Научная статья на тему 'Особенности мотивов учебной деятельности студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования'

Особенности мотивов учебной деятельности студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1313
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / АДЕКВАТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / MOTIVES IN GETTING PROFESSION / STUDENTS / HIGHER EDUCATION / STUDYING / ADEQUACY OF PROFESSIONAL CHOICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Вячеслав Игоревич, Киселева Наталья Станиславовна, Скороход Александра Сергеевна

В статье рассматривается специфика мотивов учебной деятельности студентов, обучающихся на факультете психологии и педагогики. У данных студентов наиболее выражен мотив овладения профессией, в то время как у студентов факультета истории и социальных наук сильнее выражен мотив получения диплома. Кроме того, студенты, обучающиеся на факультете психологии и педагогики, отмечаются как более адекватно выбравшие профессию по сравнению со студентами факультета истории и социальных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Вячеслав Игоревич, Киселева Наталья Станиславовна, Скороход Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of motives of educational activity of younger courses students of educational institution of higher education

The article illustrates higher motives in getting profession of the psychological and pedagogical in comparison with the students of other specialities. (The students of history and social sciences are motivated mainly by obtaining the diploma). The given data implies the necessity in special trainings to force the further intentions in developing professional motivation.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивов учебной деятельности студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.953 : 371.212

В. И. Попов, Н. С. Киселева, А. C. Скороход

Особенности мотивов учебной деятельности студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования

В статье рассматривается специфика мотивов учебной деятельности студентов, обучающихся на факультете психологии и педагогики. У данных студентов наиболее выражен мотив овладения профессией, в то время как у студентов факультета истории и социальных наук сильнее выражен мотив получения диплома. Кроме того, студенты, обучающиеся на факультете психологии и педагогики, отмечаются как более адекватно выбравшие профессию по сравнению со студентами факультета истории и социальных наук.

The article illustrates higher motives in getting profession of the psychological and pedagogical in comparison with the students of other specialities. (The students of history and social sciences are motivated mainly by obtaining the diploma). The given data implies the necessity in special trainings to force the further intentions in developing professional motivation.

Ключевые слова: мотив, студенты, обучение, адекватность профессионального выбора.

Key words: motives in getting profession, students, higher education, studying, adequacy of professional choice.

Введение

Понятие мотива действия (поступка) выступает очень значимой категорией среди тех психологических понятий, которые нужны для того, чтобы раскрыть, в чем заключается сущность сложного человеческого действия, поскольку мотив является реальным компонентом прогресса, приводящего к осуществлению человеком

© Попов В. И., Киселева Н. С., Скороход А. А., 2014

6

целенаправленного действия, и без понятия мотива нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий [14; 17].

В настоящее время существует более 50 только зарубежных теорий мотивации. В нашей стране проблемы мотивации тоже всесторонне исследуются. Но, не смотря на широкое изучение, многие вопросы, касающиеся мотивов и мотивации, так и остаются неясными. В качестве побудителей поведения чаще всего выступают разного рода мотивы. В.Г. Леонтьев пишет, что именно мотивы обеспечивают личности её активную сущность, способность преобразовывать окружающий мир, неадаптивно к нему относиться. Именно им мы и уделим особое внимание [10].

В отечественной психологии мотивы исследуются главным образом в связи с деятельностью. Мотив или ставится над деятельностью или сливается с ней, исходя из этого, многими авторами обосновывается взаимосвязь мотивов с потребностями, целями деятельности и поведением.

Связь мотивов с потребностями прослеживает в том, что мотивы поведения и деятельности возникают на высшем уровне отражения потребностей их осознании. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них [8]. Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив её направляет.

Мотив представляет собой психическое образование, в котором соединены мотив и цель, причем это соединение цели с мотивом не механическое, «это продукт отражательных процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями. Это качественное образование воплощает в себе и энергетические свойства, и регулятивные». Цель - это внутренний план действий, программа действия, а мотив - внутреннее побуждение, причина, заставляющая выполнять поставленную цель.

Так, некоторые исследователи понимают мотив как обоснование человеком своей деятельности, лингвистически оформленное, вербализованное объяснение человеком необходимости совершения собственной конкретной деятельности (действий, поведения, поступков). Такой подход к проблеме на наш взгляд не отражает всей сути значения мотива в осуществлении деятельности.

7

Мотивы могут пониматься также как осознанные или неосознанные побуждения к действиям или деятельности: потребности, интересы, установки, влечения, стремления, желания, идеалы, убеждения, отношения и т. д.

Мотивы не должны отождествляться с влечениями, потребностями и другими побудителями человеческой активности, так как они представляют собой качественно новый уровень побуждения, регуляции поведения и деятельности человека. Этот уровень личностный, интегральный, системный и целостный [10].

Существует и понимание мотива как потребности или объекта (предмета потребности) - материального или идеального, чувственно воспринимаемого или данного только в представлении, в мысленном плане.

Мотив понимается как «опредмеченные» потребности в том, что является единственным побудителем направленной деятельности, то есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Но потребность, «не зная» своего предмета, не способна направлять и регулировать деятельность.

Была предложена динамическая модель мотива, в которой ядро составляет подструктура свойств мотива, а оболочку - подструктура функций мотива, в которой проявляются свойства. Таким образом, категории мотива и мотивации являются значимыми для объяснения сущности сложного человеческого действия. В то же время многими исследователями подчеркивается отсутствие системного подхода в изучении мотивационной составляющей, неоднозначность в определении этих понятий у различных авторов и даже допущение терминологических ошибок. Понятие мотива рассматривается наряду с другими побудителями поведения или приравнивается с ними. Таким образом, мотив - это сложное интегральное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием, это целостный способ организации активности индивида, регулятор деятельности [10].

Цель исследования

Изучить мотив учебной деятельности у студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее вуза).

Материалы и методы

Обследование проводилось среди студентов дневной формы обучения, факультета психологии и педагогики (141 чел.) и факультета истории и социальных наук (126 чел.). С целью выявления преобладающих мотивов обучения использовалась методика «Изучение мотивов учебной деятельности» (Якунин В.А., 1998) и методика «Мотивация обучения в вузе» [7], которая выявляет адекватность выбора профессии и удовлетворенность ею на основе преобладания мотивов по трем шкалам: приобретение знаний, овладение профессией и получение диплома. Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе профессии.

Результаты и их обсуждение

Максимальная учебная активность у студентов возникает лишь тогда, когда побуждением к учению выступает не внешний по отношению к действительности «стимул-мотив», а поднятый до личностного смысла содержательный познавательный интерес [1; 4; 9; 17].

Именно внутренняя мотивация значимо коррелирует с саморегуляцией человека и продуктивностью его мыслительной деятельности, чего не скажешь о внешней мотивации [2; 15]. Обучение, основанное только на широкой социальной мотивации, но без познавательных мотивов (мотивов, идущих от самой задачи), мало влияет на формирование личности и психическое развитие.

С целью выяснения непосредственно мотивов обучения была проведена методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» [17]. При проведении использовался вариант, когда необходимо было выбирать из предложенного списка пять наиболее значимых для испытуемого мотивов. Обработка данных произведена с помощью критерия Фишера.

Ниже представлены данные, показывающие частоту выбора того или иного мотива студентами младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования (табл. 1).

Таблица 1

Изучение мотивов учебной деятельности у студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования (частота выборов, %)

Мотивы Студенты-психологи (п = 141) Студенты-историки (п =126)

1 Стать высококвалифицированным специалистом 83,7 65,1****

2 Получить диплом 61,7 80,2****

3 Успешно продолжить обучение на последующих курсах 34,8 30,2

4 Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 44,0 55,7**

5 Постоянно получать стипендию 13,5 76 2****

6 Приобрести глубокие и прочные знания 67,4 64,2

7 Быть постоянно готовым к очередным занятиям 3,5 94**

8 Не запускать предметы учебного цикла 7,8 15,1**

9 Не отставать от сокурсников 17,0 12,3

10 Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 72,3 46 2****

11 Выполнять педагогические требования 5,7 5,7

12 Достичь уважения преподавателей 9,9 11,3

13 Быть примером для сокурсников 6,4 7,5

14 Добиться одобрения родителей и окружающих 21,3 24,5

15 Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 3,5 1,9

16 Получить интеллектуальное удовлетворение 47,5 41,5

Примечания: * - р < 0,1; ** - р < 0,05; *** - р < 0,01; **** - р < 0,001 (по Фишеру).

В табл. 1 представлены статистически значимые различия по ряду мотивов. Так, студенты-психологи достоверно чаще избирают значимыми мотивами «стать высококвалифицированным специалистом» (на 19 %) и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (на 26 % чаще) (р<0,001). А студенты-историки достоверно чаще студентов-психологов избирают значимыми мотивами учебной деятельности такие мотивы, как: «получить диплом» (на 19 %), «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» (12 %), «постоянно получать стипендию» (16 %), «не запускать предметы учебного цикла» (7 %), «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (6 %) (от р<0,05 до р<0,001).

Если представить эти мотивы в порядке убывания частоты их выбора, то на первых местах у студентов-психологов оказались следующие мотивы:

1) стать высококвалифицированным специалистом (83,7 %);

2) обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (72,3 %);

3) приобрести глубокие и прочные знания (67,4 %);

4) получить диплом (61,7 %);

5) успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (44 %).

У студентов-историков несколько иная картина в распределении мотивов:

1) получить диплом (80,2 %);

2) стать высококвалифицированным специалистом (65,1 %);

3) приобрести глубокие и прочные знания (64,2 %);

4) успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (55,7 %);

5) обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (46,2 %).

Списки значимых мотивов у обеих групп студентов похожи, но различается частота выбора мотивов. Так, например, мотив «получить диплом» у студентов-историков стоит на первом месте и был избран как значимый 80 % студентов, у студентов-психологов данный мотив составляет 61,7 %.

Приведенный анализ позволяет сделать заключение, что для студентов-психологов приоритетными мотивами учения являются широкие социальные мотивы: «стать высококвалифицированным специалистом» (83,7 %) и «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (72,3 %) (эти мотивы достоверно выше, р<0,001). Студенты-историки достоверно чаще выбирают мотивы узко социальные и узколичные: «получить диплом», «успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», «постоянно получать стипендию», «не запускать предметы учебного цикла», «быть постоянно готовым к очередным занятиям» (от р<0,05 до р<0,001).

Весьма важным является тот факт, что мотивы, отражающие познавательный интерес, и являющиеся, по мнению многих исследователей, ведущими в структуре учебно-профессиональной мотивации, выделяются как значимые студентами младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования. Так, мотив «приобрести глубокие и прочные знания» встречается у 2/3 студентов (у 64-67 %), а «получить интеллектуальное удовлетворение» выделили как ведущий мотив 42-48 % студентов. В методике «Мотивация обучения в вузе» [7], используе-

мой в исследовании, учтена эта точка зрения: соединение познавательных мотивов с профессиональными усиливает мотивацию студента.

Данные опроса представляются в трех шкалах: «получение знаний (ПЗ)» (максимальная сумма баллов - 12,6), «овладение профессией (ОП)» (10 баллов), «получение диплома (ПД)» (10 баллов). Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе профессии, поэтому должна подтверждаться формула: ПЗ+ОП>ПД.

Результаты изучения мотивации студентов младших курсов представлены в табл. 2.

Как следует из приведенных в таблице данных, выявлены статистически значимые различия между группами студентов. Так, по шкале «овладение профессией» показатели у студентов-психологов достоверно выше и в среднем превышают показатели студентов-историков на 62 %. И напротив, мотив «получение диплома» у сту-дентов-историков достоверно сильнее выражен - в среднем значения выше на 8 %.

Таблица 2

Изучение мотивации обучения студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования, в баллах (М±т)

Шкалы методики «Мотивация обучения в вузе» (макс. балл) Г руппы студентов

Студенты-психологи (п=141) Студенты-историки (п=126)

Получение знаний - ПЗ (12,6) 7,07 ±0,24 6,54±0,32

Овладение профессией - ОП (10) 5,36±0,2 3,3 ± 0,25 ***

Получение диплома - ПД (10) 7,71 ±0,16 8,29 ±0,15**

Сумма шкал ПЗ и ОП (22,6) 12,43 ±0,37 9,84±0,44***

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

Суммы шкал ПЗ (получение знаний) и ОП (овладение профессией) между группами студентов также имеют статистически значимые различия: у студентов-психологов сумма шкал достоверно выше в среднем на 26 %. Использование выше приведенной формулы, для определения адекватности профессионального выбора, показало, что студенты-психологи более адекватно выбрали профессию, у них сумма шкал «получение знаний» и «овладение профессией» превышает значение шкалы «получение диплома» на 4,72 балла, а у студентов-историков только на 1,55 балла.

В связи с этим фактом целесообразно рассмотреть адекватность выбора профессии подробнее. С этой целью, руководствуясь формулой, выявляющей адекватность выбора профессии, все значения по этой методике были распределены на группы: адекватный выбор и неадекватный выбор. Затем рассчитаны доли студентов адекватно и неадекватно выбравших профессию.

Результаты изучения адекватности выбора профессии студентами младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования показаны на рис.

100

80

60

40

20

0

Ж?

84,4

58,5

Ш

Т576"

Студенты-

психологи

■адекватный выбор профессии

□ неадекватный выбор профессии

Рис. Изучение адекватности профессионального выбора у студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. отмечается, что большая часть студентов-психологов выбрала профессию адекватно (84,4 %), доля студентов-историков, адекватно избравших профессии, меньше на 26 % (1/4 часть) и составляет 58,5 %. Так, использование критерия Фишера позволило установить существование статистически значимых различий в этих долях на 0,1 % уровне значимости: студенты-психологи достоверно чаще, чем студенты-историки адекватно выбирают профессию.

Выводы

1. При оценке результатов изучения мотивации студентов младших курсов образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеются достоверные различия между студентами факультета педагогики и психологии и факультета истории и социальных наук. Так, студенты-психологи показали статистически значимо более высокие показатели по мотиву «овладение профессией» (в среднем выше на 62 %), а у студентов-историков достовер-

но сильнее выражен мотив «получение диплома» (в среднем значения выше на 18 %).

2. Сравнивая полученные данные с результатами обследования, полученные Ильиным Е.П. [7], следует отметить, что средний показатель мотива «получение диплома» значительно увеличился: на 53 % - у студентов-психологов и на 64 % - у студентов-историков. Показатели мотивов «получение знаний» и «овладение профессией» не изменились, но исключением являются студенты-психологи - у них мотив «овладения профессией» более выражен (в среднем на 35 %).

3. Количество студентов-психологов адекватно выбравших профессию составляют (84,4 %), что достоверно выше показателей полученных у студентов - историков.

Заключение

Таким образом, сформированность мотивационной сферы личности, мотивов учебной деятельности - это важное внутреннее условие, детерминирующее процесс самоуправления познавательной деятельностью. Формирование мотивации учения определяет и послевузовскую активность специалиста, так как сложившиеся иерархические связи мотивов закрепляются в структуре личности.

В научных исследованиях последнего десятилетия отмечаются изменения в сознании молодежи: произошел переход от направленности на самореализацию и самоутверждение к направленности на деловую и экономическую активность. Вследствие этого образовательная организация высшего образования все чаще понимается молодежью как дача исходного минимума знаний, как мотив «больших зарплат» и ценным являются уже не сами знания и образование, а документ о высшем образовании [1; 4].

Наметились также такие деструктивные тенденции в профобразовании, как снижение числа поступающих в образовательную организацию высшего образования абитуриентов с ярко выраженной внутренней мотивацией обучения, а также с профессиональной мотивацией [7]. Все это происходит на фоне общей неопределенности профессиональных планов студентов, что влечет за собой разочарование, снижение успеваемости, проблемы адаптации, желание сменить профессию, отчисление [4; 6].

Поэтому так важно диагностировать мотивы учебной деятельности уже у абитуриентов, с тем, чтобы исключить или свести к минимуму влияние вышеперечисленных факторов [17].

Список литературы

1. Абросимова М.В., Калачева Т.Г. Установки выпускников школ на получение высшего образования // Социс. - 2000. - № 5. - С. 98-101.

2. Бутаков Д.Б. Самоотношение как фактор повышения учебной мотивации студентов // Модернизация российского образования и мотивация обучения у студентов: тр. конф. - Самара, 2003. - С. 185-187.

3. Гарькин В.П., Столярова И.Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов // Социс. - 2000. - № 12. - С. 70-75.

4. Ефимова Л.А., Авдонина Н.И. Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности студентов // Исследование мотивационной сферы личности: межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск: НГПИ, 1984. - С. 105-111.

5. Журавлев В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: автореф. дис. ... д-ра наук. - Л., 1973. - 37 с.

6. Иванова Н.Л. Взаимосвязь интересов и когнитивных стилей в профессиональном самоопредлении старших школьников: автореф. дис. ... канд. наук.

- Л., 1988. - 16 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с.

8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. -191 с.

9. Левин А.Я. Познавательный интерес в структуре мотивов поведения студентов высшей школы // Мотивация жизнедеятельности студента: материалы межресп. семинара. - Каунас, 1971. - С. 271-277.

10. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы её формирования. - Новосибирск: Изд-во пед. ун-та. - 261 с.

11. Маркова А.К. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения

- М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

12. Матвеев В.В. Социально-психологический тренинг как форма практической педагогики // Социально-психологический тренинг / отв. ред. Е.В. Руденский. - Новосибирск, 1995. - С. 101-104.

13. Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности // Мотивация личности феноменология, закономерности и механизмы формирования: сб. науч. тр. / отв. ред. А.А. Бодалев. - М.: Изд-во АПН СССР, 1982. - 120 с.

14. Рождественская Е.А., Рощина Н. А., Кубарев Е.Н. Особенности мотивации обучения в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2005. - Вып. № 1. -С. 44-46.

15. Ткаченко Н. С. Взаимосвязь стиля саморегуляции учебной деятельности студентов и их мотивации обучения в вузе // Молодой ученый. - 2012. -№ 4. - С. 382-384.

16. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М.: Воронеж Ин-т практ. психологии, НПО «МОДЭК», 1998. - 304 с.

17. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М., 1994. -140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.