ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА. АДАПТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г.И.Чуваков, О.А.Чувакова*, С.В.Любуцина*
INDIVIDUAL AND AGE-RELATED PERSONALITY CHARACTERISTICS OF MEDICAL PERSONNEL AND ADAPTIVE BEHAVIORAL STRATEGIES IN THE PROFESSIONAL SETTING
G.LChuvakov, O.A.Chuvakova*, S.V.Lyubutsina*
Институт медицинского образования НовГУ, gn.imo@yandex.ru * Институт непрерывного педагогического образования НовГУ
Обследовано 50 медицинских специалистов в возрасте от 24 до 76 лет. Исследование выявило индивидуальные и возрастные особенности и различные адаптивные стратегии поведения медицинского персонала в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личность, медицинский персонал, профессиональная деятельность, адаптация
50 medical specialists aged from 24 to 76 have been examined. The investigation revealed individual and age-related characteristics as well as various adaptive behavioral strategies of medical personnel in the professional setting. Keywords: personality, medical personnel, professional activities, adaptation
Профессиональная деятельность как основная и важная форма познавательной активности личности занимает значительный период жизненного пути и играет существенную роль в ее жизнедеятельности, в саморазвитии, самореализации, самообразовании и адаптации. Взаимосвязь между профессиональными требованиями и возможностями личности, возможное их рассогласование, в значительной степени определяет психологические закономерности профессиональной деятельности медицинского персонала. Современный этап развития психологии профессиональной деятельности характеризуется возрастанием объема исследований в этой области, расширением круга научных проблем, требующих изучения, внедрением в эту область медицины психологии и разных ее научных направлений.
К наиболее высоким достижениям в области психологии профессиональной деятельности и личности профессионала за последние два десятилетия можно отнести результаты исследований ведущих отечественных ученых в следующих основных направлениях: обоснование системной методологии психологического анализа, изучение психологических характеристик субъекта профессиональной деятельности, психологии профессионализма А.К.Марковой [1], исследование психологических закономерностей развития личности профессионала и его труда
Е.А.Климова [2], изучение моделирования и проектирования В.Н.Дружинина и др. [3].
Развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности неразрывно связано с формированием новых научных школ и групп ученых [4-6], разрабатывающих различные проблемы психологии профессионализма и личности профессионала в области медицины.
Новый этап работы медицинских сестер фтизиатрической службы в рамках международного проекта «Пациент-ориентированная модель оказания помощи пациентам» в системе непрерывного медицинского образования проводился в Санкт-Петербурге [7]. В настоящее время одной из приоритетных задач в области здравоохранения является повышение качества медицинской помощи в работе клинических медсестер [8]. В современном понимании таких исследователей, как А.А.Реан, Ф.ВБерезин, психологическая адаптация означает «...установление оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления жизнедеятельности человека, которая позволяет удовлетворить актуальные потребности и реализовать связанные с ним значимые цели» [9].
Повышение качества профессионализма медицинского персонала и адаптивные стратегии их поведения в условиях профессиональной деятельности, опре-
Таблица 1
Результаты значения средних значений и стандартного отклонения удовлетворенности работой (ОУР) и дезадаптации (ДЕЗ) в группах стоматологов (1) и зубных техников (2) с учетом пола
Параметры Группа Пол М & (сигма) стд. отклон. Достов F арность p
ОУР 1 м ж итог 26,75 30,40 29,79 9,28 5,94 6,50 0,73 1,71 ^з= 0,42 0,39 0,19 0,51
2 м ж итог 31,50 32,00 31,88 8,62 6,40 6,80
Итог м ж итог 29,60 31,18 30,86 8,72 6,14 6,67
ДЕЗ 1 м ж итог 10,25 33,45 29,58 4,85 23,53 23,20 1,91 1,87 ^з= 2,55 0,17 0,17 0,11
2 м ж итог 33,33 31,68 32,08 18,90 21,86 20,82
Итог м ж итог 24,10 32,59 30,86 18,66 22,45 21,82
Примечание: 1 — группа стоматологов (N=25); 2 — группа зубных техников (N=25); м — группа мужчин, ж — группа женщин; F1 — различия по полу; F2 — различия по профессиональной принадлежности (группа); F3- различия по полу и по группе.
деление индивидуальных и возрастных особенностей, потенциальных возможностей личности, приводящих к успешной самореализации, саморазвитию и профессиональной адаптации, недостаточно разработаны.
Материалы и методы исследования
Объект исследования — медицинский персонал стоматологической поликлиники: врачи-стоматологи и зубные техники в возрасте от 24 до 76 лет. Общее количество респондентов — 50. Предмет исследования — особенности личности медицинского персонала и адаптивные стратегии их поведения.
Для математико-статистической обработки полученных результатов мы использовали сравнительный и корреляционный виды анализа. Достоверность полученных статистических данных оценивалась по F-критерию Фишера. Мы подобрали следующий психодиагностический комплекс методик. Так, для оценки профессиональной удовлетворенности мы использовали методику В.А.Розановой, а для оценки проявлений дезадаптации — опросник О.Н.Родиной. Для исследования копинг-стратегий поведения мы использовали методику «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С.Хобфолла.
Результаты исследования и их обсуждение
В обследовании приняли участие 50 респондентов, среди них 80% женщин и 20% мужчин. В группе зубных техников более всего представлена возрастная категория 36-42 лет (36%), а в группе стоматологов — 24-29 лет (32%). Кроме того, в возрасте более 55 лет — 12% стоматологов, в то время как в
группе зубных техников не оказалось ни одного, а в возрасте более 70 лет среди стоматологов нет ни одного, тогда как в группе зубных техников их 8%.
Оценку уровня удовлетворенности работой мы проводили с помощью методики «Удовлетворенности работой» Розановой. Оценку уровня психологической и физиологической дезадаптации проводили с помощью методики «Профессиональная дезадаптация» Родиной. Полученные нами данные представлены в табл.1.
На рис.1 приведены средне-групповые показатели удовлетворенности работой. О том, насколько удовлетворены работой испытуемые, мы судили, сопоставив полученные результаты с нормативными показателями: средний балл шкалы равен 32; сумма баллов больше 32 говорит о неудовлетворенности работой, сумма баллов меньше 32 — об удовлетворенности работой. Норма находится в пределах 15-32 баллов.
32
30-
« 23
2Б-
24
1 2
Показатели □ Мужчины аЖенщины
Рис.1. Диаграмма средних значений показателей удовлетворенности работой стоматологов и зубных техников с учетом пола. 1 — стоматологи, 2 — зубные техники
На рис.2 приведены средне-групповые показатели дезадаптации. О том, какой уровень дезадаптации у испытуемых, мы судили, сопоставив полученные результаты с нормативными показателями: до 32 баллов — низкий уровень, от 32 до 64 баллов — умеренный уровень, от 65 до 95 баллов — выраженный уровень, 96 баллов и более — высокий уровень дезадаптации.
Сопоставив полученные результаты с нормативными показателями, мы можем констатировать то, что средние значения группы стоматологов находятся в пределах «низкий уровень», а зубных техников — «умеренный уровень дезадаптации». Мужчины-стоматологи имеют низкий уровень дезадаптации по сравнению с коллегами-женщинами (имеют умеренный уровень дезадаптации). В группе зубных техников всё наоборот: женщины имеют низкий, а мужчины — умеренный уровень дезадаптации. Однако различия не достигают уровня достоверности.
Мы исследовали 50 респондентов, их стратегии и модели преодолевающего поведения по методике Хобфолла. Опросник SACS, разработанный им, позволяет определить выбор преодолевающего поведения в различных стрессовых ситуациях. Автор описывает 3 конструктивные (ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной
Таблица 2
Результаты оценки исследованных параметров по методике «Стратегии и модели преодолевающего поведения» С.Хобфолла в группах стоматологов и зубных техников с учетом пола
Стратегии преодоления Модель поведения M ± & Стоматологи M ± & Зубные техники F Р
Активная 1. Ассертивные действия М 20,00+2,00 Ж 21,95+3,30 И 21,63+3,17 М 22,33+1,50 Ж 20,26+3,19 И 20,76+2,99 F1 = 0,003 F2 = 0,87 F3 = 3,38* 0,95 0,76 0,05
Просоциальная 2. Вступление в соц. контакт М 23,75+3,09 Ж 23,80+2,64 И 23,79+2,65 22,83+3,76 21,74+4,02 23,20+3,36 F1= 0,21 F2 =1,46 F3 = 0,18 0,64 0,23 0,95
Просоциальная 3. Поиск соц. поддержки М 21,00+2,44 Ж 25,65+3,57 И 24,88+3,80 22,50+4,80 21,95+3,97 22,08+4,09 F1= 2,20 F2 = 0,63 F3 =3,54* 0,14 0,42 0,05
Пассивная 4. Осторожные действия М 18,75+2,50 Ж 20,50+2,94 И 20,21+2,90 19,83+5,41 19,95+2,50 19,92+3,29 F1= 0,67 F2 = 0,05 F3 = 0,52 0,41 0,81 0,47
Прямая 5. Импульсивные действия М 20,00+1,14 Ж 19.30+2,22 И 19,42+2,10 21,67+2,73 20,05+2,32 20,44+2,46 Fi= 1,97 F2 = 2,16 F3 = 0,30 0,16 0,14 0,58
Пассивная 6. Избегание М 17,25+3,94 Ж 17,50+4,21 И 17,46+4,08 20,00+3,28 19,42+3,37 19,56+3,29 F1= 0,01 F2 = 2,94 F3 = 0,09 0,90 0,09 0,76
Непрямая 7. Манипулирование М 18,75+3,30 Ж 18,40+3,69 И 18,46+3,56 20,83+2,63 18,89+2,88 19,36+2,89 F1= 0,95 F2 = 1,21 F3 = 0,45 0,33 0,27 0,50
Асоциальная 8.Асоциальные действия М 13,00+4,32 Ж 13,40+4,86 И 13,33+ 4,68 15,50+3,20 14,16+4,77 14,48+4,42 F1= 0,08 F2 = 0,95 F3 = 0,27 0,77 0,33 0,60
Асоциальная 9.Агрессивные действия М 13,50+2,64 Ж 19,90+5,49 И 18,83+5,63 16,50+2,66 16,95+4,12 16,84+3,78 F1= 4,33* F2 = 0,00 F3 = 3,27* 0,05 0,98 0,05
Примечание:1 — группа стоматологов (Ы = 25); 2 — группа зубных техников (Ы = 25); м — группа мужчин, ж — группа женщин; Fl — различия по полу; F2 — различия по профессиональной принадлежности (группа); F3 — различия по полу и по группе.
На основании этого получили следующие результаты: средние оценки для выборки зубных техников равны 31,5 для мужчин, 32 — для женщин; средние оценки для выборки стоматологов — 26,75 для мужчин, 30,4 для женщин.
Сопоставив полученные результаты с нормативными показателями, мы можем говорить о том, что удовлетворенность работой у данных групп испытуемых находится в пределах нормы. Они вполне удовлетворены работой. Однако различия не достигают уровня достоверности.
у I И I и
и 15-
I
1 2
Показатели
□ Мужчины «Женщины
Рис.2. Диаграмма средних значений показателей уровня дезадаптации стоматологов и зубных техников с учетом пола. 1 — стоматологи, 2 — зубные техники
Рис.3. Диаграмма средних значений показателей по методике С. Хобфолла для стоматологов и зубных техников с учетом пола. 1 — ассертивные действия (стоматологи), 2 — ассертивные действия (зубные техники), 3 — вступление в социальный контакт (стоматологи), 4 — вступление в социальный контакт (зубные техники), 5 — поиск социальной поддержки (стоматологи), 6 — поиск социальной поддержки (зубные техники), 7 — осторожные действия (стоматологи), 8 — осторожные действия (зубные техники), 9 — импульсивные действия (стоматологи), 10 — импульсивные действия (зубные техники), 11 — избегание (стоматологи), 12 — избегание (зубные техники), 13 — манипулирование (стоматологи), 14 — манипулирование (зубные техники), 15 — ассоциальные действия (стоматологи), 16 — ассоциальные действия (зубные техники), 17 — агрессивные действия (стоматологи), 18 — агрессивные действия (зубные техники)
поддержки) и 6 неконструктивных моделей поведения (осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные действия, асоциальные, агрессивные действия). Полученные результаты представлены в табл.2.
В исследованных группах обнаружены достоверные различия по трем копинг-стратегиям — активной (ассертивные действия), просоциальной (поиск социальной поддержки) и асоциальной (агрессивные действия) (р < 0,05). Стоматологи достоверно чаще, чем зубные техники, используют стратегии — ассертивные действия, поиск социальной поддержки и агрессивные действия (р < 0,05). Женщины в обеих группах достоверно чаще используют стратегию — агрессивные действия по сравнению с мужчинами (р < 0,05).
На рис.3 приведены средне-групповые показатели по методике Хобфолла. Сопоставив полученные результаты с нормативными показателями, мы предполагаем то, что стоматологи и зубные техники существенно различаются по степени выраженности некоторых моделей копинг-поведения — различия смотрим по итогу (на рисунке отмечен белым цветом).
Наши исследования выявили следующее. Так, ассертивные действия, поиск социальной поддержки и агрессивные действия у стоматологов имеют высокую степень выраженности, а у зубных техников — среднюю. Женщины в обеих группах имеют высокую степень выраженности агрессивных действий по сравнению с мужчинами. У женщин-стоматологов высокая степень выраженности агрессивных действий по сравнению с коллегами-мужчинами. В данном случае мы предполагаем то, что мужчины чаще направляют свои усилия на преодоление своих проблем (проблемно-ориентированное «поведение преодоления» — самостоятельный анализ ситуации, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации). В таких же ситуациях женщины выбирают предпочтительно субъектно-ориентированный стиль поведения, что является следствием их эмоцио-
нального реагирования на ситуацию. Итак, все это в целом свидетельствует о наличии существенных различий в стратегиях преодолевающего поведения у стоматологов и зубных техников с учетом пола.
Выводы
Получены новые данные о взаимосвязи между адаптивными стратегиями поведения и особенностями личности медицинского персонала с учетом их возрастной категории, выявлены ведущие стратегии копинг-поведения и связанные с ними индивидуальные особенности поведения, исследованы особенности удовлетворенности профессиональной деятельности. Полученные материалы исследования могут быть использованы в практике медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности медицинского персонала для снижения их дезадаптации к условиям профессиональной деятельности и общим условиям жизнедеятельности. Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий для них с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и их профессиональной деятельности. Мы считаем, что это даст возможность своевременно оценивать и предотвращать дальнейшее развитие состояния перенапряжения адаптационных возможностей организма личности профессионала и психическое состояние её эмоциональной сферы.
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание. 1996. С.49-147.
2. Климов Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С.200-230.
3. Психология XXI века: учебник для вузов / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. С.807-845.
4. Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Синченко Т.Ю., Семенова Д.А. Личностные и профессиональные особенности медицинских сестер с различным уровнем эмоционального выгорания // Вестник НовГУ. 2016. №1(92). С.22-27.
5. Чувакова О.А., Чуваков Г.И., Манойлова Г.С. О профессиональной социализации, адаптации и эмпатии медицинских сестер в детском хосписе // Вестник НовГУ. 2016. №5(96). С.117-121.
6. Основы сестринского дела. В 2 т. Т.1. / Под ред. Г.И.Чувакова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.
C.153-163.
7. Серебренникова Н.В. Пациент-ориентированная модель оказания помощи пациентам с ТБ. МЛУ-ТБ, ТБ и ВИЧ // Вестник ассоциации медицинских сестер России. 2016. №5(29). С.22-25.
8. Мамедова С. Работа клинических медсестер. Опыт Забайкалья // Сестринское дело. 2016. №8. С. 11-12.
9. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2006. С.479.
References
1. Markova A.K. Psikhologiia professionalizma [The psychology of professionalism]. Moscow, "Znanie" Publ., 1996, p.49-147.
2. Klimov E.A. Psikhologiia professionala [The psychology of a professional]. Moscow, Voronezh, "MODEK" Publ., 1996, pp. 200-230.
3. Druzhinin V.N., ed. Psikhologiia XXI veka: uchebnik dlia vuzov [Psychology of the 21st century: textbook]. Moscow, "PER SE" Publ., 2003, pp. 807-845.
4. Chuvakov G.I., Chuvakova O.A., Sinchenko T.Iu., Semenova
D.A. Lichnostnye i professional'nye osobennosti meditsin-
skikh sester s razlichnym urovnem emotsional'nogo vygo-raniia [Personal and professional features of nurses experiencing burnout of different levels]. Vestnik NovGU. Ser. Meditsinskie nauki - Vestnik NovSU. Issue: Medical Sciences, 2016, no. 1(92), pp. 22-27.
5. Chuvakova O.A., Chuvakov G.I., Manoilova G.S. O prosion-al'noi sotsializatsii, adaptatsii i empatii meditsinskikh sester v detskom khospise [On professional nursing socialization, adaptation and empathy in state autonomic institution hospice (pediatric)]. Vestnik NovGU. Ser. Pedagogicheskie nauki -Vestnik NovSU. Issue: Pedagogical Sciences, 2016, no. 5(96), pp. 117-121.
6. Chuvakov G.I., ed. Osnovy sestrinskogo dela [Basics of Nursing]. In 2 vols. Vol 1. 2nd ed., rev. and enl. Moscow, "Iurait" Publ., 2017, pp.153-163.
7. Serebrennikova N.V. Patsient-orientirovannaia model' okaza-niia pomoshchi patsientam s TB, MLU-TB, TB i VICh [Patient-centered care model for TB, MDR-TB, and HIV/TB-coinfected patients]. Vestnik Assotsiatsii meditsinskikh sester Rossii, 2016, no. 5(29), pp. 22-25.
8. Mamedova S. Rabota klinicheskikh medsester. Opyt Zabai-kal'ia [The work of clinical nurses. The experience of Za-baykalye]. Sestrinskoe delo, 2016, no. 8, pp. 11-12.
9. Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiia adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriia. Praktika [The psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice.]. Saint-Petersburg, "Praim - EVRO-ZNAK" Publ., 2006. 479 p.