Научная статья на тему 'Особенности начального этапа развития исполнительских навыков учащихся-флейтистов в учреждениях дополнительного образования детей'

Особенности начального этапа развития исполнительских навыков учащихся-флейтистов в учреждениях дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / музыкальное образование / исполнительское мастерство / постановка / игровой аппарат / флейта / methodology / musical education / performance skills / staging / game apparatus / flute

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Н.А.

Статья посвящена обзору методических принципов обучения игре на флейте на начальном этапе развития исполнительских навыков учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Приводится перечень методических приёмов обучения, актуальных как в прошлом, так и на сегодняшний день. Определяется и формулируется конечная цель обучения учащихся-флейтистов в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой не только непосредственно освоение специфических исполнительских навыков, но и развитие способностей учащихся к творческой, продуктивной деятельности. Раскрываются критерии оценки профессионального мастерства будущих музыкантов, складывающиеся из технического и художественного аспектов. Исходя из рассмотренных вопросов, делается вывод: в настоящее время наиболее актуальной является систематизация навыков игрового комплекса в процессе музыкальной деятельности и разделение их на отдельные компоненты, а также организация целенаправленной учебной деятельности для наиболее эффективного формирования исполнительских навыков и эстетического развития личности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the initial stage of development of the performing skills of students-flutists in institutions of additional education for children

The article is devoted to the review of the methodological principles of teaching the flute at the initial stage of the development of performing skills of students in institutions of additional education of children. A list of teaching methods that are relevant both in the past and today is provided. The final goal of teaching flutist students in institutions of additional education is defined and formulated, which is not only the direct development of specific performing skills, but also the development of students ' abilities for creative, productive activities. The criteria for assessing the professional skills of future musicians, consisting of technical and artistic aspects, are revealed. Based on the considered issues, the conclusion is made: at present, the most relevant is the systematization of the skills of the game complex in the process of musical activity and their division into separate components, as well as the organization of purposeful educational activities for the most effective formation of performing skills and aesthetic development of the students ' personality.

Текст научной работы на тему «Особенности начального этапа развития исполнительских навыков учащихся-флейтистов в учреждениях дополнительного образования детей»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-652-658

Особенности начального этапа развития исполнительских навыков учащихся-флейтистов в учреждениях дополнительного образования детей

Н.А. Старостина

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: sie111263@rambler.ru

Ключевые слова: методика, музыкальное образование, исполнительское мастерство, постановка, игровой аппарат, флейта.

Key words: methodology, musical education, performance skills, staging, game apparatus, flute.

Резюме: Статья посвящена обзору методических принципов обучения игре на флейте на начальном этапе развития исполнительских навыков учащихся в учреждениях дополнительного образования детей. Приводится перечень методических приёмов обучения, актуальных как в прошлом, так и на сегодняшний день. Определяется и формулируется конечная цель обучения учащихся-флейтистов в учреждениях дополнительного образования, представляющая собой не только непосредственно освоение специфических исполнительских навыков, но и развитие способностей учащихся к творческой, продуктивной деятельности. Раскрываются критерии оценки профессионального мастерства будущих музыкантов, складывающиеся из технического и художественного аспектов. Исходя из рассмотренных вопросов, делается вывод: в настоящее время наиболее актуальной является систематизация навыков игрового комплекса в процессе музыкальной деятельности и разделение их на отдельные компоненты, а также организация целенаправленной учебной деятельности для наиболее эффективного формирования исполнительских навыков и эстетического развития личности учащихся.

Abstract: The article is devoted to the review of the methodological principles of teaching the flute at the initial stage of the development of performing skills of students in institutions of additional education of children. A list of teaching methods that are relevant both in the past and today is provided. The final goal of teaching flutist students in institutions of additional education is defined and formulated, which is not only the direct development of specific performing skills, but also the development of students ' abilities for creative, productive activities. The criteria for assessing the professional skills of future musicians, consisting of technical and artistic aspects, are revealed. Based on the considered issues, the conclusion is made: at present, the most relevant is the systematization of the skills of the game complex in the process of musical activity and their division into separate components, as well as the organization of purposeful educational activities for the most effective formation of performing skills and aesthetic development of the students ' personality.

[Starostina N.A. Features of the initial stage of development of the performing skills of students-flutists in institutions of additional education for children]

На сегодняшний день существенно возрос интерес к разработке проблем, связанных с современной практикой искусства игры на духовых инструментах. Также в последние десятилетия увеличивается популярность флейтового исполнительства. В нашей стране развитие и совершенствование методики игры и обучения на духовых инструментах, в частности, на флейте, представляет собой сложный и длительный исторический процесс. Однако, несмотря на богатую историю и существование множества методов и приемов обучения игре на флейте, не выработано единого эффективного подхода к обучению. Как педагоги, так и исполнители находятся в непрерывном поиске новых технических и методических приемов, которые могли бы улучшить технологию формирования и развития исполнительских навыков. Вследствие развития и углубления интереса к флейте как к инструменту появилось значительное количество течений в методике преподавания. Несмотря на это, современные требования подразумевают необходимость выдерживать баланс между виртуозным владением техникой игры и способностью учащегося к собственному творческому прочтению музыкального материала. Современный подход к образовательному процессу предполагает взаимодействие между учащимся и педагогом, а также формирование требуемого комплекса исполнительских умений и навыков в рамках актуальных научных знаний о педагогике, психологии и физиологии.

Крайне важным в формировании основных навыков исполнения и развитии музыкального слуха является начальный период обучения игре на флейте. Чрезвычайно большое значение в систематизации данных в области теории и практики обучения игре на духовых инструментах имеет работа профессора Московской консерватории, кларнетиста С.В. Розанова, который сформулировал ряд методических принципов, актуальных и на сегодняшний день. Важнейшие из них следующие:

- развитие технических навыков учащихся должно проходить в тесной связи с художественным развитием;

- в процессе работы учащихся над музыкальным материалом необходимо добиваться его сознательного усвоения;

- в основу правильной постановки игры на музыкальном инструменте должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих в процессе игры (Розанов, 1938: 22).

Инициатором процесса обновления и становления отечественной методики преподавания игры на флейте стал композитор, флейтист и дирижер В.Н. Цыбин. Его педагогические труды оказали влияние на всю русскую флейтовую школу. Продолжил музыкально-педагогическое дело его ученик Н.И. Платонов, впоследствии - профессор Московской консерватории. Н.И. Платонов на протяжении многих лет читал курс методики и сумел обобщить многие достижения отечественной педагогики и исполнительского искусства.

В процессе обучения детей в учреждениях дополнительного образования происходит как непосредственное освоение исполнительских навыков, так и творческое развитие учеников. Исполнительский процесс является сложным психофизиологическим действием, в котором участвуют сознание и физические усилия исполнителя, причем решающая роль в этом процессе принадлежит разуму исполнителя, его сознательному отношению к исполнению и всевозможным действиям для достижения намеченной художественной цели (Диков, 1962: 14).

. Полноценное развитие и воспитание исполнителя подразумевает под собой способность к творческой, продуктивной деятельности в противовес деятельности репродуктивной, представляющей из себя воспроизведение заданных образцов. Художественное воспроизведение музыки не должно ограничиваться сугубо передачей замысла композитора, оно должно отражать и личность самого исполнителя, его индивидуальные свойства - музыкальные способности, темперамент, эмоциональность, особенности характера, волевые качества и другие личностные признаки. Способности к самостоятельному продуктивному творчеству развиваются у учащихся в процессе диалогового взаимодействия с педагогом.

Музыка, как и любое из искусств, находится в непрерывном развитии и трансформации, в связи с чем профессиональное мастерство исполнителей-флейтистов регулярно становится предметом дискуссий. Однако можно констатировать, что критерии оценки профессионального уровня флейтиста складываются из художественного и технического аспектов. Техническую сторону составляют: чистота звука, корректное использование средств музыкальной выразительности, учет стилистических и жанровых особенностей исполняемого музыкального материала, эмоциональная выразительность и артистизм исполнения. Помимо этого, музыканту необходимо обладать знаниями в области теории музыки, истории музыки, а также высоким уровнем музыкальной культуры. В связи с этим работа с учащимися-флейтистами в учреждениях дополнительного образования направлена на формирование будущего профессионального мастерства и является сложным процессом объединения слуховых, моторных и сенсорных компонентов. Формирование полноценного музыканта невозможно без прочного усвоения им необходимых технических умений, поэтому в процессе обучения важно уделять повышенное внимание специфическим исполнительским навыкам.

Игра на любом музыкальном инструменте требует координации целого ряда компонентов: слуха, зрения, памяти, волевых усилий, двигательного чувства, музыкально-эстетических представлений (Диков, 1962: 10).

Освоение различных видов исполнительской деятельности подразумевает формирование у учащихся необходимого комплекса знаний, умений и навыков. Следовательно, в образовательном процессе необходимо уделять особенное внимание специфическим исполнительским навыкам. В случае с учащимися-флейтистами это будут: постановка игрового аппарата, постановка исполнительского дыхания, формирование артикуляционного аппарата, постановка рук и корпуса, развитие слуховых навыков и верное извлечение звука. От педагога требуется сформировать у учащегося необходимые знания и умения, а также контроль над физиологическим и исполнительским процессом с помощью слуха и сознания. Для этого необходимы теоретические знания основ возрастной физиологии и психологии, а также практические технические упражнения, которые направлены на развитие специализированных умений и навыков учащегося-флейтиста. В качестве результата начального этапа обучения игре на флейте может выступать готовность учащихся к музыкально-исполнительской деятельности, включающей в себя четыре составляющих: аксиологический, деятельностный, когнитивный и творческий компоненты. Процесс работы над музыкальным произведением включает в себя три стадии, требующих специфической мыслительной деятельности. На первой из них исполнитель формирует для себя предварительный образ произведения, отражающий стиль и характер музыки, особенности ритма, возможные технические затруднения. Именно на этом этапе возникает собственный общий замысел произведения, без детализации и частностей. На второй стадии происходит конкретизация исполнительского замысла относительно звучания, ритма, темпа, динамики, фразировки и прочих компонентов. Третья же стадия наступает в тот момент, когда начинается проигрывание музыкального материала от начала до конца и исполнитель переходит к целостному восприятию произведения (Диков, 1962: 82).

Важнейшим из условий формирования исполнительского мастерства является ориентация на индивидуальные особенности личности учащегося, его природные задатки и способности. Наиболее успешный результат обучения достигается при личном контакте педагога и учащегося в процессе диалогизации в противовес авторитарному педагогическому подходу. Известный российский культуролог, профессор М.С. Каган определяет суть диалога следующим образом: «Диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; взаимную дополнительность позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога» (Каган, 1988: 152).

На сегодняшний день система музыкального образования сочетает в себе музыкальное обучение, воспитание и развитие. Методика обучения игре на флейте является частью музыкально-педагогической науки и заключает в себе практические навыки по руководству и педагогической организации процесса освоения игры на конкретном музыкальном инструменте с учетом его особенностей. Непосредственно на занятии педагог руководит процессом формирования исполнительских навыков учащихся, но крайне важна и их самостоятельная работа для повторения и закрепления пройденного, и совершенствования выработанные технические навыки. Современный педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования строится как с применением методов общей педагогики, таких как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, так и с применением специфических музыкальных методов, таких как метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке и прочие. При этом используемые методы и образовательные технологии должны соответствовать определенным требованиям: адекватность природе музыкального искусства; психолого-педагогическая целесообразность; соответствие возрасту и интересам учащихся; диагностическая оснащенность (Бодина, 2020: 23).

Таким образом, в процессе проведения анализа состояния современной флейтовой школы, можно отметить, что практика обучения и формирования исполнительских навыков у учащихся несколько опережает теорию и методику преподавания. Наиболее заметно недостаток исследований процесса формирования игровых навыков проявляется на начальных этапах музыкального образования. Следовательно, актуальной является систематизация навыков игрового комплекса в процессе музыкальной деятельности и разделение их на отдельные компоненты. В сочетании с организованной и целенаправленной учебной деятельностью это образует эффективный способ формирования исполнительских навыков учащихся, а также способствует гармоничному эстетическому развитию личности.

ЛИТЕРАТУРА

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. 2014. Теория музыкального образования: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2014: 35-57.

Блок О.А. 2012. Психология и педагогика музыкального творчества: Учебное пособие. М.: МГУКИ. 232 с.

Бодина Е.А. 2020. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века: Учебник для вузов. М.: Юрайт. 333 с.

Диков Б.А. 1962. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз. 96 с.

Каган М.С. 1988. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. - Политиздат. 136 с.

Розанов С.В. 1938. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. М.: Музгиз. 108 с.

Торопова А.В. 2010. Музыкальная психология и психология музыкального образования 3-е изд., испр. и доп. М.: Графпресс. 240 с.

Получена / Received: 03.04.2021

Принята / Accepted: 03.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.