Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гридина Л.В., Дулинец Г.Г.

В данной статье представлен анализ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях МБДОУ ХХ. Показано, что особенности формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста зависит не только от внутренней позиции школьника, а так же от условий, которые будут созданы в образовательной организации.This article presents an analysis of the motivational readiness of children of preschool age to school in the conditions of MBDOU XX. It is shown that the features of the formation of motivational readiness in children of preschool age depends not only on the internal position of the student, as well as on the conditions that will be created in the educational organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

УДК 740.

Гридина Л. В. студент магистрант КГПУ им.В.П.Астафьева научный руководитель: Дулинец Г. Г., к.пс.н.

доцент

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К

ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. В данной статье представлен анализ мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в условиях МБДОУ ХХ. Показано, что особенности формирования мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста зависит не только от внутренней позиции школьника, а так же от условий, которые будут созданы в образовательной организации.

Ключевые слова: мотивационная готовность, психологическая готовность к школьному обучению, старший дошкольный возраст.

MOTIVATIONAL READINESS, PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL EDUCATION, SENIOR PRESCHOOL AGE.

This article presents an analysis of the motivational readiness of children of preschool age to school in the conditions of MBDOU XX. It is shown that the features of the formation of motivational readiness in children of preschool age depends not only on the internal position of the student, as well as on the conditions that will be created in the educational organization.

Проблема готовности детей к школе является одной из важнейших в современной педагогике и психологии, так как, с одной стороны, требования социума к интеллектуальному уровню человека становятся все выше, а с другой стороны, существует целый ряд факторов, осложняющих своевременное интеллектуальное развитие ребенка. При этом, от решения этой проблемы зависит и построение наиболее эффективной стратегии обучения, и осуществление полноценной учебной деятельности у обучающихся в начальной школе.

Мотивационная готовность рассматривается в отечественной психологии исследователями Л.И.Божович, Д.Б.Элькониным [8], в первую очередь, как зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Это совокупность определенных качеств, компетенций и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения, когда в основе деятельности ребенка начинает доминировать не увлеченность игровым процессом, а стремление узнать что-то новое, попробовать свои силы в новом виде деятельности и достичь определенного результата.

Основной акцент в работах Л.А.Венгера, Н.И.Гуткиной сделан на социальных мотивах учения, которые позволяют обнаружить последовательность в формировании внутренней позиции школьника и определяют его личностную готовность к школьному обучению. В целом, школьную готовность можно определить как способность ребенка успешно отвечать когнитивным, социальным, физическим и эмоциональным ожиданиям, связанным с посещением школы [3,5].

Формирование готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. В современных исследованиях указывается на то, что количество детей с несформированной готовностью к школьному обучению, увеличивается. В городских школах составляет 10-50 %, а в сельских - 75-90 % [6].

Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская и др. [1]. Исследованием мотивационной (личностной, социально -психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, В.К. Котырло и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что мотивационный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом воспитания [4].

Актуальность проблемы мотивационной готовности к систематическому обучению детерминирована также и ростом числа «немотивированных» детей, как считают исследователи Г. Н. Жаворонков, И. А. Невский [7]. Специалисты считают, что проблема неуспевающих в школе детей выходит за рамки психологической проблемы и становится одной из актуальных и трудно решаемых социальных проблем. Ежегодно увеличивается рост детей, не готовых к школе, не желающих идти в школу, среди которых все чаще попадают дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.

Именно в дошкольном возрасте ребенок накапливает опыт, который становится базой для формирования психологической готовности, в том числе и мотивационной, к школьному обучению. Этот этап жизни человека мы рассматриваем как один из факторов, обеспечивающих успешную социализацию и самореализацию личности. Поэтому компонент «мотивационная готовность ребенка к школе» на сегодняшний день является значительным аспектом в развитии дошкольника, это подчеркивается педагогами и осознается родителями. Этим определяется и необходимость поиска эффективных методов и средств, которые будут способствовать развитию у детей мотивации к познанию, осознания своей новой позиции,

связанной с очередным этапом взросления. Решение этой задачи требует серьезного изучения особенностей развития мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) отмечают важность именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Известно, что мотивы, будучи основой деятельности, оказывают значимое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Например, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны рефлексия и оценка полученного результата деятельности [2,5].

В условиях дошкольной образовательной организации используются различные методы психолого-педагогического влияния для развития мотивации детей к обучению и достижениям, обеспечения перехода ребенка в новую социальную и образовательную ситуацию. Если использовать систему занятий с использованием художественной литературы и организации сюжетно-ролевой игры, направленных на развитие внутренних мотивов учения и положительного эмоционального отношения к школе, формирование мотивации к обучению может стать более эффективным. В связи с этим представляется важной такая цель исследования, как изучить формирование мотивационной готовности детей к школьному обучению в условиях образовательной организации. Результатом такого исследования должна стать программа по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации, эффективность которой будет подтверждаться экспериментально.

Разработанная программа будет расширять возможности повышения мотивации учения у старших дошкольников, может применяться в работе психологической службы дошкольной образовательной организации по развитию готовности к школьному обучению, в развитии мотивационной готовности к школьному обучению.

Использованные источники:

1. Архипова Г.К., Коваленко В.И. Учебная мотивация как критерий готовности к школе // Смальта. 2016. № 2. С.61-64.

2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: МГУ, 1992. С. 2637.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание,

1994. 234 с.

4. Готовность к школе / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Наука-Академия,

1995. 119 с.

5. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007. 208 с.

6. Заляева А.В. Особенности психологической готовности современного ребенка к обучению в школе. // Психология. Социология. Педагогика. 2012.

№ 6 (19). С.33-37.

7. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет / под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М.: Педагогика, 1998. 347 с.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 194 с.

УДК 65.01

Грицай К.В. студент 3 курса

факультет Корпоративной экономики и предпринимательства

Новосибирский Государственный Университет экономики и управления «НИНХ» научный руководитель: Матерн Н.А.

старший преподаватель Россия, г. Новосибирск ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕСС ПРЕОДОЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ

Аннотация: В статье рассматривается влияние организационной культуры на процесс преодоления сопротивления изменениям. Проведен анализ понятия «организационная культура», выделены его основные составляющие. Раскрыты причины сопротивления персонала изменениям, взаимосвязь типов организационной культуры и степени сопротивления. Предложены методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

Ключевые слова: организационная культура, сопротивление изменениям, организация.

Gritsay K. V.

Student

3 course, Faculty of Corporate Economics and Entrepreneurship Novosibirsk State University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk Scientific adviser: senior lecturer Matern N.A. THE INFLUENCE OF ORGANIZATIONAL CULTURE ON THE PROCESS OF OVERCOMING RESISTANCE TO CHANGE

Annotation: The article deals with the influence of organizational culture on the process of overcoming resistance to change. The analysis of the concept of "organizational culture", highlighted its main components. Reveals the reasons for the resistance of staff to change, the relationship of organizational culture and the degree of resistance. Methods of overcoming resistance to organizational changes are proposed.

Key words: organizational culture, resistance to change, organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.