Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМО / ДИСГРАФИЯ / БЕЗОТРЫВНОЕ ПИСЬМО / СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ / КИНЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / ЗАМЕНА БУКВ / СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муратова А.В.

Статья посвящена актуальной теме - проблеме развития навыков письма у младших школьников. Основное внимание уделяется коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Преодоление дисграфии у младших школьников потребовало углубленного исследования. Для детального изучения темы был изучен уровень развития навыков письма у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-559748 Муратова А.В., Васильева М.И.

Особенности нарушения навыка письма у детей младшего школьного возраста

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме - проблеме развития навыков письма у младших школьников. Основное внимание уделяется коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста. Преодоление дисграфии у младших школьников потребовало углубленного исследования. Для детального изучения темы был изучен уровень развития навыков письма у детей младшего школьного возраста.

I Ключевые слова: дисграфия, письмо, безотрывное письмо, смешанная дисграфия, кинетические ошибки, замена букв, слитное написание слов.

В настоящее время одной из наиболее острых проблем в начальной школе является проблема нарушения письменной речи. Нестойкие, единичные ошибки в письменной речи могут возникнуть в следствии незнания грамматического материала или в результате стрессовых речевых ситуаций. В этих случаях решение проблем кроется в изучении методик орфографии и пунктуации, методик развития связной речи. Если проявление ошибок носит систематический, устойчивый характер, то речь идет о наличии у младшего школьника дисграфии [6, с. 57].

Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы); при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строк (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, А.Н.Корнев, И. Н. Са-довникова и др.).

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается значительным ростом количества обучающих-ся-дисграфиков. Проблема нарушений письменной речи у обучающихся - одна из самых актуальных, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний обучающимися.

Письмо - сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - ре-чедвигательного, слухового, зрительного, рукодвига-тельного. Становление письменной речи - сложный и длительный процесс, сложный по структуре самого

акта письма, и по структуре формирования данного навыка, и психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Сформированность навыка письма в норме зависит от того, насколько развиты и сформированы все речевые и неречевые функции, относящиеся к правильному образованию процесса письма. К таковым относятся: нормированное звукопроизношение, дифференциация фонем, фонематический, слоговой, языковой и зрительный анализ и синтез, лексико-грамматическая система речи и пространственные представления [3, с. 85].

Если какая-либо функция окажется несформиро-ванной, то это может привести к нарушению письма. Данный вид нарушения письма характеризуется распадом или недоразвитием высших психических функций, которые отвечают за сам процесс письма и именуется как дисграфия [8, с. 94]. Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых у ребенка, переступившего порог школы. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися начальных классов школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека [5, с. 75].

Целенаправленное преодоление дисграфии у младших школьников потребовало углублённого исследования. Проводилось изучение уровня развития навыков письма у детей младшего школьного возраста и определение особенностей нарушений навыков письма у детей младшего школьного возраста.

Эмпирическое исследование проводилось на базе МОБУ «ООШ №>1» в период с 15.10.2022 по 15.04.2023 гг. В исследовании участвовало 20 детей младшего школьного возраста. Для выявления уровня развития навыков письма у детей младшего школьного возраста мы использовали методику И.Н Садовниковой, включающую себя диагностические задания: «Слуховой диктант»; «Списывание с печатного текста».

Педагогика

i

Анализ результатов исследования показал, что в процессе написания диктанта и списывания у всех учащихся младших школьников имеется большое количество ошибок. Детьми были допущены следующие виды ошибок: замена букв, обозначающих шипящие и свистящие звуки выявлены у 50% учащихся. Примеры: «щебет - чебет, ищет - ичит» (Катя А.), «птичий - пти-ший» (Сережа В., Лиза А.), «корзинке - корщинке» (Коля У), «рыжики - рышеки» (Максим К.).

Замены букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные звуки, выявлены у 40% учащихся младших школьников. Примеры: «поганки - поханки» (Маша П.), «гриб - грип» (Слава Б.), «в тени - в дени» (Сережа В.), «ищет - ищед» (Лиза А.). Пропуски букв, обозначающих согласные звуки. Примеры: «слышен -сышим» (Катя С.).

Слитное написание служебных частей речи, выявлены у 30% учащихся младших школьников. Примеры: «не каждый - не каждый», «на хорошие грибы - нахо-

Анализ основных ошибок при н

рожие гребы» (Максим К.), «в корзинке - в корзинке» (Катя А.), «на хорошие грибы - на грибы» (Лиза А.).

Кинетические ошибки:

а) добавление лишнего элемента: и-ш (Маша П., Данил Б.), ц-щ (Максим К., Маша П.) выявлены у 40% учащихся младших школьников;

б) недописывание элементов букв: «и, л, ш, у» выявлены у 40% учащихся младших школьников;

в) замена сходных по написанию букв: «Г - Р» (Лиза А.).

Орфографические ошибки: «Грибы-гребы» (Максим К.), «ядовитые-едовитые» (Маша П.), «корзинке-карзинке» (Катя А.).

Так же в написании диктанта встречались пропуски букв, слогов, слов, неправильно определялись границы предложения, допускались ошибки в окончаниях существительных, глаголов, наречий, написание имен и фамилий с маленькой буквы, добавление лишних букв в слово.

Таблица 1

исании диктанта и списывании

Виды ошибок Диктант Списывание

Абс. кол-во % Абс. кол-во %

Замены шипящих и свистящих 10 50 2 10

Замены звонких и глухих 8 40 -

Замены гласных 6 30 -

Пропуск согласных при стечении 4 20 -

Слитное написание предлогов 6 30 -

Слитное написание союзов 2 10 -

Раздельное написание приставок 2 10 -

Добавление лишнего элемента 16 80 12 60

Не дописывание элемента 8 40 2 10

Пропуск букв 8 30 2 10

Пропуск слогов 4 20 - 10

Пропуск слов в предложении 4 20 -

Добавление лишних букв, слогов 4 20 2 10

Неправильное определение границ в предложении. 4 20 -

Как видно из таблицы 1, детям особенно плохо удавалось овладение правильным написанием букв в ситуации обучения безотрывному письму, что чаще всего приводило к добавлению лишних элементов к букве, ошибкам двигательного запуска (смешению букв по кинетическому сходству), неточности передачи графического образа букв, персеверациям.

В результате исследования было выявлено, что у детей младшего школьного возраста преобладает сме-

шанная дисграфия, для которой характерны такие особенности как:

- замены шипящих и свистящих;

- добавление лишнего элемента;

- замены звонких и глухих;

- не дописывание элемента;

- замены гласных;

- пропуск букв.

Литература

1. Айнетдинова И.Г. Особенности механизмов письменной речи у детей / И.Г. Айнетдинова, Н.М. Трубникова // Специальное образование. - 2008. - №12. - С. 9-17.

2. Бессонова Т.П. Развитие речи: учеб. для подгот. кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений V вида. (1 отд-ние) / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - 2. изд. - М.: Просвещение, 2000. - 207 с.

3. Гурьянов Е.В. Развитие навыка письма у школьников / Е.В. Гурьянов. - М.: Просвещение, 1990. - 45 с.

4. Жинкин Н. Механизмы речи / Н. Жинкин. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 2008. - 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.