Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неформальное образование / студент вуза / профессиональное развитие. / non-formal education / university student / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Поздышева Юлия Владимировна

Статья раскрывает состояние и перспективы неформального образования как специфического вида непрерывного образования в современных условиях. В публикации систематизированы сущностные характеристики неформального образования, описаны функции, которые оно выполняет, проведен анализ исследований неформального образования в нашей стране. Представлены и интерпретированы результаты анкетирования состояния неформального образования среди студентов, обучающихся по экономическим направлениям подготовки. Выявлены цели неформального образования, его частота, тематические направления, формы получения, а также трудности, связанные с совмещением формального обучения в вузе с непрерывным образованием. Систематизированы особенности практик неформального образования, распространенные среди обучающихся в вузе. Сделаны выводы об усилении значимости неформального образования для личностного и профессионального роста студентов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Булганина Анастасия Евгеньевна, Поздышева Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the state and prospects of non-formal education as a specific type of lifelong education in modern conditions. The publication systematizes the essential characteristics of non-formal education, describes the functions it performs, and analyzes research on non-formal education in our country. The results of a survey of the state of non-formal education among students studying in economic areas of training are presented and interpreted. The goals of non-formal education, its frequency, thematic areas, forms of receipt, as well as difficulties associated with combining formal education at a university with lifelong education are identified. The features of non-formal education practices common among university students are systematized. Conclusions are drawn about the increasing importance of non-formal education for the personal and professional growth of students in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

2. Вышнепольский, В.И. Методические основы подготовки и проведения олимпиад по графическим дисциплинам в высшей школе: дис. .. канд. пед. наук: 13.00.02. -Москва, 2000. -250 с.

3. Лайкина, Т.А. Педагогическое сопровождение формирования творческой самореализации студентов в деятельности гуманитарных кафедр вуза / Т.А. Лайкина // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-112

4. Макарова, О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад: дисс. пед. наук. - Барнаул, 2012. - 196 с.

5. Попов, А.И. Система олимпиадного движения студентов в техническом университете / А.И. Попов // Вестник ТГТУ. - 2004. - Том 10. - № 1Б.-С. 256-263

6. Тарасенко, Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций / Ю.А. Тарасенко. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2017. - № 1 (11). - С. 50-54. - URL: https://moluch.rU/th/4/archive/52/1789/ (дата обращения: 30.08.2023)

7. Шукшина, Т.П. Педагогическая олимпиада как гуманитарная технология формирования профессиональной компетентности / Т.П. Шукшина, Т.В. Татьянина // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 33-37

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Булганина Анастасия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Поздышева Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья раскрывает состояние и перспективы неформального образования как специфического вида непрерывного образования в современных условиях. В публикации систематизированы сущностные характеристики неформального образования, описаны функции, которые оно выполняет, проведен анализ исследований неформального образования в нашей стране. Представлены и интерпретированы результаты анкетирования состояния неформального образования среди студентов, обучающихся по экономическим направлениям подготовки. Выявлены цели неформального образования, его частота, тематические направления, формы получения, а также трудности, связанные с совмещением формального обучения в вузе с непрерывным образованием. Систематизированы особенности практик неформального образования, распространенные среди обучающихся в вузе. Сделаны выводы об усилении значимости неформального образования для личностного и профессионального роста студентов в современных условиях.

Ключевые слова: неформальное образование, студент вуза, профессиональное развитие.

Annotation. The article reveals the state and prospects of non-formal education as a specific type of lifelong education in modern conditions. The publication systematizes the essential characteristics of non-formal education, describes the functions it performs, and analyzes research on non-formal education in our country. The results of a survey of the state of non-formal education among students studying in economic areas of training are presented and interpreted. The goals of non-formal education, its frequency, thematic areas, forms of receipt, as well as difficulties associated with combining formal education at a university with lifelong education are identified. The features of non-formal education practices common among university students are systematized. Conclusions are drawn about the increasing importance of non-formal education for the personal and professional growth of students in modern conditions.

Key words: non-formal education, university student, professional development.

Введение. В современном динамичном мире качество человеческого капитала приобретает решающее значение, следовательно, все большее внимание устремляется к способности человека обучаться, развиваться, совершенствоваться на протяжении всей жизни. В постиндустриальном информационном обществе образование «через всю жизнь» становится элементом реальности - большинство людей каждый день получают и перерабатывают большое количество информации, целенаправленно обучаются и взаимодействуют, совершенствуясь в личностном, духовном и профессиональном планах.

Вместе с этими процессами возрастает роль неформального образования, главной характеристикой которого выступает отсутствие институционального оформления и структурной целостности. Объединяя в себе самые разные формы образования вне рамок установленной формальной системы, неформальное образование формируется и развивается в системе общественных запросов, гибко реагируя на образовательные потребности и удовлетворяя их.

Неформальное образование сегодня приобретает все большее значение для профессионального развития специалиста, практически всегда обучение в образовательной организации дополняется актуальным доя человека неформальным образованием. Именно неформальное образование позволяет удовлетворить интерес к новому, более широкому и глубокому знанию, выбрать формы для самореализации, реализовать альтернативные пути профессионального и личностного развития. Оно способствует формированию новых образовательных потребностей, обеспечивает профессиональную гибкость и мобильность специалиста.

Можно с полным правом утверждать, что неформальное образование сопровождает и дополняет процесс формальной подготовки в образовательных организациях, и обучающиеся прибегают к различным способам дополнительного развития в соответствии с изменением ситуации. Если формальное образование ориентировано на формирование базовых навыков и способов действий, но неформальное дает возможностью овладеть самыми разными специфическими знаниями и умениями, востребованными для конкретного человека. Возрастание значимости неформального образования обуславливает необходимость исследования важнейших его характеристик, в целом также влияющих на качество профессиональной подготовки выпускников. Наиболее важным из них являются мотивация неформального образования, тематические направления обучения, формы получения.

Цель статьи представить и интерпретировать результаты опроса обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент относительно участия их в неформальном образовании.

Задачи статьи:

- подобрать и проанализировать источники, касающиеся направлений, форм, способов получения неформального образования студентов в период обучения в вузе;

- сформулировать сущностные характеристики неформального образования как специфического вида;

- описать результаты опроса по вопросам участия в неформальном образовании студентов университета;

- сформировать выводы о специфике неформального образования в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. Комплементарная роль неформального образования по отношению к образованию формальному, возрастание его значимости для экономики отражается во всех важнейших нормативно-правовых актах и программах развития системы образования. В частности, упоминания о необходимости развития неформального образования содержатся в Национальном проекте «Образование», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г., Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. и др. [6; 9]. Разработка механизмов оценки и признания результатов неформального образования является одной из задач, декларируемых Европейской рамки квалификаций для образования и обучения на всем протяжении жизни) [2].

Теоретико-методологические основы неформального образования и анализ практик его реализации в отечественных условиях содержатся в работах С.М. Климова (организационно-управленческий аспект неформального образования взрослых) [5], М.Н. Поволяевой (неформальное образование как социальное явление) [8], Е.В. Яковлевой (неформальное образование студентов вуза) [2], Дашковой Л.Л. (неформальное образование студентов педагогических вузов) [7] и др.

В работах отмечается, что неформальное образование не сводится к формированию базовых компетенций, оно обеспечивает развитие дополнительных умений и навыков, обеспечивающих реализацию потенциала человека в новых условиях и ситуациях, направлено на непрерывное развитие и активное совершенствование человека. Именно неформальное образование позволяет адаптироваться к непрерывному изменению технологий, функций, материалов, не снижая эффективности профессиональной деятельности и не прерываясь на дополнительное формальное обучение.

Среди сущностных характеристик неформального образования выделяются:

- ориентация на развитие личностного потенциала;

- опора на активное целеполагание, планирование, организацию процесса обучения самими участниками обучения;

- отсутствие или слабая регламентация, что подразумевает неограниченность формой, местом, сроками получения, а также требованиями к государственной аттестации;

- ориентация на конкретные образовательные запросы разных социальных групп;

- широкий набор направлений, средств, инструментов, форм осуществления образовательной деятельности, в т.ч. нетрадиционных [3;4].

И.К. Бирюкова отмечает, что для России система неформального образования выполняет ряд важнейших задач, среди которых:

- компенсаторная (компенсация фактически неразвитой практики обучения «через всю жизнь» и формального характера системы повышения квалификации);

- адаптирующая (способствование приспособлению человека к изменяющимся условиям среды);

- развивающая (представление широкого спектра возможностей для личностного профессионального развития в соответствии с потребностями и интересами) [1].

Изучение состояния неформального образования среди обучающихся по направлениям подготовки 38.03.02 Экономика, 38.03.02 Менеджмент было проведено в сентябре 2023 года. Метод проведения исследования - анкетирование (анкеты были созданы в Google-фopмax, ссылка на анкеты распространялась через электронные почты студентов). Анкета включала 16 вопросов, касающихся мотивов неформального образования, его направлений, форм осуществления, времени, отводимого на его получение. В анкетировании приняло участие 186 человек, из которых 43% составляли мужчины, 57% -женщины. Респонденты обучались на очно-заочной форме обучения. 86% опрошенных совмещали обучение в вузе с трудоустройством. Целью проведенного исследования выступало описание практики неформального образования студентов вуза в разрезе его основных характеристик, касающихся направленности, содержания, методов неформального обучения.

На первом этапе проведения исследования была оценена осведомленность и потребность обучающихся в неформальном образовании. Респондентам были предложены вопросы «Знаете ли вы, что такое неформальное образование?» и «Ощущаете ли вы потребность в неформальном образовании дополнительно к образованию, которое вы получаете в университете?». В результате удалось установить, что большая часть обучающихся (156 человек, или 84%) знают и понимают, что относится к неформальному образованию. Среди них потребность в таком образовании ощущают 125 человек (или 80%), что свидетельствует о том, что образовательная программа не способна полностью «закрыть» все необходимые работодателю и самому обучающемуся знания, и у студентов есть стремление к развитию.

Следующим вопросом выступал вопрос о частоте неформального образования. Предполагалось, что респонденты прибегают к разным формам и способам неформального образования под воздействием целого комплекса факторов от личного интереса и до прямых требований руководителя. Под способами неформального образования понимались абсолютно любые формы активности обучающегося, связанные с расширением представлений, получением новых знаний, закреплением желаемых навыков. Оценку частоты неформального образования респонденты проводили по шкале регулярно (чаще одного раза в месяц), регулярно (один раз в несколько месяцев), время от времени (несколько раз в год) и редко (не более одного раза в год). Было установлено, что большинство респондентов прибегают к неформальному образованию раз в месяц (47%), несколько меньшую долю составили те, кто делает это раз год (28%) и чаще одного раза в месяц (22%). Респонденты объясняют это тем, что постоянно находятся в информационном потоке, поэтому так или иначе обогащаются полезными знаниями или целенаправленно изучают интересующих их объект.

Далее было проведено уточнение у респондентов целей неформального образования. Респонденты могли выбирать несколько целей.

Анализируя цели неформального образования у студентов, можно утверждать, что для большинства из них ведущей целью является расширение профессиональных знаний (86%). Чаще всего это обусловлено тем, что для выполнения профессиональных обязанностей постоянно возникают ситуации, требующие новых или нестандартных решений, что побуждает работников самостоятельно искать соответствующие информацию и средства. 55% респондентов указали на неформальные образование как способ компенсировать имеющиеся пробелы, по 42% опрошенных рассматривают неформальное образование как путь повышения конкурентоспособности на рынке труда и способ развития внутри профессии. Расширение общего кругозора выступает актуальной целью неформального образования лишь для трети опрошенных.

Далее в рамках проведенной работы были проанализированы тематические направления неформального образования, актуальные для студентов. Наиболее популярными направления неформального образования оказались увлечение и хобби и

изучение новшеств в области профессиональной деятельности (их указали 64% и 62% соответственно), немного менее популярны случайным образом выбранное содержание, актуальное в конкретный временной период (указали 56% опрошенных). Значительно менее интересными направлениями для неформального образования оказались «Развитие личности» (23%), «Взаимодействие и контакты» (23%), «Корпоративные требования и инновации» (21%).

Затем были определены формы неформального образования, актуальные для студентов вуза. Анализ указанных студентами форм неформального образования позволяет установить, что среди наиболее популярных форматов развития просмотр видео, блогов (указали 63%), участие в сообществах и форумах (53%), взаимодействие с экспертами (45%). Самостоятельное чтение литературы и иных источников по интересующей теме уже гораздо менее популярно среди студентов, которые предпочитают черпать новую информацию преимущественно из сети Интернет (24%), участие в разнообразных мероприятиях (23%) и работа с консультантом, тренером (12%) также не сильно распространены среди опрошенных.

В завершении исследования респондентам был предложен вопрос о препятствиях, с которыми они сталкиваются при совмещении формального обучения в вузе и неформального образования. Для студентов самым значимым препятствием выступает отсутствие достаточного времени на обучение (указали 68%) и, а также недостаточная мотивация для дополнительного обучения вне вуза (64%).

Чуть более половины опрошенных указала на недостаточно развитые навыки самообучения (51%), что проявляется в бессистемном интересе и отсутствии четко выраженного результата. Сомневается в необходимости неформального образования параллельно с обучением в вузе 36% респондентов, объясняя это общей неопределенностью профессиональных перспектив после окончания обучения. 32% опрошенных испытывают затруднения в самостоятельном выборе направлений и способов неформального образования.

Выводы. Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, неформальное образование становится значимым инструментом профессионального развития человека, способным обеспечить ответ на вызовы постиндустриальной экономики. Посредством неформального образования осуществляется реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся, сочетающий формальную подготовку в рамках образовательной системы и самостоятельное направленное развитие с использованием имеющихся возможностей.

В эмпирической части исследования получены характеристики неформального образования студентов, обучающихся по экономическим направлениям подготовки, а именно уточнены цели, направления, регулярность, формы неформального образования. Результаты исследования демонстрируют значительный потенциал неформального образования для решения проблем, связанных, в первую очередь, с профессиональным развитием.

Литература:

1. Бирюкова, И.К. Неформальное образование: понятие и сущность / И.К. Бирюкова // Педагогика. - 2012. - №4. -С. 18-20

2. Европейская система квалификаций // Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт], 2016. -URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20121206224415.pdf (дата обращения: 16.09.2023)

3. Иванищева, H.A. Неформальное образование студентов педагогических университетов / H.A. Иванищева, Л.А. Кочемасова // Непрерывное образование: XXI век. - 2022. - Вып. 4 (40). - DOI: 10.153937j5.art.2022.8008

4. Кичерова, М.Н. Неформальное образование и человеческий капитал / М.Н. Кичерова, Е.О. Муслимова и др. -Тюмень, 2020. - 316 с.

5. Климов, С.М. Неформальное образование взрослых: проблемы экономики и управления / С.М. Климов. - М.: Знание, 1998. - 135 с.

6. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года": [утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р] // Гарант.ру: [сайт], 1990. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения 10.09.2023)

7. Дашкова, Л.Л. Неформальное образование в педагогическом вузе / Л.Л. Дашкова, И.В. Чуйкова, Е.А. Шанц // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 01. - С. 15-28. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221002.htm. DOI: 10.24412/2304-120Х-2022-11002

8. Поволяева, М.Н. Неформальное образование: развитие, вызовы и перспективы / М.Н. Поволяева, И.Н. Попова // Народное образование,-2013. - № 8(1431). - С. 43-48

9. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года: [утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р] // Министерство образования и науки РФ: [сайт], 2020. - URL: https://clck.ru/geTi3 (дата обращения 10.09.2023)

10. Яковлева, Е.В. Психолого-педагогическая характеристика потребности студентов в самообразовании при обучении в вузе / Е.В. Яковлева // Бюллетень науки и практики. - 2020. - Т.6.- № 10,- С. 370-385. - DOI: 10.33619/2414-2948/59/34

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Рабаданова Патимат Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф Баштукаева Зарема Исламутдиновна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (г. Махачкала)

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В

МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты формирования знаний в сфере безопасности жизнедеятельности среди студентов-медиков. Приводятся сведения относительно отличительных особенностей обучения в рамках подобной дисциплины в образовательном учреждении медицинской направленности. Акцентируется внимание на том, что студенты-медики должны обладать знаниями и навыками оказания медицинской помощи не только в повседневной жизни, но также в условиях медицинского учреждения. Раскрывается сущность некоторых педагогических технологий, которые позволяют освоить комплексно и всесторонне тематические компоненты безопасности жизнедеятельности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.