Научная статья на тему 'Эмоционально-интеллектуальные стратегии управленческой деятельности руководителей ОВД'

Эмоционально-интеллектуальные стратегии управленческой деятельности руководителей ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОВД / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / LAW ENFORCEMENT AGENCY CHIEF / STRATEGIES OF BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марченко Андрей Александрович

В статье формулируется вывод относительно того, что чем выше уровень эмоционального интеллекта руководителя ОВД, тем богаче его поведенческий репертуар, тем менее он зависит от импульсивных действий. Высокий интеллект позволяет применять конструктивные, производительные, позитивные модели поведения в ситуации стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional and intellectual strategies of managament performed by law enforcement agencies’ chiefs

The author makes the conclusion that the higher emotional intelligence level of a law enforcement agency chief is and the wider his behaviour repertoire is, the less its dependence on impulsive actions is. High intelligence level makes it possible to employ constructive, productive and positive behaviour patterns under stress conditions.

Текст научной работы на тему «Эмоционально-интеллектуальные стратегии управленческой деятельности руководителей ОВД»

УДК 351.74

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД

А. А. Марченко

В статье формулируется вывод относительно того, что чем выше уровень эмоционального интеллекта руководителя ОВД, тем богаче его поведенческий репертуар, тем менее он зависит от импульсивных действий. Высокий интеллект позволяет применять конструктивные, производительные, позитивные модели поведения в ситуации стресса.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, руководитель ОВД, поведенческие стратегии.

Проблеме изучения влияния интеллектуальных факторов на эффективность управленческой деятельности посвящено немало научных исследований, однако в пос-ледннее десятилетие все большее внимание психологов уделяется углубленному изучению эмоционально-интеллектуальных детерминантов менеджмента. Это связано с обнаружением в интеллектуальной сфере личности особого конструкта, названного западными исследователями в 80-х гг. XX столетия «эмоциональным интеллектом» (ЭИ)!. Большинство исследователей связывают такой интеллект (в отличие от традиционного) с некогнитивной способностью индивида понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять собственными эмоциями и эмоциями окружающих, что, по мнению психологов, имеет существенное значение для успеха менеджмента 2.

Проблема эмоционального интеллекта и эффективности разных видов профессиональной деятельности в последние годы все чаще становится предметом психологических исследований в России и странах СНГ3. Однако вопрос значения эмоционального интеллекта для управленческой правоохранительной деятельности все еще остается недостаточно изученным4. В целях изучения взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и существенных характеристик управленческой правоохранительной деятельности в органах внутренних дел (ОВД) проведено исследование взаимосвязи уровня ЭИ и стратегий поведения руководителей органов внутренних дел в сложных ситуациях. Мы исходили из предположения

о том, что адекватное и эффективное поведение руководителя — это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, препятствия, на лучшую его адаптацию к требованиям ситуации, которая помогает предотвращать неблагоприятные обстоятельства или выдерживать их при невозможности изменения.

Известно, что в стрессовых ситуациях руководителю ОВД нужно принимать неординарные решения, прилагать значительные усилия для того, чтобы справиться с угрозой, вызовом или потерей. Сегодня распространенным стал термин «коупинг», происходящий от английского „соре“ (справляться, улаживать, находить решение). Большинство отечественных и зарубежных исследователей понимает коупинг как процесс решения проблемы, преодоления трудностей. Он представляет собой индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в со-

ответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и психологическими возможностями. Становление полноценного и эффективного стиля коупинг-поведения не может происходить при пассивной позиции человека и включает не только приспособительную активность, но и активность, которая изменяет окружающий мир. На основе теории многоуровневой системы организации и множественного детерминирования психического развития становится понятным, что субъекта коупинг-поведения определяет прежде всего способность к регуляции и самоорганизации5.

Психологическое назначение коупинг-поведения заключается в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения ею, ослабления или смягчения этих требований, редукции стрессового влияния ситуации. В настоящее время не существует общепринятой классификации типов преодоления, однако большинство из них построено на основе двух традиционных стратегий психологического преодоления, к которым относятся проблемно-ориентированный коупинг (усилия направлены на решение проблемы) и эмоционально-ориентированный (изменение собственных установок относительно ситуации). С. Хобфолл (1994) предложил многомерную модель «поведения преодоления» и опросник SACS, построенный на ее основе. В отличие от предыдущих моделей, коупинг рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные его типы. В опросник автором введены просоциальная и асоциальная оси коупинга. Это основывается на следующих положениях: жизненные стрессоры обычно являются межличностными или имеют межличностный компонент; индивидуальные средства преодоления также имеют потенциальные социальные последствия; преодоление требует взаимодействия с другими людьми.

В зарубежной психологии относительно коупинг-поведения выявлено, что мужчины чаще направляют свои усилия непосредственно на проблему, которая вызывала стресс (проблемно-ориентированная стратегия преодоления), тогда как женщины направляют свои усилия на управление собственными эмоциональными реакциями (эмоционально-ориентированная стратегия преодоления) или используют стратегию избегания. Можно допустить, что эмоционально-сфокусированное преодоление является менее эффективным и чаще связано с психологическим дистрессом, чем проблемно-сфокусированное. Однако выбор мужчинами способа решения проблем может быть результатом доминирования проблемно-ориентированных требований, с которыми они сталкиваются, в противовес эмоционально-ориентированным требованиям, с которыми встречаются женщины. Традиционно считается, что мужчины справляются со стрессом активно, но активный подход может в определенных случаях быть асоциальным, а проблемно-ориентированный — пассивным или пассивноагрессивным. Считается также, что женщины пассивнее, чем мужчины, однако поиск социальной поддержки и предоставление такой поддержки другим являются активными и просоциальными формами преодоления, при этом женщины используют их чаще, чем мужчины 6.

С. Хобфолл обозначил так называемые оси коупинг-поведения, прямую и непрямую. По мнению автора, они

увеличивают межкультурную валидность опросника SACS. Эти оси позволяют дифференцировать коупинг с точки зрения поведенческих стратегий как проблемноориентированные усилия.

Рассматривая общие принципы преодоления стресса, можно выделить три вида взаимодействия: биологический, в котором присутствуют механизмы иммунной защиты и механизмы возобновления от повреждений; психологический и интерперсональный, включающие усвоенные паттерны коупинга, защиту «Я» и поддержку со стороны семьи и друзей; социокультурный, допускающий использование групповых ресурсов (общественные и религиозные организации, правоохранительные органы и т. д.).

Слабость коупинга на любом из этих уровней увеличивает уязвимость человека на других уровнях. В процессе борьбы со стрессом индивид обычно решает две задачи: удовлетворить требования стрессора и защититься от психологического ущерба. Когда человек чувствует себя способным справиться со стрессовой ситуацией, типичной оказывается реакция, ориентированная на решение задачи, и поведение направляется в первую очередь на удовлетворение требований стрессора. Такая реакция означает, что человек объективно оценивает ситуацию, ищет альтернативные решения, выбирает определенную стратегию, предпринимает конкретные шаги и оценивает обратную связь. Реакции, ориентированные на выполнение задачи независимо от эффективности или неэффективности предпринятых действий, как правило, являются достаточно гибкими для того, чтобы позволить индивиду изменить поведение.

В случае, если стрессор серьезно угрожает ощущению адекватности, преобладает в первую очередь реакция, ориентированная на защиту «Я» от дезинтеграции, решение ситуации становится не таким значимым. Как правило, человек, который прибегает к защитным реакциям, жертвует более производительными, направленными на решение задачи действиями в пользу поддержки целостности своего «Я».

В управленческой деятельности руководителя ОВД количество стрессоров весьма велико, и по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности в ОВД необходимо отнести факторы: правовой ответственности (не только ответственность за результат и за себя, но и ответственность за соблюдение законности); системы внешних факторов (влияния криминальной среды, нестабильности макросо-циальной динамики); информационной нагрузки (объем информации, требования к скорости ее переработки входят в противоречие с психическими возможностями субъекта); информационной неопределенности (с одной стороны, информации излишне много, с другой — необходимой и наиболее важной для конкретной ситуации часто не хватает); дефицита времени (большое количество заданий и функций, которые необходимо осуществлять в жестких временных рамках); межличностных конфликтов; внутриличностных (ролевых) конфликтов (необходимость выполнения одним человеком двух и более функциональных ролей одновременно); полифокусности управленческой деятельности (необходимость одновремен-

ного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей).

Высокая стрессогенность управленческой деятельности в ОВД приводит к необходимости выработки эффективных стратегий коупинга. Полученные нами результаты позволяют заключить, что закономерности влияния ЭИ распространяются на такой процессуальный аспект управленческой деятельности, как коупинг-стратегии.

Для определения уровня ЭИ в исследовании нами использован опросник Бар-Она (Бар-Он-EI), так как, в соответствии с концепцией Р. Бар-Она, ЭИ представляет собой набор некогнитивных способностей и навыков, которые влияют на способность человека справиться с требованиями и давлением окружения. Следовательно, в этой концепции заложено понимание эмоционального интеллекта как фактора, влияющего на успешность коупинга.

Для построения модели коупинг-поведения нами применена методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций». Опросник SACS построен на основе одноименной модели «поведения преодоления». Как отмечалось, модель имеет две основные оси: просоциаль-ность-асоциальность, активность-пассивность и дополнительную прямую-непрямую ось. Эти оси служат для измерения общих стратегий преодоления. Мы исходили из того, что поведенческие стратегии преодоления более эффективны, они снимают ограничения, которые сопровождают проблемно- и эмоционально-ориентированные стратегии преодоления. Поведенческий подход позволяет более дифференцированно подойти к отличиям в преодолении и, следовательно, является перспективным с точки зрения возможности психологического вмешательства в процесс коррекции негативных последствий профессиональных стрессов.

Опросник Хобфолла предусматривает выявление девяти моделей коупинга: ассертивные действия (активная стратегия преодоления); вступление в социальный контакт (просоциальная стратегия); поиск социальной поддержки (просоциальная стратегия); осторожные действия (пассивная стратегия); импульсивные действия (прямая стратегия); избегание (пассивная стратегия); манипуля-тивные действия (непрямая стратегия); асоциальные действия (асоциальная стратегия); агрессивные действия (асоциальная стратегия).

В исследовании участвовали 120 руководителей ОВД среднего звена (из них 16 женщин) в возрасте от 28 до 35 лет. Стаж управленческой деятельности обследуемых составлял не менее трех лет, средний стаж работы -5,5 года. Для обработки результатов проведен статистический анализ полученных переменных и построена матрица интеркорреляций результатов.

Установлено, что общий балл опросника Бар-Она негативно коррелирует с «агрессивными действиями» (г = -0,50; р = 0,01); и положительно коррелирует с «избеганием» (г = 0,35, р = 0,05).

Ниже перечислены статистически значимые корреляции между субшкалами опросника Бар-Она и моделями преодоления:

1) «ассертивные действия» (активная стратегия преодоления) положительно коррелируют с «эмпатией» (г = 0,41; р = 0,01), негативно — с «самоуважени-

ем» (г = -0,45; р = 0,01), «независимостью» (г = -0,35; р = 0,05), «гибкостью» (г = -0,44; р = 0,01);

2) «осторожные действия» (пассивная стратегия) негативно коррелирует с «эмоциональным осознанием» (г = -0,49; р = 0,01), «независимостью» (г = -0,42; р = 0,01), «межличностными отношениями» (г = -0,33; р = 0,05) и «гибкостью» (г = -0,60; р = 0,01);

3) «избегание» положительно коррелирует с «самоуважением» (г = 0,59; р = 0,01), «независимостью» (г = 0,31; р = 0,05), «самоактуализацией» (г = 0,44; р = 0,01), «ассертивностью» (г = 0,52; р = 0,01), со «способностью к решению проблем» (г = 0,46; р = 0,01);

4) «импульсивность» негативно коррелирует с «гибкостью» (г = -0,53; р = 0,01) и положительно — с «ассертивностью» (г = 0,46; р = 0,01);

5) «манипулятивные действия» (непрямая коупинг-стратегия) положительно коррелируют с «самоуважением» (г = 0,39; р = 0,05), однако зафиксирована негативная корреляция с «межличностными отношениями» ( г = -0,40; р = 0,01);

6) «асоциальные действия» негативно коррелируют с «эмоциональным осознанием» (г = -0,41; р = 0,01), «эмпатией» (г = -0,34; р = 0,05), «межличностными отношениями» (г = -0,48; р = 0,01); положительно коррелируют с «ассертивностью» (г = 0,38; р = 0,05);

7) «агрессивные действия» негативно коррелируют с «эмоциональным осознанием» (г = -0,55; р = 0,01), «независимостью» (г = -0,39; р = 0,05), «межличностными отношениями» (г = -0,58; р = 0,01), «гибкостью» (г = -0,34; р = 0,05), «реалистичностью» (г = -0,35; р = 0,05), «стрессо-стойкостью» (г = -0,50; р = 0,01), «контролем импульсов» (г = -0,43; р = 0,01).

Отсутствуют корреляции ЭИ с просоциальными поведенческими стратегиями. Наибольшее количество взаимосвязей зафиксировано между отдельными субшкалами опросника и коупинг-моделями «избегание» (позитивные корреляции) и «агрессивность» (негативные корреляции); эти модели коррелируют с общим баллом по опроснику Бар-Она. Корреляционный анализ подтвердил гипотезу о существовании взаимосвязи между ЭИ и преимущественными моделями поведения руководителей ОВД, при этом ЭИ минимизирует возможность выбора наименее эффективного стиля (попустительского), не ограничивая выбор оптимальных стилей для данного момента (демократического, партисипативного или авторитарного). Эмоциональный интеллект в данном случае одновременно «предохраняет» от выбора неэффективных стилей, но не запрещает свободу выбора других. Возможно, это обусловлено обобщенным характером эмоционального отношения к действительности, и в этом заключается специфика эмоционально-интеллектуальных факторов по отношению к когнитивным. Влияние ЭИ на стратегии преодоления проявляется именно таким образом. Негативные корреляции ЭИ с агрессивными действиями указывают на то, что руководители ОВД с высоким уровнем ЭИ не хотят использовать деструктивные, асоциальные стратегии, предпочитая активные, просоциальные стратегии коупинга.

Для дальнейшего анализа результатов использован метод «полярных групп». Он позволяет изучать структу-

ры индивидуальных качеств субъектов, которые значимо различаются по внешнему критерию. В данном случае в качестве критерия использован внутренний показатель (уровень ЭИ) как личностное качество руководителя. Исследуемая выборка (120 респондентов) была разделена на три приблизительно равных группы в соответствии с уровнем ЭИ: с низким уровнем (393-446 баллов, 39 респондентов), со средним уровнем (448-462 балла, 41 обследуемый) и с высоким уровнем (463-492 балла. 40 респондентов). Подсчитывалась значимость отличий по результатам опросника SACS между группами с высоким и низким ЭИ с помощью t-критерия Стьюдента для малых выборок. Выявлено, что значения двух моделей коупинг-поведения «избегание» и «агрессивные действия» имеют отличия в группах с низким и высоким ЭИ, что подтверждается данными корреляционного анализа.

У руководителей в каждой из групп (с низким, средним и высоким уровнем ЭИ) проанализированы преобладающие модели поведения. Не установлено существенных отличий в преимуществе конструктивных коупинг-моделей («ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки», «осторожные действия») в группах с разным уровнем ЭИ. Наибольшие отличия проявляются в выборе непродуктивных моделей коупинг-поведения: руководители со средним и высоким уровнем ЭИ менее склонны выбирать «манипулятивные», «асоциальные» и «агрессивные действия»; максимальный разрыв наблюдается в случае с моделью «агрессивные действия». Таким образом, подтверждается закономерность, обнаруженная ранее другими исследователями, согласно которой уровень развития эмоционального интеллекта положительно связан с продуктивностью моделей коупинг-поведения руководителя. Очевидно, что руководители ОВД, имеющие достаточно высокий ЭИ, способны эффективнее преодолевать стрессовые ситуации.

Нами проведен также анализ взаимосвязи уровня ЭИ и стратегий преодоления. Опросник SACS позволяет определить шесть основных стратегий: активную, пассивную, просоциальную, асоциальную, прямую, непрямую. Подсчитано количество руководителей, набравших высокие баллы по каждой стратегии в трех группах, зафиксированы отличия между группами руководителей с разным уровнем ЭИ: обследуемые со средним и высоким уровнем не склонны выбирать асоциальные стратегии, в отличие от руководителей с низким ЭИ, отдавая предпочтение просоциальным стратегиям.

Следовательно, чем выше уровень эмоционального интеллекта руководителя ОВД, тем богаче его поведенческий репертуар, тем менее он зависит от импульсивных действий. Он может преодолевать стрессовые ситуации с помощью социально приемлемых действий и избегать использования асоциальных, агрессивных моделей коупинга. Высокий уровень ЭИ позволяет применять конструктивные, производительные, позитивные модели поведения в ситуации стресса. При недостаточно развитом ЭИ руководитель не способен адекватно оценивать, понимать и управлять своими и чужими эмоциями, в результате чего он может отдавать пред-

почтение более примитивным деструктивным коупинг-стратегиям.

1 См., напр.: ГоулменД. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. Исаевой. М., 2008. 480 с.

2 Андреева И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 г.). СПб., 2006. Ч. 1. С. 17-21.

3 Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 29-36.

4 Деревянко С. П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии. 2007. № 1. С. 92-95.

5 Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 225 с.

6 Bar-On R. and JDA Emotional and social intelligence: insights from the Emotional Quotient Inventory : Handbook of emotional intelligence On; eds. Parker. San Francisco, 2000. P. 363-388.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.