Научная статья на тему 'СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставническая деятельность / акмеологический подход / личностно-профессиональное развитие / профессиональная социализация / профессионально-должностная адаптация / mentoring activities / acmeological approach / personal and professional development / professional socialization / professional and job adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалимова Альфия Рафисовна, Малкарбаев Тимур Оспанович

Наставническая деятельность важная составляющая современного образования. Цель исследования дать сущностную характеристику наставнической деятельности. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности. Основные результаты исследования состоят в определении понятия, сущности, содержания наставнической деятельности. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной). Сущность наставнической деятельности выражает процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда. Объективные свойства наставнической деятельности составляют педагогизация и социокультурность. В содержании наставнической деятельности можно выделить: цель и задачи; организационные этапы; функции, права и обязанности субъектов; формы, методы, средства; критерии. Наставническая деятельность представляет устойчивую практику совместной деятельности людей. Функции наставнической деятельности способствуют оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов и постоянному профессионально-личностному развитию специалистов опытных в конкретной сфере труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring is an important component of modern education. The purpose of the study is to provide an essential characteristic of mentoring activities. The methodological basis of the study was the acmeological approach, which focuses on the successful personal and professional development of subjects of educational activities. The main results of the study consist in defining the concept, essence, and content of mentoring activities. Mentoring activities can be defined as an educational process that contributes to the successful self-realization of a trainee (mentee) in a specific area of life (personal, professional). The essence of mentoring activity expresses the process of organizing and regulating a specific direction of a person’s socialization, through the exchange of values, patterns of behavior, knowledge, skills, and abilities in accordance with the goals of professionalization of society and work. The objective properties of mentoring activities are pedagogization and socioculturality. The content of mentoring activities can be distinguished: purpose and objectives; organizational stages; functions, rights and responsibilities of subjects; forms, methods, means; criteria. Mentoring activities represent a sustainable practice of joint activities of people. The functions of mentoring activities contribute to the optimization of professional and job adaptation of young and new specialists and the constant professional and personal development of experienced specialists in a particular field of work.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

4. Зардиашвили, М.Г. Информатизация культуры: тенденции развития PR-деятельноети государственных учреждений культуры в цифровой среде / М.Г. Зардиашвили. - Молодой ученый. - 2019. - № 23 (261). - С. 202-205. - URL: https://moluch.ru/archive/261/60282/ (дата обращения: 14.05.2022)

5. Захарова, М.В. Средства массовой информации как компонент социокультурного развития общества / М.В. Захарова. - Текст: непосредственный // Филология и лингвистика. - 2016. - № 1 (3). - С. 46-49. - URL: https://moluch.ru/th/6/archive/23/794/ (дата обращения: 03.09.2023)

6. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: / И.Г. Захарова. - Москва: Academia, 2016. - 543 с.

7. Мартиросян, K.M. Социально-культурное производство символического капитала в культурных индустриях / K.M. Мартиросян. - Краснодар / Культурная жизнь Юга России. - 2013 - С. 3.

8. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e529 If25d6986b5301ab79c23ffl055ca4/ (дата обращения: 27.05.2023)

9. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. - Москва. 2013. - 320 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Масалимова Альфия Рафисовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); аспирант Малкарбаев Тимур Оспанович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Наставническая деятельность - важная составляющая современного образования. Цель исследования - дать сущностную характеристику наставнической деятельности. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности. Основные результаты исследования состоят в определении понятия, сущности, содержания наставнической деятельности. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной). Сущность наставнической деятельности выражает процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда. Объективные свойства наставнической деятельности составляют педагогизация и социокультурность. В содержании наставнической деятельности можно выделить: цель и задачи; организационные этапы; функции, права и обязанности субъектов; формы, методы, средства; критерии. Наставническая деятельность представляет устойчивую практику совместной деятельности людей. Функции наставнической деятельности способствуют оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов и постоянному профессионально-личностному развитию специалистов опытных в конкретной сфере труда.

Ключевые слова: наставническая деятельность, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, профессиональная социализация, профессионально-должностная адаптация.

Annotation. Mentoring is an important component of modern education. The purpose of the study is to provide an essential characteristic of mentoring activities. The methodological basis of the study was the acmeological approach, which focuses on the successful personal and professional development of subjects of educational activities. The main results of the study consist in defining the concept, essence, and content of mentoring activities. Mentoring activities can be defined as an educational process that contributes to the successful self-realization of a trainee (mentee) in a specific area of life (personal, professional). The essence of mentoring activity expresses the process of organizing and regulating a specific direction of a person's socialization, through the exchange of values, patterns of behavior, knowledge, skills, and abilities in accordance with the goals of professionalization of society and work. The objective properties of mentoring activities are pedagogization and socioculturality. The content of mentoring activities can be distinguished: purpose and objectives; organizational stages; functions, rights and responsibilities of subjects; forms, methods, means; criteria. Mentoring activities represent a sustainable practice of joint activities of people. The functions of mentoring activities contribute to the optimization of professional and job adaptation of young and new specialists and the constant professional and personal development of experienced specialists in a particular field of work.

Key words: mentoring activities, acmeological approach, personal and professional development, professional socialization, professional and job adaptation.

Введение. В специальной литературе наставническая деятельность трактуется неоднозначно. Анализ литературы показал, что наиболее распространены определения наставнической деятельности как:

- технологии передачи опыта, знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей посредством неформального общения, основанного на доверии и партнерстве [1];

- формы обучения на рабочем месте, обеспечивающей развитие профессиональных компетенций работника [5];

- исторически формирующейся и развивающейся социальной практики, определяющей цели, возможности, пути, средства и технологии передачи от поколения к поколению социального опыта воспитания, обучения людей, подготовки к трудовой и иной общественной деятельности, их профессиональной социализации в коллективном и индивидуальном порядке [4, С. 34];

- формы педагогического сопровождения, направленной на реализацию потенциала человека [2];

- способа неформального образования, эффективно сочетающего решение обучающих и воспитательных задач посредством личного взаимодействия обучающегося с носителем профессиональной культуры [3].

Все перечисленные определения ориентируют на трактовку наставнической деятельности как института профессиональной социализации. Цель исследования - дать сущностную характеристику наставнической деятельности. Методологическую основу исследования составил акмеологический подход, ориентирующий на успешное личностно-профессиональное развитие субъектов образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Наставническую деятельность можно определить как образовательный процесс, способствующий успешной самореализации стажера (наставляемого) в конкретной сфере жизнедеятельности (личной, профессиональной).

Образовательный процесс обеспечивает развитие человека и сопровождает его на протяжении всей жизни. В условиях цифровизации современного общества образовательный процесс составляет системную целостность формального, неформального, информального образования. Наставническая деятельность показывает системную целостность этих форм образования, включая: 1) специально составленные программы по организации взаимодействия наставника с наставляемым (стажером) (формальное образование); 2) неформальное общение наставника с наставляемым (стажером) для передачи опыта, знаний, умений, навыков, ценностей (неформальное образование); 3) самостоятельную образовательную деятельность наставляемого (стажера) (информальное образование).

Системная целостность формального, неформального, информального образования обеспечивает эффективность наставнической деятельности, выполняющей функции: организационно-управленческую, социально-педагогическую, учебно-методическую, информационно-консультационную. Совокупность этих функций способствует подготовке наставников и постоянному профессионально-личностному развитию; социально-профессиональной адаптации наставляемых (стажеров) и формированию профессионально успешной личности специалистов; взаимовыгодному сотрудничеству наставников и наставляемых (стажеров); организации и регулированию социализации человека. Все вышеизложенное и позволяет определить понятие «наставническая деятельность» как образовательный процесс.

Сущность наставнической деятельности раскрывает ее объективные свойства и позволяет выяснить особенности наставнической деятельности военнослужащих.

Сущность наставнической деятельности выражает процесс организации и регулирования конкретного направления социализации человека, посредством обмена ценностями, образцами поведения, знаниями, умениями, навыками в соответствии с целями профессионализации общества и труда. Объективные свойства наставнической деятельности составляют: 1) педагогизация, обуславливающая системную целостность формального, неформального, информального образования для раскрытия личностного и профессионального потенциала наставляемых (стажеров) и критериальную обоснованность предполагаемого персонифицированного результата; 2) социокультурность, предусматривающая закрепление у наставляемого ценностей, образцов поведения, знаний, необходимых обществу для воспроизводства, организации - для устойчивого развития, личности - для самореализации.

Содержание наставнической деятельности составляет системная целостность структурообразующих компонентов, их взаимосвязей. В содержании наставнической деятельности можно выделить: цель и задачи; организационные этапы; функции, права и обязанности субъектов; формы, методы, средства; критерии. Рассмотрим компоненты содержания подробнее.

Цель и задачи обусловлены сущностью наставнической деятельности и профессионализацией труда. Цель наставнической деятельности состоит в оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов в конкретной организации и постоянном профессионально-личностном развитии опытных специалистов. Задачи наставнической деятельности включают: 1) передачу опытным специалистом знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей, моделей поведения молодым и новым специалистам для освоения профессии и овладения должностными обязанностями; 2) выявление личностно-профессиональных ресурсов специалистов, помощь в их реализации и профессиональной самоидентификации; 3) сохранение корпоративной культуры и ценностей организации.

В специальной литературе к организационным этапам наставнической деятельности относят: отбор и обучение наставников, составление и внедрение специальной программы, оценку результатов деятельности каждого субъекта [5]. Содержание организационных этапов наставнической деятельности обусловлено нормативным регулированием, кадровой политикой организации, требованиями к наставникам, профессиональными ожиданиями и образовательными потребностями стажеров.

Ретроспективный анализ наставнической деятельности позволил выявить основных субъектов наставнической деятельности: наставников; трудовой коллектив; представителей общественных организаций в этой сфере труда; администрацию и специалистов, организовывающих наставническую деятельность; наставляемых (стажеров). Функции, права, обязанности субъектов сопряжены с их статусно-ролевым соответствием цели и задачам наставнической деятельности. В таблице 1 представлены основные функции, права и обязанности субъектов наставнической деятельности.

Таблица 1

Основные функции, права и обязанности субъектов наставнической деятельности

субъекты функции права обязанности

наставники генерирование целеустремленности наставляемых на опережающее профессиональное развитие привлечение других сотрудников для обучения наставляемого; допуск наставляемого к самостоятельной работе подготовка и реализация индивидуальных планов стажировки наставляемых

трудовой коллектив персонифицированное сопровождение наставляемых в освоении корпоративной культуры и ценностей организации осуществление социального контроля и стимулирования наставнической деятельности создание благоприятного социально-психологического климата

представители общественных организаций профессиональная поддержка наставляемых в процессе профессионализации участие в подготовке и реализации индивидуальных планов стажировки наставляемых трансляция ценностных ориентаций профессионального сообщества

администрация и специалисты управленческо- распорядительное, кадрово- технологическое, нормативно-правовое сопровождение; оценка результатов наставнической изучать, обобщать и распространять положительный опыт наставничества в организации создание условий для осуществления наставнической деятельности, мотивация наставников

деятельности

наставляемые (стажеры) развитие профессиональных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций с учетом персональных возможностей участие в подготовке индивидуального плана стажировки и обсуждении результатов по истечении срока наставничества предоставление отчета о выполнении индивидуального плана стажировки

Из таблицы 1 видно, что субъекты наставнической деятельности опираются на обратную связь, основанную на оперативной оценке результатов профессионально-личностного развития.

Форма наставнической деятельности выражает порядок ее организации. В научной литературе выявлены следующие формы наставнической деятельности по:

- типу взаимоотношений субъектов: классическая (взаимодействие между разновозрастными сотрудниками - опытным и начинающим), партнерская (взаимодействие между одновозрастными сотрудниками, один из которых имеет больше опыта), реверсивная (взаимодействие между молодым и опытным сотрудниками по новым трендам) [5];

- направлению деятельности - векторная (взаимодействие наставника со стажером для развития управленческой компетенции), горизонтальная (взаимодействие наставника со стажером для повышения его квалификации), дефицитарная (взаимодействие наставника со стажером для устранения дефицита знаний, умений, навыков) [5];

- временным характеристикам - разовая (однократная), ситуационная (фрагментарная), периодическая (дискретная), систематическая (постоянная) [6];

- количеству задействованных субъектов - индивидуальная (один наставник - один стажер), групповая (один наставник - группа стажеров), коллективно-индивидуальная (трудовой коллектив - стажер), коллективно-групповая (трудовой коллектив - группа стажеров) [5];

- типу организации - традиционная (офлайн-формат), виртуальная (онлайн-формат), гибридная (офлайн и онлайн форматы) [4, С. 88-89].

Выбор формы наставнической деятельности обусловлен востребованностью общества в воспроизводстве ценностей, знаний, образцов профессионального поведения; организации - в устойчивом развитии; личности - в профессиональном развитии.

Методы и средства наставнической деятельности разнообразны и сопряжены между собой. На основании источника ценностей, образцов поведения, знаний, умений, навыков можно выделить следующие группы методов наставнической деятельности:

- наглядные, включающие личный пример наставника; демонстрацию необходимых ценностей, образцов поведения, знаний, умений, навыков; обучение на рабочем месте; наблюдение; действие по образцу;

- словесные, объединяющие объяснение, разъяснение, убеждение, рассказ, беседу, лекции, семинары, консультирование, инструктаж, информирование, требование;

- деятельностные, предусматривающие выполнение стажером практико ориентированных заданий; тренинги; кейс-метод; упражнения; коучинг;

- цифровые, предусматривающие использование ресурсов Интернета, цифровых образовательных продуктов, онлайн-сервисов социальных сетей;

- печатные, предусматривающие чтение, изучение, конспектирование;

- интегративные, включающие неформальное общение, самостоятельную образовательную деятельность, диагностико-развивающее и контролирующее оценивание, мотивацию, доверие, общественное мнение.

Предложенные методы диалектично взаимосвязаны с целью и задачами, функциями субъектов, формами наставнической деятельности.

Критерии оценки наставнической деятельности опосредованы целью и задачами, правами и обязанностями субъектов. Можно выделить два основных критерия оценки наставнической деятельности:

- профессиональный, включающий результативность реализации индивидуального плана стажировки наставляемого, допуск наставляемого к самостоятельной работе;

- ценностный, объединяющий мотивы профессиональной деятельности и выбор места трудоустройства.

Выводы. Обобщая изложенное, можно отметить, что наставническая деятельность представляет устойчивую практику совместной деятельности людей, способствующую оптимизации профессионально-должностной адаптации молодых и новых специалистов и постоянному профессионально-личностному развитию специалистов опытных в конкретной сфере труда.

Литература:

1. Борисов, С.Р. Наставничество в молодежном МСП в России: особенности и эффективность / С.Р. Борисов, В.Д. Новикова, А.Л. Юргелас // Бизнес. Общество. Власть. - 2022. - № 44-45. - С. 211-226

2. Иванов, Е.Ю. Модель педагогического сопровождения социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения / Е.Ю. Иванов // Человеческий капитал. - 2023. - № 1(169). - С. 144-151

3. Илакавичус, М.Р. Педагогическое сопровождение социализации воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения на основе гуманитарно-антропологического подхода / М.Р. Илакавичус, Е.Ю. Иванов // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2022. - № 1(95). - С. 156-162

4. Кеменев, Д.А. Наставничество в системе государственной службы Российской Федерации: монография / Д.А. Кеменев. - Москва: МАКС Пресс, 2023. - 300 с.

5. Масалимова, А.Р. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе / А.Р. Масалимова, А.Р. Баянов // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2023. -Т. 17, №2,-С. 162-176

6. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы / авторы-составители Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. - Казань: ПРО РТ, 2020. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.