Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ'

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное образование / акмеологический подход / личностно-профессиональное развитие / профессиональная социализация / наставническая деятельность военнослужащих / military education / acmeological approach / personal and professional development / professional socialization / mentoring activities of military personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкарбаев Тимур Оспанович

Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности. Актуальность исследования обусловлена стратегической целью государственной политики повысить качество военного образования и совершенствовать профессионализацию военных специалистов. Цель исследования выяснить особенности наставнической деятельности в военных училищах. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности. Основные результаты исследования состоят в выяснении особенностей наставнической деятельности в военных училищах. В военных училищах наставническая деятельность опирается на общепедагогические основы (понятие, сущность, объективные свойства, организационные этапы, формы, критерии). Однако в контексте военно-педагогического процесса наставническая деятельность в военных училищах имеет свои особенности, которые проявляются в цели и задачах, субъектах и методах. Наставническая деятельность в военных училищах неотъемлемая составляющая работы с личным составом. Наряду с общеизвестными функциями наставническая деятельность в военных училищах выполняет и специальные функции: военно-педагогическую, ценностно-смысловую. Внедрение наставнической деятельности в процесс военного образования содействует профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и развитию профессионализма офицеров-наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкарбаев Тимур Оспанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring activities can be defined as an educational process that contributes to the successful self-realization of a trainee (mentee) in a specific area of life. The relevance of the study is due to the strategic goal of state policy to improve the quality of military education and improve the professionalization of military specialists. The purpose of the study is to find out the features of mentoring activities in military schools. The methodological basis of the study was the acmeological approach, which focuses on the successful personal and professional development of subjects of educational activities. The main results of the study are to clarify the characteristics of mentoring activities in military schools. In military schools, mentoring activities are based on general pedagogical foundations (concept, essence, objective properties, organizational stages, forms, criteria). However, in the context of the military pedagogical process, mentoring activities in military schools have their own characteristics, which are manifested in the goals and objectives, subjects and methods. Mentoring activities in military schools are an integral part of working with personnel. Along with well-known functions, mentoring activities in military schools also perform special functions: military-pedagogical, value-semantic. The introduction of mentoring activities into the process of military education promotes the professional adaptation of future officers to military service activities and the development of professionalism of mentor officers.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ»

8. Малинин, В.А. Проектирование и реализация модели школы педагогического лидерства / В.А. Малинин // Психолого-педагогический поиск.-2019,- № 3(51). - С. 190-199. -EDN MZMYUL

9. Матрос, Д.Ш. Управление качестве образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, H.H. Мельникова // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 75-85

10. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1(42). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5,- EDN HRCKNH

Педагогика

УДК 378

аспирант Малкарбаев Тимур Оспанович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ

Аннотация. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности. Актуальность исследования обусловлена стратегической целью государственной политики повысить качество военного образования и совершенствовать профессионализацию военных специалистов. Цель исследования - выяснить особенности наставнической деятельности в военных училищах. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности. Основные результаты исследования состоят в выяснении особенностей наставнической деятельности в военных училищах. В военных училищах наставническая деятельность опирается на общепедагогические основы (понятие, сущность, объективные свойства, организационные этапы, формы, критерии). Однако в контексте военно-педагогического процесса наставническая деятельность в военных училищах имеет свои особенности, которые проявляются в цели и задачах, субъектах и методах. Наставническая деятельность в военных училищах - неотъемлемая составляющая работы с личным составом. Наряду с общеизвестными функциями наставническая деятельность в военных училищах выполняет и специальные функции: военно-педагогическую, ценностно-смысловую. Внедрение наставнической деятельности в процесс военного образования содействует профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и развитию профессионализма офицеров-наставников.

Ключевые слова: военное образование, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, профессиональная социализация, наставническая деятельность военнослужащих.

Annotation. Mentoring activities can be defined as an educational process that contributes to the successful self-realization of a trainee (mentee) in a specific area of life. The relevance of the study is due to the strategic goal of state policy to improve the quality of military education and improve the professionalization of military specialists. The purpose of the study is to find out the features of mentoring activities in military schools. The methodological basis of the study was the acmeological approach, which focuses on the successful personal and professional development of subjects of educational activities. The main results of the study are to clarify the characteristics of mentoring activities in military schools. In military schools, mentoring activities are based on general pedagogical foundations (concept, essence, objective properties, organizational stages, forms, criteria). However, in the context of the military pedagogical process, mentoring activities in military schools have their own characteristics, which are manifested in the goals and objectives, subjects and methods. Mentoring activities in military schools are an integral part of working with personnel. Along with well-known functions, mentoring activities in military schools also perform special functions: military-pedagogical, value-semantic. The introduction of mentoring activities into the process of military education promotes the professional adaptation of future officers to military service activities and the development of professionalism of mentor officers.

Key words: military education, acmeological approach, personal and professional development, professional socialization, mentoring activities of military personnel.

Введение. Актуальность исследования обусловлена стратегической целью государственной политики повысить качество военного образования и совершенствовать профессионализацию военных специалистов [1].

Повышение качества военного образования сопряжено с развитием наставнической деятельности, как устойчивой практики совместной деятельности людей, способствующей оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов и постоянному профессионально-личностному развитию специалистов опытных в конкретной сфере труда. Внедрение наставнической деятельности в процесс военного образования содействует профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и развитию профессионализма офицеров-наставников [2].

Совершенствование профессионализации военных специалистов сопряжено с акмеологическим сопровождением, как специально организованным акмеориентированным процессом поддержки субъектов военной службы в эффективном использовании собственных ресурсов для успешного личностно-профессионального развития. Акмеологическое сопровождение способствует раскрытию внутреннего потенциала военнослужащих и формированию высокого профессионализма. Развитие готовности курсантов военный училищ к наставнической деятельности на основе акмеологического сопровождения способствует оптимизации процесса профессионализации офицерских кадров.

Цель исследования - выяснить особенности наставнической деятельности в военных училищах. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной). Сущность наставнической деятельности выражает процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда. Объективные свойства наставнической деятельности составляют: 1) педагогизация, обуславливающая системную целостность формального, неформального, информального образования для раскрытия личностного и профессионального потенциала наставляемых (стажеров) и критериальную обоснованность предполагаемого персонифицированного результата; 2) социокультурность, предусматривающая закрепление у наставляемого ценностей, образцов поведения, знаний, необходимых обществу для

воспроизводства, организации - для устойчивого развития, личности - для самореализации. Содержание наставнической деятельности составляет системная целостность структурообразующих компонентов, их взаимосвязей [3]. В содержании наставнической деятельности можно выделить: цель и задачи; организационные этапы; функции, права и обязанности субъектов; формы, методы, средства; критерии. Общая характеристика сущности и содержания наставнической деятельности позволяет выяснить ее особенности в военных училищах (см. табл. 1).

Таблица 1

Общая характеристика наставнической деятельности (НД) и ее особенности в военных училищах

Компоненты х арактеристики Общая характеристика НД особенности в военных училищах

Понятие НД образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной)

Сущность НД процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда

Объективные свойства педагогизация, социокультурность

Цель и задачи НД Цель: оптимизация профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов в конкретной организации и постоянное профессионально-личностное развитие опытных специалистов. Задачи: 1) передача опытным специалистом знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей, моделей поведения молодым и новым специалистам для освоения профессии и овладения должностными обязанностями; 2) выявление личностно-профессиональных ресурсов специалистов, помощь в их реализации и профессиональной самоидентификации; 3) сохранение корпоративной культуры и ценностей организации. Цель: оптимизация профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и постоянное профессионально-личностное развитие офицеров-наставников. Задачи: 1) формирование представлений о Вооруженных силах как социальном институте, передача офицером знаний, умений, навыков, ценностей, моделей поведения курсантам для освоения военно-профессиональных компетенций и построения индивидуальной стратегии профессиональной воинской службы; 2) выявление лично-профессиональных ресурсов курсантов для успешной военно-служебной деятельности, помощь в их реализации, развитие профессиональной идентичности будущих офицеров; 3) интериоризации традиционных духовно-нравственных ценностей и норм жизнедеятельности российских военнослужащих.

Организационные этапы НД отбор и обучение наставников, составление и внедрение специальной программы, оценка результатов деятельности каждого субъекта

Субъекты НД наставники; трудовой коллектив; представители общественных организаций в этой сфере труда; администрация и специалисты, организовывающие наставническую деятельность; наставляемые (стажеры). офицеры-наставники; воинский коллектив; ветераны военной службы; командиры воинских частей, организовывающие наставническую деятельность; наставляемые (курсанты).

Формы НД по типу взаимоотношений субъектов, направлению деятельности, временным характеристикам, количеству задействованных субъектов, типу организации

Методы НД наглядные, словесные, деятельностные, цифровые, печатные, интегративные

| коллективные

Критерии НД профессиональный, ценностный

Из таблицы 1 видно, что в военных училищах наставническая деятельность опирается на общепедагогические основы (понятие, сущность, объективные свойства, организационные этапы, формы, критерии). Однако в контексте военно-педагогического процесса наставническая деятельность в военных училищах имеет свои особенности, которые проявляются в цели и задачах, субъектах и методах.

Военно-педагогический процесс обеспечивает эффективное проведение государственной политики в области обороны и безопасности страны; подготовку военных профессионалов; поддержку воинской дисциплины среди военнослужащих и устойчивой направленности воинских коллективов на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В контексте военно-педагогического процесса цель наставнической деятельности в военных училищах состоит в оптимизации профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и постоянном профессионально-личностном развитии офицеров-наставников. Задачи наставнической деятельности включают: 1) формирование у курсантов представлений о Вооруженных силах как социальном институте, передачу офицером знаний, умений, навыков, ценностей, моделей поведения курсантам для освоения военно-профессиональных компетенций и построения индивидуальной стратегии профессиональной воинской службы; 2) выявление лично-профессиональных ресурсов курсантов для успешной военно-служебной деятельности, помощь в их реализации, развитие профессиональной идентичности будущих офицеров; 3) интериоризацию традиционных духовно-нравственных ценностей и норм жизнедеятельности российских военнослужащих. Из изложенного видно, что цель и задачи наставнической деятельности в военных училищах ориентированы на системную целостность формального, неформального, информального образования.

Субъекты наставнической деятельности - это не только офицеры-наставники, командиры воинских частей, организовывающие наставническую деятельность, наставляемые (курсанты), но и воинский коллектив и ветераны военной службы.

Воинский коллектив - высокоорганизованная группа дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебно-боевые и другие задачи. Это априори обуславливает коллективные методы взаимодействия, взаимную зависимость и ответственность, согласованность действий с сослуживцами. Позиционирование воинского коллектива как субъекта наставнической деятельности обуславливает развитие войскового товарищества, как морально-правовой нормы взаимоотношений, влияющей на боеспособность, формирование личностных смыслов и ценностей, развитие коллективных методов наставнической деятельности.

Ветераны воинской службы принимают активное участие в наставнической деятельности. В Уставе общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации в совокупность направлений деятельности включено использование потенциала офицеров и генералов в запасе и отставке для передачи опыта молодым офицерам. Ветераны принимают участие разработке инструкторско-методических занятий по организации наставничества и передаче боевого опыта молодому поколению военнослужащих, принимают личное участие в подведении итогов учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, все субъекты наставнической деятельности обладают личным опытом воинской службы, статусно-ролевым набором, способствующим передаче и усвоению знаний, умений, навыков, ценностей, моделей поведения для освоения военно-профессиональных компетенций и построения индивидуальной стратегии профессиональной воинской службы; интериоризации традиционных духовно-нравственных ценностей и норм жизнедеятельности российских военнослужащих, а также выявлению и реализации лично-профессиональных ресурсов курсантов для успешной военно-служебной деятельности.

Особенности цели и задач, специфика субъектов вносят коррективы в методы наставнической деятельности в военных училищах. В частности, в совокупности методов в отдельную группу можно выделить коллективные методы:

- соревнования по выполнению задач боевой готовности и боевой подготовки; образцовому несению боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; освоению и эксплуатации, образцовому содержанию вооружения и военной техники; содержанию в образцовом состоянии военных городков, казарм, учебных и других объектов;

- тренировки по различным видам воинской деятельности и военно-прикладным видам спорта;

- формирование общественного мнения посредством организации работы офицерского собрания, информационно-пропагандистской деятельности.

Коллективные методы наставнической деятельности в военных училищах направлены на оптимизацию профессионально-должностной адаптации курсантов и молодых офицеров, укрепление войскового товарищества, поддержание уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Выводы. Наставническая деятельность в военных училищах - неотъемлемая составляющая работы с личным составом. Наряду с общеизвестными функциями (организационно-управленческой, социально-педагогической, учебно-методической, информационно-консультационной) наставническая деятельность в военных училищах выполняет и специальные функции:

- военно-педагогическую, ориентированную на обеспечение преемственности военно-профессиональных компетенций и совершенствование профессиональных качеств личного состава, необходимых для выполнения задач в соответствии с замещающими воинскими должностями, а также развитие готовности курсантов к наставнической деятельности;

- ценностно-смысловую, направленную на формирование личностных смыслов и ценностей, ориентирующих на выполнение офицерского долга по надежной вооруженной защите Отечества, поддержание высокого уровня морально-психологического состояния личного состава для выполнения учебно-боевых задач, а также осознание личной ответственности должностных лиц за воспитание подчиненных.

Литература:

1. Иванов, Е.Ю. Модель педагогического сопровождения социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения / Е.Ю. Иванов // Человеческий капитал. - 2023. - № 1(169). - С. 144-151

2. Илакавичус, М.Р. Педагогическое сопровождение социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения на основе гуманитарно-антропологического подхода / М.Р. Илакавичус, Е.Ю. Иванов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2022. - № 1(95). - С. 156-162

3. Масалимова, А.Р. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе / А.Р. Масалимова, А.Р. Баянов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2023. -Т. 17, №2,-С. 162-176

Педагогика

УДК 355.233.231.1

адъюнкт Мангасарова Людмила Анатольевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИТУАЦИОННО-СРЕДОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данное исследование посвящено теоретическому обоснованию построения ситуационно-средовой модели процесса патриотического воспитания личности. В работе актуализируется необходимость уточнения понятия «личность патриота» и дифференциации ситуаций патриотического воспитания личности. Выделены несколько типов ситуационного взаимодействия «личность-среда». Описаны особенности развивающих ситуаций личности патриота. Определены свойства личностно-развивающей среды патриотического воспитания. Рассматриваются особенности и задачи педагогического проектирования патриотически ориентированной среды как совокупности стимулов, возможностей, содержательных источников развития патриотического опыта личности и условий ее психологической безопасности. В работе выявляются различные уровни сформированности личностной патриотической позиции. В статье определяются компоненты патриотического опыта личности. Рассмотрена роль и степень сформированности мотивационного, познавательного, рефлексивного, креативного компонентов на различных этапах личностного развития. Определены средовые факторы на четырех этапах развития личности патриота.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, личностно-развивающая среда, ситуация развития личности, личностная патриотическая позиция, стимулы, возможности, содержательные источники, условия психологической безопасности.

Annotation. This study is devoted to the theoretical substantiation of the construction of a situational and environmental model of the process of patriotic education of the individual. The paper actualizes the need to clarify the concept of "patriot personality" and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.