ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С РАЗЛИЧНЫМИ КАРЬЕРНЫМИ
ОРИЕНТАЦИЯМИ
PECULIARITIES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF MILITARY SERVANTS WITH VARIOUS CAREER ORIENTATIONS
УДК 740
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10032 Анищенко Ю. Н., студент 4 курс, факультет «Психологии и педагогического образования», «Крымский инженерно педагогический университет» Россия, г. Симферополь
Anishenko U.N. [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию особенностей мотивации профессиональной деятельности и мотивов выбора профессии у военнослужащих с различными ориентациями на карьеру. Проведено эмпирическое исследование мотивации профессиональной деятельности и мотивов выбора профессии у военнослужащих с ориентациями на карьеру: «стабильность работы», «служение», «интеграция стилей жизни». Определены доминирующие мотивы деятельности в профессии и выбора профессии у военнослужащих.
Annotation
The article is devoted to the study of the features of motivation for professional activity and the motives for choosing a profession in military personnel with various career orientations. An empirical study of the motivation of professional activity and the motives for choosing a profession for military personnel with career orientations was carried out: "work stability", "service", "integration of life styles". The dominant motives of activity in the profession and the choice of profession among the military personnel are determined.
Ключевые слова: Мотивация, военнослужащие, карьера, карьерные ориентации, мотивационный комплекс, срочная служба, мотивы выбора профессии, мотивация профессиональной деятельности.
Keywords: Motivation, military personnel, career, career orientations, motivational complex, military service, motives for choosing a profession, motivation for professional activity. Основной материал.
Проблема увлечения уровня профессионализации военнослужащих, стимулирования их личностного и профессионального развития предусматривает, среди прочего, обеспечение их карьерного роста. Таким образом, возникают новые требования к содержанию и основных направлений профессиональной подготовки военнослужащих, организации их профессиональной деятельности с учетом как особенностей деятельности военных организаций, так и личностных характеристик военнослужащих. Для повышения мотивации и привлекательности военной службы нужна надлежащая государственная поддержка, направленная на обеспечение социальных гарантий военнослужащих и надлежащего уровня их подготовки в профессиональном плане, а также на мотивацию военнослужащих с разными ориентациями на карьеру [4].
Особенности развития ориентаций на карьеру у личности как одного из существенных факторов успешной профессиональной карьеры получили некоторое отражение в исследованиях западных (Д.М. Каммероу, Д.Е. Сьюпер, Э.Шейн, Д.Л. Холланд) и российских (Л. Почебут, В.А. Чикер) ученых, в которых освещена суть ориентаций на карьеру, их виды, некоторые основные тенденции их развития в отдельных профессиональных группах, выделены отдельные психологические условия оптимизации их развития [1]. Отдельные психологические проблемы профессиональной деятельности военнослужащих изучали западные (Е.К. Джеффери, В. Кновитон) и российские (Ю.И. Дерюгин) психологи [3]. Что касается психологических особенностей мотивационной сферы военнослужащих с разными ориентациями на карьеру, то они раньше не выступали предметом специального исследования. В связи с этим исследование особенностей мотивационной сферы у военнослужащих с разными ориентациями на карьеру представляется значимым в практическом плане.
В исследовании были поставлены такие задачи:
1.Выявить степень преобладания ориентаций на карьеру у военнослужащих.
2. Определить уровень выраженности мотивации профессиональной деятельности военнослужащих
3. Провести корреляционный анализ между мотивационными компонентами и ориентациями на карьеру у военнослужащих.
Гипотезы исследования:
1.Существует взаимосвязь между мотивационными компонентами и ориентациями на карьеру у военнослужащих.
2.У военнослужащих доминирует внутренняя и внешняя положительная мотивация над внешней отрицательной
3.У военнослужащих преобладают социальные мотивы выбора профессии. Для решения обозначенных нами задач и проверки гипотез определены и использованы такие методы данного исследования: теоретические - анализ различных теоретико-методологических подходов к пониманию данной проблемы; эмпирические методы - анкетирование, тестирование; методы математической статистики для анализа эмпирических данных. В данном исследовании были использованы следующие методики:
1.Методика «Мотивация профессиональной деятельности», автор К. Замфир, модификация А.А. Реана, позволяет определить уровень выраженности таких компонентов мотивации профессиональной деятельности, как: внутренняя мотивация, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация.
2. Методика «Определения основных мотивов выбора профессии», Е.М. Павлютенков, разработана для оценки роли определённых мотивов при выборе профессии испытуемым.
3.Методика «Якоря карьеры», автор Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова, данный тест позволяет выявить следующие ориентации на карьеру: «профессиональная компетентность», «менеджмент», «автономия», «стабильность», «служение», «вызов», «интеграция стилей жизни», «предпринимательство».
Исследование проводилось с военнослужащими мужчинами, в возрасте от 19 до 27 лет. Форма службы - срочная. Общая численность выборки составила 62 испытуемых. Эмпирическая база данного исследования: военнослужащие срочной службы Росгвардии, г. Симферополь.
Данное исследование проходило в 4 этапа: 1.На первом этапе исследования изучали ориентации на карьеру: «профессиональная компетентность», «менеджмент», «автономия», стабильность», «служение», «вызов», «интеграция стилей жизни», «предпринимательство», с помощью методики Якоря карьеры», автор Э. Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова. Полученные данные позволили разделить выборку военнослужащих в зависимости от преобладания ориентаций на карьеру. По итогам обработки данных у служащих были выделены три преобладающие ориентации на карьеру: «стабильность работы» - 45%, «служение» - 32%, «интеграция стилей жизни»-31%.
2. Второй этап исследования заключался в определении уровня выраженности таких компонентов мотивации профессиональной деятельности, как: внутренняя мотивация, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация с помощью методики «Мотивация профессиональной деятельности», автор К. Замфир, модификация А. А. Реана. Было выявлено, что у военнослужащих с карьерными ориентациями на «стабильность работы», «служение», «интеграцию стилей жизни» наблюдаются оптимальные мотивационные комплексы. Доминирующие мотивы профессиональной деятельности внутренние и внешние положительные и связаны с реализацией важных ценностей в работе.
3. На третьем этапе исследования оценивали роль определенных мотивов при выборе испытуемыми профессии. Для этого использовалась методика «Определения основных мотивов выбора профессии», Е.М. Павлютенков. Было определено, что при выборе профессии военнослужащими наиболее значимыми выступают социальные и моральные мотивы.
4. На четвертом этапе данного исследования для проверки гипотез были исследованы взаимосвязи ориентаций на карьеру и мотивации, связанной с профессиональной деятельностью, мотивации выбора профессии по выборкам с доминирующими ориентациями на карьеру: «стабильность работы», «служение», «интеграция стилей жизни». Для этого использовали — коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В группе военнослужащих с ориентацией на «стабильность работы» корреляция наблюдается с внутренними мотивами и внешними положительными показателями мотивации профессиональной деятельности. А также с мотивами выбора профессии: моральными, творческими, связанными с содержанием. В выборке военнослужащих с ориентацией на «служение» корреляция наблюдается со следующими показателями мотивации профессиональной деятельности: внутренняя мотивация; внешняя положительная. А также с мотивами выбора профессии: социальные, моральными, творческими. У военнослужащих с ориентацией на карьеру «интеграция стилей жизни» корреляция достигает уровня статистической значимости с показателем внутренней мотивации профессиональной деятельности и эстетическими мотивами выбора профессии.
Выводы. Подводя итоги данного исследования, можно сказать, что подтверждаются следующие гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между мотивационными компонентами и ориентациями на карьеру у военнослужащих.
2. У военнослужащих доминирует внутренняя и внешняя положительная
мотивация над внешней отрицательной.
3.У военнослужащих преобладают социальные мотивы выбора профессии.
Использованные источники:
1. Военный энциклопедический словарь: в 2-х томах. Том 1. / - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 848 с.
2. Гороховатский Л.Ю. Анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих контрактной и срочной службы / Л.Ю. Горохватский // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. / Человек и образование. -2009. - №1 (18). - С.165 - 168.
3. Иванов А.Е. Некоторые аспекты мотивационной сферы профессионально-личностного развития / А.Е. Иванов // Современные модели развития в аспекте глобализации, 2015. - С.71-73
Used sources:
1. Military Encyclopedic Dictionary: in 2 volumes. Volume 1. / - M .: Big Russian Encyclopedia, RIPOL CLASSIC, 2001. - 848 p.
2. Gorokhovatsky L.Yu. Analysis of the individual psychological characteristics of contract and conscript military servicemen / L.Yu. Gorokhvatsky // Academic Bulletin of the Institute for Adult Education of the Russian Academy of Education. / Man and education. - 2009. - No. 1 (18). - S.165 -168.
3. Ivanov A.E. Some aspects of the motivational sphere of professional and personal development / A.E. Ivanov // Modern development models in the aspect of globalization, 2015. - P.71-73