Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«качество» / «мониторинг» / «качество образования» / «мониторинг качества образования» / «образовательный мониторинг» / «quality» / «monitoring» / «quality of education» / «monitoring the quality of education» / «educational monitoring»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинин Валерий Анатольевич, Повшедная Фаина Викторовна, Пугачев Алексей Вадимович

В статье раскрывается сущность ведущих категорий исследования «качество образования», «оценка качества образования», «мониторинг образования», «квалиметрия». Показано, что категория оценки качества наполнена новыми смыслами. Определены возможности квалиметрических методов формирования количественных и качественных результатов образования. Авторами уделяется особое внимание взаимодействию категории «качество образования» и категории «мониторинг образования». Раскрыты принципы построения образовательного мониторинга, его уровни, состав и виды, а также этапы проведённого мониторинга, что существенно влияет на развитие качественных результатов в образовании в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the leading research categories ";quality of education", "assessment of the quality of education", ";monitoring of education", "qualimetry". It is shown that the category of quality assessment is filled with new meanings. The possibilities of qualimetric methods for the formation of quantitative and qualitative educational results are determined. The authors pay special attention to the interaction of the category ";quality of education" and the category ";monitoring of education". The principles of building educational monitoring, its levels, composition and types, as well as the stages of monitoring, which significantly affects the development of qualitative results in education as a whole, are disclosed.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Педагогика

УДК 373.1

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики, математики и физико-математического образования Малинин Валерий Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Повшедная Фаина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Пугачев Алексей Вадимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье раскрывается сущность ведущих категорий исследования «качество образования», «оценка качества образования», «мониторинг образования», «квалиметрия». Показано, что категория оценки качества наполнена новыми смыслами. Определены возможности квалиметрических методов формирования количественных и качественных результатов образования. Авторами уделяется особое внимание взаимодействию категории «качество образования» и категории «мониторинг образования». Раскрыты принципы построения образовательного мониторинга, его уровни, состав и виды, а также этапы проведённого мониторинга, что существенно влияет на развитие качественных результатов в образовании в целом.

Ключевые слова: «качество», «мониторинг», «качество образования», «мониторинг качества образования», «образовательный мониторинг».

Annotation. The article reveals the essence of the leading research categories "quality of education", "assessment of the quality of education", "monitoring of education", "qualimetry". It is shown that the category of quality assessment is filled with new meanings. The possibilities of qualimetric methods for the formation of quantitative and qualitative educational results are determined. The authors pay special attention to the interaction of the category "quality of education" and the category "monitoring of education". The principles of building educational monitoring, its levels, composition and types, as well as the stages of monitoring, which significantly affects the development of qualitative results in education as a whole, are disclosed.

Key words: «quality», «monitoring», «quality of education», «monitoring the quality of education», «educational monitoring».

Введение. В современных условиях глобализации, демократизации, цифровизации системы образования России особое внимание приобретает проблема мониторинга качества образования и в целом подготовка специалистов разного уровня, т.к. происходящие процессы реформирования и модернизации в социальной и экономической сферах страны повышают требования к системе отечественного образования.

Попытку раскрыть сущность понятия «качество» предпринимали философы, педагоги, психологи, мыслители прошлого. Аристотель, Демокрит, И. Кант, Гегель, Дж. Локк и др. глубоко анализировали категорию качества.

В современной педагогической науке понятие «качество» является ведущим. Оно неразрывно связано с понятиями «качество образования», «образовательный процесс», «управление качеством образования», «оценка качества образования», которые сегодня наполняются новыми смыслами и характеристиками, непрерывно обновляются во взаимосвязи с социальными изменениями общества, становятся приоритетными целями развития образования.

Несмотря на то, что термины «качество образования» и «качественное образование» широко используются в образовательном пространстве общества сущность и значение этих понятий до конца ещё не раскрыты. В то же время, общие подходы к пониманию образования «нового качества» уже сложились [1].

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», по мнению А.Я. Данилюка качество образования определено как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы...» (Ст. 2, п. 29) [6].

Таким образом, понятие «качество образования» рассматривают в целом, как совокупность множества составляющих, из которых наиболее значимыми являются свойства, определяющие уровень знаний, навыков, умений, компетенций обучаемых, уровень развития их личностных свойств, психологическая комфортность обучения.

Изложение основного материала статьи. Исследуя проблему качества образования в контексте требований ФГОС, с позиций системно-деятельностного подхода, современная отечественная выше школа по мнению М.Ю. Данилюк должна определиться, какое качество образования нужно обучающимся. Разделяя данную точку зрения, мы считаем небходимым переосмыслить содержание образования, ценностные ориентиры и мировоззренческую направленность образовательного процесса, цели воспитания; в целом ориентироваться на принципы опережающего развития личности и эффективное управление школой [4].

В современном мире понятие «качество» неразрывно связано с понятием «мониторинг», так как мониторинг является формой измерения качества продукта. Термин «мониторинг» широко используется в социологии и экологии. В современных условиях данный термин употребляется в педагогической науке. В экологии под мониторингом понимается непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам. В педагогической практике использование мониторинга связано с поисками новых возможностей повышения качества как среднего, так и высшего образования и его управлением. В связи с этим введено понятие педагогического мониторинга, которое В.И. Андреев рассматривает как «системную диагностику качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива [2].

Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в учреждениях разного уровня, является основой для принятия управленческих решений. В педагогике направление мониторинга, разрабатываемое в исследованиях A.A. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова,

A.B. Баранникова, A.H. Майорова и др., посредством которого возможно способствовать повышению качества образования во всех его основных составляющих.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Постоянный мониторинг за качеством образовательного процесса, результатов обучения, становится особенно актуальным в условиях модернизации образования, обновления образовательного контента, введения образовательных стандартов нового поколения, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся. Мониторинг в той или иной мере в системе образования существовал всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки. Организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний, умений и навыков обучающихся.

Принципы построения мониторинга: полнота данных; неизбыточности данных; эффективности данных; целостности данных; совместного использования данных разными специалистами; простоты работы с данными; секретности личных данных.

Уровни образовательного мониторинга: локальный (внутри образовательной организации), муниципальный, региональный, федеральный.

Состав образовательного мониторинга:

1) источники информации - ученик. На уровне более высоком, чем внутришкольный, источниками мониторинга могут служить класс, школа, город, регион и т.д.;

2) обработка информации - проводится на каждом уровне с учетом его специфики;

3) хранение информации;

4) распространение информации пользователям мониторинга (преподавателям, администрации, директору и др.).

Виды образовательного мониторинга: педагогический, психологический и мониторинг здоровья.

Педагогический мониторинг должен отслеживать достижения учащихся в процессе усвоения ими содержания образования.

Психологический мониторинг - система информационного сопровождения процесса обучения, в которой рассматриваются когнитивная сфера учеников (особенности интеллекта, ментальных процессов, характерных для учеников) и факторы личностного характера (особенности мотивационной, межличностной сферы, самооценки и др.).

Мониторинг здоровья позволяет получить количественную оценку физической и функциональной подготовленности детей на разных этапах онтогенеза, выявить пограничные состояния между нормой и патологией и обосновать коррекционные программы воздействия на организм школьников с целью повышения психофизиологических резервов, необходимых для успешного обучения.

Этапы мониторинга в образовании:

1. Подготовительный (постановка цели, определение объекта, установка сроков проведения, изучение соответствующей литературы, разработка инструментария для проведения мониторинга);

2. Практический - сбор информации (наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, выход на уроки, контрольные работы);

3. Аналитический (систематизация и анализ данных, разработка рекомендаций и предложений на последующий период, выводы).

За последние годы произошли значительные изменения понимания проблемы качества, в целом, и отдельным её направлениям, в частности, к вопросам качества образования и проблемам квалиметрии (Теория качества).

Квалиметрия (от лат. quails - какой по качеству и греч. metreo - измеряю) -отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции. Итак, квалиметрия - наука о количественных измерениях характеристик качества [3].

Первоначально предмет квалиметрии интерпретировался достаточно узко, а именно как измерение и оценка качества продукции предприятий народного хозяйства. Причем оценка качества трактовалась как комплексная оценка на основе построения деревьев свойств.

В исследовании использовались квалиметрические методы сравнительно- сопоставительного анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, в которой раскрыты теоретические и практические аспекты проблемы, а также дан анализ нормативно-правовых документов по образованию.

Мониторинг качества образования в МАОУ «Школа №187» осуществляется на основании квалиметрического подхода.

Результаты качества знаний обучающихся в 2022-2023 учебном году отражены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень Кол-во обуч-ся Качество знаний

На «5» На «4» и «5» Всего Не успевают

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

II 798 122 19,5 364 58,1 486 77,5 0 0

III 875 63 7,2 387 44,2 450 51,4 0 0

IV 136 12 8,8 39 28,7 51 37,5 0 0

Всего 1809 197 12,0 790 48,2 987 60,3 0 0

Качество знаний по результатам 2022-2023 учебного года составило 60,3%, что на 1,6% выше прошлогоднего (в прошлом учебном году было 58,7%). По итогам года 197 обучающихся закончили учебный год только на «5», из них 104 обучающихся переводных классов награждены похвальными листами. Результаты работы школы за последние 5 лет отражены в таблице 2.

Таблица 2

Учебный год Количество обучающихся Успеваемость Качество знаний Медалисты Учащиеся, награжденные похвальными листами

2018-2019 1675 100% 57,4% 7 99 (6,7%)

2019-2020 1806 100% 66,8% 9 110(7,0%)

2020-2021 1824 100% 60,8% 11 108 (6,8%)

2021-2022 1822 100% 58,7% 7 109 (6,7%)

2022-2023 1809 100% 60,3 13 104(6,3%)

Практика показала, что углубленное изучение отдельных предметов (математика, физика) повышает показатели качества образования в этих классах.

Качество знаний в классах с углубленным изучением математики и физики, за исключением 9 б, г классов, значительно выше, чем в общеобразовательных классах, (в среднем и на 30%). В параллелях 7-9-х классов, уровень качества знаний ниже среднего по школе наблюдается в 7а,б, в, г; 8 а, в, г, е; 9 а, б, в, г классах (12 классов).

Результаты ОГЭ по русскому языку и математике в 9-х классах с углублённым изучением предметов значительно выше, чем в образовательных классах.

На четвертом уровне образования в 2022-2023 учебном году в параллели 10-х классов были открыты классы социально-экономического профиля - 10 а, и естественно-научного профиля - 106 с углубленным изучением математики и физики; в параллели 11-х классов продолжили функционировать классы социально-экономического профиля - 11 а, и естественнонаучного профиля 11 б, вс углубленным изучением математики и физики.

Качество знаний в10б,11б,11в классах естественно- научного профиля значительно выше (и на 45%), чем в 10 а и 11 а классах социально-экономического профиля.

Также и результаты ЕГЭ по русскому языку и математике в 11-х классах с углублённым изучением предметов выше, чем в классах социально-экономического профиля.

Выводы. Исследование показало, что повышение качества образования в условиях современной общеобразовательной школы во многом зависит не только от организации образовательного процесса. В современных социально-экономических условиях огромная роль в повышении качества образования принадлежит воспитанию, которое во всех нормативно-правовых документах об образовании рассматривается как важнейшее направление государственной политики. В МАОУ «Школа №187» разработана целостная система воспитания, которая состоит из двух основных блоков: воспитательной системы «Вместе к успеху!» и разработанной в связи с введением ФГОС программой внеурочной деятельности. Для успешного функционирования всей системы в целом разработана модель внеурочной деятельности, реализация которой наглядно показала, что воспитательная система должна соответствовать тем основным направлениям, что и внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС. Все планы работы школы разрабатываются в соответствии с направлениями внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, что позволяет достигать единой цели -создания условий для формирования личности ребёнка, духовно-нравственных качеств, гражданственности, которые необходимы для успешной социализации. В школе используется оптимизационная модель внеурочной деятельности, т.е. задействованы все внутренние ресурсы образовательного учреждения: дополнительное образование, ресурсный центр духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, центр здоровья, информационный центр, социально-психолого-педагогическая служба и осуществляется сотрудничество с другими образовательными организациями.

Значительную роль в повышении качества образования, развития школы в целом, играет тот факт, что в школе на протяжении 17 лет функционирует «Школа наставничества» для молодых педагогов и студентов, а также для старшеклассников, интересующихся учительской профессией.

Организация деятельности «Школы наставничества» в исследовательском ключе позволяет не только развивать умения и навыки у молодых учителей, но и в дальнейшем им становиться наставниками. Из 104 педагогов школы, 48 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 3 педагога - звание заслуженный учитель РФ, 12 педагогов - почётные работники образования РФ или отличники народного просвещения, 5 педагогов - степень кандидат наук, 2 - доктора наук. Из них 15 педагогов являются наставниками для молодых учителей и студентов [10].

Подводя итоги деятельности «Школы наставничества», что особо значимо в Год педагога и наставника, результатом работы является, что 30 выпускников нашей школы стали ее учителями. Учитывая опыт совместной работы МАОУ «Школа №187» и НГПУ им. К. Минина отметим, что ежегодно выпускники школы поступают в педагогический университет и 32 педагогов школы, совершенствуя свои профессиональные навыки, защитили магистерские диссертации по педагогике.

Литература:

1. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына; Российский государственный педагогический университет им. А.И Герцена; редактор: Тряпицына А.П. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2005.-290 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996.-Кн. 1.-567 с.

3. Варжапетян, А.Г. Квалиметрия: Учеб. пособие / А.Г. Варжапетян. - СПбГУАП. - СПб., 2005. - 176 с.

4. Данилюк, М.Ю. Качество образования как основной показатель работы лицея и возможность его повышения в современных условиях [Электронный ресурс] / М.Ю. Данилюк. - URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-kachestvoobrazovaniya-kak osnovnoy-pokazatel-raboti-liceya-i-vozmozhnosti-egopovisheniya-v-so-remennih-usloviya-2483480.html (дата обращения: 15.06.2022)

5. Игнатьева Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков //ВестникМининского университета. - 2022. Т. 10, №3. - С. 7.

6. Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - М.: ТЦ Сфера, 2013.- 192 с.

8. Малинин, В.А. Проектирование и реализация модели школы педагогического лидерства / В.А. Малинин // Психолого-педагогический поиск.-2019,- № 3(51). - С. 190-199. -EDN MZMYUL

9. Матрос, Д.Ш. Управление качестве образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, H.H. Мельникова // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 75-85

10. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, О.В. Лебедева, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 1(42). - DOI 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5,- EDN HRCKNH

Педагогика

УДК 378

аспирант Малкарбаев Тимур Оспанович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ОСОБЕННОСТИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ

Аннотация. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности. Актуальность исследования обусловлена стратегической целью государственной политики повысить качество военного образования и совершенствовать профессионализацию военных специалистов. Цель исследования - выяснить особенности наставнической деятельности в военных училищах. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности. Основные результаты исследования состоят в выяснении особенностей наставнической деятельности в военных училищах. В военных училищах наставническая деятельность опирается на общепедагогические основы (понятие, сущность, объективные свойства, организационные этапы, формы, критерии). Однако в контексте военно-педагогического процесса наставническая деятельность в военных училищах имеет свои особенности, которые проявляются в цели и задачах, субъектах и методах. Наставническая деятельность в военных училищах - неотъемлемая составляющая работы с личным составом. Наряду с общеизвестными функциями наставническая деятельность в военных училищах выполняет и специальные функции: военно-педагогическую, ценностно-смысловую. Внедрение наставнической деятельности в процесс военного образования содействует профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и развитию профессионализма офицеров-наставников.

Ключевые слова: военное образование, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, профессиональная социализация, наставническая деятельность военнослужащих.

Annotation. Mentoring activities can be defined as an educational process that contributes to the successful self-realization of a trainee (mentee) in a specific area of life. The relevance of the study is due to the strategic goal of state policy to improve the quality of military education and improve the professionalization of military specialists. The purpose of the study is to find out the features of mentoring activities in military schools. The methodological basis of the study was the acmeological approach, which focuses on the successful personal and professional development of subjects of educational activities. The main results of the study are to clarify the characteristics of mentoring activities in military schools. In military schools, mentoring activities are based on general pedagogical foundations (concept, essence, objective properties, organizational stages, forms, criteria). However, in the context of the military pedagogical process, mentoring activities in military schools have their own characteristics, which are manifested in the goals and objectives, subjects and methods. Mentoring activities in military schools are an integral part of working with personnel. Along with well-known functions, mentoring activities in military schools also perform special functions: military-pedagogical, value-semantic. The introduction of mentoring activities into the process of military education promotes the professional adaptation of future officers to military service activities and the development of professionalism of mentor officers.

Key words: military education, acmeological approach, personal and professional development, professional socialization, mentoring activities of military personnel.

Введение. Актуальность исследования обусловлена стратегической целью государственной политики повысить качество военного образования и совершенствовать профессионализацию военных специалистов [1].

Повышение качества военного образования сопряжено с развитием наставнической деятельности, как устойчивой практики совместной деятельности людей, способствующей оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов и постоянному профессионально-личностному развитию специалистов опытных в конкретной сфере труда. Внедрение наставнической деятельности в процесс военного образования содействует профессиональной адаптации будущих офицеров к военно-служебной деятельности и развитию профессионализма офицеров-наставников [2].

Совершенствование профессионализации военных специалистов сопряжено с акмеологическим сопровождением, как специально организованным акмеориентированным процессом поддержки субъектов военной службы в эффективном использовании собственных ресурсов для успешного личностно-профессионального развития. Акмеологическое сопровождение способствует раскрытию внутреннего потенциала военнослужащих и формированию высокого профессионализма. Развитие готовности курсантов военный училищ к наставнической деятельности на основе акмеологического сопровождения способствует оптимизации процесса профессионализации офицерских кадров.

Цель исследования - выяснить особенности наставнической деятельности в военных училищах. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной). Сущность наставнической деятельности выражает процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда. Объективные свойства наставнической деятельности составляют: 1) педагогизация, обуславливающая системную целостность формального, неформального, информального образования для раскрытия личностного и профессионального потенциала наставляемых (стажеров) и критериальную обоснованность предполагаемого персонифицированного результата; 2) социокультурность, предусматривающая закрепление у наставляемого ценностей, образцов поведения, знаний, необходимых обществу для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.