе высокого риска 37,9% девочек, в группе очень высокого риска 32,2% девочек.

При изучении индивидуальных особенностей совладающего поведения в рамках многоосевая модели «поведения преодоления» предложеной С. Хобфолл, стратегии поведения зависят от уровней реактивности организма и крайних проявлений неспецифических адаптационных реакций. Что говорит о возрастании роли биологических факторов в формировании поведения, при понижении уровня реактивности и крайних неблагоприятных неспецифических адаптационных реакций. Стратегии поведения на низких уровнях реактивности и при крайних неблагоприятных адаптационных реакциях отличаются от стратегий поведения высоких уровней реактивности и имеют характерные черты, что влияет на совместимость возникающих типов поведения девочек. Изученные закономерности в зависимости применяемых стратегий поведения от адаптационных реакций и уровня реактивности можно использовать в формировании детского коллектива, проведении психологической, социальной, педагогической, медицинской реабилитации девочек с патологией репродуктивной сферы, что повысит эффективность санаторно-курортного лечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Екатеринбург 2002; 1-196с.

2. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Екатеринбург 2003; 2-336с.

3. Гусак Ю. К., Лазарева Ю. В., Морозов В. Н. Психонейроиммунологические особенности адаптивных механизмов нормального репродуктивного цикла у женщин // Вестн. новых мед. технологий.- 2000.- Т. 7, № 1.- С. 97-101.

4. Гусак Ю. К., Лазарева Ю. В., Морозов В. Н. Особенности психонейроиммунологических механизмов адаптации у женщин с нарушенным репродуктивным циклом / // Вестник новых медицинских технологий: периодический теоретический и научно-практический журнал.- 2000.- Том 7, N 2.- С. 100-105.

5. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 144 с.

6. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В.- Ярославль, мапн, 2008,- 376с.

7. Кузнецов В. Г. Динамика психоэмоционального состояния у девочек с патологией репродуктивной сферы под влиянием санаторно-курортного лечения. Вестник физиотерапии и курортологии 4.2011,- С.106-109.

8. Парфенов Ю. А., Белов В. Г., Дробышевская Г. В., Коротенкова Р. Г. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта12 (82) 2011, 31 декабря 2011 - С.30-35.

9. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Д. Я. Рай-городский.- Самара: Летопись, 2010.- 458 с.

10. Чайка В. К., Иваницкая Н. Ф., Матыцина Л. А., Марова С. Ф.. Общая и гинекологическая заболеваемость детей и подростков в условиях экологически неблагоприятного региона. ДонДМУ.- Вестник гигиены и эпидемиологии. Том 5, № 2, 2001,- С. 153-157.

ОСОБЛИВОСТ1 НЕСПЕЦИФ1ЧНИХ АДАПТАЦШНИХ РЕАКЦШ I КОП1НГ СТРАТЕГШ ПОВЕД1НКИ У Д1ВЧАТОК 3 ПАТОЛОГ1СЮ РЕПРОДУКТИВНО1 СФЕРИ НА ЕТАП1

САНАТОРНО-КУРОРТНОГО Л1КУВАННЯ

В.Г. Кузнецов

ДУ «УкраТнський Науково-дослщний 1нститут ДитячоТ курортологи i фiзiотерапп МОЗ УкраТни»

Анотащя. У стати описуються стратеги поведшки у дiвчаток з патолопю репродуктивноТ сфери, що надходять на санаторно-курортне лiкування. Вщзначаеться, що дiвчатка вико-ристовують стратегií поведiнки, яш можуть бути причиною содiальноТ дезадаптаци. Представлена таблица спостережуваних в груш дiвчаток неспециф1чних адаптацiйних реакцш i рiвнiв реактивностi, вказано на вщсотковий розподiл дiвчаток на групи ризику. При вивченш iндивiдуальних особливостей застосованих стратегiй поведшки спостерiгаeться залежшсть стратегií поведiнки вiд рiвня реактивносп органiзму i крайнiх проявiв неспецифiчних адаптацiйних реакцiй. СтратегiТ поведшки на низьких рiвнях реактивностi и при крайнiх несприятливих адаптацiйних реакцiях вiдрiзняються вiд стратегiй поведiнки високих рiвнiв реактивностi i мають характернi риси. Що говорить про зростання рол бiологiчних факторiв у формуваннi поведшки, при зниженш рiвня реактивностi та формуванш крайнiх несприятливих неспецифiчних адаптацшних реакцш. Особливостi копiнг стратегiй, яш спостерiгаються на рiзних рiвнях реактивносп, впливають на психологiчну сумiснiсть дiвчаток у дитячому колективi санаторiю.

KAroHOBi слова: дiвчатка, патологiя репродуктивноТ сфери, санаторно-курортне лшування, психчна адаптацiя, загальш неспецифiчнi адаптацiйнi реакци, копинг стратеги поведшки, функщональш стани.

FEATURES OF NONSPECIFIC ADAPTATION REACTIONS AND COPING STRATEGY OF BEHAVIOR OF GIRLS WITH PATHOLOGY OF THE REPRODUCTIVE SPHERE ON THE

STAGE OF RESORT HEALTH TREATMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V.G. Kuznetsov

Ukrainian Scientific Research Institute of Children's Health Resort and Physiotherapy, Ministry

of Health of Ukraine

Annotation. The article describes coping strategies of behavior of girls with pathology of reproductive sphere coming on resort treatment. It states that girls use strategies of behaviors that can be a reason of social disadaptation. There is a table that presents nonspecific adaptation reactions and levels of reactivity of the girls who are observed in a group, there is percent distribution of girls on high-risk groups. There is dependence of strategy of behavior from the levels of reactivity of organism and extreme displays of nonspecific adaptation reactions at the study of individual features of the applied coping strategies of behavior. Strategies of behavior at the low levels of reactivity and at extreme unfavorable adaptation reactions differ from strategies of behavior of high levels of reactivity and have the distinctive features. That proves growth of the role of biological factors in forming of behavior, at lowering of level of reactivity and forming of extreme unfavorable nonspecific adaptation reactions. The features of coping strategies observed at various levels of reactivity, influence on psychological compatibility of girls in children's collective.

Key words: girls, pathology of reproductiveness, SPA and resort health treatment, psychical adaptation, general non-specific adaptation reactions, coping strategies, behavior, functional states.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.