Научная статья на тему 'Взаимосвязь неспецифических адаптационных реакций и копинг-стратегий поведения у девочек с патологией репродуктивной сферы поступающих на санаторно-курортное лечение'

Взаимосвязь неспецифических адаптационных реакций и копинг-стратегий поведения у девочек с патологией репродуктивной сферы поступающих на санаторно-курортное лечение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девочки / патология репродуктивной сферы / санаторно-курортного лечение / психическая адаптация / общие неспецифические адаптационные реакции / копинг-стратегии поведения. / girls / pathology of reproductiveness / sanatorium and resort health treatment / psychical adaptation / general non-specific adaptation reactions / coping strategies of behaviour.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — В Г. Кузнецов

В статье представлена степень выраженности стратегий, моделей совладающего поведения и возникающая зависимость стратегий совладающего поведения от неспецифических адаптационных реакций и уровней реактивности, наблюдаемых у девочек с патологией репродуктивной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship and adaptive pseudoreactions coping strategies of conduct in girls with pathology reproductive sphere applicants for spa

This article describes extent of expression of strategies, models of coping behaviour and arising dependence of strategies of coping be­ haviour from non-specific adaptation reactions and levels of reactiveness which are observed at girls with pathology of reproductiveness.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь неспецифических адаптационных реакций и копинг-стратегий поведения у девочек с патологией репродуктивной сферы поступающих на санаторно-курортное лечение»

УДК: 615.851:618.1-053.6

В.Г. Кузнецов

ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИХ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕВОЧЕК С ПАТОЛОГИЕЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СФЕРЫ ПОСТУПАЮЩИХ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

ГУ «Украинский Научно-исследовательский Институт Детской Курортологии и Физиотерапии» МЗ Украины.

РЕЗЮМЕ

В статье представлена степень выраженности стратегий, моделей совладающего поведения и возникающая зависимость стратегий совладающего поведения от неспецифических адаптационных реакций и уровней реактивности, наблюдаемых у девочек с патологией репродуктивной сферы.

Ключевые слова: девочки, патология репродуктивной сферы, санаторно-курортного лечение, психическая адаптация, общие неспецифические адаптационные реакции, копинг-стратегии поведения.

SUMMARY

This article describes extent of expression of strategies, models of coping behaviour and arising dependence of strategies of coping behaviour from non-specific adaptation reactions and levels of reactiveness which are observed at girls with pathology of reproductiveness.

Keywords: girls, pathology of reproductiveness, sanatorium and resort health treatment, psychical adaptation, general non-specific adaptation reactions, coping strategies of behaviour.

Взаимосвязь психического состояния с физиологическим функционированием репродуктивной системы и нарушением ее функции общепризнанна. Клинико-психопатологические исследования дают основание для предположения об общих патогенетических звеньях функциональных расстройств менструального цикла и возникающих при них соматогенных нервно-психических нарушений [2,3].

В связи с этим в рамках санаторно-курортного лечения девочек с патологией репродуктивной сферы важно изучить факторы, негативно влияющие на психическое состояние девочек. Прежде всего, это различная степень психической дезадаптации наблюдаемая у девочек, поступающих на лечение. Изначально у девочек с патологией репродуктивной сферы был определен уровень психической дезадаптации и усредненный профиль личности, исследование проводилось по методике СМОЛ. В исследуемой группе признаки психической дезадаптации отсутствовали у 27%, слабо выраженные нарушения психической адаптации 39%, умеренно выраженные признаки психической адаптации составили 28,5%, высокая степень психической дезадаптации у 5,5% девочек. Усредненный профиль личности девочек в исследуемой группе характеризовался достоверным повышением по шкалам 6 и 8, что может свидетельствовать о сопровождении патологии репродуктивной сферы склонностью к тревожным и депрессивными реакциями. Наибольший интерес представляют девочки с высокой степенью психической дезадаптации 5,5%. Результаты исследований девочек в этой группе сочетали высокую степень психической дезадаптации, высокие показатели нейротизма по Айзенку и высокий уровень явной тревоги по CMAS. Усредненный профиль личности у этих девочек характеризовался достоверным повышением по шкалам невротической триады (1,2,3). Подъем в левой части профиля (невротические шкалы) и на 7-й шкале свидетельствует о наличии у девочек внут-

ренней напряженности, ипохондрии с выраженным компонентом тревожных реакций, тревожно-фобические расстройства с недостаточно эффективным устранением тревоги путем ее вытеснения, о чем свидетельствует повышение профиля личности и на 3-й шкале. Повышение уровня профиля на 2-й шкале и некоторое снижение его на 9-й свидетельствует о наличии у девочек депрессивного синдрома, что проявляется в недостатке побуждений, неспособности испытывать удовольствие, снижение активности, легко возникающее чувство вины и недостаточной оценке собственных возможностей. Повышение по 4-й шкале свидетельствует о нарушении социальной адаптации, это подтверждает и достоверное различие на 8-шкале, характеризующей наличие аутизации и затруднения социальных контак-тов[6].

Из поступающих на санаторно-курортное лечение девочек с различной степенью психической дезадаптации формируется детский коллектив без учета изначального уровня психической адаптации только на основе возраста и нозологии. Считается, что в условиях изменения социальной среды, возникающие адаптационные реакции могут быть в большей мере не приспособительными, а избирательными, разрушительными, приводящими к повышению эмоционального напряжения. При отсутствии навыков продуктивного поведенческого выхода такое состояние часто приводит к невроти-зации личности, к снижению адаптивных возможностей, провоцирующие функциональные нарушения менструального цикла [9]. Кроме того, в отличие от взрослых, способных выбирать общение, девочки вынуждены находится в рамках такого коллектива весь период санаторно-курортного лечения, проходя несколько этапов социализации в несколько подструктур коллектива (палата, возрастная подгруппа, нозологическая группа). В работах нейрофизиологов изучающих функциональное

состояние мозга подростков, ядро конфликта в детском коллективе это когда «в одном классе оказываются подростки с разными функциональными и адаптационными возможностями» [4].

Очевидно, что наряду с изучением степени и динамики психической адаптации, в связи с интенсивными межличностными отношениями в детском коллективе требует изучения особенностей применения девочками стратегий и моделей сов-ладающего поведения, адекватных коппинг-стратегий. Совладающее поведение - это, согласно традиционной точке зрения, осознанная стратегия (или комплекс стратегий), направленных на устранение угрозы, помехи, эффективнее адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовывать её в соответствии со своими намерениями, либо выдержать, «вытерпеть» те обстоятельства, изменить которые человек не может. Конечная цель совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их [5].

В связи с тем, что становление полноценного и продуктивного стиля копинг-поведения не может произойти при пассивной позиции человека и включает не только и не столько приспособительную активность, но и активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию), и себя, как субъекта этой активности [5], важно определить как соотносятся определяемые у девочек адаптационные реакции и уровни реактивности с применяемым стилем копинг-поведения.

Целью исследования явилось изучение роли неспецифических адаптационных реакций в формировании копинг-стратегий у девочек с патологией репродуктивной сферы поступающих на санаторно-курортное лечение.

Методы и организация

Под наблюдением находились 62 девочки в возрасте от 13 до 17 лет, проходивших курс санаторно-курортного лечения в клиническом специализированном детском санатории «Здравница».

Обследование проводилось по методике оценки моделей поведения в стрессовых ситуациях (шкала SACS, Хобфол). Личностный опросник «SACS» предназначен для изучения стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения), как типов реакций личности человека по преодолению стрессовых ситуаций. Опросник предложен С. Хобфолл (1994) на основе многоосевой модели «поведения преодоления» стресса. Опросник включает 54 утверждения, каждое из них обследуемый должен оценить по 5-ти балльной шкале. Опросник содержит девять моделей поведения (стратегии преодоления): ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия. Определение типа адаптационной реакции и группы уровня реактивности по опроснику 7-бальной самооценки состояния (Л.Х. Гаркави) [1,5,8].

Методики применялся для обследования девочек в группе, обследование проводилось до лечения, в первые три дня после даты заезда в послеобеденное время. Тест-карта и текст опросника раздавались для каждого в отдельности. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием Microsoft Office Excel 2003.

Результаты и их обсуждения

На первом этапе в группе девочек с патологией репродуктивной сферы проводилось изучение ко-пинг-стратегий с использованием личностного опросник «SACS» (таблица 1) и неспецифических адаптационных реакций адаптации с уровнем реактивности (таблица 2). Результаты полученные с использованием личностного опросник «SACS»

сравнивались с результатами, полученными с использованием личностного опросник «SACS» в среднестатистической выборкой детей [7] того же возраста, что и девочки в клинической группе.

В изучаемой группе наблюдаются достоверные отличия использования моделей совпадающего поведения в сравнении со среднестатистической выборкой школьников.

Таблица 1.

Выраженность преодолевающих моделей у девочек с патологией репродуктивной сферы (M±m) Опросник «SACS»

Степень выраженности

Стратегии преодоления Модель поведе- преодолевающих моделей

ния (действия) Группа Исследования (n=62) Группа сравнения (n=60)

Активная Ассертивные действия 20,59±2,20 18,22±1,10

Просоциальная Вступление в социальный контакт 22,65±1,61 20,93±1,38

Поиск социальной поддержки 24,12±1,02 25,96±1,63

Пассивная Осторожные действия 20,97±1,22 20,22±1,38

Прямая Импульсивные действия 18,39±1,18 19,1±1,25

Пассивная Избегание 18,16±1,22 21,4±0,85

Непрямая Манипулятивные действия 18,7±1,82 24,7± 1,21

Асоциальная Асоциальные действия 17,96±1,85 12,1±1,02

Агрессивные действия 22,07±2,16 17,7±1,19

В группе девочек поступивших на санаторно-курортное лечение наблюдаются тождественные значения со среднестатистической выборкой детей по шкалам, «Поиск социальной поддержки», «Осторожные действия», «Импульсивные действия». Превышают значения среднестатистической группы по шкалам «Ассертивные действия», «Вступление в социальный контакт», «Асоциальные действия», «Агрессивные действия». Более низкие значения, чем в среднестатистической группе наблюдаются по шкалам «Избегание», «Манипуля-тивные действия».

Оценивая полученные значения можно говорить, что копинг-стратегии девочек с патологией репродуктивной сферы приближаются к активному «преодолевающему поведению» с положительным использованием социальных ресурсов, близкому к используемым копинг-стратегиям детей в средне -статистической группе, но с некоторым напряжением и большим использованием моделей «Ассертив-ные действия», «Вступление в социальный контакт» и асоциальных стратегий преодоления «Асоциальные действия», «Агрессивные действия», что может приводить к социальной дезадаптации.

Представленное распределение девочек с различными неспецифическими адаптационными реакциями (Таблица 2) дает представление о степени неоднородности детского коллектива и процентного отношения между девочками с удачными и менее удачными неспецифическими адаптационными реакциями.

Таблица 2.

Реакции адаптации и уровни реактивности в исследуемых группах ( по опроснику 7-бальной самооценки состояния (Л.Х. Гаркави)

Уровни реактивности Реакции адаптации* (% девочек)

Высокий - - 7,1% РС - РТ - РСА - РПА

Средний - 4,7% РС 7,1% РТ 16,6% РСА 4,7% РПА -

Низкий 2.3% РС - РТ 11,9% РСА 14,2% РПА 13,3% РПеА

Очень низкий РС - РТ 4,7% РСА 11,9% РПА - РПеА -

* РС - Реакция стресса, РТ - Реакция тренировки, РСА - реакция спокойной активации РПА - реакция повышенной активации, РПеА -Реакция переактивации.

Следует отметить, что в исследуемых группах не наблюдаются у девочек реакции повышенной активации с высокими уровнями реактивности, а представленные уровни реактивности и реакции адаптации объединяются в три группы: группа низкого риска - 28,4% девочек, группа высокого риска - 37,9% девочек, группа очень высокого риска - 32,2% девочек.

При интерпретации индивидуальных особенностей «преодолевающего поведения» у девочек прослеживаются особенности, отклоняющиеся от среднестатистических показателей в исследуемой группе, для объяснения возникающих отклонений проведен поиск зависимости развития преодолевающей стратегии от отмечаемых неспецифических адаптационных реакций и уровней реактивности (таблица 3).

По результатам исследования (таблица 3) видно что, в рамках многоосевой модели «поведения преодоления», предложеной С. Хобфолл, где поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения, стратегии поведения зависят от неспецифических адаптационных реакций организма. Именно от

того какая реакция адаптации и на каком уровне реактивности находится организма в целом и зависит стратегия поведения. Это утверждение в большей степени относится к уровням реактивности и крайним проявлениям неспецифических адаптационных реакций, что говорит о возрастании роли биологических факторов в формировании поведения с понижением уровня реактивности и формирования крайних неблагоприятных неспецифических адаптационных реакций. Стратегии поведения на низких уровнях реактивности и при крайних неблагоприятных адаптационных реакциях приобретают характерные черты, зависящие от этапа адаптационного процесса. Для очень низкого уровня реактивности свойственны низкая степень выраженности ассертивных действий и высокая просоциальная активность. При реакции стресса наблюдается снижение степени выраженности ас-сертивных действий от высоких к низким уровням реактивности и высокая степень асоциальных и агрессивных действий. Характерно, что у девочек не наблюдается снижение уровня просоциальной активности при реакциях стресса всех уровней реактивности.

Таблица 3.

Зависимость степени выраженности преодолевающих моделей поведения от реакции адаптации и уровня реактивности (M±m)

Степень выраженности преодолевающих моделей

Реакции адаптации Стратегии преодоления

Активная Просоциальная Пассивная Прямая Пассивная Непрямая Асоциальная

и уровни реактив- Модель поведения (действия)

ности* Ассертив-ные действия Вступление в социальный контакт Поиск социальной под- Осторожные действия Импульсивные действия Избегание Манипуля-тивные действия Асоциальные действия Агрессивные действия

держки

Высокий

РС 19,3±0,8 22,6±3,1 23,3±3,5 22±3,3 19±1,3 16,3±2,8 18,3±2,8 14±1,3 21±1,3

Средний

РПА 24,5±2,5 20,5±3,5 24,5±1,5 18±2 20,5±2,5 16,5±0,5 22±1 15,5±0,5 19±1

РСА 20,5±2,3 24,5±1,7 25,7±2,2 21,4±3,2 18,5±2,5 17,7±2,1 19±2,5 16,1±2,7 19,8±3,4

РТ 19±1 27±3,7 25±0,5 21±0,5 18±4,6 20±4,5 15±4,5 16±0,5 21±1

РС 18,3±1,5 21,6±2,2 21,6±0,8 24,3±3,7 15±1,3 18,3±0,8 18,6±2,2 20±0,6 24±4

Низкий

РПеА 21±0,5 22,5±3 24±2 20,2±1,2 17,2±3,7 18±4,5 20±4,5 17,25±2,3 21,5±2,5

РПА 23,2±1,8 25±2 26,2±2,2 20±3,6 17,4±3,6 16±2,4 13,8±4,6 17,6±4,1 19,4±3,1

РСА 19,2±2,1 22,1±3,5 24,2±3,2 20,5±2,7 17,6±2,5 17,1±3 17,5±2,8 17,1±2,3 20,4±2,4

РТ - - - - - - - - -

РС 14,3±2,8 20,6±3,5 23±2,6 19±3,3 17,3±0,4 19,3±4,4 17±1,3 20,6±2,2 25±2,6

Очень

низкии

РПА 20±3,6 23,2±2,8 24,8±3 20,1±3,3 18,7±1,9 19,1±3,5 20,4±3,2 18,5±4 20,3±4,1

РСА 19,6±2,2 24±2,6 22±4,6 23±1,3 19,3±2,2 17,3±1,1 21,6±2,2 18,6±3,1 23,3±4,8

* РС - Реакция стресса, РТ - Реакция тренировки, РСА - реакция спокойной активации РПА - реакция повышенной активации, РПеА -Реакция переактивации.

Такие особенности преодолевающих стратегий позволяют разделить степень психической дезадаптации на четыре уровня реактивности и крайние неблагоприятные неспецифические реакции адаптации, что, в свою очередь, требует изучения совместимости возникающих типов адаптации в коллективе. Но уже сегодня формирование детского коллектива с учетом изученных особенностей позволяет создавать благоприятный психологический климат детского коллектива в санаторий, повышать эффективность санаторно-курортного лечения и качество жизни детей.

Совладающее поведение девочек с патологией репродуктивной сферы, поступившие на санаторно-курортное лечение, приближается к активному «преодолевающему поведению» с положительным использованием социальных ресурсов. Копинг-стратегии девочек близки к используемым копинг-стратегиям детей в среднестатистической группе, но с некоторым напряжением адаптации, и большим использованием моделей «Ассертивные действия» «Вступление в социальный контакт» с асоциальными стратегиями преодоления «Асоциальные действия» и «Агрессивные действия», что может приводить к социальной дезадаптации.

В целом неспецифические адаптационные реакции, объеденные в группы риска, показывают, что в группе низкого риска 28,4% девочек, в группе высокого риска 37,9% девочек, в группе очень высокого риска 32,2% девочек.

При изучении индивидуальных особенностей совладающего поведения в рамках многоосевая модели «поведения преодоления», предложеной С. Хобфолл, где поведение рассматривающая как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения, стратегии поведения зависят от уровней реактивности организма и крайних проявлений неспецифических адаптационных реакций. Это говорит о возрастании роли биологических факторов в формировании поведения, при понижении уровня реактивности и формирования крайних неблагоприятных неспецифических адаптационных реакций. Стратегии поведения на низких уровнях реактивности и при крайних неблагоприятных адаптационных реакциях отличаются от стратегий поведения высоких уровней реактивности и имеют характерные черты.

Особенности преодолевающих стратегий, зависящие от уровня реактивности и крайних неблагоприятные неспецифические реакции адаптации, позволяют определить совместимость возникающих типов поведения девочек. Изученные закономерности стратегий поведения в зависимости от адаптационных реакций и уровня реактивности можно использовать в формировании детского коллектива, проведении психологической, социальной, педагогической, медицинской реабилитации девочек с патологией репродуктивной сферы, что может повысить эффективности санаторно-курортного лечения.

Литература

16. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Кузьменко Т.С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. М., «ИМЕДИС», 1998. - 565с.

17. Гусак Ю.К., Лазарева Ю.В., Морозов В.Н. Психонейроиммуноло-гические особенности адаптивных механизмов нормального репродуктивного цикла у женщин [Текст] / // Вестн. новых мед. технологий. - 2000. - Т. 7, № 1. - С. 97-101.

18. Гусак Ю.К., Лазарева Ю. В., Морозов В. Н. Особенности психо-нейроиммунологических механизмов адаптации у женщин с нарушенным репродуктивным циклом / // Вестник новых медицинских технологий : периодический теоретический и научно-практический журнал. — 2000. — Том 7,М 2 . — С. 100-105.

19. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеоло-гии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.

20. Психология XXI столетия. Т. 1 / Под редакцией Козлова В. В. -Ярославль, мапн, 2008 376с.

21. Кузнецов В.Г. Динамика психоэмоционального состояния у девочек с патологией репродуктивной сферы под влиянием санаторно-курортного лечения. Вестник физиотерапии и курортологии 4.2011, стр.106-109.

22. Парфенов Ю.А., Белов В.Г., Дробышевская Г.В., Коротенко-ва Р.Г. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта12 (82) 2011, 31 декабря 2011 С.30-35.

23. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.

24. Чайка В.К., Иваницкая Н.Ф., Матыцина Л.А., Марова С.Ф. Общая и гинекологическая заболеваемость детей и подростков в условиях экологически неблагоприятного региона. ДонДМУ. - Вестник гигиены и эпидемиологии. Том 5, №2, 2001

© КУЗНЕЦОВ В.Г., 2013

Поступила 29.08.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.