Научная статья на тему 'Особенности мотивационной направленности на военно-профессиональную деятельность в процессе обучения курсантов военной образовательной организации'

Особенности мотивационной направленности на военно-профессиональную деятельность в процессе обучения курсантов военной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
441
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / КУРСАНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PURPOSEFULNESS / MOTIVATION / PERSONALITY / CADET / SOCIAL MOTIVES / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Канболатов Денислам Юнусович, Гайворонская Ирина Борисовна

В статье рассматривается специфика мотивационной направленности на военнопрофессиональную деятельность и совершенствование подготовки будущих офицеров в процессе обучения в военной образовательной организации войск национальной гвардии Российской Федерации. Внимание акцентируется на основных составляющих элементах мотивационной сферы деятельности, влияющих на процесс обучения курсантов военной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Канболатов Денислам Юнусович, Гайворонская Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of motivational orientation on military-professional activity in the learning process cadets military educational organizations

This article discusses the specifics of the features of motivational orientation on military-professional activity and the improvement of training of future officers in the process of learning the military educational organization of the national guard troops of the Russian Federation. Focus the main components of the motivational sphere of activities that affect the process of training of cadets of military educational organization.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной направленности на военно-профессиональную деятельность в процессе обучения курсантов военной образовательной организации»

Психология

УДК 378.09 + 159.9.07

В.А. Губин*, Д.Ю. Канболатов**, И.Б. Гайворонская***

Особенности мотивационной направленности на военно-профессиональную деятельность в процессе обучения курсантов военной образовательной организации

В статье рассматривается специфика мотивационной направленности на военно-профессиональную деятельность и совершенствование подготовки будущих офицеров в процессе обучения в военной образовательной организации войск национальной гвардии Российской Федерации. Внимание акцентируется на основных составляющих элементах мотивационной сферы деятельности, влияющих на процесс обучения курсантов военной образовательной организации.

Ключевые слова: направленность, мотивация, личность, курсант, социальные мотивы, учебная деятельность.

V.A. Gubin *, D.Y. Kanbolatov**, I.B. Gayvoronskaya***. Features of motivational orientation on military-professional activity in the learning process cadets military educational organizations. This article discusses the specifics of the features of motivational orientation on military-professional activity and the improvement of training of future officers in the process of learning the military educational organization of the national guard troops of the Russian Federation. Focus the main components of the motivational sphere of activities that affect the process of training of cadets of military educational organization.

Keywords: purposefulness, motivation, personality, cadet, social motives, educational activity.

Одной из особенностей морально-психологического состояния войск национальной гвардии Российской Федерации в период реформирования стало значительное изменение мотивационной сферы военнослужащих в процессе служебно-боевой деятельности.

Великий русский полководец М.И. Кутузов подчеркивал, что сила воинского духа преображает все обстоятельства деятельности войск.

Ориентация молодежи на военно-профессиональную деятельность, ценности военной службы как специфическое общественно-политическое явление выступают своеобразной оценкой значимости для общества военно-профессиональной деятельности. Недооценка престижности военной службы негативно отражается на боевой готовности, социально-психологическом климате в воинских коллективах. Уклонение от обязательной службы в армии стало социально одобряемой формой поведения молодёжи. Чтобы переломить эту негативную тенденцию, необходимо создание системы целенаправленного воздействия на молодёжь со стороны государственных и общественных организаций. Военно-профессиональная ориентация является частью, органическим элементом общей системы управления государством, инструментом военно-патриотического воспитания.

Исследование проблемы развития направленности на военно-профессиональную деятельность курсантов военной образовательной организации ВНГ РФ в процессе обучения является актуальным.

Данные проблемы изучались путём проведения эмпирических исследований, в ходе которых которых изучалась направленность на военно-профессиональную деятельность курсантов Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Общий объем выборки составил 206 человек, из них: 73 курсанта 1-го курса; 68 курсантов 3-го курса и 65 курсантов 5-го курса. Возраст испытуемых - в пределах от 18 до 25 лет.

Необходимость данного исследования обусловлена отсутствием целостного представления об особенностях развития военно-профессиональной направленности в процессе образовательной подготовки курсантов. Направленность личности - это сложное и многоплановое свойство, которое включает в себя разные взаимосвязанные компоненты. К явлению направленности личности впервые

* Губин, Владимир Алексеевич, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры психологии служебной деятельности Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д 1. Тел.: +79112602757. E-mail: [email protected].

** Канболатов, Денислам Юнусович, помощник начальника дежурной службы Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д 1. Тел.: +79216371220. E-mail: [email protected].

*** Гайворонская, Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина». Адрес: Россия, 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10. E-mail: [email protected].

* Gubin, Vladimir Alexeyevich, doctor of psychological sciences, professor, Honored Workers of Science of the Russian Federation, professor of psychology of service activity department of SPB MI TNG RF. Address: Russia, 198206, Saint-Peterburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +79112602757. E-mail: [email protected].

** Kanbolatov, Denislam Yunusovich, assistant of the chief of the service of SPB MI TNG RF. Address: Russia, 198206, Saint-Peterburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +79216371220. E-mail: [email protected].

*** Gayvoronskaya Irina Borisovna-candidate of psychological Sciences, associate Professor, State autonomous educational institution of higher professional education of the Leningrad region «Leningrad state University named after A. S. Pushkin». Address: Russia, 196605, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe shosse, 10. E-mail: [email protected]. © Губин В.А., Канболатов Д.Ю., Гайворонская И.Б., 2017

Губин В.А., Канболатов Д.Ю., Гайворонская И.Б. Особенности мотивационной направленности.

обратился С.Л. Рубинштейн, рассматривая её как «совокупность динамических тенденций, выражающих социальные потребности, систему мотивов и задач, которые ставит перед собой человек» [8].

Следует отметить, что в психологии до сих пор нет общепринятого определения понятия «направленность». Оно определяется как совокупность взглядов, идей, убеждений человека, ставших руководящими в его активной деятельности, направленной на достижение относительно сложных и важных целей [7], как целостная система установок, ценностных ориентаций личности, её жизненная позиция [1], как система побуждений, определяющих избирательность отношений и активности человека [8], как система доминирующих мотивов личности, определяющих её отношение к действительности [6]. Несмотря на такое разночтение понятия «направленность», можно заключить, что именно она определяет стойкое отношение человека к окружающей действительности, позволяет сделать свой профессиональный выбор, найти свой путь в достижении целей жизни.

О.В. Лишин включает в состав категории «направленность личности» не только мотивы, но и порождающие их отношения, считая, что понятия «направленность личности» и «базовая социальная установка» идентичны [5]. Наиболее чёткую формулировку понятия «направленность личности» дал Л.Ф. Железняк [3], который определял её как основанную на мировоззрении, устойчивую систему внутренних осознанных побуждений, жизненных целей, установок, перспектив, намерений и стремлений. Он особо отмечает, что направленность личности имеет системный характер, т.к. все элементы её структуры взаимосвязаны, взаимообусловлены и действуют как единая динамическая система. Профессиональная направленность, по Е.А. Климову, прежде всего, отражает элемент «Хочу», трансформируя «Могу» в «Думаю, что могу» и «Надо» в «Думаю, что надо» [4].

С понятием общей направленности личности связано понятие «военно-профессиональная направленность», под которым понимается избирательное отношение к профессии военного, ответственное отношение будущего офицера к своим служебным обязанностям [2].

В рамках военно-профессиональной направленности следует различать направленность на военную службу в целом и направленность на деятельность по конкретной военной специальности.

Военно-профессиональная направленность занимает особое место в структуре личности офицера, и её роль в формировании и развитии профессионально значимых свойств личности офицера трудно переоценить. Она включает интерес к военной профессии, призвание, профессиональные намерения и ожидания, склонности и способности к военно-профессиональной деятельности [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние военно-профессиональной направленности курсанта на эффективность его учебной и служебной деятельности является определяющим. Кроме того, как показал анализ литературы, основное влияние на формирование военно-профессиональной направленности курсантов оказывает специфика организации процесса профессиональной подготовки в военной образовательной организации. Для исследования мотивацивационно-потребностной сферы курсантов был использован пакет тестов, который включал: диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» (далее - ДК-НВПД) В.А. Губина и А.Л. Загорюева, предназначенный для диагностики выраженности направленности на военно-профессиональную деятельность, методику «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир, в модификации А.А. Реана), методику для диагностики учебной мотивации (А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.П. Бадмаевой). При сравнении данных курсантов в период обучения на 1-м и 3-м курсах по факторам диагностического комплекса направленности на военно-профессиональную деятельность (ДК-НВПД) было выявлено, что для курсантов 1-го курса фактор социального прогноза более значим, нежели для обучающихся на 3-м курсе, а также что важность интереса к профессиональной деятельности, самооценки профессиональной пригодности и социальной поддержки у курсантов 1-го курса значительно выше, чем у курсантов 3-го курса (все различия статистически значимы).

Полученные результаты можно объяснить тем, что, как правило, юноши, только получившие аттестат, стоят перед серьёзным выбором будущей профессии. Не так просто принять единственно правильное и окончательное решение, если для того нет неких предпосылок (например, из поколения в поколение мужская линия в семье славилась военными и т.д.). Если выбираемая профессия, по мнению значимых взрослых, является перспективной, развивающейся, хорошо оплачиваемой - выбор становится менее сложным и более очевидным. Фактор социальной поддержки также имеет важность для курсантов 1-го курса. Это можно объяснить необходимостью помощи со стороны в ходе знакомства с новым этапом своей жизни, ощущения большей личной ответственности и т.д.

Стоит заметить, что вышеназванные факторы оказались незначимы у курсантов 3-го курса. Причина - наличие уже имеющихся представлений о будущей профессии, что определяет её перспективность, характеризует определенный уровень интереса со стороны её обладателя. Каждый из курсантов к 3-му курсу полноценно знает её содержательную часть. Для данной категории испытуемых уже не важна поддержка со стороны, т.к. они способны самостоятельно применять полученные знания и навыки на практике. В ходе проведения подобного анализа между курсантами 3-го и 5-го курсов выявлены следующие особенности: самооценка профессиональной пригодности и социальной поддержки у курсантов 5-го курса значимо выше, чем у курсантов 3-го курса; ценностным ориентациям курсанты 5-го курса отдают большее предпочтение, нежели курсанты 3-го курса.

Подобный выбор является очевидным ввиду того, что испытуемый потратил почти 5 лет своей жизни для получения высшего военного образования, которое позволит ему работать по специальности. И в момент, когда образовательная цель почти достигнута, ему необходимо быть уверенным в личной профессиональной пригодности, ощущать свою значимость. Это позволит

Психология

судить о том, что затраченные ресурсы (в виде времени, сил и т.д.) принесли свои плоды. Ощущение социальной защищенности, поддержки также важно для курсантов 5-го курса.

Стоит заметить, что для курсантов 5-го курса более значим фактор ценностных ориентаций. Данный факт можно объяснить, вероятно, более высоким уровнем духовного развития.

Существенно ниже показатели направленности на военно-профессиональную деятельность у курсантов 3-го курса. Практически по каждому показателю, за исключением ценностных ориентаций, у курсантов 3-го курса были получены низкие показатели. По каждому из показателей разрыв кратен: интерес к профессиональной деятельности - в 2 раза, самооценка профессиональной пригодности - в 2,5 раза, социальный прогноз - в 11 раз, социальная поддержка - в 2 раза.

Таким образом, полученные результаты позволяют отметить, что, прежде чем определиться с профессией, следует чётко представлять себе содержание работы. Социальный прогноз, защищённость и поддержка, безусловно, важны, но если содержание работы не будет подходить юноше в силу его физиологических, индивидуально-психологических особенностей и т.д., то такая учеба, а впоследствии и работа, не будут приносить ему никакого удовлетворения.

По большинству показателей компонентов потребностно-мотивационной сферы значимые различия не обнаружены, однако можно отметить, что, например, внутренняя мотивация на протяжении пяти лет с каждым годом все больше и большеусиливается. Скорее всего, это связано с тем, что курсанты стремятся стать офицерами, видят конкретную цель, которая с каждым годом приближается.

Внешняя отрицательная мотивация снижается до минимальной на последнем курсе обучения. Это не удивительно, т.к. в первые годы обучения много сил расходуется на адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, новым правилам, новым людям. К сожалению, весь этот процесс не обходится без наказаний со стороны начальства.

Большинство воспитательных моментов строится таким образом, чтобы избежать наказания, выполнив определенные действия, приказания, например, научиться выполнять упражнения по физической подготовке. К отрицательным мотивам можно отнести: лишение очередного увольнения; выговор; строгий выговор; наряд на работы и т.д.

На старших курсах, после адаптации в курсантском подразделении, военнослужащему необходима мотивация, которая подтолкнет его к выполнению задачи без мысли о том, что его могут наказать. Наоборот, он должен знать, что за добросовестное исполнение должностных обязанностей и за разумную инициативу он может быть поощрён правами своих командиров.

Мотивы учебной деятельности, так же, как и профессиональной, нестатичны и изменяются на протяжении всех пяти лет. Самыми развитыми мотивами, как это и должно быть в учебной деятельности, являются учебно-познавательные мотивы, и к пятому курсу они не ослабевают. На данный факт влияет множество факторов образовательного процесса - таких как денежное стимулирование военнослужащих, которые учатся на хорошо и отлично, возможность участвовать в научно-практических конференциях на уровне войск, награждение за победы в олимпиадах по предметам обучения и т.д. Социальные мотивы также играют немаловажную роль в процессе учебной деятельности курсантов. Различные социальные гарантии во время прохождения учебы в военном институте значительно мотивируют образовательную деятельность военнослужащих: обязательная личная страховка; получение профессии; трудоустройство; социальные льготы; получение жилья после выпуска и т.д.

Социальные мотивы подталкивают курсантов к тому, чтобы учебная деятельность приносила только положительные результаты взаимодействия и саморазвития.

По результатам проделанной работы можно сделать ряд выводов.

1. Несмотря на богатый научный и практический опыт работы, наличие правовой базы и необходимых структур, помощь молодёжи в выборе военных профессий недостаточно эффективна. Наблюдается потребность в квалифицированной, систематической профориентационной и психологической помощи в выборе военных профессий. В этом процессе должны быть заинтересованы государственные институты и общество в целом.

2. Существует взаимосвязь между учебной и профессиональной мотивациями, эффективностью образовательного процесса и военной подготовки, военно-профессиональной ориентацией и определенными личностными качествами курсантов. Постепенное снижение мотивации обучения происходит на старших курсах, но на на выпускном курсе она выравнивается. Вместе с тем наблюдается положительная тенденция повышения военно-профессиональной направленности курсантов.

3. Учебной деятельностью курсантов необходимо руководить квалифицированно, создавая благоприятные условия для развития личности каждого обучаемого, целенаправленного формирования военно-профессиональной направленности.

4. Основной психологический механизм формирования направленности заключается в том, чтобы включить курсанта в учебный процесс, учесть его интересы и склонности путём постепенной постановки всё более сложных учебно-познавательных задач.

5. При исследовании военно-профессиональной направленности курсантов нельзя не учитывать военную составляющую образовательного процесса. Учебная деятельность курсантов полимотивирована, однако на каждом этапе профессиональной подготовки происходит изменение доминирующих мотивов.

Список литературы

1. Бодалев, А. А. Психология личности. - М., 2008.

2. Губин, В. А., Загорюев, А. Л. Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» : методическое руководство. - Екатеринбург: Екатеринбургский филиал АОУ ВПО «ЛГУ имени А С. Пушкина», 2011. - 98 с.

Ильина В.А. Современные представления о формировании показаний участников уголовного.

3. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского курсанта, ее формирование и развитие : дис. ... докт. психол. наук. - М.: ВПА, 1982.

4. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : учебник. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 2008. - 350 с.

5. Лабковская, Е. Б. Юридическая психология. Теории девиантного поведения : учеб. пособие.

- СПб., 2000. - 24 с.

6. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.

7. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова.

- СПб.: Санкт-Петербург, 1991. - 67 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер-Ком, 1998. - 688 с.

УДК 340.6 : 343.1 В.А. Ильина*

Современные представления о формировании показаний участников уголовного судопроизводства

В статье дан анализ современных представлений о формировании показаний участников уголовного судопроизводства, построенный на психофизиологических принципах соотнесения показаний с объективными закономерностями развития психики (знаниями в области закономерностей протекания психических процессов восприятия и памяти). Автор делает выводы об условности общепринятой классификации стадий формирования показаний участников уголовного судопроизводства и невозможности признать рассматриваемый вопрос полностью исследованным и раскрытым.

Ключевые слова: формирование показаний; допрос; юридическая (судебная) психология; участники уголовного судопроизводства.

V.A. Ilyina*. Modern ideas in respect to evidence formation of trial participants in criminal justice.

The article deals with the modern ideas, which are concerned with formation of trial participant evidence, based on psycho-physiological principles of evidence and mental evolution objective laws (knowledge in the sphere of the common factors of memory and perception psychical processes reaction behavior) correlation. The author has concluded that generally accepted classification of trial participant evidence stage formation is conventional and it is impossible to recognize the issue to be ultimately researched and solved.

Keywords: formation of evidence; questioning; legal (forensic) psychology; participants in criminal proceedings.

Вопрос о формировании показаний участников уголовного судопроизводства является одним из основополагающих в судебной практике, поскольку связан с оценкой показаний, имеющей важное значение для принятия заключительного решения по уголовному делу. Формирование в широком смысле - это процесс, в котором чему-либо придается форма или устойчивость, законченность [14, с. 856]. Очевидно, что окончательная форма и есть основная цель (результат) процесса формирования.

В уголовно-процессуальном (правовом) смысле свою законченность или сформированность показания участников уголовного судопроизводства приобретают в сведениях, зафиксированных в протоколе допроса в установленном законом порядке. Показания, содержащиеся в данном процессуальном документе, в совокупности с другими доказательствами служат основанием для вынесения судебного решения. Порядок получения показаний, их фиксации, оценки и т.п. предусмотрен уголовно-процессуальным законом (ст. 164, 184 УПК РФ). Чтобы приобрести окончательный вид или форму, показания формируются во времени. Как сведения о событии, они первоначально воспринимаются участниками, хранятся в их памяти и затем воспроизводятся на допросе. Этот аспект процесса формирования показаний носит психологический характер, поскольку процессы восприятия, запоминания и воспроизведения - это психические процессы.

Одним из первых, кто предпринял попытку обобщить знания о закономерностях психических процессов и их использовании в процессе допроса, был венгерский криминалист Имре Кертэс (1926-2004). Им были рассмотрены такие психические процессы, как ощущение, восприятие, память и мышление применительно к вопросу о формировании показаний участников уголовного судопроизводства, получению и оценке показаний в ходе допроса, тактике постановки вопросов

* Ильина, Валентина Анатольевна, доцент кафедры организации и методики уголовного преследования, Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат психологических наук, доцент, юрист 2 класса. Адрес: Россия, 664035, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1. Тел. 8-914-909-16-38. E-mail: [email protected].

* Ilyina, Valentina Anatolyevna, Associate Professor of the Chair of Organization and Methods of Criminal Prosecution of the Irkutsk Law Institute (Branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, PhD in Psychology, Associate Professor, Jurist, 2d class. Address: Russia, 664035, Irkutsk, Shevtsova str., 1. Ph.: 8-914-909-16-38. E-mail: [email protected].

© Ильина В.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.