Научная статья на тему 'Индивидуальные и возрастные особенности личности медицинского персонала. Адаптивные стратегии поведения в условиях профессиональной деятельности'

Индивидуальные и возрастные особенности личности медицинского персонала. Адаптивные стратегии поведения в условиях профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / PERSONALITY / MEDICAL PERSONNEL / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Любуцина С.В.

Обследовано 50 медицинских специалистов в возрасте от 24 до 76 лет. Исследование выявило индивидуальные и возрастные особенности и различные адаптивные стратегии поведения медицинского персонала в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Любуцина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND AGE-RELATED PERSONALITY CHARACTERISTICS OF MEDICAL PERSONNEL AND ADAPTIVE BEHAVIORAL STRATEGIES IN THE PROFESSIONAL SETTING

50 medical specialists aged from 24 to 76 have been examined. The investigation revealed individual and age-related characteristics as well as various adaptive behavioral strategies of medical personnel in the professional setting.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные и возрастные особенности личности медицинского персонала. Адаптивные стратегии поведения в условиях профессиональной деятельности»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА. АДАПТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.И.Чуваков, О.А.Чувакова*, С.В.Любуцина*

INDIVIDUAL AND AGE-RELATED PERSONALITY CHARACTERISTICS OF MEDICAL PERSONNEL AND ADAPTIVE BEHAVIORAL STRATEGIES IN THE PROFESSIONAL SETTING

G.LChuvakov, O.A.Chuvakova*, S.V.Lyubutsina*

Институт медицинского образования НовГУ, gn.imo@yandex.ru * Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

Обследовано 50 медицинских специалистов в возрасте от 24 до 76 лет. Исследование выявило индивидуальные и возрастные особенности и различные адаптивные стратегии поведения медицинского персонала в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: личность, медицинский персонал, профессиональная деятельность, адаптация

50 medical specialists aged from 24 to 76 have been examined. The investigation revealed individual and age-related characteristics as well as various adaptive behavioral strategies of medical personnel in the professional setting. Keywords: personality, medical personnel, professional activities, adaptation

Профессиональная деятельность как основная и важная форма познавательной активности личности занимает значительный период жизненного пути и играет существенную роль в ее жизнедеятельности, в саморазвитии, самореализации, самообразовании и адаптации. Взаимосвязь между профессиональными требованиями и возможностями личности, возможное их рассогласование, в значительной степени определяет психологические закономерности профессиональной деятельности медицинского персонала. Современный этап развития психологии профессиональной деятельности характеризуется возрастанием объема исследований в этой области, расширением круга научных проблем, требующих изучения, внедрением в эту область медицины психологии и разных ее научных направлений.

К наиболее высоким достижениям в области психологии профессиональной деятельности и личности профессионала за последние два десятилетия можно отнести результаты исследований ведущих отечественных ученых в следующих основных направлениях: обоснование системной методологии психологического анализа, изучение психологических характеристик субъекта профессиональной деятельности, психологии профессионализма А.К.Марковой [1], исследование психологических закономерностей развития личности профессионала и его труда

Е.А.Климова [2], изучение моделирования и проектирования В.Н.Дружинина и др. [3].

Развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности неразрывно связано с формированием новых научных школ и групп ученых [4-6], разрабатывающих различные проблемы психологии профессионализма и личности профессионала в области медицины.

Новый этап работы медицинских сестер фтизиатрической службы в рамках международного проекта «Пациент-ориентированная модель оказания помощи пациентам» в системе непрерывного медицинского образования проводился в Санкт-Петербурге [7]. В настоящее время одной из приоритетных задач в области здравоохранения является повышение качества медицинской помощи в работе клинических медсестер [8]. В современном понимании таких исследователей, как А.А.Реан, Ф.ВБерезин, психологическая адаптация означает «...установление оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления жизнедеятельности человека, которая позволяет удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ним значимые цели» [9].

Повышение качества профессионализма медицинского персонала и адаптивные стратегии их поведения в условиях профессиональной деятельности, опре-

Таблица 1

Результаты значения средних значений и стандартного отклонения удовлетворенности работой (ОУР) и дезадаптации (ДЕЗ) в группах стоматологов (1) и зубных техников (2) с учетом пола

Параметры Группа Пол М & (сигма) стд. отклон. Достов F арность p

ОУР 1 м ж итог 26,75 30,40 29,79 9,28 5,94 6,50 0,73 1,71 ^з= 0,42 0,39 0,19 0,51

2 м ж итог 31,50 32,00 31,88 8,62 6,40 6,80

Итог м ж итог 29,60 31,18 30,86 8,72 6,14 6,67

ДЕЗ 1 м ж итог 10,25 33,45 29,58 4,85 23,53 23,20 1,91 1,87 ^з= 2,55 0,17 0,17 0,11

2 м ж итог 33,33 31,68 32,08 18,90 21,86 20,82

Итог м ж итог 24,10 32,59 30,86 18,66 22,45 21,82

Примечание: 1 — группа стоматологов (N=25); 2 — группа зубных техников (N=25); м — группа мужчин, ж — группа женщин; F1 — различия по полу; F2 — различия по профессиональной принадлежности (группа); F3- различия по полу и по группе.

деление индивидуальных и возрастных особенностей, потенциальных возможностей личности, приводящих к успешной самореализации, саморазвитию и профессиональной адаптации, недостаточно разработаны.

Материалы и методы исследования

Объект исследования — медицинский персонал стоматологической поликлиники: врачи-стоматологи и зубные техники в возрасте от 24 до 76 лет. Общее количество респондентов — 50. Предмет исследования — особенности личности медицинского персонала и адаптивные стратегии их поведения.

Для математико-статистической обработки полученных результатов мы использовали сравнительный и корреляционный виды анализа. Достоверность полученных статистических данных оценивалась по F-критерию Фишера. Мы подобрали следующий психодиагностический комплекс методик. Так, для оценки профессиональной удовлетворенности мы использовали методику В.А.Розановой, а для оценки проявлений дезадаптации — опросник О.Н.Родиной. Для исследования копинг-стратегий поведения мы использовали методику «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С.Хобфолла.

Результаты исследования и их обсуждение

В обследовании приняли участие 50 респондентов, среди них 80% женщин и 20% мужчин. В группе зубных техников более всего представлена возрастная категория 36-42 лет (36%), а в группе стоматологов — 24-29 лет (32%). Кроме того, в возрасте более 55 лет — 12% стоматологов, в то время как в

группе зубных техников не оказалось ни одного, а в возрасте более 70 лет среди стоматологов нет ни одного, тогда как в группе зубных техников их 8%.

Оценку уровня удовлетворенности работой мы проводили с помощью методики «Удовлетворенности работой» Розановой. Оценку уровня психологической и физиологической дезадаптации проводили с помощью методики «Профессиональная дезадаптация» Родиной. Полученные нами данные представлены в табл.1.

На рис.1 приведены средне-групповые показатели удовлетворенности работой. О том, насколько удовлетворены работой испытуемые, мы судили, сопоставив полученные результаты с нормативными показателями: средний балл шкалы равен 32; сумма баллов больше 32 говорит о неудовлетворенности работой, сумма баллов меньше 32 — об удовлетворенности работой. Норма находится в пределах 15-32 баллов.

32

30-

« 23

2Б-

24

1 2

Показатели □ Мужчины аЖенщины

Рис.1. Диаграмма средних значений показателей удовлетворенности работой стоматологов и зубных техников с учетом пола. 1 — стоматологи, 2 — зубные техники

На рис.2 приведены средне-групповые показатели дезадаптации. О том, какой уровень дезадаптации у испытуемых, мы судили, сопоставив полученные результаты с нормативными показателями: до 32 баллов — низкий уровень, от 32 до 64 баллов — умеренный уровень, от 65 до 95 баллов — выраженный уровень, 96 баллов и более — высокий уровень дезадаптации.

Сопоставив полученные результаты с нормативными показателями, мы можем констатировать то, что средние значения группы стоматологов находятся в пределах «низкий уровень», а зубных техников — «умеренный уровень дезадаптации». Мужчины-стоматологи имеют низкий уровень дезадаптации по сравнению с коллегами-женщинами (имеют умеренный уровень дезадаптации). В группе зубных техников всё наоборот: женщины имеют низкий, а мужчины — умеренный уровень дезадаптации. Однако различия не достигают уровня достоверности.

Мы исследовали 50 респондентов, их стратегии и модели преодолевающего поведения по методике Хобфолла. Опросник SACS, разработанный им, позволяет определить выбор преодолевающего поведения в различных стрессовых ситуациях. Автор описывает 3 конструктивные (ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной

Таблица 2

Результаты оценки исследованных параметров по методике «Стратегии и модели преодолевающего поведения» С.Хобфолла в группах стоматологов и зубных техников с учетом пола

Стратегии преодоления Модель поведения M ± & Стоматологи M ± & Зубные техники F Р

Активная 1. Ассертивные действия М 20,00+2,00 Ж 21,95+3,30 И 21,63+3,17 М 22,33+1,50 Ж 20,26+3,19 И 20,76+2,99 F1 = 0,003 F2 = 0,87 F3 = 3,38* 0,95 0,76 0,05

Просоциальная 2. Вступление в соц. контакт М 23,75+3,09 Ж 23,80+2,64 И 23,79+2,65 22,83+3,76 21,74+4,02 23,20+3,36 F1= 0,21 F2 =1,46 F3 = 0,18 0,64 0,23 0,95

Просоциальная 3. Поиск соц. поддержки М 21,00+2,44 Ж 25,65+3,57 И 24,88+3,80 22,50+4,80 21,95+3,97 22,08+4,09 F1= 2,20 F2 = 0,63 F3 =3,54* 0,14 0,42 0,05

Пассивная 4. Осторожные действия М 18,75+2,50 Ж 20,50+2,94 И 20,21+2,90 19,83+5,41 19,95+2,50 19,92+3,29 F1= 0,67 F2 = 0,05 F3 = 0,52 0,41 0,81 0,47

Прямая 5. Импульсивные действия М 20,00+1,14 Ж 19.30+2,22 И 19,42+2,10 21,67+2,73 20,05+2,32 20,44+2,46 Fi= 1,97 F2 = 2,16 F3 = 0,30 0,16 0,14 0,58

Пассивная 6. Избегание М 17,25+3,94 Ж 17,50+4,21 И 17,46+4,08 20,00+3,28 19,42+3,37 19,56+3,29 F1= 0,01 F2 = 2,94 F3 = 0,09 0,90 0,09 0,76

Непрямая 7. Манипулирование М 18,75+3,30 Ж 18,40+3,69 И 18,46+3,56 20,83+2,63 18,89+2,88 19,36+2,89 F1= 0,95 F2 = 1,21 F3 = 0,45 0,33 0,27 0,50

Асоциальная 8.Асоциальные действия М 13,00+4,32 Ж 13,40+4,86 И 13,33+ 4,68 15,50+3,20 14,16+4,77 14,48+4,42 F1= 0,08 F2 = 0,95 F3 = 0,27 0,77 0,33 0,60

Асоциальная 9.Агрессивные действия М 13,50+2,64 Ж 19,90+5,49 И 18,83+5,63 16,50+2,66 16,95+4,12 16,84+3,78 F1= 4,33* F2 = 0,00 F3 = 3,27* 0,05 0,98 0,05

Примечание:1 — группа стоматологов (Ы = 25); 2 — группа зубных техников (Ы = 25); м — группа мужчин, ж — группа женщин; Fl — различия по полу; F2 — различия по профессиональной принадлежности (группа); F3 — различия по полу и по группе.

На основании этого получили следующие результаты: средние оценки для выборки зубных техников равны 31,5 для мужчин, 32 — для женщин; средние оценки для выборки стоматологов — 26,75 для мужчин, 30,4 для женщин.

Сопоставив полученные результаты с нормативными показателями, мы можем говорить о том, что удовлетворенность работой у данных групп испытуемых находится в пределах нормы. Они вполне удовлетворены работой. Однако различия не достигают уровня достоверности.

у I И I и

и 15-

I

1 2

Показатели

□ Мужчины «Женщины

Рис.2. Диаграмма средних значений показателей уровня дезадаптации стоматологов и зубных техников с учетом пола. 1 — стоматологи, 2 — зубные техники

Рис.3. Диаграмма средних значений показателей по методике С. Хобфолла для стоматологов и зубных техников с учетом пола. 1 — ассертивные действия (стоматологи), 2 — ассертивные действия (зубные техники), 3 — вступление в социальный контакт (стоматологи), 4 — вступление в социальный контакт (зубные техники), 5 — поиск социальной поддержки (стоматологи), 6 — поиск социальной поддержки (зубные техники), 7 — осторожные действия (стоматологи), 8 — осторожные действия (зубные техники), 9 — импульсивные действия (стоматологи), 10 — импульсивные действия (зубные техники), 11 — избегание (стоматологи), 12 — избегание (зубные техники), 13 — манипулирование (стоматологи), 14 — манипулирование (зубные техники), 15 — ассоциальные действия (стоматологи), 16 — ассоциальные действия (зубные техники), 17 — агрессивные действия (стоматологи), 18 — агрессивные действия (зубные техники)

поддержки) и 6 неконструктивных моделей поведения (осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные, агрессивные действия). Полученные результаты представлены в табл.2.

В исследованных группах обнаружены достоверные различия по трем копинг-стратегиям — активной (ассертивные действия), просоциальной (поиск социальной поддержки) и асоциальной (агрессивные действия) (р < 0,05). Стоматологи достоверно чаще, чем зубные техники, используют стратегии — ассертивные действия, поиск социальной поддержки и агрессивные действия (р < 0,05). Женщины в обеих группах достоверно чаще используют стратегию — агрессивные действия по сравнению с мужчинами (р < 0,05).

На рис.3 приведены средне-групповые показатели по методике Хобфолла. Сопоставив полученные результаты с нормативными показателями, мы предполагаем то, что стоматологи и зубные техники существенно различаются по степени выраженности некоторых моделей копинг-поведения — различия смотрим по итогу (на рисунке отмечен белым цветом).

Наши исследования выявили следующее. Так, ассертивные действия, поиск социальной поддержки и агрессивные действия у стоматологов имеют высокую степень выраженности, а у зубных техников — среднюю. Женщины в обеих группах имеют высокую степень выраженности агрессивных действий по сравнению с мужчинами. У женщин-стоматологов высокая степень выраженности агрессивных действий по сравнению с коллегами-мужчинами. В данном случае мы предполагаем то, что мужчины чаще направляют свои усилия на преодоление своих проблем (проблемно-ориентированное «поведение преодоления» — самостоятельный анализ ситуации, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации). В таких же ситуациях женщины выбирают предпочтительно субъектно-ориентированный стиль поведения, что является следствием их эмоцио-

нального реагирования на ситуацию. Итак, все это в целом свидетельствует о наличии существенных различий в стратегиях преодолевающего поведения у стоматологов и зубных техников с учетом пола.

Выводы

Получены новые данные о взаимосвязи между адаптивными стратегиями поведения и особенностями личности медицинского персонала с учетом их возрастной категории, выявлены ведущие стратегии копинг-поведения и связанные с ними индивидуальные особенности поведения, исследованы особенности удовлетворенности профессиональной деятельности. Полученные материалы исследования могут быть использованы в практике медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности медицинского персонала для снижения их дезадаптации к условиям профессиональной деятельности и общим условиям жизнедеятельности. Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий для них с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и их профессиональной деятельности. Мы считаем, что это даст возможность своевременно оценивать и предотвращать дальнейшее развитие состояния перенапряжения адаптационных возможностей организма личности профессионала и психическое состояние её эмоциональной сферы.

1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание. 1996. С.49-147.

2. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С.200-230.

3. Психология XXI века: учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. С.807-845.

4. Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Синченко Т.Ю., Семенова Д.А. Личностные и профессиональные особенности медицинских сестер с различным уровнем эмоционального выгорания // Вестник НовГУ. 2016. №1(92). С.22-27.

5. Чувакова О.А., Чуваков Г.И., Манойлова Г.С. О профессиональной социализации, адаптации и эмпатии медицинских сестер в детском хосписе // Вестник НовГУ. 2016. №5(96). С.117-121.

6. Основы сестринского дела. В 2 т. Т.1. / Под ред. Г.И.Чувакова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.

C.153-163.

7. Серебренникова Н.В. Пациент-ориентированная модель оказания помощи пациентам с ТБ. МЛУ-ТБ, ТБ и ВИЧ // Вестник ассоциации медицинских сестер России. 2016. №5(29). С.22-25.

8. Мамедова С. Работа клинических медсестер. Опыт Забайкалья // Сестринское дело. 2016. №8. С. 11-12.

9. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2006. С.479.

References

1. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [The psychology of professionalism]. Moscow, "Znanie" Publ., 1996, p.49-147.

2. Klimov E.A. Psikhologiia professionala [The psychology of a professional]. Moscow, Voronezh, "MODEK" Publ., 1996, pp. 200-230.

3. Druzhinin V.N., ed. Psikhologiia XXI veka: uchebnik dlia vuzov [Psychology of the 21st century: textbook]. Moscow, "PER SE" Publ., 2003, pp. 807-845.

4. Chuvakov G.I., Chuvakova O.A., Sinchenko T.Iu., Semenova

D.A. Lichnostnye i professional'nye osobennosti meditsin-

skikh sester s razlichnym urovnem emotsional'nogo vygo-raniia [Personal and professional features of nurses experiencing burnout of different levels]. Vestnik NovGU. Ser. Meditsinskie nauki - Vestnik NovSU. Issue: Medical Sciences, 2016, no. 1(92), pp. 22-27.

5. Chuvakova O.A., Chuvakov G.I., Manoilova G.S. O prosion-al'noi sotsializatsii, adaptatsii i empatii meditsinskikh sester v detskom khospise [On professional nursing socialization, adaptation and empathy in state autonomic institution hospice (pediatric)]. Vestnik NovGU. Ser. Pedagogicheskie nauki -Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences, 2016, no. 5(96), pp. 117-121.

6. Chuvakov G.I., ed. Osnovy sestrinskogo dela [Basics of Nursing]. In 2 vols. Vol 1. 2nd ed., rev. and enl. Moscow, "Iurait" Publ., 2017, pp.153-163.

7. Serebrennikova N.V. Patsient-orientirovannaia model' okaza-niia pomoshchi patsientam s TB, MLU-TB, TB i VICh [Patient-centered care model for TB, MDR-TB, and HIV/TB-coinfected patients]. Vestnik Assotsiatsii meditsinskikh sester Rossii, 2016, no. 5(29), pp. 22-25.

8. Mamedova S. Rabota klinicheskikh medsester. Opyt Zabai-kal'ia [The work of clinical nurses. The experience of Za-baykalye]. Sestrinskoe delo, 2016, no. 8, pp. 11-12.

9. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiia adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriia. Praktika [The psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice.]. Saint-Petersburg, "Praim - EVRO-ZNAK" Publ., 2006. 479 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.