Научная статья на тему 'Взаимосвязь концепта "стресс" и копинг-стратегий у персонала контакт-центра'

Взаимосвязь концепта "стресс" и копинг-стратегий у персонала контакт-центра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРЕССЕ / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / КОНТАКТ-ЦЕНТР / ОПЕРАТОР / ПРИЕМ ВХОДЯЩИХ ЗВОНКОВ / ИСХОДЯЩИЙ ОБЗВОН / МОНОТОННЫЙ ТРУД / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куваева Ирина Олеговна

В статье рассматривается проблема соотношения представлений о стрессе (концепт) и совладающего поведения у операторов контакт-центра (n=138). Особенности организации концепта диагностировались с помощью сокращенной версии методики «Интегральные концептуальные структуры» М.А. Холодной, модели совладания опросника «Стратегии преодоления стрессовых состояний» С. Хобфолла (SACS). Представлены результаты анализа ответов операторов по содержательным категориям: «причины», «состояние», «последствия», «процесс», «управление». Получены данные о наиболее разработанных показателях концепта и предпочитаемых копинг-стратегиях у сотрудников. Выделяются и описываются взаимосвязи стратегий и показателей концепта, способствующих дифференциации представлений о стрессе у респондентов. Продемонстрированы гендерные различия в соотношении представлений о стрессе и стратегий совладания. Мужчины и женщины отличаются по вербализации категории «состояние», направленности просоциальных стратегий и осторожных действий. Выявлена специфика взаимосвязи концепта «стресс» и стратегий разрешения трудных ситуаций у специалистов исходящего обзвона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between concept of stress and coping strategies among call-centre’s workers

The problem of connection between the representations of stress (concept) and coping strategies among operators (n=138) is discussed. The organisational characteristics of concept has been studied by means of the shortened version "Integral conceptual structures" by Marina Kholodnaya, coping models "Strategic Approach to Coping Scale" Stevan E. Hobfoll (SACS). The content categories (stress-factors state and immediate effects consequences stress process stress management) were found in the respondents’ answers. The most formulated indicators of concept and preferred coping strategies among operators were demonstrated. The correlations between strategies and concept’s indicators which have been related with differentiation of the representations were identified and described. Gender differences in concept of stress and coping behaviour were illustrated.Men and women distinguished in terms of content category ‘state and immediate effects’, orientation of social strategies and risk-free action. The specific of connection between the concept and coping strategies among outbound operators was found.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь концепта "стресс" и копинг-стратегий у персонала контакт-центра»

ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК 159.942

Куваева Ирина Олеговна

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

irina.kuvaeva@urfu.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНЦЕПТА «СТРЕСС» И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕРСОНАЛА КОНТАКТ-ЦЕНТРА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-313-00240

В статье рассматривается проблема соотношения представлений о стрессе (концепт) и совладающего поведения у операторов контакт-центра (n=138). Особенности организации концепта диагностировались с помощью сокращенной версии методики «Интегральные концептуальные структуры» М.А. Холодной, модели совладания -опросника «Стратегии преодоления стрессовых состояний» С. Хобфолла (SACS). Представлены результаты анализа ответов операторов по содержательным категориям: «причины», «состояние», «последствия», «процесс», «управление». Получены данные о наиболее разработанных показателях концепта и предпочитаемых копинг-стра-тегиях у сотрудников. Выделяются и описываются взаимосвязи стратегий и показателей концепта, способствующих дифференциации представлений о стрессе у респондентов. Продемонстрированы гендерные различия в соотношении представлений о стрессе и стратегий совладания. Мужчины и женщины отличаются по вербализации категории «состояние», направленности просоциальных стратегий и осторожных действий. Выявлена специфика взаимосвязи концепта «стресс» и стратегий разрешения трудных ситуаций у специалистов исходящего обзвона.

Ключевые слова: стресс, представления о стрессе, стратегии преодоления, контакт-центр, оператор, прием входящих звонков, исходящий обзвон, монотонный труд, гендерные различия.

Проблема когнитивного оценивания трудной ситуации как важной составляющей процесса преодоления психологического стресса была сформулирована Р. Ла-зарусом [20]. Тип когнитивной оценки конкретной трудной ситуации определяет выбор стратегии совладания. Восприятие человеком ситуации как угрожающей активизирует анализ возможных способов разрешения затруднений и определяет целенаправленную деятельность. Развитие представлений ученых-психологов о процессе когнитивного оценивания трудной ситуации продвинулось в сторону дифференциации условий и факторов, определяющих выбор стратегий совладания. Переживание стресса как результата угрозы потери ресурсов купируется пассивными стратегиями со-владания в случае недостаточного количества ресурсов и ограниченных возможностей человека [9; 18]. Восприятие ситуации как неподконтрольной и неопределенной способствует активизации защитного копинга, ощущение затруднений в принятии решения и дефицита ресурсов приводит к просоциальному совладанию, «видение» перспективы развития ситуации способствует активному преодолению [3]. Исследование взаимосвязи первичной когнитивной оценки и соответствующих копинг-стратегий является «привязанным» к характеристикам ситуации и не учитывает жизненный опыт преодоления затруднений у человека.

Перспективным направлением в изучении преодоления трудных ситуаций является соотнесение особенностей совладающего поведения и сформи-рованности концептуальных способностей человека. По мнению М.А. Холодной, сформированная способность к концептуализации («оценивание

и интерпретация трудных жизненных событий, выбор релевантных способов совладания на основе выделения скрытых продуктивных возможностей той или иной стратегии») определяет мобильность и вариативность копинг-поведения [16, с. 203]. В ряде исследований установлено, что студенты с высоким уровнем концептуальных способностей активно используют преимущества эмоционально- и социально-ориентированных копингов [1; 16]; интеллектуально одаренные старшеклассники в отличие от обычных сверстников являются более продуктивно-направленными в разрешении затруднений [15]. Представленная парадигма изучения совладающего поведения снимает ограничение «связи» конкретной трудной ситуации с выбранной копинг-стратегией и позволяет оценивать специфику совладания в «широком пространстве» жизнедеятельности человека.

Новизна нашего исследования заключается в использовании идеи концептуальной структуры для анализа организации имплицитных представлений о стрессе (концепт «стресс») и их соотношения с преодолевающим поведением (на примере сотрудников инновационного вида труда). Концепт является единицей понятийного мышления [16] и ментальной моделью опыта взаимодействия человека с предметной средой [7; 8]. Трудовая деятельность представляет собой сферу реализации и развития человека, в которой происходит столкновение с трудными ситуациями и получение опыта их разрешения, переживание разных психологических состояний и нахождение способов их оптимизации. Работа представителей одной из массовых профессий на рынке труда - операторов контакт-центров (КЦ) - характеризуется по-

Вестник КГУ Л 2018

© Куваева И.О., 2018

146

вышенной стрессогенностью [2; 10]. Обширный массив психологических исследований описывает факторы повышенной напряженности деятельности и устойчивые негативные последствия стресса у операторов КЦ [2; 5; 10], образ работы у сотрудников в «штатных» условиях и в период экономического кризиса [12], особенности взаимосвязи профессионально-личностных деформаций, ко-пинг-стратегий и уровня адаптационного потенциала [5; 17]. Профессиональные и организационные стрессоры, типичные субъективные затруднения в «обычном» режиме работы, повышенная личная значимость труда в условиях кризиса, неудовлетворительный уровень адаптационного потенциала, синдром выгорания как результат применения неадаптивных копинг-стратегий - основные результаты проведенных исследований по проблематике профессионального стресса у персонала КЦ. Однако малоразработанным остается вопрос о понимании операторами стресса (концепт) и его взаимосвязи со стратегиями преодоления трудных ситуаций. Концепт представляет собой обобщенный образ стресса, хранящийся в памяти и выраженный в вербальной форме. Исследование взаимосвязи имплицитных представлений о стрессе и копинг-стратегий позволяет «выйти» из контекста трудовой деятельности и выявить индивидуально-психологические особенности «переработки» разнотипных трудных ситуаций у представителей одной профессиональной группы.

Методика

Цель исследования - изучить соотношение особенностей организации концепта «стресс» и стратегий преодолевающего поведения у операторов 1Т КЦ.

Выборка. Сбор эмпирических данных осуществлялся во втором полугодии 2017 г. в КЦ ведущей 1Т-компании России (головной офис расположен в г. Екатеринбурге, Свердловская область). В исследовании приняли участие 138 операторов, из них 58 женщин и 80 мужчин (средний возраст -25,4 лет, средний стаж работы в КЦ - 10 месяцев). Подгруппы операторов выделены в соответствии со специализацией сотрудников: (1) прием входящих звонков - 78 чел. (48 м./30 ж.); (2) осуществление исходящего обзвона - 60 чел. (32 м./28 ж.). Востребованность мужчин в данном КЦ обусловлена спецификой деятельности организации: консультирование клиентов осуществляется по технически сложным 1Т продуктам.

Для оценки взаимосвязи концепта «стресс» и стратегий совладания применялся психодиагностический комплекс и статистические методы обработки данных:

(1) Сокращенный вариант методики «Интегральные концептуальные структуры» М.А. Хо-лодной [16] состоял из трех заданий и направлен на выявление структурно-содержательных особенно-

стей концепта «стресс». Задание «Словесные ассоциации» диагностирует сенсорно-эмоциональную модальность концепта; в нашем случае задание переформулировано в направленный ассоциативный эксперимент на стимульное слово «стресс» (время выполнения - 3 мин.). Задание «Формулировка проблем» оценивает словесно-речевую модальность, выражающуюся в способности респондента сформулировать научные проблемы исследования стресса (время - 2 мин.). Пиктографическое задание «Словесно-образный перевод» требует от испытуемого сделать рисунок стресса с отражением его существенных характеристик в течение 2 минут. Содержательный анализ концепта включал разнесение полученных ответов и рисунков по категориям: «причины развития стресса», «характеристика состояния», «последствия стресса», «процесс развития», «управление». Приведенные содержательные категории выделены на основе достижений современной психологии в области стресса и совладающего поведения [4; 11; 13; 14; 20]. Факт фиксации каждой категории способствует начислению 1 балла в каждой модальности. Обобщающий показатель - мера дифференциро-ванности - представляет собой сумму зафиксированных содержательных категорий в когнитивном составе концепта (максимум - 15 баллов).

(2) Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла (в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой [6]) направлен на оценку моделей и стратегий поведения в напряженных (стрессовых) ситуациях. Стратегии, связанные с активностью или пассивностью человека в трудных ситуациях, реализуются в ассертивных действиях или осторожных действиях/избегании. Просоциальная стратегия выражается в установлении социальных контактов для выработки решения и поиске социальной поддержки. Асоциальное преодоление предполагает жестокие и циничные действия по отношению к другим людям. Прямая преодолевающая модель демонстрируется в импульсивных действиях и интуитивном управлении затруднениями; непрямая - в манипулятивной стратегии. Интерпретация полученных данных заключается в описании «портрета» преодолевающего поведения: направленности моделей совладания и выраженность конкретных стратегий у респондента.

(3) Процедуры описательной статистики применялись для оценки выраженности исследуемых показателей, кр. t Стьюдента - для определения достоверности различий, корреляционный анализ (r Пирсона) - для выявления взаимосвязи между концептом и копинг-стратегиями (статистический пакет SPSS 22.0 for Windows).

Результаты

1. Дескриптивный анализ данных. Согласно данным таблицы 1, показатели исследуемых ко-

Таблица 1

Дескриптивные данные исследуемых показателей (п=138)

Показатели Описательная статистика

Мин. Макс. Среднее Ст. отклонение

Стратегии преодоления

Ассертивные действия 10 29 18,93 3,55

Вступление в социальный контакт 10 29 22,28 3,73

Поиск социальной поддержки 9 30 21,22 4,63

Осторожные действия 10 28 20,37 3,60

Импульсивные действия 9 24 17,21 3,07

Избегание 6 30 16,49 4,79

Непрямые действия 8 28 17,71 3,88

Асоциальные действия 7 24 15,20 4,02

Агрессивные действия 7 28 17,26 4,99

Структура концепта

Сенсорно-эмоциональная модальность 0 5 2,74 1,11

Словесно-речевая модальность 0 5 1,10 1,10

Образная модальность 0 3 0,97 0,97

Содержательные категории концепта

Причины 0 3 1,44 0,92

Состояние 0 3 1,57 0,81

Последствия 0 3 0,80 0,72

Процесс 0 3 0,53 0,68

Управление 0 3 0,47 0,63

Обобщающий показатель концепта

Мера дифференцированности концепта 0 11 4,80 2,25

пинг-стратегий в соответствии с нормативными значениями относились к диапазону средней выраженности. Наиболее востребованными стратегиями у операторов оказались просоциальные способы («вступление в социальный контакт» и «поиск социальной поддержки»), осторожные действия и активное ассертивное преодоление; наименее используемыми - асоциальные действия.

Анализ структурных и содержательных показателей концепта продемонстрировал, что наиболее разработанной модальностью являлась сенсорно-эмоциональная, отражающая индивидуальный опыт переживания человеком трудных ситуаций. Визуализация стресса в его существенных признаках представляло собой наиболее сложное задание для респондентов: в рисунках они отображали максимум до трех содержательных категорий. Категории «причины» и «состояние» чаще фиксировались операторами, категория «управление» менее представлена в ответах респондентов. Значение меры дифференцированности концепта свидетельствует о недостаточной «зрелости» концептуальной структуры и небогатом описании стресса представителями данной профессиональной группы.

2. Значимость различий в преодолевающем поведении и концепте «стресс» в зависимости от пола и специализации оператора. В организации концепта «стресс» и выраженности копинг-стра-

тегий выявлены достоверные различия между мужчинами и женщинами, работающими в КЦ. Операторы женского пола по сравнению с мужчинами значимо чаще активизируют стратегии «поиск социальной поддержки» (1=4,48, р=0,000) и «агрессивные действия» (1=2,07, р=0,040), а также характеризуются более дифференцированными представлениями о стрессе как о состоянии (1=2,39, р=0,018). В свою очередь мужчины-операторы достоверно отличаются по использованию непрямой модели преодоления, выражающейся в манипуля-тивном поведения при разрешении напряженных ситуаций (1=2,08, р=0,039). Анализ различий исследуемых показателей у операторов разных специализаций показал, что сотрудники по приему входящих звонков и исходящего обзвона не отличаются в выраженности копинг-стратегий и показателях концепта «стресс».

3. Система взаимосвязей между стратегиями преодоления и концептом «стресс» у операторов. Наибольшее количество корреляций у выборочной совокупности выявлено между пассивной моделью преодоления и концептом (табл. 2). Стратегия «избегание» положительно связана сенсорно-эмоциональной модальностью и содержательной категорией «последствия»; копинг «осторожные действия» отрицательно коррелирует с категорией «процесс». Другими словами, откладывание раз-

Таблица 2

Значимые корреляции между показателями концепта и копинг-стратегиями у операторов

(г Пирсона)

Модели поведения Вся выборка, (п=138) Подгруппы

Мужчины, (п=80) Женщины, (п=58)

Активная - пассивная Избегание и Сенсорно-эмоциональная модальность (г=0,178*) Осторожные действия и Процесс (г=-0,289**) Осторожные действия и Управление (г=0,298*)

Избегание и Последствия (г=0,224*)

Осторожные действия и Процесс (г=-0,216*)

Просоциальная- асоциальная Вступление в социальный контакт и Управление (г=0,222**) Вступление в социальный контакт и Управление (г=0,222**)

Асоциальные действия и Управление (г=-0,244*)

Прямая-непрямая Манипулятивные действия и Словесно-речевая модальность (г=0,315*)

Условное обозначение уровней значимости: ** - р<0,01; * - р<0,05.

решения проблемы и переключение человека на «замещающую» деятельность приводит к обогащению его опыта переживания трудных ситуаций и более глубокому пониманию негативных последствий стресса. Тщательное взвешивание человеком возможных вариантов решения, долгая подготовка и отказ от рискованных действий связаны с недостаточным пониманием процесса разворачивания стресса. Просоциальная модель поведения, выражающаяся в совместных усилиях по решению трудной ситуации, позитивно соотносится с содержательной категорией «управление». Иначе говоря, опыт обращения к другим людям для поиска оптимального решения значимо расширяет представления человека о регуляции стресса.

В соответствии с данными таблицы 2 обнаружены гендерные различия в системе взаимосвязей между копинг-стратегиями и показателями концепта. У операторов мужского пола пассивное преодоление в виде осторожных действий приводит к меньшей дифференциации категории «процесс»: фокусировка на поиске решения и долгая подготовка не способствует углубленному пониманию механизма разворачивания стресса. Содержательная категория «управление» у мужчин положительно связана с просоциальной стратегией «вступление в социальный контакт» и отрицательно - с «асоциальные действия». Углубленное понимание мужчинами способов разрешения трудных ситуаций соотносится с привлечением других людей, отказом от доминирования личных интересов и причинения вреда другим. В свою очередь операторы женского пола управляют стрессом посредством активизации пассивной стратегии «осторожные действия», позволяющей им тщательно искать варианты решения проблемы и не подвергать себя риску. Непрямое преодоление, реализуемое женщинами в виде манипулятивных действий, положительно коррелирует со словесно-речевой модальностью

концепта «стресс». Стремление «держать все под контролем», использование «обходных маневров» и «подстройка» под других людей способствует более детальному пониманию женщинами феномена стресса и трудной ситуации.

Значимые различия в показателях концепта и выраженности стратегий совладания у операторов разных специализаций не выявлены, однако обнаружены специфические особенности соотношения между исследуемыми переменными в подгруппе сотрудников исходящего обзвона (табл. 3). Достоверные взаимосвязи между представлениями о стрессе и способами преодоления трудных ситуаций у специалистов по приему входящих звонков не установлены.

Согласно представленным данным в таблице 3, активное преодоление в виде ассертивных действий связано со снижением меры дифферен-цированности концепта «стресс», меньшей дифференциацией сенсорно-эмоциональной модальности и вербализацией характеристики стрессового состояния. Применение пассивной модели в виде избегающего преодоления приводит к рефлексии переживаний стрессового состояния и его последствий. Пассивная стратегия «осторожные действия» положительно связана с содержательной категорией «управление». Просоциальная направленность совладающего поведения коррелирует с вербализацией переживаний и характеристик стрессового состояния. Влияние на проблемную ситуацию через других людей способствует меньшей дифференцированности концепта «стресс» в целом и его образной модальности в частности.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование, посвященное анализу взаимосвязи организации концепта «стресс» и стратегий совладания у операторов 1Т контакт-центра, продемонстрировало специфику орга-

Таблица 3

Значимые корреляции между показателями концепта «стресс» и копинг-стратегиями у операторов исходящего обзвона (г Пирсона)

Показатели концепта Модели поведения и стратегии преодоления

Активная — пассивная Просоциальная — асоциальная Прямая — непрямая

Мера дифференцированности концепта Ассертивные действия (г=-0,291*) Манипулятивные действия (r=-0,263*)

Сенсорно-эмоциональная модальность Ассертивные действия (г=-0,274*)

Образная модальность Манипулятивные действия (r=-0,377**)

Состояние Ассертивные действия (г=-0,322*) Избегание (г=0,268*) Поиск социальной поддержки (r=0,272*)

Последствия Избегание (г=0,287*)

Управление Осторожные действия (г=0,301*)

Условное обозначение уровней значимости: ** - p<0,01; * - p<0,05.

низации имплицитных представлений о стрессе и широкий репертуар способов совладания с напряженным ситуациями. Сотрудники характеризуются недостаточно сформированным концептом: отмечается содержательный «дисбаланс» и доминирование сенсорно-эмоциональной модальности в структуре представлений. Респонденты подробно описывают стресс через разные факторы повышенной напряженности и признаки стрессового состояния, однако редко фиксируют способы управления стресса. Разработанность сенсорно-эмоциональной компонента как составляющей когнитивного состава концепта свидетельствует о том, что респонденты многогранно вербализуют свой опыт переживания стресса и фиксируют разные аспекты его проявлений. Абстрагироваться от личных переживаний и занять позицию «ученого» для анализа стресса в его существенных особенностях представляется сложным для операторов. Вероятно, указанные особенности в структурной организации концепта не позволяет сотрудникам «творчески» осмыслить и переработать свой жизненный опыт с точки зрения управления стрессом.

Изучение эксплицитных знаний операторов о своем поведении в напряженных (стрессовых) ситуациях выявило разнонаправленность совла-дающего поведения и отсутствие доминирования определенных копинг-стратегий у персонала. Так, сотрудники несколько чаще используют ко-пинги «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки» и «осторожные действия» (средняя степень выраженности). Подобные результаты получены в исследовании Е.Н. Бочкаревой (2016) на выборке персонала телекоммуникационного КЦ [5]. Существенное различие в особенностях преодолевающего поведения у IT-сотрудников и теле-операторов заключается в соотношении ассертивных и импульсивных действий. В частности, у IT-операторов ассертив-

ное поведение является более выраженным, чем необдуманное принятие решения и следование интуитивным импульсам в трудных ситуациях. В сравниваемом исследовании теле-операторы в большей степени используют стратегию «импульсивные действия» (теап=19,0±2,5), чем ас-сертивный копинг (теап=16,7±2,9). Вероятно, полученные различия обусловлены характеристиками услуг, которые предоставляют операторские центры. Сотрудники в сфере 1Т консультируют по технически сложным продуктам, «нюансы» запроса клиента требуют от оператора самостоятельности в поиске разрешения трудной ситуации. Работники телекоммуникационных КЦ обслуживают содержательно простые обращения, схемы взаимодействия с клиентом являются строго регламентированными и при возникновении трудностей оператор передает запрос на более опытного коллегу. Следовательно, сфера деятельности КЦ вносит «коррективы» в специфику совладания у персонала, однако существенно не определяет его основные характеристики.

Анализ взаимосвязей между организацией концепта «стресс» и особенностями совладающе-го поведения у сотрудников проиллюстрировал разную роль преодолевающих моделей в дифференцировании представлений человека о стрессе. Просоциальные стратегии способствуют содержательной детализации концепта, использование асоциального копинга «обедняет» знания человека об управлении стрессом. Пассивная стратегия «избегание» значимо расширяет представления оператора о разнообразных проявлениях стресса; пассивное преодоление в виде осторожных действий неоднозначно связано с содержательными категориями концепта. Иными словами, привлечение людей и уход от решения трудной ситуации способствует углубленной индивидуально-психологической «проработке» разных проявлений стресса.

Специфические взаимосвязи между исследуемыми переменными выявлены в группе операторов исходящего обзвона: уверенное и манипулятивное преодоление не приводят к детализации концепта. На наш взгляд, ассертивное совладание операторов осуществляется в трудных ситуациях с «известными переменными» по стандартным схемам, что не приводит к обогащению концепта. Манипулятив-ные преодолевающие действия также не способствуют дифференциации представлений о стрессе, поскольку трудная ситуация разрешается посредством других людей и человек не вовлекается в обсуждение оптимального решения. Представленный анализ соотношения особенностей организации концепта и копинг-стратегий проводился на всей выборке без учета меры дифференцированности представлений у респондента.

Стилевые особенности совладания различаются у респондентов с разным уровнем дифференци-рованности концепта [19]. В частности, студенты с наиболее разносторонним концептом «стресс» характеризуются проблемно-ориентированным совладанием в сочетании с позитивным фокусом и стремлением к одиночеству. У респондентов, дающих неполные описания признаков стресса, нацеленность на разрешение трудной ситуации сопровождается переключением на «замещающую» деятельность в виде физической активности. Студенты, бедно описывающие стресс, активизируют социально-ориентированные ресурсы для разрешения трудной ситуации.

Представленное исследование, направленное на выявление соотношения особенностей организации концепта «стресс» и стратегий преодоления у персонала контакт-центра, дает основания для формулировки следующих выводов:

1. Концепт «стресс» в большей степени разработан через осознание операторами своего индивидуального опыта переживания трудных ситуаций; они вербализуют стресс преимущественно в терминах причин и характеристик состояния.

2. Наиболее предпочитаемыми копинг-страте-гиями у персонала являются просоциальные, осторожные и ассертивные действия.

3. Просоциальные преодолевающие действия значимо расширяют представления сотрудника об управлении стрессом; пассивное совладание способствует дифференциации сенсорно-эмоционального опыта и негативных последствий стресса.

4. Женщины характеризуются более дифференцированными представлениями о стрессовом состоянии; в трудных ситуациях они проявляют большую эмоциональную неустойчивость, нуждаются в эмоциональной поддержке и используют осторожное управление.

5. Мужчины-операторы чаще применяют про-социальное управление затруднениями и манипу-лятивное преодоление.

6. Пассивное совладание и поиск социальной поддержки связаны с дифференциацией концепта «стресс» у операторов исходящего обзвона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2008. - 26 с.

2. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2016. - 359 с.

3. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 30 с.

4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 650 с.

5. Бочкарева Е.Н. Компоненты выгорания и стратегии поведения в стрессовых ситуациях операторов контактного центра // Организационная психология. - 2016. - Т. 6. - С. 75-88.

6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

7. Волкова Е.В. Единство дифференциально-интеграционных механизмов развития специальных способностей и креативности в контексте роста научных знаний // Психологический журнал. -2014. - Т. 35. - № 1. - С. 54-70.

8. Волкова Е.В. Триединый аспект функционирования организации концепта: прошлое, настоящее и будущее // Мир психологии. - 2013. - № 2. -С. 29-41.

9. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 3. - С. 119-135.

10. Куваева И. О. Особенности профессионального стресса у представителей монотонного вида труда // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 4 (107). - С. 164-170.

11. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Моск. унта. Сер. 14: Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-21.

12. Леонова А.Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. - 2007. - № 1. - С. 87-103.

13. Сапольски Р. Психология стресса. - СПб.: Питер, 2015. - 480 с.

14. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Вие-да, 1970. - 336 с.

15. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды: дис. д-ра психол. наук. - Кострома, 2014. - 540 с.

16. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к поня-

тийным способностям. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 288 с.

17. Шамардина М.В. Синдром эмоционального выгорания в контексте личностного адаптационного потенциала операторов call-центра // Вестник психологии и педагогики АлтГУ - 2017. - № 2. -С. 78-85.

18. Hobfoll S.E. Conservation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress // American Psychologist. - 1989. - Vol. 44. - No. 3. - Pp. 513524.

19. Kuvaeva I. Correlation Between Concept of Stress and Coping Strategies Among Youth // The Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). -Vol. 2018. - Pp. 426-433 (in press).

20. Lazarus R.S., Folkman S. Cognitive theories of stress and the issue the circularity // Dynamics of stress: Physiological, psychological and social perspectives / Appley M.N., Trumbull R. (eds.). - N.Y.: Plenum Press, 1984. - Pp. 63-79.

References

1. Aleksapol'skij A.A. Stilevye i urovnevye svojstva intellekta kak faktory sovladayushchego povedeniya: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2008. - 26 s.

2. Barabanshchikova VV Professional'nye deformacii v professiyah innovacionnoj sfery: dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 2016. - 359 s.

3. Bityuckaya E.V Kognitivnoe ocenivanie i strategii sovladaniya v trudnyh zhiznennyh situaciyah: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 2007. - 30 s.

4. Bodrov V.A. Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie. - M.: PER SEH, 2006. - 650 s.

5. Bochkareva E.N. Komponenty vygoraniya i strategii povedeniya v stressovyh situaciyah operatorov kontaktnogo centra // Organizacionnaya psihologiya. -2016. - T. 6. - S. 75-88.

6. Vodop'yanova N.E. Psihodiagnostika stressa. -SPb.: Piter, 2009. - 336 s.

7. Volkova E.V. Edinstvo differencial'no-integracionnyh mekhanizmov razvitiya special'nyh sposobnostej i kreativnosti v kontekste rosta nauchnyh znanij // Psihologicheskij zhurnal. - 2014. - T. 35. -№ 1. - S. 54-70.

8. Volkova E.V Triedinyj aspekt funkcionirovaniya organizacii koncepta: proshloe, nastoyashchee i

budushchee // Mir psihologii. - 2013. - № 2. - S. 2941.

9. Ivanova T.YU. Teoriya sohraneniya resursov kak ob"yasnitel'naya model' vozniknoveniya stressa // Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ehkonomiki. -2013. - T. 10. - № 3. - S. 119-135.

10. Kuvaeva I. O. Osobennosti professional'nogo stressa u predstavitelej monotonnogo vida truda // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. - 2012. -№ 4 (107). - S. 164-170.

11. Leonova A.B. Osnovnye podhody k izucheniyu professional'nogo stressa // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14: Psihologiya. - 2000. - № 3. - S. 4-21.

12. Leonova A.B. Strukturno-integrativnyj podhod k analizu funkcional'nyh sostoyanij cheloveka // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14: Psihologiya. - 2007. -№ 1. - S. 87-103.

13. Sapol'ski R. Psihologiya stressa. - SPb.: Piter, 2015. - 480 s.

14. Sel'e G. Stress bez distressa. - Riga: Vieda, 1970. - 336 s.

15. Hazova S.A. Mental'nye resursy sub"ekta v raznye vozrastnye periody: dis...d-ra psihol. nauk. -Kostroma, 2014. - 540 s.

16. Holodnaya M.A. Psihologiya ponyatijnogo myshleniya: Ot konceptual'nyh struktur k ponyatijnym sposobnostyam. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. - 288 s.

17. SHamardina M.V. Sindrom ehmocional'nogo vygoraniya v kontekste lichnostnogo adaptacionnogo potenciala operatorov call-centra // Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. - 2017. - № 2. - S. 78-85.

18. Hobfoll S.E. Conservation of Resources: A New Attempt at Conceptualizing Stress // American Psychologist. - 1989. - Vol. 44. - No. 3. - Pp. 513524.

19. Kuvaeva I. Correlation Between Concept of Stress and Coping Strategies Among Youth // The Fifth International Luria Memorial Congress (Lurian Approach in International Psychological Science). -Vol. 2018. - Pp. 426-433 (in press).

20. Lazarus R.S., Folkman S. Cognitive theories of stress and the issue the circularity // Dynamics of stress: Physiological, psychological and social perspectives / Appley M.N., Trumbull R. (eds.). - N.Y.: Plenum Press, 1984. - Pp. 63-79.

Вестник КГУ Л 2018

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.