Каждый компонент речевого общения имеет свои особенности как в норме, так и при патологии. Рассмотрим их и с той, и с другой стороны.
На основе анализа литературных источников мы можем сказать, что коммуникативный компонент речевого общения достаточно сложен. В норме дошкольники проявляют инициативу в общении, хорошо владеют устной речью, свободно выражают свои мысли и желания, делятся впечатлениями со сверстниками. У дошкольников сформирована готовность помочь окружающим, проявить сочувствие.
У детей дошкольного возраста речь становится грамматически правильной и выразительной, увеличивается словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем, ребенок пользуется различными по структуре предложениями и умеет строить свое языковое общение со взрослыми и сверстниками. Е.Д. Божович указывает, что ребенок использует данные речевого опыта, накопленного в процессе общения, и знания о языке, усвоенные в ходе специального обучения [1]. Все это характеризует языковой компонент речевого общения.
Когнитивный компонент в составе речевого общения очень важен, поскольку он определяет уровень речевого высказывания. Анализируя поступающую информацию, дошкольник проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, проявляет творческую инициативу, ищет наилучшие пути решения проблемы и планирует собственные действия. В дошкольном возрасте формируется произвольное внимание, улучшается память, развивается воображение. Сформированность мышления проявляется в умении ставить цели, искать пути и средства их достижения. У детей закрепляется внутренний план действий и их оценка.
Но не всегда вышеперечисленные компоненты развиваются в соответствии с нормой. В следствии действия различных вредоносных факторов наблюдается патологическое формирование элементов речевого общения.
Так, при ОНР I уровня наблюдаются значительные изменения в коммуникативном, языковом и речевом компонентах изучаемого явления.
В коммуникативном общении старшего дошкольника с ОНР I уровня наблюдается, по мнению Р.Е. Левиной, отсутствие фразовой речи, дети выражают свои мысли отдельными словами. Такой ребенок не ориентируется в ситуации общения, не понимает и не осознает задачу коммуникации, не усваивает смысл сказанного. Кроме того, дети не могут высказать свое отношение к донесенной информации и не могут сделать выводы в процессе общения.
Следует также подчеркнуть, что языковые средства у старших дошкольников с ОНР I уровня также не сформированы. Могут полностью отсутствовать словесные средства общения, наблюдается лишь звуковые комплексы. Н.А. Никашина
отмечает, что языковой компонент не развивается вследствие дефектов звукопроизношения. Активный словарь бедный, однако пассивный достаточно широк, это создает впечатление, что дети все понимают, но ничего не могут сами сказать.
Когнитивный компонент также несовершенен вследствие отставания развития речи как одной из высших психических функций. Старшие дошкольники с ОНР I уровня обладают некоторыми предпосылками развития познавательных действий, но отстают по уровню становления мышления, внимания, памяти, воображения и т.д. Логические операции дети осваивают с трудом, внимание ослаблено, степень овладения навыками обобщения, сравнения, анализа и синтеза отстает от таковой у нормально развивающихся детей.
Таким образом, анализ компонентов речевого общения в норме и при ОНР I уровня показал, что коммуникативный компонент, под которым понимается способность устанавливать контакт с собеседником, языковой - как владение всеми сторонами родного языка и когнитивный - развитие познавательной деятельности и ВПФ, при ОНР I уровня грубо нарушены. Поэтому важной задачей современного образования является развитие этих компонентов у детей с целью формирования будущего полноценного члена общества.
Список литературы
1 Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы /Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 33-45.
2 Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учеб. пособие / О. М. Казарцева. -Москва : Флинта : Наука, 2001. - 495 с.
3 Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - С. 67-89.
References
1 Bozhovich E. D. Razvitiye yazykovoy kompetentsii Shkolnikov: problemy i podkhody /E. D. Bozhovich // Voprosy psikhologii. - 1997. - № 1. - S. 33-45.
2 Kazartseva O. M. Kultura rechevogo obshcheniya: teoriya i praktika obucheniya : ucheb. posobiye / O. M. Kazartseva. -Moskva : Flinta : Nauka, 2001. - 495 s.
3 Levina R. E. Kharakteristika obshchego nedorazvitiya rechi u detey / R. E. Levina // Osnovy teorii i praktiki logopedii/pod red. R. E. Levinoy. - Moskva : Prosveshcheniye,1967. - S. 67-89.
УДК 371.927 Л.С. Дмитриевских
Курганский государственный университет, Курган
АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Аннотация: В статье представлен анализ существующих подходов к формированию мо-
тивации речевого общения. Описаны основные функциональные особенности коммуникативных ситуаций, эффективных в обучении речевому общению.
Ключевые слова: речевое общение, мотивация.
L.S. Dmitrievskikh
Kurgan state University, Kurgan
ANALYSIS OF WAYS OF INFLUENCE ON THE MOTIVATIONAL COMPONENT OF VERBAL COMMUNICATION IN PRESCHOOLERS WITH SPEECH PATHOLOGY
Abstract: The article presents the analysis of existing approaches to the formation of motivation of speech communication. The main functional features of communicative situations effective in teaching speech communication are described.
Key words: speech communication, motivation.
Анализ современных исследований речевого развития дошкольников показал, что во всех исследованиях затрагиваются вопросы мотивацион-ного обеспечения обучения речи. К настоящему времени доказана необходимость специального мотивирования заданий на занятиях по развитию речи детей, разработаны приемы обучения, учитывающие и развивающие внутренние мотивы детей. Однако существуют значительные противоречия в имеющихся данных. Так, ведущее место в обучении старших дошкольников отводится разным группам мотивов: игровым (В.В. Гербова, Э.П. Короткова), социальным (Ф.Г. Даскалова), подготовки к школе (Л.В. Ворошнина) [2, 3].
Так, если Л.В. Ворошниной доказано значительное влияние мотивов подготовки к школе на качество речевого развития детей, то В.В. Гербовой выявлена их низкая эффективность. Многообразные известные приемы обучения, актуализирующие игровые, познавательные, социальные мотивы речи дошкольников, рассматриваются вне связи друг с другом, не обобщены в единую систему. Поэтому они отбираются произвольно, без учета этапа обучения и изменения потребностей и интересов детей в ходе их развития.
Эти противоречия отражаются и в действующих программах дошкольного образования. В них по-разному решаются проблемы развития моти-вационной сферы личности ребенка. Так, в программе «Радуга» предусматривается формирование осознанных мотивов овладения речевыми умениями на специальных занятиях.
В программах «Развитие» и «Детство» в качестве основного способа педагогического воздействия на мотивы речи детей рассматривается организация совместной со сверстниками лич-ностно-значимой деятельности.
В программе «Гармония» проблема представлена с точки зрения приемов переключения внимания детей с игры на занятие.
Для определения мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать и результаты исследований, направленных на выявление педагогических условий возникновения у дошкольников интереса к разнообразным видам деятельности (В.Н. Андреева, Л.Н. Вахрушева, Р.И. Капустина и другие) [1, 2].
Это связано с тем, что интерес может рассматриваться как один из мотивов деятельности, вызывающий потребность в ее освоении. В исследованиях было доказано, что в старшем дошкольном возрасте можно сформировать достаточно устойчивый интерес к деятельности, если обеспечить:
- положительное эмоциональное отношение к предметам и видам деятельности;
- наличие у детей необходимого запаса знаний и умений;
- активную деятельность ребенка и его активную позицию в обучении;
- интеграцию разнообразных видов занятий с учетом индивидуальных способностей;
- взаимосвязь различных занятий и детской самостоятельной деятельности;
- сотруднические взаимоотношения между педагогом и детьми;
- интерес самого педагога к данному виду деятельности.
Перечисленные условия способствуют возникновению у детей интереса к деятельности за счет развития ее внутренних мотивов и их осознания ребенком.
В этой связи представляют интерес исследования, в которых просматривается взаимосвязь развития познавательных мотивов и речевых умений детей. Так, Н.В. Сергеева подтвердила, что на учебном материале, отобранном с учетом интересов детей, эффективнее протекает формирование речевых умений у детей. Ею прослежена и обратная зависимость: именно высокий уровень речевого развития стимулирует развитие познавательных интересов, поэтому у детей с низким уровнем развития речи интересы неустойчивы, либо отсутствуют.
Условия, побуждающие детей к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, способствующие возникновению познавательных мотивов речевой деятельности, изучались Д.А. Исмаиловой. К ним автором отнесены:
- работа по микропрограммам, составленным с учетом индивидуальных интересов детей;
- постановка доминирующей цели в жизни группы, вовлечение детей в коллективную деятельность и обогащение общими переживаниями;
- обеспечение предметной опоры для содержательного общения: книги, игрушки, картины, видеофрагменты;
- организация поэтапного обучения способам
57
общения.
Реализация данных условий способствовала развитию познавательных мотивов, желанию делиться своими впечатлениями, мыслями, увеличению количества вопросов детей к педагогу по содержанию материала.
В результате изучения взаимосвязи развития познавательных мотивов и речи детей были определены значения осознания детьми этих мотивов и способы их актуализации в процессе общения. Эти способы обладают высоким развивающим и мотивообразующим потенциалом.
Исследователями разработаны программы достижений ребенка, обоснованы необходимость построения начальных этапов обучения на основе игры и постепенного перехода к использованию учебных моментов.
И.Б. Козина уточнила, что применение фрагментов занятий, построенных «как урок» возможно и эффективно только в случае сформированного устойчивого интереса к школе у детей.
Интересные данные о мотивационном компоненте речи детей в учебных ситуациях получены в исследованиях, посвященных изучению специфики обучения речевым умениям детей в условиях школьного обучения (А.С. Зимульдинова, Т.А. Ладыженская, В.Н. Полосухина и другие) [3].
Исследователями обоснована необходимость взаимосвязи содержательного, операционного и мотивационного компонентов обучения речи в реализации поставленной цели. Выделена функция мотивационного компонента, заключающаяся в создании эмоционально-положительного личност-но-значимого отношения к создаваемым детьми текстам через стимулирование чувств удивления, интереса, увлеченности и удовлетворения результатами деятельности.
Определены функциональные особенности коммуникативных ситуаций, эффективных в обучении «шестилеток»:
- пограничный характер ситуаций в системе «игра - учебный процесс»;
- высокие потенциальные методические возможности актуальных средств обучения, задающих все компоненты коммуникации;
- обеспечение творческой речевой работы над текстовой основой ситуации.
Анализ педагогических исследований по изучаемой проблеме позволяет сформулировать основные положения, характеризующие современные научные представления о способах воздействия на мотивационный компонент речевой деятельности детей:
1 Становление методики развития речи способствовало выявлению возможности и целесообразности прямого воздействия на мотивы речи детей дошкольного возраста через специальные занятия, актуализирующие познавательную активность детей, обеспечивающие успешность подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
2 Успешность школьного обучения детерми-
нирована иерархией мотивов с доминантой на социальные, личностно-значимые и учебно-познавательные мотивы, а также полимотивированностью познавательной деятельности детей.
3 В теории и методике дошкольного образования доказана продуктивность коммуникативного подхода к обучению детей.
Но многочисленные, порой противоречивые друг другу рекомендации, касающиеся педагогического воздействия на мотивационную сторону речевой деятельности, не рассматривались специально в аспекте мотивационной готовности детей к школьному обучению.
В современной практике дошкольных учреждений нередко управление мотивационной стороны деятельности детей имеет бессистемный (случайный) характер, что снижает познавательный и креативный потенциал будущих школьников, создает предпосылки для так называемого «мотивационного вакуума» при обучении в школе.
При этом дошкольное детство с его сензитив-ностью, открытостью в постижении мира является базой для формирования у маленького человека мотивационной готовности к обучению.
Список литературы
1 Андреева И. Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и эмоционального благополучия ребенка / И. Н. Андреева // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии : сб. материалов
I междунар. науч.-практ. конф. (Брест, 14-15 апр. 2015 г.) / под общ. ред. Е. И. Медведской. - Брест : БрГУ, 2015. -С. 93-96.
2 Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В. В. Гербова. - Москва, 2013. - 110 с.
3 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : хрестоматия / сост. Л. В. Ворошнина. - Пермь, 2001. - 563 с.
References
1 Andreyeva. I. N. Vzaimosvyaz emotsionalnogo intellekta roditeley i emotsionalnogo blagopoluchiya rebenka /
I. N. Andreyeva //Sotsialnaya psikhologiya zdorovia i sovremen-nyye informatsionnyye tekhnologii: sb. materialovI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Brest. 14-15 apr. 2015 g.) /pod obshch. red. E. I. Medvedskoy. - Brest: BrGU, 2015. - S. 93-96 .
2 Gerbova V. V. Kommunikatsiya. Razvitiye rechi i obshcheni-ya detey v podgotovitelnoy k shkole gruppe detskogo sada /
V. V. Gerbova. - Moskva, 2013. - 110 s.
3 Teoriya i metodika razvitiya rechi detey doshkolnogo voz-rasta : khrestomatiya / sost. L. V. Voroshnina. - Perm, 2001. -563 s.