УДК: 159.9.072.42
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗОВ
© Удалова Т.Ю.1, Мордык А.В.2, Иванова О.Г.2, Пузырева Л.В.2, Никифорова Ю.С.1, Шикенева Е.С.1
'Омский государственный педагогический университет», 644099, г. Омск, ул. Набережная им. Тухачевского, '4
2Омский государственный медицинский университет, 644043, Россия, Омск, ул. Ленина, '2
Резюме
Цель. Выявить особенности мотивации к избеганию неудач и стратегия поведения в кризисных ситуациях у студентов-медиков и студентов-педагогов-психологов.
Методика. В исследовании приняли участие 68 студентов медицинского университета и 103 студента из педагогического университета по направлению «Психолого-педагогическое образование». Возраст респондентов составлял 19-22 года. Использовались тест-опросник «Мотивация к избеганию неудач», автора Т. Элерс и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолл (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой). Проверка гипотезы нормального распределения значений в группах проводилась по асимметрии в программе Statistica 6.
Результаты. При анализе результатов тест-опросника «Мотивация к избеганию неудач» выявлено, что в группе будущих врачей уровень мотивации к избеганию неудач средний, а у будущих педагогов-психологов - выше среднего. Большинство студентов педагогов-психологов имеют высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями, что реже встречается у студентов медицинского университета. При анализе методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» у студентов-медиков выявлено преобладание «здоровых» копингов, являющихся и активными и просоциальными.
Однако студенты-медики далеко не всегда выбирают адекватные модели преодолевающего поведения. Будущие педагоги-психологи не имеют явных предпочтений в выборе стратегий преодоления и в большей степени ориентированы на ситуацию.
Заключение. Студенты в среднем в качестве стратегии преодолевающего поведения выбирают поиск социальной поддержки, наименее выражены асоциальные действия. При этом статистически значимо избегание встречается у будущих медиков чаще, чем у будущих педагогов.
Ключевые слова: студенты, будущие педагоги-психологи, будущие врачи, мотивация к избеганию неудач, стрессовые ситуации, стратегии преодоления стрессовых ситуаций
COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF FAILURES AVOIDANCE MOTIVATION AND STRATEGY OF BEHAVIOR IN STRESSFUL SITUATIONS OF MEDICAL AND PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS STUDENTS Udalova T.Yu.1, Mordyk A.B.2, Ivanova O.G.2, Puzyreva L.B.2, Nikiforova Yu. S.1, Shikeneva E.S.1
'Omsk State Pedagogical University, 14, Tukhachevskogo Naberezhnaja St., 644099, Omsk, Russia 2Omsk State Medical University, 12, Lenina St., 644043, Omsk, Russia
Abstract
Objective. To identify the features of failures avoidance motivation and the strategy of behavior in crisis situations in medical and educational psychology students.
Methods. 68 students of the medical university and 103 students of the pedagogical university studying educational psychology participated in a research. The age of the respondents was 19-22 years. The following tests were used: "Motivation to an avoidance of failures" (T. Elers) and "The strategy of overcoming stressful situations" (SACS) S. Hobfoll (the Russian-language version of N. Vodopyanova, E. Starchenkova). A verification of the hypothesis of normal distribution of values in groups was carried out on asymmetry in the Statistica 6 program.
Results. The analysis of the results of the test questionnaire "Motivation to an avoidance of failures" revealed an average level of avoidance of failures in the group of future doctors, while in the group of future educational psychologists it was above the average. Most future educational psychologists have a high level of protection and a fear of accidents while it is lower in medical studens. The analysis of the "The strategy of overcoming stressful situations" technique in future educational psychologists and techers revealed the prevalence of both active and pro-social "healthy" coping strategies.
However, medical students do not always choose adequate models of the overcoming behavior. Future educational psychologists have no obvious preferences in the choice of the strategy of overcoming and are more focused on the situation.
Conclusion. Students mostly choose to search for social support as a strategy of the overcoming behavior, asocial actions are least expressed. However, statistically significant avoidance is more often revealed in future doctors.
Keywords: students, future educational psychologists, future doctors, failures avoidance motivation, stressful situations, strategy of overcoming stressful situations
Введение
Профессия медицинских работников, оказывающих помощь в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную перегрузку и высокий процент факторов, которые вызывают стресс [6, 10, 15]. В классификации профессий по «критерию трудности и вредности» по С. В. Бобрецовой, медицину относят к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом, то есть профессиональной компетентностью и своим эмоциональным состоянием [4]. Также как и врачебная практика, профессиональная деятельность педагогов-психологов характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодолевающее поведение и эффективность в деятельности.
В связи с этим, и будущим врачам, и будущим психологам представляется важным не бояться неудач, уметь самим справляться со стрессовыми ситуациями, и помогать клиентам преодолевать жизненные трудности.
Под понятием «копинг-стратегии» в психологической науке понимают приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания с кризисной ситуацией, стрессом. Описанием стратегий совладающего поведения занимались К.С. Гарвер, С.К. Нартова-Бочавер, П.Тойс, Л. Фрайденберг, С.Е.Хобфолл [11, 16, 17] и др. Копинг-стратегии в профессиональной деятельности сотрудников помогающих профессий анализировались в работах Е.С. Асмаковец, К.П. Бердниковой, Е.В. Купрене, Л.М. Марадзе, Д.С. Пашковой [1, 3, 8, 9, 13] и др. Ведущие стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией у студентов выявлены в работах Л.Я. Бариновой, М.В Вагиной, Т.В. Климовой, Д.С. Панькиной, Е.Ф. Сердюковой [2, 5, 7, 12, 14].
Нам представляется актуальным проанализировать мотивацию к избеганию неудач у будущих сотрудников помогающих профессий, и соотнести ее с ведущими стратегиями преодоления кризисных ситуаций, с тем, чтобы в процессе профессиональной подготовки снижать страх перед неудачей (мотивацию к избеганию неудач) и активно формировать конструктивные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
Цель - выявить особенности мотивации к избеганию неудач и стратегия поведения в кризисных ситуациях у студентов - врачей и студентов - педагогов-психологов.
Методика
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» и ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». В исследовании приняли участие человек: из них 68 - студенты ОмГМУ, 103 - студенты ОмГПУ по направлению «Психолого-педагогическое образование». Возраст оптантов составлял 19-22 года. Всем респондентам были разъяснены цели исследования, а также круг лиц, имеющих доступ к индивидуальным результатам опроса. Исследование проводилось на добровольной основе. Обязательным критерием участия в исследовании было подписание добровольного согласия.
В соответствии с целью исследования нами был подобран комплекс диагностических методик, включающий следующие тесты:
- Тест-опросник «Мотивация к избеганию неудач», автор Т. Элерс. Тест позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем. Чем больше получено баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
- «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолл (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой). Предназначен для выявления предпочитаемых стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Опросник содержит 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия (средний уровень 18-22 балла); вступление в социальный контакт (средний уровень 22-25 балла); поиск социальной поддержки (средний уровень 20-24 балла); осторожные действия (средний уровень 18-23); импульсивные действия (средний уровень 16-19); избегание (средний уровень 13-17); манипулятивные (непрямые) действия (средний уровень 17-23); асоциальные действия (средний уровень 15-19); агрессивные действия (средний уровень 14-18 балла).
Статистическая обработка материала проведена с помощью методов вариационной статистики на основе анализа абсолютных и относительных величин с использованием пакета прикладных программ Statistica 6. Проверка гипотезы нормального распределения значений в группах проводилась по ассиметрии в программе Statistica 6. Количественные данные представлены в виде М±о, где М - среднее арифметическое, о - стандартное отклонение. Для сравнения показателей в группах использовался t-критерий Стьюдента и коэффициент углового преобразования Фишера. Статистическая значимость результатов выражалась в виде р=0,000, результаты считались значимыми при р<0,05.
Результаты и исследования и их обсуждение
При анализе результатов тест-опросника «Мотивация к избеганию неудач» значимых различий между студентами-медками и студентами педагогами-психологами не обнаружено (1 =0,169347). Однако среднее арифметическое в группе будущих врачей относится к среднему уровню мотивации к избеганию неудач (15,1912±4,4361), а у будущих педагогов-психологов - выше среднего (16,1748±4,6409). Таким образом, студенты-педагоги в большей степени предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.
При анализе распределения по уровням выраженности мотивации к избеганию неудач выявлено, что крайне мало будущих медиков имеют высокий уровень данной характеристики (7 человек -10,29%), в то время как у будущих педагогов-психологов - наибольший процент (49 человека -47,57%) - различия значимы (ф*эмп=5,568, р<0,01). Большинство студентов педагогов-психологов имеют высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями (14 человек - 13,59%), в то время как крайне малое число будущих врачей (12 человек - 17,65%) характеризуются высокой мотивацией к избеганию (7 человек или 10,29%). Расчет коэффициента углового преобразования Фишера показал статистически значимое различие (ф*эмп=5,568, р<0,01).
Анализируя результаты, полученные с помощью методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», можно выделить преобладающие копинги (табл. 1). В частности, у студентов-медиков самый большой показатель среднего арифметического оказался у стратегии «поиск социальной поддержки» (23,18±4,52), являющейся (наряду с вступлением в социальный контакт и уверенными действиями) продуктивным копингом. Достаточно часто встречаются такие стратегии как: вступление в социальный контакт (21,85±4,37), ассертивные (уверенные) действия (21,06±3,06) и осторожные действия (21,24±3,49). Значительно уступают им по степени выраженности агрессивные действия (19,46±4,60), манипулятивные (непрямые) действия (19,32±4,32) и импульсивные действия (19,09±3,90). Не характерно для будущих врачей избегание (18,91±3,95) и асоциальные действия (17,56±4,99). Таким образом, анализ средних показателей выраженности стратегий преодолевающего поведения у студентов-медиков выявил преобладание «здоровых» копингов, являющихся и активными и просоциальными. «Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека» [10].
Анализируя результаты будущих педагогов-психологов, можно выделить наиболее выраженные копинги. Судя по среднему арифметическому, как и у будущих врачей, им оказался поиск социальной поддержки (23,52±3,75). Также достаточно выраженными являются (по убыванию
значимости) вступление в социальный контакт (21,24±2,85), ассертивные действия (21,24±2,85), осторожные действия (21,22±3,52).
Таблица 1. Показатели выраженности стратегий преодолевающего поведения (среднее арифметическое ± стандартное отклонение, 1)_
Стратегии Студенты-медики Студенты-педагоги Значимость различий
ассертивные (уверенные) действия 21,06±3,06 21,24±2,85 0,689022
вступление в социальный контакт 21,85±4,37 21,96±3,85 0,864904
поиск социальной поддержки 23,18±4,52 23,52±3,75 0,585574
осторожные действия 21,24±3,49 21,22±3,52 0,982563
импульсивные действия 19,09±3,89 18,80±3,36 0,601718
избегание 18,91±3,95 16,95±4,43 0,003584**
манипулятивные действия 19,32±4,32 18,61±3,80 0,258008
асоциальные действия 17,56±4,99 16,44±4,77 0,141542
агрессивные действия 19,46±4,60 18,18±5,51 0,117110
Примечание: значимые различия р<0,01 **
Наименее выраженные асоциальные действия (16,44±4,77), избегание (16,95±4,43) - те же, что и у студентов-медиков, но имеют еще меньшие показатели. Импульсивные (18,80±3,36), манипулятивные (18,61±3,80) и агрессивные действия (18,18±5,51) имеют среднюю выраженность. Подсчет 1 критерия Стьюдента подтвердил значимость различий в уровне признака между будущими педагогами и врачами лишь в такой стратегии как избегание.
В ходе анализа распределение по уровням выраженности индивидуальных значений (табл. 2), была выявлена иная ситуация.
Таблица 2. Распределение по уровням выраженности индивидуальных показателей стратегий преодолевающего поведения____
Стратегии Степень выраженности преодолевающих моделей Сту денты-медики, абс. (%) Студенты-педагоги, абс. (%) ф эмп
ассертивные (уверенные) действия Низкая 7 (10,29 %) 0 (0 %) -
Средняя 38 (55,88 %) 70 (67,96 %) 1,6
Высокая 23 (33,82 %) 33 (32,04 %) 0,243
вступление в социальный контакт Низкая 30 (44,12 %) 46 (44,66 %) 0,077
Средняя 21 (30,88 %) 41 (39,81 %) 1,19
Высокая 17 (25 %) 16 (15,53 %) 1,523
поиск социальной поддержки Низкая 11 (16,18 %) 14 (13,59 %) 0,467
Средняя 22 (32,35 %) 45 (43,69 %) 1,491
Высокая 35 (51,47 %) 44 (42,72 %) 1,133
осторожные действия Низкая 9 (13,24 %) 19 (18,45 %) 0,915
Средняя 14 (20,59 %) 56 (54,37 %) 4,589**
Высокая 45 (66,18 %) 28 (27,18 %) 5,146**
импульсивные действия Низкая 8 (11,76 %) 14 (13,59 %) 0,346
Средняя 20 (29,41 %) 45 (43,69 %) 1,907*
Высокая 40 (58,82 %) 44 (42,72 %) 2,074*
избегание Низкая 5 (7,35 %) 19 (18,45 %) 2,15*
Средняя 18 (26,47 %) 30 (29,13 %) 0,371
Высокая 45 (66,18 %) 54 (52,43 %) 1,805*
манипулятивные (непрямые) действия Низкая 17 (25 %) 28 (27,18 %) 0,32
Средняя 31 (45,59 %) 61 (59,22 %) 1,747*
Высокая 20 (29,41 %) 14 (13,59 %) 2,502**
асоциальные действия Низкая 16 (23,53 %) 37 (35,92 %) 1,747*
Средняя 20 (29,41 %) 44 (42,72 %) 1,779*
Высокая 32 (47,06 %) 22 (21,36 %) 3,526**
агрессивные действия Низкая 9 (13,24 %) 24 (23,30 %) 1,683*
Средняя 14 (20,59 %) 32 (31,07 %) 1,542
Высокая 45 (66,18 %) 47 (45,63 %) 2,675**
Примечание: различия значимы р< 0,05*, р< 0,01**
Наибольшее количество студентов-медиков, имеющих высокую степень выраженности, встречалась у таких преодолевающих моделей как осторожные действия, избегание и агрессивные действия: у 45 человек (66,18%) данные копинг-стратегии имеют высокий уровень выраженности. Достаточно большое количество студентов-медиков (40 человек, что составляет 58,82%) имеют высокий уровень стратегии импульсивные действия. В то время как такой конструктивный копинг как вступление в социальный контакт выражен высоко только у 17 человек (25,0%), ассертивные (уверенные) действия - у 23 респондентов (33,82%). Таким образом, студенты-медики далеко не всегда выбирают адекватные модели преодолевающего поведения.
Наибольшее количество студентов-педагогов, имеющих высокую степень выраженности, мы встречаем лишь в стратегии избегание (54 человека или 52,43%). Остальные копинги у большинства представителей данной категории имеют средний уровень выраженности. Низкий уровень стратегий также не распространен. Таким образом, будущие педагоги-психологи не имеют явных предпочтений в выборе стратегий преодоления и в большей степени ориентированы на ситуацию.
Статистически значимо большему количеству студентов-медиков по сравнению со студентами-педагогами характерны следующие копинги: осторожные действия (ф*эмп=5,146, р<0,01), манипулятивные действия (ф*эмп=2,502, р<0,01), асоциальные действия (ф*эмп=3,526, р<0,01), агрессивные действия (ф*эмп=2,675, р< 0,01), а также импульсивные действия (ф*эмп=2,074, р< 0,05) и избегание (ф*эмп=1,805, р< 0,05).
Соотнося результаты двух методик, мы подсчитали коэффициент корреляции Пирсона (табл. 3). В результате в объединенной выборке студентов университетов выявлены значимые связи между мотивацией к избеганию неудач и осторожными действиями и обратные с асоциальными действиями (г= -0,30517, р< 0,01), агрессивными действиями (г= -0,37051, р< 0,01). Таким образом, студенты с высоким уровнем защиты и страха перед несчастными случаями избегают асоциальных и агрессивных действий.
Таблица 3. Связь мотивации к избеганию неудач и копинг-стратегий
Стратегии мотивация к избеганию неудач
ассертивные действия 0,095872
социальный контакт 0,035853
поиск поддержки 0,043431
осторожные действия 0,273154**
импульсивные действия -0,08446
избегание -0,11018
непрямые действия -0,15749
асоциальные действия -0,30517**
агрессивные действия -0,37051**
Примечание: различия значимы р< 0,01**
Заключение
Студенты в среднем в качестве стратегии преодолевающего поведения выбирают поиск социальной поддержки, наименее выражены асоциальные действия. При этом статистически значимо избегание встречается у будущих медиков чаще, чем у будущих педагогов.
Наиболее часто у будущих врачей встречается высокий уровень выраженности таких преодолевающих моделей как осторожные действия, избегание и агрессивные действия. Высокий уровень выраженности у студентов-педагогов часто встречается лишь у стратегии избегание. Данные студенты не имеют явных предпочтений в выборе стратегий преодоления и в большей степени ориентированы на ситуацию. Статистически значимо большему количеству студентов-медиков по сравнению со студентами-педагогами характерны такие копинги как осторожные, манипулятивные, асоциальные, агрессивные импульсивные действия и избегание.
Высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями (мотивации к избеганию) у студентов педагогов-психологов встречается статистически значимо чаще, чем у студентов-медиков; низкий - значимо чаще проявляется у будущих медиков.
Студенты с высоким уровнем защиты и страха перед несчастными случаями избегают асоциальных и агрессивных действий.
Литература (references)
1. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания копинг-поведения социальных работников // Здоровье специалиста: проблемы и пути решения: Материалы II заочной международной научно-практической интернет-конференции. - Омск, 2011. - С. 66-80. [Asmakovets E.S. Zdorov'e spetsialista: problemy i puti resheniya: Materialy II zaochnoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii. Health specialist: problems and solutions: materials of the II international correspondence scientific and practical Internet-conference. - Omsk, 2011. - P. 66-80. (in Russian)]
2. Баринова Л.Я. Особенности преодоления проблемных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности // Социосфера. - 2014. - №4. - С. 75-84. [Barinova L.Ya. Sotsiosfera. Sociosphere. - 2014. - N4. - P. 75-84. (in Russian)]
3. Бердникова К.П., Лазарева Л.А. Копинг-стратегии в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала // Исследование различных направлений современной науки VIII Международная научно-практическая конференция. - Астрахань: Научный центр «Олимп», 2016. - С. 136-140. [Berdnikova K.P., Lazareva L.A. Issledovanie razlichnykh napravlenii sovremennoi nauki VIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. The study of various branches of modern science the VIII international scientific-practical conference. - Astrakhan: center "Olimp", 2016. - P. 136-140. (in Russian)]
4. Бобрецова С. В., Плаксин В. А. Здоровый образ жизни: теория и практика // Медицинская сестра. -2010. - №8. - С. 31-33. [Bobretsova S.V., Plaksin V.A. Meditsinskaya sestra. Nurse. - 2010. - N8. - P. 31-33. (in Russian)]
5. Вагина М.В., Скакун А.Н. Взаимосвязь копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у студентов медицинского и технического ВУЗов // Современные проблемы социальной психологии и социальной работы: Материалы I Межвузовской научно-практической конференции. - Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2014. - С. 41-43. [Vagina M.V., Skakun A.N. Sovremennye problemy sotsial'noi psikhologii i sotsial'noi raboty: Materialy I Mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Sankt-Peterburgskii gumanitarnyi universitet profsoyuzov. Modern problems of social psychology and social work: proceedings of the first Interuniversity scientific-practical conference. -Saint-Petersburg humanitarian University of trade unions, 2014. - P. 41-43. (in Russian)]
6. Иванова О.Г., Мордык А.В. Особенности формирования отдельных профессиональных компетенций при изучении курса фтизиатрии // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 13-14 марта, Омск: ОгМА, - 2014. - С. 33-36. [Ivanova O.G., Mordyk A.V. Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 13-14 marta, Omsk: OgMA. The collection of materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation, March 13-14, Omsk: OGMA. - 2014. - P. 33-36. (in Russian)]
7. Климова Т.В., Родченкова М.В. Формирование адаптивных стратегий совладания с эмоциональным напряжением у студентов ВУЗА // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2013. - № 3 (24). - С. 62-64. [Klimova T.V., Rodchenkova M.V. Trudy Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putei soobshcheniya. Proceedings of Rostov state University of Railways. -2013. - N3 (24). - P. 62-64. (in Russian)]
8. Купрене Е.В., Лаптев Л.Г. Профессиональный копинг-ресурс персонала, как объект психологического исследования // Человеческий капитал. - 2016. - №10 (94). - С. 67-72. [Kuprene E.V., Laptev L.G. Chelovecheskii kapital. Human capital. - 2016. - N10 (94). - P. 67-72. (in Russian)]
9. Марадзе Л.М. Копинг-стратегии в деятельности представителей профессий экстремального профиля // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию КГМУ. -Курский государственный медицинский университет, 2014. - С. 155-158. [Maradze L.M. Psikhologiya zdorov'ya i bolezni: kliniko-psikhologicheskii podkhod: Materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoi 80-letiyu KGMU. The psychology of health and disease: a clinical-psychological approach: proceedings of the IV all-Russian scientific-practical conference with international participation dedicated to the 80th anniversary of KSMU. - Kursk state medical University, 2014. -P. 155-158. (in Russian)]
10. Мордык А.В., Иванова О.Г. Использование метода кейсов в преподавании фтизиатрии в медицинском вузе // Омский научный вестник. - 2014. - Т.126, №2. - С. 224-226. [Mordyk A.V., Ivanova O.G. Omskii nauchnyi vestnik. Omsk scientific Bulletin. - 2014. - V.126, N2. - P. 224-226. (in Russian)]
11. Нартова-Бочавер С.К. Совладание с травмой у профессиональных спортсменов // Клиническая и специальная психология. - 2015. - Т.4, №2. - С. 25-38. [Nartova-Bochaver S.K. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. Clinical psychology and special education. - 2015. - V.4, N2. - P. 25-38. (in Russian)]
12. Панькина Д.С., Алаева М.В. Копинг-стратегии психологов-первокурсников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2015. - №1. - С. 190-195. [Pan'kina D.S., Alaeva M.V. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoi psikhologii. Actual problems and prospects of development of modern psychology. - 2015. - N1. - P. 190-195. (in Russian)]
13. Пашкова Д.С. Анализ копинг-стратегий и их оценка в профессиональной деятеельности «помогающих» профессий // Вестник магистратуры. - 2016. - №6-2 (57). - С. 48-50. [Pashkova D.S. Vestnik magistratury. Bulletin of graduate programs. - 2016. - N6-2 (57). - P. 48-50. (in Russian)]
14. Сердюкова Е.Ф. Исследование стратегий совладания с трудной жизненной ситуацией на примере студенческой молодежи Чеченской республики // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. -2015. - №12(209). Вып. 26. - С. 145-151. [Serdyukova E.F. Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki. Scientific statements. Series of Humanitarian Sciences. - 2015. - N12(209). Iss. 26. - P. 145-151. (in Russian)]
15. Удалова Т.Ю., Мордык А.В., Резниченко И.С. и др. Профессиональное выгорание и эмпатия медицинских работников противотуберкулезных диспансеров // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2017. - №1. - С. 124-129. [Udalova T.Yu., Mordyk A.V., Reznichenko I.S. i dr. Kurskii nauchno-prakticheskii vestnik "Chelovek i ego zdorov'e". Kurskiy scientifically-practical Herald "Persons and his health". - 2017. - N1. - P. 124-129. (in Russian)]
16. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. - V.56. - P. 267-283
17. Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal, Fall. - 2000. - V.37, N3. - P. 727-745.
Информация об авторах
Удалова Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры практической психологии, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». E-mail: [email protected],
Мордык Анна Владимировна - доктор медицинский наук, доцент, заведующая кафедрой фтизиатрии и фтизиохирургии ФГБОУ ВО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Иванова Ольга Георгиевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фтизиатрии и фтизиохирургии ФГБОУ ВО ««Омская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Пузырева Лариса Владимировна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: [email protected]
Никифорова Юлия Сергеевна - бакалавр направления психолого-педагогического образования, направленность (профиль) психология образования ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». E-mail: [email protected]
Шикенева Елена Сергеевна - бакалавр направления психолого-педагогического образования, направленность (профиль) психология образования ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». E-mail: [email protected]