Научная статья на тему 'Особенности мотивационной сферы военнослужащих'

Особенности мотивационной сферы военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3065
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
Мотивация / военнослужащие / карьера / карьерные ориентации / эффективность / механизм / профессия / самореализация / ценностно-мотивационная сфера / срочная служба / мотивы выбора профессии / Motivation / military personnel / career / career orientations / efficiency / mechanism / profession / self-realization / value-motivational sphere / conscription / motives for choosing a profession

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушакова В. Р., Ушакова В. Р.

Статья посвящена исследованию профессиональной мотивации военнослужащих. Проведен теоретический анализ мотивации трудовой деятельности у военнослужащих. Определены критерии выбора мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ушакова В. Р., Ушакова В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF MILITARY SERVANTS

The article is devoted to the study of professional motivation of military personnel. Motivational types of military personnel are considered and studied. Criteria of motivational readiness levels are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной сферы военнослужащих»

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

PECULIARITIES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF MILITARY

SERVANTS

УДК 740

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10007 Ушакова В. Р., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология» «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, г. Симферополь

Ушакова В. Р., студент 4 курс, факультет «Психологии и педагогического образования», «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, г. Симферополь

Ushakova V.R., [email protected] Ushakova V.R. [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию профессиональной мотивации военнослужащих. Проведен теоретический анализ мотивации трудовой деятельности у военнослужащих. Определены критерии выбора мотивационной готовности к профессиональной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the study of professional motivation of military personnel. Motivational types of military personnel are considered and studied. Criteria of motivational readiness levels are revealed.

Ключевые слова. Мотивация, военнослужащие, карьера, карьерные ориентации, эффективность, механизм, профессия, самореализация, ценностно-мотивационная сфера, срочная служба, мотивы выбора профессии.

Keyword. Motivation, military personnel, career, career orientations, efficiency, mechanism, profession, self-realization, value-motivational sphere, conscription, motives for choosing a profession.

Основной материал.

В наши дни такая проблема, как отсутствие трудовой мотивации, является довольно актуальной темой. Обусловлена ее актуальность тем, что на данный момент для Вооруженных Сил Российской Федерации просто необходим личный состав, который будет патриотически настроен и дисциплинирован, а также будет иметь достаточно развитую мотивацию к исполнению собственных должностных обязанностей. Многие авторы уже

достаточно давно изучает такое явление как мотивация, а также что она характеризует и что движет человека к достижению его целей и интересом, способных удовлетворить какую-либо потребность. Говоря о трудовой мотивации, стоит отметить, что она считается мотивацией высшего типа, что обусловлено тем, что такая мотивация представляет собой систему из мотивов, которые отражают потребности и удовлетворяются за счет трудовой деятельности [5].

Рассматривая трудовую мотивацию с научной точки зрения можно говорить о том, что она является неким побуждением человека к трудовой деятельности и является результатом целой системы внутренних побудительных элементов, в состав которых входя стимулы, цели, мотивы и потребности.

Большое количество теорий, которые основаны на анализе человеческих потребностей, изучают содержание мотивации человека. Связанно это непосредственно с тем, что мотивация тесно связана с личностными потребностями людей. Данными теориями производится классификация и изучение структуры потребностей человека. Кроме того, они отражают взаимосвязь, которая существует между потребностями и мотивацией. Мотивацией военнослужащих к профессиональной деятельности обусловлен характер организационного поведения. Помимо этого, она оказывает большое влияние на такие элементы, как эффективность и результативность в повседневной деятельности. Наиболее важным из всех условий учебной деятельности курсантов является формирование устойчивой положительной мотивации к процессу обучения и, в дальнейшем, к прохождению военной службы.

Изучая такое явления, как трудовая мотивация современных военнослужащих, которые обладают различными карьерными ориентациями, можно выделить факт ее недостаточности. Существует ряд обоснованных причин, являющихся причиной практически полного отсутствия или частичного дефицита отсутствия у таких военнослужащих трудовой мотивации [5].

Основой первой причины являются внутренние ресурсы мотивации. Она затрагивает даже не сферу профессиональной принадлежности, а скорее общие тенденции в воспитании молодого поколения. Молодые военнослужащие, которые поступают на службу, в процессе начала своей профессиональной деятельности сталкиваются с появлением у них искаженных нравственно-психологических качеств, неокончательным формирование у них общественных ценностей, интересов, духовных

ориентиров и культурных навыков. На основе этого мы можем говорить о том, что военнослужащие, которые пополняют ряды ВС РФ, деградируют в социальном плане, что проявляется через неопределенность жизненной перспективы и мировоззренческую растерянность [1].

Внешние ресурсы мотивации формируют вторую причину дефицита мотивации у военнослужащих. Из возможностей получения карьерного роста, обретения признания и получения вознаграждения за приложенные усилия формируется рассматриваемый нами мотивирующий фактор труда. Препятствием для данного ресурса мотивации является злоупотребление и превышение должностных полномочий офицерским составом, основанный на корыстном интересе, а также взяточничество, что негативно влияет на повышение трудовой мотивации.

Профессиональную мотивацию военнослужащих, имеющих различные карьерные установки, можно охарактеризовать в качестве системы побудительных механизмов, которые направлены на то, чтобы овладеть военной профессией и самореализоваться в ней в дальнейшем [3].

В числе основных структурных компонентов, которые определяют особенности развития профессиональной мотивации, можно выделить следующие: мотивы, связанные с учебной деятельностью, профессиональные мотивы, интересы, способности, склонности, а также прочие личностные качества человека.

Попытки классификации военнослужащих в зависимости от типа мотивации предпринимались и отечественными социологами. Например, Р. В. Ткачев выделил четыре мотивационных типа военнослужащих [4]:

1) материальный тип мотивации (мотивационные ожидания, которые направлены на достижение благополучия в материальном плане, связанного с уровнем довольствия в деньгах, предоставлением жилья и др.);

2) карьерный тип мотивации (мотивационные ожидания направлены на рост в карьере, достижение весомых навыков и умений на военной службе, реализацию профессионального потенциала);

3) патриотический тип мотивации (мотивационные ожидания направлены на поддержание высоких моральных принципов у военнослужащих, соблюдение военных традиций и ритуалов, укрепление армейского духа и др.);

4) уклоняющийся тип мотивации (мотивационные ожидания направлены на ограничение профессиональной деятельности, нагрузки, связанной со службой).

Профессиональная мотивация служащих в армии представляет собой некий результат процесса осознания и дальнейшего принятия факторов и условий социальной среды военнослужащим, их значимости, содержательных характеристик, а также преобразования в активные побудительные силы, которые станут основой для поведения и мышления. Суть профессиональной мотивации военнослужащих состоит в поиске именно тех стимулов, которые будут соответствовать приоритетной установке личности служащего, закрепленной в его жизни.

Выделены три иерархических уровня проявления профессиональной мотивации военнослужащих на основе характера ее проявления [2].

Первый из таких уровней можно охарактеризовать четкой установкой на службу в армии; яркой выраженностью потребности в военно-профессиональном совершенствовании; преобладанием творчества в деятельности и инициативы, что будет способствовать достойному выполнению служебных и боевых задач. Данный уровень считается «высоким».

Второй уровень мотивации профессиональной деятельности военнослужащих - «средний». Данный уровень мотивации отличается от первого тем, что на нем для военнослужащего основным элементом деятельности являются не военные ценности.

Третий уровень мотивации профессиональной деятельности военных -«низкий». Этот уровень мотивации можно охарактеризовать невысоким проявлением или отсутствием в целом установок и ценностных ориентаций на службу в армии.

Ценностные ориентации и ценности занимают одно из важнейших мест в духовной и смысловой сфере венной деятельности. Духовные ценности военнослужащих можно представить в форме осознанных процессов и явлений, социальной значимых для духовного развития личности, а также их свойствах и сторонах, которые принимают участие в системе военно-профессиональных и общественно-гражданских отношений, связанных с проявлением воинской духовной культуры и понимания себя в качестве защитника Отечества.

Все их условно можно обозначить, как четыре подсистемы:

1. духовные ценности общечеловеческого характера;

2. духовные ценности, которые обобщают все гражданские интересы и стремления;

3. духовные ценности, которые обусловлены службой в армии;

4. духовные ценности, связанные с индивидуально-личностными особенностями.

Выделяют следующие критерии проявления уровней мотивационной готовности:

1. Причины при выборе профессии офицера (первое — появляется мечта стать офицером, второе — желание приобрести интересную для себя специальность, материальные мотивы, третье — получение возможности бесплатного образования).

2. Отношение к профессии офицера (первое — престижность профессии военного, дело всей жизни, второе — сомнения, затруднение в ответе, третье — профессия не престижна, ее необходимо сменить).

3. Отношение к военной службе (первое — служба до момента выхода на пенсию, второе — служба до момента достижения определенных целей (получения жилой площади, окончание первого контракта и т. д.), третье — увольнение из армии при первой удобной возможности).

4. Уровень удовлетворенности условиями службы в армии (первое — полное удовлетворение, второе — неполное удовлетворение, третье — неудовлетворенность в целом).

Выводы. Содержание духовных ценностей военнослужащих является специфичным по причине того, что жизнедеятельность военнослужащего можно охарактеризовать спецификой выполняемых задач и целей, своеобразием военной организации, а также собственным духовным миром, который включает в себя особые представления относительно товарищества, командиров, боевой техники, оружия, выполнения приказов, уставов и, конечно, военной присяги.

Из этого следует, что трудовая мотивация военнослужащих основывается на внешних и внутренних мотивационных ресурсах, что характерно в принципе для любой профессиональной деятельности. При этом стоит отметить факт того, что одним из отличительных аспектов военной профессии является внутренняя патриотическая направленность личности. При этом на пути повышения трудовой мотивации у военнослужащих могут возникать барьеры, к числу которых можно отнести с одной стороны препятствия внешних мотивационных ресурсов, а с другой несформированность морально-нравственных качеств, которые необходимы для военной профессии.

Понимание системы мотивации военнослужащих и ее использование на практике поможет не просто в целом повысить эффективность решения поставленных задач, но и удовлетворить самих военнослужащих, что непосредственно сможет улучшить психологический климат. Хороший руководитель должен понимать, что не у всех подчиненных имеется одинаковый уровень мотивации, по причине чего он обязан грамотно анализировать актуальные мотивы каждого военнослужащего и по возможности стремиться к их удовлетворению.

Использованные источники:

1. Бобков О.Б., Виноградова Г. А. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза [Текст] /// Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. Т. 14. № 2. С. 116-122.

2. Губин В. А. Взаимосвязь стиля руководства командира с мотивацией служебно-боевой деятельности военнослужащих в воинском подразделении // Психология XXI века. Психология и современные проблемы образования. / В. А. Г, С. А. Петрук, С. С. Петрук. Сб. материалов IX международной научно-практической конференции молодых ученых. Изд-во: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. 2014. С. 258-262. [4] Жура С. Ф. Психологические особенности трудовой мотивации в условиях военной службы // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2014. С. 117-120.

3. Смирнов, А. Э. Военно-профессиональная мотивация [Текст] / / А. Э. Смирнов, А. Р. Пискунов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 366-372.

4. Ткачев Р. В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации [Текст] /Р.В.Ткачев: социолого-управленческий аспект. Автореф. дисс... канд. соц. наук. Москва, 2013. 26 с.

5. Андруник А.П. Военно-профессиональная мотивация как основа для решения задач в воинском воспитании [Текст] / /А.П.Андруник. Режим доступа: https://science-education.rU/pdf/2013/3/421.pdf

6. Ермолов Н. А. Мотивация к военной службе как предмет теоретических и эмпирических исследований в военной социологии [Текст] / /Н.А.Ермолов. Режим доступа: https://academiciournal.ru/images/PDF/2018/Academy-1-28.pdf/motivatsiya-k.pdf

Used sources:

1. Bobkov OB, Vinogradova G. A. Factors affecting the formation of educational and professional motivation of cadets of a military university [Text] /// Bulletin of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2012. V. 14. No. 2. S. 116-122.

2. Gubin V. A. The relationship of the leadership style of the commander with the motivation of military service activities of military personnel in the military unit // Psychology of the XXI century. Psychology and modern problems of education. / V. A. G, S. A. Petruk, S. S. Petruk. Sat materials of the IX international scientific and practical conference of young scientists. Publishing House: Leningrad State. un-t them. A.S. Pushkin. 2014.S. 258262. [4] Zhura S. F. Psychological features of labor motivation in the conditions of military service // Scientific, Technical and Economic Cooperation of the Asia-Pacific Countries in the 21st Century. 2014. S. 117120.

3. Smirnov, A. 3. Military professional motivation [Text] / / A... Smirnov, A. R. Piskunov. - Text: direct // Young scientist. - 2016. - No. 30 (134). - S. 366372.

4. Tkachev R. V. Motivation of the military professional activity of officers of the Air Force of the Russian Federation [Text] / R.V. Tkachev: sociological and managerial aspect. Abstract. diss ... cand. social sciences. Moscow, 2013.26 s.

5. Andrunik A.P. Military professional motivation as the basis for solving problems in military education [Text] / / A.P. Andrunik. Access Mode: https://science-education.ru/pdf/2013/3/421.pdf

6. Ermolov N. A. Motivation for military service as a subject of theoretical and empirical research in military sociology [Text] / / N.A. Ermolov. Access Mode: https://academicjournal.ru/images/PDF/2018/Academy-1 -28.pdf/motivatsiya-k.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.