РАЗДЕЛ IV ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДК 376.435
Е.С. Авдеева, Н.Л. Егорова
Курганский государственный университет,
Курган
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С КОМПЛЕКСНЫМИ ДЕФЕКТАМИ
Аннотация. В статье раскрывается понятие «речевая деятельность», ее фазы, особенности ее формирования у учащихся младших классов с комплексными дефектами (нарушение интеллекта умеренной степени, осложненное РАС), а также психолого-педагогическая характеристика таких детей.
Ключевые слова: комплексный дефект, речевая деятельность, мотивационная фаза речевой деятельности, младшие школьники.
E.S. Avdeeva, N.L. Egorova Kurgan state University, Kurgan
FEATURES OF MOTIVATIONAL COMPONENT OF SPEECH ACT INCHILDRENWITH COMPLEXDEFECTS
Abstract. The article reveals the concept of speech activity, its phases, peculiarities of its formation in primary school students with complex defects (intellectual impairment of moderate degree, complicated ASD), as well as psychological and pedagogical characteristics of such children.
Key words: complex defect, speech activity, motivational phase of speech activity, junior schoolchildren.
В настоящее время все более актуальной становится проблема обучения и воспитания учащихся с тяжелыми комплексными нарушениями. Это связано с постоянно возрастающим количеством таких детей. К комплексным (они же сложные, сочетанные, комбинированные) нарушениям развития относят случаи, когда у ребенка (подростка) одновременно отмечается наличие двух или нескольких нарушений, каждое из которых представляет собой самостоятельный первичный дефект развития. 46
В данной работе мы рассматриваем такой сложный комплексный дефект, как сочетание умеренной умственной отсталости ^ 71) и расстройств аутистического спектра ^ 84). Первичным дефектом здесь является нарушение интеллекта, а расстройство аутистического спектра - вторичным.
Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Данная патология развития характеризуется диффузным характером нарушений: страдает как интеллект, так и высшие психические функции, в частности память, внимание, мышление. Это определяется особенностями высшей нервной деятельности [3].
У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается стойкое нарушение мышления вследствие поражения или недоразвития мозговых структур. Восприятие снижено, часто непроизвольно. Снижен объем воспринимаемого материала, а также наблюдается искажение воспринимаемого предмета или явления. Недоразвита речевая деятельность. Наблюдаются нарушения всех сторон речевого развития. Развитие памяти слабое, уровень запоминания, сохранения и воспроизведения информации низкий. Внимание у таких детей имеет малую устойчивость, возникают трудности с распределением внимания и его переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, они быстро отвлекаются. Страдают волевые процессы. Дети несамостоятельны, не инициативны, импульсивны, не умеют противостоять воле другого человека. Проявляется недоразвитие эмоциональной сферы, отсутствуют оттенки переживаний, дети эмоционально незрелые, проявляют нестабильность чувств, трудно понимают мимику и выразительные движения. С трудом осваивают новые игры, но с удовольствием играют в знакомые. Имеют заниженную самооценку, низкий уровень развития навыков общения [3].
Расстройства аутистического спектра (РАС) -это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий) [1].
Особенности развития при РАС можно описать следующим образом:
• отсутствие или недостаточность потребности в контактах;
• избыточная или недостаточная реакция на сенсорные раздражители;
• стремление к педантичности, неизменности окружающего пространства, ритуализации;
• речевые нарушения разнообразны и зависят от степени нарушения.
Таким образом, при комплексном нарушении на нарушения ВПФ и психического развития, специфичных для нарушения интеллекта, накладываются специфические особенности, характерные для РАС. Эти особенности усложняют диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Человек есть существо социальное и его развитие возможно только через общение с другими людьми. Современная психология рассматривает речь как одну из форм высшей психической деятельности, во взаимодействии с другими функциями. В контексте деятельностного подхода речь рассматривают как речевую деятельность. Как и любая другая деятельность, она имеет фазную структуру. Различные авторы выделяют разное количество фаз речевой деятельности, но практически в каждой такой периодизации существует мотивационная фаза или мотив. В своей работе мы опираемся на фазную структуру, определенную И.А. Зимней:
1 Мотивационно-побудительная.
2 Ориентировочно-исследовательская.
3 Исполнительная и одновременно контролирующая [2].
Мотивационно-побудительная фаза реализуется во взаимодействии потребностей, мотивов и целей речевой деятельности как будущего ее результата. В психологии мотив определяется как желание, стремление к осуществлению деятельности.
Если в речевой деятельности отсутствует мотив, то ее дальнейшее развитие невозможно. Так происходит при аутизме. Это является одним из основных проявлений данного нарушения в развитии. Специфической особенностью детей с аутизмом является несформированность или недоразвитие мотивационной фазы речевого высказывания. Отсюда следует и нарушение коммуникации. Если выпадает одна из фаз речевой деятельности, дальнейшее существование высказывания невозможно. Таким образом, при РАС мы видим отсутствие речи как следствие отсутствия мотива и потребности в общении.
При этом, при комплексном дефекте на недоразвитие мотивационно-потребностной сферы накладывается сложность ее формирования, связанная с нарушением интеллекта. Нарушение интеллекта определяет недоразвитие всех высших психических функций, в том числе речи как одной из них. А РАС накладывает низкую мотивацию общения и обучения, а также стремление минимизировать контакты с окружающим миром.
Список литературы
1 Бондарь Т. А. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. А. Бондарь, И. Ю. Захарова. -Москва : Теревинф, 2013. - 281 с.
2 Зимняя И. А. Речевая деятельность и психология речи / И. А. Зимняя // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. - Москва : Наука, 1974. - С. 64-72.
3 Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков /Д. Н. Исаев. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 309 с.
References
1 Bondar T. A. Podgotovka k shkole detey s narusheniyami emotsionalno-volevoy sfery: ot individualnykh zanyatiy k obucheniyu v klasse / T. A. Bondar, I. Yu. Zakharova. - Moskva : Terevinf, 2013. - 281 s.
2 Zimnyaya I. A. Rechevaya deyatelnost i psikhologiya rechi / I. A. Zimnyaya // Osnovy teorii rechevoy deyatelnosti/otv. red.
A. A. Leontyev. - Moskva : Nauka, 1974. - S. 64-72.
3 Isayev D. N. Umstvennaya otstalost u detey i podrostkov/ D. N. Isayev. - Sankt-Peterburg : Rech, 2003. - 309 s.
УДК 371.927
Д.Л. Болдырева, Л.С. Дмитриевских Курганский государственный университет, Курган
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ У БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В работе рассмотрены особенности мотивации к речевому общению в норме и у безречевых детей, также проанализированы различные источники и представлены компоненты и параметры речевого общения.
Ключевые слова: мотивация, речевое общение, безречевые дети, алалия.
D.L. Boldyreva, L.S. Dmitrievskikh Kurgan state University, Kurgan
FEATURES OFMOTIVATIONTO SPEECH COMMUNICATION IN NON-VERBAL CHILDREN
Abstract. The paper considers the features of motivation to speech communication in normal and non-verbal children, it also analyzes various sources and presents the components and parameters of speech communication.
Key words: motivation, verbal communication, non-verbal children, alalia.
Проблема мотивации к речевому общению является актуальной в наше время, так как общение -важное условие жизни человека. Во все времена общение удовлетворяло потребности человека, именно поэтому общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь избираемым и планируемым способом, средством удовлетворения потребностей, влечений, желаний [1].
С точки зрения педагогики М.Ю. Олешков и
B.М. Уваров понимают под речевым общением
47