Организационно-педагогические условия внедрения модели наставничества «ученик-ученик» в технологическом лицее: аспекты самоопределения выбора рабочих специальностей
Айчувакова Елена Рафаиловна,
заместитель директора по научно-методической работе, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска» E-mail: [email protected]
Зайцева Галина Владимировна,
учитель экономики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска»
E-mail: [email protected]
Чипышева Людмила Николаевна,
Кандидат педагогических наук, доцент, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр развития образования города Челябинска», начальник отдела научно-инновационной деятельности
E-mail: [email protected]
Статья раскрывает способ внедрения системы наставничества модели «Ученик-Ученик» с учетом традиционных и новейших методов наставнической деятельности в профессиональном образовании с целью самоопределения обучающихся в мире рабочих профессий в технологическом лицее. Авторы раскрывают этапность внедрения методологии наставничества от модели «учитель - ученик» к модели «ученик - ученик», условия вовлечения обучающихся в команду наставников. В публикации представлены способы подготовки учеников-наставников, деятельность учителей-кураторов на основе планирования наставнической деятельности, обобщен практический опыт организации деятельности наставнических пар «успевающий -неуспевающий», «лидер - пассивный», «равный - равному», «добившийся успеха - стремящийся к успеху», предлагаются содержание наставнических практик и схемы взаимодействия в каждой паре, а также определяются материально-технические условия необходимые для реализации методологии наставничества с целью самоопределения в сфере высокотехнологичных рабочих профессий будущего.
Ключевые слова: технологический лицей, профориентация, наставничество, модель «ученик-ученик», высокотехнологичные рабочие профессии, профессиональное самоопределение.
о
U
со
см
см
Z
14
В последние годы тема наставничества является одной самых актуальных в системе образования Российской Федерации, это подтверждается и тем, что 2023 год назван годом педагога и наставника. Интерес к возрождению института наставничества возник еще в 2013 году, затем, после проведения Всероссийского форума «Наставник», в 2018 году тема обсуждения превратилась в приоритетную задачу, стоящую перед системой образования, так как в федеральный проект «Современная школа» был включен целевой показатель - до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.
Интерес к внедрению наставничества на всех уровнях общего и профессионального образования обусловлен исторически. Я.В. Медведев в своей статье «Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике» отмечает, что институт наставничества возник, как ответ на необходимость передачи интеллектуального опыта в эпоху первобытности и формировался «на протяжении жизни практически всех поколений человечества». В России интерес к использованию практик наставничества угас в 90-е годы XX века, однако сегодня он вполне обоснованно вновь становится актуальным, так как «на протяжении всего времени эволюции человечества институт наставничества играл значимую роль и стал неотъемлемой частью развития общества, условием продвижения многих педагогических практик в системе профессионального образования, условием профессионального развития молодежи» [2].
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» в 2021 году стал региональной инновационной площадкой по направлению «Целевая модель наставничества обучающихся» и в течение 3-х лет реализует проект по теме «Создание и реализация модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающей раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области». Следует отметить, что в лицее сложились традиции и была создана материально-техническая база еще до начала реализации проекта. Технологический лицей и сегодня применяет в деятельности подготовки обучающихся традиции, заложенные в 70-ые годы, когда постепенно в лицее сформировалась система подготовки будущих рабочих по специальности шофер и швея-мотористка.
В настоящее время современная экономическая ситуация в России и особенно в Челябинской области требует развития мастерства рабочих, способных к ручному труду, а также к применению современного оборудования. Развитие государства, его основной потенциал держится на людях труда, которые являются основными производителями валового продукта, определяющего благосостояние государства.
Учитывая традиции лицея и потребности региона в высококвалифицированных рабочих кадрах, при внедрении системы наставничества в лицее особое внимание было уделено профориентации обучающихся, возможности осуществления профессиональных проб, использованию дуального обучения на основах преемственности по компетенциям: «Технология моды», «Аддитивное производство», «Фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ», «Электромонтаж», «Веб-технологии», «Карарури». Инженерное мышление», «Лазерные технологии», а также включенности обучающихся в движение «Молодые профессионалы».
Таким образом, ключевыми задачами реализации инновационного проекта стали следующие задачи:
- создание системы формирования команды наставников из числа обучающихся, способных мотивировать на профессиональные потребности региона;
- разработка методических практик (инструментов наставника), отражающих специфику региональных особенностей, направленных на раннее профессиональное самоопределение обучающихся.
На первом этапе реализации проекта были созданы организационные условия и нормативное обеспечение для создания каскада моделей наставничества:
«Учитель (умеющий учитывать специфику экономики в работе с обучающимися) - Учитель»;
«Учитель (умеющий мотивировать обучающихся на специфику экономики в работе с обучающимися) - Ученик»;
«Учитель - Мастер производственного обучения (готовый вовлечь в практическую деятельность обучающегося, организовать первые пробы в профессию) - Ученик»;
«Учитель - Рабочий (способный показать перспективу собственного пути и показать возможности производства) - Ученик»;
«Ученик (мотивированный в профессиональном самоопределение на регион) - Ученик».
Вариативность представленных моделей позволяет включить в наставничество не только участников образовательного процесса в образовательной организации, но и вовлечь в наставничество сетевых социальных партнеров.
Несмотря на успехи и активную деятельность в каскаде моделей, в ее применении есть существенный недостаток: она не дает возможность широкого (70%) охвата наставническим движением учеников без активного вовлечения в настав-
ничество самих обучающихся в качестве наставников.
На данный риск указывали специалисты Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНиГС (г. Москва) В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев в исследовании, проведенном в 2019 году, в котором наряду с обоснованием актуальности внедрения методологии наставничества на современном этапе развития общества, определением задач и форм осуществления наставнической деятельности, были названы и риски, на которых не акцентировалось внимание на этапе внедрения методологии наставничества. «Проблема состоит в том, что в рамках нацпро-екта введение наставничества выступает самоцелью, количественные показатели охвата практиками наставничества заданы в качестве целевых. В этой ситуации неизбежна политика механического «введения» наставничества, во многих случаях - имитация его наличия вместо планомерных и систематических усилий по взращиванию условий, обеспечивающих востребованность наставничества как определенной образовательной культуры, предполагающей определенный стиль работы с сопровождаемыми - носителями образовательных дефицитов» [1].
Успешность внедрения методологии наставничества в МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» определили отказ от ориентации на количественные показатели на первом этапе реализации проекта, разработка моделей взаимодействия, создание нормативной базы, планомерное формирование команды наставников. Однако задача достижения количественных показателей национального проекта «Образование» может быть решена только в том случае, если следующим шагом в развитии наставничества в образовательной организации становится широкое внедрение модели наставничества «Ученик-Ученик», которая основана на взаимодействии «равный - равному» или «старший - младшему».
Для успешной реализации данного шага необходимо создание эффективной рабочей среды. При этом каждое управленческое решение должно иметь определенную степень качества и уровень принятия участниками процесса. Для формирования эффективной среды в образовательной организации необходимо:
- обеспечить переход от одноразовых, эпизодических консультаций к запланированным систематическим формам взаимодействия;
- создать алгоритм взаимодействия внутри наставнических пар (групп), обеспечивающих индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- обеспечить сопровождение и поддержку наставников, способных создавать условия для формирования профессиональных предпочтений обучающихся, ориентированных на специфику региона.
Переход от одноразовых встреч к запланированным систематическим формам взаимодей-
сз о со "О
1=1 А
—I
О
сз т; о т
О от
З
и о со
ствия обеспечивается с помощью формирования внутри образовательной организации сообщества продвигающихся к цели школьников (рис. 1), объединенных единой идеей, единым стремлением к победе, успеху, которое естественным образом перерастает в единую команду, способную к достижению более высоких успехов в условиях взаимной поддержки, способной к выполнению общих задач образовательной организации.
Рис. 1. Схема формирования команды единомышленников
Модель наставничества «Ученик - Ученик» в соответствии с методологией наставничества может быть реализована в разных вариантах: «равный - равному» или «старший - младшему», а иногда и «младший - старшему», в зависимости выявленных потребностей наставляемых учеников и способностей учеников-наставников.
В процессе деятельности модели наставничества «Учитель-Ученик» выявляются наиболее способные обучающиеся, которые, пройдя практическую школу наставничества во взаимодействии с наставником-педагогом, проходят подготовку для взаимодействия в качестве наставников с другими обучающимися.
Модель наставничества «Ученик - Ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся обладает необходимыми компетенциями, организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, при этом взаимодействие между ними лишено строгой субординации по сравнению с наставничеством учителя.
Наиболее ценным, востребованным направлением наставничества является формирование у наставляемого ученика ориентации на достижение поставленных целей, совместно с наставником направленных на выбор специальности, деятельности в течение всей жизни, определение дальнейшего выстраивания жизненной карьеры [3].
Выбор наставника в среде учеников длительный во времени процесс изучения потенциальных наставников, выявления качеств, позволяющих ему в достижении успехов в различных видах деятельности. Изучение деятельности успешных учеников, наблюдения их поведения, выявление обучающихся, способных к наставнической деятельности, определяет психологический портрет наставника-ученика, включающий его качества:
1. Обладает качествами лидера и организатора, оригинальным мышлением, которое применяет в любом виде деятельности.
2. Принимает активное участие непосредственно в процессе обучения, демонстрирует высокие образовательные результаты.
3. Является победителем олимпиад, конкурсов и соревнований разного уровня.
4. Мотивирован на инженерные, рабочие востребованные профессии региона.
5. Является участником общественных организаций или объединений.
Ролевые взаимодействия внутри модели «Ученик - Ученик» вариативно различаются с учетом дефицитов наставляемого и ресурсов наставника. Применяются следующие варианты создания и развертывания деятельности наставнических пар:
1. Пара «успевающий -неуспевающий».
2. Пара «лидер -пассивный».
3. Пара «равный -равному».
4. Пара «добившийся успеха - стремящийся к успеху».
Рассмотрим опыт реализации каждого вида взаимодействия наставников и наставляемых в модели наставничества «Ученик-ученик», полученный в ходе реализации инновационного проекта.
Деятельность в паре «успевающий - неуспевающий» дает возможность поддержки наставляемого для формирования пути к основной цели: достижение образовательных результатов.
В настоящее время существует тенденция увеличения числа девятиклассников, не получивших аттестаты. И большинство из них, было мотивировано на продолжение обучения в средних профессиональных организациях (СПО). Эти обучающиеся видят себя в будущем с хорошей рабочей профессией.
В наставнической паре «успевающий - неуспевающий» роль наставника является весьма значительной, поскольку свои знания, умения, способы и возможности самореализации наставник должен передать тому, кто находится на ступени ниже, но готов принять помощь и учиться дополнительно для достижения успеха. Основой взаимодействия в паре является стойкое желание, стремление к достижениям наставляемого-неуспевающего и желание делиться способностями наставника-успевающего. Пара «успевающий - неуспевающий» проходит 3 этапа до достижения успеха, что представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Схема взаимодействия пары «успевающий -неуспевающий»
Сотрудничество начинается с момента, когда наставник находится на более высокой ступени
успеха. На первом этапе взаимодействия он и обучает, и дает пояснения, и делает задания вместе с наставляемым до момента обретения им понимания материала, который прежде был запущен. Одновременно наставляемый шлифует свои знания и умения, приобретая начальные педагогические компетенции, находясь на более близком уровне к наставляемому, нежели учитель.
На следующем этапе развития взаимоотношений наставляемый, воспринимающий должным образом наставника, копирует его манеру обучения, поэтому наставник дает пояснения на основе учебников и дополнительной литературы, возможно неоднократные, при выполнении практических задач, дает разъяснения для усвоения материала, поддерживает желание, стремление к обучению наставляемого.
Заключительный этап совместной деятельности наставника и наставляемого определяет достижение основного результата - умения приобретать и трансформировать знания, выполнять практические задания на основе полученных знаний. На заключительном этапе работы в союзе с наставником-успевающим неуспевающий наставляемый достигает возможного максимума, приобретает новые качества и продолжает успешную самостоятельную деятельность.
Данное взаимодействие позволило в лицее свести к минимуму не сдающих экзамен в основной период девятиклассников, и отсутствию допущенных к государственной итоговой аттестации обучающихся.
Взаимодействие в паре «лидер - пассивный» определяется организацией психоэмоциональной поддержки в момент мотивации на инженерные и рабочие профессии, адаптации в коллективе, а также привлечения пассивного обучающегося к различным видам деятельности и развитию лидерских навыков коммуникации, креативности, творчества.
Обучающиеся 9-х классов, пройдя в 8 классе обучение по сетевой дополнительной общеразви-вающей программе «Карьерная Профнавигация» становятся теми, кто помогает пассивным восьмиклассникам определиться с выбором профессии, мотивируют их на пробу своих сил, возможностей в рамках сетевой программы дополнительного образования на базе современно оснащенной материальной базы СПО.
Лидер всегда в центре событий, он обладает соответствующим психотипом человека, является весьма активным, ведет интенсивную жизнь и старается выразить применение собственной активности в лидерском движении, проявлении своих лидерских качеств, поскольку активному человеку сделать это легче в силу своих качеств.
Типология лидерства Л.И. Уманского [5] определяет шесть типов-ролей: из них 4 типа - это активные лидеры: организатор; инициатор; генератор эмоционального настроя; лидер-эталон, а два типа, соответствуют лидерам пассивным, обычно до какого-то времени себя не проявляю-
щих: лидер-эрудит, который отличается обширностью знаний и лидер-мастер, умелец, являющийся специалистом в каком-то виде деятельности. Стоит отметить и определить еще один типаж, наблюдаемый сегодня в обществе: лидер - патриот, скрытый герой, отличающийся поступками, которые удивляют окружающих своей чистотой, патриотизмом, достойным поведением по отношению к близким и более старшим людям, уважением к власти. Лидер-патриот выявляется в процессе общения, он поддерживает своим спокойствием, внутренней устойчивостью сформированных взглядов на жизнь и жизненных принципов, личностных качеств, незримых достижений.
Взаимодействие между активным, состоявшимся, проявляющим себя лидером и пассивным учеником определяется в процессе наставничества, основанном на общении, выявления желаний и пристрастий в деятельности на основе предлагаемого пробного места в коллективе и окончательного выбора профессии, что показано на рисунке 3.
Рис. 3. Схема взаимодействия пары «лидер -пассивный»
Таким образом, путем взаимодействия активного лидера и пассивного ученика, подбора проб деятельности пассивного обучающегося в коллективе, определяется траектория профессионального самоопределения. В результате работы наставника, выявления наиболее близкой, соответствующей типажу роли каждого пассивного ученика на основе выявленных пристрастий, возможностей, способностей, простраивается его активная деятельность.
Данное взаимодействие позволяет мотивировать учащихся на получение престижных, релевантных специальностей в СПО после девятого класса. На протяжении нескольких лет более 45% выпускников лицея выбирают рабочие специальности, востребованные в регионе. А затем обучающиеся, мотивированные на получение инженерных специальностей, продолжают обучение в вузах, совмещая учебу с работой.
Сотрудничество в паре «равный - равному» предполагает обмен навыками для принятия совместных решений, так как критический взгляд наставника наряду с креативным мышлением наставляемого дает возможность поддержки, взаимовыручки в совместной работе над проектом, в подготовке к конкурсам и олимпиадам.
Одним из мотиваторов на востребованные инженерные и рабочие технические специальности в нашем лицее является участие во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. Когда ученик, имеющий опыт участия в олимпиадах,
сз о со "О
1=1 А
—I
О
сз т; о т
О от
З
и о со
продолжает совершенствовать свои навыки и подключается к подготовке дебютантов.
Взаимодействие в паре «равный - равному» возникает в подготовке к олимпиадам, конкурсам, в проектной деятельности, когда ученик, уже имеющий опыт участия передает его равному по уровню, обращая его внимание на особенности, требуемые именно для этого конкурса, для этого проекта. Пара находится на одному уровне, но наставник, уже получивший ранее знания и умения готов и способен передать их наставляемому, способному слышать, слушать, воспринимать и повторять. Одновременно наставляемый способен в момент получения информации, определить новые пути в решении проблемы подготовки или деятельности в проекте, улучшить саму систему подготовки, а наставник готов принять предлагаемую информацию, интерпретировать ее, что представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Схема взаимодействия пары «равный -равному»
Взаимодействуя в равных условиях, наставник и наставляемый, находящиеся в связке «равный -равному» способны улучшить результаты за счет совместной деятельности, обмена идеями, мнениями в поиске новых совместных выводов в совокупности принимаемых решений.
Наставник формирует деятельность в последовательном применении знаний, умений, передачи опыта: «покажу, научу»: вовлекает в совместную деятельность подопечного: «рассмотрим новые возможности, варианты, предложения, вместе примем решение».
В подготовке к олимпиадам, конкурсам, в совместной проектной деятельности формируется последовательность действий наставляемого: «смотрю, учусь, предлагаю, рассматриваем, принимаем решение».
Данное взаимодействие позволяет на протяжении нескольких лет нашему лицею входить в пятерку лучших школ по подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников потехно-логии и нацеливать учащихся на рабочие и инженерные специальности.
Контактное общение в паре «добившийся успеха - стремящийся к успеху» дает возможность изучения пути добившегося успеха ученика наставляемому и выстраивания наставляемым собственного пути к успеху, выявления и формирования собственных способов достижения успеха.
Участвуя в движении «Молодые профессионалы», сейчас это движение «Профессионалы» в рабочих компетенциях, и добившись значительных результатов, победители и призеры по регламен-
ту не имеют права дважды сами выступать в компетенциях, но имея уникальный опыт подготовки с наставником - экспертом, они переходят в разряд наставников, тем самым продолжая самосовершенствоваться.
Ученик-наставник, добившийся успеха участием в конкурсах, олимпиадах, получивший опыт представления своих достижений, способный определить собственную сферу улучшений в движении вперед, должен иметь желание передать свой накопленный опыт наставляемому, который, в свою очередь становится поддержкой для наставника, что представлено на рисунке 5.
Рис. 5. Схема взаимодействия пары «добившийся успеха - стремящийся к успеху»
Добившийся успеха ученик, работая в качестве наставника, стремящийся оказать помощь в достижении успеха наставляемому, дает практические советы, по конкретным вопросам наставляемого: «Как сделать это? Как поступить в случае?»
В движении к успеху наставляемого успешный наставник формирует, и предоставляет наставляемому собственные наработки в форме лайфха-ков - краткие расшифровки о продвижении к достижениям.
В целом, постоянное общение принимает форму постоянных консультаций, которые позволят наставляемому найти собственный секрет успеха, сформировать свою траекторию движения к успеху.
Данное взаимодействие позволило лицею дважды войти в Топ 100 лучших образовательных организаций юниорского движения Агентства развития профессий и навыков.
Деятельность в стремлении к успеху несколькими разноплановыми наставническими парами уникальна и особо значима тем, что каждая пара формирует свои особенные качества, которые могут быть объединены для командного успеха.
Следует отметить, что для реализации данных моделей необходимы материально-технические условия, которые созданы втехнологическом лицее.
На базе лицея функционирует 11 площадок «Пробуй навык», оснащение которых дает возможность и раннего профессионального самоопределения, и подготовки профессионалов высокого уровня:
- токарные и фрезерные станки с ЧПУ;
- станки токарно-винторезные универсальные и станки горизонтально-фрезерные школьные;
- сверлильные и деревообрабатывающие станки;
- лазерные станки;
- промышленные одноигольные прямострочные швейные машины;
- промышленная одноигольная прямострочная швейная машина с обрезкой нити (автоматическое программирование строчки);
- высокоскоростная стачивающе-обмёточная пя-тиниточная швейная спецмашина;
- коверлок Evolution, оснащенный эксклюзивной электронной системой автоматической заправки нитей;
- бытовая швейная машина с электронным типом управления (позволяет выполнять 28 различных строчек);
- плоскошовная швейная машина.
- бытовая вышивальная машина (имеет компьютерный тип управления; в памяти машины 100 готовых дизайнов узоров);
- SD-принтеры, SD-сканеры;
- конструкторы ЛЕГО;
- интерактивные автономные панели;
- специализированные персональные компьютеры с мониторами, рассчитанными на работу в системе автоматизированного проектирования;
- комплекты оборудования для обучения в виртуальной и дополненной реальности нового поколения (с контроллерами);
- проектор с интерактивными возможностями сенсорного управления;
- плоттер для прорисовки раскладок лекал и моделирования в швейном производстве;
- программы автоматизированного проектирования с возможностью использования метода визуального программирования и др. Перечисленное выше интеллектуальное оборудование помогает школьникам осознать, что рабочая профессия будущего носит высокотехнологический характер, требует организации интеллектуального труда на основе широких знаний информационных технологий.
В процессе подготовки наставника-ученика важно, чтобы потенциальный подросток-наставник пришел к осознанию собственной мотивации к наставничеству, необходимости для его самореализации участия в процессе наставничества, и заявил себя в качестве наставника в банке наставников. Одновременно выявляются ученики, которым необходимы наставники.
Каждый потенциальный наставник-ученик при участии куратора и под его руководством проходит предварительную подготовку, в процессе которой куратор определяет готовность наиболее успешных учеников к взаимодействию в качестве наставников с другими обучающимися, привлеченными к взаимодействию в модели «Ученик-Ученик».
Для осуществления наставнической деятельности, ученикам-наставникам, необходимо создать план взаимодействия, в котором учитываются аспекты личных запросов наставляемого.
Разработка плана наставника выстраивается на применении принципа: «обучаясь сам, обучаю другого», обеспечивающее развитие с помощью рефлексии наставника, который на основании вы-
явленных дефицитов, приобретает способность передавать свой опыт.
Индивидуальный план наставничества состоит из вводной, основной, заключительной частей.
Вводная часть плана включает мероприятия, отражающие организацию мероприятий наставничества: знакомство наставника и наставляемого; формирование полномочий, обсуждение возможных мероприятий в наставничестве, утверждение плана.
Основная часть плана содержит мероприятия, необходимые для реализации в достижении поставленной цели в наставничестве.
Заключительный раздел определяет мероприятия, направленные на подведение итогов проделанной работы, анализа и оценки наставничества.
Таким образом определяется унифицированная форма плана взаимодействия, которая содержит необходимые компоненты планирования. Унифицированная форма плана дает возможность краткосрочной разработки индивидуальных планов наставников и наставляемых, с учетом их интересов на основе организации деятельности в наставничестве, формируемой с применением некоторых форм взаимосвязи с наставником (таблица 1).
Таблица 1. Унифицированная форма плана наставника и наставляемого
№ Вид мероприятия Форма проведения
Вводный раздел
1.1 Встреча «Знакомство, тестирование, определение дефицитов» Занятие офлайн
1.2 Встреча «Формирование полномочий, личное планирование Занятие офлайн
Основной раздел
3.1 Мастер - классы по компетенции Занятие офлайн
3.2 Навыки «XXI века». Практические занятия 4К: Развитие речи. Взаимодействие. Критическое мышление. Игра «Ситуация» Самостоятельно, предоставление решений
3.3 Практикум «Движение вверх, или шесть шагов к успеху» Занятие офлайн, онлайн
3.4 И другое
Заключительный раздел Занятие офлайн,
4.1 Участие в открытом мероприятии. Публичное подведение итогов Предоставление результатов программы наставничества По графику ОО, офлайн
Многогранная подготовка ученика - потенциального наставника не дает возможности одновременного формирования опыта взаимодействия с подопечным. Отсутствие достаточного опыта в осуществлении наставничества у потен-
сэ о со "О
1=1 А
—I
О
СЗ т; о m
О от
З
ы о со
циальных наставников-учеников определяет особую роль куратора в модели «ученик-ученик».
Куратор - это педагог, который наблюдает за ходом наставнического взаимодействия, готовый всегда помочь дойти до конца и получить максимальный результат, незримо осуществляющий контроль.
Наставники - это ученики, которые сопровождают, помогают, делятся, двигаются быстрее.
Ученики-наставники, имеющие высокие достижения в рамках различного уровня соревнований, конкурсов, олимпиад, совместно с учителями-кураторами, создают и применяют в наставничестве собственные разработки мероприятий. Для активной, упорядоченной, унифицированной деятельности формируется объектный ПУЛ - набор готовых к использованию методических продуктов, разработки которого в дальнейшем применяют ученики-наставники.
Внедрение системы наставничества через первоначальную модель «Учитель-Ученик» формирует практический опыт наставников-учителей и дает возможность обучения и становления учеников-наставников под руководством учителей-кураторов. Ученики-наставники под руководством учителей-кураторов организуют сеть наставничества, охватывающую большую часть школьников образовательной организации в деятельности наставнических пар в зависимости от выявленных потребностей, чем достигается целевой показатель наставнической деятельности (не менее 70%) в объединенной команде образовательной организации, включающей учителей и учеников.
Эффективность реализуемой модели «Ученик - ученик» подтверждают достижения обучающихся лицея в 2022/2023 учебном году:
- Всероссийская олимпиада школьников - 134 победителя и призера на муниципальном этапе, 26 победителей и призеров на региональном этапе, 1 призер на заключительном;
- Открытый региональный чемпионат «Профессионалы» - 16 медалей;
- Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» - 87 призеров;
- I Всероссийская олимпиада по естественнонаучной грамотности - 12 призеров и победителей.
Это неполный перечень достижений обучающихся лицея, но наиболее важным результатом является успешная социализация выпускников лицея, осознанно выбирающих профессии, в том числе востребованные в регионе.
Таким образом, опыт МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» по реализации методологии наставничества доказывает реалистичность и эффек-^ тивность вовлечения 70% обучающихся в различен ные формы сопровождения и наставничества при ~ условии использования модели «Ученик - учеса ник». Реализация данной модели позволяет эф-£ фективно решать задачи по профессиональной ^ ориентации обучающихся.
Литература
1. Блинов В. И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. -С. 4-18. - Режим доступа: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument (дата обращения: 07.11.2023).
2. Медведев Я.В. Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике // Человек и образование. - 2021. - № 4(69). -Режим доступа: http://ras.jes.su/human-edu/ s181570410018647-6-1 (дата обращения: 07.11.2023).
3. О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций // Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 (с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся...). -Режим доступа: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_347071/ (дата обращения; 23.01.2023).
4. Паспорт Национального проекта «Образование». - Режим доступа: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base = LAW&n = 319308&dst = 0&edi-tion=etD&rnd=Q2DcbtTiwsMEFcs41#Gk2dbt-T2DRLcTUW11 (дата обращения; 23.01.2023).
5. Уманский Л. И. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения в контактных группах школьников и студентов. Вопросы психологии коллектива школьников и студентов // Науч. труды пед. ин-та. - 2000 - С. 5-17
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE "STUDENT-STUDENT" MENTORING MODEL IN A TECHNOLOGICAL LYCEUM: ASPECTS OF SELF-DETERMINATION IN THE CHOICE OF WORKING SPECIALTIES
Aichuvakova E.R., Zaitseva G.V., Chipysheva L.N.
Municipal budgetary educational institution "Lyceum No. 120 of Chelyabinsk", Municipal budgetary institution of additional Vocational Education "Center for the Development of Education of the city of Chelyabinsk"
The article reveals the method of introducing the mentoring system of the "Student-Student" model, taking into account traditional and newest methods of mentoring activities in vocational education for the purpose of self-determination of students in the world of blue-collar professions in a technological lyceum. The authors reveal the stages of implementation of mentoring methodology from the "teacher-student" model to the "student-student" model, the conditions for involving students in the team of mentors. The publication presents methods for training student mentors, the activities of teacher-supervisors based on planning mentoring activities, summarizes practical experience in organizing the activities of mentoring pairs "successful - unsuccessful", "leader - passive", "peer - equal", "successful - striving for success", the content of mentoring practices and interaction patterns in each pair are proposed, and the material and technical conditions necessary for the implementation of the mentoring methodology for the purpose of self-determination in the field of high-tech working professions of the future are determined.
Keywords: technological lyceum, career guidance, mentoring, student-student model, high-tech blue-collar professions, professional self-determination.
References
1. Blinov V.l., Yesenina E. Yu., Sergeev I.S. Mentoring in education: we need a well-sharpened tool // Professional education and the labor market. - 2019. - No. 3. - P. 4-18. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/ri/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument (access date: 11/07/2023).
2. Medvedev Ya.V. Development of the phenomenon of "mentoring" in pedagogical science and practice // Man and Education. - 2021. - No. 4(69). - Access mode: http://ras.jes.su/hu-man-edu/s181570410018647-6-1 (access date: 11/07/2023).
3. On the direction of the target model of mentoring and methodological recommendations // Letter of the Ministry of Education of Russia dated January 23, 2020 No. MR-42/02 (with "Methodological recommendations for the implementation of the methodology (target model) of mentoring students...). - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347071/ (date of access; 01/23/2023).
4. Passport of the National Project "Education". - Access mode: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc&base=LAW&n=319308&dst=0&edition=etD&rnd=Q2D-cbtTiwsMEFcs41#Gk2dbtT2DRLcTUW11 (date of access; 01/23/2023).
5. Umansky L.I. On the problem of leadership and its experimental study in contact groups of schoolchildren and students. Questions of psychology of schoolchildren and students // Scientific. works ped. in-ta. - 2000 - P. 5-17