Научная статья на тему 'Оценка уровня тревожности в рамках адаптационных парадигм у девочек с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения'

Оценка уровня тревожности в рамках адаптационных парадигм у девочек с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санаторно-курортного лечение / патология репродуктивной сферы / девочки / психоэмоциональное состояние / адаптационная парадигма / адаптационные реакции / уровень реактивности. / sresort medical treatment / pathology of reproductive sphere / girlie / psycho emotional state / adaptation paradigm / adaptation reactions / level of reactivity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В. Г. Кузнецов

В статье проводится анализ уровня тревожности в рамках адаптационных парадигм у девочек с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения. Представлена шкала оценки уровня тревожности с учетом типа и характера адаптационных реакций. Предлагается индивидуальный подход психокоррекционной/психотерапевтической помощи девочкам в условиях санатория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В. Г. Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of anxiety in adaptation of paradigms in girls with the pathology of the reproductive stage of sanatorium-and- spa treatment

In the article the analysis of level of anxiety within the framework of adaptation paradigms at girlies with pathology of reproductive sphere on the stage of resort medical treatment is conducted. The scale of estimation of level of anxiety taking into account a type and character of adaptation reactions is presented. Individual approach of psychocorrective or psychotherapy’s helps to the girlies in the conditions of sanatorium is offered.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня тревожности в рамках адаптационных парадигм у девочек с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения»

УДК:615.851:618.1-053.6

В. Г. Кузнецов

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ В РАМКАХ АДАПТАЦИОННЫХ ПАРАДИГМ У ДЕВОЧЕК С ПАТОЛОГИЕЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ НА ЭТАПЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ

ГУ «Украинский научно-исследовательский институт детской курортологии и физиотерапии» МЗ Украины

РЕЗЮМЕ

В статье проводится анализ уровня тревожности в рамках адаптационных парадигм у девочек с патологией репродуктивной сферы на этапе санаторно-курортного лечения. Представлена шкала оценки уровня тревожности с учетом типа и характера адаптационных реакций. Предлагается индивидуальный подход психокоррекционной/психотерапевтической помощи девочкам в условиях санатория.

Ключевые слова: санаторно-курортного лечение, патология репродуктивной сферы, девочки, психоэмоциональное состояние, адаптационная парадигма, адаптационные реакции, уровень реактивности.

SUMMARY

In the article the analysis of level of anxiety within the framework of adaptation paradigms at girlies with pathology of reproductive sphere on the stage of resort medical treatment is conducted. The scale of estimation of level of anxiety taking into account a type and character of adaptation reactions is presented. Individual approach of psychocorrective or psychotherapy's helps to the girlies in the conditions of sanatorium is offered.

Keywords: sresort medical treatment, pathology of reproductive sphere, girlie, psycho emotional state, adaptation paradigm, adaptation reactions, level of reactivity.

На санаторно-курортном этапе лечения девочек с патологией репродуктивной сферы, важным является определение психоэмоционального состояния на момент поступления в санаторий. Понимание особо тесной связи между эмоциональным состоянием и репродуктивной функцией [3], направляет исследователей на поиск особенностей эмоционального состояния девочек.

Для девочек с патологией репродуктивной сферы при всем различии характерологических черт отмечаются общие особенности эмоционального фона - повышенная возбудимость, раздражительность, эмоциональная и вегетативная лабильность, тревожность и сенситивность. По сравнению со здоровыми девочками отмечена склонность к дезадаптации личности, так различные варианты психической дезадаптации встречаются у 75% девочек. Вероятность формирования психопатии при нарушениях становления репродуктивной системы увеличивается в 1,6 раза (р < 0,001) [4,5,6].

Отмечено, что уровень тревожности и эмоциональный фон являются интегративными показателями адаптации девушек к новым условиям [10]. Повышенная психическая утомляемость, тревожность, приводят к чрезвычайно низкой адаптации в новой среде. Особенно в условиях изменения социальной среды, деструктивного воздействия социально-информационных стрессоров. При отсутствии навыков продуктивного поведенческого выхода такое состояние часто приводит к невротиза-ции личности, к снижению адаптивных возможностей, провокации функциональных нарушений менструального цикла, подтверждая их психосоматическую природу [10].

Однако таким образом изучаемый «психологический портрет» девочек с патологией репродуктивной сферы с практической точки зрения только обозначает проблему, указывая на ее наличие и меру сложности, лишая ее динамичности и индивидуальности.

Вероятно, с практической точки зрения, наиболее правильно рассматривать возникающие психологические проблемы в динамике самого процесса приспособления ребенка к окружающей среде, в рамках адаптационной парадигмы [7,8] и дополняющей её парадигмы зависимости физического и психологического состояния от типа и характера адаптационных реакций, предложенной Гаркави Л.Х.[2].

Адаптационная парадигма описывает развивающийся каскад адаптационных реакций (активация «регистров»), внутри состояния стресса, направленный на сохранение постоянства психических процессов[7,8]. Первичной и наиболее неспецифичной реакцией является появление тревоги, которая в дальнейшем становится осевым системообразующим психопатологическим феноменом. Она может рассматриваться как адаптационный механизм или "регистр" первого порядка. Дальнейшее трансформирование тревоги может объяснять формирование других психопатологических феноменов как психотического, так и невротического уровня. При несостоятельности адаптационных механизмов первого порядка, активируются адаптационные механизмы второго порядка, цель которых — снижение уровня тревоги и напряжения.

Выделяют 4 типа компенсаторных реакций второго порядка:

1) Общее снижение психической и физической активности;

2) Резкое повышение психической и физической активности и, соответственно, дезактуализация негативной информации;

Такие реакции неспецифичные в большей мере, чем остальные, затрагивают весь организм в целом.

3) уменьшение притока информации (касается, в основном, лишь психической деятельности);

4) уменьшение или полное блокирование эмоционального компонента информации, поступаю-

щей в сознание, так как именно эмоциональная значимость информации определяет ее способность вызывать тревогу.

Эта реакция ограничивается только эмоциональной сферой и является в этом смысле самой прицельной и «человеческой» из всех.

Таким образом, исходя из представлений о мозге как о сложной саморегулирующейся системе, механизмы, участвующие в формировании психических расстройств, изначально несут в определенных условиях адаптивную, защитную функцию, важную для выживания организма, направлены на «обуздание» острых состояний тревоги, чрезмерного психического возбуждения[7,8].

Важно заметить, что реакция стресса является только одной из общих неспецифических адаптационных реакций. На момент встречи со стрессовым раздражителем с последующим запуском адаптационных механизмов организм может находиться в психофизиологическом состоянии характерном для иных адаптационных реакций с различными уровнями активации. Поэтому, адаптационная парадигма, описывающая развивающийся каскад адаптационных механизмов (активация «регистров»), внутри состояния стресса, необходимо дополнить парадигмой зависимости физического и психологического состояния от типа и характера адаптационных реакций - то есть, от определенного архетипа функционального состояния предложенной Гаркави Л.Х.[2].

Соответственно диагностика психического состояния должна учитывать не только задействованный адаптационный механизм «регистр», но и фон общих неспецифических реакций организма. В этом случае создается шкала общих неспецифических реакций и задействованного адаптационного механизма «регистра», что позволяет не только определить наличие, например «тревоги», но и оценить всю тяжесть ситуации, определить тактику терапии с дальнейшим прогнозом.

При объединении этих парадигм становится понятным: у кого определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности, в границах какой адаптационной реакции и уровня реагирования существует оптимальный, или желательный, уровень тревожности, так называемая «полезная тревожность». Это особенно важно при поступлении детей на санаторно-курортное лечение.

Цель этой работы - изучить психоэмоциональное состояние у девочек с патологией репродуктивной сферы, путем анализа результатов стандартных тестов в границах адаптационных парадигм и шкалы общих неспецифических реакций, при поступлении на санаторно-курортное лечение.

Методы и организация

В исследовании участвовало 68 девочек в возрасте от 13 до 17 лет с патологией репродуктивной сферы, проходивших курс санаторно-курортного лечения в клиническом специализированном детском санатории «Здравница».

Исследовалось состояние ситуативной и личной тревожности, опросник Спилбергера (адаптирован Ю. Л. Ханиным). Исследование выраженности депрессивных состояний, Шкала Цунга для самооценки депрессии (адаптирован Т.И. Балашовой). Определение типа адаптационной реакции и группы уровня реактивности по опроснику 7-бальной самооценки состояния (Л.Х. Гаркави) [1,2,,9]. Используемые методы, стандартизированные, валидные, наиболее экономичные приемы для экспресс-диагностики при проведении массовых психо-

логических исследований, позволяют получить высоко формализованные стандартные результаты с возможностью выделения интегральной оценки и достаточной степенью объективизации.

Комплекс психолого-диагностических методик применялся для обследования девочек в группе, тест-карта и текст опросника раздавались для каждой девочки в отдельности. Обследование проводилось до лечения, в первые три дня после даты заезда в послеобеденное время. Оценка полученных результатов тестирования проводилась при помощи универсальной психодиагностической системы «Deep Psychodiagnostic Solver».

Результаты и их обсуждения

В начале исследования приводилась оценка уровня тревожности по методике Спилбергера (таблица 1) и оценка депрессии по шкале депрессии Цунга (таблица 2).

При обследовании уровня тревожности по методике Спилбергера, у девочек наблюдался умеренный и повышенный уровень реактивной и личностной тревожности. С высоким уровнем реактивной тревожности поступило 35% девочек, умеренным 59% и низкий уровень реактивной тревожность наблюдалась у 6%. Высокий уровень личностной тревожности наблюдалась у 50% девочек, 48 % поступило с умеренным уровнем личностной тревожностью и 2% с низким уровнем личностной тревожностью (таблица 1).

Таблица 1.

Оценка состояния тревожности обследованных девочек по методике Спилбергера

Оценочная характеристика Исследуемая группа n=68

(%) M±m

Тревожность реактивная низкая (1-34) 5,9 41,7±5,9

умеренная (35-44) 58,9

высокая (45-...) 35,2

Тревожность личностная низкая (1-34) 1,5 44,3±4,6

умеренная (35-44) 48,5

высокая (45-...) 50

Исследование выраженности депрессивных состояний по шкале депрессии Цунга у девочек показало, что для этой группы свойственны незначительные расстройства настроения. Соответственно тяжелые «депрессивные» расстройства по шкале депрессии Цунга не наблюдались, 4% девочек поступило с умеренно выраженными расстройства настроения, 23% девочек поступило с легко выраженными расстройствами настроения, у большинства девочек 41% расстройств настроения не наблюдалось. Средние значение выраженности «депрессивных» состояний у девочек М±т - 41,7±5,9, что соответствует не выраженному или легко выраженному «депрессивному» состоянию, по шкале Цунга.

Таблица 2.

Оценка состояния депрессии обследованных девочек по шкале депрессии Цунга.

Оценочная характеристика Исследуемая группа n=68

(%) M±m

Выраженность депрессивного состояния Норма (25-49) 41 47,49±5,1

Легкая (50-59) 23

Умеренная (60-69) 4

Тяжелая (70 -...) -

Ценность полученных данных преобразуется, если принять во внимание что, для сохранения постоянства психических процессов, развивается каскад адаптационных реакций (Адаптационная парадигма). В этом каскаде предмет нашего изучения тревога - это первичная и наиболее неспецифичная адаптационная реакция, которая в дальнейшем становится осевым и системообразующим психопатологическим феноменом.

Дополняя адаптационную парадигму парадигмой зависимости физического и психологического состояния от типа и характера адаптационных реакций Гаркави Л.Х., получаем более совершенный

информативный инструмент, чем только оценка уровня выраженности тревожности, учитывающий не только задействованный адаптационный механизм, но и фон общих неспецифических реакций организма.

В этом случае формируется шкала общих неспецифических реакций (графическое изображение шкалы с допустимой степенью условности), на которой разворачивается запущенный адаптационный механизм «регистр» как первого, так и второго порядка в дальнейшем рассматриваемый в границах диагностируемой адаптационной реакции с различными уровнями активации (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Уровень реактивной тревожности на шкале общих неспецифических реакций у девочек с патологией репродуктивной сферы

РС - Реакция стресса, РТР - Реакция Тренировки, РСА - реакция спокойной активации РПА - реакция повышенной активации, РПеА - Реакция переактивации. А.Б.С.Ь. - уровни реактивности: высокий, умеренный, низкий, очень низкий.

На диаграмме представлен уровень реактивной тревожности как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию на шкале общих неспецифических реакций. Обращает на себя внимание, что высокие уровни тревожности характерны как для состояния стресса, так и остальных адаптационных реакций. В этом случае встречающийся высокий уровень тревожности необходимо интерпретировать в рамках фоновой адаптационной реакции.

Высокие уровни тревожности, привычно ассоциируемые с реакцией стресса, составляют 10% от всей группы девочек, располагаются в границах высоких уровней реактивности, что говорит о кратковременном воздействии внешнего стрессо-генного фактора при недостаточности механизмов психологической защиты, напряженных адаптационных возможностях, проявляющиеся снижением настроения, высокой угнетенностью, низкой активностью. По шкале депрессий Цунга эти изменения можно расценить как проявления умеренной «депрессии».

В рамках реакции переактивации высокие уровни тревожности расположены в границах очень

низких уровней реактивности, что так же говорит о недостаточности механизмов психологической активности, напряженности социальной адаптации, проявляющиеся нарушением поведения, агрессия, высокая раздражительность, резкая смена настроения, возбуждение сменяется угнетением.

Высокие уровни тревожности в рамках реакции спокойной активации, низкие уровни реактивно -сти это более благоприятный вариант, в этом случае наблюдается весь спектр защитных реакций вплоть до компенсаторных реакций второго порядка.

Обращает на себя внимание, что высокие уровни тревожности в рамках реакции повышенной активации, встречается на низких уровнях реактивно -сти, но даже в этом случае такие высокие уровни можно рассматривать как напряжения в границах варианта нормы, когда еще достаточен адаптационный ресурс и копинг-стратегии совладают, либо успевают приспособиться к возникшей ситуации. При этом поведение девочек может напоминать поведение, наблюдаемое при высокой тревожности в рамках реакции переактивации, когда повышается раздражительность и появляется некоторая

агрессивность, но на этом уровне сохраняется хорошее настроении. Следует заметить, что только исследование в динамике может дать ответ, насколько эти стратегии совладения удачны в каждом конкретном случае. Оказываемая психологическая помощь в этом случае будет иметь наилучший результат.

Как видно на диаграмме у значительной группы девочек наблюдается умеренный уровень тревожности с преобладанием реакции спокойной активации с низким и умеренным уровнем реактивности. Это проявляется незначительным снижением настроения, незначительной утомляемостью и раздражительностью. Наблюдаемая группа при видимом благополучии требует особого внимания, так как результаты исследования показывают пограничное состояние, которое может изменяться как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения, при отсутствии соответствующей психологической помощи. К этой группе необходимо отнести и группу девочек с умеренным уровнем тревожности с реакцией повышенной активации, но очень низким уровнем реактивности.

Нельзя оставить без внимания группу девочек с умеренной выраженностью тревожности, но с реакцией переактивации низкого уровня реактивности, при видимом благополучии и относительно хорошем настроение эти девочки проявляют раздражительность, нетерпимость и агрессию, начинают проявляться признаки нарушения социальной адаптации, появляется конфликтность.

Таким образом, дополнение исследования реактивной тревожности шкалой общих неспецифических реакций, показывает, что при изначальном делении тревожности на высокий уровень, умеренный и низкий, наблюдается неоднородность каждого уровня и более точное представление о психоэмоциональном состоянии девочек.

Так единую группу девочек с высоким уровнем реактивной тревожности (по результатам опросника тревожности Спилбергера), необходимо разделить на четыре группы, причем с различным терапевтическим подходом и прогнозом. Для группы девочек с умеренным уровнем тревожности можно выделить две группы с различным терапевтическим подходом, причем в зависимости от анамнеза

развития психоэмоциональных нарушений дополнительно в одной из групп выделить подгруппу с иной тактикой лечения.

Выводы

Полученные результаты исследования по методикам Спилбергера-Ханина, Цунга у девочек с патологией репродуктивной сферы, поступающих на санаторно-курортное лечение, отражают повышенный уровень тревожности и незначительные расстройства настроения. Дополнение исследования реактивной тревожности шкалой общих неспецифических реакций, позволяет получить более точное представление о психоэмоциональном состоянии девочек. Выделить в единой группе девочек с высоким уровнем реактивной тревожности (по результатам опросника тревожности Спилбер-гера), четыре группы с подгруппами, причем с различным терапевтическим подходом и прогнозом.

Возникающее объединение характеристик психологического состояния с физиологическими показателями и теорией психологической природы стресса, в рамках адаптационной парадигмы формирует единый процесс, единую шкалу, на которой присутствуют как физиологические адаптивные механизмы, так и психологические механизмы преодоления стресса, в виде каскада механизмов психологических защиты и физиологическим адаптивным реакций.

В результате для практической психокоррекци-онной/психотерапевтичекской помощи, предлагается подход с более детальной оценкой психоэмоционального состояния, что может быть использовано для постановки функционального, психотерапевтического, реабилитационного диагноза. Такой подход отвечает на вопрос, какой психокор-рекционный или психотерапевтический подход будет наиболее эффективен, что позволяет разработать индивидуальную тактику, обеспечить критерии эффективности работы, а последовательность исследований даёт возможность оценить динамику состояния, прогнозировать исход терапии. Все это открывает возможность для разработки более эффективных психотерапевтических методов и методик, что особенно необходимо для санаторно-курортного этапа лечения.

Литература

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столи-на. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 304с

2. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. М., «ИМЕДИС», 1988. -565с.

3. Гусак Ю.К., Лазарева Ю.В., Морозов В.Н. Психонейроиммуно-логические особенности адаптивных механизмов нормального репродуктивного цикла у женщин [Текст] / // Вестн. новых мед. технологий. - 2000. - Т. 7, № 1. - С. 97-101.

4. Кузнецов В.Г. Динамика психоэмоционального состояния у девочек с патологией репродуктивной сферы под влиянием санаторно-курортного лечения// Вестн. физиотерапии и курортологии 4.2011, С. 106-109.

5. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и сома-топсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь 2005. - 400с.

6. Миркутимов Б.Е //Нервно-психические нарушения при функциональных расстройствах менструального цикла в пубертатном возрасте: Автореф. дисс. .. .док.мед. наук.- Л., 1988 - 39с

7. Нуллер Ю.Л. Смена парадигмы в психиатрии. — Обозр. психи-ат. и мед. психол., 1992, N 1, с. 13-19.

8. Тен В.И. Концепция "единого психоза" Неймана-Гризингера: адаптационная парадигма в психиатрии. Вестник КРСУ Том 8 № 4 2008.

9. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин. - Л.: ЛНИИ ФК., 1976. - 18 с.

10. Чайка В.К., Иваницкая Н.Ф., Матыцина Л.А., Марова С.Ф. Общая и гинекологическая заболеваемость детей и подростков в условиях экологически неблагоприятного региона. ДонДМУ. -Вестник гигиены и эпидемиологии. Том 5, №2, 2001.

© В.Г. КУЗНЕЦОВ, 2013

Поступила 14.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.