Научная статья на тему 'Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса'

Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
976
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / TAX INCENTIVES / ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / PECULIARITIES OF TAXATION OF SMALL BUSINESSES / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / TAX BURDEN / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / SPECIAL TAX REGIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коростелёва Людмила Александровна

В статье рассмотрены основные принципы и специфика налогообложения малого бизнеса в зарубежных странах, применяемые налоговые стимулы и специальные системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коростелёва Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TAX POLICIES OF FOREIGN COUNTRIES IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS

The article describes the main principles and specifics of taxation of small businesses in foreign countries, tax incentives and special taxation system for small business entities.

Текст научной работы на тему «Особенности налоговой политики зарубежных стран в развитии малого бизнеса»

О.Г.Чирва, Н.Ю. Коган

РЫНОК ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ: ФОРМИРОВАНИЕ .

науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 60-63.

12. Суслов С.А. Законы растениеводства и земледелия // Вестник НГИЭИ. 2012. № 1. С. 119-130.

13. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.

14. Игошин А.Н. Зарубежный опыт поддержки сельского хозяйства в условиях членства во Всемирной торговой организации // Вестник НГИЭИ. 2013. № 9 (28). С. 35-46.

15. Черевко Г.В. Рациональное землепользование в условиях реформирования АПК // Современные проблемы экономики сельского хозяйства и АПК: Материалы Междунар. // Науч-практ. конф. в двух частях Сумской НАУ. Сумы: СНАУ. 2003. Ч.2. С. 282-287.

16. Черевко Г.В. Земля и рынок. Управление земельными ресурсами в условиях рыночной экономики // М.: НПФ «Украинские технологии». 2004. С. 28-35.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых» (231-95-1539)

THE LAND MARKET IN UKRAINE: FORMATION AND DEVELOPMENT

© 2014

O.G. Chirva, doctor of economic Sciences, associate Professor "Marketing and business management" N.Y. Kogan, Lecturer, Department of Marketing and Business Management

Uman State Pedagogical University named after Paul Tychiny, Uman (Ukraine)

Annotation: The article considers the market of agricultural land, as one of the most controversial and politicized issues of agrarian economy in Ukraine. Proposed a number of innovations and proposals that will have a positive impact on the land market, regulation of the agrarian market and mortgage lending system.

Keywords: Agricultural sector, agricultural enterprises, land, land market, land ownership, land use, mortgage loans, land market, land, agricultural land.

УДК 658.012.1

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАЗВИТИИ

МАЛОГО БИЗНЕСА

© 2014

Л.А. Коростелёва, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Королевский институт управления, экономики и социологии, Королев (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы и специфика налогообложения малого бизнеса в зарубежных странах, применяемые налоговые стимулы и специальные системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка малого бизнеса, малый бизнес, налоговые стимулы, особенности налогообложения малых предприятий, инновационная деятельность, налоговое бремя, специальные налоговые режимы.

Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в индустриальных странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития научно-технического прогресса [1].

Специфика малого бизнеса (социальная значимость и массовость) определила особенности его налогообложения в индустриальных странах, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. В различных странах при использовании специальных режимов налогообложения преследуются разные цели. Также различны обстоятельства, сопутствующие такому налогообложению, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков, отличаются возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций и степень коррумпированности властей. Все это определяет многообразие подходов к налогообложению малого бизнеса.

Изучение опыта индустриальных стран в области налогового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса показало, что одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предпри-

ятий в развитых странах, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения. Прогрессивная шкала налогообложения позволяет малым фирмам в период своего становления использовать минимальные ставки налога на прибыль. В дальнейшем, постепенно увеличив объемы производства, такие компании переходят на более высокие ставки, при этом чтобы предприниматели не были заинтересованы в искусственном сдерживании развития предприятий, наивысшая ставка налога на прибыль, как правило, несколько ниже предыдущей [2].

Особое внимание в развитых странах, в отличие от России, уделяется развитию малых инновационных предприятий. Осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.

На современном этапе практически во всех развитых индустриальных странах существует система налогового стимулирования инновационной деятельности малых компаний. Так, во Франции действует временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь созданные мелкие и средние научно-исследовательские фирмы [3].

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий, налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль, система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую

прибыль от инновационной деятельности [4]. Основные мероприятия по предоставлению налоговых льгот для малых предприятий, в развитых индустриальных странах отображены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные мероприятия по предоставлению налоговых льгот для малых предприятий, в развитых индустриальных странах

В налоговой практике развитых стран гораздо чаще применяется упрощенное налогообложение. Упрощенный режим налогообложения направлен в первую очередь на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства.

Таблица 2 - Примеры применения специальных налоговых режимов и их группировка в соответствии с применяемыми инструментами

— Назван:» налога или специального налогового режима, основанного на потенциальном доходе Группа, к которой по стандартно!! классификации

1 2 3

Аргентина Упрощенный режим для малых предприятий или единый налог Налоговый патент

Бразилия Упрощенный режим Налоговьш патент/налог с оборота

Китай Упрощенный китайский НДС для физических лиц Налог с оборота

ЮАР Налог с оборота Налог с оборота

Мексика Режим хтя малых налогоплательщиков Налог с оборота

Хорватия Налог на доходы от предпринимательской деятельности и от других источников Налог с оборота

Польша Налоговая карта Налоговый патент

Единовременный налог на доходы Налог с оборота

Россия Упрощенная система налогообложения на основе патентов Налоговьш патент

Упрошенная система налогообложения с базой в виде доходов Налог с оборота

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Налог на основе физических индикаторов

Украина Упрощенная система налогообложения - единый налог (для юридических лиц) Налог с оборота

Упрощенная система налогообложения - единый налог (для физических лиц) Налоговьш патент

Фиксированный налог Налоговый патент

Узбекистан Единый налоговый платеж Налог с оборота/налоговый патент

Казахстан Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей) на основе патента Налоговьш патент/налог с оборота

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей) на основе упрощенной налоговой декларации Налог с оборота

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (юридических лиц} на основе упрощенной налоговой декларации Налог с оборота

Киргизия Налог на основе добровольного патента Налоговьш патент

Упрощенная система налогообложегаи налогоплательщиков на основе единого налога Налог с оборота

В соответствии с этим режимом, индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в междуна-

родной практике таким налогом является НДС).

Также возможна замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малый бизнес, а также от возможных трудностей администрирования. База потока наличности является лучшей заменяющей базы налога на прибыль, а использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно только в тех случаях, когда преобладают вопросы эффективности налогового администрирования [5]. В налогообложении потенциального дохода используют один из двух инструментов: налог с оборота или патента. Ниже в таблице 2 приведены примеры применения специальных налоговых режимов и их группировка в соответствии с применяемыми инструментами.

Основополагающими принципами используемых в индустриальных странах специальных режимов для определенных видов деятельности является максимальное соответствие налогового бремени фактической доходности бизнеса и отсутствие дискриминирующих положений [3].

Таким образом, анализируя предпосылки формирования сильного малого бизнеса в зарубежной практике, следует отметить, что, секрет высокой значимости этого сектора в экономике развитых стран заключается в эффективной и результативной государственной политике, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства [6-19]. Специальные налоговые режимы в рамках общей системы налогообложения помогают занять место на рынке, укрепиться и развиться малым предприятиям. Для них это возможность стать полноценными участниками налоговых отношений, что способствует повышению благосостояния страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве / под. ред. А.В. Касьянова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. 360 с.

2. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.; 2007.

3. Матинов А.С. Применение специальных налоговых режимов субъектами малого бизнеса в системе налогообложения зарубежных стран // Финансовое право. 2005. N 4

4. Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.

5. Жидкова Е.Ю. Налоговое планирование и совершенствование системы налогообложения как составляющие развития предпринимательского сектора в РФ // Экономический анализ: теория и практика. 2008. N 3.

6. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.

7. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011. № 1 (40). С. 41-47.

8. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 20-22.

9. Шнайдер О.В., Усачев С.А. К вопросу анализа и оценки финансового состояния в условиях рыночной экономики // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 50-52.

10. Вахтина М.А. Особенности российской экономической ментальности // Философия хозяйства. 2011. № 3. С. 158-166.

11. Дубинина Н.А., Ланцман Е.Н. Анализ подходов к формированию промышленной политики // Актуальные

экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 144-151.

43

Страна Предоставляемые налоговые льготы малому бизнесу

Великобритания Дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода); пониженные ставки налога на социальные расходы; ускоренная амортизация; уменьшенный корпоративный налог.

Германия долговременные кредиты (на 15 лет) под невысокий процент (5-8 %).

США Налог на прибыль организаций уменьшают на 50 % - так называемый «бонус первого года»; государство погашает около 90% кредитов, взятых хозяйствующими субъектами на развитие малого бизнеса в первые три года деятельности организации; дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода).

Франция В течение первых двух лет малые предприятия не платят налоги в местный бюджет и освобождаются от сбора на акционерные общества; пониженная ставка подоходного налога; отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.

Япония Малое предприятие имеет право на льготный кредит, юридическую и техническую поддержку, оказываемую в специально созданных центрах; дифференцированные ставки налога на прибыль и НДС (размер ставки зависит от величины дохода).

12. Фролова О.А. Малые формы хозяйствования: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ.

2012. № 3. С. 144-162.

13. Черкасова В.А. Выбор оптимальной инвестиционной политики компании в условиях финансовых ограничений // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.

2013. № 3 (14). С. 69-74.

14. Князькина Е.В. Государственная поддержка как фактор эффективного функционирования малого строительного бизнеса в регионе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 82-85.

15. Вавилов Д.Л., Курганский А.А. Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и тенденции развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление.

2012. № 4 (11). С. 29-32.

16. Булавко О.А. Процесс формирования и основные инструменты реализации инвестиционно-промышленной политики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 19. С. 9-11.

17. Маркова О.В. Региональная инновационная система экономики и управление малым бизнесом // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 38-42.

18. Мальгин В.А. Рационализация взаимодействия власти и бизнеса в условиях институционально деформированной экономики // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 100-105.

19. Овчинников А.В. Инновационный механизм развития малого предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 96-101.

FEATURES OF THE TAX POLICIES OF FOREIGN COUNTRIES IN THE DEVELOPMENT

OF SMALL BUSINESS

© 2014

L.A. Korosteleva, postgraduate student of the Department "Accounting and audit"

Royal Institute of management, Economics and sociology, Korolev (Russia)

Annotation: the article describes the main principles and specifics of taxation of small businesses in foreign countries, tax incentives and special taxation system for small business entities.

Keywords: state support of small business, small business, tax incentives, peculiarities of taxation of small businesses, innovative activity, tax burden, special tax regimes.

УДК 657

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А. Кузнецов, аспирант кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Королевский институт управления, экономики и социологии, Королев (Россия)

Аннотация: В статье определена значимость поведения аудита в коммерческой организации. В современной практике как российского, так и западного аудита большое внимание уделяется предварительному планированию, которое начинается на подготовительном этапе.

Ключевые слова: планирование аудита, коммерческая организация, эффективная деятельность, инструменты аудита, аудиторская проверка.

Аудит деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ, правилами аудита, стандартами аудиторской деятельности, внутрифирменными стандартами аудиторской деятельности. «Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации» [1, с.7].

«Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций, представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работ аудиторских организаций, осуществлению и оформлению аудиторских услуг» [2,20]. Следует отметить, что в современной практике как российского, так и западного аудита большое внимание уделяется предварительному планированию, которое начинается на подготовительном этапе [3, с. 158].

Планирование аудита регламентируется Российским правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». В соответствии с ним, планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Планирование аудиторской проверки должно начинаться с изучения деятельности и среды, в которой организация осуществляет свою деятельность, а также стадий ее развития (жизненного цикла).

В соответствии с правилом (стандартом) N 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» «Аудитор должен изучить дея-

тельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур».

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита, таких, как:

а) установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;

б) рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

в) выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;

г) определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица для использования их при выполнении аналитических процедур;

д) планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.