Научная статья на тему 'Изучение применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций'

Изучение применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые ресурсы / система (целевая модель) / педагогическое наставничество / образовательные организации / пролонгированный функциональный мониторинг / digital resources / system (target model) / pedagogical mentoring / educational organizations / extended functional monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладилова Надежда Анатольевна

Статья посвящена вопросам применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности образовательных организаций. Специфика исследования состоит в изучении применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности образовательных организаций в контексте внедрения модели наставничества в образовательные организации регионов Российской Федерации; в использовании пролонгированного функционального мониторинга, обусловливающего поэтапное, с соблюдением преемственности и последовательности, погружение в исследуемые аспекты; в обеспечении организационно-методического сопровождения региональных респондентов, что в совокупности оказало влияние на достижение цели и, в целом, на качество внедрения сетевой модели наставничества. Методы исследования: анкетирование, анализ, сопоставление, обобщение. Выборка исследования включает 76 субъектов Российской Федерации. Изучены возможности применения цифровых ресурсов: в педагогическом наставничестве всех уровней образования как неотъемлемого компонента современной системы российского образования; в различных формах системной работы по изучению и распространению опыта педагогического наставничества; в наставнической деятельности образовательных организаций как одной из составляющих процесса развития и совершенствования педагогических кадров. В статье приведено описание процесса и результатов третьего этапа пролонгированного функционального мониторинга 2023 года, поэтому результаты исследования, в определенной степени, можно рассматривать в качестве промежуточных, которые будут подтверждены и конкретизированы на следующих этапах мониторинга 2024–2025 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладилова Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE USE OF DIGITAL RESOURCES IN THE MENTORING ACTIVITIES OF RUSSIAN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the use of digital resources in the mentoring activities of educational organizations. The specificity of the research consists in studying the use of digital resources in the mentoring activities of educational organizations in the context of the introduction of a mentoring model in educational organizations of the regions of the Russian Federation; in the use of prolonged functional monitoring, which determines a phased, consistent and consistent immersion in the studied aspects; in providing organizational and methodological support to regional respondents, which together had an impact on achieving the goal and, in general, on the quality of the implementation of the network mentoring model. Research methods: questionnaire, analysis, comparison, generalization. The study sample includes 76 subjects of the Russian Federation. The possibilities of using digital resources have been studied: in pedagogical mentoring at all levels of education as an integral component of the modern Russian education system; in various forms of systematic work to study and disseminate the experience of pedagogical mentoring; in mentoring educational organizations as one of the components of the process of development and improvement of teaching staff. The article describes the process and results of the third stage of the extended functional monitoring in 2023, therefore, the results of the study, to a certain extent, can be considered as intermediate, which will be confirmed and specified at the next stages of monitoring 2024–2025.

Текст научной работы на тему «Изучение применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций»

ТРИ «М»: МЕТОД - МЕТОДИКА - МЕТОДОЛОГИЯ

Ценности и смыслы. 2024. № 2 (90). С.125-140. Values and Meanings. 2024. No.2 (90). P. 125-140. УДК 37

D0I:10.24412/2071-6427-2024-2-125-140.

Изучение применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций

Ладилова Надежда Анатольевна

Начальник управления профессионального развития педагогических работников Института реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Государственного университета просвещения, г. Москва, Россия E-mail: na.ladilova@guppros.ru ORCID: 0000-0003-2766-482X

Н. А. Ладилова

Аннотация. Статья посвящена вопросам применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности образовательных организаций.

Специфика исследования состоит в изучении применен ия цифровых ресурсов в наставнической деятельности образовательных организаций в контексте внедрения модели наставничества в образовательные организации регионов Российской Федерации; в использовании пролонгированного функционального мониторинга, обусловливающего поэтапное, с соблюдением преемственности и последовательности, погружение в исследуемые аспекты; в обеспечении организационно-методического сопровождения региональных респондентов, что в совокупности оказало влияние на достижение цели и, в целом, на качество внедрения сетевой модели наставничества.

Методы исследования: анкетирование, анализ, сопоставление, обобщение. Выборка исследования включает 76 субъектов Российской Федерации.

Изучены возможности применения цифровых ресурсов: в педагогическом наставничестве всех уровней образования как неотъемлемого компонента современной системы российского образования; в различных формах системной работы по изучению и распространению опыта педагогического наставничества; в наставнической деятельности образовательных организаций как одной из

© Ладилова Н. А., 2024

составляющих процесса развития и совершенствования педагогических кадров.

В статье приведено описание процесса и результатов третьего этапа пролонгированного функционального мониторинга 2023 года, поэтому результаты исследования, в определенной степени, можно рассматривать в качестве промежуточных, которые будут подтверждены и конкретизированы на следующих этапах мониторинга 2024-2025 гг.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, система (целевая модель), педагогическое наставничество, образовательные организации, пролонгированный функциональный мониторинг.

Для цитирования: Ладилова Н. А. Изучение применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций // Ценности и смыслы. 2024. № 2 (90). С. 125-145.

THE STUDY OF THE USE OF DIGITAL RESOURCES IN THE MENTORING ACTIVITIES OF RUSSIAN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Nadezhda A. Ladilova

Head of the Department of Professional Development of Teaching Staff at the Institute for the Implementation of State Policy and Professional Development of Educational Workers, Federal State Educational Institution of Higher Education «State University of Education», Moscow, Russia E-mail: na.ladilova@guppros.ru; ORCID: 0000-0003-2766-482X

Abstract: The article is devoted to the use of digital resources in the mentoring activities of educational organizations.

The specificity of the research consists in studying the use of digital resources in the mentoring activities of educational organizations in the context of the introduction of a mentoring model in educational organizations of the regions of the Russian Federation; in the use of prolonged functional monitoring, which determines a phased, consistent and consistent immersion in the studied aspects; in providing organizational and methodological support to regional respondents, which together had an impact on achieving the goal and, in general, on the quality of the implementation of the network mentoring model.

Research methods: questionnaire, analysis, comparison, generalization. The study sample includes 76 subjects of the Russian Federation.

The possibilities of using digital resources have been studied: in pedagogical mentoring at all levels of education as an integral component of the modern Russian education system; in various forms of systematic work to study and disseminate the experience of pedagogical mentoring; in mentoring educational organizations as one of the components of the process of development and improvement of teaching staff.

The article describes the process and results of the third stage of the extended functional monitoring in 2023, therefore, the results of the study, to a certain extent, can be considered as intermediate, which will be confirmed and specified at the next stages of monitoring 2024-2025.

Keywords: digital resources, system (target model), pedagogical mentoring, educational organizations, extended functional monitoring.

For citation: Ladilova N. A. The study of the use of digital resources in the mentoring activities of Russian educational organizations // Values and Meanings. 2024. No. 2 (90). P. 125-140. (In Rus).

Введение

Педагогическое наставничество, по сути, является социальным институтом, обеспечивающим преемственность поколений, передачу смыслов, ценностей и культурных традиций, социального и профессионального опыта, персонификацию профессионального становления и развития педагогических кадров в профессии, и поэтому выступает также в качестве неотъемлемого компонента дополнительного профессионального образования и составной части методической работы [3].

Новое качественное состояние педагогическому наставничеству придает внедрение в российских образовательных организациях целевой модели, обеспечивающей создание собственно уникальной системы педагогического наставничества в образовательном пространстве страны [4], включающей базы лучших наставников, практик наставничества и методических материалов, системы конкурсных и иных мероприятий, сообщества педагогического наставничества, мероприятия по профессиональному совершенствованию, в том числе программы повышения квалификации соответствующего профиля, организационно-методическое сопровождение, а также, что особенно значимо в рамках данного исследования — цифровую информационно-коммуникативную среду педагогического наставничества.

Вопросы развития наставничества, в том числе, с использованием цифровых ресурсов, рассматриваются на разных уровнях (Перечень поручений по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника от 27 декабря 2023 года; национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»; федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» и др.).

Цифровые ресурсы становятся мощным вспомогательным инструментом в педагогическом наставничестве, благодаря чему наставничество приобретает черты саморазвивающейся практики и общественно профессионального движения.

В данном исследовании цифровые ресурсы рассматриваются как информационные ресурсы, которые хранятся и передаются в электронном виде; представляют собой любой контент: от текста до мультимедийных файлов; включают сайты, базы данных, электронные книги, видео и музыку.

Постановка проблемы

Исследование строится на предположении о том, что применение цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных учреждений разного уровня образования послужит основой для качественных изменений внедрения системы (сетевой модели) педагогического наставничества на данном этапе.

Цель статьи: описание опыта применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования на данном этапе изучения.

В последние годы отмечается некоторая активизация научных публикаций, связанных с изучением применения в наставнической деятельности цифровых инструментов и возможностей цифровых ресурсов [1,5].

Обзор научных публикаций по теме показывает, что в отечественной педагогике вопросам цифровых ресурсов в образовании, цифровиза-ции как управленческой, культурной, поведенческой и инфраструктурной составляющей, посвящены научные работы Л. В. Шмельковой, Е. Л. Вартановой, С. С. Смирнова, Л. В. Орловой, А. Ю. Уварова и др.

В некоторых научных работах обосновывается значимая, с точки зрения данного исследования, тенденция, выражающаяся в том, что возможности и ресурсы персональной образовательной сферы способствуют развитию наставнической компетентности педагогов [2].

Методология и методы исследования

Методы: анкетирование, анализ, сопоставление, обобщение.

Примечательно, что при изучении опыта применения цифровых ресурсов в наставнической деятельности российских образовательных организаций использовался пролонгированный функциональный мониторинг в целях последовательного рефлексивного «прохождения» практики учрежденческого, регионального и федерального уровней; когда каждый следующий этап включает как совокупность постоянных, так и временно используемых показателей (в том числе, и в области оценивания цифрового ресурсного обеспечения модели и пр.).

Мониторинг становится действенным диагностическим инструментом, позволяющим поэтапно изучать и корректировать собственно применение цифровых ресурсов, а также и процесс внедрения модели наставничества в целом в направлении повышения его эффективности в этом аспекте.

Как процедура и инструмент оценивания применения цифровых ресурсов в практике наставнической деятельности российских образовательных организаций, мониторинг характеризуется продолжительностью (долговременное), масштабом (массовое), глубиной (многоэтапное), многократным сбором информации в течение длительного времени с определенным составом респондентов (систематическое), периодичностью и целенаправленностью исследования, а в завершении каждого этапа — открытым определением показателей выявленного состояния и осуществлением необходимого управляющего последействия исследуемого этапа.

Для каждого этапа мониторинга актуальны информационная (достаточность информации), аналитическая (обнаружение специфики применения цифровых ресурсов) и прогностическая (вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования на основании полученных данных) функции.

Специфика проведения исследования состоит: в оперативной «обратной связи», обеспечивающей открытость среды взаимодействия с регионами посредством организационно-методического сопровождения (формы: курсы повышения квалификации, микрокурс профессионального совершенствования, серия вебинаров «Наставничество от А до Я» в рамках всероссийских марафонов «Флагманы образования» и «Эффективные практики наставничества», практикумы, фестивали наставников, федеральные мероприятия и многие др.) деятельности респондентов-кураторов; а также в сопоставлении респондентами данных институционального и регионального уровней, что демонстрирует эффект наличия горизонтального и вертикального векторов мониторинга, влияющих на обеспечение объективности его результатов.

Экспериментальная база исследования. Исследование проведено на базе образовательных организаций 76 субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования, обсуждение

В декабре 2023 года продолжилось исследование внедрения системы (целевой модели) наставничества педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных, дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ общего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в аспекте изучения применения цифровых ресурсов в на-

ставнической деятельности.

Пролонгированный функциональный мониторинг третьего этапа представляет собой процедуру исследования с большим спектром показателей. Диагностический инструментарий этого этапа включает шесть подразделов, в содержании которых запрашиваемая информация о/об: характеристиках и условиях внедрения модели наставничества; опыте реализации модели и лучших региональных практик наставничества, включая региональные мониторинги и/или конкурсы, и наличие базы лучших практик наставничества в открытом доступе; сетевом (цифровом) наставничестве, включая цифровой ресурс для управления внедрением наставничества в регионе; региональном банке наставников и/или наставляемых в открытом доступе; наставнических парах, взаимодействующих на основе регионального сетевого (цифрового) ресурса; опыте обучения наставников, включая наличие региональных дополнительных программ и иных форматов повышения квалификации для наставников или педагогов, планирующих ими стать; количестве аттестованных на квалификационную категорию «педагог-наставник» и предложениях по совершенствованию и развитию системы наставничества.

В третьем этапе мониторинга приняли участие 76 (85,4%) из 89 субъектов Российской Федерации, что делает выборку репрезентативной. Контроль наличия материалов «на входе» в мониторинг показал, что не участвуют 9 (10,1%) регионов (Камчатский, Красноярский и Ставропольский края; Калининградская, Мурманская, Ростовская, Тверская и Херсонская области и Ямало-Ненецкий автономный округ). Луганская Народная Республика и Запорожская область (2,25%) предоставили письма с информацией о плановом завершении реорганизации учреждений, в функционале которых проведение мониторинга внедрения системы наставничества, в 2024 году. Астраханская область и Кабардино-Балкарская Республика (2,25%) направили информацию, не соответствующую критерию «достаточность» для использования при анализе заявленных аспектов мониторинга.

Анализ количественных данных из регионов свидетельствует о следующем.

В 29 (38,2%) регионах педагогическим наставничеством охвачено 100% образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных региональным органам управления образованием. Количество регио-

нов с таким показателем на предыдущем, втором, этапе мониторинга в декабре 2022 года было равно 22. Сравнение приведенных результатов 2022 и 2023 гг. свидетельствует об увеличении количества регионов по показателю «охват педагогическим наставничеством» всех образовательных организаций разных уровней образования. Дополнительно выявлены 5 (6,6%) регионов (Карачаево-Черкесская Республика; края: Забайкальский, Краснодарский, Хабаровский; Белгородская область), «приближающихся» по показателям к 100% включению образовательных организаций в систему педагогического наставничества.

Таким образом, установлено, что в совокупности 34 (44,8%) региона завершают внедрение системы наставничества педагогических работников в практику организаций разных уровней образования. Сравним, данный показатель предыдущего этапа мониторинга (декабрь 2022 года) был равен 32,6%, чем подтверждается «прирост» количества регионов, в которых к концу 2023 года педагогическим наставничеством охвачены все образовательные организации.

Установлены высокие результаты по показателю «наличие утвержденных положений о наставничестве педагогических работников», что в общем образовании подтвердили 97,1% образовательных организаций; в среднем профессиональном образовании - 95,2%, в системе дополнительного профессионального образования - 90,1%.

Выявлено, что количество образовательных организаций, имеющих локальные акты о закреплении пар «наставник - наставляемый», исчисляется 90% в общем образовании; 87,3% — в среднем профессиональном образовании; 74,2% — в дополнительном профессиональном образовании. Полученные данные указывают на процесс внедрения модели педагогического наставничества в региональных системах образования, что косвенно подкреплено документированием конкретных наставнических пар/групп, непосредственно включенных в практику функционирования педагогического наставничества. Вместе с тем, обнаружено, что в некоторых регионах (6-7,9% от общего количества опрошенных) запрашиваемые количественные показатели опыта внедрения системы наставничества педагогических работников насчитывают менее 50%.

Во втором полугодии 2023 года в регионах Российской Федерации началась аттестация педагогических работников на новую квалификационную категорию «педагог-наставник». Результаты мониторинга по показателю «количество педагогов, аттестованных на квалификационную

категорию «педагог-наставник», поступили от респондентов-кураторов из 20 (26,3%) регионов. Количество аттестованных на данную категорию в общем образовании составило 98 человек. Материалы мониторинга содержат сведения и о том, что в регионах поданы ещё не менее 64 заявлений, которые планировалось рассмотреть до конца 2023 года или в начале 2024 года (данная информация будет дополнена и скорректирована по результатам мониторинга текущего года).

На основе учета совокупности сведений о наличии утвержденного положения о педагогическом наставничестве, локальных актов о закреплении наставнических пар «наставник-наставляемый» и количества педагогов, аттестованных на новую квалификационную категорию «педагог-наставник», лучшие показатели (на декабрь 2023 г.) продемонстрировали: Республика Татарстан, Орловская и Пензенская области, г. Москва, ХМАО — Югра.

Следующая позиция мониторинга нацеливала на выявление и анализ условий, необходимых для обеспечения качества внедрения целевой модели наставничества педагогических работников (установление наличия регионального положения о наставничестве, единой информационной базы наставников, информационного ресурса для сопровождения наставничества (отдельный сайт/раздел на сайте) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования); а на региональном и институциональном уровнях - локальных актов, регламентирующих меры стимулирования педагогов образовательных организаций, включенных в региональную систему педагогического наставничества. Что выявил анализ полученных данных? В 64 (84,2%) регионах есть акты об утверждении положений о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций. 12 (15,8%) регионов (Республика Северная Осетия — Алания, Хабаровский край; Амурская, Владимирская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Рязанская, Тульская и Челябинская области; Ненецкий и Чукотский автономные округа) работают на основе варианта федерального документа — методологии (целевой модели) наставничества обучающихся, утвержденной в декабре 2019 года. В Москве данный акт находится в разработке. 7 (9,2%) регионов — республики: Адыгея, Северная Осетия — Алания; Архангельская, Пензенская, Рязанская, Ульяновская области засвидетельствовали отсутствие единой региональной информационной базы

наставников; Кировская область сообщила о процессе её формирования.

Анализ результатов мониторинга показал, что информационный ресурс для сопровождения наставничества педагогических работников в образовательных организациях имеется в 100% регионов, принявших участие в мониторинге.

15 (19,7%) регионов (среди которых республики: Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Удмуртия, Хакасия, Чувашия; области: Владимирская, Костромская, Московская, Сахалинская; г. Москва, г. Санкт-Петербург; Ненецкий и Чукотский автономные округа) уведомили об отсутствии нормативных актов, регламентирующих меры стимулирования педагогических работников образовательных организаций, включенных в систему наставничества на региональном уровне. 5 (6,6%) регионов (республики Дагестан и Ингушетия; Архангельская, Калужская и Псковская области) сообщили об отсутствии нормативных актов, регламентирующих меры стимулирования педагогических работников образовательных организаций, включенных в систему наставничества на институциональном уровне.

Материалы мониторинга свидетельствуют о том, что в настоящее время в регионах развернута системная работа по изучению и распространению опыта реализации лучших практик и модели педагогического наставничества в образовательных организациях. Установлено проведение мониторингов по отслеживанию процесса внедрения целевой модели, по выявлению лучших региональных практик педагогического наставничества в 21 (27,6%) регионе.

При подготовке запрашиваемых данных региональные координаторы осуществляют процедуру их сопоставления, а также проводят дополнительные мониторинги, что, с одной стороны, безусловно, оказывает влияние на «проверку» достоверности результатов, с другой, - придает пролонгированному мониторингу своеобразие функционирования на основе сочетания горизонтального и вертикального векторов.

По мнению респондентов-кураторов из всех опрошенных регионов, наиболее предпочтительной формой распространения опыта реализации системы наставничества педагогических работников являются конкурсы (лучших практик внедрения модели, лучших практик педагогического наставничества, лучших моделей муниципального тьюторского сопровождения педагогов, лучших методических разработок занятий наставнических пар и др.), а также номинации по наставничеству в конкурсах

различного уровня.

Вместе с тем, существует практика использования иных форм дис-семинации опыта реализации модели педагогического наставничества, в числе которых: научно-практические конференции, марафоны и эстафеты наставнических практик, ярмарки инновационных практик наставничества, фестивали, форумы, кейс-чемпионаты по наставничеству.

Практически во всех регионах, участвующих в мониторинге, сформированы банки (базы) лучших наставнических практик, либо в электронном формате, к примеру, методических разработок победителей наставнических практик ежегодных фестивалей, республиканских конкурсов, энциклопедий наставничества, педагогических вернисажей, педагогических мастерских, электронных альбомов моделей наставничества, сборников наставнических практик и методических разработок занятий наставнических пар; информационных страниц региональных инновационных площадок, интерактивных карт географии наставничества, электронных методических копилок, либо в бумажном формате печатных изданий (альбомы, буклеты, журналы, сборники и т.п.). Наличие цифрового ресурса, чрезвычайно важного для управления реализацией внедрения модели наставничества, подтвердили респонденты из 26 (34,2%) субъектов Российской Федерации.

По полученным сведениям, цифровые ресурсы размещены как вкладки о наставничестве, сетевые сообщества и специальные страницы инновационных площадок по наставничеству, сайты региональных наставнических центров, в том числе, на официальных сайтах РИРО; региональные реестры наставников на информационно-коммуникационных площадках ИРО; рубрики методических центров по внедрению целевой модели наставничества; региональные сетевые методические объединения наставников; страницы и разделы на сайтах региональных ЦНППМ; информационно-образовательные областные порталы; разделы по наставничеству на сайтах региональных министерств образования; вкладки о наставничестве на областных образовательных порталах, разделы по наставничеству педагогических работников на страницах «Педагогические кадры» сайтов министерств образования; страницы на сайтах региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования, сайты в сети Интернет, цифровой кабинет методиста на платформе Академии Минпросвещения России; цифровые платформы профессионального роста; региональные сетевые наставнические ко-

манды; цифровые ресурсы по сопровождению наставничества в образовательных организациях; сетевые сообщества педагогов-наставников; сетевые группы молодых педагогов; платформы по разработке ИОМ для организации деятельности наставнических пар и др.

Мониторинг показал, что в регионах существует разнообразная практика региональных банков/баз наставников и наставляемых (республиканский реестр наставников, республиканский актив наставников, региональный банк наставников на сайте республиканского методического центра по внедрению целевой модели наставничества, единая региональная информационная база наставников образовательных организаций, единая информационная база наставников, реестр регионального методического актива на сайте ЦНППМ, банк на Яндекс-диске, база данных наставников и наставляемых, база наставников по русскому языку, интерактивная карта по выбору наставника, цифровой профиль тьютора и др.). Обнаружено, что сведения в банках/базах данных обновляются ежегодно или один раз в полугодие.

Не подтвердили наличие регионального банка/базы данных наставников и/или наставляемых в открытом доступе 16 (21,1%) регионов: Республика Татарстан, Удмуртская Республика; области: Амурская, Вологодская, Калужская, Кировская область, Ленинградская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Ульяновская, Ярославская; г. Санкт-Петербург и г. Севастополь; Ненецкий и Чукотский автономные округа. В некоторых регионах (к примеру, Республика Чувашия, Архангельская область и др.) открытый доступ к базе данных наставников и наставляемых отсутствует или реестр наставников и наставляемых ведется на закрытом ресурсе в связи с соблюдением требований по защите персональных данных.

Регионы предоставили данные (приведены в порядке убывающей значимости) о количестве наставнических пар, сформированных и взаимодействующих на основе регионального сетевого (цифрового) ресурса, среди которых: Самарская область (4859/6067), Омская область (2644), Липецкая область (876), Забайкальский край (526), Хабаровский край (515), Ивановская область (483), Республика Мордовия (382), Тюменская область (5 совместно с УрГПУ + 258), Новгородская область (147), Волгоградская область (127), Новосибирская область (122), Смоленская область (7 — среди руководителей, 59 — среди учителей), Республика Карелия (56), Республика Коми (45), Воронежская область (38), Свердловская область (36), Республика Ингушетия (24), Тульская

область (21), Чувашская Республика (10), Приморский край (сетевые региональные команды — наставник и группа молодых педагогов — реализуют проектную идею, 6 команд), Магаданская область (1). Наличие этого показателя («количество наставнических пар, сформированных и взаимодействующих на основе регионального сетевого/цифрового ресурса») подтверждено респондентами-кураторами из 21 (27,6%) региона.

Использование региональных дополнительных программ повышения квалификации для обучения наставников или педагогов, планирующих ими стать, подтвердили 69 (90,8%) регионов и не подтвердили 7 (9,2%) регионов (Республика Алтай, Республика Марий Эл; Воронежская, Магаданская, Новгородская, Пензенская и Сахалинская области).

Определено, что в регионах есть и иные современные форматы обучения наставников, среди которых: научно-практические конференции, недели наставничества, проектные педагогические и стратегические сессии, тренд-сессии, педагогические салоны, образовательные и проектные интенсивы, экспертные семинары, семинары-совещания, методические поезда, десанты, онлайн-часы, презентационные площадки, симуля-ционные практики, корпоративное обучение, хакатоны, марафоны, лаборатории, панельные дискуссии, игры-тренинги и др.

34 (44,7%) региона сформулировали около 70 актуальных, по мнению респондентов-кураторов, предложений по развитию и совершенствованию системы наставничества в Российской Федерации. Наибольшее количество предложений относится к области: целевого федерального стимулирования педагогов за наставническую деятельность; повышения статуса педагога-наставника; развития конкурсного движения в сфере педагогического наставничества; научно-методического и учебно-методического обеспечения наставничества педагогических работников на федеральном уровне; цифровизации наставнической деятельности, включая цифровой кабинет наставника и федеральные реестры, базы данных успешных наставников и лучших наставнических практик. Содержание внесенных предложений показывает целесообразность и необходимость введения: закона о наставничестве, наставничества в воспитательной деятельности, деятельности сетевых профессиональных сообществ наставников, единых критериев оценивания деятельности педагогов-наставников, различных форм педагогического наставничества, а также проведения научно-педагогических исследований по наставничеству педагогических работников.

Примечательно, что данные предложения основаны на продолжении и развитии наставнической деятельности и после завершения Года педагога и наставника.

Заключение

Таким образом, исследование внедрения модели педагогического наставничества с применением цифровых ресурсов в российских образовательных организациях является одной из составляющих процесса оценивания условий эффективности развития и совершенствования педагогических кадров.

В статье представлено описание результатов внедрения модели педагогического наставничества в практику наставнической деятельности российских образовательных организаций в 2023 г.

Установлено, что пролонгированный функциональный мониторинг в формате анкетирования с большим числом параметров измерения, большим масштабом респондентов различного уровня образования, около 70% которых имеют опыт собственно наставнической деятельности, а также коммуникации в сетевых профессиональных сообществах, в совокупности обеспечивают объективность и достоверность результатов. Результаты исследования в целом свидетельствуют о том, что формат пролонгированного функционального мониторинга способствует выявлению состояния и изменений в практике педагогического наставничества, оцениванию эффективности этих изменений на разных уровнях образования, прогнозированию развития педагогического наставничества, сбору достоверной информации для оперативного принятия оптимальных управленческих решений. В данном случае феномен пролонгированного функционального мониторинга, как инструмента непрерывного отслеживания процесса внедрения сетевой модели педагогического наставничества, заключается в её одновременном исследовании в аспекте теоретико-методологического осознания и в аспекте практической реализации.

По итогам третьего этапа проведения пролонгированного функционального мониторинга сформулированы следующие выводы.

Обнаружено, что применение цифровых ресурсов в педагогическом наставничестве образовательных организаций всех уровней образования является неотъемлемым компонентом современной системы российского образования. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что цифровые ресурсы применяются в различных (традиционных и ин-

новационных) формах работы по изучению и распространению опыта реализации модели и лучших региональных практик педагогического наставничества; при формировании банков/баз лучших наставнических практик; при взаимодействии наставнических пар на основе регионального сетевого/цифрового ресурса; при использовании региональных дополнительных программ повышения квалификации педагогов-наставников или педагогов, планирующих ими стать; при осуществлении управления внедрением модели наставничества на региональном уровне.

Выявлено, что применение цифровых ресурсов в значительной степени облегчило взаимодействие и сотрудничество федерального оператора и региональных респондентов-кураторов, обусловило уменьшение временных затрат, активизацию обмена информацией и эффективность «обратной связи», возможность для выявления лучших практик внедрения модели и неформальных методик профессионального совершенствования педагогических работников.

Установлено, что в российских образовательных организациях общего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования всех субъектов Федерации созданы необходимые нормативные правовые условия для внедрения системы наставничества педагогических работников, причем, по данным мониторинга 2023 года, лучшие результаты проявляются именно в области принятия нормативных правовых актов об утверждении положения о наставничестве.

Обнаружено, что осуществление мер по стимулированию и мотивированию педагогического наставничества решается в целом удовлетворительно на институциональном уровне, но в некоторых регионах (до 25%) проблема не теряет своей актуальности и требует особого внимания. Подтверждением тому, в определенной степени, является количественное преобладание предложений-инициатив от региональных органов исполнительной власти по совершенствованию нормативного правового обеспечения мер по стимулированию педагогов-наставников.

Выявлена устойчивая тенденция: на третьем этапе, как, впрочем, и на двух предыдущих этапах, внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования развивается достаточно быстрыми темпами; и гораздо более медленными — в системе дополнительного профессионального образования.

Установлена двунаправленность эффектов исследования, с одной

стороны, влияние организационно-методического сопровождения федеральным оператором деятельности респондентов-кураторов на обеспечение качества и оперативности внедрения модели педагогического наставничества в практику наставнической деятельности российских образовательных организаций, с другой, - влияние процесса внедрения модели на формирование региональных и всероссийского сообществ педагогического наставничества.

Обнаружена целесообразность усиления внимания педагогических работников, как субъектов информационного общества, к совершенствованию способности владеть информационно-коммуникационной компетентностью.

Выявлено, что одним из значимых результатов внедрения целевой модели наставничества в практику наставнической деятельности российских образовательных организаций, а также использования мероприятий организационно-методического сопровождения процедуры мониторинга является усиление межведомственного и межрегионального взаимодействия педагогических и руководящих работников, имеющих непосредственное отношение к внедрению педагогического наставничества.

Результаты третьего этапа функционального мониторинга 2023 года являются основой для разработки стратегии организации и содержания четвертого этапа пролонгированного исследования внедрения целевой модели педагогического наставничества с применением цифровых ресурсов.

Литература

1. Войтенко М. В. Возможности онлайн-инструментов в реализации задач наставничества в современной педагогической среде / М. В. Войтенко, Е. П. Мащенко, С. В. Орлянская, О. С. Старикова // Молодой ученый. 2023. № 29.1 (476.1). С. 8-10. URL: https://moluch.ru/archive/476/104978/ (дата обращения: 18.03.2024).

2. Грачев В. В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. 2012. № 1. С. 20-24.

3. Мещерякова Т. Ю. Наставничество как образовательный тренд современности // Актуальные исследования. 2023. № 37 (167). 4.II. С. 72-75. URL: https://apni.ru/ article/6994-nastavnichestvo-kak-obrazovatelnij-trend (дата обращения: 06.03.2024).

4. <Письмо> Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N657 от 21.12.2021 <О направлении Методических рекомендаций> (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях", "Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников") URL: http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2023/11/6-2021-Pismo-ot-21.12.2021-AZ-1128-08-657.pdf (дата обращения: 04.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тагариева И. Р., Фатхулова Д. Р. Цифровое наставничество в системе дополни-

тельного профессионального педагогического образования // Башкирский ГПУ им.

М. Акмуллы, Уфа, № 1 (69). 2023. С. 134-138.

References

• Vojtenko M. V. Vozmozhnosti onlajn-instrumentov v realizacii zadach nastavnichestva v sovremennoj pedagogicheskoj srede / M. V Vojtenko, E. P. Mashchenko, S. V Orlyanskaya, O. S. Starikova // Molodoj uchenyj. 2023. № 29.1 (476.1). S. 8-10. URL: https://moluch.ru/ar-chive/476/104978/ (data obrashcheniya: 18.03.2024). [In Rus].

• Grachev V. V. Personalizaciya obrazovaniya v usloviyah global'nogo perekhoda k veb-stilyu zhizni // Ekonomika obrazovaniya. 2012. № 1. S. 20-24. [In Rus].

• Meshcheryakova T. Yu. Nastavnichestvo kak obrazovatel'nyj trend sovremennosti // Aktual'nye issledovaniya. 2023. № 37 (167). Ch.II. S. 72-75. URL: https://apni.ru/article/6994-nastavnich-estvo-kak-obrazovatelnij-trend (data obrashcheniya: 06.03.2024). [In Rus].

• <Pis'mo> Minprosveshcheniya Rossii N AZ-1128/08, Profsoyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki RF N657 ot 21.12.2021 <O napravlenii Metodicheskih rekomen-dacij> (vmeste s \"Metodicheskimi rekomendaciyami po razrabotke i vnedreniyu siste-my (celevoj modeli) nastavnichestva pedagogicheskih rabotnikov v obrazovatel'nyh or-ganizaciyah\", \"Metodicheskimi rekomendaciyami dlya obrazovatel'nyh organizacij po realizacii sistemy (celevoj modeli) nastavnichestva pedagogicheskih rabotnikov") URL: http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2023/11/6-2021-Pismo-ot-21.12.2021-AZ-1128-08-657.pdf (data obrashcheniya: 04.03.2024). [In Rus].

• Tagarieva I. R., Fathulova D. R. Cifrovoe nastavnichestvo v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya // Bashkirskij GPU im. M. Akmully, Ufa, № 1 (69). 2023. S. 134-138. (data obrashcheniya: 04.03.2024).

Статья поступила в редакцию 05.03.2024; одобрена после рецензирования

24.03.2023; принята к публикации 25.03.2023.

The article was submitted 05.03.2024; approved after reviewing 24.03.2024; accepted

for publication 25.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.